Главная - Здоровье
Иван - крестьянский сын и чудо-юдо. Народное - Иван – крестьянский сын и чудо-юдо Кратко иван крестьянский сын и чудо юдо

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой, и было у них три сына. Младшего звали Иванушкой. Жили они - не тужили, работали - не ленились. Но вот пришла злая весть: напало на их царство страшное чудо-юдо поганое. Решили старшие братья идти сражаться с ним, и Иванушка тоже попросился. Не стали старик со старухой их удерживать, а снарядили всех в путь-дорогу. Долго шли братья по выжженной, разоренной земле, но никого не встретили, кроме больной старухи: всех погубило чудо-юдо.

Пришли, наконец, братья на реку Смородину к калиновому мосту, где решили сражаться с поганым чудищем. Договорились они каждую ночь по очереди сторожить калиновый мост и ждать чудо-юдо. В первую ночь пошел к мосту старший брат, но вскоре уснул. Чуть время за полночь, взял Иванушка свой булатный меч и отправился к реке. Увидев, что старший брат под кустом храпит, не стал Иванушка будить его. Вдруг послышался страшный шум, закипела вода - это выезжает чудо-юдо о шести головах. Бросился к нему Иванушка - и завязалась битва. Долго они бились, но все-таки победил крестьянский сын своего врага: три головы изрубил и бросил в реку, а три спрятал под мостом.

То же самое произошло и на вторую ночь: средний брат спал, а Иванушка сражался с чудищем о девяти головах.

И, наконец, на третью ночь пошел сторожить калиновый мост сам Иванушка. Вскоре появилось и двенадцатиголовое чудо-юдо поганое. Долго продолжалась битва. Чувствует Иванушка, что трудно победить ему на этот раз: вместо срубленных голов у чуда-юда вырастают новые. Стал бросать тогда Иванушка рукавицы в избушку, звать братьев на помощь. Но не спешат братья, спят. Бросил тогда он шапку - прибежали братья и вместе одолели чудо-юдо.

Хотели старшие братья отдохнуть после сражения, но Иванушка, сказав, что потерял свой платок, снова пошел к реке Смородине. Переправился на другой берег, тихонько подошел к дому, где жили чудища, и стал слушать, о чем мать и жены чудо-юдины сговариваются. А решили они погубить братьев. Старшая сказала, что напустит жары и станет колодцем. А когда братья захотят напиться, от первого глотка и лопнут. Вторая жена придумала стать яблоней с отравленными яблоками.

Третья - мягким ковром, который превратится в огонь, лишь только на него кто-нибудь приляжет. А мать решила всех проглотить.

Выслушал все это Иван и вернулся к братьям. Пустились они в обратный путь. Встречались им по дороге и колодец, и яблоня, и мягкий ковер. Но не дал Иванушка братьям к ним прикоснуться. Так благополучно вернулся Иван с братьями к отцу и к матери. И стали они жить-поживать да добра наживать.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой, и было у них три сына. Младшего звали Иванушкой. Жили они - не тужили, работали - не ленились. Но вот пришла злая весть: напало на их царство страшное чудо-юдо поганое. Решили старшие братья идти сражаться с ним, и Иванушка тоже попросился. Не стали старик со старухой их удерживать, а снарядили всех в путь-дорогу. Долго шли братья по выжженной, разоренной земле, но никого не встретили, кроме больной старухи: всех погубило чудо-юдо.

Пришли, наконец, братья на реку Смородину к калиновому мосту, где решили сражаться с поганым чудищем. Договорились они каждую ночь по очереди сторожить калиновый мост и ждать чудо-юдо. В первую ночь пошел к мосту старший брат, но вскоре уснул. Чуть время за полночь, взял Иванушка свой булатный меч и отправился к реке. Увидев, что старший брат под кустом храпит, не стал Иванушка будить его. Вдруг послышался страшный шум, закипела вода - это выезжает чудо-юдо о шести головах. Бросился к нему Иванушка - и завязалась битва. Долго они бились, но все-таки победил крестьянский сын своего врага: три головы изрубил и бросил в реку, а три спрятал под мостом.

