Главная - Техника
Завоевание испании арабами и реконкиста. Что такое реконкиста? История реконкисты в испании
Реконкиста — освобождение испанскими христианами расположенного на крайнем юго-западе Европейского континента Пиренейского полуострова от мусульман: берберов и арабов. Продолжалась около семи столетий раннего средневековья, начиная с восьмого века и заканчивая пятнадцатым

В античные времена между 182 и 19 годами до нашей эры племена, жившие на землях Пиренейского полуострова, лузитаны, кельты, кантабров и другие были покорены Римом. Во втором веке нашей эры в Испанию проникло христианство. После падения Рима в 410 году власть в Испании перешла к варварам-вестготам, создавшим на полуострове свое государство. Первым вестготским королем, правившим всей Испанией, был Свинтила (621–631). Столицей его королевства являлся город Толедо. В 711 году с юга, из Марокко началось массовое мусульманское вторжение в Испанию. В нем участвовали берберы и (в меньшей степени) арабы.

Мусульмане были призваны в Испанию не поделившими власть с королем вестготов Родерихом христианскими феодалами Агилой, сыном Витицы, смещенного с трона Родерихом; Оппой — архиепископом Севильи и дядей Агилы, и графом дон Хулианом, губернатором Сеуты, города-крепости на африканском берегу Гибралтарского пролива, предоставившим арабам четыре своих корабля

Целью реконкисты было отвоевание христианами у мусульман территории Пиренейского полуострова

Ход реконкисты. Кратко

  • 711, 19-26 июля — Разгром вестготов мусульманами у реки Гвадалетты в урочище Ханда
  • 711-717 — Толедо, Сарагоса, Севилья, Кордова, все иные города Испании вплоть до Пиренейских гор оказались под властью мусульман
    В это же время на севере Пиренейского полуострова, за Кантабрийскими горами и Бискайским заливом христиане-вестготы выбрали своим вождем готского феодала Пелайо, возглавившего борьбу христиан против мавров. В 718 году (по другим сведениям в 722) Пелайо в битве в долине Ковадонги разгромил высланный против него арабский отряд: «Во времена Анбасы появился на земле Галисии дикий осел по имени Пелайо. С тех пор он начал защищать христиан, которые все еще оставались в Испании, от мусульман. Они овладели Астурией и готовились к походу в земли Франков, потом победили Памплону в Галисии и не осталась больше там немусульманских земель. Но осталась скала, где защищался король по имени Пелайо с тремястами солдатами. Воины Ислама не прекращали нападать на него. Солдаты Пелайо умирали от голода, но не сдавались. У них почти не было пищи, кроме меда, который они добывали у пчел в трещинах скалы. Ситуация для мусульман стала болезненной, и, наконец, они решили уйти, говоря: «Тридцать диких ослов, что плохого они могут сделать нам?»

    Битва в долине Ковадонги считается началом Реконкисты

  • 719 — Арабы, перейдя Пиренеи, вторглись во Францию, но в 732 году между Туром и Пуатье были разбиты франкской армией Карла Мартелла, чем их поход в Европу завершился

    Пелайо создал на северо-западе Испании, западнее Страны Басков королевство Аустрия со столицей в селении Кангас-де-Онис

