Разделы сайта
Выбор редакции:
- Упражнение Прилагательное или наречие?
- Экономикс макконнелл 18 издание
- Проект "необычные свойства воды" Диаграмма на тему удивительные свойства воды
- Правила чтения гласных букв в сочетании с буквой R Как произносится r в английском языке
- Праздники на английском языке с переводом Проект по английскому языку 23 февраля
- Картографические проекции и их классификация Для чего нужны картографические проекции
- «Уроки французского» анализ История создания рассказа «Уроки французского»
- Равнодушие и отзывчивость Как написать хорошее сочинение
- Условия равновесия твердого тела
- Задачи на разрезание и перекраивание фигур
Реклама
Основные концепции профессионального образования в xx. Современные проблемы науки и образования. Концепция обучения одной профессии. Многопрофессиональное обучение |
Общая характеристика системы профессионального образования России Профессиональное образование относится к числу наиболее емких составляющих системы образования России. Значимость профессионального образования определяется необходимостью освоения опыта трудовой деятельности, лежащей в основе развития производительных сил общества. В систему профессионального образования России входит сеть профессиональных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и реализующих соответствующие образовательные программы. Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности), устанавливается государственным образовательным стандартом. В системе профессионального образования можно выделить следующие уровни. 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе общего основного и среднего образования. Подготовка кадров осуществляется как на производстве, так и в образовательном учреждении. Для подготовки рабочих кадров действуют следующие системы и центры образования.
Сроки обучения в средних специальных учебных заведениях на базе основного общего образования - три-пять лет, на базе полного среднего образования - два-три года.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
Профессиональное образование - это процесс и результат профессионального развития личности посредством научно организованного профессионального обучения и воспитания , реализацией которых занимается система профессионального образования. Современные требования к подготовке кадров в системе профессионального образования Требования к подготовке кадров в системе профессионального образования обусловлены следующими тенденциями развития современного общества1 .
Из рассмотрения указанных тенденций развития общества следует, что современный человек, занимающийся деятельностью в любой сфере жизни общества, в том числе, и в сфере материального производства, должен обладать такими качествами, как:
В профессиональной педагогике, в психологии личностно ориентированного профессионального образования рассматриваются профессионально обусловленные компоненты личности. С целью исследования подструктуры профессиональных качеств рассматриваются такие понятия, как «специалист», «профессионал», «квалификация», «ключевые квалификации», «ключевые компетенции»1. Специалист - работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями, навыками. Профессионал - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности. Профессиональная квалификация - это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнений определенной работы. Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности, является характеристикой специалиста. Ключевые квалификации - общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по данной группе профессий. Ключевые квалификации обуславливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности. Характерны для профессионалов. Например, рассматривая подструктуру профессиональных качеств «профессиональная направленность» в соответствии с четырехкомпонентной профессионально обусловленной структуре личности специалиста Э.Ф. Зеера, можно выделить в качестве профессионально обусловленной ключевой квалификации «Социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, корпоративность, надежность, социальная ответственность и др.» Ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в профессиональных сообществах. Ключевые компетенции определяют универсальность и социально-профессиональную мобильность профессионалов. Позволяют успешно адаптироваться в социальных и профессиональных сообществах. Например:
Основная задача системы профессионального образования - это подготовка профессионалов, обладающих не только профессиональной компетентностью и квалификацией, но и ключевыми квалификациями и ключевыми компетенциями. Современные тенденции и направления развития профессионального образования Среди важнейших тенденций развития системы профессионального образования можно выделить непрерывность, интегративность, стандартизацию, демократизацию, глобализацию образования. Они взаимосвязаны друг с другом. Доминирование каждой из них обусловлено уровнем адаптации системы профессионального образования к процессу развития современного общества. Непрерывность образования - это понятие, воплощающее в себе гуманистическую идею создания условий для полного развития способностей человека на протяжении всей его жизни. В рассмотрении этапов жизни человека устраняется традиционное деление жизни на периоды учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция индивидуальных и социальных аспектов в деятельности личности. Интегративность образования - это тенденция, которая впервые начала проявляться в 80-е годы XX века в развитии образовательных программ под влиянием научно-технического прогресса. Достижения науки и техники, взаимообусловленнось их развития способствовало появлению новых технологий, нового инструментария, новых систем по обработке информации. Это способствовало комплексному преподаванию и передаче научно-технических знаний. В жизни современного человека все большую роль играет владение инструментарием производственной и повседневной деятельности: знанием информационных технологий (способы отбора и обработки информации, в том числе с использованием компьютерных технологий), знанием экономических процессов. Интегративность образования предполагает включенность этого инструментария в познавательную и практическую деятельность личности. Стандартизация образования. Эта тенденция развития системы профессионального образования связана с необходимостью реализации непрерывности и преемственности образования. Стандартизация профессионального образования позволяет:
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены направления развития профессионального образования. В качестве примера общих направлений развития профессионального образования можно привести следующие направления.
