Главная - Еда и напитки
Прокладывание газопровода по дну Черного моря - игра в «русскую рулетку» с очень печальными последствиями. Крупнейший трубоукладчик в мире прибыл в Анапу на «Турецкий поток Газопроводы проложенные по чёрному морю

— проект транснационального газопровода, который разрабатывается в целях диверсификации маршрутов поставок природного газа европейским потребителям и предполагает прокачку голубого топлива через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы.

Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта "Южный поток" между "Газпромом" и итальянской компанией Eni был подписан 23 июня 2007 года . Он определил направления сотрудничества двух компаний в области проектирования, финансирования, строительства и управления "Южным потоком".

С 2008 года в течение нескольких лет согласовывались экономические и юридические аспекты сделки, в результате которых, были определены маршруты магистральных трубопроводов.

Маршрут газопровода на предынвестиционной стадии проекта рассматривается в нескольких вариантах и включает в себя сухопутные части газопровода, проходящие по территориям ряда европейских государств, а также морские газопроводы через Черное и Адриатическое моря (в случае выбора варианта поставок газа в южную часть Италии). Кроме того, для обеспечения "Южного потока" достаточным количеством природного газа предполагается расширение существующих и строительство новых газотранспортных мощностей на территории Российской Федерации.

Новая газопроводная система, предназначенная для снабжения "Южного потока" природным газом, по территории России пройдет от компрессорной станции "Починки" до берега Черного моря. Ее протяженность достигнет примерно 2,5 тысяч километров. Предполагается строительство 10 компрессорных станций.

Прокладка газопроводов будет вестись в восьми регионах России: Воронежской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской и Саратовской областях, Мордовии и Краснодарском крае.

Морской участок газопровода "Южный поток" пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции "Русская" на российском побережье до побережья Болгарии.

Общая протяженность черноморского участка составит около 900 километров, максимальная глубина залегания газопровода в Черном море — 2250 метров.

Существует несколько вариантов маршрута "Южного потока" по дну Черного моря. В данный момент маршрут, проходящий через исключительные экономические зоны России, Турции и Болгарии, прорабатывается в качестве основного.

На сентябрь 2011 года доли в морском участке проекта "Южный поток" распределялись следующим образом: ОАО "Газпром" — 50%, итальянская компания Eni — 20%, немецкая компания Wintershall Holding и французская энергетическая компания EDF — по 15%.

На территориях стран Южной и Центральной Европы рассматриваются два возможных маршрута прокладки газопровода: северо-западный — в направлении Словении и Австрии через Болгарию, Сербию и Венгрию, а также юго-западный — в Грецию и Италию. От основной трассы европейского сухопутного участка "Южного потока" будут сделаны отводы в Хорватию и Македонию.

Предполагается, что газопровод по 15,57 миллиарда кубометров каждая. Ввод первой из них пока запланирован на декабрь 2015 года, вывод на полную мощность (63 миллиарда кубометров) ожидается к 2018 году. Ориентировочная стоимость "Южного потока" составляет 15,5 миллиарда евро, 10 миллиардов из которых приходится на морской участок, а 5,5 миллиарда — на сухопутный.

В целях реализации европейской сухопутной части проекта Россия подписала межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Австрией и Хорватией.

В 2011-2012 годах Черногория и Республика Сербская изъявили желание принять участие в проекте. Было принято решение разработать технико-экономические обоснования строительства газопроводов-отводов в эти страны.

21 ноября 2011 года был введен в эксплуатацию первый объект "Южного потока" — подземное хранилище газа "Банатский Двор" в Сербии, которое является одним из крупнейших объектов хранения газа в Юго-Восточной Европе.

В третьем квартале 2011 года была завершена разработка сводного технико-экономического обоснования (ТЭО) "Южного потока", объединившего в себе ТЭО морского участка и ТЭО участков, проходящих по территории стран Южной и Центральной Европы. В сводном ТЭО представлены основные технические решения по проекту с обоснованием их осуществимости, оценка экологической безопасности и мероприятия по охране окружающей среды, оценка экономической эффективности проекта с учетом капитальных и эксплуатационных затрат.

