Главная - Развлечения
Сколько человек в парламенте великобритании. Парламент великобритании. Функции палаты лордов

Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии является высшим законодательным органом в Соединённом Королевстве и Королевских колониях. Его возглавляет Британский монарх. Парламент двухпалатный, включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов, и нижнюю палату, называемую Палата общин. Палата лордов не выбирается, она включает в себя лордов духовных (высшее духовенство англиканской церкви) и лордов светских (членов пэрства). Палата общин, напротив, демократически избираемая палата. Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне. По обычаю, все министры, включая премьер-министра, выбираются исключительно из состава парламента.
Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории, власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» (или «Короля-в-Парламенте»). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это и спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной Палаты общин; Монарх действует как представительская фигура, и власть Палаты лордов существенно ограничена.
Британский Парламент часто называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов Британского Содружества созданы по его образцу.

House of Lords - высшая палата Парламента Великобритании. В палате лордов 730 членов. Палата лордов не выборная, состоит из двух архиепископов, 24 епископов Англиканской церкви ("лорды духовные") и 706 членов пэрства ("лорды светские"). Лорды духовники присутствуют, пока они занимают церковные должности, а Lords Temporal служат пожизненно. Члены палаты лордов называются "лорды парламента".
Палата лордов возникла в XIV веке и с тех пор почти всегда существовала. Название "Палата лордов" не использовалась для верхней палаты до 1544. Была устранена в 1649 революционным правительством, пришедшим к власти в Английской гражданской войне, но восстановлена в 1660. Палата лордов имела больше власти, чем избираемая палата общин ("нижняя палата"). С XIX века, однако, власть верхней палаты имела тенденцию снижаться; сейчас верхняя палата слабее, чем избираемая часть. Парламентский акт (прошёл в 1911 и 1949) установил, что всё законодательство, кроме "денежных счетов" (включая гос.бюджет), проходящее через палату представителей, может быть задержано на 12 месяцев, но не может быть отвергнуто. Такая власть в политической науке называется suspensive veto. Реформа House of Lords Act 1999 устранила автоматическое право наследования места в верхней палате. Некоторое число пэров сохранило места, потому что они занимали посты Великих Офицеров Государства, и дополнительные 92 выбираются как представительные пэры. Дополнительные реформы планируются текущим лейбористским правительством, но законной силы пока не обрели.
Кроме законодательной, палата лордов имеет судебную власть: в неё входит высший апелляционный суд для большинства случаев в Соединённом Королевстве. Судебные функции палаты лордов выполняются не полной Палатой, а группой членов с юридическим опытом, называемой "лорды законники". Палата лордов не только Верховный суд; в некотором смысле, эта роль выполняется тайным советом. Constitutional Reform Act 2005 передаст судебные функции лордов в ведение нового Высшего суда Великобритании, когда тот заработает.
Полное формальное название палаты лордов звучит как: Достопочтенные лорды духовные и светские Соединённого Королевства Великой Британии и Северной Ирландии в совместном парламенте. Палата лордов, как и палата общин, заседает в Вестминстерском дворце

Палата общин (англ. The House of Commons - нижняя палата парламента Великобритании, в настоящее время доминирующая часть парламента. Палата общин - демократически избираемый орган, состоящий из 646 членов, известных как «Члены Парламента» или «MPs». Члены выбираются по системе first past the post на ограниченный срок, и исполняют обязанности до роспуска парламента (максимум - пять лет). Каждый член избирается и представляет избирательный округ, constituency. Членами палаты являются большинство правительственных министров и премьер-министра с 1902 (исключая сэра Алека Дугласа-Хьюма в 1963 - его попросили образовать правительство, будучи 14-м Earl of Home, но через несколько дней он отказался от пэрства и стал членом палаты общин).
Полное название Палаты общин - Почтенные общины Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, собравшиеся в парламенте. Обе палаты, общин и лордов, встречается в Вестминстерском дворце. Обе палаты встречались и в других местах и могут это делать сейчас, если только присутствует булава.

Должностные лица. Палата выбирает председательствующее должностное лицо (спикера) в начале каждого парламентского срока, и когда возникает вакансия. Если удовлетворяющий всех спикер желает новый срок, Палата может перевыбрать его простым поднятием рук или тайным голосованием. Выбранный спикером не может занять должность до одобрения Сувереном; впрочем, выдача одобрения - просто формальность. Спикеру помогают три вице-спикера (Deputy Speakers), старший из которых имеет титул председателя путей и средств (Chairman of Ways and Means). Двое других вице-спикеров называются помощниками председателя путей и средств. Такой титул происходит от комитета по путям и средствам; комитет был распущен в 1967, а титулы вице-спикеров остались. Вице-спикеры - всегда члены парламента.
Председательствующий спикер или вице-спикер обычно носит чёрное платье. Можно также носить парик, но это было отброшено текущим спикером, Майклом Мартином, и его предшественницей, Betty Boothroyd. Спикер или вице-спикер председательствует на кресле перед палатой. Спикер также глава комиссии Палаты общин, которая наблюдает за работой палаты и управляет дебатами, приглашая членов к речам. Если парламентарий думает, что правило (или Standing Order) нарушен, он может поднять "замечание о порядке,", по которому спикер выносит окончательное решение. Спикер может призвать членов палаты к порядку. Таким образом, спикер имеет больше власти, чем его аналог в Палате лордов, лорд-канцлер, у которого нет дисциплинарной власти. По обычаю, спикер и вице-спикеры беспартийные; они не голосуют, не принимают участия в какой-либо партии. Беспартийность спикера по обычаю продолжается и после его ухода из Палаты общин.
Клерк Палаты общин - одновременно главный советчик палаты по процедурным вопросам и главный исполнитель (Chief Executive) палаты. Это постоянная должность, и он - не член палаты общин. Клерк советует спикеру, подписывает приказы и официальные заявления, а также подписывает и ставить печать на билль. Он - глава совета по управлению (Board of Management), который состоит из глав шести департаментов палаты. Помощник клерка называется ассистентом. Ещё одно должностное лицо - Serjeant-at-Arms, обязанность которого поддерживать закон, порядок и безопасность в палате. Serjeant-at-Arms носит церемониальную булаву, символ авторитета Короны и палаты. Булаву кладут на Стол перед заседанием.

Процедура В Вестминстерском дворце, комната общин небольшая и скромно украшена зелёным, контрастируя с красной отделкой комнаты палаты лордов. По обеим бокам комнаты стоят две скамьи с проходом посредине. Кресло спикера в конце комнаты; перед ней -- Стол палаты, туда кладут булаву. Клерки сидят на одном конце Стола, рядом со спикером, чтобы подавать советы. Члены правящей партии сидят на скамьях справа от спикера, а члены оппозиции слева.
Перед каждым из набора скамей на ковре проведена красная линия. Они находятся на расстоянии двух длин мечей; членам парламента запрещают пересекать линию во время дебатов, иначе считается, что он хочет напасть на лицо с противоположной стороны. Министры правительства и важные лидеры оппозиции сидят на передних рядах.
Интересно, что всего для 646 членов есть 427 мест, так что все не помещаются и прибывшие позднее должны стоять при входе, если хотят слушать дебаты. Заседания происходят с понедельника по четверг, иногда и по пятницам. В случае национальной угрозы, палата может заседать и в субботу.
После недавней реформы, заседания можно проводить в другой комнате Вестминстверского дворца, Вестминстер Холле. Дебаты в нём обычно не противоречивые и не партийные; дела, ведущие к настоящему голосованию, нужно проводить а главной комнате.
Заседания палаты часто прерываются гневными протестующими, проходящими в комнату из Галереи посетителей и других. Кидают листовки, manure, муку, кидали канистру с газом. Иногда прения нарушают парламентарии; в 1976 консерватор Michael Heseltine схватил булаву палаты во время ожесточённых дебатов. Самое знаменитое прерывание было сделано королём Карл I (король Англии), который зашёл в комнату в 1642 с вооружёнными силами для ареста пяти парламентариев-антироялистов.

