Разделы сайта
Выбор редакции:
- Ток-шоу "экология жилища и здоровье человека"
- Состав и строение земной коры Горные породы по группам
- Характеристика планет земной группы
- Прилагательные в английском языке Многосложные прилагательные в английском языке примеры построения
- Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Викинги. Ирландская сага Скандинавские саги читать онлайн
- Святополк I (князь Великой Моравии) Святой ростислав князь моравский
- Михаил Ланцов Смерть Британии!
- Том Сойер - обычный ребенок из благополучной семьи
- Алексей Кириллович Разумовский
- Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г
Реклама
Империя Маурьев: от образования до гибели (Древняя Индия). Второе крупное государство в Индии. Империя Маурьев Какие варны были «дваждырожденными» |
Империя Александра Македонского начала распадаться на части сразу же после его смерти. Индийские владения вчерашнего покорителя мира, появившиеся после удачного также «отпочковались» почти сразу. Антимакедонское восстание возглавил человек по имени Чандрагупта , по преданию, принадлежащий не к родовой знати, а (т.е. бедняков) и буквально «сделавшим себя» только за счет собственного труда и врожденных способностей. В молодости Чандрагупта служил у царя Магадхи Дхана Нанды , но в итоге бежал в Пенджаб, где и встретился с Александром Македонским, и каким-то образом получил его поддержку. Впоследствии, (скорее всего около 324 г. до н. э.) организовал поход в Магадху, сверг царя Дхана Нанду и сам занял престол, положив начало династии, с правлением которой связано образование самого мощного в истории древней Индии государства. По родовому имени Чандрагупты основанная им династия носила название Маурья . Сохранились сведения о том, что большую роль в свержении династии Нандов и воцарения Чандрагупты сыграл брахман Каутилья (Чанакья), занимавший впоследствии должность главного советника Чандрагупты, выдающийся государственный деятель, сторонник сильной царской власти. Чандрагупта Маурья — основатель индийской империи Маурья Вероятно, Чандрагупте удалось подчинить себе всю Северную Индию, но конкретные данные о его завоевательной деятельности до нас почти не дошли. Ко времени его царствования относится еще одно столкновение с греко-македонянами. Около 305 г. до н. э., царь т.н. Империи Селевкидов (ближневосточные владения бывшей империи Александра) Селевк I попытался повторить поход Александра Македонского, но при вторжении в Индию он встретился с совершенно другой политической обстановкой, так как Северная Индия была уже объединена. Поход Селевка был неудачным, вместо ожидаемых завоеваний, ему пришлось уступить Чандрагупте значительные территории (территории нынешним Афганистану и Белуджистану), и дал в жены индийскому царю свою дочь. Надо заметить, что Селевк не особо горевал породнившись с восточным соседом — Чандрагупта передал ему 500 боевых слонов, что в дальнейшем здорово помогло Селевку в многочисленных войнах, которые он затевал. Умер Чандрагупта, вероятно, около 298 г. до н. э. О его преемнике и сыне Биндусаре , кроме имени, неизвестно почти ничего. Можно предположить, что он не только сохранил все свои владения, но даже значительно расширил их за счет государств Южной Индии. Вероятно, отражением активной завоевательной деятельности Биндусары является его прозвище Амитрагхата , что значит “истребитель врагов ”. Сын его Ашока (около 273 - 236) до воцарения был наместником в северо-западной, а потом западной части государства. Ашока получил в наследство от отца огромное государство. За время своего царствования он присоединил еще одно государство Южной Индии - Калингу (современный индийский штат Орисса). “Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито и во много раз больше умерло” , - рассказывает об этом сам Ашока в одной из сохранившихся от его времени надписей. С подчинением Калинги Ашока стал царствовать над всей Индией, кроме крайней, южной части полуострова. Народы населявшие древнюю ИндиюЮг и север Индии, в то время, представляли собой не то, чтоб совершенно разные земли, населенные разными племенами, а гораздо больше — фактически эти области были вообще никак не связаны между собой и их развитие проистекало совершенно независимо друг от друга. В целом Южная Индия отставала в развитии от Северной Индии, фактически с первобытно-общинным строем здесь было покончено только после подчинения региона царям Магадхи. При этом, конечно же, нельзя утверждать, что до образования империи Маурьев, на юге Индостана царил сплошной каменный век. Отнюдь, были здесь и государства, порой, достаточно сильные, среди которых выделялись государства таких народов как калинги , андхры , чолы , пандьи и кералы . Держава калингов (соответствующая примерно территории нынешнего штата Ориссы) была довольно сильной, покорение ее далось Ашоке с большим трудом. Андхры населяли