Разделы сайта
Выбор редакции:
- История русской материальной культуры(3)
- Английские идиомы Как запомнить английские идиомы
- Клайв Льюис - Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и платяной шкаф К льюис нарния читать краткое содержание
- График функции y = sin x «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»
- Объём и площадь поверхности правильной четырёхугольной призмы
- Русские флотоводцы Главком ВМФ России адмирал Владимир Королёв принял участие в церемонии открытия выставки «Легендарный флотоводец»
- Шесть самых распространенных мифов о великой отечественной войне и их опровержение
- «холодная война Вина ссср в холодной войне
- Животные (Pets and farm animals) — идеи для уроков Учить английский животные для детей игра
- Рейтинг самых сильных армий мира Современная эпоха и вооруженные силы
Реклама
Конспект урока на тему «Научный комплекс России. Какова география научного комплекса России? Структура российской науки Конспект по теме научный комплекс |
Конспект урока для 9 класса Тема: Научный комплекс. Цель: Предметные: Метапредметные и личностные: Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. I . Проблемная ситуация и актуализация знаний. На доске выписаны названия межотраслевых комплексов: - Машиностроительный; - Топливно-энергетический; - Металлургический; - Химико-лесной. Назовите продукцию, которую производят данные комплексы? (версии учащихся ) Как вы думаете без чего невозможен прогресс в данных областях? (версии учащихся ) Запись в тетради. Межотраслевые комплексы - группа взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающие друг друга. Отрасль - совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или оказывающие однородные услуги. Проблемный вопрос. Почему научный комплекс изучается первым? Дети определяют задачи, которые сегодня мы должны решить. Мы живем в век НТР (Научно – технической революции). 1.Как вы думаете, что является определяющим фактором для современного этапа развития экономики? 2.Для всех ли отраслей экономики на современном этапе развития важен научный фактор? Приведите примеры. 3.С каким комплексом экономики России мы сегодня познакомимся на уроке? II . Поиск решения. Задание. Определение: Научный комплекс Задание. Работа с учебником стр. 60 рис. 23 «Межотраслевые комплексы России» Определить функцию научного комплекса , записать в тетрадь. 1990 год – 3,5 млн. чел. занятых в научной сфере,1млн. чел. научные работники (18% научных работников мира). В 90- ые г.г. образовалось множество проблем в научном комплексе. Задание. проблемы комплекса . Работа с учебником стр.62 таб.15 «Организации, выполняющие исследования и разработки», стр.62 таб.16 «Персонал, занятый исследованиями и разработками». Сделать вывод. Сокращение числа научных организаций. Сокращение численности работающих в науке.
Слабое финансирование науки.
-«Утечка умов» - выезд ученых за границу. Задание. Рассмотрим состав научного комплекса. Работа с учебником стр.61 рис. 24 «Состав научного комплекса».
