Главная - Развлечения
История российской военной формы. Современная военная форма (вкпо) — экипировка солдат российской армии. век - обмундирование войск России

Куртка: - свободного кроя; - застёжка центральная бортовая, ветрозащитная планка, на пуговицах; - кокетка из отделочной ткани; -2 прорезных наклонных кармана с клапаном, на пуговицах внизу переда; - на рукавах по 1 накладному наклонному карману; - в области локтя усиливающие фигурные накладки; - низ рукавов на резинке; - капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; - подгонка по талии с помощью кулис; Брюки: - свободного покроя; -2 боковых вертикальных кармана; - в области коленей, на задних половинках брюк по шву сидения – усиливающие накладки; -2 боковых накладных кармана с клапаном; -2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; - крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; - задние половинки под коленом собраны резинкой; - пояс на резинке; - низ на резинке; - пристёгивающиеся помочи (подтяжки); - шлевки под ремень; ношение – и в ботинки и навыпуск. материал: палаточная ткань; состав: 100% хлопок; плотность: 270 гр.; накладки: рипстоп, оксфорд; манжеты: да; уплотнительные резинки: да; карманы куртка /брюки: да/да; дополнительно: облегченный летний вариант; высокая прочность ткани и швов; Как стирать костюм Горка.

Платье полуприлегающего силуэта темно-синего цвета с V-образным вырезом, украшенное шелковым платком красного цвета (входит в комплект). Ткань - габардин. Согласно приказу МВД России № 575 , шевроны пришиваются на рукава платья на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции\юстиции. Можно дополнить шевроны липучками. Платок к платью носится сложенным в виде косынки треугольником, узкие концы связываются между собой и заправляются сзади во внутрь под воротник. Широкая сторона заправляется во внутрь под вырез платья. Разрешается ношение платья летнего без платка в служебных помещениях. Длина платья по нижнему краю должна быть на уровне колен. Платье Полиции\ Юстиции с коротким рукавом является частью формы полиции нового образца Пример рисунка материала:

Костюм летний состоит из куртки и брюк. Является частью всесезонного комплекта базового обмундирования (ВКБО). Костюм из ткани Мираж (ПЭ-65%,хлопок-35%), с повышенным содержанием хлопка - гигиеничен и комфортен в ежедневной носке. Куртка прямого покроя. Воротник – стойка, объем регулируется патой на текстильной застежке. Центральная застежка на разъемную молнию закрытую планкой на текстильных застежках. Два нагрудных накладных кармана с клапанами на текстильных застежках. Спинка с двумя вертикальными складками для свободы движения в области лопаток. Рукава одношовные. В верхней части рукавов накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. В области локтя накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части рукава – накладной карман для ручек. По низу рукавов манжеты с патами на текстильных застежках для регулировки объема. Брюки прямого покроя. Пояс цельнокренный с семью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется шнуром с наконечниками. Застежка на пуговицах. Два боковых подрезных кармана. По боковым швам два больших накладных кармана с тремя складками для объема. Верхняя часть карманов стягивается эластичным шнуром с фиксатором. Входы в карманы, оформленные наклонно, походу руки, закрыты клапанами на текстильных застежках. В области колен накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части брюк накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. Объем по низу брюк регулируется тесьмой. На задних половинках брюк два прорезных кармана с клапанами с потайной застежкой на пуговицах. В области сидения накладка-усилитель

Костюм « Горка-3 » - самый удачный и распространенный тип костюма горка. Изготовлен из материала рип-стоп плотностью 270 гр. на 1 м2 черного цвета, конструктивно состоит из куртки и брюк. Используется для защиты бойца от неблагоприятных погодных условий, всесезонный. Основным отличием этого костюма является флисовая подкладка. Куртка имеет глубокий капюшон с затяжками, два прорезных боковых кармана, прикрытых клапанами, застегивающимися на пуговицу, один внутренний карман для документов и два кармана на рукавах, чуть ниже плечей. Стоит заметить, что флисовая подстежка является съемной, что повышает удобство использования костюма и позволяет эксплуатировать его в более расширенном температурном диапазоне. Плечи, локти, манжеты усилены синтетической тканью рип-стоп оксфорд 0. Усиление на локтях костюма горного-3 выполнено в виде кармана на липучке, комплектуется жесткими вставками. Рукава снабжены противопылевыми манжетами и скрытой резинкой регулировки объема чуть выше запястья. Куртка также снабжена регулируемой утяжкой по краю, застегивается на пуговицы. Брюки костюма горка имеют шесть карманов. Два боковых прорезных, два грузовых накладных и два задних. Колени, низ штанин и прочие нагруженные места брюк усилены синтетической тканью рип-стоп оксфорд 0. Низ штанин двойной, так называемый «пыльник» усиленный манжетой, которая одевается поверх ботинка и препятствует попаданию в него пыли, грязи и мелких камней. Чуть ниже коленного сгиба брюки имеют фиксирующую резинку. Она автоматически регулирует объем брючины и препятствует парусению ткани. Брюки укомплектованы съемными подтяжками. Основные особенности: съемная подкладка из флиса демисезонный костюм крепкий материал внутренний карман капюшон ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОСТЮМА Материал: рипстоп Состав: 70/30 Плотность: 240 гр. Накладки: оксфорд 0 Манжеты: да Уплотнительные резинки: да Карманы куртка/брюки: да/да Сезонность: демисезонный Дополнительно: усиленные вставки, съемная подкладка из флиса, пыльники на брюках, подтяжки в комплекте

Платье полуприлегающего силуэта темно-синего цвета с V-образным вырезом, украшенное шелковым платком красного цвета (входит в комплект). Ткань - габардин. Согласно приказу МВД России № 575 , шевроны пришиваются на рукава платья на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции\юстиции. Можно дополнить шевроны липучками. Платок к платью носится сложенным в виде косынки треугольником, узкие концы связываются между собой и заправляются сзади во внутрь под воротник. Широкая сторона заправляется во внутрь под вырез платья. Разрешается ношение платья летнего без платка в служебных помещениях. Длина платья по нижнему краю должна быть на уровне колен. Платье Полиции\ Юстиции с коротким рукавом является частью формы полиции нового образца. Пример рисунка материала:

Материал: 100% Хлопок Вес изделия: 52 р-р -232 г 54 р-р -265 г

Ткань: Мираж-210, пэ-67%, хл-33% Костюм летний состоит из куртки и брюк. Куртка прямого покроя. Воротник – стойка. Центральная застежка на разъемную молнию закрытую планкой на текстильных застежках. Два нагрудных накладных кармана с клапанами на текстильных застежках. Карманы расположены наклонно, по ходу руки. Спинка с двумя вертикальными складками для свободы движения в области лопаток. Рукава одношовные. В верхней части рукавов накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках, с шлевками из ременной ленты с внутренней стороны клапанов. В области локтя накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части рукавов – накладные карманы для ручек. По низу рукавов манжеты с патами на текстильных застежках для регулировки объема. Брюки прямого покроя. Пояс цельнокренный с семью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется шнуром с наконечниками. Застежка на пуговицах. Два боковых подрезных кармана. По боковым швам два больших накладных кармана с тремя складками для объема. Верхняя часть карманов стягивается эластичным шнуром с фиксатором. Входы в карманы, оформленные наклонно, походу руки, закрыты клапанами на текстильных застежках. В области колен накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части брюк накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. Объем по низу брюк регулируется тесьмой. На задних половинках брюк два прорезных кармана с клапанами с потайной застежкой

Обратите внимание - в данной модели утепление флисом только в куртке! Расцветка: хаки Куртка: - свободного кроя; - застёжка центральная бортовая, ветрозащитная планка, на пуговицах; - кокетка из отделочной ткани; -2 прорезных наклонных кармана с клапаном, на пуговицах внизу переда; - на рукавах по 1 накладному наклонному карману; - в области локтя усиливающие фигурные накладки; - низ рукавов на резинке; - капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; - подгонка по талии с помощью кулис; Брюки: - свободного покроя; -2 боковых вертикальных кармана; - в области коленей, на задних половинках брюк по шву сидения – усиливающие накладки; -2 боковых накладных кармана с клапаном; -2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; - крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; - задние половинки под коленом собраны резинкой; - пояс на резинке; - низ на резинке; - пристёгивающиеся помочи (подтяжки); - шлевки под ремень; ношение – и в ботинки и навыпуск. материал: палаточная ткань; состав: 100% хлопок; плотность: 270 гр.; накладки: рипстоп, оксфорд 0; манжеты: да; уплотнительные резинки: да; сезонность: демисезонный; дополнительно: усиленные вставки, съемная подкладка из флиса пыльники на брюках, подтяжки в комплекте