территорию, примерно соответствующую территории современного штата Андхра и восточной части штата Хайдерабад (Телингана). Территория андхров при Ашоке входила в империю Маурьев, но когда произошло подчинение андхров Маурьям, установить трудно. Еще южнее от страны андхров находилась земля, которая называлась в древности Тамилиадом ; она была населена различными тамильскими племенами; процесс развития рабовладения происходил здесь независимо от Северной Индии. Народ чола населял восточную часть теперешнего штата Мадрас. К западу от него проживали пандьи . Кералы , родственные тамилам, населяли в основном территорию теперешнего штата Траванкур-Кочин. Об общественном и политическом строе этих народов нам почти ничего не известно. Известно, что только эти три индийских народа смогли отстоять свою независимость и не подчинились могущественным царям Магадхи из династии Маурьев. У них к тому времени уже были достаточно прочные государственные образования. Андхры, добившиеся независимости сразу после смерти Ашоки, быстро распространили свою власть на большую часть полуострова; столицей их государства стал город Насик . Их дальнейшее усиление было временно остановлено калянгами . Калинги, также ставшие независимыми вскоре после смерти Ашоки, под руководством царя Кхаравелы (конец III в. до н. э.) нанесли ряд поражений андхрам. Тем не менее к середине I в. до н. э. андхры превзошли калингов в военной мощи, и государство андхров стало в это время преобладать в Южной Индии. Империя Маурьев в разные годы — вся северная часть государства — заслуга Чандрагупты, южный «кусок» (Паринда) — его сына Биндусары, а восточнее (территория Калинги) — внука Ашоки. Пунктирная линия на востоке страны — граница прежних македонских владений Александра Внутренняя организация Империи МаурьевЕще до объединения государств Индии под властью Маурьев государственная власть носила характер т.н. «восточной деспотии». В империи Маурьев эта форма государства получила дальнейшее развитие. Среди населения всячески поддерживался культ царя и распространялось учение о божественном происхождении царской власти. Однако обожествление личности царя не мешало тому, что дворцовые интриги, перевороты, междоусобицы были в древней Индии самыми обычными явлениями. По свидетельству древних писателей, царь Магадхи был вынужден каждую ночь менять свою спальню, чтобы сбить с толку возможных заговорщиков. Царь, хотя и правил единолично, имел при себе совет - паришад , состоявший из представителей знатнейших семей аристократии. Паришад — естественно не был чем-то вроде современного парламента, и имел только «совещательные» функции. Для управления большим государством существовал многочисленный и сложный аппарат, обслуживавший царскую канцелярию, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор, царское хозяйство. Высшими должностными лицами были: главный мантрин , возглавлявший царскую администрацию, сенапати - командующий войсками, пурохита - главный жрец, дхармадь-якша - главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкования законов, астролог и др. Большую роль в управлении страной играли тайные осведомители, руководство которыми находилось непосредственно в руках царя. Царские чиновники получали жалованье либо деньгами, либо, что бывало чаще, натурой. Основой государственного административного деления было село - грама . Следующую по величине территориальную единицу составляли десять сел, два десятка объединялись в двадцатку, пять двадцаток - в сотню, десять сотен - в тысячу. Во главе всех этих административных округов, за исключением грамы, стояли чиновники, получающие жалованье. Высшие из них, в ведении которых находилась тысяча сел, подчинялись непосредственно царю. Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, за исключением Магадхи, находившейся в ведении самого царя. Наместниками были родственники или близкие доверенные лица царя, но они были не правителями, а скорее наблюдателями, так как государство Маурьев представляло собой сложный комплекс государств и племен, правители которых находились в различных отношениях зависимости; внутренняя администрация этих зависимых и подчиненных государств и племен оставалась автономной. Кроме того, свободные земледельцы должны были отработать некоторое число дней в году на строительстве общественных сооружений (вишти - налог трудом). Ремесленники обязаны были в виде налога сдавать царю часть своей продукции, а также в некоторых случаях работать на царя; в источниках упоминается об обязанности ремесленников отрабатывать на царя один день в месяц. Ремесленники отдельных специальностей (например, оружейники) обязаны были сдавать государству всю продукцию. Немаловажным источником дохода для царской казны были косвенные налоги. Торговые сделки облагались многочисленными пошлинами (шулка ), взимавшимися тщательно организованным налоговым аппаратом; уклонение