Главная - Еда и напитки
Искушение святого никиты печерского. В гостях у кудесницы: * преподобный никита, затворник печерский, епископ новгородский На Новгородской кафедре

Преподобный Никита Печерский, стал одним из первых русских святых. Но до того как он был избран епископом Новгородским, юный монах Киево-Печерского монастыря пережил страшное искушение, которое служит примером необходимой предосторожности в духовной жизни.

Об этом искушении рассказано в Киево-Печерском Патерике – собрании рассказов о святых.

В книге о преподобном отце нашем Никите Затворнике говорится, что он прельщен был диаволом, явившимся ему в образе ангельском. И стал тогда Никита, будто премудрым и пророком. Когда же покаялся, забыл все. Потом же был епископом и чудотворцем Новгородским.

Больше других бывают почитаемы такие храбрые воины, которые привыкли сражаться не в полку, но в одиночку устремляются на врага. И, если Господь часто и попускает им пасть на время, чтоб не превозносились, но, видя их прежнее рвение и мужество, не оставляет их до конца. Восстанавливает их и делает непобедимыми.

Из таких храбрых воинов Христовых в Печерском святом монастыре были преподобный Исаакий Затворник и этот блаженный Никита, о котором Киево-Печерский Патерик свидетельствует:

– Во время игуменства преподобного Никона был в Печерском святом монастыре брат, именем Никита. Он начал просить игумена благословить его подвизаться наедине, войдя в затвор.

Игумен препятствовал этому, говоря:

– Чадо, нет тебе пользы, будучи юным, сидеть в праздности. Лучше тебе будет остаться с братией и работать вместе, и ты не лишишься награды своей.

Ты сам видел нашего брата Исаакия Печерского, как в затворе он был прельщен бесами, если бы не спасла его великая благодать Божия, по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия!

Никита же отвечал:

– Никак, отче, не прельщусь я такой вещью. Но желаю стать крепко против козней бесовских. И буду молить человеколюбца Бога, чтоб и мне подал дар чудотворения, как Исаакию Затворнику, который и доныне творит много чудес.

Игумен снова сказал ему:

– Свыше сил желание твое. Берегись, чадо, чтоб, превозносясь, не ниспасть, я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание твое ты будешь увенчан от Бога.

Никита же никак не смог послушаться слов игумена. Не мог подавить в себе великого рвения к затворническому житию. И сделал то, что замыслил. Затворился, крепко заградил дверь. И пребывал наедине, в молитве, не выходя.

Но уже вскоре не избежал он диавольских сетей. Во время пения своего, услышал он голос, молящийся вместе с ним. И почувствовал несказанное благоухание.

Прельстившись этим, сказал себе:

– Если б не был это ангел, то он не молился бы со мной. И не было бы здесь обоняния Святого Духа. Начал прилежно молиться, говоря:

– Господи, явись мне Сам, чтоб я увидел Тебя!

– Не явлюсь я тебе, потому что ты юн, чтоб ты не ниспал, превозносясь. Затворник же со слезами сказал:

– Не прельщусь я, потому что игумен научил меня не внимать прелести бесовской. Я сделаю все то, что ты велишь!

Тогда душегубительный змей, получив власть над ним, сказал:

– Невозможно человеку, находящемуся в теле, видеть меня. Но я посылаю ангела моего, чтоб он был с тобой, а ты твори волю его. И пред ним стал бес в образе ангела. Никита же пал ниц и поклонился ему, как ангелу.

Сказал ему бес:

– С этих пор ты уже больше не молись. Но читай книги ветхозаветные. И так ты будешь беседовать с Богом. Подавай полезные советы приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца всех о спасении твоем.

Поверив, еще больше прельстился затворник, и уже больше не молился, но прилежал чтению книг и видел постоянно беса, молящегося о нем. И радовался, думая, что ангел творит за него молитву.

Много Никита беседовал с приходящими к нему, из Ветхозаветных Писаний о пользе души. Начал он и пророчествовать. И пошла о нем великая слава. Так что все дивились, как сбываются слова его.

Однажды послал Никита к князю Изяславу, говоря:

– Сегодня убит князь Глеб Святославич. Скорей пошли сына своего Святополка на престол Новгородский. И как он сказал, так и случилось. Через несколько дней, пришла весть об убиении князя Глеба. Еще сильнее прослыл он пророком. Внимательно слушали его князь и бояре.

