Разделы сайта
Выбор редакции:
- Михаил Ланцов Смерть Британии!
- Том Сойер - обычный ребенок из благополучной семьи
- Алексей Кириллович Разумовский
- Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г
- Критерий согласия Пирсона (критерий хи-квадрат)
- Этапы процесса моделирования
- Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему
- Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”
- Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда
- Квадратичная функция Сдвиг функции по оси х
Реклама
Внутренняя политика александра 1 1815 1825. Ценз в Государственный Сейм России |
Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А.А.Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха. Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - сеймом. Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты. Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбиралось дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 - на гминных (волостных) собраниях. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью, а также прочие владельцы недвижимости, фабриканты, хозяева мастерских, профессора, учителя и т.д. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер. Так, если во Франции в 1815 г. избирательные права получило 80 тыс. человек, то в Польше при населении, в несколько раз меньшем по численности, чем население Франции, этими правами обладало 100 тыс. человек. Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н.Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты); Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось. В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - А.А.Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А.Аракчеева получили одобрение императора. Тем не менее, планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. «Вольных» батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений. К 1821-1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности становилось наступление реакции по всем линиям. Жесткая и бессмысленная муштра насаждалась в армии. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, которую, очевидно, в перспективе предполагалось всю сделать «поселенной». Созданием военных поселений самодержавие рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии, что было чрезвычайно важно при расстройстве финансов в последние годы царствования Александра I. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Таким образом, вооруженные силы переводились на «самоокупаемость». С другой стороны, «поселение» армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. Тем самым в перспективе можно было ликвидировать рекрутчину - одну из наиболее обременительных крестьянских повинностей. В лице военных поселян создавалась особая каста, изолированная от основной массы крестьянства, а потому, как казалось правящим кругам, способная быть надежной опорой существующего порядка. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней. Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал А.А.Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Их дети с 12 лет отбирались от родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний. Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности «поселения» армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то, что военные поселения «будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова». Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области образования. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Сразу же началась атака на университеты. В 1819 г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку. В 1821 г. началось наступление на только что учрежденный Петербургский университет. Виднейшие ученые - М.А.Балугьянский, К.И.Арсеньев, К.Ф.Герман и другие были изгнаны оттуда по обвинению в пропаганде идей Французской революции. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера. Особенно выделялось в этом отношении основанное еще в 1812 г. Библейское общество. Оно стремилось объединить представителей различных христианских исповеданий для борьбы с интернациональными идеями прогресса и революции, противопоставив им космополитические религиозные начала. Впрочем, проявлявшаяся в деятельности и Библейского общества и Министерства духовных дел и народного просвещения тенденция к известному уравнению православия с другими исповеданиями вызвала недовольство православного духовенства, не желавшего поступаться своим привилегированным статусом. В итоге Библейское общество оказалось в опале, а в 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли соответственно в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения. Консервативно-охранительные начала воплотились и в практических мерах, принимавшихся самодержавием в отношении крестьянства. Так, до 1815 г. формально сохранял силу закон, в соответствии с которым только крестьяне, записанные за помещиками по первым двум ревизиям, не могли «отыскивать вольность». Теперь этого права лишились и все остальные категории помещичьего крестьянства. Усиление реакции с начала 20-х годов XIX в. ярко проявилось, опять-таки, в мерах, направленных на укрепление власти помещиков над крестьянами. В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение». Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Единственное отличие между прежним, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение. В соответствии с разъяснением, последовавшим в 1823 г., судебные инстанции не должны были заниматься делами ссылаемых на поселение крестьян. Таким образом, даже те ничтожные уступки крепостным, на которые Александр I пошел в начальный период своего правления, существенно урезались. Изменения претерпела с начала 20-х годов XIX в. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию, После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. Таким образом, в итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Конец работы - Эта тема принадлежит разделу: История России от древнейших времен до начала XX в.История России от древнейших времен до начала xx в.. под ред и я фроянова.. Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Что будем делать с полученным материалом:Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Все темы данного раздела:От редактора
Каменный век: от палеолита к неолиту
Век меди и бронзы
Век железа
Этногеография Повести временных лет
Общественно–политический строй
Экономика
Язычество древних славян
От племенного союза к союзу союзов племен
Крещение Руси
Ярослав и Ярославичи
Города-государства Древней Руси
Социально-экономические отношения XI-XII вв
Червоная» (Галицко-Волынская) Русь
Ростово-Суздальская Русь
Русь Новгородская
Культура Киевской Руси
Борьба руси за независимость в XIII в
Наступление немецких рыцарей на Восток
Русь и шведы в XII-XIII вв
Ледовое побоище
Монголы, их общественный строй и военная организация
Походы монголо-татар
Походы на Русь Батыя
Начало ига
Влияние нашествия и ига на развитие Руси
Великое княжество литовское в XIII-XVI вв
Унии Литвы с Польшей
От общины к крупному землевладению
Формирование восточно-славянских народностей
Становление русского государства в XIV - начале XVI в
Территория и население в XIV-XVI вв
Социально-экономическое развитие в XIV-XV вв
Политическое развитие в XIV в
Усиление Московского княжества
Куликовская битва
Русь на рубеже XIV-XV вв
Борьба Севера и Центра во второй четверти XV в
Завершение территориального объединения русских земель
Падение ордынского ига
Изменения в социально-экономической структуре в конце XV-начале XVI в
Переходы крестьян
Рабство
Ремесло и торговля
Русский город XV-начала XVI в
Бюрократического аппарата во второй половине XV-начале XVI в
Организация войска
Общерусский Судебник 1497 г
Административное деление и местное управление в XIV-XVI вв
Церковь и государство в XV-XVI вв
Культура русских земель в XIV-XV вв
Правление Елены Глинской и бояр
Венчание на царство Ивана IV и восстание против Глинских
Избранная Рада
Реформы центральных и местных органов власти
Реформы в социально-экономической сфере
Военные преобразования
Стоглавый собор 1551 г
Судьба реформ 50-х годов XVI в
Опричнина
Восточная политика
Ливонская война
Фольклор
Публицистика XVI в
Историко-литературные сочинения
Грамотность и просвещение
Начало книгопечатания
Строительство и архитектура
Россия в xvii в
Накануне Смуты
Скрытая интервенция
Крестьянское восстание
Переход к открытой интервенции
Первое и второе народные ополчения
Окончание Смуты
Проблема генезиса капиталистических отношений в России
Изменения в социальной и экономической жизни
Соборное Уложение 1649 г. и политический строй
Государство и церковь в XVII в. Раскол
Социальные движения
Восстание под предводительством Степана Разина
Начало освободительной войны
От Зборова до Переяславля
Результаты войны
Россия в конце XVII в
Внешняя политика
Культура
Просвещение и научные знания
Строительство и архитектура
Россия в XVIII в
Внешняя политика
Реформы Петра I
Культура первой четверти XVIII в
Начало Петербурга
Социальная борьба
Дворцовые перевороты
Россия во второй четверти XVIII в
Екатерина II
Реформы второй половины XVIII в
Внешняя политика
Крестьянская война 1773-1775 гг
Культура России середины - второй половины XVIII в
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в
Сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Торговля
Изменения в социальной структуре общества
Внутренняя политика Павла I
Внешняя политика России в царствование Павла I
Убийство Павла I
Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг
Внешняя политика России в 1801-1812 гг
Отечественная воина 1812 г
Военные действия в Европе и крушение
Внешняя политика Александра I в 1815-1825 гг
Первые тайные организации декабристов
И Черниговского полка на Юге и их подавление
