Разделы сайта
Выбор редакции:
- Склонение прилагательных
- Как менялись правила наследования престола в России
- "Дом с мезонином": история создания, критика, анализ произведения Дом с мезонином смысл названия
- Энциклопедия сказочных героев: "Василиса Прекрасная"
- Биография и творческая деятельность рэя дугласа брэдбери Рэй брэдбери автобиография
- Экологические факторы условия среды экологические факторы Тема экологические факторы
- Строение земли — схема внутреннего и внешнего строения, названия слоев
- Тест "размножение и развитие организмов" Зачет по теме размножение организмов
- Кто такая богиня афина в древнегреческой мифологии, чем известна
- 1894 октябрь 1904 начало правления николая ii
Реклама
Упражнения на творительный падеж в польском языке. Склонение прилагательных. Родительный, дательный, предложный падежи |
Творительный падеж часто изучают первым, ведь без знания правильных окончаний мы не можем рассказать о себе по-польски. Если в русском языке нам достаточно употребить конструкцию с именительным падежом (например, я студент ), то в польском не обойтись без творительного падежа. Мы должны сказать: jestem studentem / studentk ą . Творительный падеж существительных (Narzędnik rzeczowników)Существительные, стоящие в творительном падеже, отвечают на вопросы: Кем? Чем? Все слова во множественном числе имеют такое же, как и в русском языке, окончание —ami: kolegami (коллегами), c ó rkami (дочками), jab ł kami (яблоками). Различие состоит лишь в ударении: в русском языке оно падает на корень слова, а в польском – на окончание (на букву а ). Однако некоторые слова имеют особую форму в творительном падеже множественного числа. Их нужно запомнить: Brat-braćmi (брат-братьями); Dziecko-dziećmi (ребенок-детьми); Ludzie-ludźmi (люди-людьми); Koń-końmi (конь-конями); Przyjaciel-przyjaciółmi (друг-друзьями); Liść-liśćmi (лист-листьями); Ko ść- ko ść mi (кость-костями); Ksi ą dz- ksi ęż mi (ксендз-ксендзами); Pieniędzy-pieniędzmi (деньги-деньгами). В единственном числе в окончаниях существительных есть некоторые различия, на которые следует обратить внимание. Окончание — em пишем в существительных среднего рода, а также в словах мужского рода, кроме тех, которые в именительном падеже оканчиваются на —a . Например: Student- studentem (студент-студентом); Matematyk- matematyki em (математик-математиком); Pole- polem (поле-полем); Filolog- filologi em (филолог-филологом); Dziecko- dziecki em (ребенок-ребенком). Помните! Слова среднего рода на —um (muzeum ) в единственном числе не изменяются. Если основа слова оканчивается на k или g , то перед окончанием нужно добавить букву i , чтобы смягчить эти согласные звуки. Окончание —ą пишем во всех словах женского рода, а также в существительных мужского рода, которые в именительном падеже заканчиваются на гласный —a : Matka- matk ą (мама-мамой); Pani- pani ą (женщина-женщиной); Mapa- map ą (карта-картой); Kierowca- kierowc ą (водитель-водителем); Mysz- mysz ą (мышь-мышью). Чередования и беглые гласныеПри образовании форм творительного падежа в корне слова могут происходить некоторые изменения. Так, если в словах мужского рода, оканчивающихся на согласный, в именительном падеже есть сочетание —ie , то в творительном падеже оно часто выпадает: pie s- psem , ogie ń- ogniem . Если в последнем закрытом слоге стоит гласная ó , то в творительном падеже она меняется на о , так как этот слог становится открытым: st ó ł- sto ł em , wyb ó r- wybo rem . Если слово любого из трех родов в именительном падеже оканчивается на мягкие —ś, -ć, -ń, -ź , то мягкость этих звуков нужно сохранить при помощи добавления буквы —i перед окончанием: ko ń- koni em , gw óź d ź- gwo ź dzi em , rado ść- rado ś ci ą . У слов среднего рода, которые заканчиваются на —ę при образовании формы творительного падежа перед окончанием —em добавляется так называемое наращение (-ci- или —ni- ). При этом в одних словах конечный носовой сохраняется, а в других – на его месте появляется гласный e . Например: Ciel ę- ciel ę ciem (теленок-теленком); Plemi ę- plemi e niem (племя-племенем). Творительный падеж прилагательных (Narzędnik przymiotników)Прилагательные (а также числительные и местоимения) в творительном падеже отвечают на вопросы: Каким? Какой? Чьим? Чьей? Во множественном числе окончания точно такие же, как и в русском языке: —ymi – если основа слова заканчивается на твердый и отвердевший звук и —imi – если основа заканчивается на мягкий (+k , g ). Например: Dobry- dobrymi (хороший-хорошими); Gorzki- gorzkimi (горький-горькими). В единственном числе есть два варианты окончаний: —ą или —ym (-im). Окончание —ą имеют прилагательные женского рода: Gorzka- gorzk ą (горькая-горькой); Bia ł a- bia łą (белая-белой). Окончание — ym пишем в прилагательных мужского и среднего рода, основа которых оканчивается на твердый или отвердевший согласный (в именительном падеже мужского рода у них окончание —y ), а —im – если оканчивается на мягкий, k или g (в И.