Комитеты
Часто используют для пересмотра биллей. Комитеты смотрят на билли в деталях, и могут делать поправки. Билли важной конституционной или финансовой значимости, отсылаются обычно в комитет всей палаты. Тогда председательствует не спикер, а глава путей и средств или его помощники.
Большинство биллей рассматривается Standing комитетами, состоящими из 16..50 членов. Членство в них грубо отражает долю партий в палате. Членство в комитетах постоянно меняется; новые члены парламента назначаются каждый раз для нового билля. Формального ограничения числа таких комитетов нет, обычно около 10. Иногда билль передаётся в Special Standing комитет, который кроме рассмотрения ещё и расследует и заслушивает проблемы билля.
Также в палате общин есть несколько Departmental Select комитетов. Членство в них также отражает силу партий в палате общин. Каждый комитет избирает главу. Основной функцией Departmental Select комитета является наблюдение за деятельностью конкретного правительственного департамента; для этого, разрешаются слушания и сбор доказательств. Билли могут передавать в Departmental Select комитеты, но такая процедура редка.
Отдельным типом Select комитета является комитет по домашним делам. Domestic комитеты наблюдают за администрацией палаты и услугами членам парламента. Другими комитетами палаты общин являются совместные (Joint) комитеты (включают также членов Палаты лордов), Комитет по стандартам и привилегиям (по вопросам парламентские привилегии, и поведение членов парламента), и комитет по отбору (определяет членство в прочих комитетах).

Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (англ. Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) является высшим законодательным органом в Соединённом Королевстве и Королевских заморских территориях. Его не возглавляет Британский монарх, но он является его частью. Парламент двухпалатный, включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов, и нижнюю палату, называемую Палата общин. Палата лордов не выбирается, она включает в себя лордов духовных (высшее духовенство англиканской церкви), лордов светских (пэры) и лордов по апелляциям (англ. List of Lords of Appeal), многие из которых наследовали свою власть. Палата общин, напротив, демократически избираемая палата. Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне. По обычаю, все министры, включая премьер-министра, выбираются исключительно из состава парламента.

Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории, власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» («англ. the Crown in Parliament» - дословно - «Корона в Парламенте»). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это довольно спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной Палаты общин; в обществе считается, что Монарх действует как представительская фигура, и власть Палаты лордов существенно ограничена.

Британский Парламент часто в народе называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов Британского Содружества созданы по его образцу. Но Британский Парламент не является самым старым, уступая, как минимум, Парламенту Исландии.

Парламент Англии

Парламент Англии прослеживает своё происхождение от англосаксонского витенагемота. В 1066 году Вильгельм Норманнский принес в Англию феодализм. При нём существовал совет крупных землевладельцев и иерархов церкви. В 1215 году крупные землевладельцы добились от Иоанна Безземельного подписания Великой хартии вольностей, согласно которой король не мог назначать новых налогов (кроме некоторых старых феодальных налогов) без согласия королевского совета (англ. royal court), который постепенно эволюционировал в парламент. В 1265 году Симон де Монфор, 6-й граф Лестер, собрал первый выборный Парламент. Имущественный ценз на парламентских выборах в графствах был одинаковым по всей стране: голосовать могли те, кто владел участком приносившим ежегодную ренту в 40 шиллингов. В городах имущественный ценз различался, разные города имели разные правила. Это подготовило место для так называемого «Образцового парламента» 1295 года принятого Эдуардом I. К правлению Эдуарда III Парламент был разделен на две палаты: одну, где заседала высшая аристократия и высшее духовенство, и другую, где заседали рыцари и горожане. Ни один закон не мог быть принят без согласия обеих палат и суверена.

Когда после Елизаветы I власть в стране в 1603 году наследовал король Шотландии Яков VI, который также стал Яковом I Английским, обе страны находились под его личным управлением, но каждая сохранила свой Парламент. У наследника Якова I, Карла I возник конфликт с Парламентом, который после Войны трех Королевств перерос в Английскую гражданскую войну. Карл был казнен в 1649 году, и при правлении Оливера Кромвеля Палата Лордов была отменена, а Палата Общин подчинена Кромвелю. После смерти Кромвеля была восстановлена монархия и Палата Лордов.

В 1688 году во время Славной революции был свергнут король Яков II, и установлено совместное правление Марии II и Вильгельма III. Их согласие с английским Биллем о правах означало создание элементов конституционной монархии.

Парламент Шотландии

Со времён Кеннета I в Шотландии все должности заполнялись согласно системе танства, которая сочетала элементы наследования и выборности. После того как в 1057 году Макбет I был свергнут Малькольмом III в Шотландии под влиянием норманнского завоевания была введена феодальная система первородства.

В Средние века Королевский Совет епископов и графов постепенно эволюционировал в парламент, сначала став «коллоквиумом» 1235 года, который уже имел политическое и юридическое значение. С 1326 года однопалатное собрание трех сословий, в котором заседали священники, землевладельцы и представители городов, обладало властью в сфере налогообложения и серьёзным влиянием на законодательство, судебную систему, внешнюю политику и военные дела. Три сословия избирали Комитет статей, разрабатывающий законы, которые затем представлялись палате на утверждение.

После Реформации в 1567 году католическое духовенство было исключено из парламента под давлением церкви Шотландии, а после упразднения в 1638 году епископата парламент стал полностью светским собранием. Во время правления Якова VI и Карла I парламент попал под сильное влияние Короны, его созывы стали эпизодическими, королевская власть, манипулируя системой выборов и порядком заседаний, пыталась превратить палату в послушный инструмент абсолютистской политики короля. Но восстание в Шотландии в 1637 году и победа шотландцев над королевскими войсками в Епископских войнах 1639-1640 годов. позволили парламенту сконцентрировать в своих руках всю полноту власти в Шотландии. После того как в страну вторглись войска Оливера Кромвеля, его республиканское правительство в 1657 году установило непродолжительную англо-шотландскую парламентскую унию.

Шотландский парламент был восстановлен после возвращения Карла II на трон в 1660 году. Славная революция 1688 года ликвидировала систему королевского патронажа над парламентом и обеспечила свободу выборов и обсуждения законопроектов. В 1707 году парламенты Шотландии и Англии приняли Акт об унии, в соответствии с которым оба британских государства объединялись в королевство Великобританию и создавался единый парламент. Таким образом парламент Шотландии был упразднен. Парламент в Англии снова процветал.

В 1998 году в рамках децентрализации системы управления страной лейбористским правительством Тони Блэра парламент Шотландии был восстановлен. Ему были делегированы определенные полномочия в сфере местного самоуправления, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, сельского хозяйства и транспорта.

Парламент Уэльса

Ассамблея Уэльса насчитывает 60 членов, избираемых путем прямого голосования каждые четыре года. Она выполняет функции, ранее исполнявшиеся Министерство по делам Уэльса, и имеет право вносить поправки в законопроекты, принятые британским Парламентом, которые непосредственно касаются этого региона.

Парламент Ирландии

Ирландский Парламент был создан, чтобы представлять англичан в Ирландском владении, в то время как коренные или гэльские ирландцы не имели права избирать или быть избранными. Впервые он был созван в 1264 году. Тогда англичане жили только в области вокруг Дублина, известной как Черта.

