Разделы сайта
Выбор редакции:
- Ток-шоу "экология жилища и здоровье человека"
- Состав и строение земной коры Горные породы по группам
- Характеристика планет земной группы
- Прилагательные в английском языке Многосложные прилагательные в английском языке примеры построения
- Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Викинги. Ирландская сага Скандинавские саги читать онлайн
- Святополк I (князь Великой Моравии) Святой ростислав князь моравский
- Михаил Ланцов Смерть Британии!
- Том Сойер - обычный ребенок из благополучной семьи
- Алексей Кириллович Разумовский
- Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г
Реклама
Полная история экранизаций «Анны Карениной. Анна Каренина: искушение страстью — Евдокия Варакина Графиня Лидия Ивановна |
Систематизация и связи История философии В этом году исполняется 140 лет с момента создания романа «Анна Каренина». Но проблема самоубийства Анны до сих пор актуальна. Последний год московский метрополитен охватила эпидемия суицидов среди молодых женщин. В связи с чем психологи заговорили о «синдроме Анны Карениной». Согласно сводкам, 98% из покончивших с собой за истекший год «карениных» - социально адаптированные коренные москвички от 25 до 40 лет с высшим образованием. Большинство из них свело счёты с жизнью, бросившись на рельсы, в результате любовных или житейских проблем. Роман «Анна Каренина» экранизировали почти 30 раз. Самая известная экранизация - фильм Александра Зархи 1967 года (в главной роли Татьяна Самойлова). В 2012 году английский режиссёр Джо Райт создал фильм «Анна Каренина», где в главной роли снялась Кира Найтли. Джо Райт так охарактеризовал свой фильм: «Я думаю, что история Анны - об одержимости любовью, о похоти и личности, сорвавшейся с цепи. Анна делает не вполне здоровый выбор. Мне близка мысль Толстого, которую он вкладывает в уста Левина, о том, что любовь даётся нам для того, чтобы мы выбрали человека, с которым выполним нашу гуманную миссию. Это и есть истинная любовь. Я считаю, что любить кого-то - это акт духовности». В 2009 году режиссёр Сергей Соловьёв снял в роли Анны Карениной свою бывшую жену Татьяну Друбич. Когда Соловьёв ещё только собирался снимать фильм, в одном из интервью он сказал: "Трагедия Анны как и любой женщины в том, что когда она получает то, что хочет - её жизнь становится отравленной ядом". Исполнительница роли Анны актриса Татьяна Друбич убеждена: «Сегодня её самоубийство никто бы не заметил или сочли за глупость… Большинство женщин, я уверена, всё-таки мечтают быть Кити. Но это... так, как хотелось бы жить, а судьба Анны - это, к сожалению, реальность». В 1996 году в Петербурге режиссёр Бернард Роуз снимал фильм «Анна Каренина» с Софи Марсо в главной роли. Вронского играл Шон Бин. Мне посчастливилось участвовать в съёмках. В то время как Софи Марсо и Шон Бин играли в любовь, у меня был свой роман на съёмочной площадке. Мы обменивались взглядами с Софи, я посылал ей письма в стихах. После ночных съёмок на Витебском вокзале, на полученное денежное вознаграждение я купил большой букет алых роз и отнёс в гостиницу «Невский палас», где жила Софи. Всё это я описал в романе-быль «Странник» (мистерия). В школе роман «Анна Каренина» не изучают. Хотя он всегда актуальный и нужный с воспитательной точки зрения. Может быть, дело в том, что сегодня роману можно смело поставить 18+? Сегодня молодёжь вначале смотрит экранизацию, а потом, если заинтересуется, читает книгу. Поэтому справедливым будет вопрос: почему в романе Толстого нет встречи Вронского с Сергеем Карениным в 1904 году? В сериале Шахназарова события начинаются с Русско-японской войны, где, спустя 30 лет, Вронский встречает сына Анны и рассказывает Сереже трагичную историю своей любви. Накладная борода Вронского видна невооружённым глазом. Несмотря на попытки гримёров состарить Вронского, он всё равно выглядит моложе Сергея Каренина (тому около сорока). Исполнитель роли Вронского Максим Матвеев какой-то квёлый, без офицерской выправки, в подогнанной шинели… Усталый, словно замороженный, Матвеев играет, кажется, не Вронского, а своё личное отношение к бывшей жене - Елизавете Боярской. Анна Каренина в исполнении Елизаветы Боярской показалась мне более убедительной. По моему мнению, лучше бы экранизировал роман Толстого режиссёр Владимир Бортко - признанный мастер классических экранизаций («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Идиот» и др.) Однако, он не так близок к власти, и ему не предоставили такую возможность. Поэтому Бортко снял фильм «О любви» - про Анну Каренину XXI века с Анной Чиповской в главной роли. Роман Толстого «Анна Каренина» я прочитал, когда служил на подводной лодке Северного флота. Потом перечитал ещё раз, когда учился в университете. Роман «Анна Каренина» создавался с 1873 по 1877 год. Толстой начинал роман 11 раз. В архивах и музеях хранится более сотни вариантов различных частей текста в рукописях и корректурах. Сначала писатель назвал произведение «Молодец-баба». В ранних набросках героиня не напоминала будущую Анну ни характером, ни внешностью, да и звали её иначе. Затем появились названия «Две четы» и «Два брака». Вначале Толстой хотел опубликовать роман целиком. Но потом заключил договор с Катковым на публикацию частями в журнале «Русский вестник». «Анна Каренина» публиковалась по главам, с 1875-го по 1878 год. Во время публикации интерес к роману Льва Толстого был колоссальный. Критик и философ Николай Страхов писал: «Роман ваш занимает всех и читается невообразимо. Успех действительно невероятный, сумасшедший. Так читали Пушкина и Гоголя, набрасываясь на каждую их страницу и пренебрегая всем, что писано другими. … О выходе каждой части Карениной в газетах извещают так же поспешно и толкуют так же усердно, как о новой битве или новом изречении Бисмарка». Однако не все современники встретили новый роман Толстого с восторгом. Критик А.М.Скабичевский определил впечатление от романа как «омерзение», вызванное тем, что Толстой рисует «похотливость в виде какой-то колоссальной роковой страсти». По мнению литературного критика Петра Ткачёва, роман отличался «скандальной пустотой содержания». Флигель-адъютант и поэт Алексей Константинович Толстой (1817—1875) стал прототипом Вронского. В 1862 году он женился на С.