Главная - Развлечения
Почему советская власть организовала геноцид калмыков. Резать, не дожидаясь перитонита

Ичкерия (ЧРИ), провозглашённая бывшим советским генералом Джохаром Дудаевым и его сторонниками в результате регионального государственного переворота в октябре 1991 года, не была официально признана ни одним государством.

Кто признал Ичкерию

Имели место только два акта признания республики со стороны лиц и организаций, не являвшихся субъектами международного права. Так, свергнутый в начале 1992 года и бежавший в Грозный первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия в марте 1992 года подписал указ о дипломатическаконный президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил, что Грузия к этому документу не имеет никакого отношения. Все последующие грузинские правители также не придали легальный статус представительству Ичкерии.

Кроме того, в январе 2000 года, во время Второй чеченской войны, президент Ичкерии Аслан Масхадов открыл официальное представительство ЧРИ в Исламском Эмирате Афганистан (ИЭА) - таком же самопровозглашённом государственном образовании, созданном исламистскими боевиками движения «Талибан» * на большей части территории Афганистана. ИЭА получил признание только со стороны нескольких мусульманских государств.

В отдельных странах, в частности в Украине , некоторые политики выступали за признание ЧРИ, но такие призывы остались без поддержки. Некоторые, согласно формулировкам Договора о мире и принципах взаимоотношений между РФ и ЧРИ, заключенного президентом РФ Б. Ельциным и президентом ЧРИ А. Масхадовым (уже после ликвидации Дудаева и подписания Хасавюртовских соглашений), расценивают данный документ как доказательство фактического признания Российской Федерацией независимости ЧРИ, так как в договоре республика выступает как субъект международного права. Но отношений на уровне послов между РФ Ельцина и ЧРИ Масхадова установлено не было.

Кто оказывал помощь

Однако неофициальная помощь Чечне оказывалась многими странами, с молчаливого согласия или даже негласного поощрения их правительств. В первую очередь - помощь военной силой. В рядах ичкерийской армии в кампанию 1994-1996 гг. воевали более тысячи иностранных наёмников. Самостоятельное подразделение численностью более 200 человек составили арабские боевики саудовца Хаттаба . Они были представителями разных государств - Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Египта, Судана, Омана и других, но в основном, как и Хаттаб, изгоями общества в тех странах, где родились.

Наёмники из восточноевропейских стран (числом около 800 человек) были распределены по подразделениям ичкерийской армии. Среди них было немало военных из Прибалтийских государств (преимущественно из Эстонии), но больше всего было боевиков украинской националистической организации УНА-УНСО*. Унсошники уже успели повоевать против Абхазии на стороне Грузии и в Приднестровье (что любопытно - на стороне ПМР против Кишинёва). В 1993 году УНА-УНСО* установила контакт с властями ЧРИ. Её лидер Дмитро Корчинский прибыл в Грозный, где был принят вице-президентом непризнанной республики Зелимханом Яндарбиевым и заместителем начальника (с 1994 г. - начальник) главного штаба вооружённых сил ЧРИ Асланом Масхадовым. Состоялись переговоры о вербовке украинских добровольцев в ичкерийскую армию.

Для вербовки был создан центр «Евразия», на счёт которого переводились денежные средства из ЧРИ. Возглавил центр нынешний лидер УНА-УНСО* Ондрий Шкиль. После начала военных действий в конце 1994 года из Украины в Ичкерию был отправлен первый отряд наёмников под названием «Прометей». Впоследствии был организован ещё отряд «Викинг». Впрочем, их боевые качества в целом оценивались ичкерийским командованием невысоко. Но отдельные наёмники получали высокое признание. Так, Олександр Музычко был награждён ичкерийским орденом «Герой нации». [С-BLOCK]

Одновременно Дмитро Корчинский с соратниками развернули по Украине пропагандистскую кампанию солидарности с «борющимся народом Ичкерии» через сеть «комитетов в поддержку Чечни». В украинских городах открылись отделения информационного агентства ЧРИ «Чечен-пресс»*. Уже позднее, в промежутке между двумя чеченскими войнами, Дмитро Корчинский объявил о создании «Института Кавказа», целью которого было объявлено развёртывание мощного фронта против России в этом регионе.

Грузия, хотя официально не признала ЧРИ, оказывала негласную поддержку Дудаеву. Так, разбитые отряды дудаевских боевиков уходили в Панкисское ущелье на севере Грузии, чтобы отдохнуть, набраться сил и снова вторгнуться в Чечню. Все требования России к Грузии об интернировании боевиков ни к каким результатам не приводили. В Грузии же прошли подготовку наёмники украинского отряда «Прометей». [С-BLOCK]

В общем и целом, ЧРИ получила содействие от тех мусульманских стран, в которых силён ваххабизм, исповедовавшийся Дудаевым и его сподвижниками (в странах, где преобладают традиционные направления ислама, Ичкерия такой поддержки не получила), а также со стороны тех восточноевропейских государств, где сильны русофобские настроения. Список последних наглядно показывает тех, кто путем переименования улиц и площадей и установления мемориальных досок увековечил имя Дудаева после его гибели. Это: Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Босния и Герцеговина. Турция также попала в этот список - вероятно, сразу по двум мотивам.

