Разделы сайта
Выбор редакции:
- Ток-шоу "экология жилища и здоровье человека"
- Состав и строение земной коры Горные породы по группам
- Характеристика планет земной группы
- Прилагательные в английском языке Многосложные прилагательные в английском языке примеры построения
- Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Викинги. Ирландская сага Скандинавские саги читать онлайн
- Святополк I (князь Великой Моравии) Святой ростислав князь моравский
- Михаил Ланцов Смерть Британии!
- Том Сойер - обычный ребенок из благополучной семьи
- Алексей Кириллович Разумовский
- Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г
Реклама
Евгений басов. Заброшенная чукотка Басов чукотка жж |
Делать пока нечего мне здесь, в Анадыре. Вся основная активность начнется позже. А прилетел я сильно заранее, потому что самолет из Магдана только раз в неделю. Поэтому пока развлекаю себя как могу. С утра поперся погулять по городу. Ну интересно же. Хотя вчера до 12 ночи уже гулял. Красил город, я же резист, должен отвечать этому высокому званию. А сегодня позавтракал, и опять пошел. Только фотик взял с собой. Хотел город поснимать. Но не удалось. Сегодня в Анадыре туман и морось. Морось - это такой вроде бы дождь, но не дождь. Просто туман и в нем куча мельчайшей взвеси воды в воздухе. Идешь, не зги не видно, а на тебе оседает куча воды. Поэтому толком поснимать город сам не удалось. Единственное что получилось, это выйти к порту Анадыря во время просветления погоды. Там фотик и достал. И не пожалел - объясню почему ниже. А пока - немного порта - сердца города. И да, как обычно, все кто бывает на Чукотке - фотографируют цены в магазинах. Это же шок и сенсация. Поэтому я тоже их пофотал! :))) Сердце Анадыря, не боюсь преувеличить. Город на краю земли, который снабжатеся только морем в период открытой навигации. Магадан тоже морем снабжается - но у нас хотя бы навигация круглогодичная. А здесь зимой - швах. Не пробится. Арктика. Сейчас навигация уже началсь, но судов в порту нет пока. Хотя свежие продукты уже завезли. Во всяком случае - помидоры с огурцами уже есть в магазинах. В поту много старых судов. На метал их, что ли режут, не знаю. А может, обслуживают на берегу, а потом выпускают в море. Очень удивился этим объектам на другом берегу лимана. Ветрянные электростанции. Не знаю - работают ли, но судя по обшаропнности общей - скорее всего нет. А жаль. Ведь как круто было бы... Прошел чуть дальше - увидел двух девочек прогуливающих школу восторженно чего-то орущих. Подошел поближе - и понял причины их волнения. Белухи. И много. Очень много. Появлялись и исчезали. Некоторые с детенышами. Очень грациозное животное на самом деле. Залип на них смотреть минут на 30. А вчера, пока шли на катере из порта - их не видел. Сильно пожалел - что оставил в хостеле телевик. Так бы детали рассмотрели бы. Но не судьба. Может в следующий раз. Вот такие грациозные животные с дыркой в голове. Кстати, очень хорошо слышно, как они дышат и выбрасывают воду через эту дырку. И приятно наблюдать их именно в естетсвенной среде. Единственно, над чем задумался - это о вопросе - как их воспринимают рыбаки Анадыря? Ведь они наверняка воруют рыбу из сетей. Наблюдаем. Ну а дальше опять все заволокло туманом и моросью. Спрятал фотик, и пошел в магазин контролировать цены. Огурцы и помидоры. Огурцы - 495 рублей. Помидоры черри 295 рублей. А вот московские помидоры подороже - 550 рублей... Негуманно, но это Чукотка! Увидел в супермаркете книгу . Тоже негуманно. Окорок Венский - 795 рублей. В Магадане он рублей по 300-400. И вид у него - не такой уставший у нас обычно. Колбаски маленькие вверху по 130 рублей за 70 грамм. Мда. Даже для Магадана негуманно. Но что тут сделаешь... :) Масло растительное, обыкновенное. 