Разделы сайта
Выбор редакции:
- Этап творческого поиска Процесс творческого поиска
- Национальный парк русская арктика Птицы и море
- Три "вечерних сказки" льва и ирины токмаковых
- Приказы после реорганизации Пример приказа по окончании реорганизации школы
- Необособленное одиночное деепричастие Обособленное деепричастие примеры
- Как обозначается хром в химии
- Свен Нурдквист. Картинка важнее. Свен Нурдквист — Петсон и Финдус: Именинный пирог: Сказка Нурдквист иллюстрации
- Ты сер, а я, приятель, сед
- Является ли система базисом
- Описание картины Виктора Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем
Реклама
Метод контрольных вопросов для решения творческих задач. Этап творческого поиска Процесс творческого поиска |
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним поиск новых путей, всё сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть много неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо всё более глубокое познание мира. Именно творческий поиск, дает возможность познания (открытия) всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Создавая что-то во внешнем мире, человек может открывать что-то в себе, а развивая какие-либо существующие способности, т.е. создавая себя, узнавать что-то новое о внешнем мире. Творческий поиск (познание) - это базовая потребность человека, которая делает человека человеком. На способности к творческому осмыслению и преображению окружающего мира основана разумность человека, именно способность к творчеству еще в далеком прошлом определила выживание нашего рода. Творчество, поиск новых идей - это умение комбинировать известные элементы окружающей реальности в новых, нестандартных сочетаниях, и получать результат, отличный от известного природного. Прежде всего, творчество, это создание субъективно нового, ценного в материальном или духовном плане и для самого творца (личности) и для других. Прежде всего, речь идет о творчестве во всех областях человеческой жизни: постижении и преобразовании мира, в науке, производстве, искусстве, повседневной деятельности, взаимоотношениях людей друг с другом и окружающей действительностью. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности - упорство, работоспособность, смелость. В настоящее время, поиск новых знаний (неизвестного) и их материализация (создание новых объектов техники), значительно усложнились в условиях возросших темпов обновления технических средств и быстрого роста научно-технической информации, что и обуславливается актуальностью выбранной темы. В силу этого, во всем мире возникли разработки теоретических основ и методических средств активизации творческого мышления и поиска новых решений. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений необходимо иметь средства для активизации творческого мышления. Специфичность этих средств связана с тем, что "логика научного открытия далека от логики формальной, а обстоятельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень познания, далеко не всегда соответствуют важности момента. Скрытая работа мысли происходит не только в тиши кабинета, у чертежной доски и в рабочее время, но и казалось бы, в самой неподходящей обстановке, и малейшего толчка извне иногда бывает достаточно, чтобы сумерки ожидания осветились яркой вспышкой мгновенного озарения и взаимосвязанные фрагменты загадочной мозаики сложились в единую картину". Изучение эвристических приемов и методов активизации творческого мышления приближают момент "озарения", а также развивают способности личности в творчестве . Овладение теорией творчества, приемами и методами поиска неизвестного помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности в данной профессии . Цель работы: исследовать процесс творческого поиска, его значимость для человека и окружающего его мира. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи данной работы: Раскрыть сущность творчества; Рассмотреть виды творчества; Проанализировать творческий процесс; Охарактеризовать стадии творческого мышления; Наблюдение за личностью в ходе творческого поиска. Объект исследования - процесс творческого поиска. В ходе работы необходимо преодоление барьеров в процессе творческого мышления, которые влияют на значимость творческого поиска в целом. Считается, что наука принципиально отличается от художественного творчества. Здесь у нас есть строгие правила метода и доказательства, а там - свобода авторского произвола. Здесь - годы кропотливой работы по проверке гипотез и проведению экспериментов, там - лишь индивидуальная воля сочинителя. Но если присмотреться, творческий процесс устроен приблизительно одинаково, в какой бы области он ни протекал. Чтобы добиться успеха в физике или математике, нужно мыслить не менее творчески, чем в поэзии, а писателю необходима та же строгость мышления и