Главная - Компьютерные
Что такое душевный мир человека. Что такое внутренний мир человека? Богатый внутренний мир личности. Знания – одна из опор внутреннего мира

У каждого мыслящего человека есть свой внутренний мир. У кого-то он яркий и насыщенный, богатый, как говорят психологи, "человек с тонкой душевной организацией". У некоторых, наоборот - маленькая комнатушка, наполненная фобиями и навязанными стереотипами. Все разные, уникальные, а значит, и мир внутри разный. Как разобраться в этом многообразии, кто есть кто?

Что такое внутренний мир человека?

Некоторые называют это душой, но это не совсем так: душа неизменна, а отношение к миру, ведущее человека по жизни, может меняться.

Набор внутренних качеств характера, образ мышления, моральные принципы и жизненная позиция в совокупности со стереотипами, страхами - вот что такое внутренний мир. Он многогранен. Это мировоззрение, психическая составляющая человека, которая является плодом его духовного труда.

Строение внутреннего мира

Тонкая душевная организация человека состоит из нескольких сегментов:


Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что внутренний мир - такая четкая стуктура, информационная матрица как основа человеческого существа. В совокупности с душой и физическим телом они образуют человека как индивида.

У некоторых людей очень развита эмоциональная сфера: они тонко чувствуют происходящее и замечают мельчайшие изменения эмоций у окружающих. У других крайне развито мышление: им под силу сложнейшие математические уравнения и логические задачи, но если при этом они бедны на чувственном плане, то любить от всего сердца они не могут.

Поэтому важно, если человек хочет раскрыть потенциал, заложенный в каждого, и развернуть свой внутренний мир до невиданных горизонтов, параллельно развивать все сегменты своего существа.

Что значит богатый внутренний мир?

Под этим термином имеется в виду то, что человек живет в гармонии с собой и внешним миром: людьми, природой. Он живет сознательно, а не плывет по течению, искусственно созданном обществом.

Этот человек умеет создавать вокруг себя счастливое пространство, меняя этим внешний мир. Ощущение довольства жизнью, несмотря на все перипетии, не покидает его. Такой человек ежедневно пытается стать лучше, чем был вчера, сознательно развиваясь во всех сферах своего внутреннего мира.

Принцип и мировоззрение - это одно и то же?

Принципы - это шаблонные субъективные установки ума на ситуацию, людей и мир, которые зачастую управляют человеком. Они индивидуальны для каждого, складываются в процессе воспитания и закладываются глубоко в подсознание жизненным опытом.

Мировоззрение не имеет шаблонов - оно гибкое, но при этом устойчивое, как бамбук: он может сильно согнуться, но, чтобы его сломать, придется очень постараться. Это моральные ценности, приоритеты в выборе жизненного пути и представления о том, какой должна быть жизнь.

Какая разница между внешним и внутренним миром человека?

Что такое внешний мир? Это окружающее человека пространство: дома, природа, люди и машины, солнце и ветер. Сюда же относятся социальные отношения и взаимодействие с природой. Органы познания - зрение, тактильные ощущения и обоняние - тоже относятся к внешнему миру. А то, как мы реагируем на них, испытывая различные эмоции, чувства - это уже проявление внутреннего мира.

При этом внутренний мир личности способен воздействовать на внешний: если человек доволен жизнью, то и дела у него спорятся, работа - в удовольствие и люди окружают позитивные. Если же внутри человек раздражен или в гневе, осуждает всех и вся, то и в быту ничего не получается, неудачи преследуют его. Разрушающе воздействуют на внутренний мир фобии и комплексы: они искажают восприятие мира и людей.

Все, что с человеком происходит в жизни, это отражение его внутреннего состояния, и если есть желание изменить окружающий мир, то нужно начать именно с себя - с трансформации внутреннего пространства.

Как развивать свой внутренний мир?