Если бес и не знает того, что будет; но, что сделал он сам, или чему научил злых людей, убить или украсть, то он может указать. Также, когда приходили к затворнику за словом утешения, тогда бес, мнимый ангел, рассказывал ему все случившееся с ними, а он пророчествовал, и так сбывалось.

Никто не мог состязаться с ним в знании книг Ветхого Завета. Он знал наизусть Бытие, Исход, Левит, Числа, Судей, Царств. И все пророчества по порядку. И хорошо знал все еврейские книги.

Евангельских же и апостольских святых книг, данных нам благодатью, чтобы исправиться и утвердиться никогда не хотел видеть, или слышать, не только что читать. И не позволял беседовать с собой из Нового завета. Поэтому все поняли, что он прельщен врагом.

Встревоженные этим, пришли к прельщенному Никите преподобные отцы Никон игумен, Иоанн, который был после него игуменом. Пимен Постник и Исаия, который был епископом Ростовским. Матфей Прозорливый и Исаакий, затворник пещерный. Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, который был епископом Тмутараканским. Нестор летописец, Григорий, творец канонов. Феоктист епископ Черниговский, Онисифор Прозорливый. Все они, сияющие добродетелями, придя, сотворили совместную молитву к Богу о Никите. Постом и молитвой отогнали от него беса, так что он больше не видал его.

Выведя расслабленного из пещеры, они просили его сказать им что-нибудь из Ветхого Завета. Он же клялся, что не читал никогда тех книг, которые прежде знал наизусть. А не знал он ни одного слова, потому что едва был обучен грамоте.

Тогда, придя в себя молитвами преподобных отцов, он исповедал великий свой грех и горько оплакивал его. Принял на себя великое воздержание и послушание, начав чистое и смиренное житие, так что он превзошел всех добродетелью.

Человеколюбивый Господь, видя такое подвижничество блаженного и не презирая прежних его добродетелей, - к которым приучал он себя в юности, - принял его истинное покаяние.

И как, принимая покаяние Петра, три раза отвергшегося от Него, сказал ему: – Паси агнцев Моих, паси овец Моих, паси избранных Моих (Ин. 21.15, 16). Знамение благоприятного покаяния подал и блаженному Никите. За многую любовь к хранению всех заповедей Он сделал его пастырем словесного Своего стада, возведя на престол епископства Новгородского.

В Новгороде, в уверение и ясное доказательство прощения святому, бывшего раньше падения – прославил его добродетельную жизнь дарами чудотворения. Во время бездождия, помолился он, и свел дождь с неба. Епископ Никита погасил молитвой пожар в городе, и творил много других чудес.

И, упасши мудро словесную свою паству, преставился ко Господу 27 (14) мая 1109 года. Мощи святого и облачение были впоследствии обретены нетленными.

Так искушен Никита был, как золото. Оказался достоин венца вечной жизни. Да сподобимся его и мы, молитвами преподобного отца нашего Никиты. Будем помнить об осторожности, которая необходима в духовной жизни.

Благодатью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому со безначальным Его Отцом и со Пресвятым, благим и животворящим Духом – честь, хвала и слава подобает. Ныне и присно и во веки веков, аминь.

Память святителю Никите, епископу Новгородскому , Церковь чтит несколько раз в году: 12 февраля (30 января ст.ст.), 13 мая (30 апреля ст.ст.) и 27 мая (14 ст.ст.). Святитель Никита имеет благодать сохранения от пожара и молнии.

Житие святителя Никиты, епископа Новгородского

Будущий святитель Никита, епископ Новгородский, был родом из Киева. В юности он принял иноческий постриг в Киево-Печерской обители и вскоре, несмотря на возражения игумена Никона, пожелал уйти в затвор. В затворе святой Никита впал в искушение, поскольку не послушал игумена Никона, а понадеялся на себя, взяв трудный для молодого инока подвиг. Киево-Печерский патерик сообщает, что он был повергнут искушению от дьявола и не выдержал его:

…и прельстил его дьявол. …стал перед ним бес в образе ангела. Пав ниц, поклонился ему инок, как ангелу. И сказал ему бес: «Ты не молись, а только читай книги, и таким путем будешь беседовать с Богом, и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о спасении твоем Творца своего.

Инок Никита прельстился, оставил молитву и занялся чтением и книжной премудростью. Он превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские монахи явились к нему и, помолившись, прогнали от него беса. После этого инок Никита, оставив по благословению иноков затвор, стал проводить жизнь в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Бог, по Своему милосердию и молитвам монахов, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.

