Главная - Отношения
Геккель философия. Биография эрнста геккеля. Экологические исследования Э. Геккеля

Сожержание

1. Введение

2.3 Биогенетический закон

2.5 Теория гастреи

Заключение

Список литературы

1. Введение

Актуальность:

В современном обществе экология как наука играет немалую роль. Немаловажное значение в становлении этой науки сыграл Эрнст Геккель, выделивший её в отдельную сферу знаний.

Цель:

Осветить вклад Эрнста Геккеля в становление и развитие экологии как науки.

Задачи:

1)Осветить роль Эрнста Геккеля в становлении терминологического содержания.

2)Рассмотреть путь в науке Эрнста Геккеля.

Методы:

)Обобщение.

2. Вклад эрнста геккеля в науку

2.1 Научные исследования Эрнста Геккеля

Геккель Эрнст Генрих (Haeckel Ernst Heinrich) (1834-1919) - немецкий естествоиспытатель и философ. Родился 16 февраля 1834 в Потсдаме. Изучал медицину и естествознание в Берлинском, Вюрцбургском и Венском университетах. В 1858 году сдал экзамен и получил диплом врача, хотя медицинской практикой позже он никогда не занимался. В это время более всего его интересуют исследования живой природы, в первую очередь зоология и сравнительная микроскопическая анатомия. В 1859 году Геккель участвовал в научной экспедиции в Италию, во время которой во Флоренции он приобрёл мощный микроскоп в мастерской известного натуралиста и оптика Амичи. Во время итальянской поездки Геккель знакомится с Германом Аллмерсом, чьи взгляды произвели на него неизгладимое впечатление.

Вскоре Геккель занялся изучением морского планктона в Мессинском проливе. Исследования велись в течение шести месяцев с помощью нового микроскопа. В результате было обнаружено 120 новых видов радиолярий. Данное направление исследований стало для него одним из основных до конца жизни. Во времена Геккеля было известно несколько сотен видов радиолярий, в современной науке известно более 5000. Эрнст Геккель представил доклад по теме радиолярий в 1860 году, на тридцать пятом съезде Общества немецких естествоиспытателей и врачей. В 1862 году, в возрасте двадцати восьми лет, Геккель был назначен адъюнкт-профессором, позже приват-доцентом в университете Йены.

С 1865 по 1909 годы Геккель был профессором Йенского университета.

Продолжая свои зоологические исследования в лаборатории и в ходе экспедиций на остров Мадейра, на Цейлон, в Египет и Алжир, Геккель публикует монографии по радиоляриям, глубоководным медузам, сифонофорам, глубоководным рыбам-удильщикам, а также свой последний систематический труд - внушительную "Систематическую филогению" ("Systematische Philogenie).

Для зоологических исследований предпринимал поездки на Гельголанд и в Ниццу, работал в Неаполе и Мессине. Путешествовал в Лиссабон, на Мадейру, Тенерифе, Гибралтар, в Норвегию, Сирию и Египет, на Корсику, Сардинию и Цейлон.

2.2 Книга Э. Геккеля "Общая морфология организмов"

Сильнейшее воздействие на Геккеля оказали дарвиновские идеи. В 1863 он выступил с публичной речью о дарвинизме на заседании Немецкого научного общества, а в 1866 вышла его книга "Общая морфология организмов" ("Generelle Morphologie der Organismen"). В ней он впервые обосновал необходимость выделить самостоятельную биологическую дисциплину об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, которую назвал экологией. Здесь же Геккель вводит в научный обиход ныне общепринятые термины "онтогенез" (индивидуальное развитие) и "филогенез" (историческое развитие).

2.3 Биогенетический закон

Спустя два года появилась "Естественная история миротворения" ("Natürliche Schöpfungsgeschichte"), где развиваемый им эволюционный подход излагался в более популярной форме, а в 1874 Геккель опубликовал работу "Антропогения", или "История развития человека" ("Anthropogenie", или "Entwickelungsgeschichte des Menschen"), в которой обсуждались проблемы эволюции человека. Ему принадлежит мысль о существовании в историческом прошлом формы, промежуточной между обезьяной и человеком, что до сих пор не подтверждено.

Эрнст Геккель сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции.

2.4 Генеалогическое древо животного царства

Также он построил первое генеалогическое древо животного царства. На нем было показано положение человека в системе рядом с гориллой и орангутаном. Э. Геккель попытался представить на едином родословном древе историю происхождения человека от примитивных одноклеточных, через амеб, через примитивных многоклеточных, через червей к хордовым; а внутри последних через бесчерепных (ланцетник), примитивных хрящевых рыб, через двоякодышащих к амфибиям, от них к примитивным млекопитающим - к сумчатым, от последних к лемуром, настоящим обезьянам, человекообразным обезьянам. Древо венчается человеком.

2.5 Теория гастреи

Создав схему родословного древа всех живых существ, согласно которой каждый из типов многоклеточных построен по принципиально различному плану, опираясь на биогенетический закон как на доказанную теорему, он создает теорию происхождения многоклеточных - теорию гастреи, согласно которой общий предок всех многоклеточных животных походил на двухслойный зародыш - гаструлу, наружный слой клеток которого дает экзодерму, а внутренний - эндодерму. Таким образом, Геккель должен был считать гомологичными зародышевые листки у представителей разных типов.

геккель экология биогенетический закон

Заключение

Эрнста Геккеля в науку неоценим. Он ввел в научный обиход такие понятия, как "экология", "филогенез", "онтогенез".

Также Геккель был одним из первых германских зоологов, поддержавших теорию Дарвина. Опираясь на эту теорию и на данные эмбриологии, Геккель сделал попытку дать рациональную систему животного царства, основанную на филогенезе животных. Особенное внимание обратил Геккель на важное значение истории развития индивидуального, или онтогения, для вопроса о происхождении самого вида или его филогении. Исходной точкой для взглядов Геккеля послужила стадия эмбрионального развития, названная Геккелем гаструлой. Геккель полагал, что эта стадия повторяет собой общего прародителя всех животных. Этого предполагаемого прародителя Геккель назвал гастреей и старался объяснить, каким образом из неё развились различные типы животного царства. Учение о гастрее позднее было признано ошибочным.

Геккель представил генеалогию растительного царства, начиная от самых простейших форм, протистов, до сростнолепестных, считаемых за самые развитые и совершенные формы.

Список литературы

.">Геккель Эрнст Генрих, статья без автора, http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85

.">Основоположники науки "Экология", статья без автора,

.">Эрнст Геккель и судьбы учения Дарвина, Н.Н. Воронцов,

Эрнст Генрих Филипп Август Геккель родился 16 февраля 1834 года в провинции Потсдам, которая на тот момент была частью Пруссии. Учился в «Cathedral High School» в Мерзебурге. После окончания школы в 1852 году Геккель продолжил обучение в сфере медицины в Берлине и Вюрцбурге. Позже он поступил в Йенский университет, в котором под руководством Карла Гегенбаура защитил докторскую диссертацию по зоологии. Будучи студентом, Геккель проявлял интерес к эмбриологии. В 1857 году Геккель получил учёную степень доктора медицины и получил лицензию на занятие собственной практикой. Но профессия врача перестала нравиться Геккелю сразу после того, как он познакомился со своими первыми пациентами.

