Главная - Учеба
Сочинение на тему: Как Митраша попал в беду в сказке Кладовая солнца, Пришвин. Путь Насти и Митраши за клюквой Тревожные нотки в описании природы

Сочинение

Десятилетнего Митрашу - героя повести М. Пришвина «Кладовая солнца» - неумолимо засасывало болото. Спасла его собака Травка, которая в погоне за зайцем оказалась на болоте, где погибал мальчик. Но как оказался десятилетний мальчик один в Блудовом болоте? С сестрой Настей, которая была старше на два года, они отправились за клюквой. Дети жили одни: мать умерла от болезни, отец погиб на войне. По дороге на Блудово болото, где, по рассказам отца, было много клюквы, они оказались у развилки двух троп - большой и малой. Между братом и сестрой возник спор, по какой тропе идти. Дети рассорились, и Митраша пошел по малой тропке, его сестра - по большой. И все было бы ничего, дети в конце концов встретились бы, но Митраша упустил из виду примету - траву белоус - и попал в гиблое место. Его начало засасывать болото. Мальчик наверняка погиб бы, если бы не Травка. Но на этом его опасные приключения не закончились. Травка погналась за зайцем и вывела Митрашу на огромного старого волка по кличке Серый Помещик, наводившего ужас на всю округу. Увидев перед собой морду волка, он выстрелил в упор и убил зверя, которого не могли подстрелить даже опытные охотники.Этот выстрел услышала Настя. Она вмиг подбежала к Митраше. Так брат и сестра снова встретились. Потом они благополучно добрались домой с тяжелой корзиной, полной клюквы. Рядом с ними бежала Травка. В деревне не могли поверить, что Митраша мог застрелить старого хитрого волка. Однако им пришлось поверить в это, когда привезли мертвого Серого Помещика. С тех пор Митраша стал для односельчан героем.

Что означают эти две тропы - малая и большая в жизни детей? Наверное, если бы Митраша послушал сестру и они вместе отправились бы за клюквой по большой тропе, Митраша не убил бы волка и не прослыл бы героем. Но не пойди он по малой тропе, то не встретил бы собаку Травку, не обрел бы нового друга, который спас ему жизнь. И в то же время малая тропа - своеобразный символ бездумности действий Митраши. Он бросил сестру, не подумав, что с ней может случиться беда, сам попал в болото. Рисковала и Настя. Она оказалась в опасности, когда наткнулась на змею, ее напугал лось, а потом с ней мог расправиться голодный Серый Помещик. Счастливый случай вновь вывел брата и сестру на один путь. В истории о двух тропинках скрыт большой смысл. Порой нелепые разногласия разъединяют людей. И не всегда, как в истории с Митрашей, на помощь придет друг. Поэтому, когда хочешь принять какое-то решение, мысленно представь себе две тропы и подумай: а не разъединят ли эти тропы тебя с кем-то, кто тебе очень дорог?

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца” Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Герои повести М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша

М.М. Пришвин говорил, что обращается своими книгами не к детям, а к тому внутреннему ребенку, который сохраняется в душе каждого взрослого человека. Пришвин с любовью описывает детей — героев своего произведения. Он дает им поэтичные прозвища: Настя — «золотая курочка на высоких ножках», Митраша - «мужичок в мешочке».

Дети рано лишились родителей. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне. Им, так рано повзрослевшим (Митраше 10 лет, а Настя на 2 года старше), удается самим вести хозяйство: ухаживать за скотиной, работать в огороде. Они и серьезны не по годам, и наивны, как все дети.

Конечно, у них возникают споры. Иногда, когда Митраша, вдруг вспомнив, как отец наставлял его мать, тоже вздумает учить сестру, она лишь снисходительно улыбается, а брат готов обидеться из-за того, что его не воспринимают всерьез. Даже очень дружным людям следует быть уступчивыми, внимательными друг к другу. Упрямство, нежелание согласиться чуть не привело к непоправимой беде. Желая найти заветную «палестинку» со сладкой клюквой, дети ссорятся, так и не выбрав одну дорогу. Они покидают друг друга, как бы забыв о том, что в лесу бродит безжалостный волк Серый помещик, что в болоте есть гибельное место - Слепая елань. Гордость, желание настоять на своем берут верх.