Костюм разведчик мох Костюм разведчик выполнен в очень удачном дизайне демисезонной униформы « смок » в расцветке экспериментального камуфляжа A-TACS FG . Состоит костюм из куртки и брюк. Куртка длинная, ниже пояса. Оснащена глубоким капюшоном с регулируемыми утяжками, имеет четыре объемных грузовых кармана, закрытых клапанами на крупной английской пуговице, которая позволяет легко открыть карман в спешке, руками в стрелковых перчатках, и в прочих экстремальных условиях, когда счет времени пошел на секунды. Локти костюма усилены дополнительным слоем ткани, рукава оснащены широкими резинотканевыми лентами. Фронтальная застёжка-молния продублирована по всей длине более мелкими английскими пуговицами, которые застегиваются в потайную. Брюки костюма свободного кроя, все нагруженные части усилены дополнительным слоем ткани. В пояс вшита широкая резинотканевая лента, тонкий шнурок для дополнительной утяжки, и петли крепления подтяжек. На брюках предусмотрены четыре кармана. Два прорезных, прикрытых клапанами на крупной английской пуговице, два накладных грузовых, в которых может переноситься дополнительный боекомплект. По низу штанин предусмотрена широкая манжета и так называемые «тормозки» из эластичной ткани, которые препятствуют задиранию штанин. цвет мох (A-TACS FG) Основные особенности: расцветка утяжка по талии резинки на штанах чехол для переноски подтяжки в комплекте ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОСТЮМА Материал: Т/С Состав: 65 пэ /35 вискоза Плотность: 160 гр. Манжеты: да Уплотнительные резинки: нет Карманы куртка/брюки: да/да Сезонность: всесезонный Дополнительно: чехол для переноски

Состоит из куртки и брюк. Ткань - Рип-Стоп, пэ-67%, хл-33%. Предназначен для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции, несущих наружную службу.Носится с футболкой темно-синего цвета и кепи темно-синего цвета. Согласно приказу МВД России № 575, шевроны пришиваются на рукава костюма на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции. Можно дополнить шевроны липучками. Над левым карманом (полочкой), на расстоянии 10мм пришивается нашивка "ПОЛИЦИЯ" (110х30 мм), сделанная в форме прямоугольника с кантом красного цвета, надпись выполнена белым или серебристым цветом. На спину, на 10 мм выше красной линии на спине, пришивается нашивка "ПОЛИЦИЯ" (275х85 мм), сделанная в форме прямоугольника с красным кантом и надписью белого или серебристого цвета. Сотрудники, имеющие специальные звания полиции, при несении службы в общественных местах носят нагрудные знаки на куртках костюма летнего. Знаки крепятся посредством булавки к левому нагрудному карману. Бейдж размещается в съемном кармане для бейджа, который носится на правой стороне груди курток костюмов летних темно-синего цвета. Бейдж представляет собой прямоугольную карточку, содержащую идентификационные данные сотрудника полиции.

Китель является частью повседневной и выходной формы одежды сотрудников полиции нового образца. Носится с брюками. Материал: Костюмная (полушерстяная) ткань. Состав: 75% шерсть, 25% полиэстер 280 г/м2 Подклад: Саржа 100% вискоза 105% г/м2. Прилегающего кроя, однобортный, застегивающийся на четыре пуговицы. Воротник отложной с лацканами. Полочки с отрезными бочками. Боковые карманы горизонтальные прорезные в «рамку» с клапанами. Спинка с центральным швом, в нижней части которого расположена шлица. Рукава втачные, двухшовные. Китель с подкладом. На левой полочке подклада расположен внутренний карман с «листочкой». Предназначен для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции, а также для курсантов (слушателей) образовательных учреждении высшего профессионального образования МВД России. Имеет красную окантовку на рукавах. Согласно приказу МВД России № 575, шевроны пришиваются на рукава костюма на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции. Можно дополнить шевроны липучками. Кроме того, на данный китель нашиваются погоны с пуговицами, а также укрепляются две петличные эмблемы. Как пришить погон? Для этого, кроме самого кителя и погон, понадобятся линейка, ножницы, игла, наперсток и прочные нитки красного цвета. Обязательно наденьте наперсток, даже если вы привыкли шить без него, так как иногда сквозь погоны игла проходит с большим трудом, и можно поранить пальцы. Если затрудняетесь вытягивать иглу с ниткой из погона, то можно воспользоваться плоскогубцами или пинцетом. 1) Прежде всего, подготовьте погон, т.е. закрепите на нем все положенные знаки различия, так как сделать это на уже пришитом погоне будет гораздо труднее. 2) Берете погон и располагаете его так, чтобы сторона, удаленная от пуговицы, была в упор к шву, который соединяет плечо кителя с рукавом. В то же время, верхний, направленный в сторону спины, край погона должен на 1 см заходить сверху на шов, проходящий вдоль плеча. Другими словами, погон должен быть немного смещен вперед. 3) Вденьте в иголку нитку и закрепите погон к кителю в трех точках: по углам погона, у места, где он соприкасается с рукавным швом и в центре полукруглого среза. Теперь погон будет надежно закреплен и не сместится от правильного положения в процессе пришивания. 4) Затем очень осторожно пришиваем погон по периметру, делая стежки таким образом, чтобы на его поверхности оставались только едва видимые точки в тех местах, где игла входит в погон, а нитка между двумя соседними отверстиями проходила преимущественно с изнаночной стороны (по прокладке) кителя. Тогда нитку не будет заметно даже если она по цвету не совсем соответствует цвету погон. При этом оптимальная длина каждого стежка должна быть около 1 см. 5) Со вторым погоном действуйте по той же схеме. Как укрепить петличные эмблемы? На воротнике кителя - по биссектрисе (линии, делящей угол воротника пополам), на расстоянии 25 мм от угла воротника до центра эмблемы, вертикальная ось симметрии эмблемы должна быть параллельна отлету воротника. Как разместить награды на кителе полиции? На левой стороне груди награды располагаются в следующем порядке: Знаки особого отличия располагаются так, чтобы верхний край колодки медали был на уровне уступа лацкана кителя и жакета. При ношении двух и более знаков особого отличия они располагаются раздельно в один ряд, справа налево с промежутками в 10 мм между боковыми концами звезд в перечисленном порядке. Знаки особого отличия одного наименования располагаются в порядке их награждения. Знаки орденов, ордена и медали располагаются горизонтально в ряд от центра груди к краю, сверху вниз в перечисленном порядке. При ношении двух и более орденов или медалей их колодки соединяются в ряд на общей планке. Ордена и медали, не вместившиеся в один ряд, переносят во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, размещая их также от центра груди к краю в вышеперечисленном порядке. Колодки орденов и медалей второго ряда должны заходить под ордена и медали первого ряда, при этом верхний край колодок нижнего ряда размещается на 35 мм ниже колодки первого ряда. Последующие ряды располагаются в аналогичном порядке. Знаки орденов, ордена и медали располагаются на кителе однобортном полиции так, чтобы верхний край колодки орденов и медалей первого ряда располагался ниже уровня уступа лацкана на 90 мм. На правой стороне груди награды располагаются в следующем порядке: Ордена располагаются слева на право в перечисленном порядке. Верхний край наибольшего по размеру ордена первого ряда располагаются на уровне, установленном для общей планки (колодки) первого ряда орденов и медалей, размещаемых на левой стороне груди. Ордена, не умещающиеся в один ряд, переносят во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, размещая их также от центра груди к краю в указанной очередности. Центры орденов в ряду должны быть на одном уровне. Расстояние между орденами и рядами орденов -10 мм. Знак числа ранений из галуна золотистого цвета (при тяжелом ранении) или темно-красного цвета (при легком ранении), располагается на планке из ткани верха изделия. Ширина галуна 6 мм, длина 43 мм. Нашивка о тяжелом ранении размещается ниже нашивки о легком ранении. Расстояние между нашивками 3 мм. Знак числа ранений располагают на кителе и жакете правее знака к почетным званиям Российской Федерации, а при его отсутствии, на его месте.