Карьера

С 1859 по 1866 годы Геккель работал с такими видами животных как кольчатые черви, губки и лучевики. Во время путешествия по средиземноморскому району он открыл более 150 новых видов лучевиков. А между 1859 и 1887 годами открыл тысячи новых видов. В 1862 году Эрнест Геккель стал преподавателем сравнительной анатомии в Йенском университете, и эту должность он занимал в течение 47 лет до 1909 года. В 1866 году Геккель вместе с Германом Фолом посетил Канарские острова, где познакомился с Томасом Хаксли, Чарлзом Дарвином и Чарлзом Лайелем.

Геккель предложил улучшенную версию биогенетического закона Этьена Серреса, в которой он утверждал, что существует тесная связь между биологическим развитием организма, или онтогенеза, и их эволюцией и филогенезом. Для иллюстрации биогенетического закона Геккель использовал рисунки эмбрионов и предложил концепт гетерохронизма – изменения времени развития плода в течение эволюции.

Идея Дарвина о происхождении видов повлияла на написанную в Германии Геккелем работу с названием «Естественная история творения».

В 1866 году Геккель публикует книгу «Общая морфология организмов», которая являлась обобщением идеи Дарвина, немецкой философии природы и эволюционной теории Ламарка, которую Геккель соответственно назвал «Darwinismus». Он использовал морфологию для новой трактовки теории эволюции из-за того, что не было достаточного количества органических остатков для развития эмбриологии, которые можно было использовать как доказательство родственных отношений. Он даже пошёл дальше и утверждал, что происхождение человечества можно отследить до Южной Азии, откуда происходят первые люди. Он полагал, что приматы из Южной Азии имеют большое сходство с людьми. Он также отказался от идеи Дарвина о том, что приматы Африки имели сходство с человеком.

Геккель полагал, что часть древнего материка Гондваны в Индийском океане была истоком развития человечества, которое позже переместилось в другие части мира. В своей книге «История создания» Геккель описывает пути миграции, которые первые люди использовали, выбравшись из Гондваны.

Количество рисунков Геккеля насчитывает более 100 экземпляров, среди которых изображения животных, а особенно водных животных.

Геккель также занимался философией и написал такие работы: «Загадка» и «Загадка Вселенной и свобода обучения и преподавания».

Личная жизнь и смерть

В 1867 году Геккель женился на Агнес Хушке. У пары было двое дочерей – Эмма и Элизабет, а также сын по имени Вальтер. После смерти жены в 1915 году Геккель стал морально неустойчивым. В 1918 году он продал свой большой дом «Фонду Карл Цейс». Умер Эрнст Геккель 9 августа 1919 года в Германии.

Основные работы

«Radiolaria» (1862)
«Siphonophora» (1869)
«Monophyletischer Stambaum der Organismen из «Generelle Morphologie der Organismen»» (1866)
«Natürliche Schöpfungsgeschichte» (1868)
«Monera» (1870)
«Calcareous Sponges» (1872)
«Freie Wissenschaft und freie Lehre» (1877)
«Deep-Sea Medusae» (1881)
«Indische Reisebriefe» (1882)
«Siphonophora» (1888)
«Deep-Sea Keratosa» (1889)
«Radiolaria» (1887)
«Die systematische Phylogenie» (1894)
«Die Welträthsel» (1895-1899)
«Über unsere gegenwärtige Kenntnis vom Ursprung des Menschen» (1898)
«Aus Insulinde: Malayische Reisebriefe» (1901)
«Kunstformen der Natur» (1904)
«Wanderbilder» (1905)

Известный как «Дарвиновский бульдог на Континенте» и «Хаксли Германии», Эрнст Генрих Филипп Август Геккель был ученым, который постоянно мошенничал для продвижения теории эволюции.

Геккель родился 16 февраля, 1834 года в Потсдаме, Пруссия (современная Германия). Он изучал медицину и другие науки в Вюрцбурге и Берлинском университете. С 1865 года и до выхода в отставку в 1909 году он занимал должность профессора зоологии в Иене. Переломный момент в его мышлении произошел после того, как он прочитал работу Чарльза Дарвина «Происхождение видов », которая была переведена на немецкий язык в 1860 году.

В письме к своей любовнице, написанном, когда ему было 64 года (именно тогда он получил прозвище «Слепень из Иены»), он рассказывает, что сначала он был христианином, но после изучения эволюции стал вольнодумцем и пантеистом.

Дарвин верил, что именно увлеченное распространение Геккелем доктрины органической эволюции обеспечило успех теории эволюции в Германии. Иан Тейлор пишет:

«Он (Геккель) стал основным сторонником Дарвина в Европе, который провозглашал эволюционное учение с пылом евангелиста не только интеллигенции, но и простым людям через популярные книги и рабочему классу через лекции в арендуемых залах».

Во время этих лекций он использовал многочисленные плакаты, на которых были изображены эмбрионы, скелеты и т.д. В результате его представления часто называли «страстями Дарвиновыми»!

Воображаемый вид Монера

Энтузиазм Геккеля к теории эволюции привел к тому, что обманным путем он сфабриковал «данные», которые поддерживали его взгляды. Он был первым человеком, нарисовавшим эволюционное «генеалогическое дерево» человечества. Для того чтобы заткнуть явно зиявшую дыру между неорганической неживой материей и первыми признаками жизни, он создал целую серию изображений крошечных протоплазматических организмов, которым дал название Монера. По его словам, эти организмы:

Изображенный Геккелем способ питания и репродуктивный цикл предполагаемого вида Монера, которому он дал научное название Псевдоподии (), как говорится в его книге под названием «История сотворения ». Запутанность рисунка указывает на степень его мошенничества, поскольку Монерон не существовал ни в прошлом, ни в настоящем!

В 1868 году престижный научный немецкий журнал выделил для Геккелевской теории 73 страницы, на которых разместил также более 30 рисунков этого воображаемого вида Монера (а также научные названия других организмов, такие как протоамёба, Protamoeba primitivia ). На рисунках также изображался процесс расщепления клеток, с помощью которого эти виды якобы размножались, несмотря на то, что его подробные описания и тщательно составленные рисунки были абсолютно вымышленными , поскольку эти «частицы жизни» никогда не существовали.

Позднее в том же самом году, Томас Хаксли, ярый защитник Дарвина в Англии, сообщил о том, что он обнаружил нечто, что было похоже на описанный Геккелем вид. Это нечто Хаксли выявил в сохраненных в спирту образцах ила, который был получен со дна Северной Атлантики. Хаксли дал название своей находке Bathybius haeckelii .

К несчастью для Хаксли, Геккеля, вида Монера и теории эволюции, в 1875 году один химик, находящийся на борту экспедиционного корабля, обнаружил, что эти сомнительные образцы протоплазмы оказались не чем иным, как аморфной сернокислой известью, осажденной из морской воды спиртом! Геккель отказался принять это доказывающее его неправоту доказательство и на протяжении 50 лет продолжал вводить в заблуждение людей неисправленными переизданиями своей популярной книги под названием «История сотворения » (1876), в которой содержались изображения Монера. Изменения были внесены лишь в последнее издание в 1923 году.

Несуществующий «обезьяночеловек бессловесный»

История о или «обезьяночеловеке бессловесном» является не более чем продуктом воображения Геккеля.