Каждый попадает в беду. Митраша, не желая идти в обход болота, проваливается в Слепую елань. Он, такой серьезный и решительный, становится вдруг совсем беззащитным. Настя надолго забывает о брате, найдя «палестинку», все собирает и собирает ягоду, не видя ничего перед собой, кроме этого изобилия клюквы. Потом она и сама удивляется своей жадности.

Мы не видим, но чувствуем присутствие еще одного героя произведения - лесника Антипыча. К тому времени, о котором речь в рассказе, его уже два года нет на свете. Однако остались его слова об умении жить среди людей, его мудрое отношение к жизни. Именно собака Антипыча, почти одичавшая Травка, спасает мальчика от неминуемой гибели. Она, тоже осиротевшая со смертью своего хозяина, обретает новое счастье быть нужной, любимой. Благодаря ей, убит Митрашей и Серый помещик - злой матерый волк, нещадно вырезавший скотину у жителей деревни.

«Кладовая солнца» - название поэтичное. Рассказчик называет такой кладовой Блудово болото, которое имеет огромные запасы торфа. Каждая травинка, каждый кустик были выращены солнцем, и, умирая, превращаясь в удобрение, они передавали свои жизненные силы новым растениям. Торф достается человеку как огромной ценности наследство. В названии произведения есть и другой, более глубокий смысл. Вся любовь, мудрость народа не уходят безвозвратно с каждым человеком, а остаются в мире, помогая поддерживать тепло в душах, питая дружбу, взаимопонимание и умение прощать.

>Сочинения по произведению Кладовая солнца

Как Митраша попал в беду

В сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» мы знакомимся с двумя очаровательными героями­ - двенадцатилетней Настей и десятилетним Митрашей . Дети рано остались сиротами, потеряв мать из-за болезни, а отца в ходе войны. Они быстро повзрослели, стали самостоятельными. Настя, как большая девочка, собирает корзину с едой для себя и для брата. Митраша уже умеет охотиться и в лес без ружья не ходит.

Соседи шутливо называли его «мужичком в мешочке». Сначала они всем селом помогали сиротам, а потом дети научились управляться с хозяйством сами. Внешне Настя выглядела как «Золотая курочка на высоких ножках», а Митраша как невысокий, плотный мужичок. Однажды они собрались в лес найти полянку, усыпанную клюквой. Отец им когда-то говорил, что возле Слепой елани есть такое место. Путь, правда, лежал через болото, к тому же в лесу водились волки, но это не остановило смелых детишек.

Примерно на полпути Настя с Митрашей поссорились. Он говорил, что нужно идти на север по еле заметной, нехоженой тропе. А Настя утверждала, что нужно пойти проторенной дорогой. Оба в результате оказались правы, так как обе тропы вели к Слепой елани. Только тропа Насти вела в обход, а у Митраши путь оказался более коротким, но опасным. По пути мальчик застрял в болоте и долго не мог выбраться из него. Если бы не преданная собачка лесника Антипыча , он так бы и утронул.

Настя, увлекшись сбором ягод, совсем забыла про брата, а вспомнила уже затемно, когда пришла пора перекусить и она подумала, что Митраша, наверное, тоже голоден. Травка была умной собакой. Она привыкла помогать хозяину во время охоты, но вот уже два года как Антипыч умер и теперь она жила в его сторожке одна. Детям повезло, что она, учуяв запах еды, вышла в сторону елани. В то же время в лесу не дремал злой и страшный волк по кличке Серый помещик. Заслышав вой Травки, он тоже вышел на охоту.

Таким образом, мало того, что Митраша застрял в трясине, он еще и оказался лицом к лицу с Серым помещиком. Благодаря доброте собаки Антипыча мальчику удалось выбраться. К тому моменту он был ужасно голоден и мечтал подстрелить зайца. Но тут рядом с ним показалась волчья морда. Митраша, не мешкая, выстрелили в упор. Травка с тех пор стала его лучшим другом, а в родном селе он прослыл героем.

М. Пришвин любил природу,
был наблюдательным, внимательным.
Много путешествовал.