  • 737 — Смерть Пелайо, титул короля перешел к его сыну Фавиле
  • 738 — Начало междуусобицы среди мусульманских правителей Испании, продолжавшейся всё время их владычества на полуострове. Шииты и суниты, берберы и арабы, эмиры городов и провинций — все воевали друг с другом.
  • 739 — Смерть Фавилы. Корлем Аустрии стал муж его сестры Альфонсо I.
    Середина VIII века — Воспользовавшись войной между берберами и арабами, Альфонсу совершил ряд нападений на арабские территории в Галисии, Кантабрии и Леоне, захватил Брагу, Порту, Визеу, Асторгу, Леон, Самору, Саламанку, Симанкас, Авилу, установил новую границу Аустрии с владениями мусульман по реке Дуэро.
  • 778 — Король франков Карл Великий перешел Пиренейские горы и отнял у арабов области, расположенные у южных склонов Пиренеев. Он создал в тех краях так называемую Испанскую Марку, которая включала страну басков и Северную Каталонию с Барселоной. Однако вскоре Карл отступил. Арабы вернулись.
  • 791 — Королем Аустрии стал Альфонсо II. Астурия окончательно утвердила своё владычество в Галисии, Леоне и Кастилии.
  • 798 — Захват Альфонсо II Лиссабона
  • 811 — Испанская Марка снова христианская
  • Конец VIII века — В верховьях реки Арагон, самых малолюдных, труднодоступных и отсталых местностях испанских Пиренеев, создано маленькое христианское государство, ставшее графством Арагон
  • 813 — В Астурии найден ковчег с мощами, которые были приписаны апостолу Иакову. Поклонение мощам — важный эпизод Реконкисты, воодушевивший христиан. Весь IX век шли войны между мусульманами и мусульманами, христианами и христианами, христианами и мусульманами, испанцами и норманнами. Города, области переходили из рук в руки, грабились, уничтожались, отстраивались вновь.
  • 874 - Граф Барселонский Вифредо Мохнатый, добился независимости от франков и приступил к активному противодействию маврам, чьи владения располагались к югу и юго-западу от Каталонии. Возник новый очаг Реконкисты
  • 905 — Часть графства Арагон заняли баски, основавшие королевство Наварру
  • 910 — Астурийское королевство стало называться Леоном (Леон — область, расположенная на северо-западе плоскогорья, в бассейне реки Эслы. Название дано в честь одноименного города)
  • Первая половина ХI века — южные границы Леона продвинулись до Центральной Кордильеры — горной цепи в центральной части Пиренейского полуострова
  • 1035 — Графства Арагон превратилось в королевство Арагон
  • 1037 — Создание единого королевства Леон и Кастилья
  • 1085 — Король Кастильи и Леона Альфонсо VI захватил Толедо и назначил его столицей государства
  • 1086 — Призванные на помощь эмирами Гранады, Севильи и Бадахоса сахарские берберы в битве при Салаке разбили войско Альфонсо VI
  • 1094 — Образование Португальского графства
  • 1111 — Почти вся мусульманская Испания оказалась под властью африканских береберов
  • Середина ХII века — очередная усобица в стане мусульманских правителей
  • 1147 — Португальцы отвоевали всю приморскую область до низовьев реки Тахо, включая Лиссабон
  • 1135, 26 мая — Король Галисии, Леона и Кастильи Альфонсо VII коронован императором всей Испании и с 1139 начал активную борьбу против мусульман, контролировавших Южную Испанию
  • 1151 - Вторжение в Испанию Альмохадов — представителей государства в Северной Африке и особого учения внутри ислама, третья и последняя волна мусульманского нашествия
  • Вторая половина ХII века — ожесточенная борьба с переменным успехом между северными христианскими государствами Испании и южными мусульманскими
  • 1195 — Войско альмохадов нанесло поражение армии короля Кастилии Альфонсо VIII. Альфонсо был осажден в крепости Аларкос. Замок был взят штурмом, но Альфонсо VIII с небольшим отрядом вырвался из окружения. Мусульмане вернулись в Севилью.
  • 1212 — Важнейшая битва Реконкисты при Лас Навас де Толоса (в долине реки Толоса). Победа объединенного христианского войска из Кастильи, Наварры, Арагона, Португалии над мусульманами
  • 1228 — Барселонские графы отвоевали у мусульман остров Мальорку
  • 1230-1252 — Испанцы отобрали у арабов Кордову, Мурсию, Хаэн, Валенсию и Севилью, остров Менорку и Питиусские осторва. У мусульман в руках остался лишь Гранадский эмират

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Реконкиста (рус.) История средних веков.

    ✪ Час истины - Испания эпохи Реконкисты - Передача первая

    ✪ Реконкиста. Судьба Пиренейского полуострова в VIII-XV вв. Видеоурок по Всеобщей истории 6 класс

    ✪ Час истины - Реконкиста - XII век

    ✪ Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская (История Испании) - ЛИМБ 20

    Субтитры

Завоевание Иберии арабами

Юлиан послал свою дочь Каву к Толедскому двору, чтобы дать ей воспитание, соответствующее её рождению. Но она приглянулась королю вестготтов Родериху , который её обесчестил. В ответ на это оскорбление Юлиан сдал арабам свой город, предварительно заключив выгодный для себя договор. После этого Юлиан стал убеждать Мусу попытаться завоевать Испанию, обещая своё содействие. Последний, которого подстрекали к походу и испанские евреи , угнетаемые готами, отправил в Испанию , с согласия халифа Валида I, первоначально небольшой разведывательный отряд.

Начало реконкисты

Значительная часть вестготской аристократии предпочла остаться на завоёванных территориях, например, сыновья короля Витицы получили от арабов в частное владение богатые земли вестготской короны. Однако остатки вестготской армии и другая часть аристократов и священнослужителей, не пожелавшие остаться на завоёванных территориях, отступили в Астурию , где они впоследствии основали королевство Астурия , и в Септиманию . Летом 718 года знатный вестгот Пелайо , предположительно бывший телохранитель короля Родериха , находившийся в заложниках в Кордове, вернулся в Астурию и был избран первым королём Астурии . Избрание произошло на Поле Хура, между деревней Кангас де Онис и долиной Ковадонга . После получения известия о собрании на Поле Хура, Мунуса отправил донесение об этом эмиру Андалусии .

Но только в 722 году в Астурию прибыл карательный отряд под командованием Алькамы. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппа (брат Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через Тарну по берегам реки Налин, прибыл в Лукус Астурум . Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Однако отряд Алькамы был встречен христианами в ущелье и разбит, а сам Алькама погиб.

Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунусы, он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо . Сражение произошло у деревни Олалья (около современного Овьедо), где отряд Мунусы был полностью уничтожен, а сам Мунуса убит. С этого момента историки отсчитывают начало Реконкисты.

Остановка продвижения арабов в Европу

Поскольку практически вся Иберия была завоевана мусульманами, дальнейшая их экспансия могла продолжаться только через Пиренеи . Недавно назначенный вали Аль-Андалуса Аль-Самх ибн Малик в первый раз перешёл горы в 717 году , вторгшись в Септиманию . В 719 году арабы заняли Нарбонну , которая после этого была сильно укреплена и долгое время служила для мусульман военным оплотом во всех их военных кампаниях против франков .

Но уже через несколько лет арабы начали новую наступательную кампанию в Аквитании. В и 726 годах герцог Аквитанский дважды разбивал армию нового вали - Анбасы ибн Сухайм аль-Калби, - причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону . Однако Эд Великий - герцог Аквитанский - не смог помешать арабам захватить в 725 году Ним и Каркассон .

Остановив продвижение арабов, Эд Великий, тем не менее, оставался в сложном положении, поскольку его владения граничили с завоёванными арабами землями. Новым вали в этих землях, называемых арабами «восточным пограничьем» (Сердань , Нарбонна , Септимания), был назначен Утман ибн Наисса , которого франки называли Мунуза . Согласно народному преданию, упоминаемому в «Хронике Альфонсо III » , Мунуза, берберский вождь, был одним из четырёх мусульманских военачальников, первыми вступивших в Испанию во время арабского завоевания. В ходе одного из набегов на Аквитанию Мунуза захватил Лампагию - дочь Эда Великого . Красота девушки так поразила Мунузу, что он женился на ней. Благодаря этому браку Мунуза сблизился с отцом жены - герцогом Эдом .

Мунуза, недовольный тем, что на место вали Аль-Андалуса в 730 году вместо смещённого аль-Хайтана ибн Убейды аль-Келаби был назначен Абд ар-Рахман ибн Абдаллах , а не он сам , нуждался в могущественном союзнике. Эд хотел обезопасить свои владения от набегов арабов. В итоге в /731 году между двумя правителями был заключён союз, одним из условий которого было оказание Эдом помощи Мунузе в подготавливаемом восстании против вали Абд ар-Рахмана .

Одновременно у Эда начались разногласия с Карлом Мартеллом (Karl Martell) - франкским майордомом , который хотел подчинить своей власти отпавшие от королевства франков владения. Карл обвинил Эда в измене, заявив, что тот является «союзником неверных». Пользуясь этим надуманным предлогом, он в 731 году совершил два похода в Аквитанию. При этом он дважды захватывал и разорял Бурж , прельщённый богатой добычей. Вторжения Мартелла в Аквитанию разозлили Эда . Обезопасив тылы от арабов, он смог собрать силы, выступить против Карла Мартела и отбить Бурж .

После разгрома Мунузы Абд ар-Рахман решил расправиться с его союзником - Эдом Аквитанским. Имея в своём распоряжении огромную армию и став полновластным правителем Аль-Андалуса, он рассчитывал продолжить завоевания, начатые его предшественниками. Он разделил армию на две группировки. Одна армия Абд а ар-Рахмана вторглась из Септимании и дошла до Роны , захватив и разграбив Альбижуа , Руэрг , Жеводан и Веле . Легенды и хроники говорят также о разрушении маврами Отёна и осаде Санса . Но в отличие от своих предшественников, которые нападали на Франкское государство с востока, Абд ар-Рахман нанёс основной удар с запада.

Можно полагать, что в течение трёх месяцев отряды Абд эль-Рахмана в полном смысле слова обошли все долины, горы и берега Аквитании, не встречая ни малейшего сопротивления в чистом поле. Армия Эвдона была до того разбита на Гаронне , что даже остатки её исчезли и перемешались с массой доведенного до отчаяния населения. Затем Абд эль-Рахман решился идти на Тур , взять его и похитить сокровища знаменитого аббатства. Для этого он соединил свои силы, и во главе всей армии направился к Туру . Прибыв в Пуатье , мавры нашли ворота запертыми, а горожан на стенах, в полном вооружении и с решимостью смело защищаться. Взяв город в осаду, Абд эль-Рахман взял одно из его предместий, где находилась знаменитая церковь святого Гилария, и разграбил её вместе с близлежавшими домами и в заключение поджег, так что от всего предместья осталась куча пепла. Но этим и ограничился его успех. Храбрые жители Пуатье , заключённые в своём городе, продолжали мужественно держаться, и потому мавры, не желая тратить времени, которое надеялись с большей выгодой использовать в Type , направились к этому городу. Некоторые арабские историки утверждают, что город Тур был взят, но это очевидная ошибка: неизвестно даже, дошло ли дело до осады.