Человеческое мышление было для Геккеля намного важнее, чем факты и данные. По его мнению, единственное, что отличало человека от обезьяны, была его способность разговаривать. Поэтому он предположил существование промежуточного звена между обезьяной и человеком, которое назвал (обезьяночеловек бессловесный) и даже попросил художника, Габриеля Макса, нарисовать это воображаемое существо, несмотря на то, что у него не было никаких данных , которые могли бы помочь составить примерное изображение.

Современник Геккеля, профессор Рудольф Вирхоу (основатель клеточной патологии и на протяжении многих лет президент Берлинского антропологического общества), подверг теорию Геккеля резкой критике. Он считал, что давать зоологическое названием существу, реальность которого никто не доказал, огромная насмешка над наукой.

В прошлом столетии нидерландский ученый, профессор Г.Х.Р.вон Кенингсвальд, описал рисунок так:

«Под деревом, скрестив ноги, сидит женщина с длинными, прилизанными волосами, и держит на руках ребенка. У неё плоский нос, толстые губы, крупные ступни, а большой палец на ноге заметно короче остальных пальцев. Рядом с ней стоит её муж, с отвисшим животом и низким лбом. Его спина густо покрыта волосами. Он выглядит доброжелательным и глупым, на его лице - подозрительное выражение запойного пьяницы. Должно быть они счастливы вместе; они не ссорятся, ведь ни один из них не умеет разговаривать».

Никакого подобного подтвержденного «отсутствующего звена» никогда обнаружено не было.

Позорная «стадия рыбы» в развитии человеческих эмбрионов

Из всех сомнительных дел Геккеля, благодаря которым он прославился больше всего, распространение абсолютно ложной теории о том, что полностью похож на эмбрионы всех млекопитающих животных, а затем проходит через стадию, на которой у него есть жабры, как у рыбы, хвост, как у обезьяны и т.д. Эта идея, которую иногда называют «законом рекапитуляции» или, по словам самого Геккеля, «биогенетическим законом», положена в основу знаменитой формулировки «онтогенез повторяет филогенез», означающей, что развитие отдельного эмбриона повторяет всю сомнительную эволюционную историю.


Сфабрикованные Геккелем рисунки эмбрионов собаки и человека, размещенные в книге «История сотворения» .


Реальные изображения эмбрионов собаки (4-ая неделя развития) и человека (4-ая неделя развития) под редакцией Экера. Сравнивая с рисунками выше, можно увидеть, до какой степени Геккель обманным путем изменил изображения.

Первое, что следует заметить относительно данного изречения, так это то, что этот «закон» таковым не является! Сегодня уже известно, что эта идея абсолютно ложная . И поэтому нет ничего удивительного в том, что Геккель не смог найти подходящего анатомического доказательства в подтверждение своей теории. Геккель не мог допустить, чтобы отсутствие доказательств встало у него на пути, поэтому он придумал «доказательство», бессовестно изменив рисунки эмбрионов, сделанные двумя другими учеными.

В своей книге под названием «Естественная история сотворения », опубликованной в Германии в 1868 году (и в Англии в 1876 году под названием «История сотворения »), Геккель использовал рисунок эмбриона возрастом 25 дней, который был до этого опубликован Т.Л.В.Бишоффом в 1945 году, и рисунок эмбриона человека возрастом 4 недели, опубликованный А.Экером в 1851–59 гг. Этот обман раскрыл Вильгельм Хиз (1831–1904), известный в то время ученый в области сравнительной эмбриологии и профессор анатомии Лейпцигского университета.

Признание Геккелем своего обмана

Негодование в научных кругах Германии было огромным, и Геккель понял, что он больше не может молчать. В письме в газету Münchener Allegemeine Zeitung , (международное еженедельное издание по науке, искусству и технологиям) в выпуске за 9 января, 1909 года, Геккель (перевод с немецкого) писал:

«… мизерная доля моих рисунков с изображениями эмбрионов (вероятно 6 или 8 из сотни) и в самом деле (по словам доктора Брасса, одного из его критиков) «подделана» - во время составления этих рисунков, выявленного для обследования материала было настолько недостаточно, что мне ничего не оставалось, как реконструировать последовательность стадий развития, чтобы заполнить пробелы гипотезы и путем сравнительного синтеза восстановить новые отсутствующие звенья. С какими сложностями сталкивается составитель рисунков и как легко он может при этом ошибиться, может судить только эмбриолог».

Догадливые читатели, которые сравнивают сфабрикованные Геккелем изображения эмбрионов собаки и человека с изображениями натуральных эмбрионов (смотрите фотографии), легко поймут, что «признание» Геккеля было само по себе преднамеренным искажением фактов и по существу дела попыткой оправдать и навсегда сохранить в истории свои позорные фальшивые рисунки.

Несмотря на это совершенно обманное и очень вредное основание для теории эмбриональной рекапитуляции и факт опровержения этого основания самой наукой, абсолютно ложная идея о том, что человеческий эмбрион в материнской утробе повторяет свое эволюционное прошлое, вплоть да самого последнего времени вкладывалась в умы школьников и студентов как доказательство эволюции, и до сих пор включается во многие популярные научные книги.

Но еще хуже то, что такой аргумент, как «плод еще находится в стадии рыбы, так что вы просто убиваете рыбу» и по сей день используется врачами, делающими аборты, чтобы убеждать молодых женщин и девушек в том, что убийство нерожденого ребенка – это нормально.

Относительно этого доктор Генри Моррис пишет:

«Мы можем законно возложить ответственность за убийство миллионов беззащитных, нерожденных детей на этот эволюционный бред о рекапитуляции - или, по крайней мере, за то, что эволюционисты дают ему псевдонаучное логическое обоснование». /span>

Геккель и расцвет нацизма

К сожалению, несмотря на все свои отвратительные действия, Геккель имел в Германии немалый успех не только за то, что благодаря его идеям эволюция преподносилась как история происхождения, но также и за то, что он заразил народ Германии уникальной формой социального Дарвинизма и расизма. «Он стал одним из главных в Германии идеологов расизма, национализма и империализма» .

Это привело к возникновению мнения о том, что немцы – представители биологически превосходного общества (похожие на «супер-людей» Ницше).

К несчастью для всего человечества, эволюционизм Геккеля заложил основу для милитаризма в Германии, который в конечном итоге, способствовал началу Первой Мировой войны. А затем,

«Социальный Дарвинизм, расизм, милитаризм и империализм, в конец концов, достигли кульминации в нацистской Германии под чудовищным руководством Адольфа Гитлера … Гитлер сам стал самым главным эволюционистом, а нацизм - главным плодом эволюционного дерева».

Таким образом, благодаря своей одержимости антибожественными принципами эволюции и его скандальной подделке фальшивых данных, Геккель стал источником дурного влияния и разрушительного вдохновения, которые стали косвенной причиной возникновения двух мировых войн и жестокости массового уничтожения евреев фашистами.

Ссылки и примечания

  1. Иан Тейлор, «В умах человеческих», издательство TFE Publishing, Торонто, 1984, с. 184, который цитирует слова Питера Клемма из его книги «Слепень из Иены », издательство Urania Press, Лейпциг, 1968.