от уплаты торговых пошлин наказывалось очень строго, вплоть до смертной казни. Судебная система была весьма примитивна, уголовные дела разбирал глава исполнительной власти в данном округе. Некоторые наиболее важные дела разбирал лично царь. Приговор исполнялся немедленно. При решении гражданских дел применялось третейское разбирательство. Самым обычным наказанием было членовредительство, особенно за нарушение права частной собственности и за нанесение телесных повреждений; но уже наметилась тенденция заменять наказание этого рода денежными штрафами. К этому периоду относятся первые попытки кодификации обычного права. “Сборники законов” - дхарма-сутры и дхармашастры не были кодексами законов в современном смысле; это были только наставления, основанные на священных текстах и составленные брахманской школой. Военная организация Империи МаурьевАрмия индийского царя времен империи Маурьев во время войны состояла из его собственного войска, войска союзников и ополчения племен, подчиненных царю. Источники утверждают, что Чандрагупта в случае войны мог собрать армию до 600 тыс. пехоты, 30 тыс. кавалерии и 9 тыс. слонов. Но постоянная армия Магадхи была значительно меньшей по численности и состояла в мирное время из наемников, получавших жалованье натурой или деньгами. Сухопутная армия комплектовалась из четырех основных родов войск - пехоты , кавалерии , колесниц и слонов , причем боевые слоны были главной ударной силой в сражении. Каждый из этих родов войск имел свою систему управления и свое командование. Кроме того, были еще управления флотом, а также военным хозяйством и снабжением. Вооружение индийской армии было разнообразным, но основным оружием для всех родов войск был . Развитие земледелия, ремесла и торговли в Империи МаурьевЦентрализация государства, а также общий поступательный ход технического прогресса, с момента образования империи Маурьев в Индии привел к серьезным сдвигам в развитии производительных сил. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие материалы. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причем земледелие уже явно преобладало, а скотоводство имело подсобное значение. Наряду с возделыванием полевых культур - риса, Пшеницы, ячменя, а также проса, бобовых, сахарного тростника, хлопка, кунжута - большое значение приобретают садоводство и огородничество. Земледельцы использовали также приемы орошения, поскольку земледелие распространялось и на территории, не орошаемые разливами рек, а также на территории, бедные атмосферными осадками. Все шире применялось искусственное орошение посредством каналов, колодцев, прудов, хотя очень крупные сооружения возводились еще, по-видимому, редко. Сбор с одного поля двух урожаев в год становился все более обычным явлением. Продолжало развиваться и совершенствоваться ремесло. Начиная с этого времени и в последующие периоды древности и средневековья, Индия для других стран была поставщиком именно ремесленной продукции и в первую очередь высококачественных хлопчатобумажных тканей. Индийские ремесленники достигли больших успехов в металлургии, холодной обработке металлов, в обработке камня, дерева, кости и т. д. Индийцы умели сооружать плотины, водоподъемные колеса, здания сложной архитектуры. Существовали царские судоверфи, строившие речные и морские корабли, а также мастерские по изготовлению парусов, канатов, снастей и т. п., оружейные мастерские, монетные дворы и т. д. Ремесленники населяли главным образом города и занимались обслуживанием нужд государства и потребностей рабовладельческой знати в предметах роскоши и в предметах, которые не производились рабами и челядью в домашнем хозяйстве этой знати. Город и деревня были слабо связаны товарообменом. Сельские жители в своем большинстве в свободное от полевых работ время обычно занимались каким-нибудь ремеслом, чаще всего прядением и ткачеством. Кроме того, имелись сельские ремесленники: кузнецы, гончары, плотники и другие специалисты, полностью удовлетворявшие несложные нужды деревни. Правда, встречаются упоминания о деревнях, все жители которых славились как искусные мастера в каком-нибудь ремесле, но это объясняется, вероятно, близостью к месту нахождения исходного сырья и особыми удобствами его добывания: залежами соответствующих глин или руд, наличием лесов с хорошей строевой и поделочной древесиной и т. д. Но основным занятием жителей в этих деревнях оставалось земледелие. Несмотря на преобладание натуральных отношений, торговля была относительно развитой. Торговые сделки, купцы и купеческие караваны упоминаются в литературных источниках очень часто. В основном торговля велась предметами роскоши: дорогими тканями, драгоценными камнями, украшениями, благовониями, пряностями; яз предметов массового потребления наиболее обычным объектом торговли являлась соль. Для транспортировки грузов использовался вьючный скот