А.Миллер-Бахметьевой, которая ради него покинула мужа и семью. До сих пор спорят: что же хотел сказать Толстой своим романом? Эпиграфом к роману Толстой взял слова из Библии: «Мне отмщение, и Аз воздам» Два главных вопроса и по сей день будоражат общественное мнение: почему Анна бросила мужа? и почему она покончила с собой? В то время русское общество бурно обсуждало проблему эмансипации женщин. В романе «Анна Каренина» Лев Толстой хотел показать, к чему ведёт эта эмансипация. Он одним из первых диагностировал конец традиционной формы брака. Я сторонник «биографического метода» в литературоведении, и считаю, что автор чаще описывает то, что сам лично пережил, выстрадал. И в Стиве, и в Лёвине, и во Вронском и даже в Анне Толстой описывает черты своего характера и поведения. Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»). После этого Толстой дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать». Особенно долгой и сильной была связь Льва Николаевича с крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Отношения их продолжались три года, хотя Аксинья была женщиной замужней. Толстой описал это в повести «Дьявол». Толстой изменял жене даже во время её беременности. Оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!» Все романы Толстого автобиографичны. «Крейцерову сонату», «Семейное счастье» и «Анну Каренину» Лев Николаевич писал на основе опыта своей семейной жизни. Анна Каренина вышла замуж в 17 лет, как и Соня Бернс. Каренин женился в 34 - как женился и Лев Толстой. В своих героях Лев Николаевич отражал себя. Поэтому он и хотел вначале оправдать Каренина, а в конечном итоге оправдал Анну. В первоначальном замысле Толстой хотел рассказать о страданиях Алексея Александровича Каренина в результате измены жены. Для Каренина страсти, обуявшие его жену, представляются дьявольскими; любовь женщины не поддаётся его пониманию. Роман состоит из 8 частей и 238 глав. Сюжету Каренина - Вронский посвящено 103 главы, а сюжету Кити - Левин - 117 глав. 18 глав соединяют обе сюжетные линии. История Анна и Вронского лишь фон для истории Левина и Кити. Возникает вопрос: кто же главный герой романа «Анна Каренина»? Главный герой романа не Анна и не Вронский, а Левин и Кити. Поэтому после смерти Анны повествование продолжается. В процессе создания роман претерпел концептуальное изменение, особенно с введением в повествование Константина Левина (альтерэго писателя). Видимо, Толстой хотел рассказать об опыте своей семейной жизни. Поэтому две основные сюжетные линии почти не пересекаются. Роман «Анна Каренина» не об адюльтере, а о том, какой должна быть семья и брак. Главное в романе, как подчёркивал Толстой, это «мысль семейная». В романе показано три варианта семейной жизни: Облонский и Долли - это компромисс сожительства, Левин и Кити - духовный союз, Вронский и Каренина - страсть и гибель. У Толстого «кто счастлив - тот и прав». Поэтому вначале Лев Николаевич как бы оправдывает страсть Анны, но потом всё-таки толкает её под поезд. Толстой хотел жить по заповедям, но в процессе своей жизни вынужден был признать, что природу не пересилить. Вначале он хотел осудить женщину за прелюбодеяние. Но когда сам начал прелюбодействовать в браке, то понял, что природа сильнее культуры, и потому он стал оправдывать себя и Анну. Он влюбился в свою героиню, потому что увидел в ней себя. Толстой и есть Анна. По первоначальному замыслу, Каренин был «человеком очень добрым, целиком ушедшим в себя, рассеянным и не блестящим в обществе, такой — учёный чудак», с явным авторским сочувствием рисовал образ Л.Н.Толстой. Но в глазах Анны — он чудовище. Толстой писал, что Каренин был стариком. Хотя по нынешним меркам он ещё молод - ему всего 44 года. Анне около 27 лет. У неё 8-летний сын. В те времена в России она уже не считалась молодой женщиной. Девушки на выданье были 16-17-летние, так что для 70-х годов XIX века Анна - женщина зрелая, мать семейства. А Вронский был молод - ему всего 21 год. Анну выдали замуж, когда ей было 17 лет. Тётка хотела устроить жизнь Анны, ввести её в свет и сделать богатой. Говорят: от хорошего мужа жена не уйдёт. Но разве Каренин плохой муж? Причина несчастья в том, что и Каренин и Анна женились не по любви. Анну выдали замуж по материальному расчёту. Каренин тоже рассчитывал устроить спокойную жизнь. Но если в семье нет любви, то и жить вместе смысла нет! В браке с Карениным Анна была только матерью, но не женой, потому что не любила мужа. Анну выдали замуж за уважаемого, но нелюбимого ею человека. С Карениным у неё было всё, не было только любви. Анна устала от спокойной жизни, ей нужны были переживания, волнения, страсти, ей хотелось приключений. И она их нашла. Также как ищет и находит любовные приключения её брат - Стива. Стива Облонский и его сестра Анна Каренина - оба изменяют своим супругам. Возможно, вследствие унаследованных черт характера и сильного либидо. Стиве явно не хватает секса и он вступает в связь с гувернанткой. Анне тоже не хватает секса. В этой женщине была заключена какая-то особая женская сила (кундалини), перед которой не смог устоять Вронский. Зигмунд Фрейд утверждал, что в основе истерий и психических расстройств лежит сексуальная неудовлетворённость. В известной книге Дэвида Герберг Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» хорошо показано, что женщина в конечном итоге уходит от состоятельного, но «сексуально немощного» мужа к сексуально активному пусть даже и леснику. Разумеется, нельзя сводить проблему Анны Карениной к проблеме секса, а любовь - к биохимии. Трагедия в том, что она не смогла жить в грехе, в раздвоенности между любовью к сыну и любовью к мужчине. Вронский - первая любовь Анны. Но у Анны и Вронского нет никакой духовной общности. Все их отношения ограничены физической близостью. «Ясновидение плоти» не помогает им построить будущее. Вронский понимал: «Нет, это не любовь, что такое