Что такого необычного необходимо совершить, чтобы духовный мир начал меняться? На самом деле совершать довольно обычные вещи:

  1. Правильное питание. Часто пища, которую едят люди, отравляет не только их тело, но и сознание. Человек с тонкой душевной организацией никогда не позволит себе съесть другое существо, поэтому вегетарианство - это первый шаг.
  2. Прогулки на природе. Сюда же относятся путешествия в другие города или страны, туристические походы и просто поездки за город или к морю. Только с одной разницей - это не гастрономические туры: поесть шашлыка, выпить пива с друзьями, перепробовать все пиццы в новом городе. Важна связь с природой: полежать на траве, полюбоваться закатом или рассветом, понаблюдать за животными.
  3. Медитация - один из самых мощных инструментов для развития. Только не надо путать этот процесс с сидением закрытыми глазами и скрещенными ногами в ожидании, когда уже закончится время урока. Медитация - это самоанализ, путь внутрь: человек погружается в наблюдение за своими эмоциями, мыслями или просто дыханием (на первых этапах освоения своего разума).
  4. Чтение духовных книг. Это не значит, что нужно прочесть «Библию» или «Бхагавад-Гиту», каждой книге свое время, а «Поллианна» или «Маленький принц» являются такими же высокоморальными творениями.
  5. Умение быть благодарным всему, что окружает, всему, что происходит. Даже если это идет вразрез с планами. Вселенной виднее, каким путем направить человека на развитие.

Развитие внутреннего мира подразумевает под собой яркое желание, стремление и последующие действия с полным осознаванием происходящего. Одного «хочу» здесь мало: за ним должно последовать «делаю» и «регулярно».

Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих осложнений. А как это возможно? Только обратившись к психологии, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека, его душу.

Итак, психический мир - как же его понять? Как известно, в технике, в системе управления человек рассматривается как «черный ящик», глухо закрытый на все запоры. Поэтому главное - что на входе в этот ящик: информация, инструкция, команда, и что на выходе: поступки, слова. Процессы же, происходящие в «черном ящике», мало кого волнуют, главное, чтобы они не препятствовали прохождению нужной информации. Такое отношение к человеку порождает чувство неуверенности, приводит к утрате смысла жизни, невозможности раскрытия своей индивидуальности. В этом одна из причин живучести административно-командной системы и технократического подхода к человеку.

Так давайте попробуем приоткрыть этот «черный ящик», взглянуть внутрь его, т. е. в человеческую душу, в психический мир человека.

Когда мы говорим о психическом мире, то предполагаем, что само понятие «мир» очень многопланово, разнообразно, противоречиво, динамично, но не хаотично, а имеет свою внутреннюю организацию, определенные закономерности, взаимосвязи. Психический мир - это и мир восприятия и познания окружающей действительности, и взгляд внутрь себя, мир своих переживаний, отношений с другими людьми. Это - душа человека. Люди с древних времен пытались проникнуть в тайны души. Человеческая душа - самое великое из всех чудес на свете. Тысячелетиями перед этим чудом останавливались в изумлении философы, психологи, писатели, художники, пытаясь описать, выразить, познать сущность душевных, психических свойств человека. И сделать это не просто из любопытства, но постараться овладеть силами человеческого духа, научиться управлять поведением человека, его духовным развитием.

Душа - понятие, в котором древний человек обобщенно обозначил, объективировал свой внутренний мир. В понимании души человек подошел к понятию живого в его противопоставлении неживому. Первоначально душа не была чем-то чужим телу, она выступала как двойник человека, с теми же потребностями, мыслями, чувствами и поступками. Душа жила человеческой жизнью. И до сих пор мы говорим - душа мечется, страдает, болит, радуется. Представление о душе, как о иной сущности сформировалось позже, когда душу стали трактовать как нечто принципиально отличное от всего, что существует в реальном мире, придав ей даже космический смысл.

Название «психология», введенное в трактате, который появился в 1590 г., означает наука о душе.

Ибн Сина (Авиценна) - великий мыслитель Средней Азии - писал, что десять признаков есть у души благородной: шесть ее унижают, а четыре ее возвышают. Вот шесть унижающих признаков: подлость, ложь, зависть, небрежение к близким, к несчастью и боли народной. А возвышают ее - щедрость, опора, сила и гордость. Душа должна иметь «звезду путеводную». (Мы бы сказали - смысл жизни, мир ценностей.) И еще слова о внутренних механизмах души:

«Пять чувств от слуха и до зренья

Даются нам для внешнего общенья,

А мысль и память внутреннюю службу

Несут, определяя все решенья».