и колесный транспорт. Большое значение имели водные пути сообщения, в особенности река Ганг. Постепенно развивается торговля с другими странами. Главным портом по торговле с и Египтом был Бхригукачха (современный Броч, у устья Нарбады); торговля с Цейлоном и Юго-Восточной Азией велась в основном через порт Тамралипти (современный Тамлук, в Западном Бенгале). Через всю Северную Индию, от Магадхи до горных проходов на северо-западе, проходила благоустроенная дорога, построенная при Чандрагупте. Она имела не только военно-стратегическое, но большое торговое значение, так как была основной магистралью, связывавшей долину Ганга и Пенджаб с Ираном и Средней Азией. Рост торговли привел к появлению металлических денег. Еще в первые века I тыс. до н. э. в качестве денег использовались куски или связки кусков меди, серебра или золота определенного веса (нишка). В V - IV вв. до н. э. появляются серебряные монеты, называвшиеся каршапана , или дхарана . Возможно, что еще раньше появилась медная монета. Однако простой обмен товаров, видимо, продолжал оставаться важной формой торговли. В империи Маурьев торговля подвергалась строгой регламентации со стороны государства. Специальные чиновники следили за правильностью мер и весов, за порядком на рынке. За мошенничество, за продажу недоброкачественных продуктов и т. п. виновные подвергались наказаниям, чаще всего - денежным штрафам. Торговлей занимался и сам царь; его товарами и от его имени торговали специальные царские служащие, в ведении которых находился целый штат торговцев. Интересно введение в то время царской монополии на торговлю некоторыми товарами: продуктами горных разработок, солью, спиртными напитками. Города Древней Индии эпохи империи МаурьевВ то время в древней Индии насчитывалось большое количество многолюдных, богатых и сравнительно благоустроенных городов. Из наиболее важных городов следует отметить столицу Магадхи Паталипутру (современная Патна), Раджагриху (современный Раджгир), Варанаси (современный Бенарес), Такшашилу (Таксила у древних греков; в настоящее время от города остались только развалины), портовые города Бхригукачха и Тамралипти . Прославленные в “Махабхарате” Хастинапур - столица Кауравов, и Индапрастха столица Пандавов (современный город Дели), а также воспетая в “Рамаяне” Айодхья уже потеряли свое значение. Города в долине Ганга не отличались величественной внешностью. Дворцы богачей строились из дерева и только изредка из кирпича, а жилища бедняков были и вовсе хижинами, поэтому остатков городов сохранилось очень мало. Даже столица Магадхи Паталипутра, имевшая, как утверждает посол Селевка в Индии Мегасфен, в длину около 15 км, а в ширину около 3 км, была окружена стенами с 570 башнями, но и стены и башни были деревянными . Городское управление, взимание пошлин с торговцев и налогов с ремесленников и т. п. было подчинено штату городских служащих. Ремесленники и купцы в городах были организованы по специальностям в корпорации (шрени ). Во главе каждой шрени стоял выборный старшина - шрештхин , отвечающий за своевременное исполнение членами шрени повинностей. Буддизм в империи МаурьевПика могущества, а также наиболее совершенной системы управления государственными делами, индийская Империя Маурьев добилась в правление царя Ашока, который правил примерно в 268 - 232 гг. до н. э.. Идеологической основой разноплеменного государства стал буддизм , который к этому времени доказал свою пригодность в качестве общегосударственной религии. Ашока сам принял буддизм и всячески способствовал его распространению. В 253 г. до н. э. им был созван в Паталипутре буддийский собор, вероятно, первый, потому что предания о двух буддийских соборах в V и IV вв. до н. э. являются малодостоверными. Задачей этого собора было оформить буддизм в единое целое, как в основах вероучения, так и в организационном отношении, сделать буддийскую церковь мощным оружием в руках государства. На соборе были утверждены канонические основы буддизма (религиозная литература, ритуал, единые организационные принципы буддийской общины и т. д.) в том виде, в каком он к этому времени сложился в Индии, а также были обсуждены возникшие к этому времени ереси. Многочисленные предания сохранили воспоминания об Ашоке, как о строителе буддийских монастырей и ступ - сооружений, хранящих какую-либо реликвию, связанную с Буддой. Эти предания утверждают, что Ашокой было построено 84 тыс. ступ. Вследствие обилия буддийских монастырей (вихара , или бихара) за Магадхой в середине века утвердилось название Бихар . Важным историческим событием этого периода являются надписи Ашоки, высеченные на скалах и колоннах. Их сохранилось более тридцати в различных частях Индии. Надписи в форме предписаний царя содержат наставления, выдержанные в основном в духе морали. Кроме того, в надписях подчеркивается необходимость повиноваться властям, слугам