Выбор редакции:

Реклама

Главная - Суеверия
Конспект урока "Степени сравнения имен прилагательных". Конспект урока на тему: "Степени сравнения имен прилагательных"(6класс) Конспект урока сравнительная степень прилагательных

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Степени сравнения имен прилагательных».

Цель: изучить степени сравнения имен прилагательных, научиться отличать степени сравнения прилагательных, формировать умение образовывать формы степеней сравнения имен прилагательных, дать понимание важной роли степеней сравнения прилагательных в русском языке, различать их в тексте; расширять словарный запас учащихся, способствовать дальнейшему формированию лингвистической и коммуникативной компетенции, развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, орфографическая зоркость; воспитывать бережное отношение к слову, уважительное отношение к старшим и родителям.

Тип урока: образовательно-воспитательный.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент.

Учитель: Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Давайте теперь улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

Тихо сядем, спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

Готовы книжки и тетрадки?

А дневники у вас в порядке?

Пора за дело приниматься.

И надо очень постараться,

Чтобы урок полезным был,

Прибавил знаний вам и сил.

Удачи всем.

Пожалуйста, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Я люблю учиться.

Внимание мое растет.

Память у меня крепкая.

У меня все получится.

Я начинаю учиться.

Внимание на слова Л.Н.Толстого:

«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не памяти». Слайд №1.

Это говорит о том, что вы сегодня сами будете добывать знания, а я лишь помогу вам.

А другой А.Толстой: «Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Слайд №2.

Давайте сотворим хороший урок, ведь приставка СО имеет значение «вместе».

Наш урок мы сравним с лабиринтом, из которого надо найти выход.

Что такое Лабиринт? Об этом слове расскажет (выступление учащегося).

Лабиринт (слайд).

    Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений (первоначально в Древней Греции и Египте), большое здание со сложно расположенными переходами.

    Переносное значение – Сложное, запутанное расположение, сочетание чего-нибудь. Лабиринт улиц, лабиринт мыслей.

Древнегреческий герой Тезей выбрался из лабиринта. Ему помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение «нить Ариадны» означает путеводная нить.

Нашей путеводной нитью будут знания и умения. Нам придется преодолеть несколько препятствий, которые встретятся в лабиринте. Слайд №3,4,5.

На выходе вас ожидают заслуженные вами оценки.

Первое препятствие для вас подготовили (выступление учащихся).

1 ученик: Я – часть речи интересная.

Широко в миру известная.

Опишу любой предмет.

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна.

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

Определяю я предметы

Они со мной всегда приметны,

Я украшаю вашу речь

Меня вам нужно знать, беречь.

2 ученик: У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них, без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

Учитель: Какая часть речи презентовала себя?

(хором) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ! Слайд №6.

Второе препятствие «Ты -мне, я –тебе».

Учитель: Чтобы преодолеть это препятствие, нужно ответить на вопросы, проверяя знания о прилагательном.

Вопросы:

1. Имя прилагательное - это ….? Примеры.

2. Может ли прилагательное существовать само по себе? (нет, оно приложено к имени существительному, которое объясняет предмет, помогает отличить один предмет от другого).

3. Какой части речи подчиняется прилагательное? (только существительному и никакой др.), принимает РЧП своего «патрона»).

4. Какова роль прилагательных в языке?

а) прилагательные нужны, чтобы речь стала яркой, выразительно, красивой;

б) прилагательные дают характеристику людям и животным;

в) прилагательные помогают отличить один предмет от другого;

г) прилагательные помогают точнее выразить свою мысль.

Учитель: Прилагательные – художники, которые украшают нашу речь. Я предлагаю перейти к следующему испытанию, которое назовем

«Прилагательные вокруг нас» Слайд №7

И поработаем друг с другом, помогая один другому. Проведем небольшую исследовательскую работу. Время минимальное 1 минута.

1 вариант - моря, реки, острова.

2 вариант – супермаркет.

(Итог работы через 1 мин. Пары по очереди читают свои прилагательные).

Учитель: А давайте мы послушаем спор двух ваших одноклассников.

М.: Зачем сравнивать предметы?

Д.: Чтобы узнать, что лучше. Давай мы сравним.