165 рублей за бутылку. Нашел свой любимый Доброфлот. Правда, копченой сайры не увидел, а к печени минтая я равнодушен. Тем более за 165 рублей за банку. Еще колбасец. 740, 970 и 1250 рублей в зависимости от вида. Ну, чо сказать - это Чукотка. Знал - куда летел. :) Всякая кулинария местная тоже не очень гуманно стоит. А вот оленина амгуэмская - дешевая относительно. 395 рублей за кг мороженного куска мяса. В Амгуэму я еще слетаю, поэтому брать не стал - там дешевле будет, точно знаю. Хотя, в принципе, можно было и взять. Пожарить стейк вечером из оленины - да сожрать, чем не ужин? :) Рыба местная - дешевая. Ну это понятно. Местная же. Правда - навага страшная, как моя жизнь. Но ей сейчас не сезон, поэтому видать, с зимы осталась. Сиг за 270 рублей - недорого. Клешни краба - в Магдане дешевле - рублей по 900 сейчас! Выпечка. Около 450 рублей килограмм. Сладкое я не ем и в Магадане, поэтому даже не знаю - дорого это или нет. В общем-то на этом закончил обзор цен, потому что позвонили с конторы и отвлекли. Надо было решать рабочие вопросы. Вроде отпуск, а все равно работа не отпускает. Но тем не менее - представление о ценах можно получить. Дорого или нет? Как по мне - с учетом удаленности от всего - да не сильно то и дорого. Народ на улицах не выглядит изможденным, значит покупает по этим ценам. Больше цен поражает на самом деле сильная урезанность ассортимента. Ну реально, мало всего, мало выбора. И вот вся эта скудость выбора+цена на то, что есть - и создает как раз картину - что все плохо. Хотя на самом деле - для жителей Анадыря - это обыденность. Это не плохо, это вполне еще хорошо. Ведь навигация началась, это уже разнообразие. Зимой видно хуже все. З. ы. Красную икру не сфотал - но она у них дешевле, чем в Магадане. У нас свежая сейчас по 5000 за литр, а здесь, на Чукотке - всего 2800. При этом у нас - только горбушовая пока, а тут - икра нерки. Она реально вкуснее - ну, кто разбирается - тот знает.. З. з. ы. Походу, с полетами на квадрокоптере над Анадырем пролечу, как год назад самый капризненький блогер рунета. Погоды нет и ветер постоянный! :(Печально. Может, в Эгвекиноте наверстаю... Отправляясь на край России и Земли, я примерно так себе всё и представлял. За спиной путешествия по Сахалину и Камчатке, по другим медвежьим углам нашей страны. История везде одна: развалился Союз, всё просрали вслед. Жизнь здесь на самом деле трудная, и на Чукотке даже веришь, что климат мешает строить дороги и нормально существовать городам: опять же, нет ни камня, ни дерева, главных строительных материалов. В девяностые и двухтысячные люди стали массово покидать и без того малочисленный регион, оставляя после себя брошенные города и сёла. *публикуется повторно* 1 На Чукотку советуют ехать любителям природы, поэтому я не очень ей проникся: невысокие сопки, из растительности лишь травка. Сверху ещё хорошо смотрится миллион озёр, но тундра довольно скучное зрелище. Из диких животных я встретил только семейство из трёх журавлей, севших отдохнуть. То, что будет в репортаже дальше, может повредить вашу психику. Там — полная разруха в самом жёстком её проявлении. Я не искал помойки специально, я знаю, что такое можно наснимать в Москве (хотя на самом деле нет), и что нужно было приезжать в другое время. Если вы чувствительны к фотографиям глубинки России — пожалуйста, остановитесь на этой прекрасной фотографии с журавлями. Ибо просрано здесь на самом деле, практически всё. 2 Чукотский автономный округ долгое время был абсолютно закрытым и военным: да здесь и сейчас пограничная зона, по прилёту даже проверяют паспорта. А в советские годы настолько боялись американцев, что сделали весь непроходимый регион, где реально нет дорог, особой зоной. До Аляски здесь близко, 600-700 километров, но пешком или на транспорте проехать невозможно. Так вот, военные сидели на Чукотке под каждым кустом, и после них осталось знатное наследие: почти все заброшки до сих пор принадлежат Министерству обороны. Бочки — бывший склад горюче-смазочных материалов недалеко от аэропорта Анадыря. 