трудолюбие, что учёному или инженеру. Об этом ещё в 1908 году говорил в своём докладе «Математическое творчество» Анри Пуанкаре. Научному открытию предшествует долгая работа, которая отчасти происходит сознательно, а отчасти совершается в области подсознания, когда уже накоплена нужная информация и сделаны необходимые усилия. Затем происходит внезапное озарение, когда части головоломки внезапно сходятся и - эврика! - встают на свои места. Вот как описывает это сам Пуанкаре: Анри Пуанкаре из доклада «Математическое творчество» Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил чёрного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию. К озарению нельзя подойти с помощью одного только разума, который раскладывает задачу на отдельные элементы и проверяет их на соответствие друг другу. Хотите отпугнуть вдохновение - непрерывно думайте о проблеме. Хотите его привлечь - отвлекитесь от задачи на час, день, неделю; позвольте своему подсознанию проделать нужную работу за вас. Стадии творческого процесса, которые можно найти в рассуждении Пуанкаре, позднее были более чётко сформулированы в работе психолога Грэма Уоллеса «Искусство мысли» (1926 ). С тех пор эта схема принципиально не изменилась. По Уоллесу, творческий процесс состоит из четырёх стадий:
Можно легко заметить, что эти стадии не всегда следуют одна за другой и могут повторяться несколько раз при работе с одной и той же проблемой. В некоторых случаях озарение происходит постепенно, когда отдельные открытия складываются в большую теорию - как это произошло с теорией эволюции Чарльза Дарвина. Одного лишь озарения для творчества недостаточно. Как говорил Томас Эдисон, «гений - это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». Но и без отдыха тут тоже не обойтись. Важную роль в процессе творческого поиска играет интуиция. Это предчувствие, которое задаёт мыслительному процессу определённое направление. Предчувствие может дать толчок к поиску новой информации, а также направить бессознательное в определённую сторону. Известный психолог Михай Чиксентмихайи в своей работе о креативности делит последнюю стадию на два этапа: оценка и оттачивание. На последней стадии писатель работает над формулировкой отдельных предложений и структурой текста, учёный более чётко формулирует гипотезы и пытается связать свою работу с более широким контекстом. Но даже на этом этапе «озарения» не кончаются. Порой финальные штрихи добавляют портрету совершенно новые черты, которые меняют всю картину целиком. Никто бы не стал совершать открытия и писать романы, если бы результат был известен заранее. По сути, творческий процесс никогда не прекращается. Центральный момент этой схемы - переход от инкубации к озарению. Именно это мы обычно называем творчеством в узком смысле этого слова, будто бы всё остальное - лишь подготовка и финальное наведение лоска. Именно этот этап хуже всего схватывает наше сознание. Психологи-когнитивисты утверждают, что в период инкубации происходит «бессознательное познание» : мысленные сигналы и стимулы соединяются друг с другом в порядке произвольных ассоциаций. Вот как немецкий химик Фридрих Кекуле описывал открытие циклической формулы бензола, которое пришло к нему во время сна перед камином: Фридрих Август Кекуле Я сидел и писал учебник, но моя работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул стул к огню и задремал. Атомы снова запрыгали у меня перед глазами. На этот раз небольшая группа скромно держалась на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить целые ряды, извивающиеся подобно змее. Но смотрите! Одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка молнии разбудила меня: и на этот раз я провел остаток ночи, разрабатывая следствие из гипотезы. Научимся мечтать, и тогда может быть, мы постигнем истину. Гораздо чаще работу подсознания нельзя описать так отчётливо, как это делает Кекуле: озарение просто «приходит». Когнитивисты подсчитали, что восприятие стимула через органы чувств происходит со скоростью от нуля до одной пятой секунды. Сознание требует для своей работы уже не менее ½ секунды. Самое интересное разворачивается между этими двумя этапами. Как пишет Михаил Эпштейн, «в этом промежутке - между чувственным восприятием и сознанием - и размещается та пауза, та тёмная “эврика”, которая лишь позже освещается сознанием и воспринимается как “ослепительная вспышка”: она проясняет новую идею и вместе с тем заслоняет, “затемняет” её источник». Получается, что творческое сознание целиком пронизано бессознательным; бессознательное его создаёт. Это означает, что окружающая среда, отдых и отвлечение могут занимать в творческом процессе более важное место, чем сознательные усилия. Возможно, творчество - это 1 процент вдохновения и 99 процентов труда, но один процент в некоторых случаях значительнее оставшихся