любовь, я знаю, бывал влюблён, это какая-то внешняя могучая сила, которая завладела мной...» Физическая страсть имеет свою цель - деторождение. Когда эта цель выполнена, страсть постепенно угасает. Связно это с действием гормона окситацина в крови. Учёные установили, что у большинства людей чувство любви длится не более тридцати месяцев. Примерно столько и длится любовь Анны и Вронского. Охлаждение чувств, истощение страсти закономерно и понятно. Большинство литературоведов анализируют ситуацию Анны Карениной с точки зрения психологии и религии. Я же предлагаю взглянуть на неё глазами юриста. Каренин тоже не хотел брать вину на себя, поскольку это скомпрометировало бы его и в свете, и в глазах сына, и как государственного деятеля. Каренин готов был пожертвовать собой согласно заповеди Христовой, но Лидия Ивановна его отговорила. Когда Каренин говорит об ответственности перед Богом и любви христовой, Анна его не понимает, потому что для неё любовь это страсть, вожделение, сладострастие. Анна противопоставила себя обществу, и была подвергнута остракизму. Общество её отвергло, потому что не могло принять её поведение. Объективно своими действиями Анна подавала дурной пример и подрывала институт семьи как ячейку общества. Институт брака никогда не гарантировал от любовных связей. Вступление в брак решало и решает более глубокие проблемы наследия и смысла жизни. Что делать, если один вдруг разлюбил, а другой продолжает любить? Женщины более эмоциональны, чем мужчины, но и более практичны. Анна понимает, что Вронский никогда не сможет на ней жениться, она постепенно состарится и любовник к ней охладеет. Поэтому Анна ревнует Вронского к молодой и богатой княжне Сорокиной — «я накажу его»; «я избавлюсь от всех и от себя». У Анны всё разрушено, она банкрот. Любимого сына муж не отдаст, дочка от Вронского ей как чужая. Анна не любит свою дочь, потому что это свидетельство её грехопадения и позора. Анна сожгла все мосты и оказалась в безвыходном тупике. В ситуации Анны нет выхода, ей никуда не деться от осуждения себя. Анна запуталась в грехе. Она говорит о простившем её муже: «я ненавижу его за его добродетель». У писателя Толстого герои всегда поступают логично. Однако не надо забывать, что переживания Анны всё-таки описывает мужчина. Как бы Толстой ни старался «влезть в шкуру женщины», мужчина никогда не сможет понять, каково это - рожать детей. В процессе работы над романом Толстой однажды сказал: «Со мной Анна какую штуку выкинула - бросилась под поезд». Почему же всё-таки Анна решилась на самоубийство? Анна - тип женщины-жертвы. Она - роковая женщина, и по знаку Зодиака скорее всего «скорпион». Постепенно Анна превращается из обаятельной женщины в зависимое от секса и наркотиков существо. Она требует всё большей дозы морфина, чтобы поддержать страсть на том же уровне. Скандалами Анна надеется вернуть ощущение любви. Она отвергает все законы общества и морали, почти сходит с ума. «Я не та», - говорит Анна о себе, и фактически пытается убить в себе злобное чудовище, в которое превратилась. Анна - преступница. Она преступила законы не только общества и государства, но законы самой жизни. Но можно ли безнаказанно преступать законы морали? Проблема в том, что люди не верят в заповеди, не понимают, что нравственные правила не пустые установления, а законы, сформулированные на основе человеческого поведения и опыта жизни миллионов людей. Прелюбодейство существовало, наверное, со времён Каина и Авеля. Давно известно, что супружеская измена порождает ревность, ненависть и желание мести. Поэтому прелюбодеяние - не просто грех, а грех, ведущий к смерти! Грех - это огрех (ошибка). Анна совершила ошибку, и понимает это. Однако не раскаивается в прелюбодеянии. Нераскаянный же грех влечёт за собой ещё больший грех. Грех невыносим и неумолимо подталкивает к смерти. По сути, грехопадение — самоубийство! Как доказали отцы церкви, грехопадение никогда не происходит мгновенно. Существует целая «теория прилога». Преподобный Нил Сорский выделил пять стадий пленения грехом. Первая стадия - когда возникает представление помысла или предмета - прилог; потом принятие его - сочетание; далее согласие с ним - сложение; за ним порабощение от него - пленение; и наконец - страсть. Страсть - это чувство, когда человек любит себя больше, чем другого. Любовь к женщине — роковое испытание для мужчины. Для мужчины это не выбор той или иной женщины, это потребность в вере и поиск Бога. Можно ли построить своё счастье на несчастье другого человека? Один мой знакомый влюбился в жену своего друга, которая его соблазнила. Влюблённые решили создать новую семью на обломках старой. Я предупреждал: невозможно построить своё счастье на несчастье другого. «А мы попробуем», — ответили мне. Ну и конечно, ничего не получилось. Через несколько лет новые супруги расстались, от брака осталась малолетняя дочь. Почему же люди предпочитают учиться на своих ошибках? - Им нужен свой опыт! Люди нуждаются в разнообразии. Женщины более эмоциональные существа, нежели мужчины, они живут чувствами, переживаниями. Когда женщина влюблена страстно, все обращения к разуму бесполезны. Если бы было иначе, то человеческий род давно бы прекратил своё существование. Наверное, почти каждая женщина была в ситуации, которую описал Лев Толстой в романе «Анна Каренина». Мне приходилось слышать, как говорили: «интересно, а что будет, если я изменю мужу?» Женщины называют любовь чувством. Женское переживание любви несравнимо сильнее мужского, и действует как наркотик. Способность к любви есть у всех, но любить несмотря ни на что удаётся не многим. Этому надо учиться. Быть может, цель жизни состоит в том, чтобы научиться любить, любить несмотря ни на что. Говорят, что в семейном счастье виновата всегда женщина. На мой взгляд, в финале романа «Анна Каренина» Толстой опровергает свой изначальный тезис: «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». По моему мнению, все счастливые семьи счастливы каждая по-своему, а вот все несчастные семьи несчастливы примерно одинаково (как правило, вследствие