М.: У тебя волосы длиннее моих, глаза голубее, а на физкультуре ты более быстрая, чем я, и уроки готовишь старательнее. Видно, я совсем никудышный.

Д.: Ну что ты, постой, а знаешь, ты уже выучил сегодняшний урок.

М.: Не может быть, когда?

Д.: ты только что привел примеры сравнительной степени прилагательных: длиннее, голубее, старательнее. А еще есть превосходная степень сравнения прилагательных.

М.: Ах, вот откуда произошло название степени – от сравнения, а что такое превосходная степень?

Д.: Я тебе помогу, только ты сам должен догадаться, что такое превосходная степень, ведь ты самый сообразительный, самый добрый и самый замечательный друг.

Учитель: Вот так наши друзья подвели нас к новой теме урока.

«Степени сравнения имен прилагательных» Слайд №8

Запишите тему урока.

Учитель:

Признаки предметов свойственны предметам в большей или меньшей степени. Предмет по сравнению с другим предметом может быть лучше или хуже, больше или меньше.

Сравнительная степень прилагательного означает признак предмета, который проявляется в сравнении его с таким же признаком другого предмета в большей или меньшей степени (пример: твой дом выше, чем мой; Девочка Лена красивее девочки Маши; Твоя сумка тяжелее, чем моя). Слайд №9

Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная.

Слайд №10

Простая сравнительная степень образовывается с помощью суффиксов:

Ее (-ей): умный – умнее, теплый – теплее, светлый – светлей, красивый – красивей, смелый – смелее.

Е: короткий – короче, сладкий – слаще, большой – больше.

Ше (же): молодой – младше, старый – старше, глубокий – глубже.

Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень (пример: плохой – хуже, маленький - меньше).

От прилагательных с суффиксом «-к-», имеющих краткую форму мужского рода на «-ок». Пример: громкий (громок) – громче; короткий (короток) – короче, низкий (низок) – ниже.

Следует запомнить – имена прилагательные в форме простой сравнительной степени не имеют окончаний и не изменяются!

Задание. Спишите пословицы, образовав сравнительную степень:

Слайд №11

1 ряд. Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) новых двух.

2 ряд Утро вечера (мудреный).

Дождливое лето (плохое) осени.

3 ряд Здоровье (дорогой) золота.

Трусливый друг (опасный) врага.

Составная сравнительная степень образуется с помощью частиц более и менее от полной формы положительной степени прилагательного (Пример: умный – более умный, сильный – менее сильный, красивый – более красивый, хитрый – менее хитрый).

Составная форма сравнительной степени прилагательных изменяется по родам, числам и падежам.

Превосходная степень прилагательных означает самую высокую степень признака предмета по сравнению с тем же признаком у других предметов

Превосходная степень прилагательных (как и сравнительная) бывает простая и составная.

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:

«-ейш-»: красивый – красивейший, умный – умнейший, сильный – сильнейший;

«-айш-»: мягкий – мягчайший, великий – величайший, строгий – строжайший;

«-ш-»: высокий – высший, низкий – низший.

Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший – лучший, плохой – худший.

Составная превосходная степень образуется с помощью частиц самый, наиболее и наименее от полной формы положительной степени прилагательного - большой – самый большой, красивый наиболее красивый, умный – наименее умный.

Прилагательные в превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам.

Следующее испытание – цифровой диктант. Слайд №13,14

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ветер дует нам в лицо (помахать руками на лицо)

Закачалось дерево (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише (присесть, помахать руками вверх, вниз)

Деревцо все выше, выше (потянуться вверх)

Работа с учебником. Упражнение №287(1). Один учащийся работает у доски.

Учитель: Перед вами текст. Почитать, определить основную мысль, подобрать

заголовок. Какой урок вы получили, читая текст?

(текст на каждой парте, учитель читает вслух)

Как к старикам наш мир жесток и скуп,

Но все свое имеет отраженье...

Отец на скатерть проливает суп,

У сына и невестки - отвращенье.

Он слеп и глух, так непонятна речь,

Чтоб не сидеть с ним за обедом близко -

Решили посадить его за печь,

И пищу ставить в деревянной миске.

Но вот однажды, их родной малыш,

Принес в избу от дерева кусочек.

