Разделы сайта
Выбор редакции:
- Праздники на английском языке с переводом Проект по английскому языку 23 февраля
- Картографические проекции и их классификация Для чего нужны картографические проекции
- «Уроки французского» анализ История создания рассказа «Уроки французского»
- Равнодушие и отзывчивость Как написать хорошее сочинение
- Условия равновесия твердого тела
- Задачи на разрезание и перекраивание фигур
- Процессы жизнедеятельности как пример необратимых процессов
- Константин Сперанский «Кто знает, о чем думает Амалия?
- Ассоциации к слову «Звук Ассоциация к слову звук фон звучание буква
- Предсказания рэя брэдбери, которые сбылись Предсказания Рэя Брэдбери
Реклама
Смотреть что такое "Империя Тан" в других словарях. Культура древнего китая Падение династии тан в китае |
Классическая культура Китая 3. Империя Тан (618 – 907 гг.) 18 июня 618 г. полководец Ли Юань объявил себя императором Гаоцзу. Поскольку он был князем области Тан, то по ее названию и получила имя новая династия. Предки Ма Юаня происходили из китайской знати, занимавшей высокие посты в империи Вэй и Северная Чжоу. Через браки они были связаны с знатными табгачскими родами. Во дворце сам император ухаживал за прославленным поэтом, красавица Ян собственноручно растирала ему тушь. Ли Бо мечтал о серьезной государственной службе, а его использовали для сочинения стихов, воспевающих Драгоценную супругу. Однажды он сравнил Ян с красавицей древности по прозвищу Летящая Ласточка. Всесильный евнух Гао Лиши, которому однажды было велено снять с Ли Бо туфли, намекнул Ян, отличавшейся полнотой, что поэт над ней посмеялся. Ли Бо был удален от двора. Император с фавориткой покинули Чанъань, но по пути сопровождавшие их войска взбунтовались. Ян гуйфэй была задушена, а императора принудили отказаться от трона в пользу сына – Ли Хэна (Суцзуна). Между тем, пала столица Чанъань. Крупным танским поэтом, чьи стихи проникнуты острой социальной проблематикой, был Бо Цзюй – и (772 – 846). Занимая высокие чиновничьи посты, он много раз рисковал карьерой и жизнью, обличая несправедливость. Герои его стихов – ограбленные сборщиками налогов и бесчинствующими наемниками крестьяне, голодный угольщик, больной старик. Изображение их страданий имеет обличительную направленность и представляет собой сюжетный рассказ. Бо Цзюй – и положил начало традиции романтического изображения любви императора Сюаньцзуна и красавицы Ян в поэме «Вечная печаль». Китайская династия Тан была основана Ли Юанем. Она просуществовала с 18 июня 618 по 4 июня 907 г. Время правления династии Тан считается эпохой наивысшего могущества государства. В этот период оно существенно опережало в своем развитии другие современные ему страны. История династии ТанЛи Юань считался крупным землевладельцем. Он был родом из северной пограничной территории, в которой проживала народность табгач. Это были потомки степняков-тоба. Ли Юань и его сын Ли Шиминь (второй император из династии Тан) одержали победу в гражданской войне. Она была развязана вследствие безрассудной политики Ян-ди. После смерти этого императора, Ли Юань взошел в 618 г. на престол в Чанъани. Спустя время он был свергнут своим сыном. Однако династия Тан, основанная им, существовала вплоть до 907 г. В 690-705 гг. был, однако, непродолжительный перерыв. В этот период престол занимала китайская императрица династии Тан Цзэтянь. Однако ее эпоха выделяется в отдельную царскую ветвь Чжоу. ИдеологияПравление династии Тан осуществлялось совмещением двух начал. Ее основатель был хорошо знаком с народами из Великой Степи, их обычаями и нравами. И многие люди, приближенные к Ли Юаню, были такими. На первых этапах существования династии проходил активный между регионами. Степь давала передовое войско, состоявшее из тяжелой кавалерии. Кочевников же привлекала древняя и утонченная культура династии Тан. Для них Ли Юань являлся ханом равной им народности табгач. Такое восприятие, в частности, закрепляется в эпитафии Кюль-Тегину (тюркютскому правителю), который говорит о себе и своих подданных как о рабах, вассалах табгачского кагана, а не о китайском народе. Отход от традицийИдея объединения Степи и Китая под властью одного императора на протяжении столетий определяла внешнюю и внутреннюю политику страны. Однако впоследствии табагчская ветвь стала восприниматься как нечто чуждое. В основном это произошло в связи с большим численным преобладанием этнических китайцев. Политика власти по отношению к кочевникам-"варварам" стала расцениваться как неприемлемая. Как писал Гумилев, именно это последовательное стремление соединить несочетаемое привело к быстрому расцвету, а затем к стремительному падению государства. Экономика и культураВ государстве царил порядок и мир. Это позволило сконцентрировать все силы населения на благо страны. В Китае процветало сельское хозяйство, хорошо были развиты торговля и ремесло. Ткацкие технологии достигли новых успехов, совершенствовалось красильное дело, гончарное производство, кораблестроение, металлургия. По всей стране проходили сухопутные и водные пути. Династия Тан установила тесные связи с Японией, Индией, Персией, Аравией, Кореей и прочими государствами. Стали развиваться техника и наука. В 725 г. мастера Лян Линцзань и И Син впервые создали механические часы, оснащенные анкерным механизмом. Стало распространяться пороховое оружие. Сначала оно представляло собой устройства для фейерверков, ракет на флоте. Впоследствии стали изготавливаться настоящие орудия, приспособленные для стрельбы снарядами. По Китаю распространилось чаепитие. К напитку сформировалось особое отношение. В стране стало развиваться чайное искусство. Ранее чай считался лекарством и продуктом питания. Династия Тан придала напитку особое значение. В классической литературе были увековечены имена великих мастеров чайной церемонии - Лу Юя и Лу Туна. УпадокВ 8 веке прошло несколько восстаний, имели место и военные поражения. Династия Тан начала ослабевать. К 40-м гг. хорасанские арабы закрепились в Согдиане и Ферганской долине. В 751 г. прошла В ходе нее наемные отряды войска Китая ушли с поля боя. Командующий Гао Сяньчжи был вынужден отступить. Вскоре началось восстание Ань Лушаня. В 756-761 гг. оно разрушило все, что создавала династия Тан в течение многих лет. Ань Лушань сформировал свое государство Янь. Оно существовало с 756 по 763 гг. и занимало столицы Лоян и Чанъань, распространившись на значительную территорию. В Янь сменилось четыре императора. Подавление восстания проходило достаточно тяжело, несмотря на поддержку уйгуров. Династия Тан была настолько ослаблена, что впоследствии так и не смогла достичь прежнего величия. Она потеряла контроль над территорией В этом регионе влияние династии прекратилось вплоть до объединения двух стран монголами. Провинциальные губернаторыТанское правительство опиралось на них и их войска в вопросах подавления вооруженных сопротивлений на местах. Власть, в свою очередь, признавала их право держать армию, осуществлять сбор налогов и передавать свои титулы по наследству. Однако влияние провинциальных губернаторов постепенно стало расти. Со временем они начали соперничать с центральной властью. Престиж правительства стал стремительно падать в провинциях. В результате появилось большое число речных пиратов и бандитов, объединявшихся в многочисленные группы. Они безнаказанно нападали на поселения, располагавшиеся по берегам Янцзы. НаводнениеОно произошло в 858 г. Наводнение у Великого канала унесло десятки тысяч жизней. В результате вера народа в богоизбранность стареющей династии пошатнулась. Стала распространяться идея о том, что центральная власть разгневала небеса и потеряла свое право на трон. В 873 году в стране был катастрофический неурожай. В ряде районов людям едва ли удалось собрать половину обычного объема. На грани смерти от голода оказались десятки тысяч. На начальном периоде правления династия Тан могла предотвращать губительные последствия неурожая за счет значительных накоплений зерна. К 9 веку власть оказалась неспособной спасти свой народ. Дополнительный факторУпадок танской династии был также обусловлен засилием при дворе евнухов. Из них формировался консультативный орган. К 9 столетию евнухи обладали достаточной властью, чтобы оказывать влияние на политические решения, иметь доступ к казне. Предположительно, они даже могли убивать императоров. В 783-784 гг. произошло восстание Чжу Цы. После него под командованием евнухов оказались войска Шэнцэ. Против них активно начал выступать Вэнь-Цзун после убийства его старшего брата в 817 