Биография

Эрнст Геккель родился 16.02.1834 года в провинции Потсдам, которая в тот период входила в состав Пруссии. Учился в Мерзебурге. В 1852 г. Геккель окончил школу, затем получил медицинское образование в Берлине и Вюрцбурге. Затем он поступил в Йенский университет. Здесь он специализировался в области зоологии, по этой специальности под руководством Карла Гегенбаура впоследствии защитил докторскую диссертацию. В 1857 г. Э. Геккель получил возможность заниматься собственной медицинской практикой. Но эта профессия перестала ему нравиться сразу после знакомства с пациентами. В 1862 году Эрнест Геккель вернулся в университет, где стал преподавать сравнительную анатомию. Там он и работал следующие 47 лет (до1909 г.). В 1866 году Геккель вместе с Германом Фолом совершил поездку на Канарские острова. Здесь он познакомился с Т. Гексли, Ч. Дарвином и Ч. Лайелем. В 1867 году Геккель женился на Агнес Хушке. У них было трое детей. Умер Эрнст Геккель 9 августа 1919 года в Германии.

Еще студентом Геккель интересовался эмбриологией. С 1859 по 1866 годы он изучал эмбриональное развитие полихет, губок и лучевиков. Во время экспедиции по средиземноморскому региону он открыл более 150 новых для науки видов лучевиков. В 1859-1887 гг. описал тысячи новых видов. Такой вклад в систематику был возможен потому, что в последней трети XIX века фауна морских беспозвоночных была почти не исследована, работы в этом плане только начинались.

Замечание 1

В1860 г. Геккель познакомился с «Происхождением видов» Дарвина и эволюционная идея сразу захватила его. Шестью годами позже он издает наиболее известный научный труд своей жизни - «Всеобщую морфологию организмов». В этой книге, посвященной не столько морфологии, сколько проблематике общей биологии и эволюции, Геккель впервые использовал термин «экология».

Экологические исследования Э. Геккеля

Впоследствии он много раз возвращался к экологической тематике, относя к сфере этой науки в первую очередь взаимоотношения животных и растений друг с другом и со средой, а также особенности поведения животных. Фактически, Э. Геккель в своих работах не только дал название новой науке, но и обосновал некоторые ее основные подразделения, которые сами по себе стали объектом научных интересов исследователей значительно позднее.

Геккель указывал, что набор экологических факторов, значимых для каждого отдельного вида, крайне специфичен и разнообразен, как правило, еще не изучен. Хотя это говорилось более полутора веков назад, в отношении большинства видов флоры и фауны ничего принципиально не изменилось. Это следствие не недостатка наших знаний или методологии, а чрезвычайной сложности предмета. Во времена Геккеля экология во многом сводилась к аутэкологии, как более простой для понимания и исследования инструментальными методами. Поэтому под условиями внешней среды, обычно понимали преимущественно неорганические – влияние света, тепла, влажности, минерального состава среды и т.д. В то же время еще в 1866 г. Геккель указывал, что органические факторы, то есть взаимодействие всех организмов между собой, значительно более важны как для жизнедеятельности организмов в текущий момент, так и для их эволюции.

Замечание 2

Понятие «экология» прижилось в науке далеко не сразу, что было связано с трудностью восприятия текста «Всеобщей морфологии». Популярное изложение экологических идей в «Естественной истории миротворения» (1868 г.) воспринималось научным миром намного легче.

Расскажите
друзьям!

Паули Д. Оджала и Матти Лейсола
Перевод: И. Чистякова (Христианский Научно-Апологетический центр)
Переведено с разрешения creation.com

Эрнст Геккель

Некогда эмбриологию называли Entwicklungsgeschichte - «эволюционной историей организмов», полагая, что каждый организм повторяет эту историю в своём развитии. Типология Эрнста Геккеля вобрала в себя идеи Гёте, классификационные построения Кювье, ламарковские «механизмы» наследования приобретённых признаков - и поместила всё это в систему дарвиновского филогенеза.

Подделка рисунков, изображающих развитие эмбриона, - не единственная геккелевская фальсификация. Геккель сконструировал первое универсальное филогенетическое древо и описал первого обезьяночеловека ещё до находок каких бы то ни было фактических доказательств. Свою статью «Монерон» он сопроводил художественными зарисовками самопроизвольного зарождения жизни из неорганического вещества, которые затем, в период распространения эволюционного учения (вплоть до 1920-х годов), кочевали из учебника в учебник.

Благодаря наследию Геккеля получили логическое «обоснование» мифы об отсутствии у новорожденных чувства боли, законы в защиту абортов, психоанализ и даже сексуальная революция. Геккель снабдил материализм целым арсеналом лозунгов и новых терминов. Он основал Лигу монистов, которая во всеуслышание провозглашала эволюционизм высшим божеством науки и внушала простым людям, что наука отрицает «дуализм» - идею сосуществования духа и материи. Эта мысль оказалась одинаково привлекательной для социалистов и «прото-фашистов»: об этом свидетельствуют многочисленные письма, приходившие Геккелю - дарвинисту-демагогу - со всего мира. Недавно найденные письма, отправленные ему из Скандинавии, показывают, что взгляды Геккеля преобладали в дарвинизме не только в Германии, но и в северных странах.

Эрнст Геккель - наследник Дарвина

Эрнст Генрих Филипп Август Геккель (1834-1919) являлся профессором зоологии Йенского университета с 1862 по 1909 год. На этом посту он сменил выдающегося морфолога Карла Гегенбаура, который в 1862 году подал в отставку (и позже переселился в Гейдельберг). Геккель получил место в университете еще до распространения эволюционного учения. Он изучал беспозвоночных - в частности, радиолярий (амебоподобных простейших с причудливым минеральным скелетом), губок и кольчатых червей. В своей научной работе он описал более 3500 видов радиолярий.

Как и Чарльз Дарвин (1809-1882), Геккель женился на своей двоюродной сестре (глубоко верующая Эмма Дарвин была против публикации исследований своего мужа). Анна Геккель (в девичестве Сете) скончалась в день тридцатилетия мужа, и её смерть пробудила в нём отвращение к духовному. Гегелевская «Общая морфология» - взрыв чувств ожесточившегося человека, который от горя не смог даже присутствовать на похоронах горячо любимой жены. В письме Дарвину Геккель написал: после безвременной кончины Анны ему всё равно, что о нём будут думать.

Дарвин избегал рассуждений о том, как его теория соотносится с христианством; Геккель же выступал даже против идеи дуализма, предполагающей сосуществование материи и духа, ansich (как таковой) - и поэтому называл свои взгляды «монизмом».

Именно Геккель, а не Дарвин, «штамповал» один за другим непродуманные термины. Собственно, благодаря нововведенной терминологии Геккелю и удалось преуспеть. В научной среде до сих пор популярны «экология», «тип», «филогенез», «онтогенез», «протисты», «палингенез», «ценогенез», «гаструла», «бластула» и «морула». Геккелевские термины прижились даже несмотря на факт подлога важнейших свидетельств и рисунков.

Олаф Брайдбах (Olaf Breidbach), директор дома-музея Геккеля в Йене , указывает на принципиальные классификационные различия между типологией Геккеля и филогенезом Дарвина. Термин «морфология» был введён немецким мыслителем Иоганном Вольфгангом фон Гёте (1749-1832). Геккель соединил внеисторические взгляды Гёте с радикальными построениями Дарвина. Чтобы «раскрыть истинное устройство природы», Геккель добавил к предложенной Дарвином теории постепенного эволюционного развития идею преформированного «онтогенеза» (индивидуального развития организма). Для этого он заимствовал классификационную систему Жоржа Кювье (1769-1832) и переработал ее в соответствии с дарвиновской концепцией филогенеза.