А ну, скажи нам, Что ты мастеришь?

Порадуй-ка родителей, сыночек!

И мальчуган сказал такую речь,

Что в ней сумела истина открыться:

Состаритесь - Вас посажу за печь…

Я мастерю из дерева корытце.

Учитель: Молодцы. Вы успешно преодолели очередное препятствие лабиринта. Еще одно препятствие каждому из вас сейчас предстоит преодолеть, может быть, самое трудное, ведь мы подводим итоги урока, что узнали, чему научились, а что не запомнилось. Слайд №16

Тест-опрос по вариантам.

Время – 3 минуты. Вопросов – 5. За каждый правильный ответ – 2 балла.

Вариант 1.

    Найти ошибки в употреблении простой сравнительной степени:

а) Волга ширше Дона;

б) Сыр калача белее;

в) Простота хуже воровства.

    Составная сравнительная степень образуется с помощью слов:

а) наиболее, наименее;

б) более, менее;

в) самый.

    Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов

а) ейш, айш;

б) ее, е;

в) ше.

    Прилагательное в простой сравнительной степени в предложении является

а) дополнением;

б) сказуемым;

в) определением.

    От какого прилагательного не образуются степени сравнения:

а) школьный;

б) верный;

в) честный.

Вариант 2.

    Найти ошибки в образовании сравнительной степени прилагательных:

а) мягче;

б) наиболее мягче;

в) более мягкий.

    В каких словах правильно расставлено ударение:

а) красИвее;

б) свободнЕе;

в) удобнЕе.

    Укажите суффиксы простой сравнительной степени

а) ущ, ющ;

б) ее, ей, ше, е;

в) айш, ейш.

    Чем в предложении является прилагательное в форме простой сравнительной степени:

а) определение;

б) сказуемое;

в) подлежащее.

    Составная превосходная степень образуется с помощью слов:

а) более;

б) самый;

в) самый, наиболее, наименее.

Взаимопроверка теста (учащиеся обмениваются вариантами и проверяют по трафарету, выставляют баллы, критерии записаны на доске).

Домашнее задание Слайд №18

П.49 Упр.282(1) + фонетический разбор слова.

Подведение итогов урока.

Учитель: Удалось ли нам сотворить хороший урок и достойно выйти из лабиринта, получив заслуженные оценки. Назовите, пожалуйста, количество баллов, которые каждый из вас получил за тест-опрос (учащиеся по списку называют баллы).

Учитель: А теперь отметим самых активных участников.

Благодарю всех за урок.

МОУ «Первомайская сош»

Первомайского района Тамбовской области

План

урока русского языка в 6 классе

«Степени сравнения

имён прилагательных»

Урок разработан по УМК: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория.

Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2008;

Разработала учитель русского языка и литературы

Халяпина Л.Н.

Первомайский

План урока

Степени сравнения имён прилагательных

Цели урока:

        знакомство учащихся со степенями сравнения, способом их образования;

        выработка умения находить прилагательные в степени сравнения и определять их роль в предложении.

Оборудование:

    проектор (запись выполненного домашнего упражнения для самопроверки);

    запись текста для лингвистического анализа;

    таблица «Сравнительная степень имени прилагательного».

Ход урока

    Оргмомент

    Проверка домашнего задания (самопроверка по записи на проекторе упражнение 263.)

    Словарная работа.

Усвоение написания слов с корнями – чет –, – счёт – (– счит –):

расчёт, расчётливый;

бессчётный, рассчитывать. Составить словосочетания с данными словами.

    Анализ текста

Кот рассуждает о внешности. Я пушистый, умный, красивый зверь. 4 Но Пёс более пушистый, более умный, более красивый. Или пушистее, белее, умнее, красивее.

А вдруг найдётся 6 среди нас, Котов, кто-нибудь 6 , кто будет самым умным, самым пушистым, самым красивым, иначе говоря, умнейшим, красивейшим, пушистейшим из нас.

    К какому стилю речи можно отнести данный текст?

    Какой тип речи употреблён?

    Найдите известные орфограммы, объясните указанные.

    Подберите антонимы к прилагательным, описывающим животных.

    Выполните грамматические задания.

    Какая новая форма прилагательного здесь встретилась?