*запрещенные организации в РФ

Относительно монголов калмыки живут в другой части света, однако являются их ближайшими родственниками. Во времена Российской империи этот народ почитали как блестящих воинов и преданных союзников русской армии. Но другая империя – советская – объявила их предателями, организовав полноценный геноцид. Чем объясняют причины столь жестокой политики?

Есть версия, согласно которой русский боевой клич «ура» произошел от калмыцкого «уралан», то есть «вперед». Скорее всего, это всего лишь легенда, но корни ее понятны: на протяжении долгих лет калмыки были надежной опорой России, где чрезвычайно ценились как храбрые воины и прекрасные наездники.

Ойраты или западные монголы начали переселяться в Русское царство в конце XVI века, что стало следствием завоевания монгольских земель цинским Китаем. Соседи-тюрки называли их «калмаками», то есть «отколовшимися» – не принявшими ислам и сохранившими буддийскую веру, отсюда и слово «калмык». Уже в начале 1600-х годов переселенцы присягнули на верность русскому царю, а впоследствии основали Калмыцкое ханство (Хальмг хана улус) – самоуправляемую часть русского государства, регулярно поставлявшую русской армии прекрасно обученных бойцов, проявивших себя во многих войнах. Так продолжалось и после того, как Екатерина II ликвидировала ханство, что стало неизбежным следствием трагических событий, известных как «пыльный поход ».

А вот отношения российской ветви потомков Чингисхана с советской властью, напротив, сразу не задались. Калмыки – один из немногих российских народов (в том числе репрессированных), численность которых за годы СССР не увеличилась, а сократилась. Согласно данным переписи 1989-го, в стране проживало 174 тысячи калмыков, а по переписи 1897-го – более 190 тысяч (современные показатели находятся где-то посередине).

Причин этому несколько. В годы Гражданской войны территорию Калмыкии сильно потрепало – она оказалась между молотом в лице РККА и наковальней в виде армий Краснова и Деникина. Впоследствии ее население сильно пострадало от голода и 1921–1924, и 1932–1934 годов (то есть от тех же событий, которые на Украине считают геноцидом именно украинского народа). А наиболее сильным ударом стало сталинское принудительное переселение в Сибирь в годы ВОВ – так называемая Операция НКВД «Улусы», по итогам которой калмыцкий народ сократился как минимум на треть, а по некоторым подсчетам – вполовину.

Постановление Совета народных комиссаров «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», было опубликовано ровно 75 лет назад – 28 декабря 1943 года. В марте 1956-го калмыков реабилитировали, позволив вернуться на родину. Год спустя была воссоздана их автономия. В 1989-м Верховный совет СССР провозгласил депортацию «варварской акцией сталинского режима». Наконец, закон, принятый в РСФСР в апреле 1991-го, признал калмыков жертвами геноцида.

В современной Калмыкии 28 декабря отмечается как День памяти жертв депортации калмыцкого народа, причем он является выходным.

Несмотря на все это, депортация калмыков как-то не на слуху – о ней вспоминают значительно реже, чем о депортации чеченцев, немцев, балкарцев или крымских татар. Редко говорят и о ее заявленных причинах, и о предыстории. А предыстория такова.

Среди национальных войсковых соединений, созданных советской властью страшным ноябрем 1941 года, было и калмыцкое – 110-я кавалерийская дивизия. Она прекрасно проявила себя в первый период войны при обороне Кавказа и Дона, но летом 1942-го, когда немцы вторично захватили Ростов и сильно измотали дивизию, в ней резко участились случаи дезертирства. Примерно тогда же гитлеровцы заняли большую часть самой Калмыкии.

Возвращаясь на малую родину, беглецы, как выразились бы тогда, «распространяли панические и пораженческие настроения», а уже в Калмыкии часть из них влились в ряды местных коллаборационистов. Параллельно в Берлине был создан т.н. Калмыцкий национальный комитет – что-то вроде правительства в изгнании, после чего калмыков стали позиционировать как союзников Рейха в борьбе с большевиками.

Так калмыки стали «народом-предателем», который предполагалось выселить, разделить и полностью лишить национально-культурной автономии. Как подчеркивалось в советской пропаганде, навсегда.

Случившееся не имеет никаких оправданий: советская власть пропагандировала интернационализм, но проявила себя точно так же, как проявляла себя власть нацистская (о Холокосте – пике террора по этническому принципу – тогда еще не знали).