Ибн Сина. Избранное. Ташкент, 1981.

И, действительно, душа имеет очень сложную внутреннюю организацию. Иногда, особенно в учебниках по психологии, весь психический мир раскладывают по полочкам на процессы, состояния и свойства. При этом утрачиваются целостность и противоречивость внутреннего мира человека.

Двадцатое столетие принесло значительный прогресс в углубление знаний о человеке и его душевных проявлениях.

Поведенческую психологию можно назвать одним из первых направлений развития психологии в XX в. Хотя теория бихевиоризма была сформулирована в предыдущем столетии, ее влияние на мировую психологию, в частности на американскую, где она зародилась, остается значительным и в настоящее время. Кредо бихевиоризма выражает формула: «стимул - реакция», согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание человека (отсюда и название - от английского behavior - поведение). Для представителей этого направления: Э. Торндайка и Дж. Бр. Уотсона бихевиоризм является прагматической теорией, а поэтому анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться, как и во всех естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.

Развитие бихевиоризма в XX в. связано с именами Э. Толмена, К. Халла и Б. Ф. Скиннера. Толмен сформулировал два закона научения (как человека, так и животных): закон упражнения и закон эффекта. Он экспериментально наблюдал, как крыса научается находить в лабиринте путь к пище благодаря тому, что у нее складывается «познавательная карта» этого пути, а не простая сумма двигательных навыков. Усвоенная животным «познавательная карта» подкрепляется ожиданием, а не самим по себе удовлетворением органической потребности. В значительной степени благодаря Толмену в американской психологии 30 - 40-х гг. стало привычным трактовать человека как большую белую крысу, «погруженную в мысли». В XX в. представители бихевиоризма, отстаивая детерминистическое объяснение механизмов построения поведения, вводили «промежуточные переменные», связанные с познавательным и мотивационным факторами.

Халл ввел понятие машинообразной целесообразности поведения и считал, что человека можно рассматривать в качестве робота, машинообразно поддерживающего свое существование. Живая машина у Халла способна изменять свое поведение соответственно изменяющимся условиям. Такие машины механике неведомы.

Основной идеей Скиннера была роль обратной связи при управлении поведением. Концепция Скиннера заложила основы программированного обучения, она вводила принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

Вторым ведущим направлением развития психологии в XX в. является фрейдизм, названный по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского врача, психопатолога и психолога. Сам Фрейд обозначал это направление термином «психоанализ». Открытием Фрейда было подсознание - как источник первичных стимулов человеческого поведения. Следовательно, с одной стороны, психоанализом называется общая теория механизмов человеческого подсознания, имеющая широкое значение и служащая основой для целостного понимания человека. С другой стороны, психоанализом называется система специальных методов, с помощью которых можно исследовать подсознание человека с целью излечения нервных и психических болезней.

Среди исследований, устремленных к познанию самого сложного и интимного в организации психического мира человека, выделяются работы основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, ближайших его соратников А. Адлера и К. Юнга, неофрейдистов: К. Хорни, Э. Фромма и других.

З. Фрейд в своем учении отказался от традиционного разделения духовного и телесного и наполнил новым содержанием понятие психики, психического мира человека. Он попытался заглянуть внутрь «кипящего котла» души человеческой и выявить, какие же там идут процессы и как они влияют на душевное и психическое здоровье человека.

В созданной Фрейдом системе анализа душевной жизни человека было раскрыто влияние неосознаваемых личностью влечений, интересов, мотивов на ее поведение, на представление о самой себе и других людях. На материале из психиатрической практики были прослежены сложность и многоплановость структуры личности, значение внутренних конфликтов и кризисов в ее развитии, последствия неудовлетворенных желаний.

Третьим значительным и широко распространенным направлением в психологии XX в. является гуманистическая психология. Среди ее основателей - К. Роджерс (1902-1987) - один из самых влиятельных психологов нашего века. В гуманистическом подходе заложены идеи экзистенциальной (existentia - лат. «существование» и восточной философии: дзен буддизма, например. В центре гуманистической концепции находится личность - «Я» каждого человека, его право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистического подхода характерна ориентация на саморазвитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции. Поэтому психотерапевтический метод К. Роджерса так и называется «клиент-центрированная терапия», т. е. терапия, ориентированная на клиента, предусматривающая недирективный стиль общения.