В 1096 году Никита был поставлен митрополитом Киевским Ефремом (XI век) в епископский сан и назначен на новгородскую кафедру; в «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» Никита называется шестым Новгородским епископом. За время епископства Никиты было построено несколько храмов (Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1374 году), Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре). Епископ Никита за свою благочестивую жизнь был удостоен от Бога дара чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. В 1108 году епископ Никита преставился и был погребен в новгородском Софийском соборе.

Почитание святителя Никиты, епископа Новгородского

В 1547 году на первом Макарьевском соборе епископ Никита был канонизирован Русской Православной Церковью. 30 апреля 1558 года архиепископом Пименом были обретены нетленные мощи святителя Никиты. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, а сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию, чтобы уточнить иконописную традицию. Ф.Г. Солнцев в своем труде «Древности Российского государства » отметил:

При открытии св. мощей его в 1550 г. найдено на нем облачение, сохранившееся нетленным в могиле, где оно лежало 450 лет. Все облачение состоит из фелони, епитрахили, поручей, палицы, штофных коричневого цвета, гарусного пояса, омофора из белого люстрина, из синей гродетуровой (из плотной тафты) шапочки, опушенной горностаевым мехом; на ней вышиты золотом кресты и серафимы со словами Серафимъ. Такая шапочка служила митрой. К этой епископской утвари XI в. принадлежит архиерейский посох, о коем ниже будет сказано, и железные вериги весом в 20 ф., найденные на мощах Иерарха. В день открытия нетленных его останков принесена была новгородцами ко гробу его железная лампада, хранящаяся в ризнице, с круговой прорезной надписью: «Свеча Великаго Новгорода всехъ православныхъ хрестьянъ, поставлена новому чудотворцу Никите ….

В 1956 году мощи святителя Никиты были перенесены епископом Сергием (Голубцовым; 1906-1982 гг.) из Софийского собора в Никольский собор, а в 1962 году - в храм во имя апостола Филиппа. В 1993 году мощи святителя Никиты были возвращены в Софийский собор. Первое Житие святителя Никиты встречается в послании Поликарпа к Акиндину XIII века. В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привёз пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Архимандрит пишет:

После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места, и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе - потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием - на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!» Тогда же диакон Иларион, который помогал настоятелю храма привести в порядок мощи святых, дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение.

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию.

Тропарь и кондак святителю Никите, епископу Новгородскому

Тропарь, глас 4

Насладися Богомудре воздержания, и желание плоти своея обуздав, на престоле святительства седе. И яко звезда многосветлая просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито. Моля Христа Бога, да спасет душа наша.

Кондак, глас 6

Архиерейства саном почтеся, чисте Чистейшему предстоя, прилежно моление за люди своя принося. Яко и дождь молитвою сведе, овогдаже и граду запаления угаси. И ныне святителю Никито, моли Христа Бога, спасти страну нашу, и люди твоя молящиеся. Да вси вопием ти, радуйся святителю отче предивный.

Святитель Никита, епископ Новгородский. Иконы

Известно, что иконописцу Симеону архиепископ Пимен приказал написать икону Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом, а пред Ними стоящего и молящегося с воздетыми руками святителя Никиту. У святителя не было бороды. И иконописец думал, что следует изобразить на иконе хотя бы малую бороду на лице епископа Никиты. Симеон задремал и услышал в тонком сне голос:

Симеон, ты думаешь написать браду у епископа Никиты! Не помышляй об этом, ибо не было брады у него. И прочим иконописцам возвести, чтобы не писали на иконах епископа Никиту с брадою.

Образ святителя написан был так, как он сам повелел. На иконах епископ Никита изображается в святительском облачении с Евангелием в руках. На иконе «Святитель Никита, епископ Новгородский, и преподобный Сергий Радонежский» у святителя Никиты изображена небольшая борода, вероятно, потому что наличие бороды отвечало средневековому пониманию образа Божия в человеке.

Во времена, когда в Киеве правил князь Изяслав Ярославович (1058–1078), жил юноша по имени Никита, который в раннем возрасте одним из первых принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. О прошлом его, о том, кто он, из какой семьи, сведений не сохранилось. Известно, лишь, что родом он был из Киева. И вот на заре своей подвижнической жизни Никита впал в великое искушение, о чем рассказывает святой Поликарп в Киево-Печерском патерике…

Затворничество

Подобно другим инокам печерским, Никита пожелал особенного подвига и решил затвориться в уединенной келье. Игумен Никон возразил против его решения. Обычно затвору должен предшествовать период послушничества, длящийся не меньше 3-х лет. По его мнению, молодой инок не был готов проводить дни и ночи в одиночестве и молитве. «Твое желание выше твоих сил» — сказал ему игумен. Однако Никита не послушался; он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Юноша заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя.