Да, существовало Калмыцкое соединение доктора Долля, но существовало и партизанское движение Калмыкии. История помнит агента абвера Басанга Огдонова, но помнит и героя СССР Эрдни Деликова. Были калмыки-белоэмигранты, перешедшие на сторону Гитлера, но были и разведчики-добровольцы, переброшенные в тыл вермахта зимой 1942-го.

А советская власть репрессировала вообще всех калмыков, в том числе награжденных боевыми орденами и медалями. Исключение составили только те, кто успел сменить национальность в паспорте, и калмычки, которые были замужем за выходцами из других народов (вместо них на поселения в Сибирь и Среднюю Азии отправились жены этнических калмыков, в том числе русские).

Ради депортации калмыков даже отзывали с фронта, но несколько тысяч из них в итоге, как это говорится, все равно «прошли всю войну».

То есть это было самой настоящей этнической чисткой, от которой до сих пор не оправился целый народ, хотя прошло уже 75 лет, а реабилитировали калмыков в СССР на несколько месяцев раньше, чем другие переселенные народы.

О политике геноцида в сталинскую эпоху сейчас говорить не любят. И дело не столько в «обелении эпохи», сколько в том, что это давление на больную мозоль, которое раскалывает общество.

Но еще опаснее, когда наше сложное общество, живущее в многонациональной стране с национальными республиками, начинает раскалываться по этническому принципу. А именно это и происходит, когда потомки репрессированных калмыков, как правило, прекрасно знающие историю своего народа (а это относится почти ко всей калмыцкой интеллигенции), становятся свидетелями того, как фанаты усатого генералиссимуса оправдывают сталинскую политику этнических чисток, тем более превозносят ее.

Такие «патриоты» вредят идее территориальной целостности страны подчас даже больше, чем вся западная пропаганда вместе взятая.

Власти Калмыкии пытались сорвать II Cъезд ойрат-калмыцкого народа, заявили его организаторы. Из-за того что владельцы кафе, с которыми были предварительные договоренности, в последний момент отказались предоставить помещения для проведения съезда, участникам мероприятия пришлось собраться у памятника "Исход и возвращение". Съезд выразил недоверие действующему руководству республики и принял решение выдвинуть своих кандидатов в депутаты на сентябрьских выборах в Народный хурал.

Съезд под открытым небом

Начало съезда ойрат-калмыцкого народа было назначено на 10.00 19 мая. Местом проведения должна была стать столовая завода "Одн". Однако руководство завода не пустило делегатов, сославшись на проблемы с электричеством. Отказались предоставить помещение и в одном из кафе на выезде из Элисты, с владельцем которого, как рассказали организаторы съезда корреспонденту, также была предварительная договоренность.

Ойраты - народность, представителями которой на территории России являются калмыки. В 1920 году на землях калмыков была образована Калмыцкая АО, в 1935 году преобразованная в Калмыцкую АССР. В 1943 году автономия ликвидирована, а калмыки оттуда выселены. В 1957-1958 годах, с восстановлением этой АССР, калмыки смогли вернуться на их этническую территорию.

В результате примерно в 11.00 собравшиеся, около ста человек, двинулись колонной в город, к памятнику депортированным "Исход и возвращение", возле которого и был проведен съезд, передает корреспондент " , присутствовавший на мероприятии.

На хозяев помещений было оказано административное давление, заявил один из организаторов съезда, главный редактор газеты "Современная Калмыкия" Валерий Бадмаев .

"У нас был предварительный договор со столовой и кафе, мы даже заплатили деньги. Но к ним приехали из СЭС и сказали, что их закроют, если там будет проводиться съезд. Потом позвонили пожарные и тоже пригрозили, что пришлют комиссию", - рассказал Бадмаев.

Он предупредил собравшихся, что мероприятие на площадке перед памятником "будет расценено как несанкционированный митинг", но участники единогласно проголосовали за то, чтобы провести съезд.

Бадмаев огласил повестку, которую также поддержали все собравшиеся: "Оценка деятельности республиканской власти, формирование исполкома, выборы председателя исполкома, вопрос об участии активистов съезда в сентябрьских выборах в Народный хурал".

Главред "Современной Калмыкии" напомнил, что "первый Чуулган решил проводить съезд раз в два года". "Чуулган – Съезд ойрат-калмыцкого народа" прошел в Элисте 12 декабря 2015 года. В ходе мероприятия была принята резолюция, ставящая ряд задач "во имя сохранения и дальнейшего развития ойрат-калмыцкого народа". Главным пунктом резолюции является принятие новой Конституции Калмыкии, поскольку действующая, по мнению участников съезда, "не отвечает потребностям" калмыцкого народа.