Задание. Рассмотрим географию российской науки. Работа с учебником стр. 63 карта «География научных центров России» Задания по карте: 1.Назвать главные центры науки. (Москва, Санкт - Петербург) 2.Назвать центры науки на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. (Урал- Екатеринбург, Сибирь- Новосибирск, Дальний Восток- Владивосток) 3.Вывод. Объясните причины размещения центров науки. Столичные и крупнейшие города. Сосредоточены наукоемкие производства, т.е. потребители научных знаний. Научные учреждения имеют тесные связи, т.е. кооперируются для организации исследований. Неравномерное размещение. Что такое технополис? Задание. Работа с учебником стр.66 определение в тетрадь. Работа рис.27(А) стр. 65 создать схему «Структура технополиса» Рассмотрим географию технополисов . Задание. Работа с учебником стр.65 карта «География технополисов» Назвать центры. Сделать вывод (устно) Ι II . Итог урока. – Сделайте вывод по уроку. Этапы учебного занятия Содержание урока(деятельность учителя) Формирование учебных действий (Деятельность учащихся) Результаты 1.Организационный этап Организация и подготовка учащихся к работе (готовность и психологический настрой) Форма – фронтальная, метод – словесный. 2.Этап проверки домашнего задания Проведение тестовой работы (проверка и оценка знаний). полученные знания. 3. Этап актуализации знаний Мы живем в век НТР (Научно – технической революции). 1.Как вы думаете, что является определяющим фактором для современного этапа развития экономики? 2.Для всех ли отраслей экономики на современном этапе развития важен научный фактор? Приведите примеры. 3.С каким комплексом экономики России мы сегодня познакомимся на уроке? Название темы урока: Научный комплекс России. Цель урока: Познакомиться с научным комплексом России, определить состав и географию комплекса, выявить проблемы. Узнать что такое технополис. Диалог с учителем по определению тематики урока. Формулирование темы урока. Работа в тетради (запись темы урока). В диалоге с учителем совершенствовать свою речь, умения слушать и высказывать свое мнение аргументировано. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 4. Этап усвоения новых знаний Задание. Попытайтесь дать определение научному комплексу, вспомнив, что такое отрасль и межотраслевые комплексы. Определение: Научный комплекс – это совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Задание. Работа с учебником стр. 64 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России» Определить функцию научного комплекса , записать в тетрадь. 1990 год – 3,5 млн. чел. занятых в научной сфере,1млн. чел. научные работники (18% научных работников мира). В 90- ые г.г. образовалось множество проблем в научном комплексе. Задание. Попытайтесь самостоятельно определить основные проблемы комплекса . Работа с учебником стр.65 таб.15 «Организации, выполняющие исследования и разработки», стр.66 таб.16 «Персонал, занятый исследованиями и разработками». Сделать вывод. Сокращение числа научных организаций. Сокращение численности работающих в науке. Как вы думаете, почему происходит сокращение организаций и работников? Слабое финансирование науки. Что происходит с учеными, когда их не ценят у себя на родине? -«Утечка умов» - выезд ученых за границу. Задание. Рассмотрим состав научного комплекса. Работа с учебником стр.64 рис. 24 «Состав научного комплекса». Определите в каких секторах больше практики в каких теории. Существует ли взаимосвязь между секторами? Обоснуйте свой ответ. Задание. Рассмотрим географию российской науки. Работа с учебником стр. 67 карта «География научных центров России» Задания по карте: 1.Назвать главные центры науки. (Москва, Санкт - Петербург) 2.Назвать центры науки на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. (Урал- Екатеринбург, Сибирь- Новосибирск, Дальний Восток- Владивосток) 3.Вывод. Объясните причины размещения центров науки. Столичные и крупнейшие города. Сосредоточены наукоемкие производства, т.е. потребители научных знаний. Научные учреждения имеют тесные связи, т.