Этот метод подразумевает возникновение глубокого личностного контакта, признание безусловной ценности каждого человека, полное его принятие. В этих условиях личность становится открытой по отношению ко всему реальному жизненному опыту, реализуя таким образом свою гибкость и свободу.

К. Роджерс в одной из работ писал, что как бы психотерапевту не было приятно продемонстрировать свою эрудицию и ум, он все же поступит лучше, если положится на клиента и будет двигаться в том направлении, которое изберет последний, поскольку только клиент на самом деле знает, в чем заключается его собственная проблема.

Существует пять основных принципов гуманистической психологии. Первый заключается в том, что человек является целью этого направления, а не средством, как в бихевиоризме. Второй связан с рассмотрением собственно человеческих свойств и отношений: любви, свободы, ответственности, веры - как основополагающих. Третий принцип состоит в том, что гуманистическая психология отказывается быть биологической наукой, а становится наукой по типу гуманитарной. Четвертый принцип признает, что истинная сущность человека заключается в его добром начале. И, наконец, гуманистический метод есть отказ от принципа гомеостаза, поскольку он исходит из принципа саморазвития личности.

В настоящее время гуманистический метод является наиболее признанным методом психологии и психотерапии во всем мире.

Выдающиеся представители отечественной психологии Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов предложили свой, тоже глубоко гуманистичный подход к исследованию психического мира человека - личностно-деятельностный. Они рассматривают человека как личность и индивидуальность со всеми присущими ей особенностями, включенную в активную созидательную деятельность.

Давайте попробуем, опираясь на рассмотренные подходы, представить особенности психического мира человека:

пространство психического мира, как бы поле, на котором разворачивается психическая жизнь человека;

динамика движения психических процессов, состояний во времени, психологическое время;

индивидуализация психического мира - реализуется в процессах переживания;

отношение к себе и другому человеку, вхождение психического мира другого человека в мой психический мир;

энергетический заряд, который активизирует мой психический мир.

А теперь рассмотрим более подробно каждую составляющую психического мира человека.

Пространство психического мира состоит как бы из двух плоскостей - сознательного и бессознательного. З. Фрейд впервые обратил внимание на огромную роль бессознательного в психической жизни человека. Раньше считалось, что в бессознательном происходят только физиологические процессы, а все психическое - это сфера сознательного. З. Фрейд же показал, что сознание - это лишь вершина айсберга, возвышающаяся над большим основанием бессознательного. Роль сознания, по З. Фрейду, состоит в том, чтобы упорядочить бессознательное, отграничить возможное от невозможного, желаемое от действительного, настоящее от прошлого и будущего, реальное от нереального. В бессознательном, в отличие от сознательного, воспринимаемый мир сливается с переживаниями человека, его отношением к этому миру, что делает невозможным контроль действий и оценку их результатов. В бессознательном прошлое, настоящее и будущее могут причудливо переплетаться (например, в сновидении). Что же относится к сфере бессознательного:

надсознательное - вершина творческого процесса, творческая интуиция, благодаря которой происходит внезапное озарение;

неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обуславливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим;

регуляция автоматизированных и непроизвольных действий, опирающаяся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях (навыки ходьбы, письма и тому подобное);

психические явления, находящиеся на подпороговом уровне чувствительности.

В бессознательном заложены глубокие генетические корни. К. Юнг считал, что существуют глубинные образования, которые он назвал архетипами. Архетипы - общечеловеческие первообразы - лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В архетипах запечатлен передающийся по наследству опыт предшествующих поколений.

Итак, в психическом пространстве причудливо переплетаются сознательное и бессознательное. Это находит отражение в разделении психического пространства личности на три взаимосвязанных области, или, как писал З. Фрейд, на три царства - «Сверх Я», «Я» и «Оно».

«Оно» - бессознательная система, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или эмоционального порядка. «Оно» управляется принципом удовольствия, ему присуще изначальное стремление к наслаждению.