году. Однако его кампания успехом не увенчалась. ПереписиПравители династии Тан всегда стремились точно знать количество своих подданных. Это необходимо было для ведения военного и налогового учета. В первые годы царствования был установлен легкий сбор тканью и зерном с каждой семьи. По переписи от 609 года в стране было 9 млн домовладений (50 млн чел.). В следующий раз пересчет прошел в 742 г. По свидетельствам современников, даже если некоторая часть людей не участвовала в переписи, страну населяло больше человек, чем Ханьскую империю. По данным же во второй раз было зарегистрировано 58 млн чел В 754 г. в империи было 1 859 городов, 1 538 округов, 321 префектура. Основная часть населения - 80-90 % - проживала в сельской местности. Отмечалась миграция людей из северных районов в южные. Об этом свидетельствуют данные статистики. В северной части в ранние годы правления династии проживало 75 %, а к последним годам только 50 %. Численность населения сильно не росла вплоть до начала эпохи Сун. С этого периода в Южном и Центральном Китае активно начинает расти производство риса. При обработке полей стали использовать развитые Благодаря быстрому развитию хозяйства население государства увеличится как минимум вдвое. Последние годы царствованияКак выше было сказано, на последнем этапе правления династии сильно возросло влияние провинциальных губернаторов. Они начали вести себя практически как самостоятельные, независимые правители. В администрации императорского двора была сильно распространена коррупция. Сама центральная власть была слишком некомпетентной, чтобы искоренить ее. Кроме того, негативное влияние на положение династического рода оказывали неблагоприятные климатические условия. Повсеместно началась засуха, которая привела сначала к неурожаю, а затем и к голоду. Все это обусловило народные волнения, вылившиеся в конечном итоге в крупномасштабные восстания. Окончательно царствование династии Тан было прервано движением под руководством Хуан Чао, а затем и его последователей. Внутри господствующего класса стали формироваться различные группировки, вступавшие в постоянные конфликты друг с другом. Повстанцами были захвачены, а затем и разграблены обе столицы государства - Лоян и Чанъань. Чтобы подавить восстание центральной власти потребовалось больше 10 лет. Несмотря на то что волнения были прекращены, династия Тан уже не могла привести государство в прежнее процветающее состояние. Чжу Вэнь, являвшийся в прошлом руководителем крестьянских повстанцев, совершил переворот в стране. Он сверг в 907 г. последнего императора Ли Чжу. Чжу Вэнь, участвовавший в продолжительном последнем восстании, предал Хуан Чао. Сначала он перешел на сторону танской династии. Однако впоследствии, приблизившись ко двору, свергнул последнего царя. Он создал новую династию и принял храмовое имя Тайцзу. Его государственный переворот ознаменовал начало нового периода в истории страны. С 907 по 960 гг. существовала эпоха Десяти царств и Пяти династий. ЗаключениеДинастия Тан просуществовала достаточно долго. Ее царствование, однако, было успешным только в первой части до перерыва 690-705 гг. В целом управление страной было недостаточно грамотным. Императоры, за исключением первого, давали слишком много власти подданным. Это обусловило относительно скорую потерю контроля над народом и государством в целом. Ювелирное искусство Китая Эпоха Тан Огромное количество драгоценностей из Китая до сих пор содержат голубые камни, эмаль цвета неба или синее стекло. Нефриту мудрецы приписывали такие качества, как твердость и прочность, причем эти качества минерал отдавал своему хозяину. Нефритовые кольца, датированные 5 столетием до н. э., выполнены в необычной технике, указывающей, что ювелиры уже тогда умели пользоваться резным станком.Нефрит считался «камнем, сошедшим с небес», символизируя человеческое достоинство, стойкость духа и благие намерения. И сегодня много китайских мастеров, используя в своих творениях небесный камень, стремятся возродить ювелирное искусство древнего Китая. В Поднебесной украшения любили носить и мужчины, подчеркивая таким образом благородство своего происхождения. Те, кто интересуется историей, легко могут назвать ранг чиновника по резным кольцам на пальцах или по застежках на шляпе. Все они отличаются специальными орнаментами и выполнены по уникальной технологии. Эпоха Хуншань,заколка
ИСКУССТВО ЭПОХИ ТАНКлассический период эпохи Тан больше, чем любая другая эпоха в истории Китая, привлекает к себе внимание и услаждает взгляд. Ведь помимо расцвета изысканного философского мышления, меняющихся и развивающихся направлений которого всегда было очень трудно понять, это был золотой век предмета, семейного комфорта, становившегося день ото дня все более утонченным и изящным благодаря легендарному таланту китайских ремесленников. Этот талант совершенствовал и эстетизировал многочисленные элементы, пришедшие с Запада, оттуда, где маленькие государства превращались в сателлитов коренного Китая. Для волос украшение
Бронзовое зеркало
Гребень
Подвеска с изображением феникса
изделия из нефрита
изделия из нефрита
изделия из нефрита
изделия из нефрита
изделия из нефрита
изделия из нефрита
изделия из нефрита
изделия из нефрита
изделия из нефрита
изделия из нефрита
изделия из нефрита
Будда,Музей Гугун
Украшение с зубчиков,черепаха,драконом,нефрит
Эпоха ЗападноеЧжоу,нефрит,дракон и феникс,Шанхай
Орнаментальный круг с драконом и птицей,Гуанчжоу,нефрит,2в.,гробница Наньюэ
Зеркало,12-14вв.
Ювелирное украшение,Таоси-Луншань
Шпильки династии Цин
Царские короны Китая
ритуальный головной убор "Корона Феникса" для вдовствующей императрицы Сяоцзи (династия Мин, эра Ваньли: 1573-1620) . в данный момент находится в Национальном музее в Пекине, была извлечена из гробницы Динлин под Пекином.
Заколки династии Цинь
средняя и поздняя Империя Цин (1636-1912)
Империя Цин
Резьба по фруктовым косточкам-эпоха Мин А искусство вырезания из косточек плодовых деревьев называется Хайдао и родом оно, конечно же, из Китая. Изначально, для вырезания замысловатых фигур и символов использовались только персиковые косточки – они считались (и считаются до сих пор) символом долголетия. Первые археологические находки, содержащие персиковые косточки, обработанные специальным образом, датируются серединой династии Сонг (960 – 1279), а наибольшую популярность Хайдао получило в эпохи династии Мин (1368 – 1644) и Цин (1644 – 1911). Именно в эти годы вырезание из персиковых косточек стало носить не только символический, но и светский характер – в Сыачуаньском университетском музее можно полюбоваться на фантастические микроскопические резные лодки и экипажи, вырезанные из персиковых косточек в эпоху Мин.
статуэтка династии Мин
Династия Тан
Слуга с попугаем
Одежда династии Тан
Сумка династии Тан
Прически
Одежда династии Мин
Уданшань – горный хребет в провинции Хубэй, недалеко от города Шиянь, состоящий из 72 пиков, 36 скал и 24 долин. Основной пик - Тяньчжуфэн («колонна, подпирающая Небо»), высотой 1612 м, окутанный туманом, создает мистическое зрелище. И хотя путь к Уданшань не близкий (более 1000 км от Пекина), его природная красота, изящные пагоды, монастыри и храмы на протяжении веков привлекают паломников и туристов. Это второй по популярности монашеский комплекс после Шаолинь в Китае . Мифы и фактыМонастыри Уданшань были центром учения и практики медитации, боевых искусств. Здесь находился древний даосский университет, в котором исследовалась традиционная китайская медицина и фармакология. Еще во время правления Восточной Династии Хань (I-III вв.) Уданшань, где обитали монахи-отшельники, привлек внимание императора, который основал на вершине первый даосский храм для поклонения священной горе - Храм Пяти Драконов. В XV веке император Юнлэ, насильственно свергший своего племянника, чтобы завоевать народную популярность и умилостивить духов, объявил, что он действовал по повелению божества Чженъу - Совершенного воина, обитающего в Уданшань. Император развернул масштабное строительство Запретного города в Пекине и храмового комплекса в Уданшань, хотя сам его так ни разу и не посетил. Всего в горах было построено 72 храма, 36 монастырей, 12 павильонов и 39 мостов, образующих 33 архитектурных комплекса. Монастыри Уданшань
Монастыри Уданшань
Монастыри Уданшань
Храм неба
Музыка в Китае
Праздники в древнем Китае
Письменность в древнем Китае
Китайская каллиграфия
Кисти для каллиграфий Кисть. Кисть является самой важной принадлежностью для письма и рисования. Кисти бывают с разным волосом; 1) кисть из конского волоса.
