Главная - Здоровье
Как ориентировались викинги днем и ночью. О методах навигации викингов. Другое дело — походы по открытом морю и океану

Международная научная группа собрала свидетельства того, что викинги могли использовать методы «поляриметрической» навигации.

Викинги, опытные судостроители и мореплаватели, совершали длительные морские походы в Северной Атлантике. Один из важнейших морских путей того времени соединял современный Берген с южной частью Гренландии и пролегал в районе 61-го градуса северной широты. Определять направление на географический север в таком путешествии им помогало оригинальное навигационное устройство — деревянный диск с засечками и гномоном.

Если Солнце скрыто облаками или туманом, устройство, гномон которого должен отбрасывать тень, становится бесполезным. Ориентироваться по звёздам в условиях полярного дня викинги тоже не могли, а магнитного компаса у них не было.

Часть деревянного навигационного диска с отметками, найденного на юге Гренландии.
Левая половина прибора отсутствует. (Иллюстрация из журнала Philosophical Transactions of the Royal Society B.)


Поскольку в Северной Атлантике Солнце довольно часто пропадает из виду на несколько дней, датский археолог Торкильд Рамскоу (Thorkild Ramskou) ещё в конце 60-х годов прошлого века предположил, что в пасмурные дни мореходы использовали в навигационных целях кристаллы с двойным лучепреломлением. Свет, проникающий сквозь атмосферу Земли, становится частично линейно поляризованным, а кристалл играет роль поляризатора, который викинги могли «откалибровать», заметив, в каком положении участок ясного неба при наблюдении через кристалл представляется наиболее ярким, и обозначив, какую позицию занимает при этом Солнце. Подготовленный таким способом прибор давал возможность вычислить положение скрытого Солнца.

Многие учёные отождествляют двоякопреломляющий кристалл с «солнечным камнем» (sólarsteinn), описание которого даётся в сагах. В одной из них Святой Олаф просит Сигурда сказать, где находится Солнце, после чего берёт «солнечный камень» и определяет положение «невидимого» (а погода стояла облачная и снежная) светила самостоятельно, подтверждая правоту Сигурда. Материалом для «солнечного камня» могли служить исландский шпат, прозрачная разновидность кальцита, кордиерит или турмалин.

Стоит заметить, что поляриметрический прибор схожего принципа действия, разработанный в 1948 году, использовали в навигационных целях пилоты SAS. Природные способности к ориентированию на местности с учётом поляризации солнечного излучения обнаружены у медоносных пчёл Apis mellifera и многих других членистоногих.

Исландский шпат (фото с сайта Nbii.Gov).

Описанная гипотеза элегантна и проста, а достойных альтернатив у неё нет. В то же время экспериментальной информации, подтверждающей её истинность, не хватает; авторы обзорной статьи в новом номере журнала Philosophical Transactions of the Royal Society B постарались обобщить все имеющиеся данные, бóльшую часть которых они собрали сами.

Один из первых опытов, проведённый в 2005 году, показал, что утверждения скептиков, считавших человека способным безо всяких приборов точно определить положение Солнца в пасмурный день, безосновательны. Исследователи сделали несколько фотографий облачного и сумеречного неба с помощью объектива типа «рыбий глаз» с полем обзора в 180?, а затем предложили добровольцам указать, где находится Солнце. Как оказалось, в сложных случаях люди делают очень существенные ошибки; разумеется, опытные навигаторы прошли бы такой тест с лучшими результатами, но даже они не достигли бы нужной точности.

В двух других экспериментах исследовалась возможность использования методов «поляриметрической» навигации в условиях тумана или сплошной облачности. При наблюдении неба с борта шведского ледокола Oden и с территории Венгрии учёные установили, что поляризационная картина в целом повторяет ту, которая устанавливается в солнечный день. Однако просветы в облачности викингам всё же были необходимы: если небо полностью затянуто облаками, заметить потемнение его участка при повороте кристалла чрезвычайно сложно.

