Главная - Еда и напитки
Презентация на тему "Мир древности: далёкий и близкий". Сообщение на тему: «Начало истории человечества. Мир древности далёкий и близкий» в) древнегреческие статуи

Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? (3 слайд)

Да, верно. Египет - одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

Найдите на карте материк Африка и реку Нил

Ученик выходит и показывает. (4 слайд)

Где протекает река Нил? -

Нил течёт через пустыню, а возможна ли жизнь в пустыне без воды?

Скажите, так почему оказалась возможна жизнь на берегах Нила?

Молодцы!
- Ваша задача сейчас будет прочитать текст на с.8-9 учебника, но не просто прочитать, а взять в руки карандаш и подчеркнуть всех богов какие были,какие иероглифы, что они обозначали.

О каких богах вы Египетских богах вы узнали?

(На слайде идет показ богов) (слайд 6,7,8)

Иероглиф - древние рисуночные знаки египетского письма. (5 слайд)

Что ещё вам показалось интересным?

(Перечисление построек древнего Египта сопровождается демонстрацией слайдов.) (слайд 9,10)

Возможно вы уже слышали о египетских пирамидах. Какие это пирамиды?

Много позже возникли Древняя Греция и Древний Рим. (слайд 11,12) Греция - горная страна на Балканском полуострове. Покажите на карте. (слайд 13)

Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт очень долгая жизнь, поэтому Афина (слайд 13) захотела дать городу своё имя, а Посейдон - своё. (слайд 14). Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу - забил из скалы источник.

Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику - а вода- то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю - и выросло оливковое дерево.

Плоды этого дерева - оливки (их ещё называют маслинами греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живёт 250 лет, а вот плоды даёт только на 16-18 год…

Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами.

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились

Так почему же столица Греции носит такое название?
- Найдите на карте столицу Греции - город Афины (Дети самостоятельно находят этот город на карте)
Теперь найдите на карте столицу Италии, город Рим.

Ребенок выходит к карте и показывает всему классу.
- Прочитайте текст учебника на с. 10-13
- Какими,постройками славен Рим? - Какое назначение имели эти постройки?

Что такое Акрополя?

Что такое Парфенон?

А кто может сказать, как выглядит Парфенон?

Древний Рим, Римская империя - это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя - Ромула. (слайд 20).

Мы не знали, как на самом деле появился город Рим, но легенда рассказывает об этом так. На территории современной Италии в древности жило племя латинов.

В небольшом городе - государстве Альта - Лонга правил царь Нумитор. (слайд 21)

Его свёрг с престола младший брат Амулий. (слайд 22) Чтобы потомки Нумитора не смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой. Весталки - служительницы Весты, (слайд 23) римской богини домашнего очага.

Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священном очаге.

Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у дочери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына - близнеца. Она говорила, что их отец - бог Марс. (слайд 24)

Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица - она выкормила их.

Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем (слайд 25) - так назвал пастух мальчиков - выросли, они узнали тайну своего рождения, Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору.

Братья не остались в Альта - Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема.

А потом основал город, который назвал Римом (по - латински Roma) и стал его первым царём.

Какие постройки рассказывают о прошлом Рима?

Как называется храм всех богов?
-В честь кого Рим носит своё название?

Предварительный просмотр:

Тема: Мир древности: далёкий и близкий

Цель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.

Формируемые УУД: познавательные - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в группе; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конрезультата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - проявлять желание больше узнать.

Оборудование: медиапроектор, учебник, дополнительная литература, кроссворды, карточки для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый.Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация опорных знаний.

Разгадайте ребус:

1=Т

(Страницы истории)

4=Р

О чём говорит вам эта фраза?

(На прошлом уроке мы начали изучать страницы истории.)

На какие эпохи делят учёные историю человечества?

(Первобытная история , история Древнего мира, история Средних веков, история Нового и Новейшего времени)

Как называется первая и самая долгая эпоха в истории человечества?(Первобытная)

Когда и где появились первые люди?(Около 2,5млн.лет назад в Восточной Африке)

Кто был величайшим помощником человека ?(Огонь)

Как жили первобытные люди?(Сообща)

Как назывались эти первобытные коллективы?(Человеческое стадо)

Назовите основные занятия первобытных людей .(Охота, собирательство)

Из чего были сделаны первые орудия труда? (Камень)

Как называлась живопись, появившаяся в это время? (Наскальная)

Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней?(Молоток)

На экране появляются ответы. Выделяется слово АНТИЧНОСТЬ.