Тушечница. Новички в китайской живописи могут применить тушевые чернила для каллиграфии и живописи, продающиеся на рынке. Такие чернила очень удобны при пользовании. Однако они уступают туши, растираемой в тушечнице. Тушечница является орудием для растирания туши. У нее много видов. Ныне хранящиеся в музее Гугун всевозможные древние тушечницы представляют собой сокровища несказанной цены. Преданий о тушечницах тоже ходит немало. На взгляд антикваров, это настоящие раритеты, а коллекционеров - драгоценные перлы. Для тушечницы требуется камень хорошего качества. Известными являются дуаньчжоуская и шэчжоуская тушечницы, которые отличаются тонкостью структуры тушечного камня, так что тушь растирается тонко, причем тушь на ней высыхает нескоро. Тушечницы бывают квадратной, круглой, плоской и эллиптической формы, но какая бы то ни было тушечница должна иметь покрышку. Середина тушечницы должна быть в достаточной степени углублена, чтобы легко вмешала тушь. При занятии каллиграфией нужно использовать квадратную каменную тушечницу, преимущество которой - глубокая середина, вмещающая множество тушевых чернил. При употреблении в нее нужно влить теплую и чистую воду. Когда рисуешь, тушь нужно растереть сразу, нельзя так, и рисовать, и, остановившись, растирать тушь. Это мешает рисованию. После рисования нужно обмыть тушечницу, нельзя сохранять лишнюю тушь, а то она густеет и теряет свою силу. Краски Краски китайской живописи делятся на два вида - водные и минеральные. Ныне в китайской живописи главным образом применяются водные краски - охра, гуммигут и т. д. Минеральные краски киноварь, малахитовую зелень и азурит необходимо измолоть и вместе с клеем можно пускать ее в дело. Окраска в европейской живописи по яркости просто не в состоянии соперничать с их очень насыщенным цветом. Живопись эпохи Тан Восемь Буддийских Картин
Восемь Буддийских Картин
Шанхайский музей китайской культуры
Музей Кунсткамера-культура Китая
Толкование конфуцианского канона определяет историю Срединного государства желтых людей (Китая) как циклический процесс витков перемен. Суть: переходов общества из состояния «хуньлуань» (хаос) в состояние «сяокан» (малое процветание или, иначе, общество приемлемого состояния), а затем, желательно, и в состояние «датун» (великое единение или общество идеального состояния). Современное руководство Китая точно знает, что оскудение китайской мечты и духовная пустота неминуемо ведут к потере «Мандата Неба» на правление. Но являясь наследниками великого прошлого, в котором существует множество подсказок, оно взялось за сложнейшую задачу: сформировать условия для поворота исторического процесса Китая в сторону общества идеального состояния «датун». Основные положения теории сяокан-датун Неоконфуцианская основа новой политики, связывающая все слои китайского общества множеством единых точек восприятия, это инструмент для движения по пути к прекрасному будущему – периоду жизни китайского этноса, условно обозначенному как «Расцвет Новой Тан». Истоки такого названия нужно искать в истории, когда императоры эпохи Тан прославили её великими достижениями в культурной, экономической, политической областях. Период эпохи Тан признан современными китайскими и иностранными учёными одним из самых блистательных периодов в истории Китая. И в памяти простого народа эпоха Тан стойко ассоциируется с тем, что в средневековой Европе называли «золотым веком». Поэтому, современные китайцы стараются привлечь дух «золотого века», успех, расцвет дел, вплетая в названия магазинов, гостиниц, загородных «таун-хаусов» иероглиф Тан. И уверенными шагами идут к построению общества «сяокан». Идут навстречу периоду процветания, успеха, наивысшего взлёта. Но обратимся к тому, как китайские хроники трактуют датун «великое единение» – общество идеального состояния и сяокан «малое процветание» – общество приемлемого состояния. Понимание этого позволит нам обсуждать проблематику возможности националистического уклона Китая. Согласно воззрениям древнекитайских мыслителей, а именно их трактовка истории, положена современными правителями Китая в основу концепции развития страны на ближайшие сто – двести лет, после периода энтропийного состояния общества хуньлуань складываются условия для наведения порядка, усмирения хаоса в умах и направления устремлений масс в сторону благоденствия. Этапом развития, после стабилизации (усмирения хаоса силой), является переход в период общества «малого процветания». Существует несколько трактовок термина сяокан , но наиболее соответствующим можно признать такую трактовку – «общество приемлемого состояния», так как процветание (достаток) является основой приемлемого состояния общества. Идеалом же общества китайского этноса, согласно традиции, является датун . Достижение которого возможно только при условии, что общество сяокан не сваливается назад в период энтропийного состояния хуньлуань . Для чего и нужны условия, при которых разнородные силы в обществе будут собранны в гармонию мира и трансформируются в единую силу датун . Суть в единство по всем вопросам от самого верха до самого низа, и осознанное взятие обязательств с неукоснительным выполнением. Древние мыслители указывали и на то обстоятельство, что при достижение сяокан стабильность в обществе становится хрупкой и требуется особая тщательность в управлении государством. Причина тому в том, что Великое Дао – учение о котором освещает путь развития общества, которым руководствуются правители, при достижении обществом сяокан , обретая достаток, в силу изменения восприятия мира, смены внутреннего императива может быть проигнорировано обществом. Во многих областях жизни общество начинает отходить от принципов Пути Неба. Теряя Дао, общество сяокан , утрачивает стержень развития, уклоняется в сторону от «правильного» пути, уходя в область разрушения. Иногда несколько раз, переживая ренессанс в виде периода удержания стабильности, в зависимости от складывающейся ситуации общество может либо получить основу для перехода в датун , либо вновь сорваться в состояние хаоса хуньлуань . Что такое Дао Дао: Путь, поток, предопределенное направление движения, Дух Истины многоаспектного, многоукладного, многовекторного бытия – приложенное к настоящему моменту. Дао есть содержание, которое наполняет формы бытия, что в тот или иной момент, гармонизируясь внутри, оказывает значительно влияние на окружающее, гармонизируя его и выстраивая все движущие силы окружающего в одном направлении, по одному вектору развития. Сложение же сил приводит к значительному рывку в развитии. Если же одна (или несколько) из сил или частей бытия, мировосприятия меняет свою направленность, внося диссонанс в векторную направленность, происходит то, что древние называли «потеря Дао». Сяокан теряет Дао , а если нет Дао – нет развития, всё сваливание в хаос, в развал. Древние отчётливо видели это, но по-разному оценивали возможности по выходу из ситуации. Рассуждая о стяжании Дао (ибо Дао есть Дух, питающий энергии жизни ци ), древние указывали, что одним из возможных вариантов выхода является единение нации через национализм. Альтернатива – внесение нового императива , понятного, привлекательного, стимулирующего к стяжанию Дао. В современных условиях применимы и первый, и второй вариант. Так как первый позволяет опереться на кровь и почву (генотип). Второй же, хоть и требует усилий по осмыслению императива (китайской мечты) и выстраивания системы его внедрения, позволяет воздействовать на сознание, опираясь на Дух Китая с опорой на архетип и культуру. Трансформация общества сяокан в датун , по сути, есть достижение качественно нового состояния. Период датун может длиться долго, так как в этот период будут новые условия для успешного развития. Но, невзирая на длительность, датун, также как и сяокан, подвергнут энтропийному влиянию. После этапа датун наступает увядание. Причинами перехода от датун в хаос опять же выступает «потеря Дао» , как связующего всех сил. Достижение датун возможно лишь при формировании условий, благоприятных для трансформации, наличия в обществе в сознании масс достаточных оснований для принятия датун , как в плане одобрения, так в плане метафизического восприятия, соотнесённости с внутренним пониманием датун . Для достижения датун обязательно должны быть выработаны принципы, критерии и требования к условиям перехода к периоду датун , а также выработаны рамки и содержание Дао , определены критерии (как осознанные, так и воспринимаемые бессознательно в метафизическом плане) как самого Дао, так и тех сил, которые будут возглавлять процесс перемен. Династия Тан как образец сяокан Для понимания периода сяокан возьмём в качестве примера династию Тан (618-907гг.) как наиболее яркий. Этот период в истории является самым блистательным и считается, что именно в период династии Тан были воплощены основные положения теории сяокан-датун. Здесь следует указать, что в династию Тан включен и период отклонения от гармонии императрицы У Хоу (690-705гг.). В 617г. Ли Юань крупный феодал из северо-западной провинции Шаньси на фоне крестьянских восстаний захватил столицу империи династии Суй – Чанъань (Долгое спокойствие, ныне Сиань – Западное спокойствие). В 618г. он объявил себя императором Гао-цзу (618-626гг.) с провозглашением новой династии Тан (значение – широкий, вольный, обширный, величественный). Новый император являлся представителем рода окитаившихся потомков степняков народности тоба. А потому понимал как реалии китайского мира (внутреннего мира), так и степной менталитет (внешнего мира). Опираясь на имеющийся опыт существования в двух мирах, он вместе с сыном принялся силой наводить порядок. Предпринятые меры имели успех. Когда же воля отца, потраченная на создание династии ослабла, к власти пришел его сын Ли Шимин (Тай-цзун 627-649гг.). Проводя политику «гармонизации мира (государства) ради блага народа» на основе трактовок основных положений конфуцианства Тай-цзун провёл реформу государственного управления, ввёл надельную земельную систему. Основываясь на положениях учения, разработанного мыслителем Ван Тун (584-617) «Изложение о середине» (Чжун шо), император воплощал идеал гармоничного управления государством. При Тай-цзуне сложилась система представительства при дворе важнейших регионов. Сформировалась система подбора новых кадров в чиновники по деловым качествам. Система прямого мониторинга состояния дел с получением информации с мест. Система приёма на должности через экзамены. Был взят под контроль бюрократический