    Изучение нового материала (§ 104)

    Составьте план параграфа

    Аналогичны ли планы изучения сравнительной и составной степеней сравнения?

    Послушайте историю В.Бурмако «Кто тяжелее?»

Спорили существительные, кто из них больше по весу.

Я, – сказало первое слово и село на весы с гирей в сто килограммов.

Нет, я, – возразило второе и перевесило соперника.

И всё-таки самый большой вес у меня, – заявило третье и приподняло сразу трёх соперников.

Победителям были вручены награды степеней сравнения: за первое место медаль тяжелейшая, за второе – тяжелее, потому что степени сравнения прилагательных показывают, в каком предмете признак проявляется в большей степени и какой предмет по этому признаку превосходит остальные.

Итак, для выражения особенности соперничать, сравниваться друг с другом у прилагательных существуют степени сравнения.

    Блиц-опрос по § 104

    Сколько существует степеней сравнения?

    Одна;

    Две;

    Три.

    Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

    Притяжательные;

    Качественные ;

    Относительные.

    Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:

    – ейш –

    – айш –

    ее, – е, – ше.

    Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:

    – ее –, – е;

    – ше;

    – ейш –, – айш –.

    Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:

    Более, менее;

    Самый;

    Наиболее, наименее.

    Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:

    Более;

    Менее;

    Самый, наиболее, наименее.

    Работа с таблицей «Образование сравнительной степени»

Простая сравнительная степень

Сложная сравнительная степень

– е

– ее (– ей)

– ше

более

менее

Широкий- шире

Добрый- добрее, добрей

Старый-старше

Яркий – более яркий

Тихий– менее тихий

    Закрепление изученного материала.

    Образовать степени сравнения группы слов:

Огромный, гигантский, исполинский, колоссальный

— Как называются слова данной группы? (Синонимы)

2. Выполнить упражнение 263 (устно);

3. 1 группа – упражнение 264; 2 группа – упражнение 265 *

    Подведение итогов урока.

— С каким морфологическим признаком имени прилагательного мы познакомились?

X. Домашнее задание.

§ 104, упражнение 268.

Используемая литература

1. Лидман – Орлова Г.К., А.Ю.Купалова и др. Русский язык. Практика 6 класс. — М.: Дрофа, 2008;

2. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 6 класс. – М.: «Интеллект – Центр», 2005

3. Крамаренко Н.О. Русский язык. Поурочные планы по УК под редакцией В.В. Бабайцевой. 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2005

4. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык. 6 кл. – М.: ВЛАДОС, 1995

Беллаш Елена Владимировна

МАОУ СОШ № 17

Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных

Цели урока:

1) знать значение имён прилагательных в форме сравнительной степени;

2) знать правила образования и изменения прилагательных в сравнительной степени;

3) знать случи чередования звуков при образовании простых форм сравнительной степени;

4) уметь образовывать формы сравнительной степени имени прилагательного;

5) совершенствовать навыки нормированного употребления форм сравнительной степени;

6) уметь редактировать тексты, в которых используются прилагательные в форме сравнительной степени

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Определение темы урока и его целей.

1. Запишите предложение.

2 человека у доски, остальные работают в тетради

2. Выпишите из предложения качественное прилагательное и произведите его морфологический разбор.

В зимние тихие ночи лунный свет колдует над полями пшеницы.

Тихие – прилагательное, (какой?), Н. ф. тихий. Качественное, употреблено в полной форме, в Вин. пад. множ. числе. Ночи (какие?) тихие. В предложении является определением.

3. Докажите, что прилагательное «тихие» является качественным. Какой из названных морфологических признаков имени прилагательного нами ещё не изучался? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Каковы цели сегодняшнего урока?

III. Знакомство со сравнительной степенью имени прилагательного.

Работа с учебником (устно) № 391

    Прочтите задание.

    Какие прилагательные в форме сравнения вы могли бы выделить? В качестве подсказки используйте таблицу, приведённую выше (старее, сильнее, увёртливее).

    Какое из этих слов является устаревшим? Как мы сказали бы сейчас? К какой степени сравнения можно отнести данные слова (старее – старше; сравнительная степень)?