В 1541 году Генрих VIII объявил о создании Королевства Ирландии и высадился в Ирландии с армией. Гэльским ирландским вождям было дано право заседать в ирландском парламенте наравне с людьми английского происхождения. Введение протестантизма в качестве государственной религии (в то время как большинство населения оставалось католическим) вызвало споры, и в 1613-1615 годах состав избирателей был закреплен так, что большинство в ирландском Парламенте принадлежало протестантским поселенцам. После ирландского восстания 1641 года, ирландские католики были лишены избирательных прав по кромвелевскому Акту о поселении 1652.

При правлении Якова II католики восстановили часть своих позиций, и во время войны якобитов в Ирландии он согласился с требованиями ирландского парламента об автономии и возвращении земель, но после победы Вильгельма III Оранского эти приобретения были снова отняты согласно карательным законам. Закон Пойнинга подчинил ирландское законодательство Парламенту Великобритании, но Акт о конституции 1782 снял эти ограничения, и через десять лет после этого католики снова могли избирать, хотя у них по прежнему не было права быть избранными в парламент.

Парламент Великобритании

После договора об объединении 1707 года, парламентами Англии и Шотландии были приняты одинаковые Акты об объединении, которые создали новое Королевство Великобритании. Согласно этим актам оба парламента были распущены и был создан Парламент Королевства Великобритании, помещенный на прежнем месте английского парламента. Хотя в Шотландии оставались свои законы, с ними теперь работал новый парламент.

После того как на престол в 1714 году взошёл Георг I из Ганноверской династии, власть стала постепенно переходить от монарха к парламенту, и к окончанию его правления утвердилось положение министров, которые в свою очередь опирались на поддержку Парламента. К концу XVIII века монарх по-прежнему имел значительное влияние на парламент, в котором преобладала английская аристократия. На Выборах право голоса имело только земельное дворянство, с таким распределением избирательных участков, что во многих гнилых местечках можно было купить место в парламенте, в то время как крупные города не имели своих представителей. Реформаторы и радикалы стремились к парламентской реформе, но с началом Наполеоновских войн правительство стало более репрессивным, и продвижение к реформе было остановлено.Состоит из 100 палат.

Парламент Соединённого Королевства

Соединённое королевство Великобритании и Ирландии было создано в 1801 году слиянием Королевства Великобритании и Королевства Ирландии.

Принцип ответственности министров перед нижней палатой был выработан только в XIX веке. Палата Лордов была выше Палаты Общин как в теории, так и на практике. Члены Палаты Общин избирались по устаревшей избирательной системе, при которой сильно различались размеры избирательных участков. Так в Гаттоне семь избирателей выбирали двух членов парламента, также как и в Данвиче (англ.), который полностью ушёл под воду из-за эрозии земли. Во многих случаях члены Палаты Лордов контролировали маленькие избирательные участки, известные как «карманные местечки» и «гнилые местечки», и могли обеспечить избрание своих родственников или сторонников. Многие места в Палате общин были собственностью Лордов. Также в то время на выборах были широко распространены подкуп и запугивание избирателей. После реформ девятнадцатого века (начавшихся в 1832 году), избирательная система была значительно упорядочена. Более не завися от верхней палаты, члены палаты общин стали более уверенными.

Современная эпоха

Верховенство Палаты Общин было чётко установлено в начале XX века. В 1909 году, палата общин приняла так называемый «Народный Бюджет», который вводил многочисленные изменения налогообложения, невыгодные для богатых землевладельцев. Палата лордов, состоящая из могущественной земельной аристократии, отклонила этот бюджет. Используя популярность этого бюджета и непопулярность лордов, в 1910 году выборы выиграла Либеральная партия. Используя результаты выборов, либеральный премьер-министр Герберт Генри Асквит предложил парламентский закон, который должен был ограничить полномочия палаты лордов. Когда лорды отказались принять этот закон, Асквит обратился к королю с просьбой создать несколько сотен либеральных пэров, чтобы размыть большинство Консервативной партии в Палате лордов. Перед лицом такой угрозы, Палата лордов приняла Парламентский акт, который позволял лордам только задерживать принятие закона на три сессии (сокращено до двух сессий в 1949 году), после чего он вступал в действие, несмотря на их возражения.

Ирландское Свободное государство обрело независимость в 1922 году, и в 1927 году Соединённое Королевство было переименовано в Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии.

В XX веке были проведены дальнейшие реформы: в 1958 году акт о пожизненных пэрах разрешил периодическое создание пожизненных пэров. В 1960-е, создание наследуемых пэров было прекращено, и с тех пор почти все новые пэры были только пожизненными. Акт о палате лордов 1999 года отменил автоматическое право наследственных пэров на место в высшей палате, за исключением 92 пэров.

Парламент Шотландии был создан как однопалатный законодательный орган Шотландии согласно Акту о Шотландии, и первое заседание состоялось 12 мая 1999 года.

Организация деятельности

Парламент Великобритании является бикамеральным, то есть основан на двухпалатной системе, и состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Однако, как общенациональный представительный орган парламент являет собой триединое учреждение, включающее в себя не только обе палаты, но и монарха, «Королеву-в-Парламенте» (англ. Crown-in-Parliament), поскольку только наличие всех трёх элементов образует в правовом смысле то, что называют британским парламентом. Эта связь обусловлена особенностью принципа разделения властей, которая состоит в том, что в системе государственных органов Великобритании такое разделение и фактически, и формально отсутствует: монарх является неотъемлемой частью каждой из ветвей власти. Так, одной из политических прерогатив монарха является его право созывать и распускать парламент. Кроме того, ни один закон не может обрести юридическую силу до тех пор, пока не будет получена королевская санкция, то есть пока он не будет одобрен монархом. Королева возглавляет парламент, однако, её роль носит в основном церемониальный характер: на практике она традиционно действует согласно рекомендациям премьер-министра и других членов правительства.

Термин «парламент» обычно используется для обозначения обеих палат, но иногда под парламентом подразумевают его основную часть - Палату общин. Так, только члены Палаты общин именуются «членами парламента». Правительство несет ответственность только перед Палатой общин, и эта ответственность называется «парламентской». Именно Палата общин осуществляет то, что называют «парламентским контролем».

Общая парламентская процедура

Вопросам процедуры в британском Парламенте придается чрезвычайно большое значение, но в отличие от большинства государств единого писаного документа, в котором были бы зафиксированы правила внутренней организации палат, не существует, - его заменяют постоянные правила (англ. Standing Orders), выработанные многовековой практикой, в том числе сессионные правила, утверждаемые в начале каждой сессии. Следует отметить, что эти правила, действуя в обеих палатах и выступая в качестве аналога парламентского регламента в других странах, не образуют единого правового акта, а представляют собой собрание разнообразных норм, принятых каждой палатой раздельно и в разное время[Прим. 2]. Кроме того, парламентская процедура регулируется различными неписаными правилами - обычаями (англ. custom and practice)[Прим. 3].

Созыв и роспуск парламента

Созыв Парламента является прерогативой монарха, реализуемой по предложению премьер-министра в течение 40 дней после окончания парламентских выборов посредством издания королевской прокламации (англ. Royal Proclamation). Парламентские сессии созываются ежегодно, обычно в конце ноября - начале декабря, и продолжаются большую часть года с перерывами на каникулы. Каждая сессия начинается тронной речью монарха (англ. Speech from the Throne), которая по обычаю составляется премьер-министром и содержит программу деятельности правительства на предстоящий год. Во время произнесения тронной речи парламент заседает в полном составе.

Продление полномочий и роспуск парламента возможны также на основании формального волеизъявления монарха. Обычай и многочисленные прецеденты позволяют премьер-министру в любое время предложить монарху распустить парламент, при этом у монарха не существует каких-либо оснований для отказа.