измены супруга). И виновато в этом общество! - поскольку оно создаёт законы, которые противоречат человеческой природе. Потому-то и распадается каждый второй брак. «Надо одно из двух: или признавать, что настоящее устройство общества справедливо, и тогда отстаивать свои права; или признаваться, что пользуешься несправедливыми преимуществами, как я и делаю, и пользоваться ими с удовольствием», - говорит Стива Облонский. Люди, как правило, оправдывают себя и винят в своих грехах других людей. В чужом глазу соринку видят, а в своём бревна не замечают. Кто-то считает, что «Анна Каренина» — это история истеричной дамочки, в которой гормоны играют. Недавно я был на шестой лекции доктора философских наук, профессора Санкт-Петербургского госуниверситета Александра Иосифовича Бродского. Лекция была посвящена проблемам логики и пола. Александр Иосифович признанный специалист по истории русской философии, читал спецкурс по творчеству Льва Толстого. Поэтому я задал ему вопрос: насколько правомерно смешивать роман «Анна Каренина» с повестью Вересаева «На японской войне», разбавлять Фрейдом и подавать этот «коктейль» в стакане постмодернизма. Сегодня отношения между полами упростили до невозможности. Но взаимоотношения мужчины и женщины проблема не половая, и даже не нравственная, это проблема космическая — сочетание духа с материей. Как, почему люди влюбляются, а потом убивают друг друга? — это тайна трансцендентная! В конце 1899 года Толстой писал в дневнике: «Главная причина семейных несчастий - та, что люди воспитаны в мысли, что брак даёт счастье. К браку приманивает половое влечение, принимающее вид обещания, надежды на счастье, которое поддерживает общественное мнение и литература; но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворённое половое желание». «Женщины хотят, чтобы их любили, на них молились и ими жили, стихотворения им посвящали, и восхищались бы без печали, целовать не переставали, и уводили в манящие дали, чтобы романы про них сочиняли, и детей от них получить мечтали, чтоб каждый жест и каждое слово выполнить со страстью были готовы, чтоб никогда ни с какой другой ты не был доволен бы сам собой. А потому, если хочешь любви, от женщины не отходи, самозабвенно ты ей служи, всю свою жизнь ей посвяти. Но если к этому ты не готов, расстанься с женщиной без лишних слов.... Любовь к женщине — это мираж желания… это страсть, не требующая понимания… это прекрасный волшебный сон… а может быть, просто мечтаний фантом… потребность веры и Чистоты… жажда проникнуть в оазис души… сокровенных желаний фантазия, разрушающая запреты сознания… незаметное сумасшествие… иль в Неведомое путешествие… сказка, рассказанная днём … иллюзия счастье найти в другом… хрустальный рай без суеты, где смерть означает конец любви… это дом из живых цветов, где нежность творит ангелов, где ласка соединяет миры, где, возможно, когда-то поселимся мы?..» Так что же вы хотели сказать своим постом? - спросят меня. Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях: СИНДРОМ АННЫ КАРЕНИНОЙ Мнения людей о причинах самоубийства Анны Карениной БРОДСКИЙ 6-я лекции - О ЛОГИКЕ И СЕКСЕ 6-я лекция А.И.Бродского в Открытом философском факультете Петербурга была посвящена проблемам логики и пола А Вам лично знаком СИНДРОМ АННЫ КАРЕНИНОЙ? Николай Кофырин - Новая Русская Литература - http://www.nikolaykofyrin.ru Николай Кофырин, 29 Апрель, 2017 - 06:20Вчера я побывал на премьерном показе фильма «Анна Каренина» режиссёра Сергея Соловьёва. Эта лента часть дилогии «2-Асса-2». 10 лет подготовки потребовалось Сергею Соловьёву, чтобы приступить к съёмкам фильма. Сам фильм был отснят за полтора года. Всего же от замысла фильма до его премьеры прошло 15 лет. Интрига фильма Сергея Соловьёва в том, что Каренин (Олег Янковский) красив и не слишком стар, и, кажется, искренне любит свою жену Анну (Татьяна Друбич). В 1996 году мне посчастливилось сниматься в голливудском фильме «Анна Каренина» (режиссёр Бернард Роуз). Роль Анны исполняла Софи Марсо, Вронского играл Шон Бин. Я описал это в своём романе-быль «Странник»(мистерия). В процессе съёмок я наблюдал всё непонимание американцами движущих сил романа Льва Толстого. На съёмках фильма "Анна Каренина" - Витебский вокзал Санкт-Петербурга Трагедия Анны Карениной это прежде всего трагедия самого Льва Толстого. И роман «Анна Каренина», и повесть «Семейное счастье» Лев Николаевич писал на основе опыта своей семейной жизни. В повести «Крейцерова соната» Толстой так и вовсе изложил истории влюблённости его жены Софьи Андреевны в друга их дома композитора Александра Сергеевича Танеева. Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»). Толстой после этого дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать». Позже, оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!» Если Левина Толстой писал с себя, то прообразом Каренина стал обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев, у которого, по слухам, была схожая семейная ситуация. Исполнитель роли Каренина Олег Янковский даже внешне похож на него, особенно когда одевает очки. Толстой писал, что Каренин был стариком. Хотя по нынешним меркам он ещё молод – ему всего 44 года. Анне около 26-27 лет. У неё 8-летний сын. В те времена в России она уже не считалась молодой женщиной. Девушки на выданье были 16-17-летние, так что для 70-х годов 19 века Анна – женщина зрелая, мать семейства, а Вронский был очень молод. В фильме Сергея Соловьёва первоначально в роли Вронского снимался Сергей Безруков. Но, видимо, ростом не вышел. Ярослав Бойко высок и статен, но абсолютно не убедителен. Нет в нём ни искры страсти, ни капли любви. Он не идёт ни в какое сравнение с Василием Лановым, сыгравшим Вронского в фильме Александра Зархи. Считается, что внешне Анна Каренина списана с дочери Пушкина Марии Гартунг. Исполнительница роли Анны актриса Татьяна Друбич считает, что «…общество... изменилось резко. Сегодня ее самоубийство никто бы не заметил или сочли за глупость… Большинство женщин, я уверена, все-таки мечтают быть Кити. Но это... так, как хотелось бы жить, а судьба Анны - это, к сожалению, реальность. Любовный треугольник - сюжет для мелодрамы, а Каренина - героиня трагедии». Анна Каренина в исполнении Татьяны Друбич явно не дотягивает до трагизма, сыгранного Татьяной Самойловой в фильме Александра Зархи. Татьяна Друбич – бывшая жена Сергея Соловьёва. Они поженились после того, как режиссёр снял Татьяну в нескольких своих фильмах. Разница в возрасте была примерно такой же, что и у Анны с Карениным. Но несмотря на то, что Друбич развелась с Соловьёвым, режиссёр продолжает считать её своей музой и снимает в кино. Почему же погибла Анна Каренина? Анна устала от спокойной жизни, ей захотелось приключений. И она их нашла. Также как ищет и находит любовные приключения её брат – Стива. Почему женщины так любят играть с огнем и заводить тайные романы? Чего им не хватает в супружестве? Вот как сами женщины формулируют причины женских измен: Если муж женился по любви, а жена шла замуж по расчету, без любви, то вполне вероятно, что она не упустит свой шанс хоть ненадолго почувствовать себя счастливой влюблённой. Если женщина не хочет, чтобы ей изменяли, то и сама не будет этого делать. Ведь сказал же Антон Павлович Чехов: "Изменившая жена - это большая холодная котлета, которую не хочется трогать, потому что её уже держал в руках кто-то другой". Ну а «если жена изменила тебе – радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству». Женщина с трудом может устоять от соблазна красивого любовника, который к тому же моложе её. Совершая прелюбодеяние, Анна постепенно превращается из обаятельной женщины в зависимое от секса и наркотиков существо. Она отвергает все законы общества и морали, почти сходит с ума. «Я не та», – говорит Анна о себе, и фактически пытается убить в себе злобное чудовище, в которое превратилась. Любовь женщины не поддаётся пониманию, тем более мужскому. Как должен реагировать муж, когда узнаёт, что жена влюбилась? Я два раза прочитал роман «Анна Каренина». В известной книге Дэвида Герберг Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» хорошо показано, что женщина в конечном итоге уходит от состоятельного, но «сексуально немощного» мужа к сексуально активному пусть даже и леснику. Умнеть, входить в цвет и начинать понимать хоть что-то в сексе женщина начинает после 23-х. Реально «женский век» это 5-7 лет. Женщинам надо успеть за несколько лет решить всю свою женскую судьбу: найти мужа, быстренько свить гнездо, родить детеныша, наладить отношения со всеми родными со всех сторон и т.д. В чём трагедия Анна Карениной? Много уже было постановок известной драмы. Тем не менее, люди почему-то не учатся на чужих ошибках. Возможно потому, что каждый непременно должен исполнить свою жизнь, а не наблюдать за жизнью других. Не совершать ошибки невозможно. Ибо нет ошибок, а есть судьба! Самый большой секрет в том, что секс женщине нужен не меньше, чем мужчине, только по-другому, иначе. Подсчитано, что мужчина думает о сексе примерно 18 раз в день, а женщина примерно 10 раз. При этом отношение к сексу у мужчины и женщины различается. Для женщины секс не является чем-то самоценным; для неё он продолжение любви и возможность продолжения рода. Американские учёные выяснили, что женщины, в крови которых содержится большое количество гормона эстрадиола, склонны к интимным отношениям с несколькими партнерами одновременно. Таким образом, в женской полигамности виноваты гормоны, утверждают специалисты. Возможно, сексуальная природа человека и полигамна, однако как разрешить вопрос предпочтения? Как быть, если один захочет уйти, тем самым лишив другого смысла и радости жизни? Разумеется, нельзя сводить проблему Анна Карениной только к проблеме секса. Русский философ Владимир Соловьёв (который не женился и жил один) в своей работе «Смысл любви» говорил: «Сильная индивидуальная любовь никогда не бывает служебным орудием родовых целей, которые достигаются помимо её… Видеть смысл половой любви в целесообразном деторождении – значит признавать этот смысл там, где самой любви вовсе нет, а где она есть, отнимать у неё всякий смысл и всякое оправдание». Учёные установили, что у большинства людей чувство любви длится не более тридцати месяцев. Духовно и физически мужчина и женщина способны на "высокое чувство" в течение всего лишь полутора-двух лет, что вполне достаточно для знакомства, укрепления чувства и рождения ребёнка. Начинающий Зигмунд Фрейд с удивлением обнаружил, что в основе истерий и психических расстройств лежит именно сексуальная неудовлетворённость. Психоанализ имел своей целью спасти брак без секса, помочь человеку компенсировать недостаток сексуальной жизни. Очень часто людей связывают именно узы брака, а не любовь. Война полов, как правило, происходит в браке, но не вне его. Типичный пример, фильм «Война в семье Роуз» с Кетрин Тёрнер и Майклом Дугласом в главных ролях. Они чуть не убили друг друга, не желая уступать при разводе нажитое совместно имущество! 76-летний Михаил Козаков был убеждён: «ну не может девушка, которая на пятьдесят лет тебя моложе, любить тебя, как молодого! Скорее всего ей нужно наследство, и в её интересах, чтобы ты быстрее сыграл в ящик». Состоятельные мужчины в возрасте могут себе позволить жениться на молодых. Но почему-то часто это заканчивается скорой смертью «молодожёна». Александр Абдулов (сыгравший Стиву в фильме «Анна Каренина») в пятьдесят лет после двух неудачных браков женился на молоденькой. У счастливого актера родилась дочь Женя. Но неожиданно актер начал гаснуть от страшной болезни – рака легких и вскоре умер. А молодая вдова тут же захотела продать его дом, а на поминках появилась в кокетливом наряде в горошек и с улыбкой на лице. Если в жизни человека в возрасте появляется женщина на много лет младше, начинаются и регулярные интимные отношения. Повлиять на стареющий организм они могут двояко. Если есть проблемы с сердцем, давлением, то они могут обостриться. А бывает наоборот – отношения с молодой будто пробуждают мужчину к жизни. Какой вариант уготован – не может предсказать никто, это своего рода лотерея. Эдвард Радзинский выразился так: «Брак это не обязательства. Это чепуха. Это жизнь двух людей. И каждый имеет право жить так как он хочет… Человек рядом с вами, он должен быть занят, чем-то своим, очень важным». А может быть, всё дело в лживости брака, его искусственности? Да и что такое брак: нечто надуманное или абсолютно необходимое? симбиоз или противоестественная условность? Вы скажете, любовь подчиняется рассудку. И да, и не всегда. В некоторых случаях любовь почему-то оказывается выше рассудочных призывов. Можно прожить вдвоём по необходимости, но так и не узнать любви; можно даже иметь детей, но любовь... любовь!.. на это способны только сумасшедшие, ибо любовь - это умопомрачение! это нечто большее, чем страсть, потому что неутолима! Любовь сравнивают с сумасшествием, поскольку любые доводы рассудка разбиваются в волнах чувства! Взаимоотношения мужчины и женщины проблема не половая, и даже не нравственная, это проблема космическая - сочетание духа с материей; это тайна мироздания! Секс - не пустой перепёх, это космогонический акт! Сегодня отношения между полами упростили до невозможности. А ведь это Тайна! Тайна, неразгаданная до сих пор. Институт брака, в его нынешнем качестве, видимо, сохранить не удастся. Зато удастся сохранить любовь, очистить любовь от корысти. Лев Толстой одним из первых диагностировал конец традиционной формы брака. Если субъективно поступок Анны можно объяснить влюблённостью, то объективно своими действиями она подрывала институт семьи. А институт семьи создан прежде всего для защиты прав детей (законно рождённых). История знает массу примеров войн, начатых между законнорожденными и незаконнорожденными, и даже приёмными детьми. Самый известный случай – легендарный Моисей. Можно вспомнить и ребёнка Клеопатры от Цезаря. Возможно, именно он стал одной из причин убийства Юлия Цезаря в сенате. Супружество никогда не защищало от любовных связей и внебрачных детей, но вступление в брак решало и решает более глубокие проблемы наследия и смысла жизни. Однако что делать, если один вдруг разлюбил, а другой продолжает любить? Можно разрешить свободные половые отношения, организовать воспитание детей, но невозможно решить проблему взаимности: когда один любит, а другой нет. Всё, всё из-за любви, всё ради любви, в том числе и так называемое зло! Выбрав любовь, Анна выбрала свою судьбу. И погибла. Почему? Потому что таковы законы любви? или она не смогла жить с ощущением греха? Кто же она: раба любви или прелюбодейка? Её следует оправдать за любовь или осудить за прелюбодейство? Почему же всё-таки Анна решилась на самоубийство? На мой взгляд, Анну убило чувство вины! А может быть, в заповеди «не прелюбодействуй» скрыта более глубокая закономерность? Возможно, это своего рода защита от разрушительного действия беспорядочных половых связей, самосохранение и себя, и детей, где ревность - естественная реакция на сохранение душевной полноты, и чистоты, своего рода самозащита, в том числе и от венерической болезни? Патриарх Кирилл сказал: Возможно, в заповеди "не прелюбодействуй" заключена скрытая от нас закономерность: совершая грех, человек губит себя, потому что отказывается от веры? Прелюбодейство суть предательство? а предавший веру, теряет и любовь? и от того потребность в самоуничтожении? Любовь не выдерживает содеянного греха? Лично я считаю, что трагедия Анны Карениной в её грехопадении. Она отказалась от мужа, от сына, и в конечном итоге не вынесла раздвоенности: её разорвала любовь между любовью к сыну и любовью к Вронскому. Какая женщина способна на такое?! Анна запуталась в грехе. Она говорит о муже: «я ненавижу его за его добродетель». Может ли Анна избежать своей судьбы? Она просто не могла иначе! Да, судьба - это когда невозможно иначе! Анна понимала, была предупреждена, но ничего не могла с собой поделать. Это сильнее её! И так с каждым! Знаем, понимаем, но ничего изменить не можем. А потому подчиняемся, иногда даже осознанно совершаем "ошибку", ибо это не ошибка, а неизбежность! Могла ли Анна не заметить Вронского? Ведь если бы не эта "случайная" встреча на вокзале, ничего бы, возможно, и не было? Что же такое судьба? Эта их встреча и этот взгляд? взгляд судьбы! Неужели всё было предрешено? Но ведь она чувствовала, и даже по примете поняла, что не к добру эта встреча. Могла ли она избежать своей судьбы? Могла ли не броситься под поезд? Легко сказать, могла, а на деле была не в силах. Это сильнее её! Судьба сильнее человека? Выбрав любовь, она выбрала свою судьбу. P.S. Читайте другие мои статьи по данной проблеме: «Последнее воскресенье Толстого», «Вся правда о лжи брака», «Любовь – загадка», «Либо многожёнство, либо одиночество». ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ПОГИБЛА АННА КАРЕНИНА? На самом деле история написания гениального романа выглядела так: Политбюро ЦК ВКП(б) по инициативе наркома железных дорог Л.М. Кагановича поручило бывш. графу Л.Н. Толстому написать роман о железнодорожном строительстве в СССР. (попытка Н.А. Некрасова описать успехи социалистического строительства на железных дорогах оказалась неудачной). Лев Толстой был отправлен в творческую командировку ГУЛЖДС — главное управление лагерей железнодорожного строительства вместе с корреспонденткой Правды и сотрудницей женотдела ЦК ВКП(б) Анной Карениной. Она, как известно, была женой самого могущественного начальника Главлита, главного цензора, члена ЦК партии — К.П. Победоносцева — сухого, мракобесного старикашки, про которого поэт Михалков написал в годы оттепели, что он «простер над Россией совиные крыла!» Он регулярно «резал» целые главы из сочинений Толстого! И у них были натянутые отношения. У Л. Толстого и А. Карениной во время творческой завязался бурный роман. По результатам творческой командировки Толстой написал несколько рассказов, которые не пользовались успехом у читателей, несмотря на то, что были переведены на языки народов СССР и стран социалистического лагеря — «Как закалялась рельса?», «Поднятая шпала», «Красный паровоз» и др. Однако к тому времени Анна Каренина уже бросила Льва Толстого и сожительствовала с секретарем комсомольской организации, Кремлевским курсантом Вронским, который был трижды чемпионом СССР по конкуру и выездке, неоднократно завоевывал на конных соревнованиях кубок Буденного и был самым метким Ворошиловским стрелком. В ЦК партии был К.