Геккель был на 25 лет моложе Дарвина. Известность и положение он в немалой степени приобрёл из-за своего предвзятого подхода к изучению эмбрионального развития и, в особенности, благодаря признанию самого основателя эволюционной теории. В поздних изданиях «Происхождения видов» (глава XIV) сказано:

«Профессор Геккель… посвятил свои обширные познания и талант изучению того, что он называет филогенией, или линиями родства, связывающими все органические существа. При построении таких [генеалогических] рядов он опирается преимущественно на эмбриологические признаки…»

В результате популяризаторской деятельности Геккеля его идеи оказали на науку большее влияние, чем дарвиновские. Главный труд неутомимого йенского профессора «Общая морфология» стал попыткой систематизировать всю биологию в соответствии с теорией Дарвина. Геккелевские «филогенетические древа» включали в себя все формы жизни. Эту книгу Геккель написал всего за год в местах, где некогда был счастлив с женой. Если Дарвин писал всего лишь по три часа в день, то сломленный утратой Геккель, наоборот, совершенно потерял сон. По свидетельствам современников, он мог спать по три-четыре часа в сутки. Дарвин, чьи учёные звания ограничивались, насколько известно, степенью магистра гуманитарных наук и чьи добытые «экземпляры» в большинстве своем благополучно съедались самим исследователем, восхищался энергией и научным подходом Геккеля. Он не переставал восхвалять молодого профессора:

«При попытках проследить генеалогию млекопитающих, а следовательно и человека, спускаясь всё ниже по ступеням животного царства, мы погружаемся в более и более тёмные области науки… Тот, кто желает знать, чтò может дать ум и знание, должен обратиться к сочинениям проф. Геккеля».

Нередко идею рекапитуляции, вслед за Дарвином, ошибочно приписывают Карлу фон Бэру (1792-1876) либо приравнивают к простому сходству эмбрионов. Но Дарвин упомянул в данном контексте эстляндского немца фон Бэра, бывшего в то время уже в преклонном возрасте, по ошибке. За год до смерти фон Бэра у Дарвина, судя по всему, не было его работ.

Рисунок 1. Вульгарный эволюционный расизм в представлении Эрнста Геккеля в знаменитой книге «Эволюция человека» (немецкое издание 1874 года), где были опубликованы и печально известные рисунки эмбрионов.

В 1859 году был опубликован труд Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». В книге была всего одна иллюстрация. Зато во введении к следующему дарвиновскому труду, посвященному эволюции человека, уже красовалась целая кавалькада рисунков: злополучные геккелевские эмбрионы. До выхода в свет «Происхождения человека» (1871) Дарвин не брался экстраполировать свою теорию на людей. Но к тому времени уже стали выходить в свет труды честолюбивого Геккеля. И отдавая дань уважения коллеге, пожилой Дарвин написал во введении к своей новой книге: «Тем не менее мысль, что человек, наравне с другими видами, представляет потомка какого-либо древнего… типа, вовсе не нова… поддерживается теперь многими знаменитыми натуралистами и философами, как… и в особенности Геккель… Последний, кроме своего превосходного сочинения «Generelle Morphologie» (1866), издал в недавнее время, в 1868 г., и вторым изданием в 1870 г., свою «Natürliche Schöpfungsgeschichte», в которой всесторонне разобрал родословную человека. Если бы эта книга появилась прежде, чем было написано моё сочинение, я, по всей вероятности, не окончил бы его. Почти все выводы, к которым я пришёл, подтверждаются Геккелем, и его знания во многих отношениях гораздо полнее моих».

Демагог-догматик европейского масштаба

К 1914 году Геккель был принят в члены почти сотни профессиональных и научных обществ. По свидетельствам современников, после ухода Геккеля в отставку его теории превратились, по сути, в эгоцентричный догматизм. Например, в 1911 году в ходе продолжительных дискуссий, а позже в переписке с основателем финской генетики Г. Федерлеем (Harry Federley) Геккель упорно отрицал законы Менделя.

Классический труд Геккеля «Мировые загадки» (Die Weltratsel , 1899) стал одной из самых популярных книг в истории науки. В Германии первое издание вышло более чем стотысячным тиражом и разошлось в течение года. К 1919 году книгу уже переиздали десять раз и перевели на 30 языков. К 1933 году в Германии было продано почти полмиллиона её экземпляров.

Эта книга одинаково вдохновляла на мятеж как «правых», так и «левых». Воистину, трудно отыскать в ХХ веке точку соприкосновения, которая бы объединила политических экстремистов всех мастей и толков лучше, чем идеология эволюционизма. Покойный Стивен Джей Гулд (1941-2002) утверждал, что книги Геккеля

«вне сомнения, в бóльшей степени, чем труды кого бы то ни было из учёных, включая Дарвина и Гексли (по откровенному признанию последнего), сумели убедить весь мир в обоснованности теории эволюции».

Геккелевская теория рекапитуляции оказала влияние как на точные науки (например, палеонтологию), так и на гуманитарные области знания (в частности, на судебно-медицинскую антропологию и психоанализ). Как ни парадоксально, но её влияние можно проследить даже в сексуальной революции, скаутском движении и бихевиористской гипотезе «tabula rasa ». О межнаучном лобби монистов упоминает в своих «Монистических проповедях» Вильгельм Оствальд. Геккелевские рисунки, на которых он изобразил обнажённую женщину в окружении похотливых обезьяноподобных самцов, можно по праву считать предшественниками «рекапитуляционного пансексуализма» Зигмунда Фрейда.

Хотя академические заслуги Геккеля в Йене давно остались в прошлом, на европейском континенте он продолжал оставаться знаковой фигурой. Он вступал в полемику с церковными властями и пропагандировал национализм. Воинственный профессор был убеждён, что законы природы (как он их понимал) должны стать законами общества, и предлагал спасать нации от биологического вырождения, призывая на помощь антиклерикализм, рационализм, материализм, расизм (рисунок 1), патриотизм, евгенику и идею превосходства арийской расы.

Туманное выражение «лабиринт онтогенеза» Геккель впервые употребил в «Мировых загадках». Книга эта не нуждалась ни в иллюстрациях, ни в подробных пояснениях. Все двадцать глав состояли из рассуждений об «эмбриологии души» и «филогенезе души». Изображения человеческого эмбриона с жаберными щелями, хвостом, плавниками и бороздами, иллюстрирующие идею внешнего сходства эмбрионов позвоночных, остаются одной из самых распространенных иллюстраций в учебниках биологии, хотя являются фальшивкой.

В 1906 году Геккель организует в Йене Лигу монистов (Monistebund ). К 1911 году она насчитывала почти 6000 человек, среди которых были и богословы самого радикального толка. Собрания групп, входящих в Лигу, проходили в 42 городах Германии и Австрии.