Оставшись в одиночестве, святой Никита был уверен, что Господь наградит его даром чудотворения. Прошло немного дней, как инок не избег сетей диавольских. Во время пения своего он слышал некий глас, как будто бы кто-то вместе с ним молился. Никита обонял при этом и благоухание неизреченное. Юноша сразу же подумал, что ощущает присутствие Святого Духа. Он стал просить неистово, чтобы Господь явил себя перед ним. Затем предстал перед ним бес в образе Ангела. Святой Никита даже не усомнился в Божественной природе своего видения. Безумием с его стороны было принять дьявольское искушение за милость Божию. И неопытный подвижник, прельстившись, поклонился ему, как Ангелу. Тогда сказал ему бес: «Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении». Никита, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молящегося о нем. Никита радовался, думая, что сам Ангел творит за него молитву.

Никита так изучил книги Ветхого Завета и выучил на память, что никто не мог сравниться с ним в знании этих книг. Когда его блестящее знание ветхозаветного Писания стало известным многим, князья и бояре стали приходить к нему для слушания и наставлений. Однажды инок Никита послал сказать князю Изяславу, чтобы он скорее отправил сына своего Святополка на Новгородский престол, так как князь Глеб Святославович убит в Заволочье. И действительно, через несколько дней пришла весть, что князь Глеб убит. Случилось это 30 мая 1078 года. И с того времени пошла большая слава о затворнике Никите. Князья и бояре верили, что затворник — пророк, и во многом слушались его. Но бес будущего не знал, а что сам сделал или научил злых людей, — убить ли, украсть ли, то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него слово утешения, бес — мнимый ангел, рассказывал, что случилось через него самого, и Никита пророчествовал. И всегда сбывалось пророчество его.

Место затвора святителя Никиты

Но вот что обратило на себя особое внимание Печерских подвижников: инок Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета и не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать Евангелия и прочих книг Нового Завета. Для всех стало ясно, что инок Никита прельщен врагом рода человеческого. Не могли потерпеть этого преподобные отцы Печерские. Вместе с игуменом своим преподобным Никоном пришли они к прельщенному затворнику и силою своих молитв прогнали прочь от него беса. Выведя Никиту из затвора, спрашивали его о Ветхом Завете, но он клялся, что никогда не читал тех книг, которые прежде знал наизусть. Он даже не умел прочесть ни одного слова в них, и братия едва научили Никиту грамоте.

Когда молодой человек осознал, что творилось с ним в затворе, он искренне раскаялся в своем грехе. После этого Никита покинул свой произвольный затвор. Продолжая строго поститься, он стал прилежно молиться Богу, и чрез непродолжительное время он своим послушанием и смирением превзошел других иноков.

На Новгородской кафедре

И как Петру, трижды отрекшемуся, Христос сказал после его покаяния: «Паси овцы Моя», так явил Свою милость Господь и покаявшемуся искренно Никите, ибо потом возвел его в епископа Новгородского. В 1096 году преподобный Никита был возведен митрополитом Киевским Ефремом в епископский сан и назначил на кафедру Великого Новгорода . В «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» святитель Никита значится шестым Новгородским епископом.

Новгород

Господь прославил Своего угодника даром чудотворений. На втором году служения святитель Никита молитвами своими прекратил большой пожар в Новгороде. В другой раз во время засухи, грозившей Новгородской земле голодом, по его молитвам дождь оживил поля и луга с полями и травами.

Святитель был для своей паствы примером добродетельной жизни. В Похвальном слове святителю Никите говориться, что он тайно подавал милостыни бедным, исполняя слово Божие: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне (Мф. 6, 3-4).

Новгородские святители первыми проявили свою деятельность в различных общественных начинаниях: они строили и украшали храмы с помощью лучших мастеров, которых приглашали из Византии и Западной Европы. Наиболее значительные литературные произведения Новгорода создавались главным образом при Владычнем дворе. Благодаря трудам святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов, не сохранившихся до наших дней: Спасо-Преображенский храм на Ильине улице, Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре.