III. Постановка учебной задачи.

Какое слово получилось?

Что же такое античность?

лат. ant i quitas - древность, старина;

К ак вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире).

Зачем, как вы думаете? (Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).

Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.

IV. Решение учебной задачи. Работа в группах.

Перед вами три изображения. Как вы думаете, как же они могут быть связаны с темой сегодняшнего урока?


Вам сегодня предстоит побывать в трёх Древних Государствах и получить новую информацию. И, надеюсь, вы сумеете найти ответ на мой вопрос. Я предлагаю вам поработать корреспондентами в группах.

(Класс делится на группы. Каждая группа получает государство для изучения. Ученики используют учебник, доп. информацию, карточки с вопросами.)

Ваша задача - ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране по плану. Ответы вы ищите в учебнике, на карточках, обсуждаете группой. Выбираете нескольких человек из группы, которые будут рассказывать о стране. Определите, кто в группе будет хранителем времени. Помните и о правилах работы в группе. Время работы -10 минут.

Карточка для работы 1

  • Древний Египет (с. 8-10)

1. Когда и где появилось Египетское царство?

Почему была возможна жизнь на берегах Нила?

2.Кто управлял миром, по мнению египтян? Назовите египетских богов.

Как называли бога мудрости, счета и письма? Как его изображали? Что относят египтяне к дарам Тота?

3. Как писали египтяне?

4. Какие сооружения и для кого возводили египтяне?

Карточка для работы 2

  • Древняя Греция (стр.10-12)

1. Где находится Греция? Какое название имела в древности?

Где жили древнегреческие боги? Как их изображали? Кто был главным богом?

2. Какой город является столицей Греции? Почему его так назвали?

3. Что является сердцем Афин? Что такое Акрополь?

Назовите самый знаменитый храм Акрополя. Какая скульптура находилась в центре Парфенона?

4.Чем увлекались древние греки? Что происходило в городе Олимпия?

Как древние греки изменили письменность?

Карточка для работы 3

  • Древний Рим (с. 12-13)

1. Назовите дату основания Рима. Как, по легенде, возник Рим?

2. Как отдыхали римляне? Что такое Колизей?

3.Что такое Римский форум? Что такое Пантеон?

V. Отчёты групп


Наш рассказ об одном из самых древних государств на земле - Египте . Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила. Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово " Египет ” означает " чёрная земля ”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.


Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Верховный бог Ра - Бог солнца, Анубис - божество с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир, Амон - бог воздуха и ветра, урожая, творец мира, Себек - бог воды и разлива Нила - человек с головой крокодила.Богом мудрости, письма и счёта был Тот. Изображали его с головой птицы ибиса. Он придумал месяцы и годы, научил вести счёт времени, а также подарил арифметические вычисления и письмо.

На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Из его стеблей люди получали материал для письма, который тоже называли папирусом. Не все египтяне умели читать и писать. Люди, называвшиеся писцами, писали для них письма. Писцов в Древнем Египте очень уважали. Писали особыми знаками – иероглифами. Иероглиф мог обозначать какой-то предмет или обозначать несколько согласных звуков. Для гласных звуков знаков не было.


Для богов египтяне строили храмы: комплексы в Карнаке и Луксоре. Ворота в храм были в виде высоких стен. Внутри храма – дворы со статуями богов.
Египетские правители, называвшиеся фараонами, почитались как боги. Им принадлежала земля Египта. Фараон приказывал соорудить для себя при жизни «дом вечности» - гробницу в виде каменных пирамид.

А сейчас прямое включение наших внештатных корреспондентов в Египте. Внимание на экран. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА .

Пирамиды города Гизы – одно из признанных чудес света.

Пирамида Хеопса – самая знаменитая, самая большая, её высота 148 метров. Возле одной из пирамид находится статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, высеченная из скалы - Большой сфинкс . Это - страж вечного покоя фараонов.