е. кооперируются для организации исследований. Неравномерное размещение. Что такое технополис? Задание. Работа с учебником стр.70 определение в тетрадь. Работа с #13 и рис.27(А) стр. 68 создать схему «Структура технополиса» Рассмотрим географию технополисов . Задание. Работа с учебником стр.68 карта «География технополисов» Назвать центры. Сделать вывод (устно) Фронтальная работа учащихся. Работа в коллективе по формулировке определения научного комплекса, применение полученных знаний на предыдущих уроках. Работа в тетради (Научный комплекс- это…) Работа с учебником (таблица) Работа в тетради (Функции комплекса…) Работа в тетради (Проблемы комплекса…) Работа с учебником (таблицы) Самостоятельная работа учащихся (анализ географической информации, работа с различными источниками знаний, выводы) Работа с учебником (рисунок) Фронтальная работа учащихся. Работа с учебником (карта) Самостоятельная работа учащихся (вопросы в презентации) Фронтальная работа учащихся. Работа в тетради (Технополис- …) Работа с учебником (рисунок) Составление схемы, используя текст учебника. Работа с учебником (карта) Работа по алгоритму. Фронтальная работа учащихся. Анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с классом. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Этап закрепления нового материала Проведение тестовой работы (проверка и оценка новых знаний). Настрой учащихся на самостоятельную работу, установить осознанность выполняемой работы. Индивидуальная работа учащихся. Выполнение тестовой работы. Самостоятельно работать и применять полученные знания. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, умение оценивать свою работу. Этап инструктажа по домашнему заданию #13, вопросы устно. Творческая работа: Собрать информацию о научном комплексе Челябинской области (состав, география, проблемы, организации и предприятия). Презентация или сообщение (на сам. выбор) Индивидуальная и творческая работа учащихся. Частично – поисковый метод. Объяснение выполнения и требования к домашнему заданию. Этап подведения итогов урока Ваше мнение о значимости научного комплекса для России, для вас. Обсуждение. Фронтальная работа учащихся. Эмоциональная разгрузка учащихся (рефлексия учащихся). p { ; } Тест (Проверка д/з) Соотнесите сферы экономики с этапами развития экономики: Сельское хозяйство а) Индустриальный Промышленность б) Доиндустриальный Сфера услуг в) Постиндустриальный Выбрать города (районы), которые находятся на постиндустриальном этапе развития экономики: А) Москва, Санкт – Петербург; Б) Поволжье, Урал, Сибирь; В) Калмыкия, Тыва, Север России. 3. Какая сфера производства преобладает в экономике России? А) производственная сфера; Б) непроизводственная сфера. 4. От какого фактора зависит производство первичного сектора (нижние «этажи») и четвертичного сектора экономики? Почему? 5. Назвать постиндустриальные центра мировой системы: А) Нью – Йорк, Лондон, Париж, Сингапур. Б) Нью – Йорк, Лондон, Москва, Токио. В) Нью – Йорк, Лондон, Рим, Москва, Токио. ответы 1-б 2-а 3-в Природный фактор-добыча природных ресурсов; Наукоемкий фактор- использование научно- информационного потока. баллы 10б оценка «5»- 10-9б «4»-8-6б «3»-5-4б Тест (Проверка нового материала) Как изменилась численность ученых в 90-ые годы? А) сократилась; Б) увеличилась. 2. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург? А) Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки. Б) Столичные города. В) Находятся предприятия, которые используют научные разработки. 3. Центр Уральского отделения РАН: А) Уфа; Б) Челябинск; В) Екатеринбург. 4. В каком регионе России наблюдается концентрация технополисов? А) Подмосковье; Б) Урал; В) Сибирь. 5. Где воплощаются научные идеи технополиса? А) в научном центре; Б) на опытном предприятии; В) в промышленности. ответы баллы оценка «5»- 5б «4» - 4б «3»-3б Предложите пути решения низкого уровня жизни. Предложите пути решения безработицы. С какими трудностями можно столкнуться при решении данной проблемы. Предложите пути решения нерационального природопользования. С какими трудностями можно столкнуться при решении данной проблемы. Предложите пути решения связанные с небольшими заработанными платами. С какими трудностями можно столкнуться при решении данной проблемы. На одном из каналов рассказывали про сокращение доли занятых в предпринимательском секторе научного комплекса России. Я не знал ни про научный комплекс, ни про его сектора, поэтому почувствовал себя глуповатым. Решил это исправить. Понятие научного комплексаИтак, научный комплекс - набор отраслей экономики, цель которых создавать новые знания, технологии, и объединяющий три составные:
Состав научного комплексаЕще в советское время произошло разделение отраслей знаний на военную и гражданскую системы. Если военный научный комплекс включает научно-технические организации ведущих вузов страны, то гражданский состоит из секторов науки:
А после распада Союза, появился и предпринимательский сектор. Академический сектор в своей организационной структуре имеет научные организации Академии наук и отраслевые академии. Самое значимое место в данном секторе принадлежит Российской Академии наук и её отделениям. Вузовский сектор науки объединяет разнотиповые организации, которые заняты научными исследованиями и разработками:
Отраслевый сектор науки ориентируется в большей степени на прикладные исследования, технологические и опытно-конструкторские разработки. Заводской сектор науки в своей структуре содержит инженерно-технические подразделения производственных объединений и промышленных предприятий. Сектор объединяет конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, которые находятся на самостоятельном балансе производственных объединений и промышленных предприятий. Предпринимательский сектор объединяет центры прикладной науки, которым характерно негосударственное финансирование, а частное. Тема урока: Научный комплекс России Тип урока: комбинированный Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие технополис. Развивать умение работать с текстом, картой. Оборудование: политико-административная карта России, атлас 9 класс, учебник географии 9 класс. Ход урока 1.организационный момент 2.целевая установка 3.проверка домашнего задания Межотраслевые комплексы – это группы отраслей, связанных в блоки, выполняющих общую народнохозяйственную функциюНазовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функции каждого комплекса по табл 14 с57 Учащиеся перечисляют МОК: научный, военно-промышленный, машиностроительный, топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной, агропромышленный, инфраструктурный Перечисляют хозяйственные функции. 4. Изучение нового материала. Мы живем в век НТР, когда значение научных знаний резко возрастает.Сколько составляло число занятых в научном комплексе России в 1990 году? В 1990 году около 3,5 млн. чел., из которых непосредственно научным исследованием занималось около 1 млн ученых, или около 18% научных работников мира. Назовите проблемы научного комплекса 1.Сокращение числа научных организаций 2.слабое финансирование 3.сокращение численности работающих в науке 4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж Перечислите состав научного комплекса 1.академческий сектор 2.сектор вузовского образования 3.предпринимательский сектор 4.отраслевой сектор 5.заводской сектор По таблице15 определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 2007 год. Общая численность уменьшилась. Особенно уменьшилось число конструкторских бюро, проектных организаций По таблице16 определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработки с 1992 года по2007 год Численность ученых сократилась почти в 2 раза. В 2 раза сократилось численность исследователей, 2,5 раза - техников. Какова география российской науки? Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях Почему основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях? Перечислите крупнейшие центры науки и образования России. Это объясняется множество причин. 1. Исторический - первоначально учреждения науки в России создавались в столичных городах 2.в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок 3.для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются Москва, Санкт-Петербург Вывод: научный комплекс России размещается крайне неравномерно. Технополисы Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис? Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предприятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополисах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро внедрять в жизнь научные достижения (изобретения) Вывод: технополис – это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями. 5.Закрепление 1.Назовите секторы научного комплекса? 2.Какие сектора включают наибольшее число ученых? (отраслевой и заводской) 3.Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики? 4.Назовите наукоемкие отрасли промышленности? (машиностроение, химическая, цветная) 5.Что такое технополис? 6.Домашнее задание: параграф 16, вопросы стр 93. Тема: «Научный комплекс – вершина экономики».Цели:
План Изучение новой темы Стадия Вызов 1.Целепоглагание. 2.Актуализация знаний , необходимых для изучения новой темы в форме «Эскалатор» - форма закрепления и контроля знаний в парах сменного состава. Термины и понятия закрепления и контроля:
А) Учитель предлагает детям записать в первой колонке то, что им известно о научном комплексе. Затем дети обсуждают написанное, в группах. Каждая группа представляет свои записи. Учитель на доске составляет аналогичную таблицу, заполняя ее, ответами детей. Б) Учитель предлагает детям записать во второй колонке возникшие у них вопросы, спрашивает, где они могут найти ответы на свои вопросы. Таблица «ЗУХ» 1.Учитель предлагает поработать с учебником (§ 16, учебник Дронов В.П., Ром В.Я. 9 класс) и найти ответы. При этом дети самостоятельно читают текст, делая на полях пометки карандашом. V – знал раньше, информация подтвердилась; Это новое для меня; Это меня удивило. 2.Учащимся предлагается заполнить в таблице третью колонку. После этого они обмениваются своими записями в группе. Учитель просит нескольких учеников озвучить свои записи. Дети записывают в своих тетрадях термин «технополис». 3.Работа с картами учебника, атласа. Учитель предлагает отметить на контурной карте географию научных центров, технополисов России. Стадия Рефлексия 1.Работа в группах . Учитель предлагает в течение 2 минут ответить в группе на вопрос, выбрать отвечающего. 1 группа. Из каких секторов состоит научный комплекс. Нарисуйте схему на доске. 2 группа. Какие изменения произошли в научном комплексе За годы реформ в России. 3 группа. Что такое «технополис»? Какое значение они будут иметь При переходе России в постиндустриальное общество. Группы озвучивают свой вопрос и ответ, при необходимости дополняют. Учитель предлагает дома составить план изучения МОК, который бы подошел для всех остальных комплексов, которые будут изучаться дальше. И предлагает дополнительное задание повышенного уровня сложности: приготовить сообщение на 5 минут «Закрытый город, город-призрак России». Тема: Цели:
План Изучение новой темы Стадия Вызов Изучение любого МОК можно выразить в плане. Что же важно знать о каждом МОК, и для чего это нужно? 1.Учитель предлагает обсудить в группах планы МОК, составленные детьми дома. Затем каждая группа представляет свой план. Учитель корректируя, записывает на доске. Стадия Содержание 1.Учитель предлагает детям просмотреть на компьютере диск «География России. Хозяйство и регионы», тема « Машиностроительный комплекс России» и при помощи плана, учебника и просмотренных материалов составить кластер. Затем одна из групп рисует свой кластер на доске, другие группы при необходимости дополняют. Стадия Рефлексия 1.Учитель приводит примеры специализации и предлагает учащимся при помощи общепринятой схемы, памятки, просмотренного фильма составить определение понятия «специализация» (учебники закрыты). Учитель говорит, что специализация и кооперирование, составные части географического разделения труда. Что же такое, географическое разделение труда? Попробуйте составить его определение. Затем дети зачитывают свои определения. 2.Учитель предлагает при помощи атласа обозначить на контурной карте крупнейшие центры машиностроительного комплекса, данные им на листочках каждой группе. Итог урока и домашнее задание Общее. Найти в учебнике и других источниках информации определение понятий изученных на уроке и записать в словарь наиболее точное. Для I уровня . Составить домино по изучению МОК терминами. Для II уровня . На рис. 34 «Состав и связи машиностроительного комплекса», а так же текста учебника, найти примеры внутриотраслевых и межотраслевых связей машиностроительного комплекса. Тема: «Машиностроительный комплекс» Практическая работа: «Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения». Цели:
Комбинированный урок 1.Проверка домашнего задания. Учитель предлагает в группах обсудить написанные в словарях учеников определения, выбрать лучшие. Далее группы озвучивают свои определения. 2.Учитель предлагает одному ученику из класса перечислить выделенные им примеры внутриотраслевых и межотраслевых связей машиностроительного комплекса, объяснить их различие. Остальные дополняют. А один из учеников, пользуясь планом, оценивает ответ и дает рецензию. (Приложение 1). 3.Учитель предлагает проанализировать рис. 34, заполнить таблицу, предложенную учителем и ответить на вопрос. Каков принцип классификации отраслей в учебнике и в таблице данной учителем? 4.Практическая работа. Дети при помощи таблицы 24, рис. 36 (учебника) и алгоритма работы для слабых учащихся выполняют практическую работу. 5.Учащимся, выполнившим практическую работу, предлагается: А) Собрать домино по терминам (составленное детьми) или составить Синквейн «Машиностроение». Итог урока и домашнее задание Подготовиться к тестированию по темам «Научный комплекс» и «Машиностроение России». Принести и приготовиться к выступлению по ранее заданной теме «Закрытый город, город-призрак России». Творческое задание. Составить картосхему «Специализация, факторы развития машиностроения» (при помощи таб. 25, рис. 102 в учебнике и атласе). А также изготовить образцы различных картосхем для оформления стенда в классе. Тема: «Военно-промышленный комплекс России» Цели:
План 1.Текущий контроль знаний по пройденным темам (10 минут). Тест
Б) скопление технических вузов и промышленности; В) город с большим количеством транспорта, разнообразной техники.