Среди направлений развития начального профессионального образования можно выделить:
Развитие профессионального образования осуществляется взаимосвязано с процессами модернизации системы образования России. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культуры. Вопросы для самопроверки
Современная концепция профессионального обучения молодёжи Богатство страны прирастает не только ее природными ресурсами. Исторический опыт показывает, что благополучие многих развитых стран закладывалось упорством и уникальным мастерством их народов-тружеников. Примеров тому много. Крохотная Голландия, жители которой, отвоевывая у моря все новые территории, благоденствуют плодами сельскохозяйственного производства. Маленькая Швейцария - вековой законодатель приоритетов в точной металлообработке. Япония, не обладающая большими природными богатствами, стала одним из мировых лидеров в разработке и применении передовых технологий. Этот перечень можно продолжить, и всегда в таких случаях дело решают компетентность и профессионализм исполнителей. Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Изменилась общая логика развития производственной деятельности и это касается всех видов труда - от самого простого физического до сложного умственного: и традиционно привилегированного труда технического интеллигента, и труда квалифицированного рабочего. Проявляются совершенно новые тенденции, о которых ранее даже не упоминали. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию. Актуальные подходы к подготовке рабочих кадров Последние десятилетия отечественной истории были достаточно сложными, и, в частности, это негативно отразилось на самом значимом для перспективы развития общества участке - смене уходящего и подготовке нового поколения производителей. Сегодня страна вынуждена срочно изменять ситуацию в одном из самых болезненных для нее вопросов - подготовке рабочих кадров для всех отраслей экономики. Любая ее сфера остро нуждается в специалистах высокой квалификации, которые способны овладевать современными технологиями и новейшей техникой. Совсем другими стали функции рабочего, занятого на современном производстве. Само слово «рабочий» приобретает совсем иное наполнение в условиях естественного движения научно-технического прогресса. Сегодня уровень начального овладения специальностью - удел прошлого. Например, в Японии доля рабочих, имеющих высшее профессиональное образование, давно перевалила за 60%. Жизнь однозначно подводит к совершенно очевидному выводу: подготовка рабочих кадров в России сегодня нуждается в новых подходах, неординарных решениях. Такое положение имеет место не только в образовании, но именно здесь следует особенно оперативно учитывать изменения, с которыми неумолимая жизнь вмешивается в уже сложившиеся системы деятельности. Подготовка квалифицированных рабочих всегда была серьезной задачей, так как от уровня их квалификации в значительной мере зависели реальные успехи производства. Вместе с тем анализ содержания труда рабочих показал устойчивую тенденцию, характерную для всех развитых стран, которая связана с уменьшением во всех отраслях промышленности удельного веса затрат физического труда. В большинстве промышленно развитых стран малоквалифицированный труд, связанный с монотонной и однообразной работой, с производством во вредных или опасных условиях, все чаще выполняется машинами и их интеллектуальной разновидностью - роботами. Выполнять малоквалифицированную, связанную со значительными физическими нагрузками работу становится не престижно. Изменение функций труда четко выделило критерии привлекательности видов работы для молодежи. Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с личным интересом, с возможностями творческого приложения своих сил. Это относится к самым различным направлениям трудовой деятельности: от промышленного и сельскохозяйственного производства до сферы услуг. Исследования ученых во всем мире подтверждают, что через сравнительно малый временной период наметившаяся тенденция лавинообразного прорыва новейших технологий в производство примет повсеместный характер. Многие привычные сегодня производственные процессы уходят в небытие или кардинально меняются. Следовательно, речь идет о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть готовым мобильно приспосабливаться к быстро меняющимся технологическим процессам, появлению новейшего оборудования и инструментов, успешно овладевать ими. Молодые должны осознать, что никакой, даже высокий уровень знаний сегодня не гарантирует им в будущем соответствия требованиям избранной специальности. Если хочешь остаться востребованным, то свыкнись с мыслью - учиться надо (и придется!) всю жизнь. Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов становится прежде всего осмысление новых подходов к профессиональному обучению. Сказанное не означает отказа от формирования у обучаемых базовых качеств, необходимых во все времена и учитывающих перспективные требования производства. Таковыми всегда были: - соблюдение производственной и технологической дисциплины; - бережное отношение к оборудованию и инструментам; - умение применять на практике полученные теоретические знания; - глубокие и прочные знания основ техники и технологии производства, организации труда - в объеме, необходимом для овладения профессией и дальнейшего роста квалификации. На современном этапе от будущего специалиста ждут проявления качеств личности, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся к изменяющимся условиям производства. Иными словами, качеств профессионала - человека, нашедшего свое предназначение, овладевшего высокими уровнями производственной деятельности, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе решения самых разнообразных задач, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию. Следовательно, основными направлениями подготовки квалифицированных специалистов становится не просто обучение молодежи, а реализация приоритетов, обозначенных самой жизнью. Системы и концепции профессионального образования Ступенчатоеобучение Ступенчатоеобучение Концепция обучения одной профессии Концепция базового и специального профессионального обучения Многоуровневое профессиональное обучение Подготовка специалистов по сокращенным срокам обучения 2
К ОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ОДНОЙ ПРОФЕССИИ. Согласно этой концепции уже на первом году профессионального обучения происходит специальная подготовка к определенной профессии по единому плану в течение одного цикла обучения, который завершается сдачей экзамена. 3
С ТУПЕНЧАТОЕ ОБУЧЕНИЕ: Цикл профессионального обучения разбивается на несколько ступеней. На каждой ступени обучения сдаются соответствующие экзамены; учащийся может прекратить дальнейшее образование и начать профессиональную деятельность, имея соответствующую квалификацию. 5
С ТУПЕНЧАТОЕ ОБУЧЕНИЕ 1 базовое профессиональное обучение в рамках группы профессий, которое является основой для дальнейшего специального профессионального образования 2 общая профессиональная специализация. Обучение проводится по нескольким специальностям одновременно 3 специальное профессиональное обучение с целью приобретения знаний и умений, необходимых для выполнения определений квалификационной профессиональной деятельности. 6
К ОНЦЕПЦИЯ БАЗОВОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ предусматривает основную ступень базового профессионального образования по группе родственных профессий (поли профессиональное обучение) и специальную ступень получение специального профессионального образования по конкретной специальности (моно профессиональное обучение). Основным принципом концепции базового и специального профессионального обучения является принцип специализации: обучение на специальной ступени осуществляется по определенной специализации. 9
Д ИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (лат. diversicatio - изменение, разнообразие) - разнообразие уровней и форм получения образования. На базе вузов создаются учебно-научные компоненты, либо происходит слияние средних учебных заведений в единое учебное заведение под эгидой вузов. 12
Система профессионального обучения безработных граждан - это совокупность взаимодействующих нормативно-правовых актов, преемственных образовательных программ различного уровня и направленности; сети инфраструктуры для оказания населению широкого спектра профориентационных услуг; сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы профессионального обучения, органов управления. В построении и выделении элементов системы особое значение приобретает системно-структурный подход. Суть: процесс создания системы включает теоретическое обоснование иерархии ее целей и задач, структуры и принципов формирования; уточнение основных понятий, относящихся к системе, педагогическое обеспечение и построение целевых программ профессионального обучения; определение критериев конкурсного отбора учебных заведений; разработку принципов построения модели управления Предложенной системой. Главная цель