п. м.р. эти слова заканчиваются на —i ): Zielony- zielonym (зеленый-зеленым); Niski- niskim (низкий-низким); D ł ugie- d ł ugim (длинное-длинным); Prawdziwe- prawdziwym (настоящее-настоящим). Особенность употребления творительного падежа в польском языкеОбратите внимание на следующие предложения:
Как же разобраться: когда употреблять творительный, а когда именительный падеж? Всё довольно просто. Если после глагола быть (в нашем примере это форма jest ) стоит существительное вместе с прилагательным, то оба эти слова должны стоять в творительном падеже. Если после глагола быть стоит только прилагательное, то оно должно употребляться в именительном падеже (как во втором предложении). А если после глагола быть есть и прилагательное, и существительное, но перед формой jest стоит слово to (это), тогда прилагательное и существительное употребляются в именительном падеже. Narz ę dnik. Для начала вспомним что Narz ę dnik (по-русски - Творительный падеж) отвечает на вопрос кем? чем? – kym? czym? и очень похож на предложный, о чем, впрочем, стоит поговорить отдельно. Женский род Начнем с единственного числа . Здесь все совершенно просто. Все, что нам нужно сделать: a) это поменять окончание –а , на –ą , если существительное женского рода окончиваеся на –а . pewna piękna kobieta – Dziś wieczorem idziemy do kina z pewną piękną kobietą. nowa książka – Jestem bardzo zachwycony nową książką tego polskiego piszarza. b) если же исходное слово имеет окончание –і (не так уж и часто встречается), то наша задача просто добавить –ą. gospodyni domowa – Spotkałem w centrum handlowym z gospodynią domową, ktorą poznałem w zeszłym tygodniu. c) в том случае, если наше слово женского рода заканчивается на согласный, напр. noc – просто прибавляем –ą. ciemna noc – Ciemną nocą źle widać czarnego kota. nasza młodzież – Z naszą młodzieżą czasem jest bardzo ciężko. Практический совет : На практике запомнить нужно одно – творительный падеж единственного числа женского рода образуется путем прибавления к слову окончания – ą. На самом деле, можно даже не очень разбираться в пунктах а), b) и c). Практика показывает, что сделать это неправильно – шансов у вас практически нет. Родство русского (украинского, белорусского) и польского практически исключает ошибки, если вы помните, что окончание должно быть – ą . 2. Что касается множественного числа , то тут и вовсе дело пустяковое, потому что абсолютно повторяет русский язык. Сравните: młoda studentka – молодая студентка młodymi studetkami - молодыми студентками Однако все же разница есть и она – в ударении (напомню, что в польском языке ударение почти всегда падает на предпоследний слог). Именно поэтому часто одинаковые польские и русские слова женского рода в во множественном числе творительного падежа, могут звучать настолько непривычно, что и узнать их сложно: młodymi studetkami - молодыми студе нтками białymi nocami – бе лыми ночами В единственном числе существительные мужского (все, оканчивающиеся на твердый согласный и львиная доля тех, что оканчиваются на мягкий) и среднего рода (оканчиваются на –o, -e, -ę) имеют окончания – em .student – (kim? ) studentemdługopis – (czym? ) długopisemdziennikarz – (kim? ) dziennikarzemUwaga ! Существительные среднего рода на – um в единственном числе вообще не изменяются по падежам, соответственно:muzeum – (czym? ) muzeumaudytorium – (czym? ) audytoriumКроме того стоит обратить внимание на тот факт, что после, так называемых, заднеязычных букв g и k перед окончанием –em всегда будет появляться i. Это правило не ограничивается только Творительным падежом. В польском языке никогда g и k не встречаются с «e » – между ними всегда будет стоять буква i .Что касается прилагательных , то они как и в русском языке будут иметь окончания – ym .(z kim?) z nowym studentem – с новым студентом(z kim?) z świetnym dziennikarzem – с отличным журналистомmędzy zielonym a czarnym domem – между зеленым и черным домомИ только после заднеязычных g и k наше окончание —ym , превратится в -im . И снова – это, отнюдь, не прихоть narz ę dnika , а общее правило польского языка, где всегда «y» будет меняться на «i», после g и k.