Спасибо за интересный рассказ.

Какое же изображение связано с Египтом?

ВЫВОД : цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила около 3000 лет. Оставила потомкам в наследие памятники архитектуры, научные знания и многое другое.

VI. Физминутка для глаз.

Давайте ещё немного отдохнём в Египте, а затем продолжим наше путешествие.

VII.Отчёты групп.

- Что же расскажут нам корреспонденты из 2 группы?

Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции.

Греция – горная страна на Балканском полуострове. В древности эта страна называлась Элладой, а её жители - эллинами. Именно здесь зародились известные сегодня науки и искусства. На севере Греции есть высокая гора Олимп . На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Изображали греки своих богов похожими на людей. Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид.

Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина, богиня мудрости и справедливой войны, захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона. Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признали лучшим и город назвали в её честь. Афины - и сейчас столица Греции.

Сердцем Афин является Акрополь - высокий холм с прекрасными древними постройками. Здесь располагался храм богини Афины- Парфенон. В древности в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. Настоящая статуя не уцелела до наших дней. Но в музеях мира можно увидеть копии, воссозданные по описаниям.

Очень серьёзно относились греки к спорту. Каждые четыре года проходили спортивные праздники, называвшиеся играми . Самыми важными были игры в городе Олимпия . Именно здесь и зародились Олимпийские игры.

Греки придумали более простую и удобную письменность, впервые появились буквы для гласных звуков. От греческой азбуки образовалась и славянская письменность.

Какая картинка связана с Элладой? Почему?

ВЫВОД: Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивалась поэзия, открытия в медицине, науке и технике, театр, первые школы.

Мы познакомим вас с историей Древнего Рима.

Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. О том, как возник этот город легенда рассказывает так: царя г.Лонга Нумитора сверг с престола младший брат Амулий и чтобы никто не претендовал на престол, приказал убить его сына, а его дочь сделал служительницей при храме. Вскоре у неё родились два сына – близнеца. Амулий приказал казнить мать, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, крик услышала волчица – она и выкормила их. Позже братьев подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения. Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору, а сами решили основать новый город. Каждый хотел назвать его своим именем. Братья поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом (по – латински Roma) и стал его первым царём.

В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры. Большим успехов у римлян пользовались гонки на колесницах, бои гладиаторов, когда они сражались друг с другом или с дикими животными. До наших дней сохранился Колизей - амфитеатр (круглый театр без крыши) , одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима, строительство которого велось на протяжении 8 лет. М ножество входов в Колизее располагаются по всему зданию, благодаря чему публика могла заполнить театр за 15 минут и покинуть за 5.

Римский форум - площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь принимали законы, награждали победителей, меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками.

Пантеон - «храм всех богов» в Риме. Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. В полдень через него проникает самый сильный световой столб и освещает здание изнутри.
-Как изображение близнецов связано с Древним Римом?

Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы. Просуществовала империя до 476 г. н.э, когда был свергнут последний римский император. (Ромул Августул)

VIII. Закрепление изученного.

1. Каждой группе я предлагаю разгадать кроссворд и повторить услышанное.

Вопросы к кроссворду:

1. Царь Египта.

2. Материал для письма в Древнем Египте.

3. Река, на берегах которой возникло Египетское государство.

4. Особые знаки для письма.

5. Гробница фараона в Древнем Египте.

6. Столица Греции.

7. Высокая гора на севере Греции.

8. Греческий бог моря.

9. Главный греческий бог.

10. Знаменитый храм Акрополя.

11. Сердце Афин.

12. Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев.

13. Столица Италии.

14. Храм всех богов в Древнем Риме.

15. Бог воды и разлива Нила в Древнем Египте.

Прочитайте, что получилось? Именно так называется картина Карла Брюллова, изображающая событие, произошедшее в 79 году, когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Стабии. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин Помпеи.

Совершим и мы путешествие в этот город. (ПОКАЗ слайдов)

Везу́вий - действующий вулкан на юге Италии . За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. После этой трагедии вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Но 24 августа 79г. жители близлежащих городов были обречены. Раскалённая лава и ядовитые газы со стремительной скоростью обрушились на Помпеи. Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало.