системы профессионального обучения безработных граждан - обеспечение права незанятого населения на широкий спектр образовательных услуг, направленных на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности, содействие в трудоустройстве, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Задача системы - оптимизировать процесс подготовки кадров с учетом социально-экономических, психолого-педагогических и организационно-управленческих факторов. На основе сопоставительного анализа существовавших образовательных систем выделены следующие принципы построения системы: · гибкость, многоуровневость и многофункциональность; · учет общих тенденций развития образования; · доступность для всех категорий незанятого населения · удовлетворение потребностей незанятого населения в · содействие трудовой активности, предпринимательству · профориентация и психологическая поддержка населения; · расширение самостоятельности, оптимальность управления; · многоканальность источников финансирования, оптимизация сроков и стоимости обучения; · тесное взаимодействие с социальными партнерами. «Профессиональная подготовка» (согласно Закону РФ «Об образовании») имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, групп работ. Профессиональная подготовка, как правило, не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися специальных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы, групп работ. В современной литературе и в законе «Об образовании» нет четкости в дифференциации понятий «профессиональная переподготовка» и «стажировка». Можно предложить следующие определения этих понятий: «профессиональная переподготовка»
- это получение «стажировка»
- это формирование и закрепление на Эффективное функционирование системы профессионального обучения незанятого населения требует реализации следующих условий: · систематическое прогнозирование наиболее востребованных профессий и специальностей, предоставление информации, проведение на этой основе консультаций и профессиональной ориентации населения; · создание инфраструктуры для осуществления профориентации и психологической поддержки населения; · отбор на конкурсной основе учебных заведений и возможность оперативного обновления перечня профессий и · разработка и использование в учебном процессе комплекта учебно-методических материалов как для обучаемых, так · разработка критериев эффективности обучения, систематическая оценка результатов обучения и внесение необходимых корректив в учебный процесс. При этом должна учитываться специфика профессионального обучения безработных, заключающаяся в большом разнообразии профессий и специальностей (более 400) и форм обучения (подготовка, переподготовка, освоение смежных профессий, повышение квалификации, стажировка), в сжатых сроках обучения (до одного года), быстрых темпах обновления учебно-программной документации. Целесообразна двухуровневая система разработки нормативных правовых актов и учебно-методических документов. На первом уровне (федеральном) принимаются основополагающие документы, определяющие стратегию формирования и развития создаваемой системы и обязательные для всех субъектов федерации. На втором уровне (субъектов федерации) принимаются соответствующие нормативно-правовые акты и документы, обязательные для данного региона. К настоящему времени в основном создана нормативная и правовая база профессионального обучения, позволяющая целенаправленно решать поставленные задачи. Важным шагом для дальнейшего развития системы профессионального обучения принятие в 1999 г. «Концепции профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения». Суть: · раскрыты сущность проводимой государственной политики регулирования рынка труда; · цели и задачи профессионального обучения безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения, профориентации и психологической поддержки населения; · изложены основные подходы к решению многогранных задач, стоящих перед службами занятости в части оказания услуг по профессиональной ориентации и профессиональному обучению безработным гражданам, высвобождаемым работникам и работодателям. В основу Концепции положены следующие принципы: · ориентация обучения граждан на новые сферы трудовой деятельности, социальная адаптация граждан; · преемственность обучения и учет имеющегося образовательного потенциала и навыков трудовой деятельности; · модульный принцип формирования содержания обу чения, многовариантность и гибкость форм, методов и средств обучения; · опережающий характер обучения, способствующий