То же самое произошло и на вторую ночь: средний брат спал, а Иванушка сражался с чудищем о девяти головах.

И, наконец, на третью ночь пошел сторожить калиновый мост сам Иванушка. Вскоре появилось и двенадцатиголовое чудо-юдо поганое. Долго продолжалась битва. Чувствует Иванушка, что трудно победить ему на этот раз: вместо срубленных голов у чуда-юда вырастают новые. Стал бросать тогда Иванушка рукавицы в избушку, звать братьев на помощь. Но не спешат братья, спят. Бросил... тогда он шапку - прибежали братья и вместе одолели чудо-юдо.

Хотели старшие братья отдохнуть после сражения, но Иванушка, сказав, что потерял свой платок, снова пошел к реке Смородине. Переправился на другой берег, тихонько подошел к дому, где жили чудища, и стал слушать, о чем мать и жены чудо-юдины сговариваются. А решили они погубить братьев. Старшая сказала, что напустит жары и станет колодцем. А когда братья захотят напиться, от первого глотка и лопнут. Вторая жена придумала стать яблоней с отравленными яблоками.

Третья - мягким ковром, который превратится в огонь, лишь только на н его кто-нибудь приляжет. А мать решила всех проглотить.

Выслушал все это Иван и вернулся к братьям. Пустились они в обратный путь. Встречались им по дороге и колодец, и яблоня, и мягкий ковер. Но не дал Иванушка братьям к ним прикоснуться. Так благополучно вернулся Иван с братьями к отцу и к матери. И стали они жить — п оживать да добра наживать.

Эта сказка относится к волшебным: здесь много неправдоподобных, фантастических элементов.

Главный герой сказки - Иван - крестьянский сын. Так как он младший в семье, то вначале предстает перед нами слабее своих старших братьев, а те, наоборот, показаны сильными, трудолюбивыми, стремящимися защитить свою родину. Но постепенно их характеры раскрываются более полно. Братья немного ленивы и беззаботны: вместо того чтобы ждать чудо-юдо, они спокойно спят.

Совсем другой Иванушка. Он готов даже погибнуть, но победить врага. Иванушка - умный, находчивый (догадался подслушать разговор чудо-юдиных жен) и в то же время - великодушный и скромный, никому не рассказывает о своих подвигах. Так в этом образе воплотились представления русского народа о человеке-герое.