  • Как определили археологи, 54 жителя в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале большого оптового склада. Убежище было надёжным. Но люди не учли, что воздух наполнили вредные для дыхания газы. Люди задохнулись раскалённым воздухом. Гибель ускорила пыль. Она попадала в лёгкие и превращалась там в цемент. Через две тысячи лет эти тела нашли.

Раскопки города начались в XIX веке. В процессе раскопок выяснилось , что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Практически всё население погибло. Это примерно 16 тысяч человек. В наши дни когда-то прекрасный город превратили в музей под открытым небом. Развалины выглядят вполне мирно. Также миролюбиво смотрится и Везувий. Пока вулкан «спит», и будем надеяться, что следующая активность наступит не скоро.

VIII. Подведение итогов урока

История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры.

Посмотрите на тему урока и скажите: почему мир древности может быть близким? (Многие строения и знания древности дошли до наших дней.)

Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

Домашнее задание

1. Стр. 14 отв. на вопросы 2. РТ стр.5-6 № 1-5.


Конспект урока в 4 классе по окружающему нас миру

Тема: «Мир древности: далёкий и близкий»

Цели: 1. Познакомить учащихся с древним Египтом, Грецией и Римом.

    Развивать устную речь.

    Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

– Сейчас мы узнаем, куда поведёт нас дорога истории. Для этого надо разгадать кроссворд.

    Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории.

    Люди научились ……… глиняную посуду.

    Этим занимались женщины и дети.

    Как по-другому назвать древнейшего человека.

    Освещение первобытных художников.

    Основное занятие древнейшего человека.

З е м л е д е л и е

И з г о т о в л я т ь

С о б и р а т е л ь с т в о

П е р в о б ы т н ы й

Речь сегодня пойдёт о мире древности: о др.Египте, о др.Греции и о др.Риме.

3. Новая тема.

Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

Египтяне писали особыми знаками – иероглифами.

- Иероглиф – древний рисуночный знак египетского письма.

Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки храмы и пирамиды.

Много позже возникли др.Греция и др.Рим. Греция – горная страна на Балканском полуострове.

4. Рассказ учителя.

На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На ней др. греки поселили своих богов. Главным среди греческих богов считается Зевс – громовержец. Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон – своё. Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Бросились греки к источнику – а вода-то морская, солёная. Тут Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами.

Название Рима связано с именем его основателя – Ромула. Легенда рассказывает об этом так. Молодую женщину казнили, а близнецов бросили в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился войти в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица – она выкормила их. Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом и стал его первым царём.

Репродукция картины К.П.Брюллова «Последний день Помпеи»

Событие, о котором рассказывает живописец, произошло в 79 году н.э., когда в результате извержения вулкана Везувий погиб город Помпеи. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпей. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противосто -ящего ей высокого человеческого духа. В правой части картины мы видим сына, угова - ривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним, рядом воин и мальчик спешат вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту.

Эта картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

    Домашнее задание: подготовьте сообщение об интересных фактах, об одном из государств Древнего мира.

    Проверка изученного.

1. На берегах какой реки возникло Египетское государство?

в) Амазонка

2. Что такое иероглиф?

а) Гласный звук

б) Знак препинания

в) Особый знак для письма

3. Какие грандиозные постройки умели возводить Египтяне?

а) Храмы и пирамиды

б) Церкви и соборы

в) Древнеримские статуи

а) Аттика

5. Столицей какого государства является город Рим?

а) Египет

б) Италия

в) Греция

а) Пантеон

в) Парфенон

7. Какой город был погребён под слоем пепла при извержении вулкана Везувий?

а) Помпеи

6. Итог урока:

О чём сегодня на уроке мы говорили?

Было ли вам интересно? Почему?

Что понравилось, что не понравилось?

Просмотр содержимого презентации
«Stepanowa»

Муниципальное образовательное учреждение «Путинская средняя общеобразовательная школа»

Степанова Лидия Григорьевна

Учитель начальных классов первой категории

Пермский край, Верещагинский район 2008 г.