Костюм Горка ЗИМА производства торговой марки PRIVAL изготавливается из плотной палаточной х/б ткани с утеплением: подкладочным микрофлисом и файберпластом (тёплое силиконизированное полиэфирное полотно) . В качестве отделки и усиления критических для изнашивания и промокания зон используется плащевая смесовая с хлопком ткань. Куртка и брюки свободного покроя, что позволяет поддеть дополнительные слои одежды. Для лучшей посадки, прилегания и во избежание “парусности” на ветру, костюм имеет систему стяжек на основе резиново-тканевой тесьмы по бокам куртки, на рукавах, под коленями и внизу брюк. Куртка имеет 5 карманов, брюки 6. Клапаны карманов треугольной формы, что значительно уменьшает загибание крайних уголков клапана и цепляние за амуницию и снаряжение. Брюки комплектуются удобными подтяжками. Сочетание накладок с основной тканью цвета хаки, обеспечивает разбиение силуэта человека на удаленных расстояниях. Костюм предназначен для защиты от перепадов температур и сильного ветра в условиях горной местности. Может применяться любителями активного отдыха, на рыбалке, охоте. Состав: куртка / брюки (комплектуются специальными подтяжками) Цвет: хаки, вставки т.хаки Ткань: палаточная 100% хлопок, вставки - смесовая ткань с хлопком Подкладка: микрофлис Утеплитель: файберпласт (силиконизированное полотно)

Пол: мужской Сезон: лето Цвет камуфляжа: хаки Материал: « Палаточное полотно » (100% хлопок), пл. 235 г/м2, ВО Материал накладки: Смесовая, пл. 210 г/м2, Нормативно техническая документация: ГОСТ 25295-2003 Одежда верхняя мужская и женская пальтового ассортимента: костюмы, куртки, жилеты, в Цвет: хаки Нижняя температура: 10 Застежка: пуговицы Страна: Россия Описание Куртка: свободного кроя; застёжка центральная супатная, на петлю и пуговицу; кокетка, накладки и карманы из отделочной ткани; 2 нижних прорезных кармана с клапаном, на петлю и пуговицу; внутренний отлетной карман на пуговицу; на рукавах по 1 накладному наклонному карману с клапаном на петлю и пуговицу в области локтя усиливающие фигурные накладки; низ рукавов на резинке; капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; подгонка по талии с помощью кулиски; Брюки: свободного покроя; гульфик с застёжкой на петлю и пуговицу; 2 верхних кармана в боковых швах, в области коленей, на задних половинках брюк в области сидения – усиливающие накладки; 2 боковых накладных кармана с клапаном; 2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; Пылезащитная юбка из бязи по низу брюк; задние половинки под коленом собраны резинкой; пояс на резинке; низ на резинке;

Плащ женский демисезонный является частью форменной одежды сотрудников полиции нового образца. Плащ полуприлегающего силуэта, с центральной внутренней потайной застежкой на пять петель и пуговиц и дополнительно на верхнюю форменную пуговицу и сквозную обметанную петлю, на утепленной притачной подкладке. На кокетках в области плечевых швом предусмотрены по две шлевки и одной не прорезной петли для крепления съемных погон. Рукава втачные, двухшовные. В нижней части среднего шва рукава втачаны паты, застегивающиеся на петлю и форменную пуговицу. Воротник отложной, с отрезной стойкой. Пояс съемный продевается в шлевки, расположенные в боковых швах и застегивается на пряжку с язычком, свободный конец, которого продевается в шлевку. На правом подборте - внутренний прорезной карман с листочкой. Ткань курточная (100% полиэстер) с нитями плетения рип-стоп и водооталкивающей пропиткой. Второй слой - мембрана. Наполнитель: Тинсулейт 100 г/м. Рекомендуемый температурный режим: от +10°С до -12°С. Носится с кашне темно-синего цвета или с кашне белого цвета. Разрешается ношение плаща демисезонного аккуратно сложенным лицевойстороной наружу на левой руке. Плащи демисезонные носят застегнутыми на все пуговицы. Разрешается ношение плащей демисезонных с расстегнутой верхней пуговицей. Плащи демисезонные носят со съемным утеплителем или без него с застегнутым на пряжку поясом. На данном плаще носятся съемные погоны темно-синего цвета и нашивки темно-синего цвета.

Благодаря инновационным технологиям и качественным материалам, обеспечивающие максимальную защиту от дождя и ветра, вы будете находиться в постоянном комфорте, что способствует снижению усталости на протяжении всего дня. Характеристики Защита от дождя и ветра Уставной крой Материал верха: Рип-стоп Утеплитель: Тинсулейт

Куртка в стиле «Ретро» На пуговицах Капюшон, регулируемый по овалу лица Резинка по талии и внизу рукавов Низ куртки регулируется по размеру с помощью шнура 4 наружных кармана Материал: 100% хлопок ВОЗМОЖНО, ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ: «И часто вечерами, вечерами, когда я задыхаюсь от комфорта, повеет вдруг трескучими кострами от синей кромки газа над комфоркой…» (Б.Вахнюк) Когда-то прибегая домой, мы зарывались лицом в штормовку, висящую на вешалке, и вдыхали запах костра. В штормовках ходили в любые походы и в любое время года. Они не прокусывались комарами, не продувались, не плавились от костровых искр. Правда обмерзали, медленно высыхали и были тяжеловаты. Теперь, когда появилось множество легких современных курток настоящую брезентовую штормовку можно встретить уже довольно редко. Но и сейчас для леса и костра лучше ничего не найти. Синтетика огня не любит. И если вы не хотите, чтобы ваша любимая флисовая куртка была в мелкую (или крупную) дырочку самое время вспомнить о брезенте. Куртка в стиле «Ретро» изготовлена из высококачественного брезента. Она очень прочная, хорошо дышит. И вообще приятна и любима, как песни Визбора на катушечном магнитофоне. Регулируемый по овалу лица капюшон, резинки на рукавах и затяжка понизу куртки защищают от комаров и ветра. Спички, компас, карта и другие необходимые предметы легко поместятся в четырех объемных карманах. Если вы любите встречать рассветы на обрывистом берегу, бродить по летней тундре, собирать морошку и клюкву на болотах, петь вечерами у костра – эта штормовка для вас.

Костюм Горка производства торговой марки PRIVAL изготавливается из смесовой с хлопком ткани. Традиционный костюм Горка изготавливается из палаточной хлопковой ткани, а в зоны где требуется повышенное усиление ставится смесовая с хлопком ткань, которая отличается повышенной прочностью и износостойкостью. Данная модель изготавливается полностью из смесовой с хлопком ткани, поэтому долго прослужит даже при усиленной эксплуатации. Также, этот материал приятный при ношении, обеспечит свободу и комфорт в движении. Куртка и брюки свободного покроя, что позволяет поддеть дополнительные слои одежды. Для лучшей посадки, прилегания и во избежание “парусности” на ветру, костюм имеет систему стяжек на основе резиново-тканевой тесьмы по бокам куртки, на рукавах, под коленями и внизу брюк. Куртка имеет 5 карманов, брюки 6. Клапаны карманов треугольной формы, что значительно уменьшает загибание крайних уголков клапана и цепляние за амуницию и снаряжение. Брюки комплектуются удобными подтяжками. Сочетание накладок с основной тканью черного цвета, обеспечивает разбиение силуэта человека на удаленных расстояниях.

Куртка "Горная-3" рекомендуется для активного отдыха (туризма, походов), а также в качестве полевой формы горнострелковых подразделений МО РФ Свободный крой, не стесняющий движений Капюшон с регулировкой в трех измерениях - по овалу лица, по вертикали на затылке и регулировка бокового зрения На пуговицах Регулировка объема рукава выше запястья скрытой резинкой на липучке Локти защищены пенополиуретановой съемной вставкой (идет в комплекте) Карманы: два нижних объемных кармана на пуговицах закрыты клапанами карман "Наполеон" на груди наклонные карманы на рукавах, закрыты клапанами на липучке внутренний влагозащитный карман для документов на липучке Утяжки: по талии шнуром по низу куртки куртки Посмотреть все товары по тегу куртки резиновым шнуром Материал: 100% хлопок, новый высококачественный брезент, превосходящий аналоги используемые большинством других производителей Новая технология обработки позволила значительно улучшить стойкость ткани к выцветанию и истиранию Усиливающие накладки -100% полиэстр полиэстр Посмотреть все товары по тегу полиэстер рип-стоп Внимание! Перед стиркой извлечь защитные вставки в наколенники/налокотники из соответствующих карманов. Не стирать защитные вставки в стиральной машине. При стирке в стиральной машине изделий из брезента - возможно появление следов потертости. ПОДБОР РАЗМЕРА: Скачать Размерную сетку (.xlsx) для точного определения необходимого размера ОБЗОРЫ: Обзор от Survival Panda Обсуждение этой модели на форуме ВОЗМОЖНО, ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

Костюм состоит из куртки и брюк. Куртка с центральной бортовой застежкой на тесьму «молния». Перед с верхними прорезными карманами с клапанами и листочками, застегивающимися на текстильные застежки и боковыми прорезными карманами в «рамку», застегивающимися на тесьму «молния». Перед и спинка куртки на подкладке. Воротник отложной со стойкой. Костюм уставной штабной из ткани рип-стоп с липучками. Спинка с кокеткой. Рукава втачные, одношовные, с усилительными накладками в области локтя,с притачными манжетами, застегивающимися на текстильную застежку - разрез с пуфтой. Для крепления съемных погон в области плечевых швов расположены шлевки, перпендикулярно плечевому шву обметаны две неразрезные петли. По низ куртки отрезной пояс, объем которого регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой. Брюки прямые, с застроченными стрелками и боковыми карманами по передним половинкам. Застежка передней части брюк с застежкой «молнией». На задних половинках - вытачки. На правой задней половинке прорезной карман с клапаном и листочкой, застегивающийся на текстильную застежку. Пояс притачной, застегивающийся на петлю и пуговицу. Для регулирования по объему, пояс стянут эластичной тесьмой, в области боковых швов. Пример рисунка материала: Дополнительно вы можете приобрести:

Куртка укороченная, прямого кроя. Ткань - габардин. Предназначен для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции. Согласно приказу МВД России № 575, шевроны пришиваются на рукава костюма на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции. Можно дополнить шевроны липучками. Центральная застежка на разъемной «молнии». Воротник отложной. Полочки с отрезными кокетками в области плечевого пояса. На полочках расположены нагрудные прорезные карманы с фигурными клапанами на пуговицах. Два боковых прорезных кармана в рамку с входом на «молнии». Спинка с притачной кокеткой. По линии кокетки заложены мягкие складки для свободы движения. Рукава втачные одношовные, с притачными манжетами, застегивающимися на пуговицы. По низу куртки – цельнокроеный пояс, объем которого регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой. Спинка и полочка на подкладе из трикотажного полотна (сетка). Проймы окантованы окантовочной тесьмой Брюки прямого кроя. Пояс притачной с шестью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой. Два кармана в боковых швах. Один прорезной карман с клапаном с внутренней застежкой на пуговицу расположен на правой задней половинке брюк. По боковым швам брюк вставлен кант красного цвета. Является часть формы одежды сотрудника полиции нового образца. Пример рисунка материала.

Собственно униформа была введена, прежде всего, для военных. Военная форма во все времена была самой нарядной и привлекательной мужской одеждой. Она говорила о боевой доблести, чести, высоком чувстве воинского товарищества.

Сначала это была обычная гражданская одежда, дополненная предметами защитного снаряжения и отличительными знаками, указывающими на ранг и принадлежность к той или иной армии или вооруженному отряду. Когда численность армий стала увеличиваться, появилась необходимость отличать свои войска на достаточно большом удалении, то есть возникла потребность в форме. Но единообразной регламентированной военной формы до середины XVII в. ни в одной из западноевропейских армий не было.

В XVII в., когда в странах Западной Европы начинают создаваться регулярные армии, складывается единое военное обмундирование. Начало унификации военной одежды приписывают шведскому королю Густаву II Адольфу (1611-1632 гг.), который впервые ввел для своих полков одежду определенного цвета. Уже в период тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) по цвету верхней одежды можно было различать отдельные части армий воюющих государств. “Зеленую”, “белую” и “красную” бригады, “голубой”, “зеленый” и “черный” полки можно было увидеть на поле боя в шведской армии, а в войсках Германской империи - драгун в красных кафтанах и егерей в зеленой одежде. Но по конструкции военная одежда все еще оставалась разнообразной.

Собственно униформа появилась при Людовике XIV Французском после 1670 года. Людовик XIV требовал, чтобы его полки маршировали на парадах в одежде одного цвета, одного покроя, с одинаковым числом пуговиц. Всю экипировку солдат изготавливали и поставляли государственные поставщики. Новый тип униформы не разрабатывался специально, а постепенно складывался из отобранных для этой цели разрозненных элементов одежды того времени. В качестве верхней одежды был принят длинный парадный сюртук изящного покроя, под ним солдат носил узкую короткую куртку и рубаху, на ногах - узкие короткие штаны - кюлоты, чулки и башмаки. Для каждого рода войск устанавливался определенный цвет верха, подкладки и отделки. Так, для гвардии основной цвет был определен синий, подкладка красная, петлицы белые, для легкой кавалерии - серый с красным, для пехоты - серый и т.д. Впоследствии единая форма одежды стала вводиться и в армиях других европейских государств.

Дальнейшие изменения в униформе до XIX в. касались преимущественно формы сюртука в связи с общим изменением моды. С середины XVIII в. внушительный длиннополый сюртук, отделанный позументом, снабженный большими карманами, стал сжиматься, укорачиваться спереди, полы косо срезаются, и только сзади остаются фалды, как у фрака. Края рукавов отворачиваются, открывая манжеты рубахи; цвет образовавшихся обшлагов (то есть цвет подкладки) становится важным знаком отличия - у каждого полка свой. Еще позже возникает сюртук с отворотами на груди - лацканами - того же цвета, что и обшлага на рукавах. Наконец, знаками различия становятся форма и цвет воротника. У всадников, кроме того, сюртук для удобства верховой езды разрезался сзади до поясницы, углы по сторонам разреза отворачивались кверху и пристегивались, открывая подкладку того же цвета, что на обшлагах и лацканах. Единообразной должна была быть и прическа. В конце XVII в. военные носили длинные, обычно завитые волосы, а богатые офицеры и военачальники, следуя общей моде, надевали внушительные парики. В начале XVIII в. солдаты стали завязывать волосы узлом, а позже - заплетать в косу. У солдат прусской армии такая коса заканчивалась жестким длинным хвостом, а во Франции поверх косы носили изящный “кошелек для волос”. Лишь немногие полки Франции и Германии как особую привилегию сохраняли право носить усы, остальные гладко брили лицо. Основным головным убором в армии со времен тридцатилетней войны была широкополая мягкая фетровая шляпа, которая в дальнейшем подверглась некоторым видоизменениям. Она стала жестче, затем начала отгибаться с одной стороны, а позднее с трех сторон так, что превратилась в треуголку. Треуголка со временем была заменена двууголкой с полями, высоко загнутыми надо лбом и затылком. В дальнейшем, несколько уменьшившись, двууголка стала известна под именем “наполеоновской шляпы”.

В России единая военная форма одежды появилась на несколько десятилетий раньше, чем в армиях государств Западной Европы. Учрежденные в середине XVI в. Иваном IV стрелецкие полки уже в начале XVII в. носили единообразные по покрою длинные кафтаны и суконные, отороченные мехом шапки. Каждый полк имел свой цвет кафтанов, шапок и сапог. При царе Алексее Михайловиче у московских стрелецких полков была такая одежда: - 1-й полк Егора Лутохина - платье красное с малиновыми петлицами; шапка темно-серая или железного цвета; сапоги желтые. - 2-й полк Ивана Полтаева - платье светло-серое с малиновыми петлицами и таким же подбоем; шапка малиновая; сапоги желтые. - 3-й полк Василия Бухвостова - платье светло-зеленое с петлицами и подбоем малинового цвета; шапка малиновая; сапоги желтые.

4-й полк Федора Головлинского - платье клюквенного цвета с петлицами черными и подбоем желтым; шапка темно-серая; сапоги желтые и т.д.

Но значительная часть русского войска, в основном воины-ополченцы , отличалась большим разнообразием и пестротой одежды.

Только с образованием регулярных войск в России при Петре I вся русская армия была одета в однотипную по покрою и строго регламентированную по правилам ношения военную форму одежды. В это же время в армии и на флоте были впервые установлены воинские звания, учреждены ордена и медали. Введение единообразной формы повысило дисциплину и организованность в вооруженных силах России. Исходным образцом для новой формы послужила форма “потешных” петровских полков. Хотя эта формы и была создана по западноевропейскому образцу, она имела свои отличительные черты и некоторые преимущества - она была свободна по покрою и удобна в эксплуатации. В ее комплект входили шляпа-треуголка, кафтан, камзол, рубаха, штаны, галстук, епанча, а в качестве обуви - башмаки с длинными челками или сапоги на высоких каблуках с небольшими раструбами.

В дальнейшем в форму одежды вносились изменения и дополнения, осуществляемые, как правило, при смене царствующих особ.

При Анне Иоанновне из-за немецкого засилья в военном ведомстве была установлена форма одежды, заимствованная в прусской армии. По прусской моде широко распространилось ношение офицерами париков и буклей, а у солдат - смазывание волос салом и напудривание их мукой. В прическу ввели длинные косы из металлического стержня, оплетенного у солдат черной кожей, а у офицеров - черной шелковой лентой. Верхняя одежда стала заметно уже, полы кафтана отворачивались вверх и пристегивались. Вместо шнура на левом плече, предназначенного для поддержания патронной перевязи, вводилась цветная накладка, которая одновременно стала выполнять функции знака различия военнослужащих одного полка от другого, и являлась прототипом погон. К рубашкам добавились накрахмаленные белые манжеты со сборками. Застежка галстука была перенесена назад, так что галстук плотно облегал шею. Шляпы ввели прусского образца, с округленными углами и белым бантом. Вместо чулок появились штиблеты с расположенными по бокам обтяжными пуговицами. Парадные штиблеты были из белого полотна, повседневные - из черной кожи. К черным штиблетам и сапогам полагались штибель-манжеты из накрахмаленной белой ткани, выступающие из-под верхнего края сапог или штиблет на 8 см. Офицеры на груди носили металлический офицерский знак с изображением полкового герба и шарф через правое плечо.