Известно, что спустя 10 лет, после «открытия» Исландии, она быстро заселяется переселенцами.
Из Норвегии до мыса Нордкап в Исландии, при попутном ветре переход занимал всего неделю. Но и для такого перехода требовалось хорошее знание навигации. В конце X века викинги стали путешествовать ещё дальше, в Гренландию. С западного побережья Исландии до Гренландии всего 4 дня плаванья.
Для ориентирования в открытом море, необходимо уметь определять направление и местоположение корабля. Определить направление можно по Полярной звезде или по Солнцу. Но ориентироваться по звездам во время длительного лета, когда Солнце не заходит за горизонт по полгода было затруднительно. Скандинавы умели находить направление ориентируясь по Солнцу. Особенно важно было направление восхода и заката.
Знали ли викинги компас, доподлинно не известно, археологических подтверждений найдено не было. В сагах упоминается о «солнечном камне». Согласно легендам, такой камень был у короля Олафа II Святого, короля Норвегии с 1015 по 1028 годы. Используя «солнечный камень» он умел определять положение Солнца в непогоду. Существует мнение, что именно исландский шпат является легендарным «солнечным камнем» викингов, с помощью которого они ориентировались по солнцу в облачную погоду. При вращении кристалла можно обнаружить точку, где сходятся лучи, разделенные из-за двойного лучепреломления; именно в этом направлении и находится солнце. Современные ученые считают, что «солнечный камень» это небольшая дощечка, на которой закреплен магнитный камень. Возможно, эту технологию викинги привезли из Китая, где компас был изобретен ещё в 250г. н.э.. Подтверждения того, что викинги или были сами в Китае или встречались с Китайцами в других Торговых центрах были найдены при раскопках в г. Бирка (Швеция), где была найдена статуя Будды V века.
Но знать направление в открытом море это только половина успеха, также необходимо уметь определять и положение самого корабля. Для этого необходимо было найти широту и долготу. Географическую широту можно определить по высоте Солнца, когда оно находится в зените. Для этого, как говорят саги, викинги использовали солнечную доску (solbrädt). Доска была полукруглой и имела деления. Однако, археологи так и не смогли найти подтверждений существования такой доски.
Определить долготу в эпоху викингов можно было только по пройденному расстоянию. Так как викинги в основном плавали в Северном море, с востока на запад и обратно, то это не вызывало особых трудностей. Переход из Норвегии в Исландию и дальше в Гренландию облегчало то, что город Берген имеет примерно такую же широту, что и мыс Фарвель на южном берегу Гренландии. Поселения викингов в Исландии всего на 4° севернее широты Бергена. Следовательно, для плаванья в Исландию и Гренландию викингам было достаточно определять широту, что бы не сбиться с курса и не уйти южнее или севернее. Конечно, длительные морские переходы в раннем средневековье были опасны и не всегда путешественники достигали своих целей. Даже достигнув берега, зачастую сбившись с курса скандинавы ориентировались по прибрежной линии, что бы найти необходимый город или бухту. Но плаванье в прибрежных водах таит множество опасностей, особенно во время шторма или тумана. В сагах рассказывает множество печальных случаев, когда герои достигнув береговой линии, разбивались о прибрежные скалы. Навигационный сезон викинги начинали летом, при ясной погоде, когда в Северной Европе главенствую антициклоны.

На протяжении многих десятилетий ученые пытались разгадать тайну навигации викингов, которые, как известно, могли переплывать на довольно продолжительные расстояния. Они нередко плавали от Норвегии до Гренландии, не сбиваясь с курса и тратя на это сравнительно немного времени. Конечно же, возможно, такие маневры им удавалось производить благодаря компактным кораблям драккарам, которые плавали быстро и хорошо держались на воде. Но ходят легенды, что у скандинавских мореплавателей имелись специальные навигационные приспособления, такие как «солнечные камни». Секреты их создания и использования не удалось разгадать и по сей день.

Диск Уунарток

Никакой навигации сравнительно современного магнитного типа в те времена и быть не могло. Мореходы полагались на волю Земли, надеясь на хорошую погоду и правильно выбранный курс. Они ориентировались на положение светила, звезд, луны и тому подобное. И только северные моря, не отличающиеся мягким климатом, были настоящим испытанием для покорителей. Каким же образом викинги, которые постоянно сталкивались с этими морями, ориентировались в них?