царя, родителям и старшим. За выполнением этих наставлений должен был следить специальный штат чиновников во главе с дхармамантрином - советником царя по делам дхармы (“Закона”, в смысле “Закона благочестия” - так обычно называли буддисты свою религию). Для времени Ашоки характерна активизация внешней политики Маурьев. Завязываются более тесные связи с эллинистическими государствами (в надписях Ашоки упоминается о связях с Сирией, Египтом, Киреной, Эпиром), а также с некоторыми государствами Юго-Восточной Азии. В то время широко использовалась практика внедрения за рубежом буддизма. Это усиливало политическое влияние державы Маурьев. Для этого использовались буддийские миссионеры. Они рассылались по инициативе и при поддержке государственной власти далеко за пределы Индии, что привело с III в. до н. э. к распространению буддизма на острове Цейлон, а затем в Бирме, Сиаме и Индонезии. В связи с распространением буддизма возникает монашеская община - сангха - довольно хорошо организованная, с твердой дисциплиной, с монашеской иерархией. В сангху не принимались только рабы; все свободные принимались без различия их общественного положения, но руководящее положение в сангхе занимали выходцы из знатных и богатых семей. Вообще, для такой страны, как империя Маурьев, буддизм подошел как нельзя лучше. У бедноты буддизм пользовался успехом благодаря проповеди духовного равенства всех свободных, а также вследствие демократичности буддийской сангхи. Зажиточных горожан буддизм привлекал тем, что не требовал ни жертвоприношёний, ни обязательного вступления в сангху, ни существенных изменений в образе жизни. Буддийский культ был проще, понятнее, проповедь произносилась на обычных разговорных языках. Бихар — буддийский монастырь времен древней Индии Гибель Империи МаурьевИндийская Империя Маурьев не была монолитным политическим образованием — различные её части были совершенно не похожи друг на друга не по культуре, не по языку. Вдобавок к этому, сильное различие в природных условиях внутренних регионов, приводило и к неравномерному развитию экономики. Именно поэтому, несмотря на все усилия, царь Ашока так и не смог создать единое централизованное государство. Вскоре после смерти Ашоки - в 236 г. - начался и распад империи Маурьев; вероятно, сыновья Ашоки начинают уже делить ее между собой. Последний представитель династии Маурьев, еще удерживавшийся в Магадхе, - Брихадратха был около 187 г. до н. э. свергнут и убит своим военачальником Пушьямитрой , основавшим династию Шунга . Наряду с внутренними причинами, обуславливающими недолговечность государств подобного рода, немалую роль в распаде империи Маурьев сыграли завоевательные походы в Индию греко-бактрийцев и парфян. В начале II в. до н. э. во время правления Деметрия греко-бактрийцами была подчинена долина реки Кабула и часть Пенджаба. Деметрий и его преемники титуловались на монетах как “цари индийцев”. Они совершали грабительские набеги в соседние области Индии. В источниках имеются упоминания о том, что царь Менандр в своих походах в долину Ганга доходил до самой Паталипутры, но подчинить Магадху ему все же не удалось. После распада греко-бактрийского царства на территории Северо-Западной Индии образовалось весьма своеобразное государство со столицей в городе Шакала (современный Сиалкот, в Пенджабе), в котором царями были греки, знать состояла из греков и в значительной мере - из уроженцев Средней Азии, а основная масса населения была индийской. Однако вскоре завоеватели растворились в местном населении, не оставив и следов пребывания в стране. Как утверждают индийские источники, уже Менандр стал буддистом. Его преемники носили чисто индийские имена; монеты, которые они выпускали, имели и греческие и индийские надписи. Около 140 - 130 гг. до н. э. эллинистические государства в Бактрии были разгромлены племенами, входившими в состав мощной конфедерации массагетов в Средней Азии, которых в исторической литературе обычно называют китайским наименованием - юэчжи . В конце II - начале I в. до н. э. эти племена, вторгшиеся в Индию и называвшиеся здесь шаками, или саками, подчинили себе большую часть Северо-Западной Индии, а возможно - даже часть Центральной Индии. В начале I в. н. э. часть Северо-Западной Индии оказалась подчиненной парфянам. Здесь возникло крупное государство со столицей в Таксиле, независимое от Парфии или зависимое только номинально. Известно, что парфянский титул сатрапа еще в I - II вв. н. э. носили некоторые правители мелких государств в Западной и Центральной Индии. Находились ли они в какой-либо зависимости от парфянских царей - утверждать с уверенностью невозможно. Некоторые мелкие государства, в основном в Центральной Индии, управлялись царями, которые считали себя потомками шаков. Такое положение сохранялось вплоть до IV в. н. э. Древняя Индия: династии, империи, правление Индии.