«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка»,- так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске совершенства содержания и формы; в ней нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание, что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его особая роль. Выборочный пересказ «О подвигах Ивана - крестьянского сына» начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через калиновый мост не пропустить…» Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о том, что именно он больше всех других братьев понимает ответственность. Далее читатели выбирают и оценивают именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о героических поступках Ивана - крестьянского сына, превосходящего своего противника не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но, главное, по силе духа, которую дает ему сознание правого справедливого дела защиты родной земли. Важно иметь в виду, что каждая часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее рассмотрения. Интересен и такой вопрос: каких людей прославляет сказка, а каких порицает? Или: почему три брата покинули родной дом и отправились в опасную дорогу? Как выполнил каждый из них свое обещание биться насмерть с чудищами? Вопрос «Что заставило трех братьев покинуть родной дом?» и ответ нас, пересказ фрагмента сказки, связанного с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд? («…Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали…») Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве-государстве? («…Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить».) Обратим внимание нас, что братья не раздумывая решаются идти на бой и биться насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать… Снарядили… всех троих сыновей в путь-дорогу». Рассказывая о том, как братья приехали в деревню, все верно замечают, что все увиденное братьями в деревне как бы укрепляет их решение, удваивает их силы. Решение братьев подкрепляется и словами старухи: «…за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал!» После этого братья еще больше заторопились в путь-дорогу. С самого начала, как уже было сказано, именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном - крестьянским сыном, как бы отдавая ему дань народного уважения. Читатели не всегда замечают эти будто бы небольшие изменения, Читатель должен их подчеркнуть. Отвечая на вопросы: «Почему каждый бой становился для Ивана все тяжелее и опаснее? Почему важно было показать, что каждый новый бой становится все тяжелее?», пересказывая эпизоды каждого боя в отдельности, читатели сопоставят поведение чуда-юда и Ивана - крестьянского сына. Наса отмечают, что в отличие от чуда-юда Иван - крестьянский сын не хвалится и врага за похвальбу упрекает; серьезным и справедливым делом считает он бой, речь его пересыпана пословицами, поговорками, которые как бы объединяют его со всем народом, за который он пришел биться с чудом-юдом - врагом родной земли. Анализируя текст по вопросам: «Чем отличается третий бой от первых двух? Как показывается нарастание опасности для Ивана - крестьянского сына?», читатели, должны стремиться показать, как преувеличенно, гиперболически показываются опасности каждого нового боя и как возрастают сила духа, терпение, наблюдательность, смелость, стойкость главного героя, который побеждает врага. «Нелегко было выиграть Ивану - крестьянскому сыну эти три боя, но он все-таки их выиграл, победил чудо-юдо поганое,- говорят все,- потому что он ведь/пришел. насмерть биться, чтобы добрых людей от чуда-юда избавить… Себя он не берег, о себе не думал, говорил: «бей, руби, себя не береги…» Он боролся за справедливое дело». А вот ответ одного читателя на вопрос «Каким предстает Иван - крестьян^ ский сын в последних эпизодах сказки?»: «В последних эпизодах Иван - крестьянский сын не только смелый и мужественный, но и находчивый, смекалистый… Он перехитрил чудо-юдовых жен, целым и невредимым вместе с братьями возвращается домой поле пахать да пшеницу сеять…» Помогая щкольникам раскрыть характер Ивана - крестьянского сына или рассказать о нем, полезно использовать и такое задание: прочитайте пословицы: «Вороне соколом не быть», «Кто скоро помог, тот дважды помог» и др. Какими пословицами мы можем воспользоваться, чтобы охарактеризовать Ивана - крестьянского сына, а какими - людей, похожих на его братьев? Беседа, как и сама сказка, идет на постоянном сопоставлении, вернее, противопоставлении слов и поведения Ивана и чуда-юда в бою и перед боем (скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство и пр.), поведения Ивана и его братьев, их отношения ко всему окружающему. Сами качества при этом нигде не называются, до них читатель должен додуматься, заметить их. Главный герой терпелив, бьется с врагом насмерть, не говорит о победах до поры, сам урезонивает своего хвастливого противника. Его речь спокойна и полна “человеческого достоинства, она изобилует похожими на пословицы краткими изречениями («Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его»), делающими речь героя сильнее и убедительнее, и еще раз подчеркивает его тесную связь с народом, народность его характера. Кроме того, нам представляется чрезвычайно важным выяснить, понимают ли читатели, кто помогает Ивану - крестьянскому сыну в бою, кто вдохновляет его на подвиги. Именно эту мысль, как одну из важнейших, полезно провести через все уроки, посвященные этой сказке. Обратим внимание нас, что трех братьев благословляют на ратные подвиги родители; разоренные, разграбленные села и разговор со старухой наполняют сердца братьев горечью и желанием преградить чуду-юду путь на родную землю, кузнецы спасают братьев от мести змеи, т. е. герой на протяжении всего пути встречает поддержку, которая питает его мужество, вдохновляет на подвиги во имя Родины. Иван действительно предстает сыном своего народа, крестьянским сыном, его частью и честью, его защитником. Отсюда его чудодейственная сила и несгибаемость. Авторы учебника настраивают на включение в работу пословиц, предлагая охарактеризовать Ивана-крестьянского сына и его братьев, используя пословицы: «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Смелый там найдет, где робкий потеряет», «Работа - не медведь, в лес не убежит», «Тому тяжело, кто помнит зло», «Хвастать - не косить, спина не заболит» и т. д. Это важная работа, которая полезна практически при изучении любой темы.

У русского народа много сказок, одна из них - Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо. Как и многие русские народные сказки, данное произведение учит читателя доброте, смелости, ответственности, смекалке, внимательности, трудолюбию, любви к Родине.