В январе 2012 года в соответствии с поручением председателя правительства РФ Владимира Путина был одобрен подробный план мероприятий, позволяющий приступить к ускоренному строительству газопровода "Южный поток" не в 2013 году как планировалось, а уже в декабре 2012 года.

Окончательное инвестиционное решение по "Южному потоку" будет принято в ноябре 2012 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Глубина моря может достигать нескольких километров. Проложить трубы по дну - сложная задача. Но по дну Северного моря идут 6000 км трубопроводов, некоторые из которых там уже 40 лет.

Размеры самого большого в мире судна - Solitaire - 300 метров в длину и около 40 метров в ширину. Именно это судно задействовано в строительстве газопровода Nord Stream.

Поиск препятствий

На долю морских газопроводов сегодня приходится 45% импорта природного газа в Европу. До начала укладки газопровода проводится тщательное исследование дна моря на протяжении всей трассы. Специалистам необходимо обнаружить все потенциальные препятствия - это и затонувшие корабли, и боеприпасы, и просто большие валуны. При необходимости препятствия либо устраняют, либо проектируют трассу в обход. На этом этапе специалисты также выявляют места, где будет необходимо производить заглубление трубопровода в грунт или его засыпку.

Все трубы для будущего газопровода проходят специальную обработку. Изнутри они обрабатываются антифрикционным покрытием, которое снижает сопротивление при транспортировке газа. Сверху трубы обрабатываются антикоррозионным, а затем утяжеляющим бетонным покрытием.

Плавучие дома

Непосредственно укладка труб на дно моря ведется со специальных трубоукладочных судов . Суда-трубоукладчики - это огромные плавучие дома, на которых могут одновременно находиться несколько сотен человек.

В процессе трубоукладки, как правило, принимают участие сразу несколько кораблей - специальные баржи производят бесперерывную доставку труб на трубоукладчик, а перед ним в процессе укладки идет судно, которое ведет мониторинг морского дна. Доставленные трубы выгружаются на складские площадки, расположенные непосредственно на палубе трубоукладчика - на них должен находиться запас труб на 12 часов работы.

Как укладывают трубы

На трубоукладочном судне установлен специальный конвейер - на него поступают трубы, которые здесь же свариваются. Затем каждый сварной шов проходит ультразвуковую проверку на наличие дефектов. После сварки все швы покрываются антикоррозионным покрытием. Сваренные между собой трубы продвигаются по конвейеру в направлении кормы. Здесь расположен стингер - специальная стрела, под углом уходящая в воду, по которой трубы постепенно опускаются на морское дно. Именно он задает требуемый прогиб верхней части трубопровода, что позволяет не допускать деформации металла.

На дне моря трубы, как правило, лежат под собственным весом - их не требуется специально закреплять, потому что вес каждой трубы после нанесения бетонного покрытия достигает нескольких тонн. Лишь в некоторых местах, например у выходов на берег, для обеспечения стабильности трубы укладывают в специальные траншеи и сверху присыпают грунтом.

Из моря - на берег

Процесс укладки морского газопровода, как правило, начинается не с берега, как можно было бы подумать, а в море. Газопровод может состоять из нескольких участков, построенных в разное время с разных судов и потом соединенных между собой - ведь на разных участках газопровод должен выдерживать разное давление, а для этого используются трубы с разной толщиной стенок.
После завершения строительства морской части трубы протаскивают на берег при помощи специальной лебедки, установленной на суше, которая соединяется с трубой железными тросами и медленно вытягивает ее из моря. Затем трубопровод соединяют с его сухопутной частью - делают «захлест».

Обязательным этапом является проведение гидроиспытаний газопровода. Для этого его наполняют водой под требуемым давлением и выдерживают так некоторое время для обнаружения возможных дефектов. Тщательный мониторинг состояния газопровода ведут и после его запуска в эксплуатацию. Для этого применяют специальные электронные устройства внутритрубной диагностики.