3 Анадырский лиман делит всю округу на две части: собственно, город Анадырь по одну сторону, по другую — городской посёлок Угольные Копи, и с десяток заброшенных городков разной сохранности и удалённости. 4 Посёлок Шахтёрский. Самый близкий к Угольному, добраться туда можно легко и даже на легковой машине. К сожалению, историю поселения вам не расскажу, так как пишу этот текст из общежития, где никаким интернетом не пахнет. 5 Шахтёрский небольшой, буквально пара многоквартирных домов, и те трёхэтажки. Частный сектор был разбросан по окрестным холмам, но почти всё сгнило или растащили на стройматериы в другие селения. 6 Строить здесь на самом деле не из чего, в ход идёт всё: хочешь построить хороший дом — своруй что-нибудь в заброшенном. Так что не удивлюсь, если этот “недострой” на самом деле разобрали до основания. 7 Наверное, и в лучшие годы этот посёлок выглядел не очень, а сейчас-то… 8 Говорят, что покидали эти посёлки в связи с программой уплотнения: в Анадыре освободились квартиры, и людей просто переселяли в лучшие условия. Но почему многие тогда побросали свои машины, технику? В каких-то квартирах остались интерьеры….словно все бежали отсюда! Как в Припяти! 9 Какая-то особенная форма извращения, такое же было замечено и в Анадыре на окраине. Деревянные бараки-гаражи, на втором этаже теплица, а ещё в этих домиках умудрялись жить. 10 Посёлок на берегу моря. У кого-то курорт, а здесь разруха. Всё в таком состоняии не только из-за суровых зим, когда температура доходит до минус шестидесяти. Как раз во многом поскольку местные жители растаскивают всё, что плохо лежит. 11 Десятки автомобилей лежат и ржавеют, отравляя почву региона. 12 Лодка, которая уже никуда не уплывёт. 13 И сама вода лимана, смотрите, грязная и не вызывает желание окунуться. 14 Посреди мёртвого города стоит памятник Тимофею Елкову, первому чукче-лётчику, погибшему в Великую Отечественную. Бюст стоит на камушках… 15 На горе над посёлком Шахтёрский есть действующая радиолокационная вышка. 16 И недействующий аэропорт Анадыря. До того, как воздушная гавань стала располагаться в низине, возле Угольных Копей, гражданский аэродром был именно здесь: там хозяйствовали военные. От взлётной полосы ничего не осталось, она заросла. Здание аэропорта сегодня представлят из себя одну-единственную стенку. 17 Лет десять назад аэропорт выкупил человек, решивший развивать региональную авиацию. Успел купить один АН-2, и тут его убили. Самолёт до сих пор стоит. 18 Причём, в хорошем состоянии. 19 В кабине сохранилось очень многое, но украли крышу с кабины пилотов. 20 Какое-то техническое сооружение, может быть склад с керосином? 21 Вокруг такая феерическая помойка, где можно найти множество артефактов. Иногда хлам смотрится концептуально, я даже подумал, что где-нибудь в Европе это могло сойти за выставку современного искусства. 22 Собранные артефакты: олимпийский мишка, радионавигационные карты и календарь с голыми женщинами. 23 Вид на свалку, лиман, а вдалеке и сам город Анадырь. Здесь он кажется мегаполисом и центром Вселенной. 24 Вернёмся в Угольные Копи. Это самый большой город по эту сторону лимана, хотя половина его заброшена. 25 Получилось как-то так, что “гражданская” часть “Угольков” осталась жить, а всех военных вывели и половина города теперь лежит в руинах. Забегая вперёд, самое крутое заброшенное место возле Анадыря это посёлок Гудым:наберитесь терпения, про него будет отдельный репортаж. 