Главная - Физика
Навигация викингов: тайны «солнечных камней. Как викинги совершали морские путешествия без компаса? «Солнечный камень» в мифологии

Первые столкновения между викингами и франками относятся к 834 году и происходят близ Дорестада во Фризе. Викинги разрушили Дорестад, важный порт на притоке Рейна. В 844 году большой отряд викингов вошел в русло Сены. Руан пал первым и был полностью разграблен. Следующая попытка захвата возобновилась через пять лет, но тут уже сто двадцать кораблей «северных бродяг» пошли дальше и осадили Париж. Осада города длилась много месяцев и перед Пасхой 846 года Париж был взят. Карл Лысый заплатил викингам 7000 ливров серебра в надежде, что они снимут осаду, но викинги обманули короля, лишь отсрочив новый набег до следующей весны. С каждым набегом дань увеличивалась и перепуганным французам ничего не оставалось, как исправно платить ее. Возглавлял войско викингов Бьон Железнобокий сын Рагнара Мохнатые Штаны, погибшего в змеиной яме.

Длинная жалоба монарха Эрментариуса, написанная в Нормутье, как две капли воды похожа на жалобы его английского собрата: «…Их становилось все больше и не было им конца. Везде, где они появлялись, христиане уничтожались, города грабились и сжигались. Они захватили все города, бывшие на их пути: Руан, Париж, Бовэ, Мо. А еще Шартр, Эвре, Бийе».

Первые походы на Руан были предприняты знаменитым Роллоном, чья статуя до сих пор стоит в саду мэрии Руана. Роллон имел прозвище Путника, так как из-за огромного роста и веса ни одна лошадь не выдерживала его. Он относился к числу родовитых викингов и одним из первых принял христианство в 911 году. В 922 году король Карл Простак передал ему во владение всю Нормандию. При нем Нормандия стала процветающей страной.

Нельзя не сказать, что в музее города Байе в Нормандии по сей день можно любоваться «Гобеленом из Байе», где на семидесяти метрах изображены пятьдесят восемь сцен из жизни викингов. Гобелен относится к XI веку и очень подробно иллюстрирует жизнь викингов. Его уникальность в том, что до нас почти не дошли изображения бесстрашных бродяг.

Викинги были не просто людьми, связанными с морем, искусными кораблестроителями. Можно сказать, что они, как сказочные кентавры, являли собой полное единение с кораблями, на которых плавали. Корабль составлял часть их жизни, культуры и даже смерти. Ни один народ в Европе не выбирал себе усыпальниц под парусами. Даже в загробный мир викинги отправлялись на любимых судах.

В Европе VIII-XI веков они были непревзойденными мореплавателями. Строили корабли различных видов: для речной навигации, для навигации во внутренних морях, военные корабли, транспортно-грузовые, а также корабли типа «кнарр» для массовой иммиграции с семьями, домашней утварью и скотом. Только это судно было приспособлено для длительных путешествий.

Как ориентировались викинги в море, не зная ни , ни хронометра? Так, как те, кто сроднился с морской стихией. Все служило им подсказкой. Они в прямом смысле плавали в морях как «рыбы в воде». Глубина и температура воды показывали местонахождение их судна. Викинги умели ориентироваться по луне, солнцу и звездам. Все виды морских животных, птиц и рыб служили им путеводителем. Знаменитые вороны викингов увековечены в их сагах. Если ворон возвращался, значит, земля была еще далеко, вблизи берега отважные мореплаватели ориентировались по айсбергам и скалам. Плавание в основном осуществлялось с апреля по октябрь по той простой причине, что погода в это время года довольно стабильна, с запада дует не очень сильный ветер, а ночи довольно светлы, так что в небе хорошо видна путеводная Полярная звезда.

До сегодняшнего дня были найдены двенадцать кораблей. Из них пять в 1962 году в Дании: два военных судна, одно рыболовное, маленькое торговое судно, один большой корабль типа «кнарр». Сразу после извлечения из воды их поместили в специальные ангары, где постоянно поливали водой, чтобы они не потрескались, резко поменяв стихию, а затем постепенно, доска за доской, отреставрировали. У нас есть уникальная возможность лучше ознакомиться с кораблем «кнар» под названием «Реде Орм». Он возил товары для продажи в Европе: китовые клыки моржа, мех белого медведя и даже живых медвежат, которых в те времена модно было держать при королевских дворах в Европе. Размеры судна достигли примерно 16,3х4,5х:2 м. Корпус был сделан из сосны, весла – из дуба или липы. Некоторые доски оказались заменены другими из южных пород деревьев, что говорит о длительности пути. Предполагаемая площадь полотна паруса около 100 кв. м., водоизмещение 15-20 тонн, Кнарр выглядел просто гигантским монстром среди суденышек, предназначавшихся для плавания по рекам, и приводился в движение сильным ветром. Штурвал располагался на третьей палубе и мог фиксироваться в одном положении.