Общественное движение в России во второй четверти XIX в
Славянофилы и западники
Внешняя политика Николая I в 1825-1853 гг
Военные действия
Русская культура в первой половине XIX в
Наука и техника
Х годов XIX в. Падение крепостного права
Буржуазные реформы
Судебная реформа
Военные реформы 60-70-х годов
Финансовые реформы
Реформы в области просвещения и печати
Пролетариата в России в 60-х - середине 90-х годов XIX в
Сельское хозяйство России в пореформенный период
Русская промышленность в 60-90-е годы XIX в
Развитие транспортной системы. Железнодорожное строительство
Революционное народничество
И его теоретические основы
Политическая реакция 80-х - начала 90-х годов
Рабочее движение 60-х - начала 90-х годов XIX в
Присоединение Средней Азии к России
Политика России на Дальнем Востоке
Русско-турецкая война 1877-1879 гг
Внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в
Русская культура 60-90-х годов XIX в
Народное образование
Наука и техника
Изобразительное искусство
Три модели (эшелона) мирового капиталистического развития. Капиталистическая эволюция России
Российская промышленность в конце XIX - начале XX в
Монополистические объединения в российской промышленности
Банки и промышленность. Формирование финансового капитала
Иностранные капиталы в России. Экспорт российских капиталов
Аграрный строй России на рубеже двух веков
Социальная структура России в конце XIX - начале XX в
Рабочее и крестьянское движение. Революционный лагерь
Либеральная оппозиция
Самодержавие перед революцией 1905-1907 гг
Развитие в январе - декабре 1905 г
Отступление революции. I и II Государственные думы
Столыпинская аграрная реформа
Борьба в правящих кругах вокруг столыпинской
Новый революционный подъем
Х годов. Русско-японская война
Внешняя политика России в 1905-1914 гг
Начало первой мировой войны. Военные действия на Восточном фронте в 1914 - феврале 1917 г
Экономика России в период первой мировой войны
В период первой мировой войны
Февральская революция
Культура России в конце XIX - начале XX в
Просвещение
Театр. Музыка. Балет
Живопись. Скульптура
Меценатство
Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Подготовила учитель истории и обществознания ФГКОУ сош № 4 МОРФ Латыпова О.Ш 2 слайд Описание слайда: показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы. Цель урока: 1. Перемены во внутренней политике. 2. Польская конституция. 3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. 4. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. 5. Основные итоги внутренней политики Александра I. 6.Тесты на зпкрепление План урока: 3 слайд Описание слайда: конституция; неприкосновенность личности; гражданские свободы; независимость; самостоятельность; автономия; мистицизм. Основные понятия: 1815 г. - принятие польской конституции; 1820 г. - проект «Уставной грамоты» Новосильцева; 1822 г. - запрет деятельности тайных организаций. Основные даты: 4 слайд Описание слайда: Победа России в войне с Наполеоновской Францией открывала для Александра I возможность заняться Перемены во внутренней политике. дальнейшими преобразованиям в стране. Перемен ждали все сословия Российской империи. Страна была к ним готова. Император Александр Первый 5 слайд Описание слайда: Прогрессивная часть дворян ожидала дальнейших либеральных реформ и принятия конституции. Крестьяне, чьими руками была одержана победа,- отмены крепостного права, облегчения налогового гнёта. Многочисленные народы России (в первую очередь поляки) – прав на национальную автономию, равенства в правах с населением России. Перемены во внутренней политике. Россия в первой половине 19 века 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: Перемены во внутренней политике. При этом, император не мог не учитывать мнение старого консервативно настроенного дворянства, которое было уверено в пагубности западного мышления, считая победу Востока, то есть России, над «прогнившим» Западом (Францией), как победу самодержавия и «правильной политикой» русского абсолютизма Прибытие Александра I в Варшаву. 8 слайд Описание слайда: В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, в которой объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России Польская конституция. Сейм царства Польского Александр Первый 9 слайд Описание слайда: Польская конституция. Из речи Александра Второго «прежняя организация страны позволила мне ввести ту, которую я вам пожаловал, приводя в действие либеральные учреждения. Эти последние всегда были предметом моих забот, и я надеюсь распространить, при Божьей помощи, благотворное влияние их на все страны, которые промыслом даны мне в управление.» Герб. Карта Флаг Царства Польского 10 слайд Описание слайда: Вторая –Палата послов Была выборной Состояла из 77 представителей дворян от каждого повета Из 51 депутата от городских и сельских общин Первая палата- Сенат Назначался императором Состоял из представителей