аппарат. В политический строй введены учёные-сановники (талантливые люди, подготовленные для выполнения узконаправленных задач). Тогда же зародилась чайная церемония, развилась технология производства пороха, появился новый род войск – артиллерия с применением ракет, пушек и многое другое. Тай-цзун и последовавшие правители твердо проводили политику многообразия в религиозной жизни и мягкой силы в отношении присоединённых народов. Поддерживая социальную стабильность гарантией равенства перед наказанием за совершённые преступления для простого народа, неотвратимостью наказания, хоть и значительно более мягкого, для чиновников. Проводимая политика мудрого правителя, следующего «заветам предков», значительное улучшение жизни подданных во многом благоприятствовали культурному и политическому взлету Танской империи, расширению зоны влияния империи на окружающие народы и страны. Особо следует выделить среди императоров период правления императора Сюань-цзуна (712-756) при котором империя достигла наивысшего пика развития, далеко расширив границы сферы влияния Срединного государства. Следует упомянуть период правления императрицы У Хоу (690-705). Яростная сторонница буддизма, императрица с помощью буддистского духовенства пришла к власти. Она предприняла попытку смены идеологии, попыталась утвердить главенство единственной религии, что вылилось в гонения других религий. Гонения прекратились лишь в 705г. после возврата власти в руки Чжун-цзуна, (705-710), восстановившего принципы Тан и вернувшего всё в русло гармонии. Еще основатель Танской династии Гао-цзу в эдикте от 624г. обвинял буддистов в уклонении от государственных повинностей и упрекал монахов в корыстолюбии. Отдельно следует сказать о раннем христианстве в форме несторианства (в догмате отрицавшего Богоматерь). Первые упоминания о проповедниках-несторианах, прибывших в Чанъань, относятся к 630-м годам. В 638г. по эдикту императора Тай-цзуна уже строится первый христианский монастырь и разрешается проповедническая деятельность. В 781г., по указанию императора Дэ-цзуна, как знак признания вклада христианства в величие империи, в Чанъане (нынешний Сиань) сооружается стела о величии христианства (несторианства). Для истории этот факт значителен. Так, данная стела свидетельствует о том, что христианство получило значительное распространение на территории империи, способствуя умиротворению нравов и достижению гармонии мира. Причины падения династии Тан по теории сяокан – датун
Что нужно понимать и что не нужно делать Построение в Китае общества сяокан внесено в основные положения руководящих партийных, государственных документов, над обоснованием и выработкой мер работают значительные силы лучших умов, как академических кругов, так и практиков бизнеса (летние семинары экспертов в правительственных санаториях стали явлением обыденным). Для этих экспертов тема сяокан понятна и осязаемая. Для простого обывателя «малое процветание» сводится к самым простым вещам – квартира, зарплата, выращенные дети, спокойная старость, радость семьи – извечные ценности, естественные для всех народов. Как естественно и чувство особенности, исключительности, отличности китайцев от других народов. А это может стать как живительной силой, ведущей к возрождению величия, так и мертвящей силой для страны и нации. Из исторической практики известно, что для построения общества «сяокан» необходимы усилия по консолидации трех определяющих факторов. Первым и основным фактором является подготовка сознания общества, его готовность принять идею, а также наличие теоретической основы для выработки инструментария (интерфейса коммуникации между идеями и обществом). Ныне эта идея носит имя «Социализм с китайской спецификой». Вторым фактором, тесно связанным с первым и оказывающим на него прямое воздействие, является наличие личности, способной не только своей волей, но и волей воспитанных ей идейных соратников, создать условия для инициации процесса, заложить основу для его дальнейшего развития. Причём, эта воля должна быть институализирована, воплощена в форме, позволяющей следующим правителям воплощать единую волю основателя (в современных условиях речь идет о личности Дэн Сяопина). Третьим фактором, составляющим триединую основу для построения «сяокан», выступает метафизическая составляющая – архетип. Именно он, в какой-то период времени, совершенно неожиданно для правителей, выявляет доверие или не доверие к власти. Другими словами, архетип народа (как Воля Неба) даёт «мандат» на управление, признавая того или иного правителя. Конфуций в своей теории «благородного мужа» частично описал критерии правителя, способного стяжать право на «мандат Неба». В сочетании этих трёх факторов, а также множества других, наверно, важных, но не столь, лежит секрет успеха построения «сяокан». Вместе с тем, говоря о принципах построения «сяокан», древние указывали, что Дао определяет направление развития, наполняет смыслом все действия правителя, регулирует и гармонизирует внутренние противоречия на всех уровнях (при условии единого восприятия Дао). А в Дао эти три фактора являются цементирующими, так как только в их сочетании возможно стяжание Духа, материализующегося в энергию (ци ). Но при достижении «сяокан», и это подтверждают древние, происходит потеря Дао. А если связь с Дао утрачена, то нет и развития, общество сваливается в хаос. Стяжание Дао возможно двумя способами: или единением нации на основе единства крови и почвы (генотипа), через национализм; или за счет притягательной мечты через единство Духа Китая (культурного архетипа). Первый вариант позволяет использовать имеющиеся возможности, не прибегая к экстраординарным мерам. Второй же, требует поиска, большой работы по осмыслению императива и выстраивания системы его внедрения, но позволяет эффективно воздействовать на сознание при дезориентации в обществе. Понимание необходимости быстрого достижения единения – иначе произойдёт потеря власти – толкает власть принимать экстренные меры, нарушая все принципы скоординированного развития, делая ставку на одну – две группы сил, то есть идти по первому варианту действий. Пример тому, закат династии Тан. Отказ от принципов правления «благородного мужа», отход от многообразия укладов и конфессий, опора на одну религию, которой присваивается статус государственной религии, привёл к тому, что в империи националистические идеи воплотились в массовые волнения крестьян, как наиболее слабо защищённой и более склонной к агрессии, части общества. Сначала эти волнения имели чисто экономический характер (крестьянское восстание 756-761гг.). Но потом волнения переросли в крупномасштабные восстания с идеологией ненависти к «иным». Примером этого может служить крестьянское восстание под руководством Хуан Чао длительностью 10 лет (874 – 884гг.). Когда в 879г. Хуан Чао занял Кантон – торговую столицу Тан – он устроил массовую резню, в которой погибло примерно 120 тысяч мусульман, иудеев, несториан и зороастрийцев. Опасность ставки лишь на национализм проясняет понимание роли религии в усмирении волнений и конфликтов. Принимая во внимание гуманистические, облагораживающие сознание простого народа идеи, религии оказывают положительное влияние на общую ситуацию, стабилизируя и усмиряя страсти. Отказ же от признания равности религий, как составляющей жизни общества, выделение одной, гонения на другие религии, приводит к тому, что нарушается гармония в восприятии мира, мир вокруг разделяется на две противоборствующие части. Эти действия могут привести только к одному – росту чувства «исключительности» той или иной конфессии, что уже есть шаг к национализму особого рода – религиозному национализму, что автоматически обосновывает действия национализма любой формы. Уроки для современного Китая Так что же нынешним потомкам великих императоров и близким потомкам красных революционных вождей нужно и должно понимать, и что они не должны делать? В своем отечестве пророков нет. Поэтому дерзнем обратить внимание на то большое и важное, что отчетливо видится со стороны: Обязаны понимать Что национализм убивает дух «нестяжательства», так как исключительность требует материального обеспечения этой особенности – как в виде непомерных расходов на уровне государства, так и на уровне простого обывателя. В мире национализма исчезает гармония, что приводит к таким ярким и ужасным событиям как англо-бурская война, Третий Рейх, этнические чистки в Африке. Западное христианство, отказавшись от самостоятельной роли Святого Духа в Троице, не способно оказывать сильное влияние, так как там в основе лежит принцип прагматики. Ярким примером тому, известный факт продаж в средние века индульгенций – «Мы просим бога даровать нам отпущение грехов, а за это мы отдаём церкви деньги». И до настоящего момента этот подход остаётся главенствующим в западной христианской традиции. Примерные католики, являя собой образец смиренности в церкви, потом, в офисе, без всякой застенчивости обдирают своих клиентов – будь то банк или брокерская контора. Примерные протестанты, после службы, сдают помещения под вечеринки местных обществ ЛГБТ. В современном Китае, в обстановке развития и углубления курса реформ на обогащение, осуществляющегося уже в течение тридцати лет, достижение новых высот государством – будь то освоение космического пространства, будь то демонстрация новых образцов военной техники – сопровождается значительным всплеском гордости за своё государство, свой этнос. Что и понятно. Как и понятен гнев, вырывающийся наружу, когда происходит всплеск напряжённости в районах оспариваемых территорий, акваторий. Такие всплески гордости выливаются на улицы широкими демонстрациями, приводят к погромам не только иностранной (японской), но и китайской собственности. В основном мелкой частной, но собственности. И звучит гордое: «смерть японцам», «мелкие японцы руки прочь от островов» и так далее, разжигающее огонь непримиримого национализма. В православном мире к национализму отношение негативное. Понимая вред националистического сознания, православие проповедует «Дух мирен». С момента своего формирования как части христианского мира православие подчёркивает важность «нестяжательства», борьбы со страстями, себялюбием, гордыней. На данный момент православие во многих уголках мира ещё сохраняет этот Дух, хотя служители те же люди, и они слабы в своих страстях. Но в догмате православие исповедует и проводит принцип нестяжательства, смирения в своих страстях, принятия на равных многокультурного