П. Победоносцев и Л.Н. Толстой поставили вопрос об исключении Карениной и Вронского из парторганизаций и снятии их с ответственных должностей. Во время обсуждения этого вопроса Н.Г. Чернышевский причитал по своему обыкновению- «Что делать? Что делать?» Его передразнил Сталин сказав: «Что дэлать? Что дэлать? Завидовать им будем!». В своем объяснении в ЦК партии Анна Каренина писала, что Победоносцев перестал ее удовлетворять и заботиться о ней, а Лев Толстой обещал развестись с Софьей Андреевной, и жениться на ней, но своего обещания не выполнил. А с Вронским они создадут образцовую советскую семью. Кроме того, она говорила, что Советская власть освободила женщину, которая перестала быть домашней рабыней в смрадной кухне и сделала из нее свободную творческую личность. Мстительный Толстой передал иностранному корреспонденту для публикации интимные фото Анны Карениной, сделанные во время творческой командировки по железным дорогам. Она не выдержала травли и насмешек в зарубежной печати, косых взглядов коллег и покончила с собой на железной дороге! Случился международный скандал. В результате Лев Толстой был выведен из состава ЦК партии и был отправлен руководить совхозом «Ясная Поляна» Крапивенского уезда Тульской области. В это время у Л.Н. Толстого стало много свободного времени, которое он потратил на написание шедеврального романа — «Анна Каренина», где описал подлинные события! Енцов Юрий 18.03.2013 в 17:30 Вышла на экраны долгожданная экранизация романа Льва Толстого "Анна Каренина", снятая режиссером Сергеем Соловьевым. Принято считать, что великие произведения литературы трудно экранизировать. Нужно им соответствовать. Соловьев соответствует. Но встреча двух классиков, литературы и кино, наверное, могла бы быть интереснее, произойди она раньше. Уже сто тридцать пять лет, с тех пор как роман был напечатан, люди задаются вопросом: правильно ли поступила Анна Каренина? Вообще-то Анна - выдумка, литературный персонаж, миф. В свое время у комсомольцев было такое развлечение - "суд" над Пушкинским Евгением Онегиным за убийство Ленского. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними, но что-то неизменно: "судим" Онегина, разбираем характер Анны, как живого человека, и Толстого - как ее психоаналитика. Со времени изобретения кино было около двадцати пяти экранизаций романа. Из них девять - только в немом кино. Уже в те времена к этому сюжету обращались не только русские, но и немцы, итальянцы, венгры и, конечно, американцы. Пожалуй, самая знаменитая экранизация в немом кино - с Гретой Гарбо, в 1927 году. Но в том фильме оказалось очень мало от Толстого, зато есть хеппи енд. Гарбо снялась в роли Анны дважды, второй раз в звуковом фильме 1935 года, режиссера Кларенса Брауна. Его консультировал кто-то из родственников писателя, граф Андрей Толстой и поэтому экранизация ближе к первоисточнику. Ее уже интересно посмотреть ценителям творчества Толстого. Лев Николаевич сконструировал характер Анны, вылепив его как Пигмалион Галатею или как Пракситель - Афродиту. Но еще он описал свою современницу, иначе не было бы такого неугасающего интереса к роману. Это почти роман-репортаж. Недаром возникла легенда, что сюжет взят из газеты. На самом деле не одна только заметка о несчастном случае была всему причиной. Предпосылкой написания романа, утверждают литературоведы, в частности, доктор филологических наук Эдуард Бабаев, было и чтение пушкинского отрывка "Гости собирались на дачу", и другие события… Среди послевоенных экранизаций нельзя не назвать британский фильм 1948 года, его режиссером был Жюльен Дювивье. Анну играла несравненная Вивьен Ли, а сценарий написал прекрасный французский драматург Жан Ануй. Некоторым нравится советский фильм, точнее снятый на кинопленку режиссером Татьяной Лукашевич в 1953 году спектакль МХАТа. Владимир Немирович-Данченко и Василий Сахновский поставили его еще в 1937 году, Анну играла Алла Тарасова. Увы, автор этих строк не относится к числу его ценителей, ко времени съемок Тарасовой было уже хорошо за пятьдесят. Татьяне Друбич, сыгравшей в фильме Соловьева, меньше. Лев Толстой писал очень подробно, поэтому, хотя в романе точно не указано, нетрудно выяснить, что потомственная княжна Анна Аркадьевна Облонская-Каренина родилась году в 1846-м. Лет в 16, как тогда было принято, то есть году примерно в 1862-м она вышла замуж, за Алексея Каренина, человека, который был старше ее только на 18, а не на 20 лет, как оговаривается ее брат Степан Аркадьевич Облонский. Возможно, муж ее Каренин - одногодок самого Льва Николаевича Толстого? Через восемь лет, то есть в 1870 году состоялась та злосчастная встреча с графом Вронским. Анне Карениной было лет 25-27 - не больше. С Анной напутать и намудрить трудно, это страстная красавица. Много несуразностей было с Карениным. И в спектакле 1937 года, и в замечательном фильме 1967 года, режиссера Александра Зархи, Алексей Александрович Каренин - монстр, в котором иногда проглядывает что-то человеческое. Немудрено, ведь он был царедворец, иначе трактовать этот образ было нельзя. Впрочем, в фильме Зархи почти все актеры великолепны. И Татьяна Самойлова, в роли Анны, и Василий Лановой, Вронский, и Николай Гриценко, и Каренин - тоже вполне живой человек. Лишь один Левин - отчего-то советский, стерильный. Роман Толстого не заканчивается смертью главной героини, там есть еще часть, посвященная поискам правды Константином Левиным. Это любопытно - произведение, названное "Анна Каренина" не Анной начинается и не ею заканчивается. Ведь жизнь многообразна, и Толстой предлагает нам искать и находить себя в этом многообразии. В романе показаны три семьи: "по-своему несчастные" Каренины, "по-своему счастливые" Оболенские и будущая семья: Левин и Кити. Важны все, но Анна - предвестник, "знамя" зарождавшегося феминизма. Не Толстому бы это знамя поднимать, а, скорее, мадам Жорж Санд, которую Лев Николаевич, кстати, не любил. Ленин называл его "зеркалом русской революции". Не знаю, называл ли кто Толстого зеркалом всемирной эмансипации? Но благодаря "Анне Карениной" это уместно. Толстой - зеркало жизни, и каждый видит в нем, то, что хочет. В те времена таких как Анна было немного. Она жила в обстановке деятельной праздности. Между прочим, современные "профессиональные жены" - основные клиентки психоаналитиков. Занятие это - нелегкое. Они привыкли тратить деньги, снимая стрессы покупками новых норковых шубок. Конечно, подробно рассказать обо всем в кинофильме, длительностью час-полтора трудно. На помощь пришло телевидение. В первый раз в 1961 году Британское ВВС сняло сериал с какой-то очень домашней, прямо-таки русской Клер Блум в роли Анны. Вронского сыграл красавец Шон Коннери, уже снявшийся к тому времени в роли агента 07. 