Целью Абд ар-Рахмана было, скорее всего, знаменитое аббатство Сен-Мартен-де-Тур. По дороге были опустошены окрестности Перигё , Сента и Ангулема , а сами города захвачены. После этого армия мавров переправилась через Шаранту .

Битва при Пуатье

Бежав из-под Бордо, Эд направился к Луаре. Возможности собрать новую армию у него не было, поэтому Эду осталось только одно: обратиться за помощью к своему недавнему врагу - майордому Карлу Мартелу . Собрав остатки своей армии, Эд направился в Париж , где в это время находился Карл Мартел . Прибыв в город, Эд смог убедить Карла, занятого в это время борьбой с прочими германскими племенами, совместно выступить против арабов .

По-видимому, надвигавшаяся грозная опасность на время прекратила многочисленные раздоры и распри, как среди самих франков, так и между франками и другими германскими племенами. Ради отражения арабской угрозы Карл остановил межплеменную войну, которую он вел против других германцев. Ему удалось за короткое время собрать большое войско, в состав которого вошли, кроме франков , и некоторые другие германские племена: алеманны , баварцы , саксы , фризы . С большой объединённой армией Карл двинулся наперерез войску мавров .

Абд эль-Рахман находился ещё под стенами или в окрестностях Тура , когда узнал, что франки приближаются к нему большими переходами. Считая невыгодными ожидать их в этой позиции, он снялся с лагеря и отошёл к Пуатье , преследуемый по пятам гнавшимся за ним Карлом Мартелом. Но огромное количество добычи и пленников и большие обозы, которые находились при его армии, затрудняло его марш, и сделало отступление более опасным, нежели сражение. По словам некоторых арабских историков, была минута, когда он думал приказать своим солдатам бросить всю эту пагубную добычу и сохранить только боевых лошадей и оружие. Такой приказ был в характере Абд эль-Рахмана . Между тем, он не решился отдать его и рассудил ожидать неприятеля на полях Пуатье , между рекой Вьеной и рекой Клэн, возлагая всю надежду на храбрость воинов. Около города арабы разграбили и разрушили аббатство Сен-Илэр, однако сам город осаждать не стали, обогнув его и двинувшись дальше в сторону Тура .

Армии встретились между Туром и Пуатье. Ни точное место, ни дата сражения до сих пор историками однозначно не установлены. Историки высказывают много версий, касающихся места проведения битвы, помещая её в разные места между Пуатье и Туром. Также называются разные даты битвы - от октября 732 года до октября 733 года , однако по превалирующей в настоящий момент версии битву относят именно к октябрю 732 года . Эта битва вошла в историю как битва при Пуатье (или битва при Туре).

Итогом этой битвы стал разгром арабской армии и гибель Абд ар-Рахмана. Остатки арабской армии воспользовались наступившей ночью и бежали. «Хроники Сен-Дени » свидетельствуют: «…Герцог Аквитании Эд, приведший во Францию народ сарацин, этот сверхъестественный бич, действовал так, что примирился с государем Карлом и впоследствии убил всех сарацин, уцелевших в этой битве, которых мог достать…» , что может говорить о том, что герцог Эд с аквитанцами выступил для преследования беглецов. В то же время «Мосарабская хроника» рассказывает: «И поскольку эти народы вовсе не озаботились о погоне, они ушли, нагруженные добычей, и с торжеством вернулись в своё отечество» . Это же отмечают и «Хроники Сен-Дени »: «Он [Карл Мартел] взял все шатры врагов и всё их снаряжение и завладел всем, что у них было» . На основании этих и других свидетельств историки предполагают, что вслед отступающим маврам выступил один герцог Аквитании, в то время как Карл Мартел остался на поле битвы собирать оставленную мусульманами добычу. Франки и не думали преследовать неприятеля и весело разделили награбленное маврами у несчастных аквитанцев, которым пришлось таким образом переменить только одного врага на другого. Разделив захваченную добычу, Карл Мартел с почётом вернулся домой .

Тем не менее эта победа франков остановила продвижение арабов в Западную Европу, а Карл Мартел был единодушно признан борцом за христианство и правителем всей Галлии . Однако окончательно арабская угроза ликвидирована не была и Карлу пришлось провести ещё несколько военных кампаний, чтобы выбить арабов из Прованса и Бургундии.

Армия арабов откатилась на юг за Пиренеи . В последующие годы Мартелл продолжил их изгнание из Франции. После смерти Эвдона (около 735 года), который неохотно признал сюзеренитет Мартелла в 719 году, Карл решил присоединить Аквитанское герцогство к своим землям и отправился туда, чтобы собрать с аквитанцев причитавшуюся ему дань . Но аквитанская знать провозгласила герцогом Аквитанским сына Эвдона - Гунольда , и Карл признал его законные права на Аквитанию в следующем году, когда арабы вторглись в Прованс как союзники герцога Мавронтия . У Гунольда , который сначала не желал признавать Карла верховным властителем, вскоре не осталось иного выбора. Он признал верховенство Карла, а Мартелл подтвердил его права на герцогство, и оба стали готовиться к встрече с захватчиками. Мартелл был уверен в том, что арабов необходимо удержать на Пиренейском полуострове и не дать им закрепиться в Галлии.