уклада паствы. Период «сяокан» для Китая опасен не только потерей результатов, достигнутых тяжёлой работой, лишений народа. «Потеря Дао» – Пути Неба, гармонизирующего участников и окружающий мир вокруг – не образное выражение, фиксирующее отход от выработанного курса, изменение или отказ от той или иной политики. В момент отката общества с уже достигнутых позиций происходит самое страшное – общество пересматривает систему морально-этических ценностей. Исходя из посыла, что при данных условиях эти ценности не сработали, значит они неверны, общество бросается в поиск тех ценностей, того содержания, которое позволит обществу построить лучшее, более крепкое здание. И зачастую общество, в своём поиске, уходит далеко от исконных ценностей нации, идёт за ложными ориентирами. Такой процесс происходит и в Китае, и в России. Идеи социалистического общества в одном государстве не были воплощены, в другом, из-за перерождения верхушки власти, от неё отказались директивно. Но и тут, и там проблема явна и чётко понимаема специалистами – в обществе размываются основы морали и этики, начинает главенствовать принцип «ради цели можно всё». А там где нет морали, этики нет ограничений, нет сдерживающих факторов уже два поколения в КНР растут в обстановке погони за прибылью, за богатством. Если третье поколение вырастет в этом же ключе, всё, что составляло гордость и культурную самобытность этноса будет потеряно, будет обменено на материальные фетиши либерализма. Поэтому, срочность в привнесении новой мечты, изменения сознания особо важна. Как важен и качественно иной уровень изменений. Старая социалистическая система морально-этических ценностей в Китае разрушена, новой системе ещё только предстоит сформироваться. В период отката формируется новое мировоззрение, новая система морально-этических ценностей. При этом ведётся поиск новой идеи, новой духовной движущей силы (ибо жизни без Духа нет). В самом начале династии Тан такой силой стало христианство несторианского исповедания. Наряду с буддистами, манихейцами, конфуцианцами, даосистами несториане влились в бурлящий котёл культуры династии Тан и очень скоро, по историческим меркам, стали опорной силой императоров. По-крайней мере, исходя из исторических записей, большая часть двора (военные и административный аппарат) исповедовала христианство. И, как полагают исследователи этого периода, наряду с продуманной административной политикой двора, влияли на формирование так называемой «идеологии эпохи Тан» , которая подразумевала гармонизацию, усмирение страстей, позволяла стяжать Дух, необходимый для получения энергии жизни ци . Резкий скачок и длительность периодов благоденствия (пример: периоды императоров Тай-цзуна 627-649 и Сюань-цзуна 712-756) настали именно тогда, когда христианство влилось в умы и души китайцев. Это если говорить о древнем Китае. А если брать пример из ближайшего исторического периода, то после подавления хаоса силой, Мао Цзэдун «привил» социалистическую идею нестяжания в уставшее от беспорядка и хаоса сознание общества. Но социалистическая идея затрагивает социальные отношения, а для стяжания Дао требуется метафизическое учение. Опыт династии Тан показывает, что и в нынешних условиях Китаю требуется прививка христианства. Но не западного, отказавшегося от самостоятельности Духа и сведшего триединый мир в дуалистическое коромысло, а того, в котором Дух «стяжается душевными стараниями». То, что требуется обществу в состоянии, близком к «ожирению сознания» – это учение нестяжателей русского православия: живое, побуждающее и показывающее свет в конце тоннеля. Таким чистым учением является именно русское православие, сохранившееся у немногих духовных наставников в монастырях. Примут ли руководители Китая русское православие как «прививку» спасающую от потери Дао в момент достижения «сяокан» — вопрос времени и воли. Во всяком случае, признаком вселяющим надежду выступает беспрецедентная в истории Китая встреча Патриарха Московского с Председателем КНР в мае 2013г. В какую бы форму не облачался национализм – имперский, буржуазный, социалистический, народный суть его не меняется. А пагубность для общества, принявшего его на вооружение в качестве главенствующей идеологии, подразумевает поражение в связке «исключительность нации – внешние враги – экономический баланс (спокойствие)». Исключительная нация – мононация, требующая подчинения ей других, презирающая их, ожидающая поклонения потому, что она исключительная. Правящие группы, поражённые этим недугом, транслируя в той или иной форме вовне эти сигналы, настраивают против себя окружающий мир, что приводит к неадекватной оценке ситуации как внутри, так во внешнем мире, и действиями нарушает гармонию мира. Не должны изменять содержание опорных символов Работа по замене смыслов, содержания символов трудоёмкая, но сулящая значительные выгоды. Бескровно можно перевернуть сознания целых групп людей, слоёв, направив их по нужному пути. Но это и опасно. Архетипы, формировавшиеся в течение долгого времени, имеют значительно более глубинные системы защиты. Живя в подсознании широких масс, основы для всякой власти, они способны восстанавливать исконные смыслы, которые вступая в противоречия с новыми смыслами, выбивают искры мировых войн, расколов. При формировании новых традиций существует опасность «качка маятника» в противоположную сторону из-за противодействия архетипа. Базовые символы, базовые смыслы – основные цели войны смыслов, которую, при невладении технологиями, могут проиграть самые сильные, развитые в экономическом, геополитическом плане системы, но не обладающие метафизическим опытом осмысления бытия. Не должны подменять патриотизм национализмом Период максимального расцвета общества в Китае характеризуется возведением нации, как исключительного, в абсолют. Но это выступает и источником поражений. Патриот не националист, националист не патриот страны. Он патриот отдельно взятой группы, места, клана, что уже не подразумевает единения, консолидации во имя единой цели. Пример из недавней истории Китая – война против японской интервенции (1932-1945) – велась всеми, но раздельно гоминьданом и КПК. Существовали клановые армии местных милитаристов: «сычуаньская армия», «хубэйская армия». Результат такого «лоскутного» противодействия известен – большая часть территории Китая была оккупирована японцами. «Современный Китай». «Современное китайское общество». «Современное сознание». Именно о современной специфике говорят и политики и ученые. Даже подчёркивают, что основу Нового Китая составляет «современное» этико-экологическое мышление. Но тогда, где же тут место для учения о сяокан и датун? Говоря о современном мире Китая, власти, знать и народ не должны забывать о том, что позволило китайскому этносу сохранить свой китайский мир. Разумные должны понимать и Дао и Дэ, принимать его, учитывать особенности проявления и помогать китайскому миру осознавать подсказки важных периодов его истории. Дмитрий Павлович Регентов, директор ИРКСВ Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Введение История каждой страны в значительной степени определяется географическими факторами. Прежде чем обратить свой взор на происхождение китайской цивилизации, необходимо сделать краткое описание земель, где возникла эта автохтонная культура, а также той географической подоплеки, которая определяла ее развитие и экспансию. До того, как совсем в недавние времена китайская культура утвердилась на равнинах Манчжурии, северной границей исторического Китая была горная цепь, формирующая южную оконечность великих монгольских степей, вдоль которой была построена Великая Стена. Южные границы Китая никогда не были четко определены. Они продвигались на юг постепенно, вместе с медленным расширением китайского культурного ареала. Хотя на современных картах страна, называемая Китаем, имеет четко установленные границы, она никогда не представляла собой статичное географическое единство. Временами Туркестан и Аннам (Вьетнам) включались в состав китайской империи, но эти территории никогда не были собственно китайскими. Границы политического образования менялись в течение веков, но зона влияния китайской цивилизации неуклонно увеличивалась. Ни одна из территорий, будучи однажды полностью подчиненной этой цивилизации, не была целиком утеряна, и ни одна из земель, временно ставшая частью китайского ареала, не смогла противостоять проникновению китайской культуры. Этот процесс поглощения порой шел медленно, но всегда был полным и окончательным. Такая изменчивость границ объясняется тем, что китайцы -- это не единая нация, а скорее сплав разных народов, объединенных общим культурным пространством. В большей степени история Китая представляет собой летопись процесса расширяющегося культурного влияния, а не историю завоеваний и создания империи. История становления динасии Тан в Китае, устройство государства Династия Тан (18 июня 618 -- 4 июня 907, кит. “‚’©, Танчао) -- китайская императорская династия, основанная Ли Юанем. Его сын, император Ли Шиминь, после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил и начал проводить прогрессивную политику. Именно эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, когда она опережала все страны мира в своём развитии. Мир и порядок в стране позволил сосредоточить все силы народа на благо Китая. Процветали сельское хозяйство, кустарные ремесла и торговля. Новых успехов достигли технологии ткацких ремесел, красильного дела, гончарного производства, металлургии, кораблестроения. Вся страна покрылась сетью сухопутных и водных путей сообщения. Китай установил широкие экономические и культурные связи с Японией, Кореей, Индией, Персией, Аравией, многими другими государствами при Тайцзуне. По всей стране распространилась традиция чаепития. Формируется особое отношение к чаю: чайное искусство, благодаря которому бывшее лекарство/кулинарный продукт превратился в ключевой элемент китайской культуры в самом широком смысле этого слова. В эпоху Тан (618-906) происходит наивысший расцвет китайской имперской государственности, достигшей пика своего могущества в VI-VIII вв., и национальной духовности. Тем не менее уже в середине VIII в. в социально-политической жизни китайского общества обозначились деструктивные тенденции. Развиваются наука и техника: в 725 году нашей эры мастерами И Сином и Лян Линцзанем сконструированы первые механические часы с анкерным механизмом. Распространяется пороховое оружие: сначала в виде устройств для фейерверков, ракет