Портрет Митраши

Внешний
Внутренний
Возраст: десять лет с хвостиком.
Внешность: коротенький, но очень
плотный, лобастый, затылок
широкий, золотые веснушки, носик
чистенький глядел вверх.
Авторское отношение
подчёркивается такими
художественными приёмами,
как…Метафора– мужичок в
мешочке, десять лет с хвостиком,
носик глядел вверх, золотые
веснушки. Гипербола – есть ладило
длиной больше чем в два его роста.
Трудолюбивый: выучился у
отца делать деревянную
посуду.
Умелый в работе.
Хозяйственный.
Строптивый (упрямый).
Любит родителей: вспомнит,
как отец наставлял его мать,
и вздумает, подражая отцу,
учить свою сестру; отцовский
задор.

гл.4 2 абзац «Когда первые лучи солнца …»
Представим, что мы с вами ранним весенним утром оказались в лесу с
Митрашей и Настей, которые отправились в лес за клюквой.
С каким чувством описывает автор утро?
Настя с Митрашей видели красоту природы в этот момент? Почему?

Дети сидели на камне,
дожидаясь, когда к ним
придут лучи солнца и
согреют их хоть немного.
Они неподвижны, как
«изваяния», и ничего не
замечают. Не случайно
автор называет здесь
героев «охотниками за
сладкой клюквой».

Тревожные нотки в описании природы.

драка тетерева с
вороном,
движение облаков,
стон сосны и ели.
- С чем связана эта
тревога? О чём природа
предупреждает
читателя?

Сосна и ель

Зачем писатель
рассказывает
историю сосны и
ели?
Случайно ли ссоре
Насти и Митраши
предшествует притча
о сосне и ели?

Антипыч и Травка

Что сближает
Антипыча и Травку,
человека и собаку?
Почему Травке было
трудно привыкнуть к
дикой жизни?
Какова же правда
Антипыча, которую он
должен был
перешепнуть Травке?

Опасный путь Митраши

Как складывается
путь Митраши?

Опасный путь Митраши

«Довольно широкая
болотная тропа расходилась
вилкой»
Из-за упрямства пошел по
слабенькой тропе
Оказался на Блудовом
болоте»
Если бы не Травка, то погиб
бы в болоте
Встретился с Серым
Помещиком, застрелил его

Травка спасает Митрашу

Почему Травка
пришла на помощь
мальчику?

«Кладовая солнца»

Пришвин заканчивает
своё произведение
словами: «Вот такие
богатства скрыты в наших
болотах». Называет их
кладовыми солнца.
Какой смысл вкладывает
автор в слова «Кладовая
солнца»?
Какое богатство
приобрели Настя и
Митраша в лесу, на
болоте?

«Кладовая солнца» - это …

торф, целебная клюква
(т.е. огромная
кладовая природы с её
богатствами),
мудрый хозяин
природы,
человек с его лучшими
душевными
качествами.

Каким Пришвин хотел видеть человека?

Писатель говорил о том, что он пишет о
природе, а сам только о людях и думает.
Каким Пришвин хотел видеть человека?

М.М. Пришвин писал:
«Всё прекрасное на
земле от солнца, и
всё хорошее от
человека».
Прав ли он?

Тест

1. Сколько лет Митраше? 2. Какое определение
Блудову болоту дал
А) 10
автор?
Б) 11
А) Черное место
В) 12
Б) Логово Серого
помещика
В) Кладовая солнца

Тест

3. Как Лось отнесся к
Насте, собиравшей
клюкву?
А) Лось её не принял за
человека
Б) Он её сразу
испугался
В) Чуть её не сшиб
4. Кто такой Антипыч?
А) Случайный знакомый
Б) Лесник
В) военный

Тест

5. Почему Настя отдала эвакуированным
ленинградским детям всю свою целебную ягоду?
А) Больным детям нужна помощь, Настя
«мучилась про себя за свою жадность»
Б) Она не любила клюкву
В) Т.к. поссорилась с Митрашей

Домашнее задание. Сочинение «Сравнительная характеристика Насти и Митраши». План.