Антониев монастырь - второй в Новгороде - был основан по благословению святителя Никиты преподобным Антонием Римлянином († 1147 г) в начале XII века. При содействии святителя Никиты преподобный Антоний получил для монастыря территорию на берегу реки Волхов, где остановился камень, на котором Антоний чудесно приплыл из Рима. Незадолго до кончины святитель Никита вместе с преподобным Антонием разметил место для нового каменного монастырского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель Никита собственноручно начал копать ров под его основание. Но построен храм был уже при его преемнике - епископе Иоанне.

Антониев монастырь

При многочисленных трудах и заботах по благоустройству Новгородской епархии святитель Никита никогда не оставлял сугубого подвига монахов-отшельников: под святительскими одеждами он носил тяжелые железные вериги.

13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году, 31 января . Погребен святитель в новгородском Софийском соборе, в приделе во имя святых Иоакима и Анны - родителей Пресвятой Богородицы.

Уже после кончины святителя Никиты была начата роспись стен новгородского собора во имя Святой Софии Премудрости Божией по завещанию святителя Никиты.

Почитание и чудеса

В 1547 году, при царе Иване Васильевиче Грозном, некий благочестивый боярин в пасхальную ночь за богослужением обходил Софийский собор и нашел гробницу святителя в полном небрежении. Присев неподалеку боярин задремал и услышал во сне голос, который говорил ему: «Покрыт должен быть гроб епископа Никиты». Повинуясь этому голосу, боярин пошел домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святого Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. В том же году на церковном соборе состоялось общероссийское прославление святителя.

Ночью на 30 апреля 1558 года во сне Новгородскому святителю Пимену явился муж, с едва заметной бородой и сказал: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу.» Проснувшись архиепископ Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, и сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию чтобы уточнить иконописную традицию.

Иконописцу Симеону архиепископ Пимен приказал написать икону Богоматери с Богомладенцем, а пред Ними стоящего и молящегося с воздетыми руками святителя Никиту. У святителя совсем не было бороды. И иконописец думал, что следует изобразить на иконе хотя бы малую бороду на лице святого Никиты. Симеон задремал и услышал в тонком сне голос:«Симеон, ты думаешь написать браду у епископа Никиты! Не помышляй об этом, ибо не было брады у него. И прочим иконописцам возвести, чтобы не писали на иконах епископа Никиту с брадою». Образ святителя написан был так, как он сам повелел.

Вскоре по обретении мощей святителя Никиты один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в их нетленности. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до персей. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в своем грехе. Несмотря на это, вскоре затем пришли к архиепископу городские священники с просьбой дать им возможность убедиться воочию в нетленности мощей святого Никиты. Архиепископ наложил на них семидневный пост для покаяния в своих грехах, по истечении которого духовенство собралось к мощам святителя Никиты, и тогда архиепископ, сняв покров с них, показал им тело святого до конечностей ног, затем подложил свои руки под голову святителя так, что она приподнялась, а с ней и все тело пришло в движение. Священники были поражены чудом и просили архиепископа дозволить им ежегодно в память этого происшествия отправлять всем собором при мощах святителя молебное пение, почему и установлен был архиепископом праздник в пяток второй седмицы в неделе Всех святых.

Требование, предъявленное духовенством Новгорода к своему архипастырю об осмотре мощей святителя Никиты, можно объяснить так. В то время сильно была распространена ересь Феодосия Косого, отвергавшая, между прочим, почитание святых икон и мощей; она имела свое действие и на духовенство и поколебала отчасти его веру в чудеса.

Между тем чудес при мощах святителя Никиты, по обретении их, совершилось немало. Но особо примечательно то, что по благодатной помощи святителя получали исцеление преимущественно больные глазами и слепые. Как-то у мощей святителя во время литургии молилась старая и слепая Ксения, ничего не видевшая 12 лет. Она настойчиво просила архиепископа Пимена помолиться о ней св. Никите. Тот сказал: «Отойди от меня, старица, отойди, иди ко святому Никите, и он спасет тебя по вере твоей, если восхочет». У гроба святого Ксения усердно молилась, и один глаз ее прозрел. Со слезами радости опять умоляла она настойчиво, чтобы молитвами архиепископа прозрело и другое око ее. Владыка ей ответил: «Вижу, старица, что тебе много лет, и довольно бы одного глаза на службу тебе до смерти твоей». И снова посылает ее ко гробу святителя со словами: «Тот, кто отверз тебе одно око, откроет и другое». Вновь припала она к раке со слезами и надежда ее не была напрасной: прозрела она и на второй глаз, к общему удивлению бывших тогда в храме Святой Софии.