«Я» - сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром, часто «Я» уходит вглубь бессознательного, благодаря чему осуществляется синтез глубинных неосознанных влечений и требований общества.

«Сверх Я» - своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью - это ее совесть. В «Сверх Я» также сочетаются сознательное и бессознательное.

Как писал З. Фрейд, можно сказать, что «Я» в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а «Оно» - неукротимые страсти. Между «Я» и «Оно» устанавливаются отношения постоянной напряженности. Фрейд сравнивает отношения «Я» и «Оно» с отношениями наездника и лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Отношения между «Я» и «Оно» далеко не идеальны. Известная поговорка предостерегает от служения двум господам. Бедному «Я» еще тяжелее: оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести к согласию их притязания и требования. Эти требования все время расходятся, порой кажутся несовместимыми - не удивительно, что «Я» часто не справляется со своей задачей.

Тремя тиранами являются: внешний мир, «Сверх Я» и «Оно». Человек переживает напряженность отношений между «Я» и «Оно» как состояние беспокойства, тревоги. Если «Сверх Я» устанавливает, что «Я» нарушает требования общества, человек испытывает чувство вины. Таким образом, психической жизни человека сопутствуют постоянные конфликтные состояния. Именно «Я» должно смягчать и разрешать эти конфликты. Регуляция происходит на основе так называемых «механизмов психологической защиты», которые связаны с реорганизацией осознанных и неосознанных компонентов системы ценностей.

Защитные механизмы - это способы организации временного душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни.

К механизмам психологической защиты Фрейдом отнесены регрессия, изоляция, проекция, идентификация, сублимация, рационализация, отказ.

Коротко о сути этих защитных механизмов. Регрессия представляет собой психический синтез травмирующих впечатлений на основе глубинных детских переживаний. М. Зощенко в своей книге «Повесть о разуме» пишет: «С трепетом я переживал свои воспоминания. С трепетом вспомнил мою юношескую жизнь. Мои первые шаги. Мои первые любовные встречи. Да, нет сомнения - я избегал женщины. Я избегал и одновременно стремился к ней. Я стремился к ней, чтобы бежать от нее, устрашенный ожидаемой расплатой. Сцены из младенческой жизни разыгрывались в мои взрослые годы... Меня страшило то, что страшило младенца... Я вспомнил сцену убийства, виденную мной в детстве... » Благодаря регрессии формируются эмоциональные, психологические барьеры, которые человек часто преодолевает с большим трудом, иногда с помощью психологов и психотерапевтов.

Изоляция - уход от общества, от других людей, погружение вглубь себя; иногда приводит к трагическому финалу.

Проекция - перенос на другого человека своих эмоциональных состояний. Говорят: выместил зло на ком-нибудь или прилип к кому-нибудь, как банный лист.

Идентификация - отождествление себя с любым человеком (психотерапевтом, врачом...), в ней часто могут объединяться страх и любовь.

Сублимация - перевод грубых, плотских влечений в сферу чувств и возвышенных интересов. Сублимация, по мнению Фрейда, способствует переливу энергии в творческие процессы.

Рационализация - поиск разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам.

Отказ - бессознательное игнорирование событий во внешнем или внутреннем мире. Иногда этот вид защиты называют сенсорной, или перцептивной глухотой. Человек как бы перестает слышать и видеть то, что очень сильно на него эмоционнально воздействует. Встречается довольно часто, особенно в отношениях руководителей с подчиненными. Начальник выговаривает или читает длинные нравоучения, а человек отключился и не слышит его, и включается только при возгласе: “Ты что, оглох что ли?» Да, действительно, «оглох и ослеп», но это - способ психологической защиты от воздействия другого человека.

Все происходящее в психическом пространстве находится в постоянном, противоречивом, диалектическом движении и развитии, имеет определенную протяженность, т.е. характеризуется показателями времени.

Время в психологии - понятие многоплановое. С чем оно связано? Прежде всего с влиянием биологических ритмов на динамику психических процессов. Восприятие и оценка временных интервалов меняются в зависимости от состояния. Например, в экстремальной ситуации нарушается восприятие времени - то кажется, что оно тянется вечно, то проносится мгновенно...