Не желая связывать свою армию осадой, которая могла длиться годами, и считая, что не перенесёт потерь при фронтальном ударе всеми силами, как было при Арле , Мартелл удовольствовался тем, что изолировал немногих захватчиков в Нарбонне и Септимании . После поражения мавров при Нарбонне угроза вторжения слабла, а в 750 году объединённый халифат погрузился в пучину гражданской войны в битве при Забе .

Хронология

30 апреля 711 г. - смешанное арабо-берберское (мавританское) войско под командованием племенного вождя Тарика ибн Зияда переправляется из Африки на Пиренейский полуостров через Гибралтар (современное название происходит от искаженного арабского Джабаль-Тарик, «гора Тарика»).

19 июля 711 г. - битва при Гуадалете. Гибель короля Родриго . Крушение Вестготского королевства , существовавшего с начала VI в.

711-718 гг. - полуостров подпадает под власть мусульман полностью - за исключением лишь узкой полоски на севере, нынешней провинции Астурия , где укрепились остатки вестготской знати.

Около 1030 по 1099 г. - жизнь и подвиги графа Руя Ди́аса де Бивара по прозвищу Сид Кампеадор , легендарного воина Реконкисты, героя эпической «Песни о моём Сиде », а также многочисленных позднейших произведений Корнеля, Гердера и других.

1151 г. - третья и последняя волна мусульманского вторжения в Испанию. На сей раз пришли Альмохады («объединенные») - приверженцы особого учения внутри ислама, известного как «унитаризм». Проявления крайнего исламского фанатизма. Гонения на христиан.

1252-1284 гг. - правление в Кастилии Альфонсо X Мудрого . Расцвет наук и искусств, взращенных многовековым взаимопроникновением религий и культур. Издание первого «Свода законов».

Инкорпорация

Процесс инкорпорации захваченных у мавров территорий отличался сложностью социально-демографических процессов. Многие мусульмане покидали захваченные христианами территории, уходя далее на юг. Во многих случаях христиане сами заставляли мусульман покинуть занимаемые ими регионы, особенно это касалось стратегически важных городов и крепостей. Распределение захваченных земель между новыми христианскими хозяевами осуществлялось несколькими методами, среди которых выделялись фуэ́роc и присура. На раннем этапе реконкисты земля делилась на наделы, в центре которых стоял замок (кастель), откуда и пошли названия областей Кастилия и Каталония. Расстояние от одного замка до другого примерно равнялось 1 дню пути верхом на лошади.

Центральная Испания никогда не отличалась высокой плотностью населения. Во многих регионах она была очень низкой (например, так называемая Дуэрская пустыня). Поэтому политика привлечения крестьян из северных регионов получила особое название - «репоблация».

В том случае если маврам позволяли остаться в городе в статусе мудéхары , им выделяли отдельный квартал - морери́я, евреям - худери́я. Нехристианские кварталы в целом именовались альхама.

Окончание реконкисты

Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами. Случались и явные неудачи, например битва при Аларкосе . Закончилась реконкиста в 1492 году , когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Иберийского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512 году).

Борьба против мавров, впрочем, не удерживала христианские королевства от борьбы друг с другом или заключений временных союзов с исламскими властелинами. Мавританские эмиры зачастую имели христианских жён или матерей. Позже у Королевствa Кастилии и Леонa было достаточно военной мощи завоевать последний маврский эмират - Гранаду , но оно долго предпочитало вместо этого получать дань с Гранадского эмирата . Торговля через Гранаду составляла главный путь африканского золота в средневековую Европу .

Этно-социальные группы населения Пиренейского полуострова в ходе Реконкисты

Переносные значения

В конце XX века в разных регионах мира у понятия Реконкиста возникли новые значения.

Мексика и США

Понятие Реконкиста зачастую используется в ультраправых, консервативных политических кругах США, для описания демографической ситуации на юго-западе страны, где, в результате бесконтрольной нелегальной миграции за последние десятилетия, мексиканцы и другие выходцы из Латинской Америки вновь стали большинством населения (см. Штаты США с преобладанием меньшинства). Для справки, территория юго-запада до войны 1848 года (см. Американо-мексиканская война) являлась мексиканской территорией с пусть и малочисленным (около 50 000), но всё же испаноязычным населением. Поражение Мексики в войне привело к наплыву сюда белых англоязычных переселенцев, которые абсолютно преобладали в регионе до конца 1970-х годов, но начали сдавать свои позиции в последние годы.