При Петре III форма русских войск еще более приблизилась к форме прусской армии. Камзолы обузились и стали короче. На одежде офицеров появились различные украшения (обшивка петель узким фигурным галуном и пр.). Мундиры офицеров разных чинов отличались по шитью на воротниках и галунам на бортах. Для придания мундиру парадности на правом плече кафтана установили ношение аксельбанта - у нижних чинов из желтых или белых шерстяных нитей, а у офицеров - из золотой или серебряной мишуры. Форма по эксплуатационным и гигиеническим свойствам не отвечала требованиям армейской жизни. Одевание и уход за одеждой, напудривание и уборка волос в букли отнимали у солдат много свободного времени, как правило, ночного, еще более отягощая нелегкую солдатскую службу. Полководцы Румянцев, Суворов, князь Потемкин Таврический постоянно выступали против прусского направления в развитии военной формы. Тем не менее, эта форма просуществовала почти весь XVIII век. В пошиве формы нередко случались отступления по разным причинам – от нехватки сукна нужного цвета до желания того или иного командира выделись свою часть. Особенно этим отличались гвардейцы – любимчики всех императоров.

В 1786 г. по предложению фельдмаршала князя Г.А. Потемкина ввели новую форму одежды российских войск, коренным образом отличавшуюся от прежней. Основные изменения “потемкинской реформы” состояли, в первую очередь, в отмене у нижних чинов пудры, буклей и кос, широкополых шляп, узких кафтанов и штанов, штиблет и башмаков. Вместо этого нижним чинам теперь полагались каска, короткий кафтан, камзольчик, галстук, длинные просторные шаровары, круглоносые сапоги, китель для лета и епанча для холодной ненастной погоды.

При Павле I, влюбленном во все немецкое, удобная военная одежда, введенная Потемкиным, сменилась обмундированием, сходным с формой Гатчинских войск. Снова ввели узкие кафтаны с высокими стоячими воротниками, очень неудобными в бою, чулки со штиблетами и лакированные черные башмаки. Головным убором служила низкая приплюснутая треуголка. Воинственный вид русского солдата довершали напудренные волосы, висевшая на затылке уставной длины коса, перевитая проволокой и черной лентой, и пара буколь над ушами. Новое обмундирование было крайне неудобно, стесняло движения солдата, но зато облегчало достижение немецкой выправки и стойки. Мундиры гвардейских офицеров и чинов Свиты при Павле I получили золотое и серебряное шитье на груди, воротнике, обшлагах и карманных клапанах.

Александр I создал специальную комиссию, которой предписывалось “с меньшими издержками дать одежде вид наиболее воинственный и прочный и не только для всех оборотов службы и для сохранения здоровья и бодрости солдат вообще удобнейший, но и каждому роду войск приличнейший”. Решено было изменить обмундирование с учетом моды того времени. Были введены темно-зеленые двубортные мундиры фрачного покроя и узкие белые панталоны, заправляемые в сапоги. Во всех войсках взамен епанчи вводились солдатские шинели из неокрашенного грубого сукна со стоячим цветным воротником. Шинель стали носить не только солдаты, но и офицеры, только офицерская шинель отличалась наличием кроме стоячего воротника еще и пелерины, свисающей с плеч до локтей.

Во мнениях о косах члены комиссии разошлись. Большинство высказывались за отмену кос, пудры и сала и за стрижку волос. Но цесаревич Константин и генерал Ламб считали: “Волосы у солдат не обрезать, но завязывать их или заплетать для того, чтобы не оставить их в виде, мужикам свойственном”. Император прислушался к мнению последних, но с уступкой: “...пудру же не иначе употреблять, как в большие парады и праздники”. Т. о., косы сохранились, и русская армия избавилась от них только в конце 1806 г., когда государь распорядился “...всем нижним чинам обрезать волосы под гребенку, что касается генералов, штаб- и унтер-офицеров, им предоставлено поступить по собственной воле”. Этим же повелением отменялись пудра и сало, которые хотя и “по большим парадам и праздникам”, но все же продолжали обременять солдат, поскольку больших парадов, особенно в придворных частях, было предостаточно.

В начале XIX в. появились эполеты , которые сначала определяли группу чинов: обер-офицерские, без бахромы (для всех от прапорщиков до капитанов), штабс-офицерские , с бахромой из тонких нитей (для всех от майора до полковника), генеральские , густые, с бахромой из толстых витых нитей (для генералов). На эполетах "свитских" чинов (генерал-адьютантов, генерал-майоров свиты и пр.) был вензель императора.

При Николае I особых перемен в военной форме не произошло, внесено лишь множество поправок в детали форменной одежды, направленных на украшательство и повышение парадности мундира. Наиболее существенным изменением было введение в пехоте, пешей артиллерии и инженерных войсках однобортного мундира вместо двубортного. Вместо белых панталон для офицеров и солдат вводились длинные темно-зеленые панталоны с красными кантами по боковым швам. Дополнения появились в знаках различия. Для нижних чинов, перешедших на сверхсрочную службу, вводилось ношение дополнительной нашивки из золотого галуна.

В 1827 г. для различия чинов на офицерских эполетах, независимо от наличия на них вензеля или буквы, устанавливалось ношение кованых металлических звездочек одинаковой формы и размера для всех чинов - одна прапорщику, корнету и хорунжему, две - подпоручику, майору и генерал-майору, три - поручику, сотнику, подполковнику, войсковому старшине и генерал-лейтенанту, четыре - штабс-капитану, штабс-ротмистру и подъесаулу. У капитана, ротмистра, есаула, полковника и генерала эполеты были без звездочек. Александр II, по мнению современников, страдал мундироманией. Уже в первый год его царствования появилось 62 приказа, касающихся военной формы. Вот одно из мнений современников: “Одно только приводит в недоумение - это беспрерывные перемены формы военных. В Петербурге, кажется, нет двух офицеров одного полка, одинаково одетых: один уже в новой форме, другой еще не успел себе сшить, а третий уже в самой новейшей”. Во многих войсках ввели двубортные мундиры в виде полукафтана. Генералам и офицерам полагались двубортные плащ-пальто с отложным воротником, на котором были цветные петлицы с пуговками. Пальто носили с галунными погонами. Солдатская шинель также приобрела отложной воротник с петлицами. Произошли изменения и в знаках различия. Все нижние чины (солдаты и унтер-офицеры) получили погоны . Это создало опасность для офицеров во время Крымской войны (1853-1856 гг.), когда стрелки неприятеля, оснащенные дальнобойными ружьями, специально выбирали мишенью людей в эполетах.

Тогда при повседневной форме офицеров и генералов были введены погоны. Обер-офицерские погоны имели один просвет, штабс-офицерские - два, а генеральские изготавливались из сплошного галуна. Количество звездочек на погонах осталось тем же, что на эполетах. Эполеты стали принадлежностью только парадной формы.

Александр III, активный участник Турецкой войны 1877-1878 гг., на практике познал военную науку в боевой обстановке, и обратил внимание на неудобство прежней формы. Существовавшая плац-парадная форма одежды - яркая, красивая, даже несколько щеголеватая, была тесной и не отвечала требованиям мобилизационной готовности российских войск. По указанию императора появилась более скромная, но более практичная и удобная форма. Обмундирование по покрою было приближено к русскому костюму. По требованиям мобилизационной готовности одежда должна была легко подгоняться под любую фигуру, поскольку при всеобщей мобилизации она выдавалась со складов в готовом виде. Новый мундир свободного покроя имел вид темно-зеленой двубортной куртки без пуговиц и цветных лацканов, с погонами или эполетами. Вместо сложных роскошных головных уборов были оставлены фуражки и введены барашковые шапки, на передней части которых крепилась кокарда, знак отличия части и герб.

Во времена царствования Николая II существенно изменилась военная техника, значительно усовершенствовалось стрелковое оружие. Новые боевые условия вызвали изменения в форме одежды. Яркие броские расцветки и украшения стали исчезать с полевого походного обмундирования. Появилось защитное обмундирование, целью которого было сделать войска менее заметными на фоне местности. Впервые защитное обмундирование цвета хаки было введено в английской армии в 1895 году. Очень быстро его переняли и другие страны Европы кроме России, которая вступила в русско-японскую войну в обычном обмундировании. Это приводило к большим потерям, поэтому пришлось в боевой обстановке перекрашивать рубахи в защитный цвет. А главнокомандующий российских войск Куропаткин издал распоряжение: “Пореже стирать рубахи, дабы они больше походили под цвет местности”. На основании опыта войны с 1906 г. в армии начало внедряться летнее защитное обмундирование. По правилам ношения новая военная форма делилась на форму одежды военного времени и форму одежды мирного времени. Первая была единой для всех родов войск, а форма мирного времени имела большое разнообразие не только по родам войск, но и по полкам и даже отдельным батальонам.