сокращению периода вынужденной безработицы; · профориентационное сопровождение учебного процесса; · разнообразие источников финансирования и оптимизация затрат на оказание услуг по профессиональному обучению. Концепция исходит из того, что молодежь (до 18 лет), впервые ищущая работу, должна получать профессию или специальность, как правило, в профессиональных образовательных учреждениях до начала трудовой деятельности. В этих целях служба занятости предоставляет молодежи информацию о специальностях и профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, профессиональных образовательных учреждениях, способствует направлению на учебу. В зависимости от ситуации на рынке труда будет формироваться различный качественный состав безработных по уровню образования и профессионально-квалификационному составу. Требуется применять вариативный подход к организации профессионального обучения. Суть: При безработице в пределах 2% основные направления в работе с населением сводятся к следующему: Лица, не имеющие профессии, могут проходить первичное обучение профессиям, имеющим спрос на рынке труда. Это обучение может осуществляться в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования, учебно-курсовых комбинатах и непосредственно на предприятиях, в учебных центрах службы занятости. Для безработных граждан, которым невозможно предложить подходящую работу, и лиц, не способных трудиться по прежней профессии (специальности), должна быть организована профессиональная переподготовка или обучение вторым профессиям. В этом случае переподготовку либо повышение их квалификации, обучение вторым профессиям, целесообразно проводить на предприятиях, в ПУ, на различного рода межотраслевых курсах и в центрах. При высоком уровне безработицы система профессионального обучения должна обеспечивать частичную аккумуляцию резерва рабочей силы и противодействовать росту застойной структурной безработицы. Решение этих задач потребует установления дифференцированных сроков обучения, использования интенсивных учебных технологий. Концепция определяет основные стратегические направления формирования системы профессионального обучения безработных и носит открытый характер. Она предполагает гибкую реакцию территориальных служб занятости на конъюнктуру рынка труда, внесение дополнений с учетом специфики регионов. Реализация Концепции позволила: · создать эффективную систему социальной защиты без · повысить эффективность трудоустройства безработных · совершенствовать механизм взаимодействия с социальными партнерами; · создать равные возможности занятости для различных · сформировать необходимые предпосылки для эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных. Формирование системы профессионального обучения безработных требует новых подходов к построению содержания, методов и организационных форм обучения. Выходные данные сборника: КОНЦЕПЦИИ П РОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р А ЗОВАНИЯ И МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ Иваненко И.А. канд. э кон. наук, доцент СГПА, г. Стерлитамак E-mail: В развитие теории профессионализации управленческого труда внесли вклад многие отечественные исследователи. В настоящее время также продолжаются исследования и обоснования системы базовых нормативов для управления. Анализ данных исследований показал, что одни из них базируются на инженерных стандартах, другие на сложившихся характеристиках и традициях, третьи на стандартах качества. Большинство разработанных стандартов носят рекомендательный характер. Сам же процесс стандартизации закрепил понятийный аппарат управления и позволил определить документы, которые необходимы в профессиональной управленческой деятельности. Таким образом, управленческая деятельность получила формализацию, что позволило более четко выделить нормы деятельности и создать для этой сферы труда квалификационные характеристики работы. В аналитических исследованиях характера и специфики управленческой деятельности, кроме стандартных классификаторов используются и другие способы анализа управленческой деятельности: Микроанализ. Проанализировать деятельность – значит описать из каких по возможности более мелких, дробных операций она состоит и как они организованы во времени («терблиги»). Другой вариант микроанализа управленческой деятельности –временной анализ. Эмпирический анализ управленческой деятельности. Подход направлен на выделение и описание крупных блоков, компонентов деятельности. Больший масштаб анализа позволяет