Главным героем выступает Иван, самый младший сын родителей. Вместе со своими двумя братьями Иван решает отправиться в путь, к реке Смородине, к калиновому мосту для битвы с Чудом-Юдом. Чудо-юдо – это отрицательный персонаж сказки. Он нападает на русские города и села, сжигая все на своем пути.

Когда герои прибыли на место, они решили каждую ночь, по одному, выходить караулить Чудо-Юдо. Однако старшие братья отнеслись несерьезно к своему делу. Выходя в дозор, каждый из них засыпал крепким сном под кустом.

Младший, здесь, представляется самым ответственным, потому что, не спал, зная, что должен защитить родные земли. Он выходил поджидать злодея, вместо своих спящих родственников. Оказалось, что чудище не одно. Две ночи подряд Иван сражался с ними. В первую ночь с шестьюголовым, во вторую с девятьюголовым. На третью ночь был его черед выходить в караул, он понимал, что если чудо-юдо явится, то будет еще суровее, чем предыдущие. Он дал братьям указания, выпустить коня, когда они услышат свист, но братья опять спали. Иван чуть не погиб, но все же «достучался» до родственников и они отпустили коня на подмогу. Иван одолел чудовище с двенадцатью головами.

После победы Иван проявил бдительность и смекалку, опять-таки в отличие от старших братьев. Он подошел к жилищу злодеев и подслушал разговор жен и матери, благодаря этому герои смогли избежать гибели по дороге домой.

Любовь к труду русского народа описывается в начале и конце сказки. В начале, сказатель говорит о том, что герои живут, не ленятся и трудятся с утра до ночи, в конце сказки, снова упоминается о том, что герои пашут землю и сажают пшеницу.
Такие герои, как Иван, необходимы в нашей жизни. Мужество, отвага - главные качества характера каждого мужчины. Дети, прочитавшие сказку, должны ровняться на Ивана, именно такие персонажи необходимо превращать в кумиров. И, конечно, очень важная мысль – добро, которое побеждает зло.

Сочинение для 5 класса.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Матренин двор Солженицына

    В рассказе, Солженицын погружает читателя в непростое послевоенное время. Главный герой после утомительных поисков находит свой уголок России. Измученному тюрьмой Игнатьичу вдруг попадается двор и дом старушки Матрены

  • Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре (описание)

    Этот холст наполнен такой магией и волшебством, что невольно захватывает дух

  • Тема и суть романа Дубровский

    Произведение «Дубровский», созданный Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833г, одно из главных творений в России. Не обращая внимания на то, что вся сцена происходит в начале девятнадцатого века

  • Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал (9 вал)

    Непредсказуемая стихия всегда влекла человека своей завораживающей красотой, свободой и своевольностью. Великий русский художник И. Айвазовский, вдохновленный образов моря, всю жизнь рисовал потрясающие морские виды и пейзажи.

  • Образ и характеристика Элен Курагиной в романе Война и мир Толстого

    Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» славится не только интереснейшей сюжетной линией, подробным описанием жизни общества и в мирное время

 


Читайте:



Правила поведения в толпе

Правила поведения в толпе

«Незнакомый человек» - Не играй на улице с наступлением темноты. Не рассказывай, что дома хранятся дорогостоящие вещи. По первому требованию...

Блокадный крематорий ленинграда

Блокадный крематорий ленинграда

Про буржуйки и другие мелочиОпять небольшое вступление. Не могу не помянуть рецензию Олега Матисона «как Вы согревались в квартирах вне..., как...

Упражнение Прилагательное или наречие?

Упражнение Прилагательное или наречие?

Большинство наречий оканчивается на –ly , но существуют также некоторые прилагательные, которые тоже оканчиваются на –ly . Примеры: costly –...

Экономикс макконнелл 18 издание

Экономикс макконнелл 18 издание

978-5-16-006520-5 Один из наиболее популярных в американских колледжах и университетах учебник, выдержавший 19 изданий, был первым подобным...

feed-image RSS