В 1948 году был найден особый артефакт – диск Уунарток с интересными отметками. Согласно легендам, викинги использовали его в качестве компаса, сочетая с неким чудодейственным «solstenen» - «солнечным кристаллом».

В записях, которые производились в эпоху викингов, нередко можно встретить информацию о диске Уунарток. О нем писали, что этот прибор отличается невероятной точностью, несмотря на незамысловатую конструкцию. Самое интересное, что в те времена подобные технологии приравнивались к колдовству. Как человечество тогда могло изобрести столь высокотехнологичный прибор?

Известно, что в христианском мире 9-11 веков викингов считали грязными и отвратительными язычниками. Все остальные народы думали, что у этого народа, не имеющего даже государства, не может быть ничего примечательного. Оказалось, что это далеко не так.

Ученые, исследовавшие диск Уунарток, предположили, что это изделие представляет собой некое подобие солнечных часов с пометками, которые соответствовали сторонам света. Также в центральной части диска имелось специальное отверстие - «гномон». Проходящий через него свет сверяли с отметками на диске, после чего определяли, в каком направлении движется судно.

Практические эксперименты с диском проводил сотрудник университета Отвоса, расположенного на территории Будапешта, Г. Хорват. Он определил, что если держать диск в ясную погоду в определенном положении, то тень от его «гномона» будет попадать на одну из отметок. Сравнив ее с отметками на компасе, Хорват понял, что прибор викингов был поразительно точным – его погрешность не превышала 4⁰. Таким образом, используя его правильно, действительно можно было ориентироваться.

Следует отметить, что в своем докладе Хорват сообщал некоторые особенности. Диск оказался максимально эффективным только в период с мая-месяца по сентябрь, и только на широте 61⁰. Исходя из этого, можно предположить, что древним компасом викинги пользовались только летом, когда совершали максимальное количество походов. Единственное, что не смог разгадать Хорват, это тайна «солнечного камня».

«Солнечный камень» в мифологии

Очень долго ученые спорили о правдоподобности легенд про навигацию викингов, в которых указывался некий «солнечный камень». Скептики говорили, что ним являлся обыкновенный магнитный железняк. «Солнечному камню» приписывали магические способности: он мог вызывать солнце и издавал яркое свечение.

Археолог Т. Рамскоу из Дании в 1969 году выдвинул теорию, что волшебный камень викингов необходимо искать среди известных ныне кристаллов, которые имеют поляризующие свойства. Ученый приступил к изучению всех возможных минералов, располагающихся на территории Скандинавии. В итоге он выбрал троих претендентов на главную роль чудодейственного «solstenen»: турмалин, исландский шпат и иолит. Все эти кристаллы могли использоваться викингами. Оставалось загадкой, какой именно из вышеперечисленных был «solstenen».

Корабль елизаветинской эпохи пролил свет на поиск настоящего «solstenen» в 2003 году

В 1592 году недалеко от норманнского острова под названием Олдерни затонул кораблю елизаветинской эпохи. Место крушения обнаружили в 2003 году, после чего стали его детально изучать. В капитанской каюте затонувшего судна нашли кусок прозрачного материала, который, как потом выяснилось, был исландским шпатом.

Данная находка заставила ученых вновь задуматься о «солнечном камне», о котором на время вообще забыли. Исследователи Г. Ропар и А. Лефлох решили возобновить эксперименты по созданию «solstenen», используя в качестве основного материала шпат исландского происхождения. Результаты своих экспериментов они опубликовали в 2011 году. Их открытие поразило весь научный мир.

Оказалось, что функции «solstenen» основывались на преломлении лучей, которое описывалось еще в семнадцатом веке датским ученым Р. Бертолином. Свет, проникающий минерал, расщеплялся на два луча. Эти лучи имеют различную поляризацию, поэтому яркость изображений на противоположной стороне камня была тоже различной и зависела от поляризации исходного света. Проще говоря, чтобы вычислить положение Солнца, необходимо было менять положение минерала до тех пор, пока изображения на обратной его стороне приобретут одинаковую яркость. Данный метод эффективен даже в пасмурную погоду. Исходя из этого, можно предположить, что исландский шпат действительно мог служить викингам навигатором, причем максимально точным.