После завершения работы парламента проводятся очередные выборы, на которых избираются новые члены Палаты общин. Состав Палаты лордов с роспуском парламента не изменяется. Каждый парламент, собирающийся после новых выборов, имеет свой порядковый номер, при этом отсчёт ведётся с момента объединения Великобритании и Северной Ирландии в Соединённое королевство, то есть с 1801 года. Действующий парламент является уже пятьдесят пятым по счёту.

Парламентские заседания

Порядок проведения парламентских заседаний строго регламентирован. Начинаются они с так называемого «часа вопросов» (англ. Question Time) премьер-министру и членам правительства. Далее парламентарии переходят к рассмотрению наиболее срочных дел, а также правительственных и частных заявлений, и затем - к основной повестке дня, то есть законотворчеству, которое включает дебаты и голосование.

Правительственное заявление (англ. ministerial statement) - устное заявление члена кабинета министров по вопросам внутренней и внешней политики правительства - как текущей (устное заявление), так и планируемой (письменное заявление). По окончании выступления парламентарии могут ответить на заявление или добавить к нему свои комментарии, а также задать министру соответствующие вопросы.

Частное заявление (англ. personal statement) - заявление члена палаты по частному делу, то есть в связи с каким-либо событием или для пояснения своей позиции по какому-либо вопросу, который обсуждался ранее.

Законотворчество представляет собой строго последовательный процесс рассмотрения законопроектов - биллей, сначала в нижней, а затем в верхней палате. Обсуждение законопроекта - парламентские прения, или дебаты, происходят путем внесения предложений. Предложения (англ. motions) - проекты резолюций, в которых формулируется позиция палаты по определенному вопросу. Таким образом, посредством предложений парламентарии ставят на обсуждение какой-либо вопрос, предлагая вынести по нему решение. Правом на внесение предложений наиболее активно пользуется оппозиция, поскольку это дает возможность широкого обсуждения политики правительства. Предложения от оппозиции вносятся её представителем, от правящей партии - членом правительства. Депутаты могут вносить поправки в предложение: если предложение внесено оппозицией, поправки предлагает правительство, и наоборот. По вопросам, инициированным правительством, сначала выступает министр, затем соответствующий член «теневого правительства». Потом слово предоставляется рядовым депутатам фракции большинства и меньшинства. По предложениям оппозиции, наоборот, первым выступает её представитель, потом член правительства, далее слово получают другие депутаты. Чтобы получить слово депутат Палаты общин должен «перехватить взгляд спикера» (англ. catch the speaker’s eye), то есть привлечь его внимание - встать или приподняться со своего места. Депутаты выступают в прениях только один раз, однако они вправе комментировать выступления других членов палаты - при этом они всегда обращаются к спикеру. Продолжительность выступлений не регламентирована, однако спикер может её ограничить. Члены Палаты лордов независимо от фракционной принадлежности имеют право выступить в любое время, причем не один раз, при этом они обращаются не к лорду-спикеру, а к другим членам палаты. Правила сворачивания дебатов в верхней палате не используются.

После окончания дебатов происходит голосование. Следует отметить, что его процедура весьма специфична. Во-первых, голосование - открытое и устное, а во-вторых, своеобразны его способы. Сначала спикер предлагает высказаться тем, кто «за», затем - тем, кто «против». При этом парламентарии выкрикивают, соответственно, «Да» (англ. «Aye») или «Нет» (англ. «Nay») - в Палате общин, а в Палате лордов - «Согласен» (англ. «Content») или «Не согласен» (англ. «Not-Content»). Спикер принимает решение в зависимости от распределения голосов. Если голоса разделились примерно поровну или у спикера возникли сомнения, то проводится повторное голосование, во время которого депутаты, в зависимости от занимаемой ими позиции по рассматриваемому вопросу, собираются по правую и левую руку от спикера. Кворум для принятия решений в палате лордов составляет 30, а в палате общин - 40 парламентариев.

Заседания палат в большинстве случаев проходят открыто, но спикер вправе распорядиться и о проведении заседания при закрытых дверях. Для проведения заседания Палате лордов необходимо соблюсти кворум в 3 человека, в то время как в Палате общин он формально отсутствует.

Заседания парламентских комитетов проводятся при кворуме от 5 до 15 членов в зависимости от их численности. По окончании работы над каким-либо вопросом комитет составляет отчет, который представляется соответствующей палате. 

Срок полномочий

Изначально не существовало ограничений на продолжительность работы Парламента, но Трёхгодичный акт 1694 года (англ. Triennial Acts) установил максимальный срок его полномочий в три года. Семигодичный акт 1716 года (англ. Septennial Act 1715) продлил этот срок до семи лет, однако Парламентский акт 1911 года (англ. Parliament Act 1911) сократил его до пяти лет. Во время Второй мировой войны продолжительность работы парламента была временно увеличена до десяти лет, а после её окончания в 1945 году снова определена равной пяти годам.

Раньше смерть монарха автоматически означала роспуск парламента, так как он считался caput, principium, et finis (началом, основой и концом) последнего. Однако было неудобно не иметь Парламента в тот период, когда наследование престола могло быть оспорено. Во время правления Вильгельма III и Марии II был принят статут, что Парламент должен продолжать работу в течение шести месяцев после смерти суверена, в случае если он не будет распущен раньше. Акт о народном представительстве 1867 года (англ. Reform Act 1867) отменил это установление. Сейчас смерть суверена не влияет на продолжительность работы Парламента.

Привилегии

Каждая палата Парламента сохраняет свои древние привилегии. Палата Лордов полагается на наследованные права. В случае с Палатой Общин, спикер в начале работы каждого Парламента отправляется в Палату лордов и просит представителей суверена подтвердить «несомненные» привилегии и права нижней палаты. Эта церемония восходит ко временам Генриха VIII. Каждая палата охраняет свои привилегии и может наказать их нарушителей. Содержание парламентских привилегий определяется законом и обычаем. Эти привилегии не могут определяться никем, кроме самих палат парламента.

Самая главная привилегия обеих палат - это свобода слова в спорах: ничто из сказанного в Парламенте не может быть причиной расследования или судебного дела в любой организации, кроме самого Парламента. Другая привилегия - защита от ареста, кроме случаев государственной измены, тяжких уголовных преступлений или нарушения порядка («breach of the peace»). Она имеет силу во время сессии Парламента, а также на протяжении сорока дней до и после неё. Члены Парламента также имеют привилегию не исполнять обязанности присяжных в суде.

Обе палаты могут наказывать за нарушения своих привилегий. Неуважение к Парламенту, например, неподчинение вызову в качестве свидетеля, выпущенному парламентским комитетом, также может быть наказано. Палата Лордов может заключить человека в тюрьму на любой конечный срок, Палата Общин также может заключить человека в тюрьму, но только до окончания сессии парламента. Наказание, наложенное любой из палат, не может быть оспорено в каком-либо суде.

Полномочия

Законодательный процесс

Парламент Соединённого Королевства может устанавливать законы своими актами. Некоторые акты действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему (так называемый Шотландский закон (англ. Scots law)), многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо (с 1999 года) законами, принятыми Парламентом Шотландии.

Новый закон, в его черновой форме называемый биллем, может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Обычно билли вносятся на обсуждение королевскими министрами. Билль, внесённый министром, называется «Правительственным биллем» («Government Bill»), а внесённый обычным членом палаты - «Биллем частного члена палаты» («Private Member’s Bill»). Билли также различают по их содержанию. Большая часть биллей, затрагивающая всё общество, называется «Общественными биллями» («Public Bills»). Билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей, называются «Частными биллями» («Private Bills»). Частный билль, затрагивающий более широкие слои общества, называется «Гибридным биллем» («Hybrid Bill»).

Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты.