Недооцененная сложность клетки

Прошли десятилетия с тех пор, как Луи Пастер (1822-1895) в результате экспериментов со стерильными средами, поставленных им в 1859-1862 годах, казалось бы, окончательно распрощался с идеей самопроизвольного зарождения жизни. Но Геккель продолжал хранить веру в сверхъестественные эволюционные возможности белков. По его мнению, бесформенные отложения гипса на морском дне являлись доказательством существования простейших форм жизни. При популяризации этой идеи игнорировались не только открытие «латентных факторов» («Anlagen») Менделя, но и наблюдения Пастера.

Геккель выдумал и нарисовал группу доклеточных протоплазменных организмов, которые он назвал «монерами» (рисунок 2). Он считал, что

«в их строении не должно быть абсолютно никаких органов, они должны полностью состоять из бесформенной, примитивной гомогенной материи… всего лишь какой-то бесформенный, подвижный сгусток слизи или ила, представляющий собой белковое соединение углерода».

Рисунок 2. Цикл размножения монеры - предполагаемого промежуточного звена между неживой материей и живыми организмами. На рисунке показаны «подробности» самопроизвольного зарождения живого организма. Это одна из наиболее очевидных фальсификаций среди иллюстраций, приводимых в трудах Геккеля. (Из шведского издания «Истории миротворения» , стр. 127).

До последнего переиздания в 1920-х годах геккелевская «История миротворения» печаталась без изменений. Детальное описание вымышленных «частиц жизни», по-видимому, представляло собой осознанный обман, поскольку Геккель был выдающимся знатоком морских организмов и даже издавал художественные альбомы с их реальными изображениями. В оригинальном виде статья о «монерах» насчитывала 70 страниц текста и включала 30 рисунков.

Томас Генри Гексли (Хаксли) (1825-1895) - дедушка Джулиана Гексли и Олдоса Хаксли - якобы подтвердил в 1868 году существование геккелевского «монерона» и назвал его Bathybius haeckelii . Однако позже он опроверг это открытие (когда выяснилось, что он наблюдал кремнистую массу). Кстати, ему принадлежит афоризм: «Наука - это организация здравого смысла, где много красивых теорий были уничтожены уродливыми фактами».

Переписка Гексли и Геккеля свидетельствует о том, что Британские острова и континентальная Европа заметно различались по духу. Возможно, отчасти поэтому Англия оказала идейное сопротивление немецким нацистам с их «расовой гигиеной». Английское издание «Общей морфологии» не включало в себя ни главных аргументов Геккеля о происхождении человека, ни его «системы монизма». Гексли, будучи пламенным поборником дарвинизма, вырезал, тем не менее, целые главы из основного геккелевского труда. Сам Гексли был агностиком - кстати, именно он и придумал термин «агностицизм».

Для обозначения гипотетических частиц наследственности Геккель ввел понятие «пластидул». Эти «молекулы памяти» считались предшественниками генов. На Западе квазинаучные теории химической эволюции склонялись к идее первичности ДНК/РНК; в социалистических странах более популярной была догма о первичности белка. Вообще, геккелевское «прочное основание» нигилистического материализма как нельзя лучше подходило советской системе. Геккелем и его взглядами восхищался Ленин (1870-1924). Под влиянием геккелевских идей действовал и Трофим Лысенко (1898-1976), изобретатель пагубных агротехнических приемов, ставших одной из причин голода в Советском Союзе. Лысенко был любимцем Сталина (1878-1953) и, конечно же, целиком подчинялся вождю. В хвалебной речи, напечатанной в 1953 году в газете «Правда», Лысенко отмечает, что «товарищ Сталин уделил время внимательнейшему изучению важнейших проблем биологии», «непосредственно редактировал проект доклада "О положении в биологической науке", подробно объяснил мне свои исправления, дал указания, как изложить отдельные места доклада».

Геккель также отрицал теорию энтропии (контрэволюции). Он считал, что жизнь отличается от неорганической материи лишь степенью организации. Память - лишь общая функция всякой организованной матери. После открытия жидких кристаллов, в частности альбумина, живой стала считаться вся материя; даже электроны рассматривались в качестве примитивной жизни. «Специфические физико-химические свойства угля» считали механическими причинами «специфического двигательного явления», называемого жизнью. Считалось, что жизнь продолжает самопроизвольно зарождаться везде, где только складываются подходящие условия.

В 1878 году Геккель сформулировал концепцию «клеточных душ» и «душевных клеток», и этим положил начало идее «единства», основанного на «пластидулах», невидимых однородных элементарных молекулах протоплазмы. Последний опубликованный его труд (DieKristallsehen , 1917) был посвящен развитию «описательной кристаллографии» и «физиологии» «психосоматических» кристаллов. По Геккелю, «души атомов» взаимодействуют друг с другом посредством притяжения, отталкивания и кристаллизации. Он наделял клетки душой, а материю считал состоящей из клеток.

Необходимо помнить, что в начале ХХ века жизнь не определялась с позиций теории информации, как это принято сегодня после революционных открытий ДНК. Еще в 1960-х годах клетки считались всего лишь сосудами для реактивов, содержащими сложные химические смеси, в которых поддерживаются постоянные температура и давление. Сведения о метаболизме только появлялись, и учёные все еще считали, что клеточные процессы можно описать как сложный ряд случайных соударений, происходящих в результате диффузии веществ в ограниченном пространстве.

Подтасовка как система

Геккель не был последовательным материалистом, поскольку движущей силой эволюции считал некие мистические силы внутри самой материи. Отрицание учения Грегора Менделя (1823-1884), основанного на бесчисленных экспериментах, было чудовищной ошибкой. Новые признаки не появлялись в горохе «из ничего». Геккель полностью перешел на сторону антименделевской «науки», полагавшей, что среда оказывает прямое воздействие на организмы и в результате этого возникают новые расы.

Рисунок 3. Первое всеобъемлющее генеалогическое/филогенетическое древо, составленное Эрнстом Геккелем. Обратите внимание на выдуманную «монеру» у подножия дерева. Геккель переносил одни и те же рисунки из книги в книгу. (Иллюстрация из 5-го издания «Эволюции человека» ).

В своей недавней книге Ричард Вайкарт (Richard Weikart) особо отмечает, что на конгрессе монистов Геккель выступал против духовного начала и упорно отстаивал детерминизм, отрицая свободу воли человека. Природа и человек едины, поэтому для выживания необходимо приспосабливаться к «экологической» общности. Похоже, понятие «экология» у Геккеля изначально имело прото-фашистский смысл.

Геккель сделал свой немалый взнос в различные области естественных наук. Ещё до обнаружения каких-либо останков первого предполагаемого предка человека он уже дал этому предку название: Pithecanthropus alalus (обезьяночеловек неговорящий). Позже именно соратник Геккеля антрополог Эжен Дюбуа (1858-1940) обнаружил «яванского человека». Геккелианские корни этой находки скрыты переименованием: сейчас «яванского человека» именуют Homo erectus , но изначально он был назван Pithecanthropus erectus .

В свое первое филогенетическое древо Геккель включил всё животное царство (рисунок 3). Он представил его в виде ряда - от простого к сложному, а пустоты заполнил воображаемыми существами. Различные эмбриональные фазы получили имена, соответствующие звеньям этой эволюционной цепи. Существенные признаки в уже известных нам изображениях эмбрионов были названы «гетерохронией» (эволюционными изменениями относительных сроков появления и темпов развития признаков). Когда же Геккель столкнулся с проблемой, отнести ли низшие организмы к животному царству или растительному, он изобрёл ещё одно новое понятие - «протисты».