и «огненных змеев» на флоте, затем и в виде настоящих орудий для стрельбы снарядами. Танский период стал эпохой расцвета средневекового Китая. Объединению страны под властью танского дома во многом способствовала политика Ли Юаня, сумевшего добиться поддержки различных групп населения. Он отменил податную задолженность за прошлые годы и ограничил сроки государственной барщины, освободил крестьян, проданных в рабство. Новые власти объявили о помощи голодающим, вели борьбу с последствиями наводнений. Политическим противникам было обещано помилование в случае изъявления покорности. Государство покровительствовало купцам и торговле. Расцвет танского Китая не в последнюю очередь был связан с государственной мудростью его правителей. Первые танские императоры, сознательно следуя курсу своих суйских предшественников, учли и их печальный опыт упущенных возможностей. Особенно преуспел в этом Тай-цзун -- властный и умный правитель, обладавший завидным политическим чутьем и тактом. Не случайно именно он в своей деятельности воплощал учение «о гармонизации мира (государства) ради блага народа» (цзин цзи), направленное на достижение социальной гармонии (как продолжения космической) и пресечение мятежа и хаоса. Автором этого учения, предложившего реальный путь к воплощению идеалов предков в современных условиях, был Ван Тун (584--617), создавший в подражание «Луньюю» «Изложение о середине» (Чжун шо). Его социально-политический проект достижения «Великого равновесия», представленный еще в суйское время, тогда был отклонен императором, но учение Ван Туна воплотили в жизнь его последователи -- крупные танские сановники. Все жители Поднебесной считались подданными государства, персонифицированного в особе императора. При этом каждая прослойка общества придерживалась определенных правил поведения и этикета, имела свое экономическое обеспечение, свой тип одежды, украшений и жилищ. Рост внешних связей Китая в VII--VIII вв. расширил внешнеторговые и культурные связи с зарубежными странами. В Китай приезжали посольства византийского императора, неоднократно прибывали и посланцы арабских халифов. Оживленные торговые связи поддерживались с Ближним Востоком не только через Великий шелковый путь, но и морем. Один из таких путей протянулся от Гуанчжоу до Багдада. Вместе с арабскими купцами в Китай проникло и мусульманство, появились и христианские проповедники несторианского толка. Столь значительное расширение связей с внешним миром объяснялось подъемом культуры и экономики не только Китая, но и многих государств Востока. Могущество Танской империи нагляднее всего проявляется в расширении ее территориальных владений и росте внешнеполитического авторитета. В первой половине VII в. (629-657) были предприняты несколько походов в Центральную Азию, в ходе которых китайские армии разгромили Восточный и Западный Каганат и дошли почти до Бухары. В 60-е гг. VII в. были завоеваны на северо-востоке корейские государства Когурё и Пэкчэ, а на юге -- северная часть тогда существовавшего вьетнамского государства. Параллельно в границы империи окончательно вошли большая часть ранее соседних с ней крайних юго-восточных и южных земель -- территорий современных провинций Гуандун и Юньнань. Правление Тай-цзуна связано с первой в истории Китая попыткой создания синтетической культуры, объединяющей китайскую цивилизацию со степными кочевниками. Миллионное население востока Великой степи стало главной социальной базой для преобразований Ли Шиминя, считавшего себя в равной мере как императором китайцев, так и каганом степняков. Ближайший круг советников Тай-цзуна составляли китайские (даосские и конфуцианские) мудрецы, в том числе Вэй Чжэн, Фан Сюаньлин и Ван Гуй, а также степняки, отобранные по критерию личной преданности (в их числе однорукий уйгурский военачальник Киби Хели и тюркютский царевич из рода Ашина Шени). Политика Тай-цзуна, сохранявшая национальную идентичность народов степи, породила в Китае интерес ко всему тюркскому; был издан китайско-тюркский словарь, даже в столице империи Чанъане появились юрты по образцу степных. Позже националистическая партия в правящих кругах страны будет рассматривать династию Тан времён Тай-цзуна в качестве «табгачской». Монументальная роспись эпохи династии Тан Внешнеторговые связи стимулировали бурный рост городов и ремесленных производств, что повлекло за собой развитие полноценной городской культуры, которая вызвала к жизни (или ускорила их формирование) свойственные ей художественные традиции: театральное искусство в форме уличных фарсовых зрелищ, популярные поэтические и прозаические жанры литературы. Благодаря городской культуре и самостоятельности сословия купцов и ремесленников зарождается тенденция к демократизации всей национальной творческой деятельности, прежде ориентировавшейся преимущественно на духовные запросы и эстетические установки социально-интеллектуальной элиты. Общепризнано, что первая половина танской эпохи -- это время наивысшего расцвета китайско-буддийского культового изобразительного искусства, которое оказывало заметное воздействие и на светское художественное творчество. Прогрессивные процессы поддерживались ростом политического авторитета буддийского учения и церкви, которые находились под покровительством верховных властей. Высокий статус буддизма дал повод некоторым исследователям говорить, что он стал доминантой духовной жизни танского общества, подчинив своему влиянию и светское искусство. Но подобные утверждения далеки от действительности. Во-первых, в отличие от христианства в средневековой Европе буддизм ни в коем случае не вытеснял собой духовных основ Танской империи. Более того, почти таким же покровительством со стороны правящего дома пользовались и конфуцианство, и даосизм. Во-вторых, анализ общей истории развития китайско-буддийского изобразительного искусства показывает, что при Тан, напротив, начинает вызревать тенденция к его секуляризации, происходит постепенное размывание иконографических канонов и сближение со светским искусством. Для погребального художественного творчества интересующие нас изменения сказались в первую очередь на состоянии погребальной пластики и стенописей. Наиболее масштабными и показательными с художественной точки зрения погребальными памятниками представляются императорские усыпальницы и сопутствующие им аристократические захоронения, сосредоточенные в окрестностях Чанъани. Всего насчитывается 18 императорских усыпальниц, лучше всего из которых сохранились Чжаолин -- погребальный комплекс Ли Шиминя (танский Тай-цзун), расположенный в 75 км к северо-западу от современного Сианя; Цяньлин (в 90 км к северо-западу от Сианя) погребальный комплекс третьего танского монарха -- Гао-цзуна (650-684) и его супруги -- У Цзэтянъ (У-хоу, 624-705), намного пережившей мужа, на некоторое время узурпировав верховную власть и Шунълинъ (в 40 км к северу от Сианя) -- погребальный комплекс матери У Цзэтянь, посмертно обожествленной по приказу дочери- императрицы. Усыпальницы Тай-цзуна и Гао-цзуна с У Цзэтянь находятся в склонах естественных скальных массивов. Надземные части обоих погребальных ансамблей состояли из стен, окружавших собственно могильную часть, каменных ворот и множества отдельных построек. Только в Чжаолин их насчитывалось 378, включая специальные святилища. Кроме того, как при Ранней Хань, в императорские погребальные комплексы входит внушительное число (167 только для Чжаолин) сопутствующих захоронений, 10 из которых были вскрыты на протяжении 50-70-х гг. прошлого века. Самыми примечательными из них оказались гробницы сановника Ли Шоу, умершего в 668 г., принцессы Юнтай86, принцев Идэ и Чжанхуая, которые позволяют нам установить состояние и эволюцию танского погребального искусства на протяжении второй половины VII -- начала VIII в. Серия танских аристократических захоронений была обнаружена и вскрыта (70-80-е гг. XX в.) в окрестностях Лояна и в других регионах Китая. Среди них находились гробницы принца Ли Хуна -- первенца У Цзэтянь, скончавшегося в 675 г., и наложницы императора Жуй-цзуна (710-712). Традиция погребальных стенописей на протяжении первой половины танской эпохи словно повторила свой эволюционный путь. Самым ранним ее образцом является единичная -- в художественном оформлении всего захоронения -- картина, выполненная в одной из сопутствующих гробниц комплекса Чжаолин, которая датируется 658 г. Имея размеры монументального панно (166 х 72 см), она воспроизводит один-единственный персонаж -- танцовщицу, кружащуюся в танце. Фигура танцовщицы выполнена черными контурными линиями, нане-сенными на естественный фон, детали ее одеяния прорисованы красно-коричневой краской с зелеными вкраплениями (зеленая лента, обвивающая плечи). Лучшими образцами танской монументальной живописи признаются картины из гробницы принцессы Юнтай, в которой они покрывают стены коридора (высота 198 см), погребальной камеры и прилегающих к ней помещений. Всего за несколько десятилетий изменилась техника стенописей. Как и в эпоху Хань, рисунки наносились красными контурными линиями с их последующей обводкой черной краской. Палитра красок неизмеримо возросла по сравнению со стенописями из гробницы Ли Шоу и стала включать в себя, кроме красного, синий, зеленый и коричневый цвета в различных их оттенках. По манере исполнения картины отчетливо подразделяются на две художественные серии. Стенописи, украшающие погребальную камеру и примыкающие к ней помещения, отличаются намеренной декоративностью и некоторой выспренностью: вереницы придворных дам, облаченных в яркие одеяния, замерли в ожидании своей госпожи. Позы персонажей статичны, а их внешний облик передает определенный условный типаж. Стенописи, расположенные в проходах, образуют самостоятельные композиционные фрагменты, каждый из которых воспроизводит живую и жизненную сценку: придворные дамы, наблюдающие за птичкой на цветущем кусте или играющие с собачкой. Все изобра-жения выполнены в естественной и свободной манере, совпадающей со стилистикой собственно живописных произведений того времени на придворно-бытовые темы (тематическая разновидность жанра жэнъу). Со станковой живописью стенописи из гробницы принцессы Юнтай сближают и многие композиционно-художественные нюансы. Например, в картины погребальной камеры, как и в стенописях из гробницы Ли Шоу, введены изображения архитектурно-интерьерных деталей. Но теперь они превратились в композиционно значимый их элемент, став своего рода обрамлениями отдельных живописных сегментов, посредством