Первый способ - внести его на голосование в список биллей, предлагаемых для обсуждения. Обычно в этот список вносится около четырёхсот законопроектов, затем происходит голосование по этим биллям, и двадцать законопроектов, набравших наибольшее число голосов, получают время для обсуждения.

Другой способ - «правило десяти минут». Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект. Если палата соглашается принять его для обсуждения, он переходит в первое чтение, в противном случае законопроект отсеивается.

Третий способ - согласно приказу 57, предупредив спикера за день, формально внести законопроект в список для обсуждения. Такие законопроекты принимаются крайне редко.

Большую опасность для законопроектов представляет «парламентское флибустьерство», когда противники законопроекта намеренно тянут время, чтобы добиться истечения отводимого на его обсуждение времени. Билли частных членов палаты не имеют шансов быть принятыми, если им противостоит действующее правительство, но они вносятся, чтобы поднять вопросы морали. Законопроекты по легализации гомосексуальных отношений или абортов были биллями частных членов палаты. Правительство может иногда использовать билли частных членов палаты, чтобы принять малопопулярные законы, с которыми оно не хотело бы ассоциироваться. Такие законопроекты называются «биллями-подачками».

Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первое чтение представляет собой чистую формальность. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта (отказавшись произнести «That the Bill be now read a second time»), но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.

После второго чтения законопроект отправляется в комитет. В Палате Лордов это комитет всей палаты или большой комитет. Обе они состоят из всех членов палаты, но большой комитет действует по специальной процедуре и используется только для не вызывающих споры законопроектов. В Палате Общин законопроект обычно передаётся в действующий комитет, состоящий из 16-50 членов палаты, но для важных законов используется комитет всей палаты. Несколько других типов комитетов, таких как избранный комитет, на практике используются редко. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. Устройство, называемое кенгуру (Действующий Приказ 31) позволяет спикеру выбирать поправки для обсуждения. Обычно это устройство используется председателем комитета для ограничения обсуждения в комитете.

После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, и принятие предложения «That the Bill be now read a third time» означает принятие всего законопроекта. Однако, поправки могут быть ещё внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения, Палата Лордов должна проголосовать за предложение «That the Bill do now pass». После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен суверену на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.

Парламентский акт 1911 года ограничил полномочия Палаты лордов отклонять законопроекты, принятые Палатой общин. Ограничения были усилены Парламентским Актом 1949 года. Согласно этому акту, если Палата общин приняла законопроект на двух последовательных сессиях, и оба раза он был отклонён Палатой лордов, Палата общин может направить законопроект на утверждение суверену, несмотря на отказ Палаты лордов принять его. В каждом случае законопроект должен быть принят Палатой общин по крайней мере за месяц до окончания сессии. Это постановление не имеет силы по отношению к законопроектам, предложенным Палатой лордов, законопроектам, предназначенным чтобы продлить срок работы парламента, и к частным биллям. Особая процедура действует для законопроектов, признанных спикером Палаты общин «денежными биллями» (Money Bills). Денежный билль касается только вопросов налогообложения или государственных денег. Если Палата лордов не принимает денежный билль в течение одного месяца после принятия его Палатой общин, нижняя палата может направить его на утверждение суверену.

Даже до принятия Парламентских актов, Палата общин обладала большей властью в финансовых вопросах. По древнему обычаю Палата лордов не может вносить законопроекты, относящиеся к налогообложению или бюджету, или вносить поправки, касающиеся налогообложения или бюджета. Палата общин может временно предоставить Палате лордов привилегию рассмотрения финансовых вопросов для того, чтобы позволить Палате Лордов принять поправки, касающиеся финансовых вопросов. Палата Лордов может отказаться принять законопроекты касающиеся бюджета и налогообложения, хотя этот отказ может быть легко обойдён в случае «денежных биллей».

Последний этап принятия законопроекта - это получение Королевского согласия (англ. Royal Assent). Теоретически суверен может дать согласие (то есть принять закон) или не дать его (то есть наложить вето на законопроект). По современным представлениям суверен всегда принимает законы. Последний отказ дать согласие произошёл в 1708 году, когда королева Анна не утвердила законопроект «о создании шотландского ополчения».

Законопроект, прежде чем стать законом, получает согласие всех трёх частей Парламента. Таким образом, все законы устанавливаются сувереном, с согласия Палаты лордов и Палаты общин. Все парламентские акты начинаются со слов «BE IT ENACTED by the Queen’s most Excellent Majesty, by and with the advice and consent of the Lords Spiritual and Temporal, and Commons, in this present Parliament assembled, and by the authority of the same, as follows».

Судебные функции[править | править исходный текст]

Кроме функций законодательных, Парламент выполняет и некоторые судебные функции.

Королева-в-Парламенте является высшим судом в большинстве случаев, но часть дел решает суд Тайного Совета (например, апелляции от церковных судов). Судебные полномочия Парламента происходят от древнего обычая подавать в палату прошения о исправлении несправедливости и отправлении правосудия. Палата Общин прекратила рассмотрения прошений об отмене судебных решений в 1399 году, по сути превращая Палату Лордов в высший судебный орган страны. Сейчас судебные функции Палаты Лордов исполняются не всей палатой, а группой судей, которым было пожаловано сувереном пожизненное пэрство согласно Акту об апелляциях 1876 года (так называемые Lords of Appeal in Ordinary) и другими пэрами, имеющими судебный опыт (Lords of Appeal). Эти лорды, называемые также лордами-законниками (Law Lords), являются лордами Парламента, но обычно не голосуют и не высказываются по политическим вопросам.

В конце XIX века было разрешено назначение Scottish Lords of Appeal in Ordinary, что прекратило подачу апелляций по уголовным делам, касающимся Шотландии, в Палату Лордов, так что Верховный уголовный суд Шотландии стал высшим уголовным судом в Шотландии. Сейчас юридический комитет Палаты Лордов включает в себя по крайней мере двух шотландских судей, чтобы обеспечить опыт в Шотландском законе, необходимый для рассмотрения апелляций из Высшего гражданского суда Шотландии.

Исторически Палатой Лордов выполняются и некоторые другие судебные функции. До 1948 года это был суд, рассматривавший дела пэров, обвиняемых в государственной измене. Сейчас пэры подсудны обычным судам присяжных. Кроме того, когда Палата Общин приступает к процедуре импичмента, суд ведётся Палатой Лордов. Импичмент, однако, сейчас происходит очень редко; последний был в 1806 году. Некоторые члены Парламента пытаются возобновить эту традицию и подписали ходатайство об импичменте Премьер-министра, но вряд ли им сопутствует успех. После реформы 2005 года Палата Лордов больше не выполняет судебные функции

Отношения с правительством[править | править исходный текст]

Правительство Великобритании подотчётно Парламенту. Однако ни Премьер-министр, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты (которым обычно является лидер партии, занимающей наибольшее количество мест в Палате Общин), сформировать правительство. Чтобы они были подотчётны нижней палате, Премьер-министр и большая часть членов кабинета министров выбираются из членов Палаты Общин, а не палаты Лордов. Последним Премьер-министром из Палаты Лордов стал в 1963 году Алекс Дуглас-Хьюм. Тем не менее, чтобы выполнить обычай, лорд Хьюм отказался от своего пэрства и был избран в Палату общин после того, как стал Премьер-министром.

Используя своё изначальное большинство в Палате общин, правительство обычно доминирует в законодательной работе парламента, и иногда использует свою патронскую власть чтобы назначить поддерживающих их пэров в Палату лордов. На практике правительство может добиться принятия любого законодательства, какого захочет, кроме случаев большого раскола в правящей партии. Но даже в такой ситуации маловероятно, что предлагаемый правительством законопроект не будет принят, хотя несогласные члены парламента могут добиться уступок от правительства. В 1976 году лорд Хэлшем придумал широко используемое сейчас название для такой системы, назвав её в научной статье «выборная диктатура».