Умение викингов использовать течение делало их суда очень быстроходными. Они могли делать до 120 морских миль в день. Парус был невысоким и широким, как правило, шерстяным, полосатым, красно-белым. Известно, что викинги-навигаторы наносили на свои карты все особенности берегового рельефа, и карты их были очень точны. Лоциями «северных бродяг» мореплаватели всего мира пользовались аж до XIX века.

Во всем, что касается викингов, вопросов всегда больше, чем ответов. Мы не знаем: на что походили торговые суда шведских викингов, какими были их военные корабли, что собой представляли неглубокие погребальные корабли, перевозящие знатных викингов в Вальхаллу, царство мертвых. Но мы знаем имена кораблей: «Длинный змей», «Морская птица», «Идущий по волнам».

Сенсацией стала находка древних кораблей на берегу фиорда Осло в 1890 году. Это вдохновило наших современников на попытку воспроизведения кораблей викингов и повтор их экспедиций.

Что может лучше рассказать о народе или отдельном человеке? Конечно природа, которая его окружает, культура и, как ни странно, смерть. Обычаи, связанные с погребением. И в этом случае викинги явили себя поэтами и оригиналами, потому что они погребали своих сограждан на кораблях. В 1880 году в Норвегии, в Гокстеде, археологами был обнаружен погребальный корабль викингов. Время его постройки можно отнести к 850 году. Прослужил он где-то с полвека, а потом успокоился навеки вместе со своим драгоценным грузом. Тело короля покоилось внутри небольшой деревянной комнаты на палубе. Корабль был наполнен имуществом, так как, по верованиям викингов, в загробном мире покойному могло пригодиться все, чем он пользовался в земной жизни. Шесть преданных собак, двенадцать лошадей и павлин отбыли в «царство мертвых» вместе с хозяином.

Еще один погребальный корабль был обнаружен в 1903 году тоже в Норвегии. На нем была похоронена королева с целым мебельным гарнитуром и разнообразной кухонной утварью. За знатными викингами часто добровольно следовали и их слуги, чтобы прислуживать своим господам за гробом, когда те захотят перекусить или прогуляться по саду. Для умерщвления слуг существовала старуха, называемая «ангелом смерти». Давая испить верной рабыне какое-то наркотическое питье, старуха душила девушку и укладывала тело рядом с вождем.

Надо сказать, что из загробного мира викинги постоянно “шастали” на землю, встречались и проводили ночи со своими женами, отрывали запрятанные при жизни сокровища, устрашали врагов и вообще всячески вмешивались в земные дела.

Через три бурных столетия после 1100 года повсеместно наблюдается закат деятельности «вечных скитальцев». С 1300 года в Гренландии начинается значительное похолодание климата. Те викинги, что обосновались там, страдали от долгой зимы, голода и воинственных эскимосов. В Исландии и Норвегии в это же время их собратьев буквально выкашивала чума, а родная Скандинавия утратила былое могущество в Европе, и ей было не до помощи разбросанным по миру соотечественникам. Последний след, записанный в книге викингов Гренландии, относится к 1408 году. Это брачное свидетельство. Ну что ж! Викинги и тут удивили мир своей оригинальностью.

Жил человек по имени Торвальд. Виновный во многих преступлениях на родине, Торвальд со своим сыном покинул Норвегию. Сына его звали Эйрик Торвальдсон, или Эйрик Рыжий, прозванный так за цвет волос и буйный темперамент. Это был человек неуемной энергии и к тому же еще своевольный. Ослушание грозило смертью. И тогда Эйрик Рыжий решил искать страну, которую видел Гунбьерн, сын Ульфа, когда блуждал к западу от Исландии в 981 году.

В течение трех лет, таков был срок изгнания, Эйрик Рыжий исследовал гренландские берега для будущих поселений. Облюбованные участки земли он назвал Гренландией («Зеленая Земля»). В «Книге земледельцев» сказано: «он полагал, что люди будут стремиться в страну с красивым названием». Гренландия – последнее пристанище викингов. А больше про эту историю мы ничего не знаем.

То, как ориентировались древние жители Скандинавии — викинги, в открытом море, в высоких широтах, где солнце во время полярного дня не садится месяцами за горизонт, давно является предметом догадок, ученых споров и предположений, а также фольклора. И действительно, каким образом, без магнитного компаса, без других навигационных приборов, без возможности ориентирования по звездам, которую имели, например, арабские или европейские мореходы, можно было не только открывать новые земли, но и возвращаться обратно на суровую, но такую любимую родину, даже после зимовок в чужих краях?