"Прошло немного больше времени. Мы проводим этот съезд в мае, потому что в сентябре будут выборы в Народный хурал. Нам надо сегодня сформировать исполком из деятельных людей, которые смогут договориться с одной из партий, чтобы съезд мог выдвинуть от них своих кандидатов. По действующему у нас закону мы можем баллотироваться только от партий", - добавил Бадмаев.

Письмо полпреду ЮФО

Отметив, что "из-за жары" придется ограничить количество выступающих и время выступлений, Бадмаев предоставил слово политику и экономисту Владимиру Бамбаеву (в конце 1980-х – начале 1990-х секретарь калмыцкого обкома партии и депутат Верховного совета Калмыкии, в 1993 году, будучи руководителем ассоциации фермеров Калмыкии, баллотировался на пост президента республики, – прим. "Кавказского узла" ).

В свою очередь Бамбаев сказал, что из-за сжатого регламента лишь зачитает свое письмо, направленное в конце апреля на имя полпреда президента России в ЮФО Владимира Устинова.

В обращении к полпреду калмыцкий политик утверждает, что к нему "неоднократно обращались офицеры правоохранительных органов", которые, "рискуя своей головой, собирали документы", указывающие на преступления, нанесшие бюджету многомиллионный ущерб.

Согласно этим документам, заявляет Бамбаев, оказались похищены 70 миллионов рублей, направлявшихся из федерального бюджета на фитомелиоративные работы по восстановлению зоны Черных земель.

"Кавказский узел" сообщал, что единственная в Европе антропогенная пустыня образовалась в регионе Черных земель в результате неурегулированного выпаса скота и распашки песчаных земель.

В письме к Устинову Бамбаев также напомнил об аресте первого вице-премьера Петра Ланцанова, который, по его словам, стал возможен "только после того, как дело было доведено до Следственного комитета России", поскольку местные следователи "успешно похоронили" уголовное дело по агрохолдингу "Мраморное мясо Калмыкии".

9 июля 2016 года следствие сообщило об аресте заместителя министра сельского хозяйства Калмыкии Эрдни Кектышева, а также первого вице-премьера Калмыкии Петра Ланцанова. Ланцанов обвинен в том, что по его поручению сотрудники Минсельхоза Калмыкии вынудили свыше 400 сельхозтоваропроизводителей перечислить часть полученных субсидий холдингу "Мраморное мясо Калмыкии". Арест Ланцанова является большим провалом кадровой политики Алексея Орлова и может быть хорошо подготовленным ударом по главе республики, заявили опрошенные "Кавказским узлом" калмыцкие журналисты.

Кроме того, Бамбаев отметил, что к письму приложены документы, указывающие на то, что "были украдены два из пяти миллиардов, выделенных на строительство водопровода из Левокумского месторождения до Элисты".

"Работы осуществлены с нарушением проекта и норм строительства. Из пяти запланированных станций по подъему воды, построены всего две. Двумя насосами воду на Ергенинскую возвышенность не поднять", - зачитал Бамбаев очередной отрывок.

После его выступления Валерий Бадмаев предложил сэкономить время и больше не заслушивать выступления с оценкой власти. Съезд единогласно выразил недоверие действующему руководству республики.

Чиновники предложили собравшимся разойтись

Во время выступлений Бадмаева и Бамбаева к месту проведения съезда подъехали полицейские и люди в штатском, которые принялись снимать происходящее на видео.

Представитель администрации Элисты Кермен Бадмаева призвала собравшихся "прекратить мероприятие и провести его в установленном порядке".

"В соответствии с законом публичные мероприятия могут проводиться при условии уведомления администрации Элисты. Администрация города не была уведомлена", - пояснила Бадмаева, чем вызвала возмущение участников съезда.

Бадмаеву поддержал заместитель начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по Элисте Александр Амтеев .

"Данное мероприятие не согласовано, поэтому содержит признаки состава административного правонарушения", - заявил он, пытаясь перекричать собравшихся.

Участников съезда, вступивших в спор с представителями полиции и администрации Элисты, успокоили организаторы: "Они нас предупредили – мы их выслушали. Продолжаем".

Участие в выборах: за и против

Гражданин Бельгии Павел Мацаков , приехавший в Калмыкию для участия в съезде, посетовал, что в Калмыкии "с 1994 года время остановилось". "Как собирались одни и те же 200 человек, так и собираются. Другое дело, что вы все стареете. Многие уже умерли", - сказал Мацаков.

Он также выразил несогласие с предложением участвовать в выборах "через какую-то партию". По его мнению, съезд должен работать над созданием "национальной организации".

"Я был в прошлом году в Америке, выступал на конференции перед молодыми калмыками. Ребята не хотят назад. Там восемь тысяч калмыков – и они уже не вернутся. Даже без документов они чувствуют себя там более полноправными членами общества, чем на родине. Если бы была национальная, демократическая организация, многие с удовольствием помогали бы. Без создания такой организации выборы и все остальное не имеет смысла", - резюмировал Мацаков.