девяносто девяти. Мы привыкли думать, что творчество - это дело одной личности. Но на самом деле это системный феномен. Культура осуществляет отбор того, что достойно и недостойно считаться значимым произведением. Поэтому креативность проще оценить там, где существуют чёткие правила отбора. Например, новую математическую теорию специалисты оценят очень быстро, а вот литературные шедевры иногда десятилетиями должны дожидаться своего часа. Культура становится бессознательной частью человеческой личности и порождает новые творения. Творческий человек - будь то учёный, писатель или изобретатель - является тонко настроенным инструментом, который улавливает течения окружающей среды и преобразует их так, чтобы вносить в этот мир изменения. При этом само по себе стремление к новизне не является стимулом для работы. Таким стимулом является стремление искать, а найдётся решение или нет - не так уж важно. Михай Чиксентмихайи из книги «Креативность. Психология открытий и изобретений» Одна из отличительных особенностей творческой работы заключается в том, что работа эта никогда не заканчивается. Иными словами, все наши респонденты утверждали, что одинаково верны две вещи: что они работали каждую минуты своей сознательной жизни, и что за всю жизнь они не проработали ни дня. Чтобы сделать творчество частью своей жизни, нужно научиться не только работать, но и отдыхать. Как говорит американский физик Фримен Дайсон, «люди, которые всё время чем-то заняты, обычно не отличаются творческими способностями». Творчество наполняет смыслом и интенсивностью даже праздное времяпровождение. Возможно именно поэтому оно делает людей более счастливыми. Вопреки стереотипу о несчастном гении, большинство творческих людей - счастливые люди. «Поиск в интернете» - Следовательно, экспертизу приходится осуществлять пользователю. 1. Знать, что хочешь найти. Непроверенная, ангажированная, случайная, черновая. Редко указываются предшествующие источники информации. Булев поиск (логические отношения между поисковыми словами). «Научное сообщество», «коммуникация», «научные революции» - 40. «Поиск Google» - Пример: отпуск сочи OR крым. 9. Надпись «Google» увеличивается или укменьшается в зависимости от результатов поиска. 10. Особенности Google и сложные запросы. По умолчанию можно нажать Enter на клавиатуре. Почему именно Google? Страница результатов поиска Google (нижняя часть). Включение и исключение (пример). «Поиск данных» - Бинарный поиск с использованием фиктивного «барьерного» элемента. Пример: Линейный поиск. Шаг 3. Рассматриваем два элемента. - проверить, является ли х средним элементом массива. Линейный поиск с использованием барьера. Иначе двоичный поиск или метод половинного деления. Задача. Значение элемента х вводится с клавиатуры. «Поиск талантов» - События, в которых участвует пользователь. Пользователи Интернета. Наличие позитивного имиджа компании на рынке (HR-бренд). Компоненты системы управления талантами: Другие интернет-источники. Испытатель впечатлений. Социальные бизнес-сети. Основной инструмент поиска талантов. Нестандартные технологии для поиска талантов. «Поисковые системы» - Схема информационных потоков. Поисковые системы. Подборки ссылок. Сетевые СМИ. Метапоиск. Употребление скобок. «Продвинутые» каталоги. Представление о структуре интернета. Поисковые машины. Язык запросов. Учет различных форм слова. Назначение знака "~". Поисковые системы Интернет. Поисковые механизмы. Этап творческого поиска - центральное структурное звено цепи единого творческого процесса архитектурного проектирования. Поиск идеи и замысла проектного решения основывается, прежде всего, на информации, полученной студентом из программы и методологической стадии. Недостаточность этой информации для целенаправленного творческого действия компенсируется через аппарат интуиции и сопутствующих ему эмоций . Именно эмоция и интуиция наряду с опытом, мастерством и овладением техникой являются движущей силой поиска и источником догадки, приводящей к решению. В основе творческого процесса АП лежит, прежде всего, концентрация волевых усилий, направленных на постановку и достижение цели. Эта установка связана с увлеченностью, вдохновением . «Мы можем столько, сколько знаем, плюс то, что дает нам эмоциональное напряжение» . Творческий акт характеризуется взаимодействием мышления и эмоций. Этап творческого поиска в соответствии со структурными уровнями содержит три фазы: исполнение клаузуры, эскиза-идеи и первичного эскизирования. При разработке клаузуры интуитивное мышление работает с множеством исходных данных, однако в клаузуре происходит неполное их отражение. Цель этой фазы - получить первичное образное представление об объекте. В эскизе-идее проектная модель выражается в полуинтуитивной форме первичной гипотезы. Нечетко осознанные отдельные звенья