Пять тысяч лет назад на северо-западе Индии (в Хараппе и Мохенджо-Даре) жизнь уже била ключом, строились города, торговцы торговали, ремесленники производили изящные и полезные вещи, работники культуры развлекали трудовой народ. Вся остальная территория Индии была пустынна: редкие племена пребывали в каменном веке, а на месте современных мегаполисов и прибрежных курортов находились болота и непроходимые джунгли. Прошла тысяча лет - предки современных индийцев стали потихоньку осушать болота и прорубаться через девственные леса. Ведь наступил железный век, и люди научились добывать руду, производить железо и мастерить из него инструменты. За следующие пятьсот лет практически вся долина Ганга была освоена и заселена. Отдельные общины и мелкие государства враждовали между собой за доступ к главной водной артерии, пока не были объединены (путем захвата, разумеется) правителями Магадха. И вовремя! В четвертом веке до новой эры на территорию Индии вторгся Александр Македонский. Он довольно легко захватил окрестности Инда, но земли на берегах Ганга ему не дались. Индийская контрпропаганда сработала четко и эффективно: слухи об огромных армиях и тысячах свирепых боевых слонов, заставили македонское войско перейти к открытому неповиновению своему предводителю - Александру пришлось смириться и отступить в Персию. Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография Первая индийская империяПосле отступления Александра Великого власть в Мадагхе была захвачена Чандрагуптой Маурьей в результате кровавого сражения, в котором принимали участие миллион человек, сто тысяч лошадей и десять тысяч слонов. Так образовалась первая индийская империя - империя Маурьев, простирающаяся от Аравийского моря до Бенгальского залива. На закате жизни Чандрагупта отказался от трона, предался добровольному голоданию в духе джайнистких аскетических традиций, отчего и умер. На месте его смерти до сих пор возвышается храм. Правление АшокиИмперия росла и развивалась, товары перевозились по безопасным дорогам и рекам, дипломатические связи с соседями позволяли поддерживать мир в регионе. Наступила эпоха процветания, высшей точкой которой стало правление Ашоки, который подчинил еще немного территории и активно распространял буддизм на подведомственных землях. Как прогрессивный монарх Ашока запретил принудительные работы, строил университеты и больницы, боролся за сохранение окружающей среды и редких видов животных. Через полвека после смерти Ашоки империя Маурьев пала. Во время парада последний царь Маурьев был злодейски убит военачальником Шунга, который провозгласил себя родоначальником новой династии. Начались преследования буддистов, разрушения храмов. К счастью власть Шунги продержалась сравнительно недолго. Греки и скифыДинастия пала и на территории Индии возникло индо-греческое царство. На протяжении следующих двух столетий (180 год до н. э. - 10 год н. э.) в Индии правили греки. Их смела волна пришедших с севера скифов - возникло индо-скифское царство, просуществовавшее до тех пор пока его не сменило Кушанское царство. Кушанское царствоПервый кушанский правитель Куджула Кадфиз скромно именовал себя царем царей. Его сын продолжил папины завоевания, и в результате империя захватила территории современного Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Караваны пряностей, драгоценных камней, сахара и слоновой кости двигались по суше в Рим и Китай. Морские торговцы доплывали на своих кораблях до Александрии. Таможня стала существенным источником дохода. Строились города, а городские обычаи и привычки распространялись и на сельскую местность. Буддизм, поддерживаемый властями, стал наиболее популярной религией. Империя просуществовала до третьего века новой эры, а потом потихоньку начала распадаться. 1. Много богов и много народов. 1. Что влекло в Индию купцов и завоевателей? Какие особенности Индии могли способствовать успеху завоеваний? Купцов и завоевателей влекли в Индию её сказочные богатства. Успеху могло способствовать раздробленность Индии на ряд многочисленных народов и государств. 2. Какие религии соседствовали на территории Индии? Какая из них была наиболее древней? Почему буддизм, возникший в Индии, распространился далеко за её пределами? На территории Индии соседствовали индуизм, буддизм и даже христианство и зороастризм. Самой древней религией был индуизм. Буддизм распространился за пределы Индии благодаря буддийским монахам, а также доступности религии, которая утверждала, что все равны и каждый человек сможет разорвать колесо перевоплощений. 2. Индия во времена Гуптов. 1. Вспомните, о каких открытиях и изобретениях древних индийцев вам известно из истории Древнего мира. Чем можно объяснить успехи науки и искусства во времена Гуптов? Достижения древних индийцев: Математика – современные цифры и алгебра. Медицина – очистительные мероприятия, определение состояния человека по пульсу, по температуре тела. Изобретены медицинские инструменты – зонды, скальпели. Шахматы – игра, которая тренирует ум и развивает стратегические способности. Они синхронизируют полушария мозга, способствуют его гармоничному развитию. Успехи в науке и искусстве во времена Гуптов можно объяснить тем, что две трети Индии были объединены в единое государство и таким образом был установлен мир, хоть и кратковременный. 