Какой признак обозначают прилагательные в сравнительной степени? Какое значение имеют прилагательные в сравнительной степени (Признак в большей или меньшей степени)? Как, в какой степени проявляется признак в сравнительных прилагательных?

    По каким морфемным признакам можно определить, что прилагательные имеют форму сравнительной степени (по суффиксам, с помощью дополнительных слов).

Давайте познакомимся с суффиксами прилагательных в сравнительной степени. Переход к упр. № 392.

IV. Знакомство с суффиксами прилагательных в сравнительной степени.

№ 392 письменно.

    В какой форме приведены данные прилагательные?

    Запишите эти прилагательные, выделяя суффикс сравнительной степени (ее, е, ей). По одному человеку.

    При помощи каких суффиксов образуется сравнительная степень имени прилагательного? К какой форме имени прилагательного нужно присоединить эти суффиксы, чтобы получить форму сравнительной степени (к начальной форме)? Давайте проверим это на примере слов из нашего упражнения (устно).

    Какие изменения могут происходить в слове при образовании сравнительной степени (чередования)? Как называются подобные изменения? Назовите эти чередования

    Как вы думаете, сравнительная степень прилагательного может образовываться только при помощи суффиксов? Переход к распределительному диктанту.

V. Знакомство со сложной сравнительной степенью.

Распределительный диктант. Выпишите только прилагательные, стоящие в сравнительной степени.

Большой, больше, веселый, весел, более весёлый, менее весёлый, страшен, утренний, огромный, глубокая, суров.

    Какие прилагательные вы выписали?

    Одинаково ли образуются эти прилагательные? В чём отличие в образовании этих прилагательных?

    Назовите прилагательные, образующиеся с помощью суффиксов; с помощью дополнительных слов. Назовите эти дополнительные слова.

    Данные способы образуют два типа сравнительной степени (простую и сложную). Как вы считаете, как образуется простая сравнительная степень; сложная сравнительная степень?

    Какая из форм сравнительной степени может изменяться по родам, числам и падежам.

А сейчас давайте сами попытаемся образовать возможные формы сравнительной степени. Переход к упр. 394

VI. Отработка навыка образования форм сравнительной степени. № 394.

Письменно самостоятельно с дальнейшей проверкой.

1. Прочтите задание. Образуйте от данных слов сравнительную степень прилагательного в тех случаях. Когда это возможно?

Что необходимо выполнить в этом упражнении? От всех ли слов можно образовать форму сравнительной степени?

Менее дружеский, трагичнее, менее трагичный, более героический, звонче, менее звонкий, тоньше, тонкий, жарче, менее жаркий.

2. От какого прилагательного вы не смогли образовать форму сравнительной степени? Почему? Определите разряд этих прилагательных.

3. От каких прилагательных вы смогли образовать только сложную степень? Почему? Что общего в морфемном облике этих прилагательных? Какой вывод об образовании прилагательных в сравнительной степени можно сделать на основе данного упражнения?

Простую сравнительную степень не образуют бывшие относительные прилагательные с суффиксами –ов, -ск, -н, бывшие причастия с суффиксом –л: боевой, дружеский, кровный, горелый. Не образуют степеней сравнения также качественные прилагательные, которые обозначают постоянный признак: женатый, вдовый, хромой, вороной и др.

Вы научились составлять слова в сравнительной степени. Но важно не только составлять прилагательные в сравнительной степени, но и правильно употреблять эти прилагательные в речи или на письме в предложениях или тексте, стараясь избежать возможных ошибок. С некоторыми возможными случаями ошибок мы познакомимся, выполняя упражнение № 395. Переход к упражнению.

VII Упражнение № 395 (устно).

    Прочтите задание.

    Исправьте предложения. Прочтите правильный вариант.

    Какую ошибку допустил ученик? Почему?

Определение того, каким членом предложения будут являться прилагательные в форме сравнительной степени (1 человек у доски с карточкой). Затем после выполнения упр. 395 класс по записям на доске определяет, каким членом предложения будет прилагательное в сравнительной степени.

Из двух зол выбирают меньшее.

В условиях Крайнего Севера олень выносливее собаки.

VIII Обобщение на основе заполнения раздаточного материала.