Ситуация с множественным числом в творительном падеже, как мы уже с вами знаем не зависит от рода и одинакова для женского, мужского и среднего рода. Напомним, что окончания множественного числа – такие же как и в русском языке. Но… следите за ударением! Из-за его переноса на предпоследний слог, некоторые слова могут звучать порой очень непривычно.хоро шими студе нтами – dobry mi studenta miсовреме нными автомоби лями – nowoczesny mi auta miинтере сными заня тиями – interesujący mi zajęcia miОбратите внимание, что слова на –um во множественном числе изменяются как и все остальные:но выми аудито риями – nowy mi audytoria miПознакомившись с основой польского склонения, мы приступаем к детальному разбору падежей. Каждый урок будет посвящен отдельному падежу. Первым в нашем списке будет творительный. Так, Вы узнаете вопросы, окончания и функции творительного падежа, а также наиболее употребимые предлоги и глаголы, которые используются с этим падежом. У Вас, возможно, возникло чувство сомнения по поводу правильности названия этого урока в его русском переводе, а именно: как связана его первая часть «кто ты» со второй — «творительный падеж». Ваше сомнение обосновано — в русском языке никак! В данном случае эта связь объясняется польским языком. Вопрос «kim jesteś» дословно переводится «кем являешься», а «кто ты» — это его русский эквивалент, так как в польском языке этот вопрос связан с творительным падежом. Ниже рассмотрим этот случай на примерах. Творительный падеж- это пятый польский падеж. Отвечает на вопросы (z) kim? / кем? и (z) czym? / чем? Творительный падеж существительныхИмеет следующие окончания существительных в единственном числе:
Во множественном числе существует одно окончание -ami (-mi). Пример: kolegami , Polakami , dziećmi, brać mi. Следует также отметить, что если основа слова оканчивается на -k или -g , то эти звуки всегда требуют смягчения, необходимо добавлять -i перед окончанием > -ki и -gi (Polakiem ).
Как мы увидели, мужской род имеет окончание -em в случае, если слово оканчивается на согласную. Но здесь стоит обратить внимание на некоторые подводные камни. Беглая гласная -ieЕсли в слове есть сочетание -ie перед окончанием, то оно, как правило, выпадает в творительном падеже.
Переход ó в оЕсли перед окончанием присутствует гласная ó , то в творительном падеже она переходит в о .
Сохранение мягких согласных -ś, -ć, -ń, -źЕсли слово оканчивается в именительном падеже на -ś, -ć, -ń, -ź, то мягкость этих звуков сохраняется путем добавления после буквы -i. Получаем:
Это же замечание относится и к словам женского рода, которые оканчиваются на -ś, -ć, -ź. Согласные сохраняют мягкость, добавляем окончание -ą .
Творительный падеж прилагательныхПрилагательные в творительном падеже имеют следующие окончания:
Чтобы закрепить эту информацию приведем несколько примеров с существительным и прилагательным.
Функции творительного падежаПосле глагола связки byćПредложения, в которых говорится «kto jest kim» / «кто есть кем» или «co jest czym» / «что есть чем». Здесь идет речь о том, что мы заметили в начале. Как правило, на русский язык такая конструкция переводится в именительном падеже, но также можно переводить и с помощью глагола «являться» — зависит от контекста.
В этих предложениях поменяется падеж, если добавить указательное местоимение «to» — «это». Например:
На русский язык оба эти предложения переводятся одинаково: Живец — это польское пиво. В качестве дополнения (способа или орудия действия)Часто творительный падеж используется для обозначения способа действия, времени или места.
Предлоги творительного падежаТворительный падеж имеет следующие предлоги:
Залог успеха в освоении падежей, да и языка в целом, это регулярные упражнения. А напоследок Вам картинка с творительным падежом 🙂 Увидели ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо! |
Популярное:
Новое
- Как менялись правила наследования престола в России
- "Дом с мезонином": история создания, критика, анализ произведения Дом с мезонином смысл названия
- Энциклопедия сказочных героев: "Василиса Прекрасная"
- Биография и творческая деятельность рэя дугласа брэдбери Рэй брэдбери автобиография
- Экологические факторы условия среды экологические факторы Тема экологические факторы
- Строение земли — схема внутреннего и внешнего строения, названия слоев
- Тест "размножение и развитие организмов" Зачет по теме размножение организмов
- Кто такая богиня афина в древнегреческой мифологии, чем известна
- 1894 октябрь 1904 начало правления николая ii
- Структура огэ по русскому языку