  • Познакомиться с древним Египтом, Грецией и Римом.
  • Развивать устную речь.
  • Воспитывать интерес к предмету.


Египет -

одно из самых древних государств на земле.

Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.


Египтяне писали особыми знаками – иероглифами.

Иероглиф – древний рисуночный знак египетского письма.


Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки –

храмы и пирамиды.




Много позже возникла

Древняя Греция.

Греция – горная страна на Балканском полуострове.




Время и люди не пощадили храмы Акрополя, в том числе самый знаменитый – Парфенон.


В современном городе Риме сохранилось немало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом.


Репродукция картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи»


Тест

  • На берегах реки … возникло Египетское государство

а) Тибр

б) Нил

в) Амазонка


а) гласный звук

б) знак препинания

в) особый знак для письма


а) храмы и пирамиды

б) церкви и соборы

в) древнегреческие статуи


а) Аттика

б) Пирей

в) Афины


а) Египет

б) Италия

в) Греция


а) Пантеон

б) Форум

в) Парфенон


а) Помпеи

б) Афины

в) Рим



Использованная литература:

Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк.Ч. 2./ А.А. Плешаков,Е.А. Крючкова. М. : Просвещение, 2006. – 207 с.

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. / О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. М. : «ВАКО», 2006. – 368 с.

http: // www . sunhome . ru

ru . wikipe dia . orq / wiki /

Окружающий мир - 4 класс
Тема: "Мир древности: далёкий и близкий"
Задачи:

  • познакомимся с некоторыми историческими данными Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта (сооружения, открытия, интересные факты)
  • пообщаемся о значении изобретения письменности
  • сравним источники изучения Первобытного строя и Древнего мира

История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий. В эту эпоху существовали такие государства, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

В древние времена река удивляла людей своим характером. Во время разлива река орошала поля земледельцев и выносила на берег плодородный ил. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений). Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово «Египет” означает «чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.

Большинство населения составляли земледельцы , которые круглый год работали на полях, чтобы обеспечить продовольствием города. Крестьяне выращивали пшеницу и ячмень, фрукты и овощи, а также лен, из которого делали полотно. В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.

Основным транспортом в Древнем Египте были суда, ходившие по реке Нил.

Дожди в долине Нила так редки , что 10-12-летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов.

Египтяне считали священными многих животных . Они почитали льва, быка, собаку, кошку, коршуна, сокола, ибиса, крокодила, кобру, скорпиона, жука-скоробея . Многие боги египтян были похожи на животных. Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Нила Себек представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счета и письма был бог Тот . Изображали его в виде человека с головой птицы ибиса.

Писали египтяне особыми знаками — иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет. Но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных звуков в египетском письме не было. Научиться такому письму мог не всякий. С почтением египтяне относились к тем, кто овладел грамотой.

Пирамиды строили около 4500 лет назад, чтобы они служили усыпальницами для фараонов. По приказу фараона (царя Египта) тысячи людей много лет трудились над постройкой пирамиды. Сначала надо было разровнять строительную площадку. Затем в каменоломне вырезали вручную каждый строительный блок и доставляли его на лодке к месту строительства. На постройку самой большой пирамиды пошло 2,5 млн. каменных блоков. В Египте, неподалёку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальницей фараона Хеопса , её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин или механизмов.

В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека – гигантской (длина – 57 м, высота – 20 м) "Большой сфинкс" в Гизе, высеченный из скалы (1-ая половина 3-го тыс. до н. э.) Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра. Всё , что должно понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы. Саркофаг – гроб из дерева, камня и др. материалов, нередко в форме человека. Древние египтяне умели возводить грандиозные храмы в честь богов. В храмовом комплексе были залы для совершения обрядов, широкие проходы для процессий, его обслуживали тысячи слуг и рабов. Жрецы в храмах относились к самым могущественным людям страны. Считалось, что у них имеются особые отношения с богом.

Храмы Египта – замечательные памятники архитектуры. Храм Карнак без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

Много позже, чем Древний Египет, возникли Древняя Греция и Древний Рим .