мыслительного процесса имеют своим результатом зарождение замысла, учитывающего отдельные факты и условия. Цель фазы - ограничить область поиска и перевести проектирование в проблемную ситуацию. В первой фазе эскизирования первичная гипотеза проверяется на эскизных вариантах, которые служат отправным пунктом новых поисков. Первичное эскизирование включает анализ и синтез ряда вариантов, в результате чего выводится их обобщение в форме эскиза проекта. Цель фазы - добиться совместимости всех учитываемых требований и гармонии со средой. Проектирование ведется двойным ходом - от внешнего к внутреннему и изнутри наружу. Таким образом, эффективность творческого поиска достигается на основе теснейшего взаимопроникновения и взаимодействия интеллектуального и интуитивного, логического и эмоционального, доказательного и гипотетического, эмпирического и теоретического, абстрактного и конкретного. Каждая последующая фаза творческого поиска характеризуется усложнением структурной организации задачи - ростом упорядоченности решения и композиционной целостности проектной модели объекта. 3.5.1. КЛАУЗУРА Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить у него творческую интенсивную работу фантазии и вызвать продуктивное использование навыков, при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел. В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуитивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции перешагивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов . Разработка клаузур не гарантирует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических приемов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу. Клаузуриый метод. Проведение клаузур как метод систематических тренировочных упражнений направлен на интенсификацию обучения, на развитие композиционных спо в 1 (схема 12). Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состояние вдохновения, на что и рассчитывает педагог на первых этапах творческого поиска. Метод вырабатывает у студента умение продуктивно мыслить, формирует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы; приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов разное, поэтому по результатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важность систематических тренировок очевидна. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание. Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первичных образных представлений о теме индивидуален. Поэтому клаузура исполняется без вмешательства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска. Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проблемы, в качестве контрольного упражнения. Программа на клаузуры. Тема для свободной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав помещений, особенности ситуации, возможные конструкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Программа должна возбудить творческий интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4-8 ч или одного-двух дней. Студенты предупреждаются о предстоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее. Предоставляется свобода выбора средств выражения. Клаузурный набросок должен содержать лишь то что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. Размещение проекций на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая- либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соответствовать жанру темы. Клаузура на свободную тему. На первых занятиях семестра для побуждения начала творческого процесса задается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, общая для всего курса. Клаузура проводится в течение одного дня. В условиях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограниченности времени создается эмоциональный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузу- ру по одной теме одновременно на III и IV курсах. Клаузура по основной теме. После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей сложности. Навык позволяет студенту отобрать важнейшие исходные данные и в течение нескольких часов графически сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клаузура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она сохраняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом. Клаузура в процессе проектирования и опережающие клаузуры. В процессе проектирования метод клаузур применим при разработке программ, в которых можно выделить частные аспекты темы, например, на стыках цепочки подтем квартира-дом-группа домов. По заданиям, выполняемым последовательно, но связанным друг с другом, рекомендуется проводить в процессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на III курсе при разработке проекта клуба исполняют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проектирование поселка при разработке двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов. Зачетная