Крупнейшее трубоукладочное судно в мире Pioneering Spirit прибыло в Анапу для укладки газопровода «Турецкий поток». И, судя по практике другого трубоукладчика компании Allseas, Audacia, в течение нескольких дней приступит к работам. Что может помешать, так это погода. МЧС России по Краснодарскому краю предупредило о том, что 3 июня в регионе, в том числе в Анапе, возможны сильный дождь, гроза и шквалистое усиление ветра до 25 метров в секунду.

Pioneering Spirit будет укладывать глубоководную часть «Турецкого потока», которая начинается в 40 км от Анапы и продолжается до самой Турции, а Audacia уже прошла половину мелководья. По данным навигационной сайта Marinetraffic, на рейд российского порта 477-метровый гигант встал сегодня в 4 часа утра, завершив почти трехнедельный путь из Роттердама.

Трубоукладчик прибыл в Анапу. Скриншот с сайта marinetraffic.com.

За два дня до этого трубоуладчик проходил Босфор и для обеспечения безопасности турецкие власти были вынуждены закрыть пролив для других судов. «Если вы находитесь у пролива Босфор, не пропустите проход этого бегемота», - написал тогда в Twitter турецкий блоггер Алпер Белер, который отслеживает судоходство у берегов Турции. Также он выложил фотографии, которые позволяют увидеть воочию масштабы крупнейшего трубоукладчика в мире.


Фото: twitter.com.

Как уже сообщало , возведение газопровода длиной 910 километров через Черное море началось три недели назад. Сейчас его ведет трубоукладочное судно Audacia. Pioneering Spirit является крупнейшим судном в своем классе. Его общая длина составляет 477 метров и оно представляет собой катамаран, способный укладывать газопровод при глубине моря до 4 км (В Черном море по маршруту «Турецкого потока» она составляет 600−2000 метров). Грузоподъемность судна - до 48 тыс. тонн, что позволяет перемещать целые морские платформы. За один раз Pioneering Spirit способен взять на главную палубу 27 тыс. тонн труб. На его борту предусмотрено размещение 571 человека. Там установлены 13 станций сварки и 6 станций по изолированию газопровода. По своим характеристикам возможности Pioneering Spirit вдвое превышают те, что есть у Audacia. По оценкам экспертов, стоимость фрахта судна составляет 250−300 тыс. евро в сутки. Последние проекты крупнейшего в мире трубоукладчика - демонтаж добывающих платформ в Северном море.

Напомним, что в декабре и феврале компания Allseas заключила контракт с предприятием «Газпрома» South Stream Transport B.V. на строительство двух ниток «Турецкого потока». Они должны быть завершены в 2019 году. Магистраль «выйдет» из Черного моря в европейскую часть Турции и пройдет до границы с Грецией.

В Черном море из России в Турцию уже проложен один газопровод - «Голубой поток». Его «Газпром» построил в 2002 году. По магистрали протяженностью 1213 километров в прошлом году подали около 13 млрд кубометров газа.

Две нитки газопровода «Турецкий поток» обеспечат поставки 32 млрд кубометров газа в год в обход Украины. По первой - 12 млрд поступят на внутренний рынок Турции, а остальные 4 млрд кубометров, как заявляли турецкие власти, подадут в строящийся «Южный газовый коридор» из Азербайджана в Грецию и Италию. В марте «Газпром» и итальянская Eni подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам газа в Европу по южному коридору и заявили о модернизации контрактов для изменения пунктов сдачи газа.

По второй нитке «Турецкого потока» весь газ планируется подавать в Европу. В феврале прошлого года «Газпром», Edison SpA и DEPA SA подписали меморандум о взаимопонимании по поставкам природного газа из России в Грецию и из Греции в Италию. Однако, каким образом, вопрос пока не решен. Как заявил глава Минэнерго России Александр Новак, российский газ может пойти и через Болгарию, где планируют создать региональный газовый хаб.