2. В чём вы видите причины распада державы Гуптов? Основной причиной распада империи Гуптов стало то, что в нее входили разные народы, которые разговаривали на разных языках и не могли сплотиться между собой. К внутреннему разнообразию добавились регулярные нападения кочевников. 3. Вторжение мусульман и появление Делийского султаната. Как вы думаете, что затрудняло мусульманские завоевания в Индии, а что способствовало им? Затрудняло завоевания Индии географические условия страны, ее изрезанность горами и джунгли, которые мешали передвигаться войску. Также затрудняло завоевание то, что жители Индии исповедовали иные религии, чем завоеватели. Способствовало мусульманским завоеваниям в Индии междоусобные войны княжеств. 4. Конец Делийского султаната. Как мусульманские завоевания изменили карту средневековой Индии и жизнь её населения? В результате мусульманских завоеваний было создано единое государство – Делийский султанат, который был уничтожен Тимуром. Мусульмане ухудшили жизнь местного населения. Выгодная торговля на севере Индии почти целиком перешла в руки мусульманских купцов и султанских чиновников. Лучших ремесленников приписывали, даже против их воли, к дворцовым мастерским. Тимур и вовсе увел из Индии лучших мастеров для украшения своей столицы – Самарканда. Вопросы в конце параграфа. 2. С помощью дополнительных материалов подготовьте сообщение об искусстве и науке в средневековой Индии. В эпоху Средневековья в Индии были созданы благоприятные условия для развития образования и науки, в частности математики, астрономии, медицины. Индийские математики применяли оригинальную десятичную систему счёта, которая с арабами впоследствии попала в Европу. Отсюда и название - арабские числа Высокого уровня достигла астрономия. Учёные научились точнее определять место размещения планет, измерять время и т. п. Некоторые индийские астрономы были известны далеко за пределами страны. Огромные знания были накоплены и в медицине. При лечении болезней применяли водные процедуры, лечебные травы, придерживались здорового способа питания. Тогда же был составлен справочник лекарственных растений. В буддийских монастырях изучали древние рукописи и создавали новые. За знаниями сюда сходились сторонники буддизма со всех уголков Азии. Так монастыри превращались в своеобразные университеты. Наиболее популярной среди таких школ была Наланда. Множество азиатских правителей выделяли средства на её развитие. Поэтому обучение здесь было бесплатным. Ученики и учителя получали всё необходимое для проживания, в том числе и жильё, медицинскую помощь и др. Гордостью Наланды была уникальная библиотека, в которой работало много переписчиков. Можно утверждать, что это был настоящий просветительский центр мирового буддийского сообщества. К сожалению, Наланда не сохранилась до наших дней - знаменитую школу безжалостно уничтожили мусульмане ещё в конце XII в. Снискала признание также индийская литература. Эпические, лирические и драматические произведения писали санскритом литературно обработанным древнеиндийским языком. Однако для большинства населения он был непонятен. В эпоху Гуптов жил и творил талантливый поэт и драматург Калидаса. В центре его произведений - человек, его мировоззрение, беды и радости на жизненном пути. Всемирно известная пьеса Калидасы «Шакунтала» переведена на много языков мира. В ней романтически и возвышенно изображена искренняя любовь раджи и простой девушки. Постепенно санскритская литература приобретала подчеркнуто изысканный, придворный характер. Литературные произведения начали писать и народными языками. Это была преимущественно эпическая поэзия, что возвеличивала мужественную борьбу раджпутов с мусульманами. Отдельную группу составляли произведения религиозно-мифологического направления, в основу которых легли сюжеты индуизма. С X в. санскрит становится в основном языком науки. Особая роль в Индии отводилась театру. Он был двух типов. У знати был свой придворный театр. Другой, народный театр масок и кукол, работал под открытым небом. Актёры давали представления с музыкой и ганцами. Каждое движение имело определённое значение. На овладение секретами э того искусства уходили иногда годы. Ещё в период правления Гуптов значительного расцвета достигла архитектура и скульптура. Особенно удивляют пещерные храмы. Самым известным среди них является пещерный буддийский храм в Аджанте. Это комплекс из вырубленных в скале 29 пещер. В нём органически переплелись искусство архитектуры, скульптуры и живописи. Поражает, что в пещерном полумраке краски как-то странно излучают свет. Их состав не разгадан и ныне. Среди основных сюжетов - сцены из жизни Будды, иллюстрации к священным текстам, а также многообразные декоративные рисунки животных и растений. К шедеврам аджантских пещер принадлежит и галерея женских портретов. Ещё более величественным является архитектурный комплекс в Элуре, который был сооружён в V-VIII вв. Он имеет 34 зала и галереи. Насаждение ислама изменило развитие культуры Индии. Больше всего это повлияло на скульптуру и живопись, ведь мусульмане запрещали изображать людей и животных. Вместо этого распространились растительный орнамент, мозаика, а монументальная архитектура достигла настоящих высот. Появились огромные арки, купола, своды. Среди них построенный в XIII в. уникальный минарет Кутб-Минар в Дели. Это самая высокая в мире (выше 70 метров) башня времен Средневековья. Шедевры индийской культуры являются частью мирового культурного достояния человечества. Вопросы к дополнительному материалу. 