Существуют также личностно-психологические особенности восприятия времени. Так, сангвиники и холерики недооценивают время, им его всегда не хватает, они постоянно спешат и все равно опаздывают. Флегматики переоценивают время, не спешат и не торопятся. Меланхолики наиболее точно оценивают временные интервалы, поэтому более четко распределяют свое время.

На социально-психологическом уровне происходит отражение социального времени, специфичное для различных социальных общностей, культурно-исторических условий. В историческом масштабе очень важны закономерности осознания личностью исторического прошлого и будущего, а также взаимосвязь этого осознания с собственным прошлым и будущим, возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни в разных ее формах: вера в бессмертие души или понимание своей роли и места в развитии человечества.

Последнее тесно связано с понятием психологического времени, т. е. отражения в психическом мире человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Что же включает в себя психологическое время:

оценку последовательности и скорости протекания различных событий жизни;

переживания сжатости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени;

принадлежность событийжизни к настоящему и удаленность в прошлое или будущее;

осознание возраста, представление о вероятной продолжительности жизни.

Психологическое время не прямо отражает хронологию протекания событий в жизни человека, а определяется сложной системой взаимообусловленных межсобытийных связей типа «причина - следствие», «цель - средство»; изменениями, происходящими в психическом пространстве человека.

Поговорим немного об осознании возраста, о психологическом времени личности. Понятие «возраст» многопланово. Выделяют четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. Психологический возраст очень тесно связан с понятием психологического времени и прежде всего с тем, как человек оценивает во внутреннем мире свой возраст.

Мариэтта Шагинян писала: «Я была молода в свои восемьдесят пять лет. Я была так молода, что казалась сама себе моложе прежних двадцати лет». Некоторым молодым людям это высказывание кажется очень странным. Но на самом деле существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп. Так, в процессе эксперимента оценивали свой возраст молодые люди (от 20 до 40) и люди старшего возраста (от 40 до 60). Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется, и также, с переоценкой возраста, он воспринимает других. Девушка, которая не вышла замуж в 23 года, считает себя старой девой, а 30-летних и подавно стариками.

После 40 лет наблюдается обратная тенденция - люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. И чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, вот только, к сожалению, биология напоминает человеку о его возрасте.

Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности:

измеряетсяпо «внутренней шкале отсчета» каждой индивидуальности;

в некоторых пределах обратим, т.е. человек может молодеть и стареть за счет увеличения удельного веса психологического будущего или уменьшения психологического прошлого;

может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности человека (в личной жизни, в деловой сфере);

может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды.

Возрастные кризисы - это как бы «поворотные пункты», психологические переломы на жизненном пути человека. В какомжехронологическом возрасте возможны эти переломы?

В детстве - 6-7 лет; у подростков - 12-14 лет; у юношей - 18-19 лет, 25-26 лет. А далее переломы наступают каждое десятилетие - 30, 40, 50 и так до 70, а потом через каждые 5 лет. Человек как бы подводит итоги своей жизни за десятилетие и строит планы на будущее. Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько велико расхождение между целями, задумками, планами, поставленными в молодости, и тем, как они реализованы. Кризис середины жизни помогает человеку переосмыслить прожитую часть жизни и наметить перспективу жизни так, чтобы оставаться активным и нужным людям.

М. Зощенко в «Повести о разуме» оценивает случай с человеком, который попал в автомобильную катастрофу - ему рассекли верхнюю губу и сразу отвезли в больницу. Женщина-хирург в присутствии больного, который не мог говорить из-за травмы, спросила сопровождавшего его друга: «Сколько ему лет?» Тот ответил: «40 или 50, какая разница?» Женщина-врач сказала: «Если 40 - будем делать пластическую операцию, если 50, то зашью так».

Пострадавший делал отрицательные жесты и показывал четыре пальца (что ему 40). Больному сделали пластическую операцию. Все прошло хорошо, шрам был невелик, но моральное потрясение оказалось сильным.

Человек позабыл о том, что его задела машина, его потрясение было в другом - он не мог забыть слова хирурга о пятидесятилетних людях, которым можно зашивать губы так, как иной раз зашивают матрацы, стегая грубой ниткой через край. Вот эта душевная боль стареющего человека осталась у него надолго.