70-80 годы прошлого века были богаты на экранизации романа. В 1974 году в СССР появился даже фильм-балет на музыку Родиона Щедрина, партию Анны исполняла несравненная Майя Плисецкая. В 1974 году в Италии на телевидении был снят сериал, режиссера Сандро Больки, роль Анны исполнила Леа Массари. В 1975 году французы сняли фильм "Страсть Анны Карениной", где Анну сыграла балерина российского происхождения Людмила Черина, режиссером был Ив-Андре Юбер. В 1977 году в Великобритании сняли очередной сериал с Никола Паже в роли Анны, режиссер Бейзил Коулмэн. В 1985 году США Анну сыграла Жаклин Биссет у режиссера Саймона Лэнгтона. У нас все эти фильмы и сериалы прошли незамеченными. Но фильм 1997 года режиссера Бернарда Роуза с Анной Софи Марсо и Вронским Шоном Бином - оказался довольно интересен. В то время сама Софи ушла от своего постаревшего мужа, Анджеея Жулавского. Был еще британский сериал 2000 года с Хелен Мак-Крори в роли Анны, срежиссированный Дэвидом Блэром, но сейчас конечно невольно приходится сравнивать российский фильм Сергея Соловьева с Татьяной Друбич с другой британской экранизацией, в котором Анна Каренина - Кира Найтли, а режиссер - Джо Райт. Оба эти фильма вышли на экран в 2012 году. По своей стилистике "Анна Каренина" Райта - это скорее фильм-спектакль, которых было предостаточно, но стиль - выбран намеренно. Режиссер отстранился от времени и места, его интересовали только человеческие взаимоотношения. Но, показывая Анну и двух ее Алексеев: мужа и любовника в театральных декорациях, режиссер еще передает свое отношение к городу, светскому обществу, живущему по своим драматургическим законам. Есть там и современная трактовка нервозности Анны - в те времена было принято использовать в качестве успокоительного средства капли с морфием. О последствиях применения этого препарата еще не знали. Снятый, прежде всего для телевизионного показа, но успешно демонстрировавшийся в двух-трех кинотеатрах, фильм Соловьева - подробен, в нем чувствуется трепетное отношение к первоисточнику, рука мастера. Но чувствуется и нехватка средств, извечная российская беда, от этого и герои Толстого мучились. Хочешь не хочешь, но будут разговоры о том кому какая Анна нравиться больше: некоторым Кира Найтли, некоторым Татьяна Друбич. Или так: вот бы рыжий ирландец Домнал Глиссон, игравший Константина Левина в британской версии - обладал мастерством Сергея Гармаша. Что касается Вронского, интересно было бы здесь привести его портрет. По замыслу Толстого, любовник Анны - мало похож на Василия Ланового 1967 го года, на Шона Бина 1997-го, или Аарона Тейлора Джонсона 2012-го: он "невысокий, плотно сложенный брюнет, с добродушным, красивым, чрезвычайно спокойным и твердым лицом. В его лице и фигуре, от коротко обстриженных черных волос и свежевыбритого подбородка до широкого с иголочки нового мундира, все было просто и вместе с тем изящно". Чем не портрет Ярослава Бойко, выбранного Соловьевым? Наверняка будут и еще экранизации, новые трактовки. Художественный материал для этого есть. Так, например, во второй части романа состоялась встреча Левина и Карениной, Анна пытается соблазнить Константина и это ей почти удается. Под тонкой кожицей светской женщины, образованной женщины столько страсти! Стива Облонский и княгиня Тверская, из благих побуждений рушат, доламывают семью сестры и подруги. Больно читать как Каренин, этот государственный человек, не может удержать жену для ее и своего блага. Анна сначала сознательно не хочет с ним разводится, стремится быть с мужем и сыном, она разрывается на части. Потом она не хочет развода в глубине души. Каренин сначала хотел с ней развестись, потом раздумал, так как понял, что очень любит ее. Он поддался уговорам и отпустил жену, тоже из любви к ней. А ей хотелось, чтобы за нее боролись. По сути, муж наказывает Анну своим благородством. Но это не благородство, а малодушие и оторванность от жизни. За мгновение до смерти Анны автор вкладывает в ее пересохшие уста: "Все неправда, все ложь, все обман, все зло!…" Поэтому ей и хочется "потушить свечу", то есть умереть. Речь, скорее всего - о самом писателе, утомленном работой. У него тоже стояла свеча на столе. В романе эта свеча, вспыхнула перед глазами Анны, погибающей под колесами, осветила на миг "все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла". Оказалось, что не навсегда. Эта так и будет то гаснуть, то разгораться, и Анна, как Феникс без конца возрождаться из пепла. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Квадратичная функция Сдвиг функции по оси х |
Новое
- Состав и строение земной коры Горные породы по группам
- Характеристика планет земной группы
- Прилагательные в английском языке Многосложные прилагательные в английском языке примеры построения
- Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Викинги. Ирландская сага Скандинавские саги читать онлайн
- Святополк I (князь Великой Моравии) Святой ростислав князь моравский
- Михаил Ланцов Смерть Британии!
- Том Сойер - обычный ребенок из благополучной семьи
- Алексей Кириллович Разумовский
- Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г
- Критерий согласия Пирсона (критерий хи-квадрат)