Председатель калмыцкого отделения партии "Яблоко" Батыр Боромангнаев в своем выступлении сосредоточился на критике региональной политики федерального центра, которая, на его взгляд, привела к "ужасающей деградации социально-экономической ситуации и дефициту кадров" в Калмыкии.

"Мы находимся в чрезвычайно невыгодных условиях. Самая худшая вода, ее еще и мало, – в Калмыкии. Самая худшая земля – в Калмыкии. В Яшалтинском районе, где более-менее хорошая земля, калмыцкое население выдавливают. Мы здесь не самостоятельные. Посмотрите, кто руководит у нас федеральными ведомствами. Это приезжие, мигранты. Им наплевать на нашу судьбу", - заявил Боромангнаев и призвал собравшихся принять активное участие в выборах в Народный хурал.

"Только когда мы возьмем власть в свои руки, мы изменим ситуацию", - подытожил он.

Затем участники съезда заслушали платформу предвыборной программы, которую представил Владимир Бамбаев, и договорились обсудить и доработать ее позже, в рабочем порядке.

В завершение мероприятия был сформирован исполком, председателем которого съезд единогласно выбрал Валерия Бадмаева.

Бадмаев заявил, что члены исполкома "обязуются объехать все районы, чтобы договориться с партиями о выдвижении активистов съезда". "Если наши кандидаты пройдут в хурал, мы возьмем с них письменные обязательства отстаивать интересы калмыцкого народа. В случае невыполнения этих обязательств будем их отзывать", - заявил он.

"Со времени проведения первого Чуулhн – Съезда ойрат-калмыцкого народа, прошедшего 12 декабря 2015 года, прошло два года и пять месяцев. Резолюция первого Чуулhн со всеми рекомендациями исполкома была вручена главе Республики Калмыкия весной 2016 года. Ни один пункт этой резолюции за прошедшее время не был выполнен. Власть Калмыкии проигнорировала требование первого Чуулhн – вернуть выплаты компенсаций жертвам политических репрессий на федеральный уровень и увеличить размер самих компенсаций до уровня выплат "чернобыльцам" или размера средней пенсии по России. Не выполнено предложение съезда о специальном законе "Об использовании ойрат-калмыцкого языка как государственного языка Республики Калмыкия". Многократные попытки членов исполкома первого Чуулhн заставить республиканскую власть действовать в интересах ойрат-калмыцкого народа не находили и не находят понимания", – говорится в резолюции второго Съезда ойрат-калмыцкого народа, принятой 19 мая.

В России устоялось мнение: русское население притесняют только в северокавказских республиках. Отчего-то забывается, что страна состоит из множества этнических регионов. В некоторых из них русские находятся едва ли не в худшем положении, чем их сородичи на Северном Кавказе.

Русское население Кызыла - столицы Республики Тывы, жалуется на обострение враждебного отношения к ним со стороны коренного населения. Люди говорят, что некоторое время было относительно спокойно и вдруг на них вновь ополчились.


Относительно спокойно - не означает хорошо. На улицах - озлобленные взгляды и шипение «орус» — под этим словом подразумевают чужаков, — рассказывает жительница Кызыла, бывший школьный преподаватель географии Анна Казакова. - Продолжается это уже более 20-ти лет. В советский период русские составляли 50 % населения республики, ныне - менее 20 %. На улицах периодически появляются надписи «Русские, убирайтесь вон!»

В итоге отток граждан славянской внешности продолжается.


В начале 1990-х годов Тувинская АССР (нынешняя Республика Тыва) прославилась тем, что на её территории начались первые в СССР «русские погромы». Тувинская молодежь принялась громить в сельских районах дома, в которых проживали русские. Потом этот поток хлынул в города и поселки. На карте республики появились настоящие горячие точки — Хову-Аксы, Сосновка, Бай-Хаак. Были погромы с национальным подтекстом и в Кызыле.


Моя семья дважды уезжала из Тывы, потому что жить там, где тебя ненавидят лишь за то, что ты русский, нельзя. А моя семья жила там почти 50 лет, — рассказывает 18-летняя жительница посёлка Курагино Красноярского края Светлана Архипова. — Обидно и то, что на новом месте нас считают чужими, называют тувинцами. В Тыве мне нравилось. Там очень красиво, уникальные флора и фауна - можно увидеть и оленей, и верблюдов. Если бы имелась возможность, никогда не уехала бы из родных мест. Но страх, порождённый там, остаётся по сей день, не могу его побороть.


Писательница, блогер Елизавета Сенчина, которая тоже родилась и провела детство в Туве, говорит, что в последнее время приезжать в родные места страшно:


Я при каждой возможности старалась посещать этот богатый древней культурой край с мужем и детьми. Там живут мои близкие.