клаузура. Проверочная клаузура определяет степень развития композиционного мышления студента и навыков самостоятельного творчества. Клаузура выполняется в период экзаменационной сессии. Качественный уровень клаузуры учитывается при определении оценки по архитектурному проектированию за семестр и при аттестации студента 1 . Обсуждение клаузуры. На следующем после исполнения клаузуры занятии проводится ее разбор. Это важный учебно-воспи- тательный этап в обучении: педагог обосновывает оценку каждому студенту, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес. Метод клаузур способствует приобретению студентом навыков самостоятельности творческой работы, развитию самоконтроля студента, формированию уровня его самооценки. 3.SJ. ЭСКИЗ-ИДЕЯ Разработка эскиза-идеи объекта происходит по недостаточно освоенным условиям программы. Параллельно организуются два процесса: исследовательский и собственно творческий. Фаза эскиза-идеи дает новый уровень раскрытия темы - попытку полуинтуитивно сформулировать идею решения. Поиск полезной идеи плодотворен, так как дает толчок мыслям . Анализ исходных данных и структурообразующих факторов служит возникновению первичной гипотезы. Благодаря творческому воображению, опыту и памяти аморфная информация, разобщенные факторы путем осмысливания целевой установки преобразуются в варианты объемно-пространственных моделей. При поиске эскиза-идеи находит себе место метод «проб и ошибок»- метод случайного перебора вариантов, который используется при отсутствии целевой установки, недостаточности предварительных сведений и невозможности опираться на прошлый опыт. Когда студент проводит ряд «проб и ошибок», задача педагога состоит в том, чтобы компенсировать несовершенство его мыслительного аппарата, исключить абсурдные пробы и подсказать ему возможность применить более перспективные приемы. При наличии информации, опыта и с помощью ассоциаций и анализа появляется вероятность лучше организовать поиск, не обращаясь к перебору всех вариантов,- использовать эвристический метод . Педагог регулирует эвристическую процедуру, рекомендует ограничить область по- 1 Заслуживает внимания эксперимент, проведенный на IV курсе МАркИ по организации двухдневной клаузуры. В первый день требовалось разработать замысел в виде эскизных набросков. Второй посвящался разработке эскиза и исполнению клаузуры на доске. Из 30 студентов две трети оказались способными устойчиво сформулировать свою идею в течение первого дня. Черновые наброски учитывались при оценке клаузуры. исков, направить творческую мысль и воображение студента на принципиальный выбор проблемы. Здесь происходит пересечение исследования и творческого поиска. Постановка проблемы локализует сферу исканий, при этом внимание становится направленным, а поиск избирательным. Эскиз-идея выполняется в графических набросках и рабочих макетах, которые подвергаются логическому анализу. Фаза эскиза-идеи определяет вероятностные направления разработки выбранной целевой установки. Фаза завершается просмотром руководителями с целью выявить авторский замысел - проблему, которая может лечь в основу дальнейшего эскизирования. Ценность эскиза-идеи - в прогнозе, догадке, предположении творческого развития проблемы, в индивидуальной трактовке темы. 3.5.3. ФАЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭСКИЗИРОВАНИЯ Первичное эскизирование - сложный творческий процесс развития рабочей гипотезы, выраженной в эскизе-идее. Ведется в масштабах эскиза. На этой стадии одно представление сменяется другим, ассоциируются новые образы и идеи, на основе повторного анализа исходных данных и освоения информации, связанной с выбранной проблемой, происходит попарное сравнение вариантов и эвристический «сокращенный их перебор». Возникает необходимость самоконтроля. Творческая деятельность представляет собой поиск индивидуального ответа на индивидуальные обстоятельства . Вариантное эскизирование и служит этой цели, оно направлено на изучение: связей объекта со средой; функциональной организации жизненных процессов и других формообразующих факторов, определяющих выбор объемнопространственной и конструктивной структуры, параметры и взаимосвязи отдельных помещений и их групп. Вначале каждый вариант в пределах проблемы должен чем-то существенно отличаться от предыдущего. Эскизы, которые не приводят к необходимому результату, все же подготавливают его. Исполняются варианты художественного выражения идейного содержания программы. В процессе эскизирования новые идеи формируются путем оценки ситуации и состояния объекта, маловероятные направления решения отбрасываются, отдельные элементы исключаются, другие входят в новый эскиз, происходит постепенное уточнение замысла. Возникает центральное представление о решении задачи -«навязчивая идея». Промежуточные