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Греция – уникальная по красоте, культуре и истории горная страна на юге Европы, расположенная на Балканском полуострове. Хотя Греция занимает небольшую территорию (около 132 тыс. км кв.), а ее население насчитывает всего 10,3 млн жителей, по историческому и археологическому наследию ей сложно найти равных. Только представьте: столицу Греции – Афины – основали еще в седьмом тысячелетии до начала нашей эры!

Афины — столица современной Греции . Сердцем Афин является храмовый комплекс на горе Акрополь. Когда-то на холм вела мощёная дорога. В день праздника в честь богини Афины по ней поднимались вверх жители города. На Акрополе происходили главные события праздника.

Центром комплекса на горе Акрополь был мраморный храм Парфенон , посвященный богине-покровительнице города Афине

На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи, захватившей власть над другими богами и людьми. Главными среди греческих богов считался Зевс – громовержец, ему подчинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса – в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту представляли прекрасной девушкой. Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят. А случается – дерутся и воруют.

С Олимпом связана история Олимпийских игр . Греческие атлеты тренировались, готовясь к спортивному празднику, который проводили в Олимпии, расположенной в Южной Греции, каждые 4 года. Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время. В дни Олимпиады были запрещены любые военные действия.

А как награждали победителей Олимпиад в древней Греции?

В каждом крупном городе Древней Греции был театр , и театральные постановки были очень популярны. Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов.

Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса.

Уже в древности появилась более простая и удобная письменность , чем письмо древних египтян. Жители Финикии придумали такой алфавит, в котором каждый звук (буква) передавал определенный согласный звук. На основе финикийского письма создали свой алфавит древние греки. В греческом письме впервые появились буквы для обозначения гласных звуков. Буквы современного русского алфавита произошли от древнегреческих букв.

=======================================================================

ДРЕВНИЙ РИМ

Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя – Ромула.

Фокина Лидия Петровна Мир древности: далёкий и близкий окружающий мир, 4 класс

У р о к 36.

МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ

Цель: ознакомление учащихся с историей древнего Египта, древней Греции и древнего Рима.

Задачи:

    учить учащихся находить нужную информацию;

    развивать устную речь;

    воспитывать интерес к истории.

Ожидаемый результат:

Учащиеся:

    получат представления об истории стран древнего мира: Египта, Греции, Рима;

    научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    научатся готовить проекты-сообщения.

Используемые учебные технологии:

    проектные технологии;

    здоровье сберегающие технологии;

    личностно-ориентировочные технологии (разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество);

    коммуникативные технологии;

    информационные технологии.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности. Узнаем о самых древних цивилизациях.

II. Проверка домашнего задания.

Задания по карточкам.

т ест « п ервобытные люди»

1. Первый ученый-историк – это:

а) Геродот; в) Ломоносов. б) Ньютон;

2. «Следы» древнейших людей обнаружены:

а) в Азии ; в) Африке ; б) Австралии; г) Антарктиде.

3. Мужчины охотились:

а) на слонов; в) львов. б) мамонтов ;

4. Первобытные люди жили:

а) группами ; б) в одиночку.

5. Ученые, которые ведут раскопки, – это:

а) математики; в) астрономы. б) археологи ;

О т в е т ы: 1(а), 2(а, в), 3(б), 4(а), 5(б)

III. Изучение нового материала (проекты-сообщения)

Учитель: Сегодня мы с вами будем учиться готовить проекты-сообщения. Для этого мы разделимся на три группы (по рядам). Каждая группа будет готовить сообщение об определённой стране. Например, 1 ряд – готовит сообщение о древнем Египте, 2 ряд – о древней Греции, 3 ряд – о древнем Риме. Помогут Вам в этом карточки с вопросами и материал учебника. Ваша задача ответить на вопросы, а затем составить и рассказать главное о стране.

Работать будем так: сначала каждый индивидуально читает и отвечает на вопросы, затем вы это обсуждаете группой из 4 человек, затем всем рядом. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о стране.

Дети работают индивидуально, несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы по 4 человека, затем по команде объединяются всем рядом.

IV. Закрепление изученного материала. Виртуальная экскурсия.

Учитель добавляет ту информацию, которую дети выпустили или не нашли в учебнике.

Древний Египет (с. 8 - 9)

п/п

Вопрос

Ответ

Как называли бога солнца?