IX Тестовые задания (раздаточный материал)

Домашнее задание. П 104, № 396,

Сравните двумя способами:

– родниковую и речную воду по чистоте (чище – грязнее);

– планеты Солнце и Землю по величине (больше – меньше);

– растительность тундры и тайги по густоте (гуще – скуднее).

Творческое задание

Написать сочинение-миниатюру на тему: «А снег идет, идет…», используя прилагательные в сравнительной степени.

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Признак в большей или меньшей степени

Признак в одном предмете в набольшей или наименьшей степени

Выше лучше

Высочайший

Образуются

Суффиксы

Более, менее

Суффиксы -

Частицы самый, наиболее,

наименее

Изменяются

нет не склон.

да (род.чис.пад)

(род.чис.пад)

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Тестовые задания

Обведите номер или номера правильного (правильных) ответа (ответов).

1. Сравнительная степень имени прилагатель­ного образуется путем:

1) прибавления к основе начальной формы суф­фикса -ейш(-айш);

2) прибавлением к основе начальной формы суффиксов -ее(-ей), -е, -ше;

3) прибавлением слова «наиболее», «самый» к начальной форме;

4) прибавлением слова «более» к начальной форме.

2. Прилагательное в форме сравнительной степени это:

2) добрейший;

3) менее громкий;

4) хороший;

3. Прилагательное в форме сравнительной степени это:

1) наилучший;

2) достойнее;

3) достойный;

4) менее подвижный.

4. Прилагательное в форме сравнительной степе­ни в предложении является:

1) определением;

2) сказуемым;

3) дополнением;

4) подлежащим.

5. В образовании формы сравнительной степени прилагательного допущены ошибки:

2) хорошее;

3) позжее;

4) удобнее.

6. Синтаксическая роль прилагательного определена верно в предложении:

1) В детстве деревья выше, а краски ярче;

2) В детстве деревья выше, а краски ярче;

3) В детстве деревья выше, а краски ярче;

7. Имя прилагательное в предложении Вы нашли не лучшее место имеет признаки:

1) нарицательное;

2) в краткой форме;

3) качественное;

4) в сравнительной степени;

5) средний род;

6) единственное число;

7) именительный падеж.

8. Ударение поставлено правильно:

1) красивее;

2) удобнее;

3) спокойнее.

Понятие о степенях сравнения

В соответствии со своим общим грамматическим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие, в какой мере признак проявляется в предмете. Это сравнительная и превосходная степени сравнения.

Сравнительная степень прилагательного

Сравнительная степень прилагательного обозначает большее или меньшее проявление признака в том или ином предмете. Например:

Это пирожное слаще торта .

Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-, -ше-/-же.

Красивый - красивее

Мудрый - мудрее

Перед суффиксом -е- обычно происходит чередование согласных основы:

Сладкий - слаще

Низкий - ниже

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложениях они могут выполнять функции сказуемого и определения. Например:

Этот город красивее нашего родного .

Прилагательное красивее стоит в форме простой сравнительной степени. В данном предложении выполняет функцию сказуемого.

Давай найдем место красивее .

То же самое прилагательное в простой сравнительной степени будет определением.

Составная сравнительная степень образуется путем присоединения к прилагательному слов более или менее .

Сладкий - более или менее сладкий

Высокий - более или менее высокий

Прилагательные в форме составной сравнительной степени изменяются по родам, числам и падежам следующим образом: первое слово - более или менее - остается неизменным. А второе слово меняется:

К более высокому

О менее красивом

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени могут быть как сказуемыми, так и определениями:

Погода сегодня более теплая, чем неделю назад .

В данном предложении мы видим, что прилагательное в форме составной сравнительной степени выполняет функцию сказуемого.

Более теплая вода понравилась Коле .

Та же самая форма сравнительной степени будет определением.

Запомните:

Сравнительная степень имен прилагательных не может быть образована одновременно простым и составным способом.

Ошибочным будет использование конструкции «более слаще». Правильными будут варианты более сладкий и слаще .

Превосходная степень сравнения прилагательных

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку:

Эверест - самая высокая вершина в мире .

Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простой и составной.

Простая форма превосходной степени образуется при помощи суффиксов -ейш- или -айш-:

Тихий - тишайший

Мудрый - мудрейший

Прилагательные в форме простой превосходной степени сравнения могут изменяться по родам, числам и падежам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми.

