Главная - Учеба
Синквейны на уроках физики. Синквейн на уроках физики как средство развития творческих способностей учащихся методическая разработка по физике (7 класс) на тему Синквейн на тему сила архимеда

Мало иметь хороший ум,

главное – хорошо его применять

Р. Декарт

Решение задач по теме "Сила".

Цель урока:

Обобщить знания, полученные при изучении темы «Сила», научить учащихся применять теоретические знания при решении задач.

Задачи урока:

Образовательные:

    Развивать умения и навыки у обучающихся при решении физических задач нестандартной формулировки.

    Сформировать целостную систему знаний по изученной теме.

Развивающие:

    Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения обучающихся, коммуникативные свойства речи.

    Вырабатывать умение применять теоретические знания для решения задач; делать выводы.

    Продолжить работу по развитию умений моделировать ситуацию.

Воспитательные:

    Продолжить работу по формированию у обучающихся добросовестного отношения к учебному труду; коммуникативных умений, эстетического восприятия мира.

    Развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы; функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.

    Воспитание чувства товарищества.

Тип урока: урок закрепление

Методы: проблемный, критическое мышление

Ход урока

1. Организационный момент + мотивация

Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Сегодня у нас урок решения задач по теме «Сила». А для начала работы мы должны поприветствовать друг друга и сделаем мы это так

Упражнение «Здравствуй, друг!»

Задача: поприветствовать друг с друга.

Здравствуй, друг! – Здороваются за руки.

Как ты тут! – Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? – Дергают за ухо друг друга.

Я скучал! - Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел! – Разводят руки в стороны.

Хорошо! – Обнимаются.

2. Актуализация знаний

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, левые косточки - основные понятия темы, правые косточки - суть понятии, хвост – ответ на вопрос.

голова- сила

обозначение – F

определение - мера взаимодействия тел

Единица измерения – H

Как называется прибор для измерения силы? – динамометр

Какие силы вам известны – сила тяжести, сила упругости, сила трения

Деление на группы по принципу «геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг)

III . Составление кластера

I группа – сила упругости (квадрат)

II группа – сила тяжести (треугольник)

III группа – сила трения (круг)

Какую силу называют силой тяжести, куда она направлена - сила с которой Земля притягивает к себе тела, направлена сила- вертикально вниз

Когда возникает сила упругости? Куда она направлена? - Сила упругости возникает в теле в результате его деформации и стремиться вернуть его в исходное положение

Что такое сила трения? - Сила возникающая при соприкосновении одного тела с другим, препятствующая их относительному движению

IV . Решение качественных задач

Каждая группа получает по три листа иллюстрирующие ситуацию. Ваша задача в группе выявить проблему, анализировать поиск путей выхода.

    Что выгоднее: качение или скольжение?

    ответ: Что лучше – скользить или катиться? Конечно, катиться выгоднее, чем скользить. Чтобы поддерживать качение, нужно прикладывать гораздо меньшую силу, чем для поддержания, скольжения с той же скоростью. Поэтому понятно, что летом ездят в телеге, а не на санях.

    Но почему же зимой колёса уступают место полозьям?

Ответ: Всё дело в том, что колёса выгоднее полозьев только в том случае, когда они катятся. А чтобы колёса могли катиться, под ними должна быть твёрдая, гладкая дорога и к тому же нескользкая.

    Какая сила удерживает люстру, подвешенную к потолку, от падения на пол?

Ответ: сила упругости

    Объясните пословицу: "Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой"

Ответ: роса - смазка и она уменьшает силу трения.

    В какой известной с детства сказке говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?

Ответ: сказка про репку

    Для чего смычки при игре на скрипке натирают канифолью?

Ответ: Для увеличения трения

    Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах на Земле?

Ответ: сила тяготения, действующая со стороны Луны и Солнца на воду морей и океанов.

    Барон Мюнхгаузен, герой известной повести Р.Э. Распе, «привязав» конец веревки к Луне, спускался по ней на землю. В чем главная физическая несуразность такого передвижения?