После 1917 г. все старые чины и звания, а, следовательно, и присвоенная им форма одежды были отменены. Новые звания в Красной Армии первоначально не учреждались. Но уже в годы гражданской войны ряд частей ввел единообразную форму, появилась и эмблема на головных уборах - пятиконечная красная звезда с серпом и молотом. К концу гражданской войны появились и должностные знаки различия, нашивавшиеся на петлицы и рукава. Должностные знаки были первым шагом к установлению воинских званий - знаки различия были установлены применительно к строевым командным должностям, но далеко не все лица командного состава занимали такие должности. Поэтому приходилось приравнивать должности друг к другу, как бы создавая определенные категории командиров. В 1935 г. в Красной Армии были введены персональные воинские звания. Знаками различия были петлицы с треугольниками для младшего командного состава, кубиками - для среднего, шпалами - для старшего, и ромбами - для высшего. На флоте звания различались по нашивкам из галуна на обшлагах кителя.

Лишь в период Великой отечественной войны (1942-1943 гг.) была проведена общая унификация воинских званий и введены новые знаки различия - погоны.

Военная форма одежды - это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами, обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота. Военная форма одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по служебному положению и воинским званиям. Военная форма одежды определяет принадлежность военнослужащих к вооруженным силам того или иного государства, содержит в своем составе геральдические элементы государства или царствующего дома и выполняет функцию сохранения боевых традиций вооруженных сил в целом, а также части, а иногда и отдельного подразделения. Кроме того, форма одежды имеет и чисто военные функции: маскировка личного состава на местности посредством изготовления ее из тканей защитных цветов, введения в состав военной одежды приспособлений для ношения предметов вооружения и снаряжения, создание комфортных условий во время действий военнослужащих в различных климатических условиях. Некоторые элементы форменной одежды имеют защитное предназначение.

Однообразная военная форма одежды в современном понимании, возникла во второй половине XVII века в европейских армиях, однако попытки ввести общие для всех элементы в одежду и снаряжение воинов с целью отличить их от военнослужащих противной стороны предпринимались практически на протяжении всей европейской военной истории. Наиболее близко к введению однообразной форменной одежды в начале новой эры подошла армия древнего Рима, традиционно одевая своих легионеров в красные шерстяные плащи и одежду белого цвета.

Следует сказать, что именно от римских легионов перешли в современные армии принципы организации, внутреннего порядка, субординации и военной геральдики. Из периода средневековья, можно вспомнить об отличительном знаке участников крестовых походов - матерчатом кресте нашитом на одежду и дальнейшем развитии этой эмблемы - атрибутов различных рыцарских орденов.

В дальнейшем по мере развития военного дела, усложнения организационной структуры войск, появления понятия боевых порядков, появилась насущная необходимость визуально выделить свои войска на поле боя с целью предоставления военачальникам возможности оперативно управлять войсками в ходе сражения. Задача решалась введением на время кампании и даже отдельного сражения общих для всего войска элементов одежды военнослужащих: отличительных украшений головных уборов, шарфов, лент одного цвета и т. п.. Введение же полностью унифицированной по покрою, цветам и знакам отличия, однообразной для всех вооруженных сил форменной одежды стало возможным с появлением массовых армий и развитием мануфактурных производств, которые могли обеспечить потребности войск в мундирных тканях и кожаных изделиях, т.е. определялось в первую очередь факторами экономики государств. В период тридцатилетней войны в Европе (1618-1648 гг.) в армиях противоборствующих государств стали появляться части носившие одежду одного цвета, однако различных покроев и конструкции.

Зачастую изготовление такой одежды происходило по инициативе шефов и командиров той или иной части, ношение ее не регламентировалось на государственном уровне и следовательно не являлось обязательным, однако в частях прославивших свои знамена на поле брани ношение одежды определенных цветов стало превращаться в устойчивую боевую традицию. Примерно в этот же период в России, единообразная форменная одежда появляется в московских стрелецких полках.

Впервые регламентированная единообразная военная форма одежды была введена королевским указом во французской армии в 1672 г., причем королевская гвардия получила кафтаны синего цвета с красным прикладным сукном, армейская пехота - серые, кавалерия - красные. До конца XVII века униформу получили все наиболее передовые армии европейских государств. В России введение регламентированной военной формы связано с военными реформами Петра Великого. Начиная с 1699 г.военная форма и правила ее ношения устанавливается первоначально для гвардейских (потешных) полков, а в последствии и для вновь формируемых пехотных и драгунских полков.

В 1712 г. свою форму получили и артиллеристы. К окончанию Северной войны окончательно сформировался общий стиль русской военной формы. Гвардейская и армейская пехота носили темно-зеленные кафтаны, драгуны - синие, артиллерия - красные. С этого периода военная форма русской армии развивалась и совершенствовалась в традиции общеевропейских тенденций. В последующие царствования при Анне Иоанновне была утверждена форма одежды для конного лейб-регемента (конной гвардии) и вновь формируемых кирасирских полков.

При Елизавете Петровне в связи с формированием частей легкой кавалерии - гусарских полков, для них утверждается особая форма, различающаяся по полкам в цветовой гамме. В начале царствования Екатерины Великой военная форма не претерпела значительных изменений. Были лишь отменены нововведения, введенные в краткосрочное царствование ее мужа Петра III. В 1786 г. в рамках военной реформы, проводимой фельдмаршалом Г. Потемкиным была введена военная форма принципиально отличавшаяся от общеевропейских образцов того времени.
Она была единого покроя для всех родов оружия и отличалась только цветом. В качестве мундира была введена удобная короткая куртка, узкие брюки заменялись свободными шароварами обшитыми до середины голени кожей, вместо неудобной в походе и в бою войлочной шляпы, воины получили сферическую каску того же материала с поперечным плюмажем. Новая форма вводилась только в армейских полках. Гвардия носила прежние мундиры. Нововведение являлось безусловно прогрессивным и опередило свое время на несколько десятилетий.

С воцарением сына Екатерины Великой - Павла I, в армии в срочном порядке стала вводится военная форма в основном копирующую форму армии Прусского королевства. Расцветка мундиров сохранила традиционные для русской армии оттенки, за исключением артиллерии, которая получила темно-зеленные мундиры пехотного образца с черным приборным сукном и красными выпушками, ставшими с тех пор традиционными для этого рода войск. Каждый пехотный и кавалерийский полк получил свои приборные цвета. Историки дружно осудили Павла за введение новой, якобы "неудобной" формы, хотя она полностью соответствовала современным европейским тенденциям, при этом забывая о том, что именно при нем армия получила новый вид обмундирования - шинель, взамен зимнего шерстяного плаща - епанчи. После трагической кончины Павла I в ходе государственного переворота, престол унаследовал его сын Александр I. Под его руководством и личном участии была разработана и введена новая военная форма и походное снаряжение. Армия получила мундир фрачного типа традиционных расцветок. В качестве строевого головного убора был принят кивер, тяжелая кавалерия и конная артиллерия получила кожаную каску.

Была разработана форма для нового вида легкой кавалерии - уланских полков. Впервые военная форма была установлена для казаков Донского, Уральского и Черноморского войск. В качестве нестроевого головного убора вводится знаменитая фуражка. В разных вариациях эта форма просуществовала более пятидесяти лет. В царствование Николая I в 1844 г. в качестве строевого головного убора взамен кивера вводится кожаная каска.

Пехота кавказского корпуса получает особую "кавказскую" форму. Воинские звания военнослужащих стали обозначать на эполетах и погонах. После окончания крымской войны в царствование Александра II остро ощущалась необходимость общей военной реформы. Коснулась она и военной формы одежды. Мундир фрачного типа сменил т.н. полукафтан. Вместо каски вводился кивер нового образца, а в последствии кепи. При походной форме устанавливалось ношение высоких сапог и белой рубахи. Вообще, царствование характеризуется почти непрерывными изменениями в форме одежды и требуют отдельного исследования. При Александре III в 1882 г. начинается очередная реформа. В этот раз она направлена на упрощение и удешевление обмундирования.

Армейские кирасирские, уланские и гусарские полки лишаются своих блестящих мундиров и переформировываются в драгунские. В качестве основного комплекта обмундирования для всех родов войск устанавливается мундир из темно-зеленного сукна с глубоким запахом застегивающимся на крючки, свободные шаровары из того же материала, носящиеся заправленными в высокие сапоги при любой форме одежды. Строевым (парадным) головным убором становится барашковая шапка из черной мерлушки. Хотя реформа проводилась под дивизом "народности", истинная причина изменений заключалась, на мой взгляд, в необходимости заготовки большого количества предметов обмундирования на случай мобилизационного развертывания.