установить содержательные, наполненные специфическим управленческим смыслом компоненты деятельности. Структурно-морфологический анализ деятельности. Действие как основной компонент деятельности выделяется по признаку наличия двух главных свойств: 1) действие представляет собой компонент деятельности, имеющий самостоятельную и обязательно осознаваемую цель; 2) цель действия обязательно должна не совпадать с целью всей деятельности. Ролевой подход к анализу управленческой деятельности. Деятельность руководителя представляет собой выполнение системы определенных социальных ролей. Изучить деятельность руководителя – значит выявить и охарактеризовать управленческие роли, которые он выполняет. Дименсиональный подход. Предполагает анализ управленческой деятельности на основе специфических функциональных единиц – измерений менеджерского поведения ("дименсий") – в частности, ("внимания к дисциплине", "решения проблем", "представительства", "управления конфликтами" и т. д. – всего около 20 "дименсий"). Нормативный подход. Процедура включает два основных этапа. На первом анализируется содержание "нормативно-одобренного способа деятельности" в плане закрепленных в нем основных должностных обязанностей и требований к их выполнению. На втором этапе анализируется индивидуальный способ деятельности руководителя, а также выявляются и интерпретируются расхождения между нормативным и индивидуальным способами. Затем результаты двух этапов обобщаются. Функциональный анализ управленческой деятельности. Фиксирует главное в деятельности – наличие некоторой постоянной, инвариантной системы функций. Они составляют суть и специфику деятельности в целом – как типа трудовой деятельности, независимо от конкретных разновидностей. Данный подход не только не противоречит всем остальным, но позволяет их интегрировать в целостную методологию изучения управленческой деятельности. Каждый из этих подходов воздействует на разработку моделей управленческого труда, каждый из них воздействует на программы подготовки менеджеров. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по этим проблемам позволяет выделить модели подготовки менеджеров в различных странах, тенденции трансформации менеджерского образования. До настоящего времени исследователи выделяют три типа макромоделей подготовки менеджеров: 1.«Традиционная» (европейская континентальная) модель, которую называют «квалифицированный руководитель». Она основана на четком разделении высшего профессионального образования по инженерным, экономическим, гуманитарным наукам в университетах, политехнических и других институтах, с одной стороны, и подготовки кадров по бизнесу и менеджменту в системе дополнительного (послевузовского) образования – с другой. 2. «Новая» (американская) модель, называемая «профессиональный менеджер», базируется на создании школ бизнеса как главных центров образования и исследований по бизнесу и менеджменту. В них на разных программах обучаются и студенты после средней школы, и люди с высшим образованием по любым специальностям, уже имеющие опыт практической работы. В рамках этой модели соответствующими учебными центрами также осуществляются разнообразные программы повышения квалификации менеджеров вне зависимости от того, окончили они школу бизнеса или нет. «Традиционную» модель, используют Австрия, Бельгия, Германия, Финляндия и некоторые другие страны. Ее также используют в Японии (со своей «внутрифирменной» спецификой). «Новая» модель, кроме Соединенных Штатов Америки, используется в Великобритании, Дании, Норвегии, на Кипре и других странах. 3. Большинство стран Европы (Испания, Италия, Нидерланды, Франция и др.), используют «смешанную» модель, в которой имеются традиционные и новые сектора бизнес-образования, и соответственно образовательные учреждения разных типов (университеты, школы бизнеса, институты повышения квалификации и т.