Ответ: герой рассказа никак не мог бы скользить по веревке к Земле, этому препятствовала бы сила притяжения его к Луне.

    Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось?

Ответ: чтобы увеличить силу трения

Физкультурная пауза. (Мотивация: Чтобы ощущать себя комфортно в этом мире, человек должен любить себя. Но под «любить себя»- разумный человек подразумевает: «заботиться о своем здоровье». Я предлагаю вам несколько упражнений для снятия усталости. Людям, занимающимся умственной деятельностью, этот комплекс упражнений помогает повысить работоспособность, звучит музыка. Переход по гиперссылке к мелодии для физкультминутки).

V . Решение расчетных задач по уровням сложности

Решите данные задачи, получив ответ, вставьте букву стоящую возле задания в данную таблицу. В результате правильного решения задач вы сможете прочитать имя английского ученого. (ответ: Ньютон)

I группа

    На тело действуют две силы 400 Н и 600 Н, направленные по одной прямой в противоположные стороны. Определите равнодействующую сил. (ответ: R = 200 Н)

    Какая сила тяжести действует на зайца, если его масса равна 6 кг.

    На мопед действует сила тяжести, равная 390 Н. Какова масса мопеда?

    Жесткость прорезиненного жгута 7,2 · 10 4 Н/м. На какую длину растянется жгут, если на него действует сила 10 кН?

    Масса машины вместе с грузом 7 т, ее двигатель развивает силу тяги 35 кН. Найдите коэффициент трения между ведущими колесами машины и дорогой (считать, что машина движется равномерно).

    В бидон массой 1 кг налили 5 л керосина. Какую силу нужно приложить, чтобы приподнять бидон? (ρ бензина = 800 кг/м 3 )

II группа

    На тело действует две силы 300 Н и 500 Н, направленные вдоль одной прямой в одну сторону. Определите равнодействующую сил. (ответ: R =800 Н)

    Масса чугунного столба 200 кг. Вычислите силу тяжести, действующую на столб.

    Определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.

    Хоккеист массой 65 кг равномерно движется по льду на коньках. Коэффициент трения 0,02. Определите силу трения коньков о лед.

    С какой силой растянута пружина, к которой подвесили брусок из латуни размером 10х8х5 см? (ρ латуни = 8500 кг/м 3 )

    Под действием силы 320 Н пружина амортизатора сжалась на 9 мм. На сколько миллиметров сожмется пружина при нагрузке 1,6 кН?

III группа

    Три силы направлены по одной прямой: влево 16 Н и 2 Н, вправо 20 Н. Найдите модуль равнодействующей этих сил и ее направление.

    Какая максимальная сила возникает при столкновении двух вагонов, если буферные пружины сжались на 4 см? Жесткость пружин 8000 Н/м.

    Сила тяжести, которая действует на тело, равна 10 кН. Какова масса тела? (ответ: 1 тонна)

    При равномерном движении по столу деревянной дощечки с гирей массой 2 кг динамометр показывает силу 9 Н. Определите коэффициент трения дощечки по столу.

    Сила 12 Н сжимает стальную пружину на 7,5 см. Какой величины силу нужно приложить, чтобы сжать эту пружину на 2,5 см? (Ответ: 4 Н)

    Тонкая спиральная пружина, для которой справедлив закон Гука, подвешенная вертикально на закрепленной опоре, растягивается под действием силы 160 Н на 72 мм. На пружину подействовали дополнительно силой 120 Н. Определите удлинение спирали.

VI . Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с

1 строка - название синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл на тему синквейна.
5 строка – вывод, одно слово, существительное. (ассоциация с первым словом).

I группа (Сила упругости)

Сила

Упругая, деформирующая

Сжимает, растягивает, изгибает, скручивает

Возникает при деформации тела

Закон Гука

II группа (Сила тяжести)

Сила

Всемирная, известная

Притягивает, действует, изменяет

Тело притягивается к Земле

Закон Ньютона

III группа (Сила трения)

Сила

Скользящая, шероховатая

Движется, препятствует, давит

возникающая при соприкосновении одного тела с другим

динамометр

VII . Оценивание

Оценочный лист

Ф.И.