Схема маршрута «Турецкого потока» с сайта gazprom.ru.

Впрочем, строительство и одной ветки газопровода станет существенным ударом по Украине. «Для Украины реализация этого проекта будет иметь негативные последствия, не такие большие, как от „Северного потока“, но потеря приблизительно 15 миллиардов кубометров транзита из 70 миллиардов кубометров текущих - это очень большая сумма», - заявил ранее глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. Сегодня Украина получает за транзит российского газа около $ 2 млрд в год, а строительство «Северного потока-2» и «Турецкого потока» снизят поступления в пять раз. После окончания действия контракта и ввода в эксплуатацию двух новых обходных магистралей «Газпром» планирует снизить транзит через Украину до 15 млрд кубометров в год. Их будут поставлять на Балканы.

В Черном море стартовали работы по прокладке глубоководного участка газопровода "Турецкий поток". За стыковкой мелководной и глубоководной частей трубопровода лично наблюдал президент РФ Владимир Путин, который прилетел на борт судна-трубоукладчика Pioneering Spirit.

Работы по прокладке газопровода сейчас ведутся на расстоянии в 6,5 км от берега. На трубоукладочный корабль глава государства прибыл на вертолете. С капитанского мостика он спустился в основной сварочный цех, где в этот момент велись монтажные и сварочные работы по стыковке частей "Турецкого потока", сообщает РИА "Новости" .

По словам специалистов, трубы для укладки на прибрежных участках будут иметь дополнительное защитное бетонное покрытие. Они привариваются к основной нитке газопровода на борту специализированного судна. Каждый сварной шов автоматически проверяется ультразвуковой системой, затем на них наносится полипропиленовое покрытие для защиты от коррозии. Постепенно трубопрокладчик продвигается вперед, опуская новые секции труб на морское дно. Сварочный процесс на судне полностью автоматизирован. Всего работает шесть сварочных станций, скорость сварки одного шва составляет примерно десять минут.

Осмотрев работы по сварке и укладке труб, президент России связался по телефону с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом. Он проинформировал его о начале глубоководной стадии работ и высоко оценил степень доверия и взаимодействия между странами, благодаря которому реализация проекта движется очень быстро.

"У нас с Турцией развиваются проекты так, как они не развиваются со многими другими партнерами. Там, где с другими у нас уходят годы на различные административные согласования, с Турцией мы это делаем в течение нескольких месяцев, и это происходит безусловно в результате вашей непосредственной личной поддержки", - сказал Путин Эрдогану.

Он напомнил, что соглашение о строительстве газовой магистрали было подписано осенью прошлого года. И вот спустя всего семь месяцев работы уже вовсю ведутся, отметил президент России, поздравив с этим своего турецкого коллегу.

Строительство морского участка "Турецкого потока" началось 7 мая около российского побережья Черного моря. Новый газопровод пройдет по морскому дня из Анапского района Краснодарского края России в западную часть Турции. Российско-турецкий договор о строительстве магистрали предусматривает прокладку двух ниток газопровода мощностью 15,75 млрд кубометров в год каждая с возможностью расширения до четырех ниток емкостью 63 млрд кубометров. Предполагается, что поставки газа по первой нитке будут предназначены для турецких потребителей. Вторая нитка рассчитана на европейский рынок.

Россия в последние месяцы резко активизировала работы по строительству двух новых газовых магистралей, по которым голубое топливо пойдет в Европу. Речь идет о "Турецком потоке" и "Северном потоке - 2". На днях сообщалось, что европейские партнеры "Газпрома" по расширению терминала, который свяжет СП-2 с газотранспортной системой Германии.

Что касается энергосотрудничества со Старым Светом, то в Москве не уверены, что подвох исключен - замглавы МИД России Алексей Мешков в конце мая заявил, что Москва ждет от Европейского союза гарантий по реализации "Турецкого потока" , чтобы не повторился печальный опыт "Южного потока".