Последнее царствование характеризуется прежде всего введением в 1907 г. походного обмундирования защитного цвета для всех военнослужащих и возвращении к традиционным образцам парадной и обыкновенной формы одежды. В 1918 г. заканчивается история славной русской армии и начинается история ее наследницы - РККА, впоследствии Советской Армии. Стремясь уйти от традиций "кровавого" царского режима, советские военные руководители, игнорируя опыт русско-японской и мировой войн вводят в красной армии странную форму, щедро украшенную яркими цветными элементами. Отменяются традиционные знаки различия военнослужащих - погоны.

От дополнительных и без того значительных потерь от огня противника красноармейцев спасало неудовлетворительное положение в экономике страны, благодаря которому в годы гражданской войны не удалось организовать массовое производство предметов обмундирования нового образца. И белые и красные формирования использовали запасы обмундирования оставшиеся от старой армии. В период до начала Великой Отечественной войны происходит постепенное возращение к традициям русской армии. В 1922 г. артиллеристам были возвращены их традиционные приборные цвета черный с красной выпушкой (в 1919 г. для артиллерии был введен оранжевый приборный цвет) и установлено ношение шинели старого образца взамен "кафтана" защитного цвета. В 1924 г. было отменено ношение цветных клапанов на груди, рукавах и воротниках обмундирования. В 1935 г. были введены персональные воинские звания для, среднего и старшего командного состава и соответствующие знаки различия.

В 1936 г. формируются казачьи кавалерийские части и для них устанавливается традиционная форма одежды. В 1940 г. отменяется ношение пожалуй наиболее яркого символа красной армии - буденовки. В том же году восстанавливаются персональные звания для младшего и высшего командного состава. Вводится парадная форма для всех категорий военнослужащих. Окончательный возврат к национальным традициям военной формы одежды произошел в 1943 г.

После этого форма одежды Советской Армии развивалась в рамках многолетних традиций русской армии. Очередная заметная реформа форменной одежды произошла в 1969 г. В качестве полевой формы взамен знаменитой гимнастерки вводится полевой китель. Принимается на снабжение войск форменная одежда для экипажей бронетехники, полевая утепленная куртка для офицеров.

В 1988 г. в войска поступает новый унифицированный зимний и летний полевые костюмы - "афганка". Развитие военной формы в последнем десятилетии XX века характеризуется отказом от советских и русских традиций. Введенная в 1994 г. новая парадная и повседневная форма по покрою очень похожа на американскую. Было отменено ношение петлиц цветных околышей на фуражках. В конструкции фуражек явно проглядываются извращенные понятия о воинской красоте "арбатских" генералов. Однако для основной массы военнослужащих это не имело большого значение ввиду крайне скудного снабжения войск вещевым имуществом. Никогда не забуду, когда летом 1994 г. солдатам и офицерам дивизии в Забайкальском ВО были выданы летние танковые комбинезоны изготовленные из неокрашенной х/б ткани светло-серого цвета. Парадная и повседневная формы не выдавались вовсе. Доходило до того, что даже на парады в г. Москве части и подразделения выводились в полевой форме под белыми и парадными ремнями, трогательно украшенной аксельбантами, с нашитыми золотыми погонами у офицеров и цветными у солдат и сержантов.

Развитие военной формы опиралось на многовековые традиции и происходило довольно медленно. Главным условием считалось опознавание воина в суматохе боя, а также отличие от гражданского в повседневное время. В современном понимании военная форма появилась в начале Нового Времени (хотя знаки различия известны ещё с Древних времен).

Постепенно сложились такие сочетания цветов военных форм, которые стали прочно ассоциироваться с армией конкретной державы: в России - темно-зеленый, в Великобритании - красный, в Пруссии и германских государствах- синий и черный, в Австрии - белый, во Франции - синий и т.д.

Вопрос о практичности военной формы тесно связан с историей развития военной тактики. До XVIII-ХIХ века доминирующей на поле боя была т.н. линейная тактика, когда войска выстраивались в длинные линии, шириной в несколько шеренг. Связано это было с несовершенством тогдашнего огнестрельного оружия, низкой точностью и скорострельностью.

Линейная тактика постоянно совершенствовалась, но к середине XVIII века устарела. Ей на смену пришла тактика колонн и расспыпного строя, более гибкая в условиях маневренного боя. Однако со временем устарела и она. Развитие огнестрельного оружия, повышение его точности и скорострельности привело к тому, что войска с новыми магазинными винтовками получали огромное преимущество на поле боя. Серия войн второй половины XIX века (Крымская война, франко-прусская война, русско-турецкая война 1877-1878) тому подтверждение.

Новым порядком построения стала стрелковая цепь, к достоинствам которой относят (здравствуй, Википедия):

    возможность каждого солдата самостоятельно применяться к своему участку местности;

    хорошие условия для создания высокой плотности огня;

    сведение к минимуму вероятности поражения атакующих стрелков ответным огнём противника.

В новых условиях роль отдельного бойца резко повысилась. Необходимо было повысить его выживаемость. Лучший вариант - сделать его малозаметным на местности. В малозаметного солдата сложней прицелиться и сложней попасть, а кроме того - увеличивалась внезапность засад.

Изменения в полевой тактике в конце XIX века потребовали, чтобы форма была неброской, позволяющая максимально замаскироваться в складках местности. Старая форма такое практически не позволяла. Несмотря на это, дух традиционализма в армии был высок, любое покусительство на традицию встречалось в штыки, а потому многие армии шагнули в XX век с формами старого образца - яркими, вычурными и узнаваемыми.

Потребовались нешуточные человеческие жертвы, прежде чем командиры поменяли свое мнение. Широко известна история с громадными потерями среди британских офицеров во время англо-бурских войн: буры-снайперы легко вычисляли англичан по их красным мундирам, а офицеров - по блестящим значкам. С 1902 года британская армия полностью перешла на форму цвета хаки; в 1907 году Германская императорская армия переходит на форму цвета фельдграу; в 1913 году в Российской императорской армии массово вводится форма оливкового цвета. В полевой форме отсутствовали какие-либо блестящие металлические элементы.

Не везде новая форма прокладывала себе путь. Французский военный министр Эжен Этьен вошёл в историю своим высказыванием "Красные штаны - это Франция!", защищая тем самым традиционный французский военный костюм с голубым мундиром и красными штанами. Первые месяцы Первой мировой войны с её огромными потерями во всей своей красе показали вред подобного традиционализма.

Прокомментировать

Аннотация. В статье рассказывается о возникновении женской военной формы, особенностях её моделирования и пошива, а также о порядке применения в необходимых случаях женщинами-военнослужащими элементов мужской формы одежды.

Summary . The article tells about the origin of women’s military uniform, especially its modelling and sewing, as well as on application by servicewomen of elements of men’s military uniform.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич -ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: [email protected])

ЖЕНСКАЯ ВОЕННАЯ ФОРМА - ЗАБОТА ОСОБАЯ

Когда речь заходит о вкладе женщин в военную историю человечества вообще и о развитии женской военной одежды в частности, вспоминаются, конечно же, прежде всего амазонки. Однако, увы, мифическое племя прекрасных воительниц с точки зрения эволюции военной одежды ничего самостоятельного не создало. Судя по античным скульптурам, амазонки носили обычное женское одеяние, дополненное предметами вооружения и снаряжения1.

Если амазонки - явление полулегендарное, хотя Геродот, а вслед за ним и некоторые позднейшие историки воспринимали их как исторический факт, то про Жанну д’Арк известно существенно больше. Но и она не одевалась как-то особенно, а использовала мужскую одежду и мужские доспехи, что, кстати, стало одним из пунктов её обвинения на суде.

В марте-апреле 1787 года в рамках праздничных мероприятий, посвящённых посещению Екатериной II Крыма, Г.А. Потёмкин создал так называемую Амазонскую роту в составе 100 «благородных жён и дочерей Балаклавских греков». Правда, документальных свидетельств об этом не осталось, но на этот факт имеется несколько косвенных указаний, в том числе фрагмент из воспоминаний австрийского принца Ш.Ж. де Линя, сопровождавшего императрицу, и записка Е.И. Шидянской, которая командовала ротой. Судя по этим свидетельствам, специальной одежды для «потёмкинских амазонок» не создавали - они носили своё обычное праздничное одеяние, но единообразное по расцветке. Что касается оружия, то они получили его на время из арсеналов Греческого пехотного полка2.

Можно приводить и другие примеры, но все они будут исключениями, подтверждающими общее правило: до Первой мировой войны женщин к военной службе практически не привлекали, так что не возникало и потребности в специальной униформе.