Обсуждение

Активность

Выступление

Ответы на вопросы

Задача I уровня (1 балл)

Задача II уровня (2 балла)

Задача III уровня (3 балла)

Итого баллов

Оценка ученика

Оценка учителя

Разбалловка: от 11 – 5

7-10 – 4

3-6 – 3

0-2 – 2

Критерии: отлично - 3 балла

хорошо – 2 балла

удовлетворительно – 1 балл

неудовлетворительно – 0 баллов

VIII . Задание на дом.

Составить тест по пройденному материалу

Игра - прощание

Задача: попрощаться друг с другом, уйти с занятия с позитивным настроем.

Инструкция:

Участники тренинга стоя в кругу должны рассчитаться на первый, второй. Первые номера встают во внешний круг, вторые – во внутренний и поворачиваются друг к другу лицом, выполняя следующие действия:

Милый друг! – Здороваются за руки.

С тобой хорошо! – Хлопают по плечу друг друга.

Но надо идти. – Дергают за ухо друг друга.

Я буду скучать! - Кладут руки себе на сердце.

Но мы ведь встретимся? – Разводят руки в стороны.

Хорошо! – Обнимаются.

Пока! – Машут друг другу рукой.

Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного метода в собственной практике.

Задачи:

  • познакомить коллег с приёмом технологии критического мышления через чтение и письмо; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности;
  • организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;
  • привлечь педагогов города к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.

В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация (Приложение 1) "Синквейн на уроках физики", созданная преподавателями специально для проводимого мастер-класса. Однако любой учитель-предметник, классный руководитель может использовать презентацию в качестве учебного пособия при знакомстве с данным методом.

Ход мероприятия.

Что же такое синквейн?

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура – 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, "бабочка", корона и даже гирлянда синквейнов.

Но нас, как учителей-предметников, будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

Дидактический синквейн

1 строка-тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2 строка-два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3 строка-образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

4 строка-фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5 строка-одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Изучить этот приём работы с текстом можно на уроках литературы, русского языка, риторики, а использовать можно на всех предметах и во внеклассной работе. Что мы и сделали в 2006 году. При подготовке к выпускному вечеру, школьники создали на уроках информатики мультимедийную энциклопедию "От А до Э". Каждому выпускнику была посвящена отдельная страничка. И одним из элементов на страничке был синквейн, составленный одноклассником. Многие из присутствующих являются классными руководителями и, прежде чем использовать этот приём на уроке, можно "испытать" его сначала во внеклассной работе. Это очень интересная форма работы, дающая эффектный результат.

В прошлом году на факультативе по литературе мы с сегодняшними восьмиклассниками рассмотрели этот методический приём, на классном часе ребята составили синквейны о себе и о своём лучшем друге.

Добрый, отзывчивый.

Учусь, живу, радуюсь.

Всегда помогу в беде.

Скромняга.

Энергичная, жизнерадостная.

Всегда помогает, понимает, поддерживает.

Чувство локтя!

Подружка.

Караваева Ксения, 7А

Как вы думаете, при работе над каким текстом ребята испытывают наибольшие затруднения? Конечно, над первым. Способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – это важное умение. Поэтому мы сейчас предлагаем вам очутиться в роли учеников и составить синквейн о себе или о своём коллеге. Рекомендуемое время создания текста 5-7 минут, но мы сократим его до 3-4.

В своей работе учителя-словесника я использую этот метод развития образной речи нечасто. Есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята создают тексты, которые они считают высокохудожественными. Дети на таких уроках могут почувствовать себя успешными. С одной стороны, не хочется разочаровывать авторов, с другой – я-то понимаю, что настоящая литература есть что-то живорождённое, а тексты, составленные по определённой методике, таковыми всё-таки не являются. Созданные образы являются навязанными определённой технологией.

Абрамова О.А.

Уже второй год я использую этот приём технологии развития критического мышления на уроках физики в среднем звене. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.

Физика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.