Парламент контролирует исполнительную власть, принимая или отклоняя её законопроекты и заставляя министров короны отчитываться за свои действия либо во время «Времени вопросов», либо во время заседаний парламентских комитетов. И в том и в другом случае министрам задают вопросы члены обеих палат, и они обязаны отвечать.

Хотя Палата лордов может изучать действия исполнительной власти через «время вопросов» и работу своих комитетов, она не может положить конец работе правительства. Однако правительство всегда должно сохранять поддержку Палаты общин. Нижняя палата может высказать своё недоверие правительству, либо отклонив Постановление о доверии, либо приняв Постановление о недоверии. Постановления о доверии обычно вносятся на голосование правительством, чтобы получить поддержку от палаты, в то время как постановление о недоверии вносятся оппозицией. Постановления обычно выражаются словами «That this House has confidence in Her Majesty’s Government», но могут использоваться и другие выражения, особенно указывающие на какую-то конкретную политику, поддерживаемую или не поддерживаемую Парламентом. Например, постановление о доверии правительству 1992 года использовало выражение «That this House expresses the support for the economic policy of Her Majesty’s Government». Такое постановление теоретически может быть принято и Палатой лордов, но так как правительство не нуждается в поддержке этой палаты, оно не имеет таких же последствий. Единственный современный случай произошёл в 1993 году, когда постановление о недоверии правительству было внесено в Палату лордов и затем отклонено.

Многие голосования считаются голосованием о доверии, хотя формально таковыми не являются. Важные законопроекты, которые составляют часть правительственной повестки дня в области законодательства, показывают уровень доверия правительству. Кроме того, то же самое происходит, если Палата Общин отказывается утвердить бюджет.

Если правительство потеряло доверие Палаты общин, премьер-министр обязан либо уйти в отставку, либо попросить роспуска парламента и новых всеобщих выборов. Если Премьер-министр просит роспуска парламента, суверен может согласиться с этим, а может отказать, принуждая его уйти в отставку и позволяя лидеру оппозиции сформировать новое правительство, хотя последнее происходит очень редко.

На практике Палата общин очень слабо контролирует правительство. Так как используется мажоритарная система выборов, правящая партия обычно обладает значительным большинством в Палате общин и не нуждается в компромиссе с другими партиями. Современные политические партии Британии жёстко организованы, так что остаётся мало свободы для действий их членов. Нередко членов парламента исключают из их партий за голосование, не соответствующее указаниям их партийных лидеров. В течение двадцатого века Палата общин только два раза выражала недоверие правительству - дважды в 1924 году и один раз в 1979 году.

За века своего существования английский парламент оброс многочисленными традициями. Некоторые из них актуальны и представляют собой правила поведения в верхней и нижней палатах, другие же устарели и сохраняются только из любви к традициям.

Каждое заседание нижней палаты парламента Великобритании начинается с молитвы. Члены палаты молятся стоя, повернувшись лицом к стене за их спинами (молиться, стоя на коленях, члены палаты не могли, когда было принято носить мечи в парламенте) священник читает молитвы вслух. С 1997 года читается дополнительная молитва в те дни, когда один из членов парламента умирает. Эта традиция берет свое начало в 1558 году, когда члены палаты начали молиться перед заседанием, а двадцать лет спустя она уже твердо устоялась и молитвы читал специально приглашенный священнослужитель.

Выражения, употребляемые в палате, должны подчиняться особым правилам. В английском парламенте нельзя произносить слова и выражения, которые могут оскорбить других членов парламента, нельзя употреблять грубые выражения, намекать или откровенно заявлять о том, что другой член палаты лжет или пьян, и перевирать слова других. Если же кто-то нарушил эти правила, спикер попросит этого кого-то забрать их назад. Если же его не послушаются, то виновник может быть наказан и даже отстранен от заседаний на определенный срок.

В час окончания заседаний в парламенте полицейские кричат "Кто идет домой?". Эта традиция началась в те дни, когда в еще не было центрального освещения улиц, и парламентарии шли домой небольшими группками, снижая риск быть ограбленными на темных улицах города. Кстати, наверное, актуально и сейчас, тем более что по расписанию вечерние заседания заканчиваются в 22 часа, но могут продолжаться далеко за полночь. Полицейские не входят в зал заседаний до тех пор, пока обсуждение не закончится.

Члены нижней палаты обычно кланяются спикеру, когда покидают зал заседаний. Предполагается, что этот обычай произошел от тех времен, когда Палата Общин заседала в часовне Святого Стивена , где спикер сидел рядом с алтарем и члены парламента кланялись именно алтарю, а не спикеру. После завершения очередной сессии парламента, а особенно после его роспуска перед новыми выборами, члены нижней палаты, покидая зал заседаний, жмут руку спикера.

Официальная одежда членов парламента представляет собой костюм, который одевают на деловую встречу или переговоры. Однако, в последние годы некоторые члены парламента были замечены в Вестминстерском дворце не только без галстуков, но даже без пиджаков. В XVIII веке было принято носить парики , но до наших дней парики остались лишь на головах спикера и клерков, однако действующий спикер Палаты Общин не носит парик.

Шляпы были другим атрибутом парламентского этикета. Их носили в зале заседания, но снимали при входе и выходе из зала, а также во время высказываний. Шляпа также служила отличным способом занять место на скамье в зале заседаний, так как без шляпы человек не мог далеко уйти, и, соответственно, должен был обязательно вернуться. Эта система была разрушена теми членами палаты, которые носили с собой по две шляпы. В наше время шляпы необходимо носить всем парламентариям-мужчинам во время обращения к спикеру. Женщины могут не носить шляпы. Медали и другие знаки отличия, показывающие благосклонность или благодарность монарха, нельзя носить в английском парламенте.

Другой пережиток прошлого в парламенте - нюхательный табак, предоставленный для пользования членам нижней палаты парламента и остальным клеркам палаты. Табакерка лежит у входа в палату. Однако, очень немногие пользуются этой возможностью, хотя нюхательный табак - это единственный вид табака, разрешенный в палате и комитетах. Курение было запрещено еще в 1693 году.

Собаки, за исключением собак-поводырей, не допускаются в здание английского парламента . Один из членов нижней палаты парламента, Дэвид Бланкетт, лишен зрения, поэтому он постоянно приводит с собой свою собаку-поводыря Люси.

Процесс принятия нового закона требует, чтобы текст Билля был принят обеими палатами парламента. Передача Билля из палаты в палату всегда происходит по определенному порядку, при котором для сообщения результатов обсуждения Билля другой палате вот уже более 200 лет используются фразы на норманнском французском языке.

Лорд-канцлер в Палате Лордов сидит на мешке с шерстью. Этот обычай вышел из средних веков, когда Англия была главным экспортером шерсти и шерстяных изделий в Европу и считалась ведущим производителем как по качеству, так и по количеству материала. Символизируя национальное достояние страны, Лорд-канцлер сидел и по-прежнему сидит на мешке, набитом шерстью. Единственное изменение традиции - мешок набивают шерстью не только производства Великобритании, но и других стран Содружества, что символизирует единство этих стран.

В Великобритании монарх возглавляет парламент, может его созывать и распускать, ежегодно открывает парламентскую сессию в палате лордов, одобряет законы - без королевской санкции закон не имеет юридической силы

Состав парламента Великобритании

Нижняя палата (палата общин)

Формируется на основе прямых выборов тайным голосованием сроком на 5 лет.