Однако после того, как по улицам Кызыла стали разгуливать толпы озлобленных, неопрятно одетых людей, решила, что посещать родину не стоит. Они пришли из сельской местности, безработные, голодные. Нападают на тех, кто на них не похож. Создаётся впечатление, что их на это подбивают некие силы.


Один мой знакомый, проживающий в этом городе, в 18 часов пошел в магазин. Толпа избила его жесточайшим образом. Другая моя приятельница сказала, что даже летом после 17 часов на улице лучше не показываться - могут сильно избить или изнасиловать.


«СП» : — Приезжают ли туристы в Тыву?


Особенно любят эти места художники и музыканты. Великолепный, наполненный талантами край. Но в последнее время поток туристов существенно сократился. Недавно общалась с одним поэтом, побывавшим в Тыве, он жил в юртах, много общался с местными жителями. Поэт сказал: «Уцелел чудом. Они вспыльчивые, там снова что-то начинается».


Вчера позвонил оттуда знакомый, сообщил, что в Тыве становится всё больше китайцев.


Жительница Кызыла Ирина Портнова рассказывает: «В период перестройки всем в Туве жилось трудно. Людям надо было на кого-то свалить вину. Решили свалить на представителей другой национальности. Дрались ожесточённо, с оглушительными воплями».


Национализм у нас, конечно, присутствует, но уже не носит те страшные формы как в конце 1980-х — начале 1990-х, — говорит жительница Кызыла Анна Морозова. - Я наполовину тувинка, наполовину русская. В советское время первыми руководителями властных структур были тувинцы, а замы — только русские. Последние имели больше прав и полномочий. До сих пор проживающие здесь русские считают, что спасли коренное население от туберкулёза и сифилиса. Но селения вымирали от неурожая и чумки, а не только от этих болезней.


Судя по рассказам русских жителей республики Калмыкии, их положение почти ничем не отличается от их коллег по несчастью из Тывы.


Стали постоянными столкновения калмыцкой молодежи с лицами славянских национальностей, при этом нападают толпой, бьют с особой жестокостью, применяя арматуру и свинцовые дубинки, — рассказывает жительница столицы республики - города Элисты Зоя, попросившая не называть её фамилию. — Творят это группы калмыцкой молодёжи в возрасте 17-18 лет, которые нападают толпой в несколько десятков человек на одиноких прохожих или на двоих-троих людей славянской внешности. Случается, забивают до смерти - кольями.


Происходит массовый исход калмыков из степи. Приезжают, в основном, в Элисту, где давным-давно безработица. Не находя работы, они пьют и грабят. Русских убивают только за то, что они - русские, — рассказывает житель калмыцкой столицы Антон Перевалов.


По этому поводу депутат Государственной Думы Николай Курьянович направлял запросы в Генпрокуратуру и ФСБ. Однако, по словам русских жителей Элисты, ситуация не изменилась.


Вы несёте полную ересь! Я - коренной элистинец, никогда о таком не слышал, — закричал в телефонную трубку начальник Управления по связям с общественностью и информационной политике Аппарата Правительства Республики Калмыкия Николай Санджиев. — Я не буду об этом говорить.


Новосибирский политолог Георгий Полянкин рассказывает, что в Республике Бурятии до такого не доходит, но националисты и там предъявляют претензии русским:


Бурнацисты — устоявшееся обозначение бурятских националистов, стоящих на позициях сепаратизма и русофобии.


Бурнацисты считают русских колонизаторами, захватившими их территорию. Часть бурнацистов приписывает русским геноцид и работорговлю.


Нынешнюю Россию они считают государством, стоящим на позициях притеснения нацменьшинств в пользу русских. Русских бурнацисты называют носителями шовинистических воззрений, поэтому активно симпатизируют северокавказским сепаратистам и мусульманским этническим ОПГ.


Также бурнацисты обвиняют русских в разрушении бурятской культуры: отмирании языка, размывании культурных традиций, изоляции от монгольского мира.


Они пользуются большой популярностью у бурятов. Люди славянской внешности живут там в состоянии постоянной тревоги. В этой республике процветает бытовой национализм: во всех неудобствах винят русских.

По признанию СМИ, он “в разы сильнее северо-кавказского”, несмотря на недавнее вступление в силу Закона об уголовном наказании за сепаратистскую деятельность в России. “Национальный акцент” опубликовал небольшое исследование вопроса о “сибирском сепаратизме”, по-новому актуального в свете событий в Украине. На наш взгляд, особенно значимо для сторонников суверенитета республик замечание о практически полном отсутствии у народов в составе РФ каких-либо механизмов сохранения этнической идентичности.

В то же время, поскольку регионализм исподволь набирает обороты, федеральные власти опасаются, что "умеренные националисты" в республиках могут стать радикальными, а национальные элиты возглавят деструктивные для России движения.