С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

Нужная, интересная.

Исследует, развивает, помогает думать.

Физика-наука о природе.

Чикинов Илья, 7А

Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями (а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.

Молекула.

Маленькая, подвижная.

Движется, притягивается, отталкивается.

Молекула – это то, из чего состоит вещество.

Изотова Римма, Семенов Илья, 8В

В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Манометр"), так и при изучении достаточно объёмного материала. Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, я даю такое задание в качестве творческого.




Что такое критическое мышление? Во-первых, критическое мышление – мышление самостоятельное. Оно всегда индивидуально? Во-первых, критическое мышление – мышление самостоятельное. Оно всегда индивидуально? Во-вторых, процесс познания, благодаря критическому мышлению, становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. Во-вторых, процесс познания, благодаря критическому мышлению, становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.


Прием «написания синквейна». В переводе с французского «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В переводе с французского «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.


Порядок написания синквейна: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее тему. 1 строка – одно ключевое слово, определяющее тему. 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему. 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему. 3 строка три глагола, описывающее действия, относящиеся к теме. 3 строка три глагола, описывающее действия, относящиеся к теме. 4 строка – целая фраза, предложение состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме. 4 строка – целая фраза, предложение состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме. 5 строка – это слово – резюме, которое выражает личное отношение к теме. 5 строка – это слово – резюме, которое выражает личное отношение к теме.


Синквейны по теме «Силы в природе», созданные учащимися 7-ом класса. Сила трения Сила трения Полезная и вредная Полезная и вредная Качается, скользит и трется Качается, скользит и трется Помогает и вредит в жизни Помогает и вредит в жизни Действует на все. Действует на все.







Мастер – класс на тему «Синквейн на уроках физики»

Это не должен знать каждый, но это так интересно!


«Наука и искусство так же тесно связанны между собой как легкие и сердце».

Л.Н.Толстой




Физик Максвелл увлекался поэзией.

Известны литературные переводы

Винера, основателя кибернетики.

Серьезно занимался живописью

астроном Коперник.


Синквейн

  • это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии;
  • это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Дидактический синквейн

  • 1 строка -тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • 2 строка -два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • 3 строка -образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
  • 4 строка -фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • 5 строка -одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Каникулы.

Светлые, веселые.

Гуляем, расслабляемся, спим.

Отдыхать - не работать.

Счастье!


Молекула.

Маленькая, подвижная.

Движется, притягивается, отталкивается.

Молекула – это то, из чего состоит вещество.

Частица.


Манометр.

Жидкостный, металлический.

Измеряет, уточняет, работает.

Служит для измерения давления.

Прибор.


Температура.

Измеряемая, зависимая.

Повышается, понижается – изменяется.

Степень нагретости тела.

Величина.



Нужная, интересная.

Исследует, развивает, помогает думать.

Физика-наука о природе.


Желаю

дальнейших творческих успехов!

 


Читайте:



Проект "необычные свойства воды" Диаграмма на тему удивительные свойства воды

Проект

МОУ Общеобразовательная гимназия №3 Реферат по химии на тему «Удивительные свойства воды» Выполнил: Ученик 10 «В» класса Беляевский...

Правила чтения гласных букв в сочетании с буквой R Как произносится r в английском языке

Правила чтения гласных букв в сочетании с буквой R Как произносится r в английском языке

Продолжаем наши уроки по обучению чтению на английском языке. На табличке слева зеленые стрелочки указывают на звуки, которые мы уже прошли. Так...

Праздники на английском языке с переводом Проект по английскому языку 23 февраля

Праздники на английском языке с переводом Проект по английскому языку 23 февраля

Defender of the Fatherland day is a Russian public holiday celebrated on 23 February. It may also be called ‘Defence of the Motherland Day’....

Картографические проекции и их классификация Для чего нужны картографические проекции

Картографические проекции и их классификация Для чего нужны картографические проекции

Использование результатов топографо-геодезических работ существенно упрощаются, если эти результаты отнесены к простейшей – прямоугольной системе...

feed-image RSS