эскизы заменяют собой «творческую память». Запись творческого процесса следует сохранить для повторного анализа. Процесс сопровождается оценкой и критикой собственных результатов. Здесь важна помощь педагога, который в ошибках студента может найти возможность остроумного решения задачи. Поиск упорядоченности - структуры в расположении элементов композиции - имеет ббльшее значение, чем сами элементы. Первичное эскизирование сопровождается постоянным соотнесением разрабатываемого варианта со сформулированной концепцией и исходной программой. Фаза первичного эскизирования дает простор внезапным прозрениям, возможности как бы заново увидеть задание. Одно из эвристических правил как раз и предполагает движение в обратном направлении - от прогнозируемого решения к исходным данным, посылкам. К концу первого периода эскизирования педагог помогает студенту сопоставить альтернативные решения в границах рабочей гипотезы, перейти к обобщению решения, подвести «общий знаменатель» поискам. Упрочение эскиза после выбора принципиального решения происходит путем разработки серии вариантов, из которых каждый последующий является модификацией предыдущего и исходным пунктом для последующего («кальку на кальку»). Уточнения и изменения решений ведутся в рамках данной композиционной схемы. Дж. Пойа рекомендует перестановку или перегруппировку элементов как средства изменения структуры. Постепенное накопление усовершенствований (стратегия «приращения» Дж. Джонса) функционально-планировочной и конструктивной подструктур упрочает эскизное решение. Анализируя проделанную работу, критически оценивая эскизы, студент добивается согласованности компонентов композиции. Возникает эскиз, который соответствует характеру и жанру темы. В выборе лучшего варианта важную роль играет эстетическая оценка. Итог первичного эскизирования выступает в двойном качестве: как результат предшествующего хода творческой мысли и как отправной пункт ее дальнейшего развития. 3.S.4. СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЭСКИЗА Важнейшая методическая задача эскизирования - научить студента системному подходу. В эскизировании играют роль анализ, оценка и синтез, рассуждения от частного к общему и от общего к частному. Эскиз - всегда обобщение, его структура неустойчива до тех пор, пока не принято принципиальное решение. Эскизирование нельзя рассматривать как непрерывный процесс, оно сочетает в себе единство непрерывного и прерывного. Достаточно изменить одно из исходных условий, придать большее значение одному из факторов, как цепочка эскизных решений прерывается и возникает новое предложение отличающееся от исходного - происходит переструктурирование модели. Постановка особой проблемы, ответом на которую будет новый эскиз, оживляет и направляет мышление и творческий поиск студента. Если прежняя тема исчерпана, а результат не достигнут, педагог вправе поддержать новое направление поиска. Развитие нового эскиза проходит те же стадии возникновения и упрочения решения. При этом сказывается дидактическая польза первичного эскизирования. Упрочение эскиза занимает несколько недель. В этот период происходят сбор дополнительной информации, формулирование концепции, выполняется при необходимости опережающая клаузура. На заключительной ступени эскизирования студент и руководитель выбирают эскизное решение, удовлетворяющее важнейшим требованиям программы и содержащее определенную концепцию. Студент исполняет эскиз проекта во всех основных проекциях, в уменьшенных масштабах по сравнению с окончательным проектом. Эскизы проектов выставляются на просмотр. Это позволяет студентам увидеть достоинства и недостатки своей работы в сопоставлении с эскизами товарищей, а педагогам точнее оценить относительное качество решений. Утверждение эскиза и его оценка - важный этап проектирования. Руководители проводят обсуждение эскизов с позиций потенциальных возможностей их творческого развития. Утвержденный эскиз - это итог творческого поиска и программирование дальнейших действий по усовершенствованию н упорядочению решения в стадии творческой разработки. |
Популярное:
Новое
- Национальный парк русская арктика Птицы и море
- Три "вечерних сказки" льва и ирины токмаковых
- Приказы после реорганизации Пример приказа по окончании реорганизации школы
- Необособленное одиночное деепричастие Обособленное деепричастие примеры
- Как обозначается хром в химии
- Свен Нурдквист. Картинка важнее. Свен Нурдквист — Петсон и Финдус: Именинный пирог: Сказка Нурдквист иллюстрации
- Ты сер, а я, приятель, сед
- Является ли система базисом
- Описание картины Виктора Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем
- Ва в таблице менделеева. Химические элементы. Периодическая Система химических элементов Д.И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона такова