Даже спустя полвека после опубликования «Происхождения видов» биологи продолжали горячо спорить о принципе естественного отбора. Дарвина чтили за идею общего происхождения, хотя, в сущности, он просто сделал первую попытку причинно-следственного объяснения устойчивого полового отбора.

Даже если закрыть глаза на то, что Дарвин аккуратно отредактировал свою автобиографию и письма до 1860 года, умалив первооткрывательские заслуги Альфреда Уоллеса (1823-1913) , очевидно, что Дарвин следовал традициям Мальтуза, обосновавшего сохранение «классового общества». В годы промышленного переворота, который пришёлся на детство учёного, в Лондоне даже девочки младше 12 лет нередко были вынуждены работать более 100 часов в неделю. Сам Дарвин принадлежал к высшему обществу. По иронии судьбы, именно двоюродный брат Чарльза, Фрэнсис Гальтон (1822-1911), придумал термин «евгеника» (расовая гигиена), а свой благородный род именовал не иначе как «наследственный гений» - по заглавию собственного труда, вышедшего в 1869 году.

Впрочем, Чарльз Дарвин, проводивший жизнь в светских визитах или за охотой в лесу, никогда не пытался перенести свои эволюционные идеи, «наблюдаемые» в природе, на иерархию английского общества. Геккель же, наоборот, настойчиво убеждал в этом простых людей, выдающихся представителей немецкой науки и бесчисленное множество чиновников всех рангов - пока, в конце концов, его «замечательный» биогенетический закон не признали неисчерпаемым кладезем эволюционной информации.

От детоубийства к геноциду

Методологическая расплывчатость рассуждений Геккеля создавала почву для более неприязненного отношения к «неполноценным» расам и людям, нежели учение Дарвина. Тем не менее, Дарвин также обосновывал характерные для высшего света мальтузианскую безучастность и отсутствие сострадания:

«В борьбе за существование более цивилизованные народы так называемой европеоидной расы победили турок. Если взглянуть на мир уже в недалеком будущем, мы увидим, какое необозримое количество низших рас будет уничтожено по всему миру более высокоразвитыми расами!»

Геккель подчёркивал физическое сходство людей и животных, а человеческую мысль считал всего лишь физиологическим процессом. Его сравнительная эмбриология превращала человека из особого создания в одного из бесчисленных представителей животного царства.

В 1904 году в дополнение к своему бестселлеру «Мировые загадки» Геккель издает книгу «Причудливые формы природы». В ней провозглашалось, что новорожденные рождаются глухими и лишены сознания - из чего автор далее заключил, что при рождении человек не имеет ни души, ни духа. Геккель выступал за умерщвление новорожденных с патологией или увечьями. Он называл это «актом милосердия» - как и умерщвление любого неизлечимо больного или неполноценного человека:

«Современное общество искусственно поддерживает жизнь сотен тысяч неизлечимых людей - сумасшедших, прокажённых, больных раком и так далее. Их страдания старательно продлеваются, не принося пользы ни им, ни обществу в целом… При общей численности населения Европы в триста девяносто миллионов человек как минимум два миллиона - это психически больные люди, из которых более двухсот тысяч неизлечимы. Сколько страданий для самих больных, сколько невзгод и горя для их близких, сколько личных и общественных расходов! От скольких же мучений и трат можно было бы избавиться, если бы люди наконец приняли решение всего лишь одной дозой морфия освободить неизлечимо больных от неописуемых пыток!»

В своем неоднозначном, но новаторском исследовании (1971) Дэниел Гэсмен (Daniel Gasman) напоминает нам слова Гегеля о том, на чём строились его выводы:

«Спартанцы проводили тщательный осмотр и отбор всех новорожденных. Слабых, больных или страдающих от какой-либо физической немощи убивали. Жить дозволялось только совершенно здоровым и сильным детям, и только они впоследствии продолжали род».

Геккель опередил Гитлера в пропаганде спартанского мировоззрения «природа превыше заботы» - и поэтому несёт прямую ответственность за зверства нацистов.

От детоубийства «телесная» наука и «телесное» право перешли к обоснованию правомерности истребления целых народов:

«…морфологические различия между двумя общепризнанными видами - например овцами и козами - гораздо менее существенны, чем… между готтентотом и человеком тевтонской расы».

Геккель делил людей на две категории - «курчавых» и «прямоволосых». Первые, по его мнению, были «неспособны на настоящую внутреннюю культуру и высшее интеллектуальное развитие». А «симметрию всех частей тела и то гармоничное развитие, которое мы считаем неотъемлемым от совершенной человеческой красоты» , по мнению Геккеля, можно было найти только среди арийцев.

«Умственная деятельность дикарей поднялась не намного выше высокоразвитых млекопитающих, в особенности приматов, с которыми их объединяет генеалогическое родство. Все их интересы сводятся к физиологическим потребностям питания и размножения, или же удовлетворению голода или жажды в грубейшей животной форме … говорить об их интеллекте можно не больше (или не меньше), чем об интеллекте наиболее разумных животных».
«… такие низшие расы, как веды или австралийские негры, психологически ближе к млекопитающим, - приматам и собакам - чем к цивилизованным европейцам. Поэтому мы должны наделять их жизнь совершенно иной ценностью … единственные их интересы - еда и размножение … многие высокоразвитые животные, в особенности моногамные млекопитающие и птицы, поднялись на более высокую ступень развития, чем низшие дикари».

Уже более полувека назад антропологи отвергли геккелевские расистские рисунки мозга, черепов, лиц (рисунок 4), ушей и рук представителей человеческих рас и приматов. «Эмбриологию» стали называть «биологией развития», пытаясь избавиться не только от скандального эпизода в истории этой науки, но и от её первоначального названия Entwicklungsgeschichte (эволюционная история организмов).

В связи с недавним появлением методов выращивания эмбриональных клеток стало очевидным, что идея эмбриологической рекапитуляции еще жива (вопреки формирующемуся законодательству о стволовых клетках, затрагивающему вопросы использования оплодотворенных эмбрионов для научных целей и регламентирующему деятельность транснациональных корпораций). Примером может служить широко распространённый университетский учебник Герхарта и Киршнера (Gerhartand Kirschner), в котором говорится о «способности к развитию» и о необходимости преобразования «однополярной геккелевской модели» в «биполярную геккелевскую», «двумерную геккелевскую» и «трехмерную геккелевскую модели». Очевидно, никто и не собирался отвергать идею рекапитуляции. Она прижилась как научный миф.

Прото-фашизм

Фашизм - это неоднородное политическое движение, связанное с такими событиями, как Первая мировая война, Версальский договор и Октябрьская революция. Оказало на него влияние и всепроникающее геккелевское наследие.

Дэниела Гэсмена критикуют за то, что в своей вышеупомянутой работе он неправильно истолковал геккелевские идеи: в частности, ему не удалось найти прямых ссылок на труды Эрнста Геккеля в документах нацистской аристократии. Тем не менее, Гэсмен показывает, что «геккелизм» повлиял на огромный круг далёких друг от друга течений - от национал-социализма до марксизма, от психоанализа до теософии и движения свободной мысли. Даже немецкая либеральная теология и теософия Рудольфа Штайнера построены на зыбком научном основании геккелевского эволюционизма.