2. Тольятти б) ВАЗ; 3. Москва в) ГАЗ; 4. Ульяновск г) УАЗ.
1. Производство с/х комбайнов а) трудовой; 2. Производство горно-шахтного оборудования б) сырьевой; 3. Электронное машиностроение в) научный; 4. Автомобилестроение г) потребительский.
Б) станкостроение; В) металлургическое.
Б) Чебоксары; В) Владивосток; Г) Якутск.
Б) тракторостроения; В) тяжелого машиностроения.
Б) в Нижнем Новгороде; В) в Тольятти. Дополните предложения.
Стадия Вызов 1.Россия крупнейшая военная держава мира. Она обладает наилучшими в мире разработками, оружием, военной техникой. И сегодня мы будем изучать ВПК. Давайте поставим цели урока. Что мы должны знать про ВПК, чему должны научиться. Учитель предлагает составить кластер. Уметь рассказать про ВПК по плану, с показом на карте центров. Что такое Значение Центры Факторы размещения Состав 2.Учитель предлагает детям выступить с сообщением «Закрытый город, город-призрак России» и вывешивает на доску карту с отмеченными (цветной самоклеящейся бумагой) закрытыми городами. Стадия Содержание 1.Учитель предлагает, детям прочитав текст, проанализировав карты атласа составить развернутый кластер или таблицу, отвечающие на пункты плана. Стадия Рефлексия 1.Учитель предлагает провести дискуссию в группах в течение 7 минут по вопросам карточки, данной им. Карточка На проблему конверсии существует несколько точек зрения. Одни считают, что конверсия необходима для России. Огромные затраты на вооружение явились в свое время одной из причин, приведших экономику СССР к экономическому кризису. Другие считают, что следует придерживаться девиза оборонной промышленности США «Экспорт вооружения – лучше, чем конверсия». Ответьте на вопросы
Итог урока и домашнее задание Опережающее задание: на ватмане составить кластер и по нему рассказать о своей отрасли с использованием карт и наглядных изображений с компьютерного диска по теме «ТЭК России». 1 группа. Нефтяная промышленность. 2 группа. Угольная промышленность. 3 группа. Газовая промышленность. 4 группа. Электроэнергетика. Тема: «Топливно-энергетический комплекс» Цели:
План Изучение новой темы 1.Целеполагание. 2.Выступление групп . Не выступающие дети срисовывают кластер с доски. 3.Работа с терминами . Запись терминов в словарь с подчеркиванием главного и второстепенного (себестоимость, энергосистема, единая газовая система). Закрепление 1.Учитель совместно с учениками составляет схему «Отраслевой состав ТЭК и связи». Рассказ учителя 2.Учитель рассказывает о топливно-энергетическом балансе, его необходимости, знакомит с понятием «условное топливо». Работа с картой 3.Учитель предлагает нанести на контурную карту при помощи кластеров в тетради и карт атласа крупнейшие месторождения угля, нефти, газа, ТЭС, ГЭС, АЭС, ПЭС, геотермальных ЭС России. Работа в группах 4.Учитель делит класс на 3 группы и дает задание: Выделить недостатки 1 группа – ТЭС 2 группа – ГЭС 3 группа – АЭС. Затем идет обсуждение выделенных недостатков. Тест на закрепление темы и для диагностики уровня знаний Или тестирование по пройденным темам на компьютерах по электронным учебникам. Самые крупные запасы угля (общегеологические) имеет бассейн: А) Кузнецкий; Б) Печерский; В) Тунгусский; Г) Донецкий.
Б) Печерский; В) Южно-Якутский.
Б) Донецкий; В) Канско-Ачинский.
Б) открытый; В) фонтанный; Г) насосный.
Б) Печерском; В) Канско-Ачинском.