Монреаль и Квебек в Канаде

Понятие Реконкиста (фр. La Reconquête ) также нередко можно встретить в англо- и франкоязычных публикациях Канады и США, описывающих развитие демолингвистической ситуации в современной провинции

Реконкиста (в переводе с испанского и португальского «отвоёвывание») – процесс возврата испанцами и португальцами земель Пиренейского полуострова, захваченных мавританскими исламскими государствами.

Этот процесс был длительным и, естественно, кровопролитным.

Достаточно сказать, что началась реконкиста сразу же, как арабы завоевали Пиренейский полуостров, то есть в VIII веке, а закончилась только в 1492 году, когда кастильский король Фердинанд и королева Изабелла изгнали последних мавров с территории полуострова.

Борьба пиренейских мусульман и христиан шла с переменным успехом, главной причиной чему были феодальные раздоры с той и другой стороны.

В результате такого соперничества христианские феодалы заключали временные союзы с мусульманами, а те, в свою очередь, обращались за помощью к испанцам и португальцам.

Образовалась длительная европейская «горячая точка», военные действия в которой проводились не только с освободительной целью, но и из корыстных соображений.

Последствия оскорбления

Арабское завоевание Пиренеев стало возможным по целому ряду причин, одной из которых было личное оскорбление, нанесённое одним христианским правителем другому. Когда арабский полководец Муса ибн Нусайр приблизился к Испании, у него на пути встала Сеута, жители которой оказали ожесточённое сопротивление.

Сеута принадлежала Византийской империи, но находилась далеко от столицы, поэтому наместнику Юлиану пришлось оборонять город своими силами. Параллельно с этим у него подрастала дочь Кава, которую он отправил в Толедо для получения образования. Толедо принадлежал тогда вестготам.

Тамошний король Родерих пленился красотой Кавы и обесчестил её. Когда Юлиан об этом узнал, он пришёл в ярость. Он сдался арабам и предложил Мусе свою помощь в завоевании всей Испании. С этого момента начинается успешное продвижение арабского войска вглубь полуострова.

Начало Реконкисты

Король Родерих пытался сопротивляться арабскому нашествию, однако его армия была разбита, а сам он погиб. Сопротивление прекратилось, и часть вестготов спаслась бегством с полуострова. Другая часть осталась на завоёванных арабами территориях, получив за своё союзничество богатые земельные наделы и прочие подарки.

Однако положение изменилось, когда из плена вернулся Пелайо, представитель вестготской знати и, по одной из версий, бывший телохранитель Родериха. Он был провозглашён королём Астурии, что вызвало гнев арабов. Когда они прислали карательный отряд, Пелайо начал сопротивляться и уничтожил отряд Алькамы, андалусского эмира, и его самого. Это сражение, получившее название битвы при Ковадонге, открывает долгий и упорный процесс Реконкисты.

Значение Реконкисты

  • Сопротивление христианского населения Пиренеев в конце концов освободило полуостров от завоевателей. Однако значение Реконкисты существенно больше.
  • Выступление против арабов остановило их продвижение дальше в Европу.
  • Испанские и португальские правители стали для мусульманского мира серьёзным противником, из-за чего позиции непобедимого прежде Арабского халифата пошатнулись.
  • Борьба против арабов активизировала крестовые походы. У христианских рыцарей появилась по-настоящему благородная миссия – освобождение завоёванной европейской территории от мусульманского ига.
  • После изгнания арабов-мусульман появились «мориски». Так называли арабов, которые оставались жить на Пиренейском полуострове, теперь уже христианском, и сами принимали христианство (когда добровольно, но чаще – насильственно). В довесок здесь же появились «марраны» - крещёные евреи.

За тем, как мориски приобщаются к христианской религии, следила святая инквизиция. Такая слежка была особенно важной. Дело в том, что исламская религия устанавливает принцип «такийя», который состоит в том, что правоверному мусульманину при определённых обстоятельствах разрешается скрывать свою настоящую веру и внешне принимать обличье иноверца.

В христианском окружении мусульманин может, к примеру, имитировать обращение в христианство, может посещать церковные службы, однако в душе он всё равно остаётся приверженцем своей веры. Арабы, исполняющие «такийю», вполне могли появиться и на освобождённом Пиренейском полуострове, где они способны были оказать сопротивление. Поэтому и был необходим надзор со стороны инквизиторов.