26 Авиаторам-первопроходцам и защитникам неба Чукотки. Кто защитит его теперь, и главное — от кого? От себя-то не уберегли. 27 Если бы эти домики были чуть повыше ростом, можно было бы подумать, что это Чернобыль. Но и так смотрится зловеще и устрашающе. 28 Единственное обитаемое здание в районе, местный суд. 29 В конце квартала есть три жилые пятиэтажки. Представьте на секунду, каково жить здесь? С таким окружением, ещё и на краю Земли. 30 Ещё один тлеющий уголёк цивилизации на этом пепелище, православный храм. Только молиться-то и остаётся. 31 Местные жители. 32 Немного иначе обстоят дела в “живой” части Угольных копей. Обычно дома различаются по яркому цвету: здесь, в отличие от “материка”, дома всё-таки принято красить и поддерживать в хорошем состоянии. 33 В одном из дворов обнаружился ещё один памятник лётчику-чукче. И дом, построенный турками. 34 Приезжать ли отдыхать на Чукотку? Что здесь вообще можно делать? Я задаюсь этим вопросом третий день. И не знаю, что ответить. Но я рад, что увидел своими глазами и такую жизнь. Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о путешествиях будет путешествовать с "Почтой России" из Анадыря до вашего города - одному богу известно. Но однажды, заглянув в почтовый ящик, вы увидите заветное извещение. "Почта России" - не самое лучшее место для увлекательного времяпрепровождения. Хуже, чем ждать - только догонять. Но ожидание - одна из главных добродетелей чукотских путешественников. И вы стоически или меланхолично будете стоять в очереди, потому что это очередь не за бананами или китайскими айфонами, а за книгой о путешествиях по самому дальнему уголку нашей страны - по Чукотке. Проделав путь в 18 тысяч километров и несколько остановок на маршрутке "Тихий океан Чукотки" окажется у вас дома. Мягкий глянец обложки плавно играет волнами как Берингово море, в редкие дни хорошей погоды, в запахе свежей типографской краски - оттенки осенней тундры, в буквах и словах - добрая и суровая правда походной жизни, эмоции, философия и факты. А еще большие и маленькие чукотские посёлки и города, о которых вы что-то слышали и люди, которых вы не знаете. Они не герои, но настоящие - такие же как вы, только живут на Чукотке, они соль земли и главная "достопримечательность". Далёкая Чукотка и Тихий океан, станут ближе, понятнее и роднее, потому что эту книгу я писал для Вас: тех кто живёт на Чукотке, тех кто когда-то здесь жил и уехал на материк, тех кто никогда на Чукотке не был, но мечтает совершить путешествие на край географии. Заказать книгу можно написав на мэйл [email protected] или в личку. Стоимость 1700 рублей с почтовой доставкой. Ну и конечно же автограф, который как моё вам рукопожатие. Об outdoor-слете Очень часто люди, живя в той или иной местности, не знают, какие достопримечательности находятся рядом. Не исключение – жители Чукотки. Мне же хотелось, чтобы они могли ближе познакомиться с природой родной области, ее спецификой. Так шесть лет назад родился outdoor-слет. В Интернете размещаю информацию о маршруте. Откликается все, кому близок туризм, и мы отправляемся в многодневное путешествие. У нас регион – дорогой, и стоимость коммерческого тура доходит порой до нескольких сотен тысяч рублей, но слет с самого начала был бюджетным вариантом, предполагающим минимальные расходы. Участники оплачивают только текущие расходы на билеты, питание и, если необходимо, проживание в гостинице. Я беру на себя полную организацию похода и сопровождение группы. Каждый раз выбираю новый маршрут не только для ребят, но и для себя. Мне, как путешественнику, неинтересно ходить известными тропами и хочется снова и снова открывать и познавать Чукотку. Удивляться новым