650 депутатов в соответствии с количеством избирательных округов:
533 от Англии
59 от Шотландии
40 от Уэльса
18 от Северной Ирландии

Функции палаты общин

Принимает законопроекты и передает их (все, кроме финансовых) на согласование в палату лордов. Принимает бюджет и рассматривает финансовые билли. Обладает исключительным правом согласовывать налогообложение, правительственные расходы.

Около 1550 человек

Партийный состав

Согласно последнему, 55 созыву (2010 год)

306 консерваторов
258 лейбористов
57 либеральных демократов
8 демократов-юнионистов
6 шотландских националистов
5 ирландских республиканцев (Шинн Фейн)
3 валлийских националиста (Плайд Кимру)
3 от партии социал-демократов и лейбористов
1 от «Альянса»
1 от партии зеленых
1 независимый депутат
1 спикер

Спикер - председатель палаты общин, руководящий заседаниями и представляющий палату в ее отношениях с королевой, палатой лордов и другими государственными органами. После отставки получает титул виконта и место в палате лордов.


Верхняя палата (палата лордов)

Формируется на невыборной основе

774 человека , имеющих право принимать участие в работе палаты

Функции палаты лордов

Рассматривает и вносит поправки в законопроекты, принятые палатой общин, за исключением финансовых биллей. Рассматривает апелляции на решения судов по гражданским и уголовным делам. Вердикт палаты лордов является окончательным.

Количество обслуживающего персонала - около 450 человек

Состав

26 духовных лордов (Lords Spiritual ) - представители духовенства англиканской церкви
87 наследственных пэров (титул получен по праву рождения: герцог, маркиз, граф, виконт или барон)
661 пожизненный пэр (титул без права наследственной передачи присвоен монархом за особые заслуги перед государством)

Старейший парламент мира - исландский альтинг - был основан в 930 году. Созданный в 979 году парламент острова Мэн - тинвальд - самый древний непрерывно работающий.

Почти 50 лет в сенате США существует традиция «конфетного стола» . В 1965-м ее ввел сенатор-сладкоежка Джордж Мерфи, который угощал коллег. За рабочим столом сменилось много последователей Мерфи, и все они кормили сенаторов, которыми в настоящее время съедается около 180 кг конфет и шоколада в год от спонсоров.

Территория, на которой стоит австралийский парламент , занимает 32 га. Здание состоит из 4500 комнат общей площадью 250 000 м 2 .

В палате общин британского парламента едят в два раза больше, чем 20 лет назад : в начале 1990-х готовилось 4000 блюд ежедневно, а в 2010-х их количество выросло до 8000.

В Сан-Марино две главы государства - капитаны-регенты, выбираемые Государственным советом (однопалатным парламентом) на 6 месяцев из конкурирующих партий.

Численность парламента

14 членов - Конгресс Федеративных штатов Микронезии (самый малочисленный парламент мира)
63 - Альтинг, Исландия
100 - Сейм, Латвия
601 - 2-е Учредительное собрание Непала
620 - Федеральное собрание РФ (170 - в Совете Федерации, 450 - в Государственной думе)
687 - Верховное народное собрание КНДР
2987 - Всекитайское собрание народных представителей (самый многочисленный парламент мира)

Зарплата парламентариев

(в долларах США и в рублях в месяц)

~ 21 000 $ (~ 750 000 руб.) - в Японии (самые высокооплачиваемые депутаты в мире)
~ 15 300 $(~ 546 500 руб.) - в Австралии
14 500 $ (~ 517 650 руб.) - в США
~ 11 765 $ (420 000 руб.) - в РФ (с 1 сентября 2014 г.)
~ 11 060 $ (~ 395 000 руб.) - в Германии
~ 9445 $ (~ 337 000 руб.) - в Великобритании
6250 $ (~ 223 100 руб.) - в Кении (в 2013 году была урезана с 10 000 $)
370 $ (~ 13 200 руб.) - в Зимбабве (одна из самых маленьких зарплат)

Количество партий, представленных в парламенте

1 - КНР (коммунистическая)
3 - Андорра
4 - Российская Федерация
5 - Замбия
13 - Австралия
13 - Бельгия
22 - Бразилия

Количество принятых законов и поправок за последнюю сессию

295 - в Госдуме РФ
187 - в парламенте США
89 - в парламенте Сингапура
25 - в парламенте Канады
11 - в парламенте Пакистана
6 - в парламенте Тринидада и Тобаго
3 - в парламенте ЮАР

Парламент Великобритании - один из самых старейших сословно-представительных органов в мире. Он был основан в 1265 году и с небольшими изменениями существует по сей день. Английский парламент состоит из двух палат: общин и лордов. Первая хотя и имеет название нижней, все же играет куда большую, если не определяющую роль в парламенте Великобритании.

«Праматерь» представительных органов мира

Парламент Великобритании именно так и называют. Он функционирует уже без малого 800 лет! Только вдумайтесь в это! В мировой истории не много государств могут похвастать такой продолжительностью существования. За это время парламент страны остался без особых изменений и как в 1265 году, так и сегодня состоит из нижней и верхней палат, а также монарха. История страны неразрывно связана с этим государственным органом, потому как как он (орган) ее и вершил. Законы и постановления, важные изменения - это все деятельность парламента. Он может повлиять на общественное мнение, а также на действия правительства. На протяжении нескольких веков существования английский парламент является центром политической жизни Соединенного Королевства.

Так нижняя она или нет?

Если проследить за процессом политических изменений и степенью влияния палат, не составит труда прийти к выводу о верховенстве нижней палаты. Именно в эту палату происходят выборы, претенденты приходят в нее только через выборную систему и для наиболее длительного нахождения там проделывают колоссальную работу. Парламентарии палаты общин являются главными законотворцами государства. Они все время должны находиться на пульсе внутренних и внешнеполитических событий для как можно скорейшего реагирования на различного рода экономические, политические и социальные посылы. В результате чего главенство этой части парламента прослеживается даже при поверхностном ознакомлении с функциями сословно-представительного органа.

Формирование палаты общин и избирательное право

Палата общин Великобритании, имея принцип выборности, преследует одну цель. Как известно, королевство представляет собой двухпартийную систему. И вся политическая борьба за власть происходит между двумя партиями. В результате выборов в парламент приходят их представители. А дальше все просто: за чьей партией будет большинство, та и будет править бал. Эта система стала уже традиционной для Великобритании с ее партиями Виги и Тори, которые сегодня называются либералами и консерваторами соответственно.

В выборах принимают участие все граждане, достигшие 18-летнего возраста, проживающие на территории округа, а также внесенные в регистрационные избирательные списки. Данные списки составляются ежегодно в срок до 10 октября. А 29 ноября вывешиваются на всеобщее обозрение с целью проверки их самими гражданами и возможной корректировки.

Нужно сказать, что существует система выборов по почте, а также по доверенности в случаях болезни или отсутствия в округе на момент выборов.

Как и в других странах, участие в выборах не принимают психически больные граждане, иностранные лица, отбывающие наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, лица, обличенные в бесчестности на выборах, не достигшие 18-летнего возраста, а также пэры, за исключением ирландских.

Кто может быть избран в парламент?

Палата общин формируется гражданами, соответствующими нормам пассивного Таким правом наделены все граждане, достигшие 21-летнего возраста за исключением:

Душевно больных;

Оплачиваемых судей и магистратов;

Пэров и пэресс, за исключением ирландских, так как они не имеют права быть членами английского парламента;

Государственных служащих (желающий принять участие в выборах госслужащий должен сначала уволиться с места работы, а затем выдвигать свою кандидатуру);

Военнослужащие (желающий участвовать в выборах офицер должен сначала уйти в отставку, после чего может выдвигать свою кандидатуру);

Руководители публичных корпораций (например, BBC);

Представители духовенства.