Как называли бога воды?

Как представлялся Себек?

Как обычно изображали Тота?

Как писали египтяне?

В честь кого строили храмы?

А что такое пирамиды?

Древняя Греция (с. 10 – 11)

п/п

Вопрос

Ответ

Что является сердцем Афин?

Что такое Акрополь?

Что происходило на Акрополе?

Древний Рим (с. 12 - 13)

п/п

Вопрос

Ответ

Назовите дату основания Рима

У ребят получаются примерно вот такие ответы:

Древний Египет (с. 8 - 9)

п/п

Вопрос

Ответ

Когда появилось Египетское царство?

Примерно 5.000 лет назад

Где возникло Египетское царство?

На берегах реки Нил

По мнению египтян, кто управлял миром?

По мнению египтян, миром управляли боги.

На кого были похожи боги египтян?

Боги египтян были похожи на животных.

Как называли бога солнца?

Бог солнца Ра

Как изображался бог солнца Ра?

Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы.

Как называли бога воды?

Бог воды и разлива Нила Себек

Как представлялся Себек?

Себек представлялся в виде человека с головой крокодила

Как называли бога мудрости, счёта и письма?

Богом мудрости, счёта и письма был бог Тот

Как обычно изображали Тота?

Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы ибиса.

Что ещё относят египтяне к дарам Тота?

Египтяне считали, что бог Тот придумал месяцы и годы, научил людей вести счёт времени. Так же к дарам Тота относятся арифметический счёт и письмо.

Как писали египтяне?

Египтяне писали особыми знаками – иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных букв в египетском письме не было.

Что умели возводить древние египтяне?

Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы (Карнак, Луксор) и пирамиды (Тутанхамона, Хеопса).

В честь кого строили храмы?

Храмы строили в честь богов.

А что такое пирамиды?

Пирамиды – это гробницы царей Египта - фараонов

Древняя Греция (с. 10 – 11)

п/п

Вопрос

Ответ

Какой город является столицей древней Греции?

Столица древней Греции - Афины

Что является сердцем Афин?

Сердцем Афин является Акрополь.

Что такое Акрополь?

Акрополь – это высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нём неповторимый архитектурный ансамбль – прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря.

Что происходило на Акрополе?

На Акрополе происходили главные события праздника

Назовите самый знаменитый храм Акрополя

Самый знаменитый храм Акрополя – это Парфенон

Какая скульптура находилась в центре Парфенона?

В центре Парфенона стояла мраморная статуя богини Афины знаменитого скульптора Фидия. Её высота равнялась 12 метрам.

Древний Рим (с. 12 - 13)

п/п

Вопрос

Ответ

Назовите дату основания Рима

Датой основания Рима считается 753 год до нашей эры

Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней.

Римский форум – центр общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки.

Пантеон – храм всех богов.

Колизей – амфитеатр, служи для гладиаторских боёв и других зрелищ, вмещал около 50.000 зрителей.

Какой город в древности был погребён под толстым слоем пепла?

Город Помпеи

При извержении какого вулкана город Помпеи был погребён под толстым слоем пепла?

При извержении вулкана Везувий

 


Читайте:



Тест "размножение и развитие организмов" Зачет по теме размножение организмов

Тест

ВАРИАНТ 2 А1. Деление митохондрий и хлоропластов в клетках - это размножение на уровне: 1) клеточном 2) органоидном А2. В половом...

Кто такая богиня афина в древнегреческой мифологии, чем известна

Кто такая богиня афина в древнегреческой мифологии, чем известна

Афина была греческой богиней мудрости, военной стратегии и ремесел. Она была величественной воительницей и единственной олимпийской богиней,...

Структура огэ по русскому языку

Структура огэ по русскому языку

Каждый девятиклассник в этом году должен сдавать обязательные экзамены для того, чтобы поступить в десятый класс либо в колледж, где сможет...

Презентация на тему биография анны андреевны ахматовой Презентация биографии анны ахматовой

Презентация на тему биография анны андреевны ахматовой Презентация биографии анны ахматовой

Цели: образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэтом гражданская и...

feed-image RSS