1. «Кладовая солнца» –удивительное произведение.
2. Сравнительная характеристика Насти и Митраши:
1) Почему дети стали сиротами.
2)Внешность детей.
3) Характер:
а) трудолюбие,
б) упрямство Митраши
в) мужество и хитрость Митраши,
г) жадность Насти,
д) любовь к брату победила.
4) Не мужичок- а герой, прежняя "Золотая
курочка".
3. Над чем меня заставила задуматься сказка-быль? Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом. Эту весеннюю темно-красную клюкву парят у нас в горшках вместе со свеклой и пьют чай с ней, как с сахаром. У кого же нет сахарной свеклы, то пьют чай и с одной клюквой. Мы это сами пробовали — и ничего, пить можно: кислое заменяет сладкое и очень даже хорошо в жаркие дни. А какой замечательный кисель получается из сладкой клюквы, какой морс! И еще в народе у нас считают эту клюкву целебным лекарством от всех болезней. Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой. Еще до свету Настя задала корм всем своим животным. Митраша взял отцовское двуствольное ружье «Тулку», манки на рябчиков и не забыл тоже и компас. Никогда, бывало, отец его, отправляясь в лес, не забудет этого компаса. Не раз Митраша спрашивал отца: — Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе еще нужна эта стрелка? — Видишь, Дмитрий Павлович, — отвечал отец, — в лесу эта стрелка тебе добрей матери: бывает, небо закроется тучами, и по солнцу в лесу ты определиться не можешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку — и она укажет тебе, где твой дом. Пойдешь прямо по стрелке домой, и тебя там покормят. Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как ее ни верти, все на север глядит. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелка в пути зря не дрожала. Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя кожаная корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась почти до самого носика. Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку, вернее же в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли. Еще сын охотника заткнул за пояс топор, сумку с компасом повесил на правое плечо, двуствольную «Тулку» — на левое и так сделался ужасно страшным для всех птиц и зверей. Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину. — Зачем тебе полотенце? — спросил Митраша. — А как же, — ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила? — За грибами! Много ты понимаешь: грибов бывает много, так плечо режет. — А клюквы, может быть, у нас еще больше будет. И только хотел сказать Митраша свое «вот еще!», вспомнилось ему, как отец о клюкве сказал, еще когда собирали его на войну. — Ты это помнишь, — сказал Митраша сестре, — как отец нам говорил о клюкве, что есть палестинка в лесу... — Помню, — ответила Настя, — о клюкве говорил, что знает местечко и клюква там осыпучая, но что он о какой-то палестинке говорил, я не знаю. Еще помню, говорил про страшное место Слепую елань. — Вот там, возле елани, и есть палестинка, — сказал Митраша. — Отец говорил: идите на Высокую гриву и после того держите на север и, когда перевалите через Звонкую борину, держите все прямо на север и увидите — там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На этой палестинке еще никто не бывал! Митраша говорил это уже в дверях. Настя во время рассказа вспомнила: у нее от вчерашнего дня остался целый, нетронутый чугунок вареной картошки. Забыв о палестинке, она тихонечко шмыгнула к загнетке и опрокинула в корзинку весь чугунок. «Может быть, еще и заблудимся, — подумала она. — Хлеба у нас взято довольно, есть бутылка молока, и картошка, может быть, тоже пригодится». А брат в это время, думая, что сестра все стоит за его спиной, рассказывал ей о чудесной палестинке и что, правда, на пути к ней есть Слепая елань, где много погибло и людей, и коров, и коней. — Ну, так что это за палестинка? — спросила Настя. — Так ты ничего не слыхала?! — схватился он. И терпеливо повторил ей уже на ходу все, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растет сладкая клюква.
 


Читайте:



Этапы процесса моделирования

Этапы процесса моделирования

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что в этом процессе обязательно участвуют и взаимодействуют друг с другом субъект, объект исследования и...

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

ГОУ ЦО №1828 «Сабурово», Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории, урок в 8 классе. Слайд 2 План урока 1. Личность императора Николая I. 2....

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

В процессе обучения в аспирантуре молодой ученый обязан пройти практику, результатом которой станет составление отчета по педагогической практике...

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Одним из невероятных и очень талантливых людей, чьи творения до сих пор не оставляют равнодушным ни одного ученого, является Зигмунд Фрейд (годы...

feed-image RSS