местам и разделять этот восторг со всей командой. За время существования проекта мы побывали в Проведенском, Анадырском, Чукотском, Иультинском и Чаунском районах. Изначально предполагалось, что в слет будет вовлечена молодежь из разных населенных пунктов Чукотки. Со временем к нам начали присоединяться люди среднего и старшего возраста, а география участников значительно расширилась. За шесть лет в проекте приняло участие около шестидесяти человек из пятнадцати регионов России, Казахстана и даже Швейцарии. Некоторые из них по-настоящему увлеклись походами по региону и стали постоянными участниками. О маршрутах Путешествие имеет свою конечную точку. Например, в 2015 году участники outdoor-слета «Наукан» добирались до маяка-памятника Держневу. По пути побывали в заброшенных селах, где раньше жили эскимосы. Два года назад наша цель была побывать в Иультинском районе на 180 меридиане, который делит Землю на два полушария: Восточное и Западное, и по нему проходит линия перемены дат. Так что мы имели уникальнейшую возможность одновременно находиться в сегодня и завтра. В этом году отправились в Анадырский район, чтобы добраться до памятника природы – Тнеквеемской реликтовой чозенивой рощи, уникального растительного оазиса в тундре. Маршрут был сложный, и все зависело от ряда факторов: от погоды, уровня воды в реке, исправности техники. Много значит и сама команда. Все находятся в равных условиях и должны выполнять работу, которая обеспечивает еду, тепло, передвижение всех участников. За девять дней мы преодолели шестьсот километров на трех моторных лодках по рекам Канчалан и Тнеквеем. Часть обратного пути шли самосплавом. О блоге Бывая в экспедициях, случайно натыкаешься на какую-либо интересную информацию, начинаешь «раскручивать» тему, и узнаешь любопытные факты. О самых ярких рассказываю в «Живом Журнале» в своем блоге «Однажды на Чукотке». За семь лет накопился обширнейший краеведческий материал. По образованию я – историк, и мне хочется сохранить те крупицы информации, которые в дальнейшем, возможно, будут утрачены. Так, часть моих материалов публикуется под тегом «города-призраки». На Чукотке близость США повлияла на закрытие нескольких населенных пунктов восточной части региона, где проживали чукчи и эскимосы. Еще ряд поселений были ликвидированы по экономическим причинам. До сих пор в мертвых городах и селах сохранились здания, и мне было интересно показать читателям прошлое региона. В одной из экспедиций в заброшенный поселок зачем-то снял с дома табличку с названием улицы, и она положила начало небольшой коллекции. Сейчас у меня их - восемь с улиц Иультина, Мыса Шмидта, Беринговского, Красноармейского, Валькумея, Янраная, Гудыма, Апапельгино. Недавно в Анадыре во дворе дома сделал небольшую инсталляцию «Забытые улицы». Часть постов, посвящена этнографическим зарисовкам, которые описывают быт северных народов. С этой точки зрения интересен традиционный промысел – охота на морского зверя, которая в России есть только у нас. Мне довелось видеть, как чукчи добывают кита, нерпу, лахтака, как строят национальную лодку – байдару, как добывают моржовые клыки, из которых делают сувениры. Естественно, нельзя было не рассказать о людях нашего региона. Эти зарисовки публиковал под меткой «замечательные люди Чукотки». Кроме интернет-записок, о путешествиях по Чукотке я рассказываю на страницах книг. С 2013 года у меня вышло четыре авторские книги и один путеводитель по Чукотке в которым я был соавтором. О Чукотке С точки зрения туризма наша область – уникальная. Это начало России, самый ее восточный регион. Чукотка располагается и в Восточном, и в Западном полушарии. Самая крайняя точка Евразии тоже у нас. Чукотка омывается Северным Ледовитым, Тихим