Эверест - высочайшая вершина в мире .

Прилагательное высочайшая является определением.

Этот кратер глубочайший .

Прилагательное глубочайший - сказуемое.

Составная превосходная степень прилагательных может быть образована двумя способами:

1. Прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее :

Умный - самый умный

Высокий - наиболее высокий

В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова:

Самому умному

О самом красивом

В форме составной превосходной степени со словами наиболее и наименее изменяется только второе слово:

О наиболее высоком

В предложении эта форма превосходной степени может выполнять функции как сказуемого, так и определения.

2. К форме простой сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего , если это сравнение с неживыми предметами, или слово всех , если это сравнение с живыми предметами или с рядом таких же предметов.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе .

В предложениях такие формы превосходной степени могут быть только сказуемыми.

Запомните:

Превосходная степень сравнения имен прилагательных не может быть образована сразу и простым, и составным способом.

Формы типа «наиболее глубочайший» являются ошибочными.

Нужно использовать другие формы превосходной степени сравнения - либо глубочайший , либо наиболее глубокий .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О степенях сравнения ().
  2. Yaklass.ru ().

Домашнее задание

Спишите пословицы, образовав сравнительную степень:

Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) новых двух.

Утро вечера (мудреный).

Дождливое лето (плохое) осени.

Здоровье (дорогой) золота .

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив .








Подумайте! По родам, числам и падежам прилагательные в форме сравнительной степени изменяются или нет? В доме одном у папашки с мамашкой Жили кудрявые дочки – близняшки. Очень была дочка Люба кудрява, Но даже кудрявей ее была Клава. - Слово кудрявей, ребята, возьмите И по родам поскорей измените. В доме идет конкурс тщеславий: Папа кудрявей иль мама кудрявей?


















Вывод: прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам (в ед. ч.), числам и падежам. Теперь – роль в предложении! Прекраснейшая фея сотворила чудо. Я получил самый прекрасный подарок. Этот подарок самый прекрасный Определение, сказуемое.






Правильно ли распределены слова в две колонки? Напишите правильно. Сравнительная степень 1. Шире 2. Глубочайшая 3. Самая интересная 4. Слаще 5. Легчайший 6. Наиболее удобный 7. Дальшеюе 8. Превосходнейший 9. Более чистый Превосходная степень 1. Старейший 2. Более мягкий 3. Дольшеюе 4. Простейший 5. Самый густой 6. Тверже 7. Самый ужасный 8. Прилежнее 9. Более известный


Найдите ошибки и исправьте их. Более громче, самый умнейший, менее грамотный, наиболее интересный, самый вкуснейший, самый главный, более осторожный, твердое, мельче, слаще, мягче, более мельче, самый горький, более сладкий, дороже, ужаснее, самый искусный.


Найдите имена прилагательные в форме сравнительной степени и подчеркните их как члены предложения Человеческое слово острее стрелы. Маленькое дело лучшеюе большого безделья. Здоровье дороже золота. Добрые слова лучшеюе мягкого пирога. Правда светлее солнца.


Домашнее задание: Напишите сочинение на тему « Природа родного края», используя прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. В сочинении должно быть минимум 10 предложений с использованием прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.



 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Культура древнего китая Падение династии тан в китае

Культура древнего китая Падение династии тан в китае

Классическая культура Китая3. Империя Тан (618 – 907 гг.) Основание империи Тан. – Реформы Гаоцзу и Тайцзуна. – Буддийские архитектура и...

Новый Орлеан (New Orleans) Посещение нового орлеана рассказы путешественников

Новый Орлеан (New Orleans) Посещение нового орлеана рассказы путешественников

Какой портовый город США сочетает в себе дерзость джазовой музыки и роскошь французского изящества, веселость морского города и традиции немецкой,...

Картографическая проекция

Картографическая проекция

Географическими картами человек пользуется с глубокой древности. Первые попытки изобразить были предприняты еще в Древней Греции такими учеными,...

Алфавитный список химических элементов

Алфавитный список химических элементов

Все многообразие окружающей нас природы состоит из сочетаний сравнительно небольшого числа химических элементов. Так какова же характеристика...

feed-image RSS