Во время обретения мощей святителя Никиты, по молитвам его, Бог увенчал победой русское оружие в войне с ливонцами. При взятии Ругодива и в русском войске, и в неприятельском видели, что святитель Никита ездит по берегу реки Наровы на коне в святительских одеждах и с жезлом в руке, увенчанным крестом, отражает врагов от русских полков. Это засвидетельствовали сами воины, вернувшиеся в Новгород; то же подтвердил и старейшина града Ругодива - латинянин, по имени Иоанн, когда увидел образ свт. Никиты.

Мощи святителя были переложены в 1629 году из обветшавшей гробницы в новую, деревянную, обложенную басменным серебром. Новгородцы принесли в дар своему небесному покровителю лампаду с вызолоченной надписью: «Свеча Великого Новгорода, всех православных христиан поставлена новому Новгородскому чудотворцу Никите в лето 7066, 30 апреля, при архиепископе Пимене». Эта «свеча» святителя Никиты вместе с древней гробницей, облачением, посохом и веригами позднее хранились в ризнице Новгородского Софийского собора.

После 1917 года, когда началось открытое гонение на Русскую Православную Церковь, мощи святителя, как и многих святых Русской Церкви, подверглись поруганию. Святая София была превращена в музей, а мощи святителя, упакованные в бумажный мешок, валялись в хранилище музея. И только в 1957 году по благословению архиепископа Сергия (Голубцова) темным вечером на грузовике мощи святителя Никиты были благоговейно переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. Но недолго пребывали они там. В годы хрущевских гонений на Православную Церковь этот собор был закрыт, как и многие другие храмы, и мощи святителя перенесены в церковь святого апостола Филиппа , где и пребывали до 1993 года.

13 мая 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Льва архиепископа Новгородского и Старорусского мощи святителя крестным ходом при стечении тысяч граждан были торжественно перенесены из церкви апостола Филиппа в Софийский кафедральный собор и с честью положены на то самое место, где столетиями прежде они покоились.

Софийский кафедральный собор в Новгороде

Рака с мощами святителя Никиты

Мощи святителя во время Второй мировой войны

А вот один удивительный факт времен Великой Отечественной: следом за угнанными в неволю новгородцами последовали им на выручку во главе со святителем Никитой и новгородские угодники Божии…

В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше 3 000 новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привез пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Сам отец архимандрит пишет:

«После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Иллариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе – потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием – на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!»

Весь православный народ, оказавшийся в том литовском краю, с трепетом и воодушевлением встретил святые мощи. Тогда же иеродиакон Илларион, помогавший настоятелю храма привести в порядок мощи святых, человек не очень образованный, но горевший верой дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение».

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию. Эта традиция чтится и ныне новгородским священством. Особенно ее придерживаются священники Софийского собора, не мыслящие начать богослужение, не приложившись к мощам святителя.

Тропарь, глас 4:
Насладився богомудре воздержания, и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито: и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 6:
Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси, яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ынне святителю Никито моли Христа Бога, спасти императора православнаго Николая Александровича, и люди твоя молящияся, да вси вопием ти: радуйся святителю отче предивный.

олее других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее.

В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.

Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.

Никита ответил на это:

Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

Тогда игумен сказал ему более настойчиво:

Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.

Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа.

Он начал еще прилежнее молиться, говоря:

Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.

Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.

Затворник продолжал слезно просить:

Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.

Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал:

Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.

Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:

С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.

Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: "сегодня убит князь Глеб Святославич ; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород". Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.

При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божьей для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен дьяволом. Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец . Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих , так подобное, же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол . Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды, во время бездождья Святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен он с почетом в приделе великой церкви святых богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми . До сего дня они источают многие исцеления приходящим к ним с верою. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

 


Читайте:



Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

В процессе обучения в аспирантуре молодой ученый обязан пройти практику, результатом которой станет составление отчета по педагогической практике...

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Одним из невероятных и очень талантливых людей, чьи творения до сих пор не оставляют равнодушным ни одного ученого, является Зигмунд Фрейд (годы...

Квадратичная функция Сдвиг функции по оси х

Квадратичная функция Сдвиг функции по оси х

, Конкурс «Презентация к уроку» Презентация к уроку Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется...

Презентация "Семилетняя война" (10 класс) по истории – проект, доклад Вступление Франции в военные действия

Презентация

Слайд 1Вспомните основные направления и задачи внешней политики России в 1725-1762 гг.ТУРЦИЯ: Россия возвратила Азов; но не смогла добиться выхода...

feed-image RSS