Книга Ричарда Вайкарта «От Дарвина к Гитлеру» (2004) дополняет исследование Гэсмена. В ней рассказывается о том, как нацисты стремились замалчивать нежелательные для них пассажи в работах Геккеля - в частности, то, что Геккель высказывался в пользу гомосексуализма, пацифизма и феминизма. В своём аналитическом труде Гэсмен не критикует дарвинизм, поскольку не считает Геккеля настоящим дарвинистом. По мнению Гэсмена, с дарвинизмом нацистская идеология могла лишь перекликаться по чистой случайности, а вот по отношению к «геккелизму» она является его закономерным следствием. (Действительно, Геккель очень много писал о естественном отборе, хотя придерживался также и ламаркизма; при этом Дарвин считал его своим единомышленником.) Вайкарт пишет и о других людях, повлиявших на нацистскую идеологию - таких, как Фридрих Ратцель, Людвиг Вольтман, Теодор Фрич, Альфред Плёц, Дитрих Эккарт.

Геккель умело чувствовал коньюнктуру. В «Мировых загадках» можно найти полный набор аргументов, выдвигаемых против традиционных ценностей. Геккелевские рисунки стали источником вдохновения для поэтов-символистов, современного искусства и эстетики авангардного модернизма. «Геккелианство» связано сложными взаимоотношениями с фашизмом, модернизмом и позитивизмом.

Утверждение «геккелизма» в скандинавских странах

В Скандинавии дарвинизм, по крайней мере в популярной форме, по сути являлся «геккелизмом». Вульгарные экстраполяции Геккеля - как вербальные, так и визуальные - были просты для восприятия. В 1907 году, еще до того, как появились первые издания классических книг Геккеля и Дарвина на финском языке, один из современников писал:

«Но еще более ревностно настроенными оказались его [Дарвина] сторонники, особенно вышеупомянутые Гексли из Англии и Эрнст Геккель из Германии. Последний особенно способствовал стремительному распространению "дарвинизма" на европейском континенте … Без сомнений, именно Геккелю наша широкая публика обязана знакомством с "дарвинизмом" » [курсив добавлен].

О том, какое влияние имели геккелевские взгляды и идеи на современников, можно судить по следующему факту: недавно дом-музей Геккеля выпустил каталог почти 40 000 присланных ему писем и написанных им ответов. Кроме этого, примечательную переписку Геккеля мы обнаружили в Финляндии. В частности, наше внимание привлек основатель финской генетики и евгеники Гарри Федерлей. Антропология в Финляндии не была заражена расовой гигиеной. Темой переписки не были «саамы», «цыгане», «евреи» и т.д.: вместо этого обсуждались «дегенераты», «слабоумные», «сумасшедшие», «алкоголики» и «преступники».

Обзор шведской переписки Геккеля приводит к следующему заключению:

«Серьёзной критики геккелевских идей в письмах практически не встретишь. Геккель вел переписку со многими передовыми шведскими учёными и культурными деятелями, поэтому, скорее всего, и философские идеи монизма, и дарвинизм проникли в Швецию благодаря популярности книг Геккеля».

Большинство из 39 шведских корреспондентов Геккеля состояли членами Шведской королевской академии наук - той самой, которая избирает Нобелевских лауреатов. Здешние поклонники геккелевских взглядов также придерживались разномастных политических убеждений.

Заключение

Говоря о «геккелианстве», мы вновь и вновь вспоминаем слова из 1-го послания Коринфянам 12:23: «И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения».

Прямо противоположные представления формировались в переломные годы распространения эволюционной идеологии. Это была насильственная интеллектуальная революция. Вместе с данной идеологией принимались такие воззрения, от которых нынешние апологеты эволюции попросту отшатнулись бы. Геккеля вознесли на «седалище Моисеево» и вручили ему «ключи разумения». Биогенетический закон, линейная эволюция культур, самопроизвольное зарождение жизни, отрицание энтропии и ламарковские механизмы склонили чашу весов в сторону теории эволюции.

Были ли рисунки Геккеля сознательной фальсификацией, или же он сам не замечал собственных стремлений выдать желаемое за действительное? Трудно сказать. Однако ясно одно: геккелевский материализм и откровенная антихристианская и антисемитская риторика оказались востребованы. Учение Геккеля было принято чуть ли не как эвристический принцип, не ограничивающийся эмбрионами и рекапитуляцией.

Эрнст Геккель был дарвинистом-демагогом, а научное сообщество проявило преступное легкомыслие, воспроизводя его фальсификации. «Саморегуляция» процесса научного исследования, может, и позволяет исправить какие-то мелкие погрешности, но она слишком уж либеральна к ошибкам, допускаемым для того, чтобы доказать «нужную» теорию. В результате учёные лишь отцеживают комара, проглатывая при этом верблюда.

Удалось ли «геккелизму» покорить и другие страны? Об этом сможет свидетельствовать огромное количество всё ещё неисследованных писем, хранящихся в архивах дома-музея Геккеля в Йене.

Благодарности

Статьи по теме

Ссылки и примечания

  1. Статья написана на основе следующих изданий: Ojala, P.J., Haeckelian legacy of popularization - vertebrate embryos and the survival of the fakest, Challenges for Bioethics from Asia , Fifth Asian Bioethics Conference (Tsukuba, Japan), Eubios Ethics Institute Vol. 5, pp. 391- 412, 2004; а также Ojala, P.J., Vahakangas, J.M. and Leisola, M., Evolutionism in the Haeckelian shadow - Harry Federley, the father of the Finnish genetics and eugenics legislation, as a recapitulationist and a Monist propagator, Yearbook for European Culture of Science (Stuttgart, Germany) 1(1):61-86, 2005.
  2. Sander, K., Ernst Haeckel’s ontogenetic recapitulation: irritation and incentive from 1866 to our time,Annals in Anatomy 184:523 533.2002.
  3. Собрание писем Ч. Дарвина онлайн, документ 4555 от июля 1864.
  4. http://www2.uni-jena.de/biologie/ehh/haeckel.htm - 7 августа 2005 г.
  5. Breidbach, O., The former synthesis - Some remarks on the typological background of Haeckel’s ideas about evolution,Theory in Biosciences 121:280-296, 2002
  6. Darwin, C.,The Origin of the Species, 6th London edition, 1872; introduction to Part II. Цит.по: Ч.Дарвин, «Происхождение видов», 1872;вступление к части II -http://charles-darwin.narod.ru/chapter14.html - 25марта 2009.
 


Читайте:



Алексей Кириллович Разумовский

Алексей Кириллович Разумовский

Разумовский (граф Алексей Кириллович, 1748 - 1822) - государственный деятель. Разумовский получил тщательное образование: для него с братьями был...

Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г

Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г

Страница 8 Триумфальная процессияО том, что было запечатлено на подобных арках или картинах, говорит Иосиф Флавий, описывая один из римских...

Критерий согласия Пирсона (критерий хи-квадрат)

Критерий согласия Пирсона (критерий хи-квадрат)

До конца XIX века нормальное распределение считалась всеобщим законом вариации данных. Однако К. Пирсон заметил, что эмпирические частоты могут...

Этапы процесса моделирования

Этапы процесса моделирования

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что в этом процессе обязательно участвуют и взаимодействуют друг с другом субъект, объект исследования и...

feed-image RSS