отвоев. испанцами и португальцами земель, захвач. в нач. 8 в. арабами и берберами (арабы и берберы получили впоследст. общее назв. мавров) на терр. Пиренейского п-ова. Р. началась битвой при Ковадонге (Астурия) в 718.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕКОНКИСТА

исп. reconquista, от reconquistar - отвоевывать) - отвоевание народами Пиренейского п-ова в 8-15 вв. терр., захваченных арабами и берберами (получившими впоследствии общее назв. - мавры). Р. началась битвой 718 при Ковадонге (Астурия), приостановившей дальнейшее наступление мавров. До 11 в. продвижение к югу исп. гос-в, образовавшихся в ходе Р., было замедленным. Распад Кордовского халифата (1031) облегчил освобождение земель на юге п-ова. 11-13 вв. - решающий этап Р. В 1085 кастильцы взяли Толедо. Вторжения Альморавидов и затем Альмохадов лишь на нек-рое время задержали успешный ход Р. 16 июля 1212 при Лас-Навас-де-Толоса объединенные силы Кастилии, Арагона и Наварры одержали решающую победу над войсками Альмохадов. В 1236 кастильцами была взята Кордова, в 1246 - Хаэн, в 1248 - Севилья; королевством Арагон были отвоеваны у мавров в 1229-1235 Балеарские о-ва, в 1238 - Валенсия, португальцы освободили в 1249-50 обл. Алгарви (Ю. совр. Португалии). К сер. 13 в. в руках мавров остался лишь Гранадский эмират, к-рый пал в 1492. До недавнего времени исп. Бурж. историки рассматривали Р. преим. как цепь воен. предприятий, к-рые велись под знаком религ. борьбы христиан против "неверных", и недооценивали ее экономич. мотивы, ее влияние на социально-экономич. и политич. историю народов Пиренейского п-ова (А. Бальестерос-Беретта, П. Энрике Эррера и др.). Почти все совр. исп. бурж. историки сходятся во мнении об исключительно большом влиянии и араб. завоеваний и Р. на ход истории Испании и Португалии (Р. Менендес Пидаль, К. Санчес Альборнос, X. Висенс Вивес и др.). Р. в значит. мере определила экономич. и политич. развитие стран Пиренейского п-ова. Р. не представляла собой лишь цепь воен. походов, она являлась прежде всего широким колонизационным процессом закрепления и экономич. освоения отвоеванных у мавров терр. В ходе ее складывались социально-экономич., политич. особенности каждого из гос-в, образовывавшихся на этих терр. Гл. движущей силой Р. были крестьяне, с оружием в руках отстаивавшие независимость родины. В начальный период Р., когда земли освобождались от мавров местным населением в значит. мере стихийно (особенно в Кастилии), без участия феодалов, крестьяне, оседавшие на этих землях, добивались в своем большинстве личной свободы. Постоянная угроза набегов мавров вызывала у колонистов необходимость селиться целыми коллективами в укрепленных местах. С этим начальным этапом Р. связано образование крест. общин (в частности, бегетрий) и гор. общин. Активное участие в Р. принимали города, в ходе ее получившие относительную автономию. Права и привилегии сел. и гор. общин фиксировались в фуэрос (португ. - фораиш). В дальнейшем королев. власть, укрепившаяся благодаря воен. успехам Р., взяла в свои руки (при активном участии светских и духовных феодалов) распределение отвоеванных земель. Заинтересованная в экономич. освоении этих земель, в воен. силах для дальнейшей борьбы с маврами, королев. власть была вынуждена поддерживать общины, предоставлять вновь возникающим нас. пунктам хартии поселения. 11-13 вв. - период расцвета гор. и сел. общин, определившего и характер кортесов Кастилии, в состав к-рых наряду с горожанами входили представители крест. общин. И хотя с оттеснением мавров на юг п-ова усилился натиск феодалов на крестьян, в Леоне и Кастилии крестьянство в 11-13 вв. все еще сохраняло личную свободу; в ряде др. гос-в Пиренейского п-ова крестьяне к 13 в. оказались закрепощены. С Р., к-рая велась под лозунгом религ. борьбы с "неверными", связан рост идеологич. влияния и экономич. могущества католич. церкви в Испании и Португалии; духовно-рыцарские ордена (Калатрава, Алькантара, Ависский орден и др.) превратились в крупнейших собственников-латифундистов. Р. определила и др. особенности феодализма на Пиренейском п-ове (по сравнению с др. европ. гос-вами): многочисленность слоя мелкого рыцарства (в ряды к-рого был открыт доступ и крестьянам, и горожанам, если они были в состоянии снарядить коня), сыгравшего большую роль в социально-экономич. и политич. жизни гос-в п-ова; сохранение в осн. за монархией политич. власти, диктовавшееся необходимостью консолидации сил в борьбе с общим врагом. С Р. связан процесс формирования народностей - испанской и португальской, складывания их нац. культуры, нац. характера. В исп. лит-ре Р. нашла яркое отражение в героич. эпосе о Сиде, романсеро и др. памятниках. Особая роль Кастилии в Р. сказалась на формировании нац. исп. яз., в основу к-рого лег распространявшийся на освобожденных терр. кастильский диалект. Лит.: Арский И. В., Р. и колонизация в истории ср.-век. Каталонии, в сб.: Культура Испании, (М.), 1940; Фрязинов С. В., Проблема Р., как колонизационного движения, в освещении исп. ученых, "Уч. зап. Горьковского гос. ун-та, серия историко-филологич.", 1959, в. 46; La Reconquista espa?ola у la repoblaci?n del pa?s, Zaragoza, 1951. См. также общие работы по истории Испании при ст. Испания. И. С. Пичугина. Москва. -***-***-***- Реконкиста