"Нас не могут не беспокоить попытки ряда институтов ЕС торпедировать энергопроекты в Европе с российским участием, речь в первую очередь идет о проекте "Северный поток - 2". Неясности со стороны Еврокомиссии в отношении второй нитки газопровода "Турецкий поток", которая будет ориентирована на потребителей Южной и Юго-Восточной Европы. Чтобы не повторялся печальный опыт "Южного потока"…, мы ожидаем от Брюсселя железобетонных гарантий реализации этого проекта", — цитирует дипломата "Газета.Ru" .

Москва планирует ввести в действие первую нитку "Турецкого потока " в марте 2018 г., вторую - в 2019-м. Примерно в это же время "Газпром" намерен начать прокачку газа по "Северному потоку - 2". Этих сроков необходимо придерживаться потому, что в 2019 г. истекает контракт на транзит газа через Украину и продлевать его Киев пока не планирует.

Сейчас по украинскому маршруту идет чуть менее половины российского газа, предназначенного для европейского рынка - 82 млрд из 179 млрд кубометров. Если эта труба закроется, газ нужно будет пускать по обходному пути - для этого и нужны "Турецкий поток" и "Северный поток - 2", которые в совокупности способны возместить необходимую мощность.

Неожиданным препятствием на пути реализации этого плана могут стать власти Турции. С одной стороны, они крайне заинтересованы в строительстве прямой трубы из России, которая к тому же позволит им зарабатывать на транзите в Европу. С другой, Анкара в последние годы показала себя крайне ненадежным партнером. Кроме того, у страны имеются собственные газовые амбиции и в недалеком будущем она намерена сократить зависимость от российских углеводородов. Остается надеяться, что до тех пор, когда Реджеп Эрдоган в очередной раз вздумает чинить препятствия строительству газопровода, дело уже будет сделано.

Без пропагандистской помпы, телекамер и присутствия высоких персон «Газпром» наконец-то приступил к прокладке многострадального газопровода по дну Черного моря. И в самом деле, чего поднимать рекламную шумиху, когда хвастать то особо нечем.

Первоначальный «Южный поток» переименовали в «Турецкий поток», полагая, что сменив название и направление, можно будет обойти препоны, выдвинутые бюрократами Евросоюза. Однако несговорчивость турок по цене на российский энергоноситель, а потом конфликт из-за сбитого Су-24 отодвинули начало строительства на два года.

Мало того, пришлось внести существенные коррективы в проектную мощность. Вместо четырех ниток газопровода общим объемом в 63 млрд. кубов осталось две — примерно 33 млрд. кубометров. Одна из них предназначена собственно для Турции, другая — для потребителей в Южной и Юго-Восточной Европе. Если с турецкой ниткой все ясно (ее то и начали прокладывать), то судьба европейской пока находится в полном тумане.

Предполагалось, что поскольку владельцем второй транзитной трубы от черноморского побережье до границы Греции будет турецкая сторона, то это снимет все претензии ЕС к «Газпрому» в рамках З-го Энергопакета, не допускающего совмещать в одном лице роли продавца и поставщика энергоресурсов. Получался почти беспроигрышный вариант, который, гляди, со временем мог бы позволить проложить еще две нитки газопровода и довести поставки газа в Европу до желаемого объема.

Только эти планы не учли амбиции турецкого президента Эрдогана. Он, выстраивая систему личной авторитарной власти, пошел на открытый конфликт с Западом. Из-за референдума по конституции глава Турции поругался с рядом ведущих стран ЕС.

В предвыборной риторике Эрдоган не только обвинил Голландию в фашизме, Германию в сохранение нацистских порядков, но, упрекая Брюссель в сознательном затягивании принятия Турции в ЕС, грозился разорвать соглашение по ближневосточным мигрантам и больше не сдерживать нелегальный поток беженцев. Такое вряд ли скоро забудется.