которых они объединеняются в подобие целостного художественного полотна. В сюжетных сценках, подобно светским картинам, присутствуют пейзажные детали -- растения, цветы. И наконец, в ряде случаев заметно стремление художника передать психологическое состояние персонажей (например, беззаботное веселье юных красавиц, развлекающихся с собачкой). Параллельно тенденции к демократизации художественного творчества набирала силу и традиция официального искусства со свойственным ей стремлением к величественности и торжественности произведений. Лучше всего она раскрывается на материале архитектуры и монументальной скульптуры. Дух эллинизма так или иначе присутствовал во всех сферах искусства Тан и предшествовавшего ему периода "Шести династий", но, хотя сохранилось множество примеров его влияния на танскую керамику, все-таки оно преломлялось через буддийское искусство. И его своеобразным доверенным лицом в период становления буддизма в Китае стала скульптура. У живописи, служившей нуждам религии, всегда оставались мирские, то есть небуддийские источники вдохновения, будь то конфуцианские или даосские. Фицджеральд Ч. П. Китай: краткая история культуры. - 1938. Ислам так и не смог столь же прочно внедриться в китайскую культуру, как это в свое время удалось буддизму. Тем не менее влияние арабо-мусульманского искусства прослеживается в художественном наследии не только танской эпохи, но и последующих столетий. Художественно-технологические заимствования в свою очередь привели и к обогащению репертуара китайских орнаментальных средств и технологических приемов, и к глубинным, подлинно тектоническим сдвигам во многих видах местного декоративно-прикладного искусства. Кроме разнообразных изделий -- тканей, посуды, предметов роскоши, украшений, произведений искусства -- чужеземные послы и торговые миссии преподносили двору в качестве даров и подношений и «живые диковины». Это были и люди -- карлики, великаны, представители экзотических, особенно для монголоидного населения, народностей, вплоть до негроидной расы, или специалисты в области особо ценимых в Китае рациональных знаний (алхимики, астрологи, целители) и творческих профессий (музыканты, танцовщицы), и даже животные: из Южной и Центральной Азии привозили носорогов, слонов, львов, гепардов -- словом, всех животных, которые ассоциировались с верховной властью. С не меньшим радушием принимались охотничьи и декоративные породы животных -- ловчие птицы, охотничьи и комнатные собачки. Станковая живопись эпохи династии Тан Первая половина танской эпохи ознаменовалась, во-первых, ростом популярности и авторитета станковой жи-вописи как таковой. Во-вторых, дальнейшей эволюцией ее жанровых направлений, наметившихся в эпоху Шести династий. И, в-третьих, господством фигуративной живописи, определяемой в оригинальной терминологии как «люди и предметы» (жэньу). На самом деле, это -- совокупность нескольких совершенно различных, если подходить к ним с точки зрения европейского искусства, жанров. В китайских жанровых классификациях жэньу тоже подразделяется на 5 жанровых разновидностей: парадный портрет; собственно жанровая живопись, которая, добавим от себя, делится на придворно-бытописательную (сцены из жизни двора и знати) и бытописательную (сцены из городской и сельской жизни); живопись на историко-легендарные и мифологические темы, т. е. портреты историко-легендарных и мифологических персонажей и произведения на темы эпизодов из повествований о них; живопись на религиозные темы -- портреты персонажей даосского и буддийского пантеонов, которая, естественно, тесно смыкается с культовым изобразительным искусством; и анималистический жанр. Существование этих жанровых направлений и поднаправлений полностью подтверждается живописным наследием танской эпохи, хотя подавляющее большинство произведений по-прежнему дошло до нас в копиях, а творчество целого ряда ведущих живописцев того времени оказалось полностью утраченным. Определяющей особенностью художественной жизни первой половины танской эпохи является становление офи-циального живописного искусства как приоритетной традиции Китая. Практически все известные для VII-VIII вв. художники жили в столице и творили в качестве придворных мастеров. Художник Янь Либэнь (илл. 1). Масштабной фигурой танской живописи и одновременно основоположником традиции официального портрета называется Янь Либэнъ (600-673). Он был потомственным художником: его отец и брат работали при дворе второго и третьего императоров танской династии (Тай- цзуна и Гао-цзуна) -- и также равно владел искусством монументальной и станковой живописи. Расцвет его твор-ческой деятельности приходится на время правления Гао- цзуна, т. е. на 50-60-е гг. VII в. Сохранились (в копиях) две его масштабные картины -- «Преподнесение дани» («Бу- нянь ту», 38,5 х 129 см, Гугун) и «Властелины древних династий» («Лидай ди ван ту», 51,3 х 531 см, Бостонский музей изящных искусств). Помимо незаурядного дара портретиста, Янь Либэнь обладал и не менее ярким талантом художника-анималиста. Именно по его эскизам, по преданию, были выполнены знаменитые барельефные изображения любимых скакунов императора Тай-цзуна, входящих в художественный ансамбль усыпальницы последнего. Художник Ли Сысюнь (илл. 2). Согласно китайской традиции Ли Сысюнь является создателем особого жанра в китайской живописи -- так называемого «сине-зеленого пейзажа» (стиль так окрещен, благодаря преобладанию синих и зеленых тонов), и создателем так называемой «северной школы пейзажа», характерными особенностями которой были ясная графичность и тщательная проработка деталей. Этот выдающийся художник и администратор принадлежал к танскому императорскому дому, который правил Китаем в 618--907 годах. После смерти императора Тайцзуна, последовавшей в 649 году, к власти пришёл его сын, слабовольный Гаоцзун (649--683), который, поддавшись на уловки и пленившись красотой бывшей наложницы своего отца, взял её в жены. Это была умная и расчётливая женщина, которая стремилась привести к власти свой клан. После смерти супруга-императора (683г), она открыто взяла власть в свои руки, объявила себя императрицей У Цзэтянь, и устроила гонения на царствовавший танский дом. Аристократ и художник Ли Сысюнь ради спасения жизни вынужден был скрываться в течение нескольких лет, до тех пор, пока императрица У Цзэтянь в 704 году не отреклась от трона. монументальный станковый живопись китайский Когда правящий клан Ли вернул себе власть, которая едва не уплыла из его рук, а Ли Сысюнь обрёл влияние и статус высокочтимого чиновника танского двора. Усиление политической власти семейства Ли привело к тому, что художественный стиль Ли Сысюня стал доминирующим в придворном искусстве. Теоретик и критик IX в. Чжан Яньюань в своем сочинении «Записки о прославленных мастерах разных эпох» свидетельствует, что кроме его сына Ли Чжаодао, ещё три представителя семейства Ли -- младший брат Ли Сысюня -- Сыхуй, сын Сыхуя -- Линьфу, и племянник Линьфу -- Цоу, были художниками, произведения которых высоко ценились в ту эпоху. Более того, Ли Линьфу, который продолжил семейную традицию «сине-зеленого пейзажа», стал главой кабинета министров в правительстве императора Сюаньцзуна (712--756), а с 736 года и до своей смерти в 752 году он был фактически диктатором. После отречения У Цзэтянь в 704 г. Ли Сысюнь почти сразу был назначен главой Департамента дел императорской фамилии (Цзунчжэнь цин). Далее должности и титулы сыпались как из рога изобилия; он был главой префектуры Ичжоу, генералом Императорской гвардии и т. д. В истории искусства он и фигурирует как «Генерал Ли». Аутентичные произведения Ли Сысюня не сохранились. Единственный свиток, который с определённой долей уверенности ему сегодня приписывают -- это «Плывущие лодки и дворец на берегу реки». Картина имеет явные черты сходства с «Осенней прогулкой» (произведением, атрибуция которого как бы «зависла» между Ли Сысюнем и Чжань Цзыцянем), она представляет собой редкий и замечательный образец раннего сине-зелёного пейзажа. Художник занимался также монументальными росписями; исторические источники сообщают, что по указу императора Сюаньцзуна Ли Сысюнь расписал стены дворца Датун. Император восторженно отозвался о его работе, назвав мастера «божеством живописи». Часть современных исследователей танского искусства считает, что Ли Сысюнь мог быть причастен к созданию фресок, обнаруженных в гробнице принца Идэ (682--701), который был умерщвлён императрицей У Цзэтянь за то, что нелестно отозвался о её бабке. После смерти У Цзэтянь в 705 г., останки принца были эксгумированы, и помещены во вновь созданный мавзолей, строительство которого Ли Сысюнь, как художник и глава Департамента дел императорской фамилии, наверняка курировал. Вряд ли живописец приложил к фрескам свою руку, но они, по крайней мере, передают подлинный стиль сине-зелёного пейзажа той эпохи. Пейзажи длиной 26 метров занимают там две стены вдоль наклонного коридора, на их фоне изображены церемониальные процессии. Верхняя часть пейзажей повреждена, однако сохранившиеся фрагменты демонстрируют исключительный стиль. Для него характерен чёткий рисунок -- жёсткие, похожие на проволоку линии очерчивают грани гор с кристальной ясностью, а колорит играет оттенками коричневого и яркой, малахитово-зелёной краской. Ли Сысюнь при жизни был известен и как замечательный мастер изображения животных, однако в истории он остался как изобретатель особого вида пейзажа. Сине-зелёный пейзаж, созданный «Генералом Ли», на много веков пережил своего создателя. Он стал каноном, обращение к которому для китайских художников в течение всех веков символизировало приобщение к гениям древности и к золотому веку китайской культуры -- эпохе Тан. Художник позднего периода эпохи Тан - Ван Вэй (илл. 3). Ориентировочно с середины VIII в., т. е. сразу же вслед за обострением кризисных тенденций в социально-политической жизни танского общества, наблюдается стремительный выход живописи за пределы официальной художественной деятельности, где она вступила в стадию творческих поисков и экспериментов, осуществляемых уже силами художников-любителей -- чиновников-интеллектуалов, монашествующих, отшельников. Исходя из описаний этих поисков и экспериментов, приведенных в письменных ис-точниках, видно, что они были направлены на изобретение новых изобразительных средств и живописных техник, принимая порою откровенно эксцентрические формы. Ни один из образцов подобной живописи, к сожалению, не сохранился. А многие живописные