Тем не менее единичные экземпляры женского военного мундира всё же имелись, в частности, так называемое мундирное платье, представлявшее собой комбинацию мундира того или иного полка и платья. Повторявшее мундирную расцветку, оно выше талии кроилось как мундир, а ниже талии становилось платьем. Сказать достоверно, в какой стране и когда именно оно появилось, не представляется возможным. В России, например, его использовала Елизавета Петровна в дни гвардейских полковых праздников, а иногда и на парадах. К середине XVIII века мундирное платье стало обычным явлением, однако право на него имели лишь женщины - главы государств или шефы полков.

Более или менее массовый приход женщин в армию начался в конце XIX века, что заставило командование озаботиться соответствующей формой одежды. Так, в Великобритании в 1881 году была основана Имперская военная служба медицинских сестёр королевы Александры, а на следующий год добровольческие вспомогательные отряды Общества содействия во имя Святого Иоанна и Британского Общества Красного Креста. Но женщины стали служить не только в военно-медицинской сфере. В ходе Первой мировой войны они освоили многие профессии, замещая мужчин у телефонных и радиоаппаратов, в системе ПВО, в различных вспомогательных службах3.

В России имелся свой опыт женской военной службы. Не говоря о различных обществах милосердия, у нас в Первую мировую войну даже было создано строевое женское подразделение - знаменитый ударный женский батальон смерти, которым командовала М. Бочкарёва. Правда, Временное правительство обязало личный состав батальона носить форму одежды армейской пехоты. Единственным отличием являлись погоны - белые с продольной чёрно-красной тесьмой4.

В первые годы советской власти женщины на военную службу привлекались только на добровольных началах, при этом они обеспечивались лишь бельём и верхней одеждой. В законе об обязательной военной службе 1925 года уже говорилось о том, что в военное время женщины будут привлекаться на военную службу в обязательном порядке. Впрочем, теперь стало практиковаться также их зачисление на службу в РККА и в мирное время. Обмундированием и снаряжением они обеспечивались наравне с мужчинами. Важной деталью одежды женщин-медиков являлась шерстяная юбка защитного, чёрного или тёмно-синего цвета. Для вольнонаёмных женщин, занятых на должностях среднего, старшего и высшего начсостава, предусматривался ряд предметов верхней одежды: фетровый берет, рубаха-блуза, юбка, хромовые ботинки и т.д. Выдача осуществлялась либо материалом (ассортимент кадрового начсостава), либо в виде денежной компенсации.

По приказу РВС СССР от 27 сентября 1930 года № 201 женщины-курсантки военно-учебных заведений снабжались всеми без исключения предметами мужского обмундирования, а также зимней и летней юбками и хромовыми ботинками гражданского фасона.

В связи с указанием начальника Управления обозно-вещевого снабжения РККА от 22 декабря 1935 года женщин - кадровых военнослужащих разделили на две группы: начальствующий состав и курсантки (слушательницы) военно-учебных заведений. Первых следовало обеспечивать обмундированием по нормам и основаниям кадрового начсостава, вторых снабжали предметами мужского вещевого довольствия.

В утверждённых 17 декабря 1936 года «Правилах ношения формы одежды личным составом РККА» имелась глава «Форма одежды военнослужащих женщин (кадра)». При летней форме одежды им полагались: берет фетровый тёмно-синий или пилотка, гимнастёрка летняя цвета хаки, юбка шерстяная или хлопчатобумажная тёмно-синего цвета, чулки чёрного цвета, сапоги или ботинки и шинель. Зимняя форма одежды: шлем суконный, гимнастёрка цвета хаки, юбка суконная или шерстяная тёмно-синего цвета, чулки чёрного цвета, гетры чёрные шерстяные, френч открытый цвета хаки, сапоги или ботинки чёрного цвета, перчатки и шинель. Кроме вышеуказанного, разрешалось также носить: плащ-пальто, кожаное пальто или тужурку (вне строя), белую гимнастёрку при белом берете (вне строя), а в зимнее время - бурки чёрного или белого цвета. Открытый френч, полагавшийся зимой, на практике носили только в автобронетанковых войсках и ВВС.

Судя по данному документу, особенность женской формы одежды заключалась лишь в наличии берета и юбки, да ещё в том, что шинель застёгивалась на левую сторону.

Великая Отечественная война показала, что женщины могут заменять мужчин не только в тыловых подразделениях, но и на фронте. Они вели в бой танки и самолёты, служили в артиллерии, инженерных войсках, ПВО, были снайперами и разведчиками. Всего в годы войны в армии насчитывалось более 800 тыс. женщин, 86 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, а четыре - орденов Славы трёх степеней. Какую же форму носили женщины - участницы войны? По этому вопросу НКО СССР издавал несколько руководящих документов: приказ № 261 от 3 августа 1941 года, приказ № 240 от 9 августа 1942 года и приказ № 25 от 15 января 1943 года. Согласно первому из них для женщин, занимавших нестроевые должности начальствующего состава, учреждались три основных предмета: берет, пальто и платье. Суконный берет защитного цвета состоял из цельного донышка и четырёх частей тульи. Спереди на берет посередине тульи крепился металлический красноармейский значок-кокарда установленного образца. Двубортное женское форменное пальто изготовлялось из серого сукна. Оно имело открытые лацканы и два ряда больших форменных пуговиц, по пять на каждом борту. Отложной воротник застёгивался на металлические крючок и петлю. На концах воротника нашивались петлицы установленного образца. Пальто имело два боковых прямых поперечных прорезных кармана, прикрытых клапанами. Спинка кроилась цельной, с двумя защипами и разрезом внизу. По талии был предусмотрен пояс, состоявший из трёх частей: два конца пояса и хлястик. Передние концы пояса застёгивались на пряжку, а задние - на большие форменные пуговицы на хлястике. Рукава были снабжены прямыми настроченными обшлагами. Длина пальто устанавливалась таким образом: от его нижнего края до пола должно было быть 30 см. Впрочем, пальто не прижилось, значительно чаще женщинам по фигуре подгоняли мужскую шинель.

Платье хлопчатобумажное или шерстяное цвета хаки имело отложной воротник. На его концах нашивались петлицы гимнастёрочного образца. Рукава оканчивались манжетами, застёгивавшимися на две маленькие форменные пуговицы. От воротника до пояса шла планка с застёжкой на четыре большие форменные пуговицы. Нагрудные карманы прорезные, с клапаном шириной 3 см, застёгивались малыми форменными пуговицами. Фигурные подрезы средней части переда юбки образовывали два кармана. Правый конец пояса продёргивался через пряжку и застёгивался на один крючок. Длина платья определялась на 5 см короче пальто. В отличие от последнего платье с некоторым перерывом «продержалось» до конца советской власти без существенных изменений5.

Однако это обмундирование вскоре подверглось изменениям. 9 августа 1942 года был подписан приказ НКО СССР № 240, отменявший форменную одежду образца 1941 года и объявлявший новый, приближённый к армейским нормам, перечень предметов женского обмундирования, которые теперь различались как по принадлежности к составу - начальствующий или рядовой, так и по месту службы. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Потрашков С.В., Потрашков А.С. Иллюстрированный военно-исторический словарь. М.: Эксмо, 2007. С. 17.

2 Кибовский А. Амазонская рота. Курьёз или первое женское подразделение в России? // Цейхгауз. 1997. № 1(6). С. 16-19.

3 Девис Б.Л. Униформа Третьего рейха. 1933-1945 / Пер. с англ. И.В. Гаврилова. М.: АСТ, 2000. С. 123, 125, 133, 134; Дарман П. Униформа Второй мировой. Полная иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. А. Гришина. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 98, 117, 134 и др.

4 Горшков В.В., Харитонов О.В. Русская армия 1917-1920. СПб.: «Каравелла», 1991. С. 32; Военная одежда русской армии. М.: Воениздат, 1994. С. 374 и др.

5 Женское форменное платье образца 1941 г. было отменено приказом МВС СССР от 3 марта 1948 г. № 11, но приказом МО СССР от 30 июня 1955 г. № 105 «шерстяное платье защитного цвета» восстанавливается как предмет повседневной вне строя формы одежды, для использования вместо кителя и юбки.

 


Читайте:



Этапы процесса моделирования

Этапы процесса моделирования

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что в этом процессе обязательно участвуют и взаимодействуют друг с другом субъект, объект исследования и...

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

ГОУ ЦО №1828 «Сабурово», Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории, урок в 8 классе. Слайд 2 План урока 1. Личность императора Николая I. 2....

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

В процессе обучения в аспирантуре молодой ученый обязан пройти практику, результатом которой станет составление отчета по педагогической практике...

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Одним из невероятных и очень талантливых людей, чьи творения до сих пор не оставляют равнодушным ни одного ученого, является Зигмунд Фрейд (годы...

feed-image RSS