Краткий экскурс в суть сибирского сепаратизма и “Историю федерализма в России”, предлагаемый упомянутым ресурсом, выводит неизбежность трансформаций, которые сегодня уже развиваются. АРД предлагает изучить вопрос и, на всякий случай, быть готовыми к переменам. Сторонником какой тенденции вы бы ни являлись...

Сибирский сепаратизм. История и трансформации федерализма в России

События на Украине вновь пробудили интерес российского общества к теме федерализма. Раскол в соседнем государстве на "восток" и "запад" лишний раз продемонстрировал, что унитарное государство не в силах справиться с противоречиями между центром и регионами.

Эксперты напомнили о том, что после распада СССР многонациональная Россия сделала правильный выбор в пользу федеративной модели развития, которая способствовала сохранению целостности страны. К тому же именно федеративное устройство позволило России довольно легко оформить присоединение Крыма. Ведь любая федерация представляет собой союз, готовый принять желающих, если они соответствуют определенным требованиям.

С другой стороны, сама суть федерализма - разделение власти между центром и регионами для более эффективного управления, - воплощенная в России вызывает много вопросов. Некоторые наблюдатели склонны считать нынешний российский федерализм фикцией потому, что, по их мнению, центральные власти фактически напрямую указывают регионам, какую экономическую и социальную политику надо проводить. Но сколько бы россиян не пугали угрозой этнического сепаратизма, в излишней централизации нет ничего хорошего. Если территории отказывают в праве на посильное самоуправление, то она начинает добиваться его самостоятельно по этническим или экономическим соображениям. Иногда из-за того, что винит в своем неблагополучии неэффективную политику центра. Иногда потому, что не хочет "кормить" другие регионы.

Причем процесс этот с переменным успехом наблюдается в России аж с 19 века, когда сибирские областники впервые заговорили об отчуждении края от России. Тогда русские регионалисты ратовали против эксплуатации богатств региона метрополией. Причем большинство из них вовсе не были радикально настроенными "экстремистами", а лишь стояли на позициях федерализма - децентрализации власти. Они размышляли о неравноправии центра и окраин, о неудовлетворительном с их точки зрения способе управления Сибирью, о необходимости развития образования.

Сибиряки-областники

Сибирское областничество зародилось в середине 1850-х годов в петербургском кружке студентов, приехавших из разных городов Сибири от Омска до Иркутска. Лидеры движения Григорий Потанин и Николай Ядринцев познакомились еще на первом курсе университета и организовали Сибирское землячество. Кстати, ни один участник кружка так и не получил высшее образование. У молодых людей кончились деньги и примерно в 1863 году они вынуждены были вернуться на родину.

Дома в Сибири бывшие студенты активно занялись научной и литературной работой. Они выступали за прекращение экономической зависимости региона от остальной России, против неравенства населения региона в плане гражданских прав по сравнению с жителями центральных губерний, за открытие в Сибири университета.

Областники считали, что центр эксплуатирует их родной регион, относится к нему как к колонии. Они выдвигали программу преодоления этого положения за счет стимулирования свободного переселения, ликвидации ссылки, "учреждения покровительства сибирской торговли и промышленности", непосредственного выхода сибирских товаров на мировой рынок введением порто-франко в устьях Оби и Енисея, организации судоходства по Северному Морскому пути и привлечения иностранных инвестиций.

Особый характер

Дореволюционные регионалисты были убеждены в существовании сибирской идентичности, особости сибиряков. В своей работе "Сибирь как колония" Ядринцев противопоставлял сибиряка "российскому человеку". Писал, что первый "первобытнее", а ум его "менее гибок".

До 1917 года сибиряки, и в самом деле, совмещали в себе национально-культурные особенности русских и "азиатскость" местных коренных народов. Это давало регионалистам повод говорить об "особенном лице" жителя региона - "ярком и характерном". Сибиряку приписывались такие качества как трудолюбие, находчивость, смелость, даже угрюмость. Суровая природа наложила отпечаток на характер жителей зауральских территорий - леность и слабость духа были несовместимы с освоением новых земель. В отличие от российского крестьянина, вся жизнь которого протекала на виду у общины, сибиряк больше полагался на самого себя, на собственные силы и собственный опыт.

Тем не менее, было очевидно, что сибиряки оставались русскими по духу и культуре людьми. Поэтому, в отличие от многих других движений за независимость, областники никогда не разыгрывали "национальной карты". Сибирь всегда отличалась от других регионов тем, что в ней стремление к областничеству не было связано с национальной идеей и базировалось на территориальной основе.

Все разговоры о сибирском "субэтносе" со стороны областников были, скорее, популизмом, способом привлечь внимание к местному патриотизму. "Я употреблял сепаратизм не как цель, а как средство", - писал один из лидеров движения Григорий Потанин.