новации в последующей теории живописи стали связываться с творчеством одного человека -- упоминавшегося выше живописца и мыслителя Ван Вэя. Ему принадлежит исключительно важное место и в истории китайской литературы как создателю принципиально новой по сравнению с предшествующей поэзией пейзажной лирики. Ван Вэй является не только одной из самых ярких, но и романтически-загадочных творческих фигур танской эпохи. Точные годы его жизни неизвестны. По одним данным, он родился в 701 и умер в 761 г., по другим -- в 699 и 759 гг. Из литературных источников известно, что Ван Вэй с равным успехом работал в монументальной (храмовые сте-нописи) и в станковой живописи и в самых разных жан¬рах, в том числе в жанре портрета, но преимущественно историко-легендарного и религиозного характера. Извест¬но, что им была создана целая серия портретов буддий¬ского аскета Вималакирти: по меньшей мере 4 картины этой серии хранились (судя по ее каталогу) в коллекции сунского императора Хуэй-цзуна, но затем они бесследно исчезли. Об особенностях творческой манеры Ван Вэя как портретиста мы можем судить по портрету древнего кон¬фуцианского ученого Фу Шэна, знаменитого тем, что он, рискуя жизнью, спас некоторые конфуцианские книги от уничтожения при Цинь-ши-хуан-ди. Это -- небольшой по размеру вертикальный свиток (Музей Абе, Осака), на ко¬тором изображена данная вполоборота фигура старика, облаченного в ветхую одежду, сидящего на соломенной циновке перед низеньким столиком и держащего в руке книжный свиток. Несмотря на очень серьезные повреж¬дения свитка, восхитительны совершенство линий рисун¬ка, мастерство исполнения фигуры человека, в первую очередь лица. Картина была выполнена в пастельных то¬нах с применением легкой подцветки и является, по мне¬нию многих искусствоведов, одним из лучших образцов танской портретистики. И все же в историю китайской живописи Ван Вэй во¬шел, прежде всего, как художник-пейзажист, основопо¬ложник подлинно нового для национального изобразительного искусства пейзажно-живописного направления. Главной новацией творчества Ван Вэя признается отказ от полихромной техники и переход на монохромную, в которой им использовались графические линии и различные размывки. Необходимость работы в пейзажной живописи исключительно тушью обосновывается им и в теоретическом сочинении «Тайны живописи», которое открывается фразой: «Средь путей живописца тушь простая выше всего». Параллельно Ван Вэй изменяет эстетические принципы изоб¬ражения природы, заменяя фантастическое нагромождение пиков и скал на мягкий по силуэтным очертаниям ландшафт, объединяющий в себе горы, водное и воздушное пространство. Показательный пример -- горизонтальный свиток «Просветы после снегопада в горах у реки» (копия, Собрание Огава, Киото): весь передний план картины занимает изображение поверхности застывшей и потемневшей от холода реки. Вдоль дальнего (от зрителя) ее берега тянутся скалы, перемежаемые островками и переходящие, на заднем плане, в горную гряду, очертания которой сглажены снежным покровом. Белизна снега подчеркивается неравномерно расположенными, но идущими в определенной ритмической последовательности группами елей и обнаженных деревьев, которые выписаны тончайшими штрихами туши. В правой части берега еле заметны очертания хижин, застывших между рекой и отдаленной горной вершиной. Если в предшествующей живописи пейзаж выступал ареной человеческой деятельности, то в творчестве Ван Вэя он впервые приобретает художественную и содержательную самостоятельность, имея при этом отчетливый религиозно-философский смысл, берущий начало от даосско-буддийских мировоззренческих концепций и поведенческих установок. В этом аспекте пейзажная живопись становится прямым семантическим аналогом пейзажной лирики, что более всего прослеживается на примере твор-ческой деятельности самого Ван Вэя. «Его картины подобны стихам, а стихи подобны картинам», -- такую афористическую и очень верную по мысли оценку дал живописи и поэзии один из самых замечательных деятелей культуры Сун Су Ши. Заключение Итак, творческая жизнь танской эпохи в равной мере подчинялась как общим для национальной художественной культуры закономерностям (активизация официального искусства и унификация региональных художественных традиций в период утверждения централизованной государственности), так и историко-политическим и культурным реалиям того времени. Вместе с тем она ознаме-новалась дальнейшим развитием всех видов предметно-творческой деятельности, дальнейшим совершенствованием изобразительных методов и средств и разработкой новых стилистических вариантов, в которых нашли логическое продолжение творческие достижения предшествующих эпох. Танский и сунский периоды, ознаменовавшиеся рядом важных изобретений мирового значения -- компаса, пороха, передвижного шрифта,-- оставили и очень большое количество памятников литературы и искусства. Это был этап наивысшего расцвета культуры феодального Китая, а также один из наиболее значительных этапов в развитии средневекового искусства вообще. Значение китайского искусства VII --XII вв. заключается не только в том, что сформировались и развились многочисленные новые виды, жанры и формы искусства. Самым важным было то, что в искусстве Китая этого времени нашли яркое выражение исторически прогрессивные тенденции средневекового искусства, его обращение к духовному миру человека, его гуманистическая основа. Китайская архитектура, скульптура и живопись, тесно связанные с общим высоким подъемом культуры, достигают большого расцвета. Широта и утонченность этой культуры обусловили значительно большую светскость всего искусства. Именно это время характеризуется небывалым для средневековой эпохи расцветом светской станковой живописи, занявшей среди других видов искусства уже в VII--X вв., а особенно в XI--XIII столетиях основное, ведущее положение. Вместе с тем все большая перестановка акцентов от культовых к светским формам искусства знаменовала собой в Китае завершение в VII-- VIII вв. перехода от ранней к развитой средневековой культуре. Список использованной литературы 1. Всеобщая история искусств. Т. 2, книга вторая//Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского - Москва: Искусство, 1961. 2. Кравцова М.Е. История искусства Китая. - СПб.: Лань, 2004. 3. Шапиро Ю.Г. Культура и искусство Китая. - Л.: изд-во Эрмитажа, 1959. 4. Фицджеральд Ч. П. Китай: краткая история культуры. - 1938. 5. Кузищина В.И. История Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 2003. 6. Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. -- Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. Приложение 1. Янь Либень. Тринадцать императоров (Изображение императора Суй Ян-ди, фрагмент). 643 г., 51,3Ч531 см США, Бостон, Музей изобразительных искусств. 2. Ли Сысюнь (приписывается). Плывущие лодки и дворец на берегу реки. Гугун, Тайбэй. VIII в. 3. Ван Вэй. Река под снегом, фрагмент. Размещено на Allbest.ru ...Подобные документыНастенные росписи храмов и гробниц. Основные сюжеты религиозного характера. Линейные и графические приёмы Гу Кай-чжи. Живопись на шелке. Композиция и сюжет картины. Мужское и женское начало ян и инь. Становление искусства китайского пейзажа эпохи Тан. презентация , добавлен 04.12.2014 Изучение особенностей развития китайской живописи династии Сун. Характеристика живописи периодов Северной и Южной Сун. Отражение идейных принципов чань-буддизма на пейзажной живописи данного периода. Влияние конфуцианского учения на сунскую живопись. курсовая работа , добавлен 27.05.2015 Источники древнеиндийского культурного богатства. История становления индийской цивилизации. Хараппская цивилизация в долине реки Инд. Арийско-ведический период, династии Маурьев и Гуптов – золотой век индийского искусства. Средневековый период развития. презентация , добавлен 14.05.2014 Историческая ситуациz во Флоренции в XV веке. Влияние принципов правления представителей династии Медичи на культуру. Эпоха расцвета монументальной скульптуры во Флоренции. Культурная ситуация в Италии XV века. Основные художники, работавшие на Медичи. контрольная работа , добавлен 06.01.2010 Живопись как вид изобразительного искусства, его место и жанры. Анализ проблем развития и становления белорусской живописи в XIX–XX веках. Основные черты классицизма, романтизма, реализма. Творчество и характерные работы художников каждого из периодов. реферат , добавлен 27.04.2011 Особенности китайского искусства. Мировоззрение и мироощущение китайцев. Технология производства фарфоровых изделий. Техника росписи фарфора. Искусство китайского средневековья и нашего времени. Расцвет Танского государства. Художники эпох Тан и Сун. реферат , добавлен 20.01.2011 Рафаэль Санти и его творческие начинания. Понятие монументальной живописи как жанра изобразительного искусства. Сравнительный анализ работ монументальной живописи Рафаэля Санти. Методы росписи на примере фресок "Диспут о причастии" и "Афинская школа". курсовая работа , добавлен 18.05.2017 Определение особенностей эпохи Возрождения. Рассмотрение характеристик живописи, архитектуры и скульптуры данной эпохи, основных авторов. Изучение нового взгляда на человека, женщину в искусстве, развитие силы мысли и интереса к человеческому телу. реферат , добавлен 04.02.2015 Объединение Китая под властью могущественной империи Цинь. Реформа государственного устройства. Возведение Великой китайской стены. Культурные достижения в архитектуре, скульптуре, живописи, системе образования, медицине во времена правления династии. презентация , добавлен 09.11.2013 Периоды Возрождения - эпохи в истории культуры Европы, пришедшей на смену культуре Средних веков. Возрождение в изобразительном искусстве. Работы Джотто и Рафаэля Санти. Стиль Леонардо-живописца. Список художников и шедевров, связанных с именем Медичи. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Картографические проекции и их классификация Для чего нужны картографические проекции
- «Уроки французского» анализ История создания рассказа «Уроки французского»
- Равнодушие и отзывчивость Как написать хорошее сочинение
- Условия равновесия твердого тела
- Задачи на разрезание и перекраивание фигур
- Процессы жизнедеятельности как пример необратимых процессов
- Константин Сперанский «Кто знает, о чем думает Амалия?
- Ассоциации к слову «Звук Ассоциация к слову звук фон звучание буква
- Предсказания рэя брэдбери, которые сбылись Предсказания Рэя Брэдбери
- Анализ причин и реалистический сценарий Чернобыльской аварии (16 фото)