океанами и тремя морями Восточно-Сибирским, Чукотским, Беринговым, которое в регионе имеет самую длинную береговую линию. В регионе большая территория сочетается с малой плотностью населения. Колорит региона будет чувствоваться в любом районе. Но не пытайтесь за один раз понять и прочувствовать Чукотку. Даже за один месяц это не удастся, настолько она разная. Ее нужно узнавать постепенно. Здесь те, кто любит активный отдых, могут отправиться на охоту-рыбалку, в пешие походы, на сплавы. В этнотурах можно познакомиться с бытом и традициями оленеводов и морских охотников. Как таковых достопримечательностей на Чукотке нет, но можно выделить туризм интересных географических точек: 180 меридиан, мыс Дежнева и так далее. Отправляясь к нам, туристы должны быть готовыми к нескольким моментам. Если вы любите комфорт, тогда это точно не ваш регион. Гостиницы, Интернет, общепит есть, но в районах могут не соответствовать высокому уровню притязаний. Очень своенравна и погода. Отправляясь на несколько дней, можно вполне «застрять» на пару недель. Неподготовленным к чукотским реалиям туристам советую начинать с Иультинского района. Место – идеальное: простая логистика, насыщенный содержанием маршрут и относительный сервис. А вот чтобы по-настоящему ощутить прелесть Чукотки, нужно добраться до мыса Дежнева, где есть несколько знаковых локаций. О развитии В среднем наш регион посещает до полутора тысяч туристов, тысяча из которых это круизные туристы. Большинство этих туристов – иностранцы. Тех, которые приезжают по путевке или самостоятельно, не много, хотя потенциал у региона огромный. При определенных усилиях туризм может стать второй по значимости после золотодобычи отраслью в экономике. Первое, и главное, необходимо субсидировать стоимость билетов. Чтобы долететь из Москвы до Чукотки, в лучшем случае потребуется тридцать тысяч. Даже если сократить стоимость на пять тысяч, то, уверен, поток туристов увеличится. Проблематично развитие и без инвестиций в инфраструктуру. У нас нет туристических баз, крайне ограниченное количество гостиниц и предприятий общепита. Если в Анадыре, все это широко представлено, то в районах возникают определенные сложности. И таких пробелов множество. Я считаю что туризм в нашем регионе – больше социальный проект, чем коммерческий. К примеру, некоторые мои маршруты пролегают через села, где живут представители коренных народов Севера. В большинстве населенных пунктов, как шутят сами жители, градообразующем предприятием является «Чукоткоммунхоз». Понятное дело, что о развитии экономики, привлекательности подобных сел для жизни, особенно для молодежи, речи идти не может. Происходит стагнация. Более-менее активный народ уезжает, и есть вероятность, что в будущем эти села останутся без жителей. В долгосрочной перспективе есть риск потерять эти населенные пункты. Туризм как раз и является тем локомотивом, который сможет потащить за собой приток инвестиций в экономику малых поселений, сделать место привлекательным, в первую очередь для самих же жителей.» |
Читайте: |
---|
Популярное:
Квадратичная функция Сдвиг функции по оси х |
Новое
- Состав и строение земной коры Горные породы по группам
- Характеристика планет земной группы
- Прилагательные в английском языке Многосложные прилагательные в английском языке примеры построения
- Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Викинги. Ирландская сага Скандинавские саги читать онлайн
- Святополк I (князь Великой Моравии) Святой ростислав князь моравский
- Михаил Ланцов Смерть Британии!
- Том Сойер - обычный ребенок из благополучной семьи
- Алексей Кириллович Разумовский
- Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г
- Критерий согласия Пирсона (критерий хи-квадрат)