Регионалисты пытались заявить о себе ярко и броско, чтобы заинтересовать окружающих. Они не хотели ограничиваться простым "кружком по интересам" для избранных и старались всячески популяризировать свои мысли среди коренного населения Сибири: проводили лекции, публиковались в прессе. В итоге областники действительно оставили значительный след в истории и литературе Сибири, хотя каких-то кардинальных для региона изменений им добиться не удалось.

Если сегодня регионалистскими идеями никого не удивишь, в ХIХ веке они считались необычными и даже крамольными. За свои мысли большинство идеологов сибирского областничества поплатились тюрьмой и ссылкой. Причем инкриминировали им именно сепаратизм, а дело носило название "Об отделении Сибири от России и образовании республики подобно Соединенным Штатам".

Примечательно, что у суда возникла загвоздка с выбором места отбывания наказания для признанных виновными областников. Ведь политических преступников в то время, как правило, отправляли в Сибирь. В итоге Потанина было решено сослать на Балтику в Свеаборгскую крепость, а Ядринцева увезли из Томска в Архангельскую губернию.

Национализм vs регионализм

С победой большевиков в гражданской войне областничество сошло с политической сцены. Более того их последователи жестоко преследовались. Идеи сибирских регионалистов не нашли понимания у новой власти, та сделала выбор в пользу национально-территориального деления страны. В свое время выделение национальных автономий в самостоятельные единицы действительно сыграло важную роль в экономическом, социальном и культурном подъеме многих прежде лишенных образования народов.

Но сегодня, как утверждают некоторые ученые и политики, деление страны по национальному признаку утратило свою актуальность и несет в себе угрозу этнического сепаратизма. Сторонники упразднения нацрегионов считают, что те тормозят развитие России и даже угрожают ее территориальной целостности. Противники этнического федерализма говорят о дискриминации в регионах с «титульной» нацией остальных этнических групп, о непропорциональном представительстве различных народов в органах власти, о несправедливом распределении субсидий и дотаций в пользу нацрегионов.

Многие эксперты давно предлагают поменять границы регионов "с точки зрения экономической целесообразности", чтобы место национальных общностей заняли территориальные. Таким образом, они в определенной степени актуализируют идею первых сибирских регионалистов.

Резать, не дожидаясь перитонита?

Соблазн упразднить, наконец, национальные республики очень велик. Но к принципам федерализма такой подход ныне не имеет никакого отношения. Ведь сегодня любая область - это исторически сложившийся регион со своими социальными и экономическими связями, самосознанием, а зачастую и территориальной солидарностью. При принятии подобных решений центр в первую очередь должен учитывать интересы самих субъектов федерации. Изменять существующую систему, не спрашивая мнение у проживающего там населения, - означает "резать по живому". Хотя сторонников такого решения становится все больше и все чаще они приводят аргументы в логике фронтового хирурга из известного фильма "Покровские ворота", которая предлагала "Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!"

Но не стоит забывать и о негативных последствиях такого кардинального шага. Ликвидация республик может подтолкнуть национальных активистов к борьбе за независимость. Ведь до сих пор государственные образования внутри России они продолжают рассматривать как единственную возможность сохранить свои язык и культуру. В этой ситуации татарские, башкирские, якутские и все прочие националисты, которых федеральные власти пока более-менее успешно контролируют, из умеренных могут превратиться в радикальных. И возглавят эти деструктивные движения "титульного" населения, скорее всего, именно местные политико-экономические элиты, которые будут отчаянно бороться против понижения своего статуса.

Существующие сегодня законодательные и иные механизмы сохранения своей идентичности представителями любого народа в любой точке страны большинству граждан неизвестны, а успешная практика их применения не сопровождается информационной поддержкой.

Однако тенденция регионализма в противовес национализму в нашей стране потихоньку набирает обороты. Лидеры территориальных субъектов федерации все чаще выражают свое глухое недовольство преференциями, которые имеют субъекты национальные. А последняя перепись населения показала, что, несмотря на отсутствие в официальном перечне национальности "сибиряк", 4116 граждан страны все-таки настояли на том, чтобы в опросных листах их идентифицировали именно так и никак иначе. Напомним, по данным переписи 2002 года сибиряками себя называли лишь 10 человек. Совершенно очевидно, что федерализм в России ждут трансформации.

Ульяна Иванова

 


Читайте:



Этапы процесса моделирования

Этапы процесса моделирования

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что в этом процессе обязательно участвуют и взаимодействуют друг с другом субъект, объект исследования и...

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

ГОУ ЦО №1828 «Сабурово», Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории, урок в 8 классе. Слайд 2 План урока 1. Личность императора Николая I. 2....

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

В процессе обучения в аспирантуре молодой ученый обязан пройти практику, результатом которой станет составление отчета по педагогической практике...

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Одним из невероятных и очень талантливых людей, чьи творения до сих пор не оставляют равнодушным ни одного ученого, является Зигмунд Фрейд (годы...

feed-image RSS