Острую критику у европейцев вызвали и массовые репрессии турецких властей по отношению к инакомыслящим. Десятки тысяч учителей, судей, адвокатов не просто лишились работы - многие из них оказались за решеткой как возможные сторонники проповедника Гюлена, который объявлен главным идеологом и организаторам провалившегося путча военных в июле 2016 года.

Также западная общественность серьезно обеспокоилась ограничениями демократических прав в Турции и, прежде всего, наступлением на свободу слова. Страна вышла на первое место в мире по количеству арестованных журналистов. Закрыты десятки оппозиционных теле- и радиостанций, газет и журналов.

До самого низкого уровня опустились немецко-турецкие отношения. Не прекращается дипломатическая перепалка между Веной и Анкарой. Турки, в частности, отказались от совместного участия с австрийскими военными в учениях НАТО.

Не в лучшем виде оказались греко-турецкие отношения. Афины не стали выдавать турецких солдат, сбежавших на их территорию после неудавшегося переворота. Анкары ответила гневными нотами протеста.

Все эти факторы, по мнению международных экспертов, могут оказать политическое влияние на принятие Брюсселем решения о судьбе российского газа, когда он окажется на греческой границы. При этом главной будет не проблема растущей энергозависимости Европы от России, а целесообразность транзитной трубы через Турцию, что можно расценить как поддержку европейцами режима Эрдогана.

В Москве, похоже, тоже осознали реальность такой перспективы. Недаром в последнее время активизировался зондаж о возвращении к болгарскому варианту газопровода. Хотя в январе 2015 года время глава «Газпрома» в категоричной форме заявил, что тема «Южного потока» закрыта окончательно. Теперь пришлось взять свои слова обратно.

На петербургском международном экономическом форуме болгарский министр энергетики Теменужка Петкова и Алексей Миллер подписали «дорожную карту», подразумевающую участие российского концерна в развитии газотранспортной системы Болгарии.

София вот уже два года вынашивает идею строительства на территории страны межрегионального газового коннектора «Балкан», чтобы связать воедино все трубопроводы Балканского полуострова. Основная проблема проекта заключалось в том, что где взять газ и найти инвесторов. Самой Болгарии в одиночку было не потянуть строительство стоимостью в 2 миллиарда евро.

Еврокомиссия отнеслась благосклонно к предложению Болгарии, однако кроме словесного одобрения денег не обещала. Премьер Бойко Борисов, общаясь с президентом Владимиром Путиным по телефону, пытался заинтересовать Россию идеей газового хаба. Не удалось. Слишком радужной была вера Кремля в будущее «Турецкого потока».

Тем не менее, болгары не теряли надежды. Как выяснилось, не напрасно. Еще, правда, предстоит убедить Брюссель дать твердые письменные гарантии (в московской редакции «железобетонные») того, что он не возражает против усеченного варианта «Южного потока».

Болгарская сторона полагает, что ей удастся решить этот вопрос. По крайней мере, Борисов уже начал готовить почву. Он, находясь с официальным визитом в Берлине, постарался привлечь в союзники канцлера Меркель, подробно рассказав ей о планах строительства хаба «Балкан» и о его значение для всего региона Юго-Восточной Европы.

 


Читайте:



Древние пирамиды на Луне, постройки аннунаков Сооружения на луне

Древние пирамиды на Луне, постройки аннунаков Сооружения на луне

Популярный уфолог Интернета, позиционирующий себя на видеохостинге YouTube под ником Streetcap1, которого в конце прошлого года российские...

Виды и размер стипендий студентам в россии

Виды и размер стипендий студентам в россии

Н.Б. Озерова, лауреат премии Президента России и Правительства России в области образования, почетный работник высшего профессионального...

Все о водороде и водородной воде

Все о водороде и водородной воде

Поговорим о химическом элементе, который лежит в основе всего нас окружающего. В таблице Менделеева водород (H) находится под атомным числом 1 и...

Творчество военных лет Твардовского А

Творчество военных лет Твардовского А

Сочинение В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи разви­тия советской страны: коллективизация, Великая Отечествен­ная война,...

feed-image RSS