Если лицо не соответствует вышеприведенным требованиям, оно не может участвовать в выборах. В случаях же, когда перед выборами это не было обнаружено, кандидатура может быть снята в течение выборов и даже после них. Тогда освободившееся место объявляется вакантным, и выборы проводятся еще раз. Избранный член палаты общин наделяется всеми предусмотренными полномочиями.

Срок наделения полномочиями

Вновь избранные парламентарии наделяются правами сроком на 5 лет. Однако следует учесть моменты роспуска и самороспуска. Касаемо первого, его может предложить премьер-министр Великобритании, а монарх, в свою очередь, даже не имеет, по сути дела, «писаных» обстоятельств отклонить его предложение. Премьер же может руководствоваться различными фактами, чаще всего это происходит из-за прецедентов внутри парламента. К примеру, после первый парламент, проработавший весь срок, был избран в 1992 году.

В некоторых случаях (что происходит крайне редко) парламент Великобритании может объявить о самороспуске или продлении своих полномочий. Касаемо первого, в последний раз это происходило более 100 лет назад - в 1911 году. А если говорить о продлении полномочий, они имели место во время Первой и Второй мировых войн.

Состав и региональное формирование

Палата общин формируется из 659 членов. Эта цифра не всегда была такой, она изменяется в зависимости от роста количества населения в округах и городах страны. Например, за последние 70 лет численность нижней палаты возросла на 10 %.

Если рассматривать состав в региональном разрезе, то львиную долю составляют парламентарии из Англии - 539 членов, Шотландия представлена 61 местом, Уэльс - 41 и Северная Ирландия - 18 местами.

Партийный состав формируется в зависимости от проделанной работы, а также ораторского мастерства выдвиженцев от округов и городов. Нужно сказать, борьба идет достаточно ожесточенная, никто не хочет отступать, и чаще всего голоса различаются незначительно.

Спикер нижней палаты

Палата общин не является просто сборищем депутатов, объеденных единой целью. Этот орган имеет четкую иерархию и лиц, исполняющих определенные обязанности. Таких должностей немного, к ним относятся спикер с тремя своими заместителями, лидер палаты, а также пристав.

Спикер является одним из депутатов палаты и избирается своими коллегами с личного одобрения монарха. Обычно им избирается самый авторитетный член правящей партии, хотя происходят и исключения. Избрание его происходит один раз, но в своей должности он остается до тех пор, пока не проиграет выборы или не уйдет по собственному желанию. За спикером закреплены функции установления порядка выступления депутатов. Именно ему принадлежит единоличное право завершения прений. В результате важность и место спикера для парламента нижней палаты Великобритании неоценимо высока. При исполнении своих полномочий спикер облачается в мантию и белый парик. Что интересно, после окончания срока полномочий ему присваивают титул барона, что делает его членом верхней палаты.

Заместители спикера, лидер, клерк и пристав

У спикера имеются три заместителя. Первый также является председателем путей и средств. Его обязанностью является замещение спикера, когда тот отсутствует. В случаях же и его отсутствия полномочия переходят к двум другим заместителям. Трое заместителей избираются из числа депутатов по предложению лидера палаты.

Лидер является не менее важным должностным лицом палаты. Данная должность не выборная. Лидера назначает премьер-министр Великобритании, как правило, выбор падает на самого влиятельного и авторитетного деятеля палаты.

Функции секретаря возложены на клерка, которому в помощь даются 2 помощника. Основной же функцией клерка являются советы, подаваемые спикеру, оппозиции, правительству. В результате он наряду со спикером и лидером палаты является одним из самых важнейших лиц. Безопасность в нижней палате - вопрос государственной важности, за который ответственен пристав.

Место для заседаний

Исторически сложилось, что заседания обеих палат происходят в Зеленая комната отдана в ведение нижней палаты, она небольших размеров и выглядит довольно скромно. По двум противоположным сторонам комнаты располагаются скамьи. Посередине между ними имеется проход. В конце комнаты находится место для кресла спикера, перед которым стоит массивный стол - место для булавы. Рядом со спикером за столом сидят клерки и подают ему советы. Депутаты занимают места на скамьях не просто так: по правую руку от спикера рассаживаются депутаты от правящей партии, по левую - оппозиция.

Перед передними рядами скамей с каждой стороны проходят красные линии - это границы. Они расположены на расстоянии длины двух мечей друг от друга. Во время дебатов депутатам запрещено пересекать эти линии. При пересечении же считается, что выступающий хочет напасть на своего оппонента. Передние места негласно закреплены за правительственными министрами и лидерами оппозиции.

В тесноте, да не в обиде…

Отличительной особенностью, которой наделена нижняя палата, является недостаточность мест. На скамьях их всего 427. Хотя выше говорилось, что в палате заседает 659 депутатов. Таким образом более 200 человек вынуждены находиться при входе. С понедельника по четверг длится рабочая неделя, иногда заседания проходят и по пятницам. В случаях же, связанных с угрозой национальной безопасности, депутаты отдыхают всего один день - в воскресенье.

Совсем недавно заседания было разрешено проводить в другой комнате дворца - Вестминстер-холле. Однако серьезные вопросы в нем не разбираются.

Комитеты

Для окончательной редакции и принятия палатой законов или биллей создаются различные комитеты:

  • Постоянные. Создаются в начале созыва очередного парламента и действуют на протяжении всего времени его полномочий. Его название отнюдь не означает неизменности его состава. Комитеты, как и палата общин, выборы используют каждый раз для создания и рассмотрения новых биллей.
  • Специальные. В английском парламенте имеется 14 специальных комитетов. Основная их обязанность состоит в наблюдении за деятельностью министерств. Данная система была создана в 1979 году и расценена как самая важная реформа века, позволяющая качественно улучшить работу правительства.
  • Сессионные. Некоторая часть комитетов создается на год, т. е. на сессию работы парламента, отчего они и получили свое название. В основном это производственные комитеты, и действуют они строго в рамках сферы деятельности самой палаты общин.

Помимо трех основных видов комитетов в некоторых случаях учреждаются объединенные. Они состоят из представителей обеих палат парламента, так как затрагивают интересы и общин, и лордов.

Таким образом, политическая система Соединенного Королевства, развиваясь на протяжении многих веков своей истории, прошла длинный путь. Самым значимым моментом в ее формировании является создание и эволюция сословно-представительного органа - парламента. В результате слаженной системы работы его палат Великобритания сегодня является одной из ведущих стран в мировой экономике и политике. Палата общин при этом играет главенствующую роль в политических преобразованиях и социально-экономических изменениях внутри государства.

 


Читайте:



Ассоциации к слову «Звук Ассоциация к слову звук фон звучание буква

Ассоциации к слову «Звук Ассоциация к слову звук фон звучание буква

В этом уроке мы немного поговорим о таком методе запоминания слов, как метод звуковых ассоциаций.Метод звуковых ассоциаций возник потому, что в...

Предсказания рэя брэдбери, которые сбылись Предсказания Рэя Брэдбери

Предсказания рэя брэдбери, которые сбылись Предсказания Рэя Брэдбери

Выдающийся фантаст Рэй Брэдбери в своих произведениях предвосхитил появление многих современных технических устройств – таких, как наушники,...

Анализ причин и реалистический сценарий Чернобыльской аварии (16 фото)

Анализ причин и реалистический сценарий Чернобыльской аварии (16 фото)

Чернобыльская АЭС в период строительства Территорию Полесского края заселялась и развивалась людьми на протяжении нескольких тысячелетий. Создавая...

Древние пирамиды на Луне, постройки аннунаков Сооружения на луне

Древние пирамиды на Луне, постройки аннунаков Сооружения на луне

Популярный уфолог Интернета, позиционирующий себя на видеохостинге YouTube под ником Streetcap1, которого в конце прошлого года российские...

feed-image RSS