Первые столкновения между викингами и франками относятся к 834 году и происходят близ Дорестада во Фризе. Викинги разрушили Дорестад, важный порт на притоке Рейна. В 844 году большой отряд викингов вошел в русло Сены. Руан пал первым и был полностью разграблен. Следующая попытка захвата возобновилась через пять лет, но тут уже сто двадцать кораблей «северных бродяг» пошли дальше и осадили Париж. Осада города длилась много месяцев и перед Пасхой 846 года Париж был взят. Карл Лысый заплатил викингам 7000 ливров серебра в надежде, что они снимут осаду, но викинги обманули короля, лишь отсрочив новый набег до следующей весны. С каждым набегом дань увеличивалась и перепуганным французам ничего не оставалось, как исправно платить ее. Возглавлял войско викингов Бьон Железнобокий сын Рагнара Мохнатые Штаны, погибшего в змеиной яме.

Длинная жалоба монарха Эрментариуса, написанная в Нормутье, как две капли воды похожа на жалобы его английского собрата: «…Их становилось все больше и не было им конца. Везде, где они появлялись, христиане уничтожались, города грабились и сжигались. Они захватили все города, бывшие на их пути: Руан, Париж, Бовэ, Мо. А еще Шартр, Эвре, Бийе».

Первые походы на Руан были предприняты знаменитым Роллоном, чья статуя до сих пор стоит в саду мэрии Руана. Роллон имел прозвище Путника, так как из-за огромного роста и веса ни одна лошадь не выдерживала его. Он относился к числу родовитых викингов и одним из первых принял христианство в 911 году. В 922 году король Карл Простак передал ему во владение всю Нормандию. При нем Нормандия стала процветающей страной.

Нельзя не сказать, что в музее города Байе в Нормандии по сей день можно любоваться «Гобеленом из Байе», где на семидесяти метрах изображены пятьдесят восемь сцен из жизни викингов. Гобелен относится к XI веку и очень подробно иллюстрирует жизнь викингов. Его уникальность в том, что до нас почти не дошли изображения бесстрашных бродяг.

Викинги были не просто людьми, связанными с морем, искусными кораблестроителями. Можно сказать, что они, как сказочные кентавры, являли собой полное единение с кораблями, на которых плавали. Корабль составлял часть их жизни, культуры и даже смерти. Ни один народ в Европе не выбирал себе усыпальниц под парусами. Даже в загробный мир викинги отправлялись на любимых судах.

В Европе VIII-XI веков они были непревзойденными мореплавателями. Строили корабли различных видов: для речной навигации, для навигации во внутренних морях, военные корабли, транспортно-грузовые, а также корабли типа «кнарр» для массовой иммиграции с семьями, домашней утварью и скотом. Только это судно было приспособлено для длительных путешествий.

Как ориентировались викинги в море, не зная ни , ни хронометра? Так, как те, кто сроднился с морской стихией. Все служило им подсказкой. Они в прямом смысле плавали в морях как «рыбы в воде». Глубина и температура воды показывали местонахождение их судна. Викинги умели ориентироваться по луне, солнцу и звездам. Все виды морских животных, птиц и рыб служили им путеводителем. Знаменитые вороны викингов увековечены в их сагах. Если ворон возвращался, значит, земля была еще далеко, вблизи берега отважные мореплаватели ориентировались по айсбергам и скалам. Плавание в основном осуществлялось с апреля по октябрь по той простой причине, что погода в это время года довольно стабильна, с запада дует не очень сильный ветер, а ночи довольно светлы, так что в небе хорошо видна путеводная Полярная звезда.