Последние открытия, вкупе с исследованиями и экспериментами ученых, показывают, что викинги, скорее всего, использовали в своих походах для ориентации солнечные часы и «солнечный камень».

Таинственный артефакт

В 1948 году в руинах бенедиктинского монастыря в Уунартоке (Гренландия) археологи обнаружили таинственный деревянный артефакт. Местность Уунарток до 10 века была населена викингами. Артефакт полукруглой формы имел зигзагообразную гравировку в виде насечек по периметру. Если к артефакту приставить симметричную вторую часть, то этих вырезов было бы ровно тридцать два, что совпадает с количеством делений на современном компасе, румбов. Еще несколько линий были нацарапаны внутри.

Некоторые скептики утверждают, что это просто бытовое украшение, но большинство исследователей думает, что это и есть пресловутый солнечный компас викингов. Последние даже проверяли его действие на борту точной копии корабля викингов. Однако навигационные линии были неполными и прибор, соответственно, не очень подходил для определения севера. Не вдаваясь в технические подробности, можно сказать, что погрешность при этом была существенной и привела бы к долгому плаванию в неверном направлении, что в условиях северных морей не просто опасно, а смертельно.

Ученые из университета города Будапешт под руководством Берната Балаша выдвинули свою гипотезу о том, что находка имела более сложную конструкцию и только в таком виде могла успешно применяться для навигации. По их мнению, конструкция состояла из двух гномонов (часть солнечных часов, по тени от которой определяется время). Первый, более короткий и широкий гномон, служил для определения полдня. Второй, более высокий и узкий, а также более точный, позволял определить широту. Подобным, более сложным прибором, уже можно было пользоваться и после полудня.

Предположительное устройство навигационного прибора викингов на основе найденного фрагмента. Линии использовались для прямоугольного гномона (в центре), давая возможность зафиксировать момент местного полудня. Семнадцать насечек в виде зубьев на (предположительно) северной стороне служили для чтения длины полуденной тени высокого гномона. (Реконструкция Balázs Bernáth)

Но как же быть с ориентацией в пасмурные дни или после захода дневного светила ? Как викинги настолько уверенно и хорошо ориентировались в северных широтах, что смогли достичь Гренландии, открыть Америку за несколько столетий до Колумба, посетить Багдад, а, по некоторым данным, даже Дальний Восток?

Долгое время ученые не могли понять, каким образом викинги путешествовали из Скандинавии по морю, преодолевая тысячи морских миль. Известно, что они были прекрасными мореплавателями и в 9-11 веках доплывали до Руси и Ирландии, в а 10 веке открыли Гренландию. Однако как они ориентировались, преодолевая столь большие расстояния, если компас был открыт лишь в 16 веке?

В сагах и легендах говорится о «солнечных камнях», которые использовались для навигации даже в плохую погоду — камни помогали им находить солнце на небосводе, даже если оно было полностью закрыто тучами. В частности, об этом упоминается в саге о заселении Гренландии из жизнеописании короля Олафа, который правил Норвегией в конце 900-х годов. Интересно, что 1948 году был найден экземпляр диска Уунартока, который в сочетании с тем самым солнечным камнем (Solstenen), и мог служить для навигации. По мнению ученых, прибор представлял собой солнечные часы с пометками-сторонами света и резьбой, обозначавшей изменение тени.

Первым, кто выдвинул предположение, что подобные камни действительно существовали, был археолог из Дании Торвильд Рамску. В 1969 году он заявил, что это мог быть природный кристалл, поляризующий свет (к примеру, кальцит). В процессе наблюдения за облачными участками неба, вращая кристалл, можно было найти те области, откуда из-за рэлеевского рассеяния исходит полностью поляризованный свет. При проведении перпендикуляров к линии, которая соединяет эти области, можно обнаружить скрытое за облаками солнце, узнав его точное положение.

Археолог Габор Хорват и его коллеги сделали компьютерное моделирование путешествий викингов от Бергена в Норвегии до Хварфа на южном побережья Гренландии — тогда такое плавание занимало около трех недель. Модель учитывала 1000 таких путешествий и использование при этом кальцита (а также кордиерита, турмалина и аквамарина) для навигации — для каждого камня была указана погрешность. Путешествие начиналось в период летнего солнцестояния или весеннего равноденствия, облачность задавалась случайно. Модель показала очень высокую вероятность успешности такого способа навигации — 92 %. Однако этот показатель был справедлив только в том случае, если по камню сверялись каждые 3 часа — при коррекции курса раз в 4 часа вероятность успеха падала до 32-58 %, для сверки каждые 6 часов — до 10 %. Ученые предположили, что именно ошибка в навигации привела к тому, что викинги в 985-1000 годах высадились на берегу Ньюфаундленда в Северной Америке (территория современной Канады). В дальнейшем они основали там поселение Винланд. Так или иначе, викинги открыли Северную Америку и исследовали ее территорию задолго до плаваний Христофора Колумба.