императорской семьи Из высших административных и церковных чинов Царства Польского Польская конституция. Согласно статьям Конституции Царство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией. Правителем царства объявлялся русский монарх. Был создан двухпалатный сейм 11 слайд Описание слайда: Польская конституция. Население Царства Польского получало гражданские права: право на неприкосновенность личности, на свободу вероисповедания, на неприкосновенность частной собственности, на справедливый суд. Конституция провозглашала свободу печати, равенство всех граждан перед законом. Польский язык получил статус единственного государственного языка. Назначение на государственные должности могли получить только подданные Царства Польского. Памятник Александру i в Европе. 12 слайд Описание слайда: Конституции Польши была фактически революционной Александр I предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой Польская монета изображением Александра 1 Конституция Царства Польского Польская конституция. 13 слайд Описание слайда: Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Н.Н. Новосильцев Подготовка к аналогичным реформам в России проводилась тайно. Посвящены в это были лишь узкий круг особо приближенных к царю людей. Разработку российской Конституции Александр I поручил своему другу, бывшему члену Негласного комитета графу Новосильцеву. Граф в 1820 г. создал проект под названием «Уставная грамота Российской империи». Проект был представлен Александру I в 1820 году. 14 слайд Описание слайда: По Уставной грамоте Верховным правителем России был император. Совещательным органом при монархе –. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Государственный совет. Законодательная власть находилась в руках монарха и осуществлялась через Государственный Сейм при участии Наместнических Сеймов. Исполнительная власть осуществлялась императором через Государственный совет, наместников и систему министерств. Законодательная власть при формальной независимости так же зависела от воли российского царя Александр Первый 15 слайд Описание слайда: Разработчики грамоты впервые в истории России предполагали закрепить ряд прав человека и провозгласить свободу печати: никто не мог быть арестован без предъявления обвинения; никто не мог быть наказан иначе, как по суду. «Уставная грамота» гарантировала полноправному населению России гражданские права. Среди них свобода вероисповедания, равенство перед законом, право на справедливый суд, свобода печати, свобода передвижения (выезда за границу), гарантия неприкосновенности личности, неприкосновенность частной собственности, закрепление только за российскими гражданами права занимать государственные должности. Предполагалось федеративное устройство страны, разделенной на наместничество. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. 16 слайд Описание слайда: В « Уставной грамоте» не был решен основополагающий вопрос для России – вопрос об отмене экономически тянущегося Россию назад крепостного права. Даже эту очень сдержанную Конституцию Александр Первый ввести в России не решился. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Крепостные крестьяне 17 слайд Описание слайда: Причины отказа от реформ Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. 1.Мощное сопротивление подавляющей части дворянства, которое не желало никаких перемен; 2. Революции в странах Западной Европы пугали и заставляли отказаться от радикальных преобразований, которые, по мнению многих, могли привести к революции в России; Александр I в дороге. Гравюра. II четверть XIX в. 3. Император считал, что крестьянство не готово к свободе. 4.Он боялся разделить участь своего погибшего отца, который пытался не считаться с мнением большинства дворян. 18 слайд Описание слайда: Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. Усиление цензуры за печатью Разрешение помещикам на ссылку крестьян в Сибирь Запрет крестьянам на подачу жалоб на помещиков Усиление реакции г- запрет тайных организаций 19 слайд Описание слайда: К концу жизни император стал очень духовным, часто ездил на богомолье, страдал мистицизмом, во всем видя дурные приметы и все больше отрешался от государственных дел. «Призывая к себе на помощь религию, - говорил Александр Первый, - я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира» Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. XIX в. Конный портрет Императора Александра I Блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западноевропейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться. Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западноевропейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом. С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях Негласного комитета и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны. «Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России.
Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны , было дарование конституции Польше. Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о предложении об их принятии на имя императора . Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете. Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российской империи. Она сняла на время напряженность в отношениях между властью и польским населением. Император Александр I для принятия конституции лично приехал в Варшаву в 1815 г. Он предстал перед публикой облаченным в польский мундир и перепоясанный лентой польского ордена Белого Орла. Все это привело польское дворянство в состояние восторга и вселило надежды на дальнейшее расширение независимости Царства Польского и рост его территории за счет украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой. Эти настроения прошли очень скоро. Если поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, то император Александр полагал, что и так сделал для Польши слишком много. Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование. Наряду с принятыми ранее законами для Финляндии, он рассматривал «польский эксперимент» как начало пути всей России к общей для нее конституции. Выступая в Варшаве в 1818 г. на открытии сейма, он прямо заявил слушателям: «Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры». Свидетелей этого выступления поразили и другие слова императора, который сказал о том, что «непрестанно помышлял» уже долгие годы о введении в России конституции. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.
Менее чем через год после выступления царя в Варшаве к нему на стол лег проект конституции, составленный Н. Н. Новосильцевым. Николай Николаевич Новосильцев (1761-1838) воспитывался в доме графа А. С. Строганова, поскольку был незаконнорожденным сыном его сестры. В 1783 г. он начал военную службу в чине капитана. Он отличился в войне со Швецией в 1788- 1790 гг. Вскоре Новосильцев подружился с Александром Павловичем. На службе он не только отличался воинской доблестью, но и проявил себя как талантливый дипломат и государственный деятель. Новосильцев вошел в число членов Негласного комитета, пользовался особым доверием царя. С 1813 г. он служил на различных постах в Царстве Польском. Именно ему Александр и поручил разработку конституционного проекта. Этот выбор объяснялся не только личной близостью Новосильцева к императору, но и необходимостью учета «польского опыта», а также удаленностью автора реформы от двора, что давало возможность обеспечить секретность проекта. В 1820 г. проект Новосильцева был готов. Он назывался «Уставная грамота Российской империи». Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство страны, разделенной на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограниченна. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.
К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить. Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой - страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы. Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов. Нерешенные проблемы общественной жизни накладывались и на личные переживания Александра I, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру. В этом, как и в пожаре Москвы в 1812 г., и в страшном наводнении 1824 г. в Петербурге, царь видел Божью кару за мученическую смерть отца. Отсюда усиление у императора религиозности, а затем и мистицизма. «Призывая к себе на помощь религию, - говорил Александр, - я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». В интересах Русской православной церкви он запретил деятельность ордена иезуитов, ведшего пропаганду католицизма в стране. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях значительно увеличили количество часов, отводимых на религиозное обучение. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? Главной причиной стала боязнь Александра разделить участь погибшего отца, который в своей политике пытался не считаться с интересами большинства дворян. Важной причиной было и то, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов - не хватало умных, способных людей. Александр как-то в сердцах воскликнул: «Где их взять? ...Вдруг все не сделаешь, помощников нет...» Очень небольшим было и число последовательных сторонников реформ в обществе. Другой причиной была противоречивость общего замысла преобразований - сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию - с самодержавием, освобождение крестьян - с интересами большинства дворян. Секретность разработки реформаторских планов делала весьма легким отказ царя от уже готовых проектов. Немалую роль во всем этом играли и личные качества императора - неустойчивость его настроения, двуличие, развившаяся с годами склонность к мистицизму. Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем. ? Вопросы и задания
1. Почему Александр I не использовал значительное укрепление своего авторитета после войны для продолжения реформ? 2. Чем можно объяснить активизацию антиреформаторских настроений в высшем обществе поатте войны? 3. Почему Александр I пошел на дарование Польше самой демократической в тогдашней Европе конституции? 4. Чем можно объяснить поручение царя Н. Н. Новосильцеву разработать конституционный проект для всей страны? 5. В чем состояли главные причины отказа от проведения реформ в начале 20-х гг.? 6. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I. Документ Из речи Александра I в польском сейме. Март 1818 г. Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры. Докажите своим современникам, что законно-свободные постановления, коих священные начала смешивают с разрушительным учением, угрожавшим в наше время бедственным падением общественному устройству, не суть мечта опасная, но что, напротив, таковые постановления, когда приводятся в исполнении по правоте сердца и направляются с чистым намерением к достижению полезной и спасительной для человечества цели, то совершенно согласуются с порядком и общим содействием, утверждают истинное благосостояние народов. Задание к документу:
Дайте оценку приведенного отрывка. Иезуиты - члены католической монашеской организации (ордена), ставившей целью укрепление и распространение католицизма и власти папы римского. Мистицизм - вера в загадочное, необъяснимое человеческому разуму. Ценз - условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, в частности в выборах. Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт. Материалы по истории за 8 класс скачать , конспект по истории, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха. Александр I не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России, согласно решениям Венского конгресса, части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - Сеймом Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты. Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбирались дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 - на гминных (волостных) собраниях. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью, а также прочие владельцы недвижимости, фабриканты, хозяева мастерских, профессора, учителя и т.д. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер. Так, если во Франции в 1815 г. избирательные права получили 80 тыс. человек, то в Польше при населении, в несколько раз меньшем по численности, чем население Франции, этими правами обладали 100 тыс. человек. Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского Сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н. Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше) из Сената и Посольской палаты. Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось. В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения Аракчеева получили одобрение императора. Тем не менее планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. «Вольных» батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений. К 1821 - 1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности становилось наступление реакции по всем линиям. Жесткая и бессмысленная муштра насаждалась в армии. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810-1812гг. в Могилевской губернии, однако широкое распространение получили с 1816 г. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, которую, очевидно, в перспективе предполагалось всю сделать «поселенной». Военные поселения были организованы в Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской, Екатеринославской и других губерниях. Созданием военных поселений правительство рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии, что было чрезвычайно важно при расстройстве финансов в последние годы царствования Александра I. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военной службой. Таким образом, вооруженные силы переводились на «самоокупаемость». С другой стороны, «поселение» армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. Тем самым в перспективе можно было ликвидировать рекрутчину - одну из наиболее обременительных крестьянских повинностей. В лице военных поселян создавалась особая каста, изолированная от основной массы крестьянства, а потому, как казалось правящим кругам, способная быть надежной опорой существующего порядка. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней. Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Их дети с 12 лет отбирались у родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний. Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности «поселения» армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то, что военные поселения «будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова». Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области просвещения. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Сразу же началась атака на университеты. В 1819 г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку. В 1821 г. началось наступление на Петербургский университет. Виднейшие ученые - М.А. Балугьянский, К.И. Арсеньев, К.Ф. Герман и другие - были изгнаны оттуда по обвинению в пропаганде идей Французской революции. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера. Особенно выделялось в этом отношении основанное еще в 1812 г. Библейское общество. Оно стремилось объединить представителей различных христианских исповеданий для борьбы с интернациональными идеями прогресса и революции, противопоставив им космополитические религиозные начала. Впрочем, проявлявшаяся в деятельности и Библейского общества, и Министерства духовных дел и народного просвещения тенденция к известному уравнению православия с другими исповеданиями вызвала недовольство православного духовенства, не желавшего поступаться своим привилегированным статусом. В итоге Библейское общество оказалось в опале, а в 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли соответственно в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения. Консервативные начала воплотились и в практических мерах, принимавшихся самодержавием в отношении крестьянства. Так, до 1815 г. формально сохранял силу закон, в соответствии с которым только крестьяне, записанные за помещиками по первым двум ревизиям, не могли «отыскивать вольность». Теперь этого права лишились и все остальные категории помещичьего крестьянства. Усиление реакции с начала 1820-х гг. ярко проявилось опять-таки в мерах, направленных на укрепление власти помещиков над крестьянами. В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение». Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Единственное отличие между прежним, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение. В соответствии с разъяснением, последовавшим в 1823 г., судебные инстанции не должны были заниматься делами ссылаемых на поселение крестьян, Таким образом, даже те ничтожные уступки крепостным, на которые Александр I пошел в начальный период своего правления, существенно урезались. Изменения претерпела с начала 1820-х гг. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты как нарушающие конституцию. После этого Александр I вообще не собирал Сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. В итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре Задание № 1. Какие факторы влияли на продолжение реформ, а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны?