В начале VIII в. арабы завоевали уже Византия и Северную Африку. Затем они обратили свой взор на территорию Испании. Впоследствии там было образовано новое государство - Мусульманская Испания. Оно просуществовало довольно продолжительное время. Многие коренные жители вели борьбу с засильем арабов, которых они называли «маврами». Так возникло новое движение за освобождение Испании от арабского влияния, которое в истории получило название - Реконкиста. Это значит по-испански - отвоевание. Весь Пиренейский полуостров оказался под влиянием этого движения. Это во многом определило развитие этой территории. Движение Реконкисты продлилось до конца XV в. Оно позволило не только противостоять арабам, но вести экономические и политические контакты между разными территориями полуострова.

Участники Реконкисты


Движение Реконкисты позволило жителям Пиренейского полуострова сформировать особую культурную, экономическую и политическую общность. Победа и дальнейшее освобождение земель от арабов произошло по разным причинам. Но все народы объединяла общая заинтересованность в Реконкисте:

  1. Землевладельцы в ходе этого процесса получили новые земли. Также некоторые из них стали занимать важные должности в освобожденных территориях;
  2. Церковь тоже не осталась обделенной. Ей тоже дали новые земельные угодья. Также она получила право создавать в новых землях христианские приходы, епископаты и монастыри. А также вела активную борьбу против мусульманства;
  3. Королевская власть тоже во многом выиграла. Ее казна пополнилась новыми средствами. Да и авторитет тоже заметно вырос;
  4. Крестьяне лелеяли надежду на новых землях избавиться от феодального гнета сеньоров и налогов.

Самая важная причина для каждого участника Реконкисты крылась в получении большой выгоды. Эту корыстную цель преследовали абсолютно все. Движение длилось практически восемь веков.

Историки разделили Реконкисту на несколько этапов. Каждый этап обладал своими особенностями. Например, в середине VIII в. для Аустрии было нормально переселять в основном люде с юга на север. А внутренние территории королевства осваивали беженцы из разоренных местностей. Таким образом, до IX в. Реконкисту осуществляли отдельные личности, особо смелые. А вот с IX в. Реконкисту стала контролировать уже власть короля.

Этапы Реконкисты


На рубеже VIII-IX вв. кроме Аустрии очагом Реконкисты стало и франкское государство. Франки взяли под контроль территорию Каталонии и создали там Испанское владение с центром с городом Барселона. Территория между Аустрией и Каталонией постоянно то была во владениях арабов, то европейцев. И вот только в X в. там возникли новые королевства - Наварра и Арагон. Это стало началом дальнейшего движения Реконкисты. Так у арабов уже отвоевали весь север Пиренейского полуострова.

Когда империя Каролингов пала, то территория с центром в Барселоне стала самостоятельным государством. После череды войн арабов и европейцев на Пиренейском сложилась целая когорта новых государств, таких как Кастилия, Наварра, Арагон и графство Барселонское. Также там оставалось и несколько десятков арабских княжеств. Новая волна Реконкисты началась в XI в. испанцы одержали победу при Толедо в 1085 г. Позже при участии представителей 2 крестового похода ужалось завоевать Лиссабон.

А самая важная битва состоялась в 1212 г. Участие приняли совместные войска Арагона, Кастилии, Наварры и Португалии. Они нанесли сокрушительное поражение арабам. Это событие окончательно изгнало мавров с территории Испании. Постепенно в течение XIII в. испанцы брали все новые и новые территории: Севиль,Корова, валенсия и др. В 1226 г. испанцы оказались у берегов Атлантики. Последним владением мавров был Гранадский эмират. Его удалось отвоевать только в 1492 г.

Так закончилась длительная и ожесточенная борьба двух народов, двух культур и можно сказать двух совершенно разных миров. Это движение получило в истории название движение Реконкисты.

Реконкиста видео

 


Читайте:



Этапы процесса моделирования

Этапы процесса моделирования

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что в этом процессе обязательно участвуют и взаимодействуют друг с другом субъект, объект исследования и...

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

ГОУ ЦО №1828 «Сабурово», Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории, урок в 8 классе. Слайд 2 План урока 1. Личность императора Николая I. 2....

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”

В процессе обучения в аспирантуре молодой ученый обязан пройти практику, результатом которой станет составление отчета по педагогической практике...

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда

Одним из невероятных и очень талантливых людей, чьи творения до сих пор не оставляют равнодушным ни одного ученого, является Зигмунд Фрейд (годы...

feed-image RSS