д.) . В России программы высшего профессионального образования по специальности «Управление» в государственных вузах и институтах повышения квалификации, начиная с середины прошлого века, были преимущественно отраслевые для формирования и обновления знаний и навыков уже работающих руководителей и специалистов. В постперестроечный период стал характерен рост новых специализированных, в том числе негосударственных, образовательных учреждений в области бизнеса и менеджмента. В российском законодательстве последних лет фактически уже произошла институционализация «смешанной» модели. Содержание программ подготовки менеджеров во всех трех моделях разнообразно. Наука управления характеризуется теоретико-методологическим плюрализмом, который проявляется в многообразии подходов, школ и моделей, существующих в рамках специальных предметных научных теорий. Эти подходы, школы и модели различно (а иногда с противоположных позиций) объясняют различные стороны жизни организаций, функционирование и развитие управляемых структур, и закономерности самой управленческой деятельности. Особенность теории управления сказывается на многообразии содержания учебных курсов при подготовке управленческих кадров. Даже появление различных квалификаций и специализаций в программах подготовки менеджеров носят различное название, что связано не столько со спецификой профессиональной деятельности управленческих кадров, сколько с теориями ролевых функций в управлении. В международной практике профессионального образования – это программы подготовки профессиональных лидеров или руководителей организаций. В реальности управленческой работы границы между указанными ролями не столь очевидны. Во многих организациях и учреждениях можно наблюдать случаи универсальной управленческой профессионализации, когда весь репертуар ролей исполняется одним человеком . Даже если мы обратимся к государственным требованиям в России к подготовке менеджеров высшей квалификации по программе «Мастер делового администрирования» (MBA), то заметим, что цели программы предполагают подготовку к выполнению всех названных выше функций. Если обратиться к стандартам программы «Менеджмент организации» в системах высшего образования, то выделенные в ней функции и роли будущей деятельности выпускника программы, также будут касаться роли администратора. Поэтому, несмотря на то, что программы подготовки кадров для выполнения профессиональной управленческой деятельности разнообразны, по уровню образования, по структуре и содержанию в них теоретических знаний, но набор компетенций в них может быть сходен. Разноуровневость компетенций в менеджерском образовании отрабатывалась в рамках проекта Евротюнинг, где рассматривались вопросы согласования бизнес программ различного уровня . В данном случае имеется в виду программы «Деловое Администрирование», «Менеджмент». Было определено, что в образовательных учреждениях существует сходство относительно целей, содержания и взглядов на компетенции предметных специфик в программах первого цикла, а в программах второго цикла существует еще много разногласий. К третьим же циклам бизнес программ формально еще не обратились из-за большого их разнообразия. Содержание программ в данной области образования ориентируется на характеристики работ и целей бизнес организаций (частной или общественной), которые могут быть описаны на основе множества различных позиций. В целом, профессионализация управленческой деятельности имеет свою специфику в практическом и научном плане. Изучение управленческой деятельности и определение ее квалификационных характеристик возможно по функциям, предмету управления, ролевым позициям и типам проблем для решения. В связи с этим, программы подготовки менеджеров отличаются разнообразием в содержании, уровнях подготовки, но менее просматривается отличие в характере и уровней компетенций. Список литературы: 1.Всемирный банк. Национальный фонд подготовки кадров. Центр мониторинга человеческих ресурсов Академии народного хозяйства. Москва 2006. Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики (Серия ―Актуальные вопросы развития образования‖) − М.: ―Алекс‖, 2006. − 264 с. 2.Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса". / Под ред. Лукичева Г.А. − М.: Готика, 2004. − 384c. 3.Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Система квалификаций в странах ЕС // Среднее профессиональное образование / Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу ―СПО‖. − 2006. − №3. − С. 4-259. |
Новое
- Экономикс макконнелл 18 издание
- Проект "необычные свойства воды" Диаграмма на тему удивительные свойства воды
- Правила чтения гласных букв в сочетании с буквой R Как произносится r в английском языке
- Праздники на английском языке с переводом Проект по английскому языку 23 февраля
- Картографические проекции и их классификация Для чего нужны картографические проекции
- «Уроки французского» анализ История создания рассказа «Уроки французского»
- Равнодушие и отзывчивость Как написать хорошее сочинение
- Условия равновесия твердого тела
- Задачи на разрезание и перекраивание фигур
- Процессы жизнедеятельности как пример необратимых процессов