1. Какие дела могли привести Афанасия Никитина в Индию? Если затрудняетесь с ответом, обратитесь к его сочинению. Я думаю, что Афанасия Никитина привела в Индию торговля и желание приобрести индийских товаров (тканей, приправ, украшений и т.д.) 2. С чем, хорошо знакомым и себе, и читателю, сравнивает автор то необычное, что он увидел в Индии? Место, где у индусов находится храм, А.Никитин сравнивает с Иерусалимом, сам храм сравнивается с Тверью, а верховного идола сравнивает со статуей Юстиниана. 3. Вспомните, где стояла статуя Юстиниана I, о которой вспоминает Афанасий Никитин. Статуя Юстиниана I находилась в Константинополе. Правильно А.Никитин понял чему посвящены двенадцать венцов вокруг храма-бутханы, а вот верховного идола он просто описал, не понимая, почему он имеет обезьяний облик, почему перед идолом находится бык и ему поклоняются. | Подборка по базе: Римская империя.docx . 1. Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии? А. Империя Маурьев. В. Империя Юстиниана. С. Империя Александра Македонского. D. Империя Хаммурапи. наказанию с лишением свободы. D. Такое лицо должно быть предано смерти 6. Ростовщик Тарба заключил договор с 12 - летней Саггой о продаже ему дорогого браслета, подаренного той родителями. Родители Сагги потребовали возвращения браслета, но ростовщик отказался. Как разрешается этот спор согласно законам Ману? А. Родители не имеют право требовать назад проданную вещь. В. Родители имеют право выкупить браслет. С. Родители могут требовать возвращения браслета, только в случае, если Сагта заключала договор без их согласия. D. Договор признается недействительным , браслет должен быть возвращен. 7. На чем основывалось содержание Законов Ману. А. На законах царей. В. На обычае. С. На моральных нормах. D. На записях решений судов. 8. Вор совершающий кражу ночью, по Законам Ману должен быть: А. Возместить ущерб и быть подвергнутым телесному наказанию. В. Казнен. С. Степень наказания определяется его происхождением. D. Заплатить штраф и возместить причиненный ущерб. 9. По какому принципу делилось общество в Древней Индии? А. По административно-территориальному принципу. В. По принципу деления общества на рабов и рабовладельцев С. По варно-кастовому принципу. 10. Ответственность, которую брахманы несли за убийство: А. Несли покаяние. В. Платили штрафы. С. Их приговаривали к смерти. 11. Обряд «сати» означал: А. Акт самосожжения вдовы. В. Процедуру развода. С. Вступление брахмана в возраст совершеннолетия. 12. «Единожды рожденные» по Законам Ману признавались: А. Вайшии. В. Шудры. С. Кшатрии. 13. Не входили в варны Древней Индии: А. Брахманы. В. Чандалы. В. Кшатрии. 14. Какие варны были «дваждырожденными»: А. Брахманы. В. Шудры. С. Кшатрии. D. Вайшьи. 15. Варны и касты это было одно и то же? А. Да. В. Нет. 16. Кто участвовал в управлении государством: А. Раджа. В. Ареопаг. С. Паришад. D. Гэлиэя. 17. Какие обстоятельства, смягчающие ответственность выделяются в Законах Ману: А. Пролом в стене дома. В. Ночная кража. С. Ребенок совершил кражу. D. Особо крупный размер. С. Состояние душевного смятения. 18. Имела ли жена право на развод: А. Да. В. Нет. 19. Какому наказанию подвергались брахманы: А. Смертная казнь, но она может откупиться. В. Штраф. С. Затравить собаками на многолюдной площади. D. Позорящие наказания. 20.Как назывались древнеиндийские правовые сборники: А. Судебники. В. Древнеиндийские Правды. С. Дхармашастры. А) институт собственности: (способы приобретения права собственности, формы собственности, ограничение использования собственности , способы утраты права собственности, способы защиты права собственности); Б) институт обязательства: (понятие обязательства и договора, условия действительности договора, роль государства в обязательственных отношениях, виды договоров, расторжение договоров); В) брак и семья: (черты брака, условия заключения брака , права и обязанности супругов, условия расторжения брака, правовое положение детей, порядок наследования имущества); Г) преступление и наказания: (понятие преступления, классификация преступлений, цели и виды наказаний); Д) суд и судебный процесс: (судебные институты, основания возбуждения процесса, вид процесса, права сторон, доказательства, обжалование решений).
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Квадратичная функция Сдвиг функции по оси х |
Новое
- Состав и строение земной коры Горные породы по группам
- Характеристика планет земной группы
- Прилагательные в английском языке Многосложные прилагательные в английском языке примеры построения
- Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Викинги. Ирландская сага Скандинавские саги читать онлайн
- Святополк I (князь Великой Моравии) Святой ростислав князь моравский
- Михаил Ланцов Смерть Британии!
- Том Сойер - обычный ребенок из благополучной семьи
- Алексей Кириллович Разумовский
- Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г
- Критерий согласия Пирсона (критерий хи-квадрат)