Хотя теория о том, что кальцит являлся тем самым «солнечным камнем» не доказана (он не был найден ни в их могилах, ни в местах, где находились поселения), данное предположение хорошо объясняет навигационные способности древних мореплавателей. Более того, кальцит находили среди инструментов на затонувшем в 1592 году корабле британцев, а также есть данные об использовании пилотами поляризующих камней в 20 веке, когда компас мог давать сбои в работе.

Известно, что спустя 10 лет, после «открытия» Исландии, она быстро заселяется переселенцами.
Из Норвегии до мыса Нордкап в Исландии, при попутном ветре переход занимал всего неделю. Но и для такого перехода требовалось хорошее знание навигации. В конце X века викинги стали путешествовать ещё дальше, в Гренландию. С западного побережья Исландии до Гренландии всего 4 дня плаванья.
Для ориентирования в открытом море, необходимо уметь определять направление и местоположение корабля. Определить направление можно по Полярной звезде или по Солнцу. Но ориентироваться по звездам во время длительного лета, когда Солнце не заходит за горизонт по полгода было затруднительно. Скандинавы умели находить направление ориентируясь по Солнцу. Особенно важно было направление восхода и заката.
Знали ли викинги компас, доподлинно не известно, археологических подтверждений найдено не было. В сагах упоминается о «солнечном камне». Согласно легендам, такой камень был у короля Олафа II Святого, короля Норвегии с 1015 по 1028 годы. Используя «солнечный камень» он умел определять положение Солнца в непогоду. Существует мнение, что именно исландский шпат является легендарным «солнечным камнем» викингов, с помощью которого они ориентировались по солнцу в облачную погоду. При вращении кристалла можно обнаружить точку, где сходятся лучи, разделенные из-за двойного лучепреломления; именно в этом направлении и находится солнце. Современные ученые считают, что «солнечный камень» это небольшая дощечка, на которой закреплен магнитный камень. Возможно, эту технологию викинги привезли из Китая, где компас был изобретен ещё в 250г. н.э.. Подтверждения того, что викинги или были сами в Китае или встречались с Китайцами в других Торговых центрах были найдены при раскопках в г. Бирка (Швеция), где была найдена статуя Будды V века.
Но знать направление в открытом море это только половина успеха, также необходимо уметь определять и положение самого корабля. Для этого необходимо было найти широту и долготу. Географическую широту можно определить по высоте Солнца, когда оно находится в зените. Для этого, как говорят саги, викинги использовали солнечную доску (solbrädt). Доска была полукруглой и имела деления. Однако, археологи так и не смогли найти подтверждений существования такой доски.
Определить долготу в эпоху викингов можно было только по пройденному расстоянию. Так как викинги в основном плавали в Северном море, с востока на запад и обратно, то это не вызывало особых трудностей. Переход из Норвегии в Исландию и дальше в Гренландию облегчало то, что город Берген имеет примерно такую же широту, что и мыс Фарвель на южном берегу Гренландии. Поселения викингов в Исландии всего на 4° севернее широты Бергена. Следовательно, для плаванья в Исландию и Гренландию викингам было достаточно определять широту, что бы не сбиться с курса и не уйти южнее или севернее. Конечно, длительные морские переходы в раннем средневековье были опасны и не всегда путешественники достигали своих целей. Даже достигнув берега, зачастую сбившись с курса скандинавы ориентировались по прибрежной линии, что бы найти необходимый город или бухту. Но плаванье в прибрежных водах таит множество опасностей, особенно во время шторма или тумана. В сагах рассказывает множество печальных случаев, когда герои достигнув береговой линии, разбивались о прибрежные скалы. Навигационный сезон викинги начинали летом, при ясной погоде, когда в Северной Европе главенствую антициклоны.

 


Читайте:



Этапы процесса моделирования

Этапы процесса моделирования

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что в этом процессе обязательно участвуют и взаимодействуют друг с другом субъект, объект исследования и...

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

ГОУ ЦО №1828 «Сабурово», Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории, урок в 8 классе. Слайд 2 План урока 1. Личность императора Николая I. 2....

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

В процессе обучения в аспирантуре молодой ученый обязан пройти практику, результатом которой станет составление отчета по педагогической практике...

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Одним из невероятных и очень талантливых людей, чьи творения до сих пор не оставляют равнодушным ни одного ученого, является Зигмунд Фрейд (годы...

feed-image RSS