До сегодняшнего дня были найдены двенадцать кораблей. Из них пять в 1962 году в Дании: два военных судна, одно рыболовное, маленькое торговое судно, один большой корабль типа «кнарр». Сразу после извлечения из воды их поместили в специальные ангары, где постоянно поливали водой, чтобы они не потрескались, резко поменяв стихию, а затем постепенно, доска за доской, отреставрировали. У нас есть уникальная возможность лучше ознакомиться с кораблем «кнар» под названием «Реде Орм». Он возил товары для продажи в Европе: китовые клыки моржа, мех белого медведя и даже живых медвежат, которых в те времена модно было держать при королевских дворах в Европе. Размеры судна достигли примерно 16,3х4,5х:2 м. Корпус был сделан из сосны, весла – из дуба или липы. Некоторые доски оказались заменены другими из южных пород деревьев, что говорит о длительности пути. Предполагаемая площадь полотна паруса около 100 кв. м., водоизмещение 15-20 тонн, Кнарр выглядел просто гигантским монстром среди суденышек, предназначавшихся для плавания по рекам, и приводился в движение сильным ветром. Штурвал располагался на третьей палубе и мог фиксироваться в одном положении.

Умение викингов использовать течение делало их суда очень быстроходными. Они могли делать до 120 морских миль в день. Парус был невысоким и широким, как правило, шерстяным, полосатым, красно-белым. Известно, что викинги-навигаторы наносили на свои карты все особенности берегового рельефа, и карты их были очень точны. Лоциями «северных бродяг» мореплаватели всего мира пользовались аж до XIX века.

Во всем, что касается викингов, вопросов всегда больше, чем ответов. Мы не знаем: на что походили торговые суда шведских викингов, какими были их военные корабли, что собой представляли неглубокие погребальные корабли, перевозящие знатных викингов в Вальхаллу, царство мертвых. Но мы знаем имена кораблей: «Длинный змей», «Морская птица», «Идущий по волнам».

Сенсацией стала находка древних кораблей на берегу фиорда Осло в 1890 году. Это вдохновило наших современников на попытку воспроизведения кораблей викингов и повтор их экспедиций.

Что может лучше рассказать о народе или отдельном человеке? Конечно природа, которая его окружает, культура и, как ни странно, смерть. Обычаи, связанные с погребением. И в этом случае викинги явили себя поэтами и оригиналами, потому что они погребали своих сограждан на кораблях. В 1880 году в Норвегии, в Гокстеде, археологами был обнаружен погребальный корабль викингов. Время его постройки можно отнести к 850 году. Прослужил он где-то с полвека, а потом успокоился навеки вместе со своим драгоценным грузом. Тело короля покоилось внутри небольшой деревянной комнаты на палубе. Корабль был наполнен имуществом, так как, по верованиям викингов, в загробном мире покойному могло пригодиться все, чем он пользовался в земной жизни. Шесть преданных собак, двенадцать лошадей и павлин отбыли в «царство мертвых» вместе с хозяином.

Еще один погребальный корабль был обнаружен в 1903 году тоже в Норвегии. На нем была похоронена королева с целым мебельным гарнитуром и разнообразной кухонной утварью. За знатными викингами часто добровольно следовали и их слуги, чтобы прислуживать своим господам за гробом, когда те захотят перекусить или прогуляться по саду. Для умерщвления слуг существовала старуха, называемая «ангелом смерти». Давая испить верной рабыне какое-то наркотическое питье, старуха душила девушку и укладывала тело рядом с вождем.

Надо сказать, что из загробного мира викинги постоянно “шастали” на землю, встречались и проводили ночи со своими женами, отрывали запрятанные при жизни сокровища, устрашали врагов и вообще всячески вмешивались в земные дела.

Через три бурных столетия после 1100 года повсеместно наблюдается закат деятельности «вечных скитальцев». С 1300 года в Гренландии начинается значительное похолодание климата. Те викинги, что обосновались там, страдали от долгой зимы, голода и воинственных эскимосов. В Исландии и Норвегии в это же время их собратьев буквально выкашивала чума, а родная Скандинавия утратила былое могущество в Европе, и ей было не до помощи разбросанным по миру соотечественникам. Последний след, записанный в книге викингов Гренландии, относится к 1408 году. Это брачное свидетельство. Ну что ж! Викинги и тут удивили мир своей оригинальностью.