Задание № 2. Составьте рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также ее основных положениях со слов польского шляхтича и российского дворянина-консерватора. Напишите план такого рассказа. «Царь Александр решил даровать конституцию полякам, привыкшим жить свободно. Это правильный шаг, чтобы сгладить противоречия, ведь поляки с воодушевлением и радостью поддержали Наполеона, восстановившего Польшу. Необычайный восторг вызвала присяга русского царя. Поляки получили гражданские и политические права. Польский язык стал государственным, все государственные посты отныне могли занимать только поляки. Право законодательное дано сейму, в нижнюю палату которого избирались шляхтичи и представители городов. Вся исполнительная власть принадлежит госсовету, а русский царь не может самолично принимать ни одного решения. В поляках укрепилась надежда, что эта конституция только первый шаг к еще большей свободе родной страны!» Польский шляхтич. «Все это заигрывание с поляками не приведет к добру. Как можно части страны даровать такие свободы, ведь это дает пример и всей остальной империи. Дать гражданские права всему населению - это же поставить холопов наравне с благородными! Кто же будет работать на нас и обрабатывать господскую землю и как, позвольте, приказывать мужику, если дать ему права, равные нашим, сделать личность неприкосновенной и запретить наказания?» Русский дворянин-консерватор. План рассказа. 1) причины принятия, 2) основные положения, 3) характер конституции и отношение к ней в обществе, 4) ожидания от конституции. Задание № 3. Заполните таблицу «Прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.» Задание № 4. Объясните значение понятий. Конституция - основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также судебную систему.
Задание № 5. Укажите правильный ответ.
а) польский король (см. примечание);
*примечание. Русские цари (Александр I и Николай I) короновались польскими королями. Только в 1831 году после польского восстания коронование было отменено и Царство Польское стало «польскими губерниями» в составе Российской империи. Задание № 6. Заполните таблицу «Проект «Уставной грамоты Российской империи».
Задание № 7. Составьте таблицу на основе материала § 1, 3 и 6 «Основные итоги внутренней политики Александра I». Задание № 8. Дайте характеристику императора Александра I, предварительно составив план доклада. План доклада. 1) Обстоятельства прихода к власти, 2) Характеристика, 3) Характеристика царствования, 4) Заключение.
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Том Сойер - обычный ребенок из благополучной семьи
- Алексей Кириллович Разумовский
- Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г
- Критерий согласия Пирсона (критерий хи-квадрат)
- Этапы процесса моделирования
- Правление Николая I презентация к уроку по истории (10 класс) на тему
- Отчет о прохождение практики “Научно-исследовательская работа”
- Благочестивая марта, или семейная жизнь доктора фрейда
- Квадратичная функция Сдвиг функции по оси х
- Презентация "Семилетняя война" (10 класс) по истории – проект, доклад Вступление Франции в военные действия