Б) Канско-Ачинском; В) Кузнецком
Б) упала.
Б) Южно-Якутского; В) Канско-Ачинского. Критерии оценки Ошибок 0-1 – оценка «5» Ошибок 2-4 – оценка «4» Ошибок 5-8 – оценка «3» 9 и более ошибок – оценка «2» Для сильных учащихся, которые тест выполнят быстрее других, предлагается дополнительный материал: «Энергия ветра» (стр. 99). «Солнечная энергия» (стр. 100). Учитель проверяет у них тест, ставит оценки. Или учитель выставляет оценки поставленные компьютором. После выполнения теста дети обмениваются тетрадями в парах и по открытым на доске ответам и критериям оценки проверяют и оценивают тесты. Итог урока и домашнее задание Составить географическое лото: 1 вариант – «Термины и понятия изученных тем». 2 вариант – «География важнейших центров изученных МОК». Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com Подписи к слайдам:Научный комплекс России и ускорение свободного падения Межотраслевые комплексы представляют собой сложное сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых общей целью развития. Научный комплекс – это совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Проблемы научного комплекса Сокращение числа научных организаций Слабое финансирование Сокращение численности работающих в науке «Утечка умов» - выезд ученых за рубеж Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки. География российской науки Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях Технополис – это соединение науки с наукоемкими предприятиями Город Географическая широта Ускорение св. падения, м/с 2 Хабаровск ≈ 48 0 с.ш. 9,8095 Волгоград ≈ 48 0 с.ш. 9,8095 Салехард ≈ 66 0 с.ш. 9,8216 Новый Уренгой ≈ 66 0 с.ш. 9,7808 Гравиметрия Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел. Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения. Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений. Г равиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа. 1 2 3 4 5 6 2 2 1 1 2 4 Критерии оценивания 4б- «3» 5б- «4» 6б- «5» Предварительный просмотр:ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России, показать значение научного комплекса в экономике России. Вывести формулу для расчёта ускорения свободного падения, показать его практическое применение. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная Планируемые результаты: метапредметные регулятивные : учатся определять и формулировать цель деятельности; составлять задачи, способствующие достижению цели, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; познавательные : выделяют и формулируют проблему. устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение: коммуникативные : учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; договариваться, находить общее решение; личностные : испытывать чувство гордости за свою малую Родину; осознавать себя гражданином и частью мира; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране. Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология. Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС ООО: представление карты самодиагностики и самооценки. Необходимое техническое оборудование: проектор и экран; компьютер,
Приложение 1
Приложение 1 (ответы)
1)Земле; 2) Луне; 3) Нептуне; 4) Юпитере
Используемая литература: 1. География: Приложение к учебнику География 9 класс Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова 2. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами, для подготовки к ГИА (ОГЭ)/ состовитель Н.В. Болотникова-Волгоград: изд. Учитель. 2015. 3. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России, 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006, 288с. 4. УМК. В.П. Дронов, В.Я. Ром, География России. Население и хозяйство. 9кл. - М.: Дрофа, 2013-285 5. Интернет ресурсы Физика: 1.УМК О.И. Громцева Тесты по физике Издательство «Экзамен» Москва 2010 2. Интернет ресурсы |
Новое
- Английские идиомы Как запомнить английские идиомы
- Клайв Льюис - Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и платяной шкаф К льюис нарния читать краткое содержание
- График функции y = sin x «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»
- Объём и площадь поверхности правильной четырёхугольной призмы
- Русские флотоводцы Главком ВМФ России адмирал Владимир Королёв принял участие в церемонии открытия выставки «Легендарный флотоводец»
- Шесть самых распространенных мифов о великой отечественной войне и их опровержение
- «холодная война Вина ссср в холодной войне
- Животные (Pets and farm animals) — идеи для уроков Учить английский животные для детей игра
- Рейтинг самых сильных армий мира Современная эпоха и вооруженные силы
- Физиология и функции ретикулярной формации Волокна ретикулярной формации