Жил человек по имени Торвальд. Виновный во многих преступлениях на родине, Торвальд со своим сыном покинул Норвегию. Сына его звали Эйрик Торвальдсон, или Эйрик Рыжий, прозванный так за цвет волос и буйный темперамент. Это был человек неуемной энергии и к тому же еще своевольный. Ослушание грозило смертью. И тогда Эйрик Рыжий решил искать страну, которую видел Гунбьерн, сын Ульфа, когда блуждал к западу от Исландии в 981 году.

В течение трех лет, таков был срок изгнания, Эйрик Рыжий исследовал гренландские берега для будущих поселений. Облюбованные участки земли он назвал Гренландией («Зеленая Земля»). В «Книге земледельцев» сказано: «он полагал, что люди будут стремиться в страну с красивым названием». Гренландия – последнее пристанище викингов. А больше про эту историю мы ничего не знаем.

То, как ориентировались древние жители Скандинавии — викинги, в открытом море, в высоких широтах, где солнце во время полярного дня не садится месяцами за горизонт, давно является предметом догадок, ученых споров и предположений, а также фольклора. И действительно, каким образом, без магнитного компаса, без других навигационных приборов, без возможности ориентирования по звездам, которую имели, например, арабские или европейские мореходы, можно было не только открывать новые земли, но и возвращаться обратно на суровую, но такую любимую родину, даже после зимовок в чужих краях?

Последние открытия, вкупе с исследованиями и экспериментами ученых, показывают, что викинги, скорее всего, использовали в своих походах для ориентации солнечные часы и «солнечный камень».

Таинственный артефакт

В 1948 году в руинах бенедиктинского монастыря в Уунартоке (Гренландия) археологи обнаружили таинственный деревянный артефакт. Местность Уунарток до 10 века была населена викингами. Артефакт полукруглой формы имел зигзагообразную гравировку в виде насечек по периметру. Если к артефакту приставить симметричную вторую часть, то этих вырезов было бы ровно тридцать два, что совпадает с количеством делений на современном компасе, румбов. Еще несколько линий были нацарапаны внутри.

Некоторые скептики утверждают, что это просто бытовое украшение, но большинство исследователей думает, что это и есть пресловутый солнечный компас викингов. Последние даже проверяли его действие на борту точной копии корабля викингов. Однако навигационные линии были неполными и прибор, соответственно, не очень подходил для определения севера. Не вдаваясь в технические подробности, можно сказать, что погрешность при этом была существенной и привела бы к долгому плаванию в неверном направлении, что в условиях северных морей не просто опасно, а смертельно.

Ученые из университета города Будапешт под руководством Берната Балаша выдвинули свою гипотезу о том, что находка имела более сложную конструкцию и только в таком виде могла успешно применяться для навигации. По их мнению, конструкция состояла из двух гномонов (часть солнечных часов, по тени от которой определяется время). Первый, более короткий и широкий гномон, служил для определения полдня. Второй, более высокий и узкий, а также более точный, позволял определить широту. Подобным, более сложным прибором, уже можно было пользоваться и после полудня.

Предположительное устройство навигационного прибора викингов на основе найденного фрагмента. Линии использовались для прямоугольного гномона (в центре), давая возможность зафиксировать момент местного полудня. Семнадцать насечек в виде зубьев на (предположительно) северной стороне служили для чтения длины полуденной тени высокого гномона. (Реконструкция Balázs Bernáth)

Но как же быть с ориентацией в пасмурные дни или после захода дневного светила ? Как викинги настолько уверенно и хорошо ориентировались в северных широтах, что смогли достичь Гренландии, открыть Америку за несколько столетий до Колумба, посетить Багдад, а, по некоторым данным, даже Дальний Восток?

 


Читайте:



Этапы процесса моделирования

Этапы процесса моделирования

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что в этом процессе обязательно участвуют и взаимодействуют друг с другом субъект, объект исследования и...

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

ГОУ ЦО №1828 «Сабурово», Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории, урок в 8 классе. Слайд 2 План урока 1. Личность императора Николая I. 2....

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

В процессе обучения в аспирантуре молодой ученый обязан пройти практику, результатом которой станет составление отчета по педагогической практике...

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Одним из невероятных и очень талантливых людей, чьи творения до сих пор не оставляют равнодушным ни одного ученого, является Зигмунд Фрейд (годы...

feed-image RSS