На протяжении своей жизни человек переживает пять основных периодов: рождение, созревание, зрелость, старение и старость. Каждый возрастной период имеет свои особенности (они достаточно подробно описаны в литературе)*. Нам бы хотелось остановиться только на некоторых проблемах.

* Cм.: Рыбалко Е. Ф. Возрастная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

В творческой профессиональной деятельности выделяются несколько фаз: старт, кульминация (пик) и финиш.

Как показали исследования американских и советских психологов, существуют два профессиональных пика. Первый пик приходится на возраст 30-35, когда «умы свежи», человек делает открытия, изобретения, предлагает что-то совершенно до него неизвестное. Второй пик связан с мудростью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт - возраст 50-60 лет; такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.

Человек как индивидуальность, личность развивается постоянно, хотя некоторые психофизиологические функции подвержены процессу старения: зрение, слух, непроизвольная память и внимание, время реакции.

Любому человеку обязательно надо знать психологические особенности каждого возрастного периода: неустойчивость и максимализм молодежи; высокая работоспособность и профессионализм взрослого человека; повышенная обидчивость, интерес к общению, утомляемость людей старшего возраста.

Каким же содержанием наполняется психическое пространство? Прежде всего - это информация, которую человек получает из внешнего и внутреннего мира. Она представляется в виде образов, слов, невербальных знаков. Информация может быть накоплена в долговременной памяти человека, и он на нее опирается в своей жизни и деятельности, а может быть текущей или, как говорят, оперативной, необходимой для разрешения внезапно возникающих ситуаций и проблем. Информация находится в движении, вовлекается в мыслительную деятельность человека, передается другим людям. Очень важным моментом является организация информации во времени и пространстве.

Кроме информации в непосредственном ее восприятии, у человека имеются некоторые продукты переработки информации: сигналы, мифы, коды, в которых в концентрированном виде накапливается в психическом пространстве определенное содержание. Большую роль играет символика - знаки, отражающие закрепленное традициями или отношениями содержание. Символ больше всего соответствует обозначаемому предмету, важным его свойством является исторически сложившееся содержание, которое нельзя просто так изменить. В психоанализе символ трактуется в связи со склонностями людей к мифотворчеству, т.е. созданию и усвоению определенных образов, помогающих воспринимать и объяснять происходящие в мире события. Существует общечеловеческая, национальная, групповая символика, закрепленная в условных знаках, ритуалах, традициях и обычаях. К. Юнг связывает символику с проявлением и раскрытием через нее глубинных архетипов. Так, в нашем обществе за 75 лет существования сложилось глубинное подсознательное психологическое содержание, проявляющееся в определенных мифах, которые быстро преодолеть невозможно. В содержание психического входит также и символика поведения, или невербальное поведение (жесты, мимика, позы), которое мы расшифровываем при общении с другим человеком (подробнее об этом во втором разделе книги).

Индивидуализация психического мира - это реализация индивидуальности человека, его неповторимости, оригинальности. Все впечатления, воздействующие на человека, проходят через его внутренний мир, имеющий свое содержание, свои особенности, одним словом, субъективный. Одно и то же событие, произведение искусства оценивается субъективно, что вполне естественно и, наоборот, противоестественно стремление заставить всех людей видеть и поступать одинаково, подогнать всех под одну мерку. Более подробно об индивидуальности и психологическом портрете человека мы расскажем несколько позже. А сейчас о переживании. Давайте задумаемся над самим словом - переживание. Человек любое событие переживает, включается в него, пропускает его через себя.

В психологии переживание рассматривается в нескольких значениях: эмоционально окрашенное состояние, возникающее в психическом мире человека под влиянием внешних и внутренних воздействий;

процесс выбора человеком мотивов и целей деятельности, сопровождающийся наличием стремлений и желаний;

форма активности, возникающая при крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в переосмыслении своего существования, иногда приводящая к психологическому кризису.

Переживания помогают человеку обрести личностный смысл происходящих событий, через них идет процесс индивидуализации психического мира человека. Наверное, можно сказать, что человек, переживший горе, беду, будет лучше понимать беды и горести другого. Но вместе с тем не каждое переживание оставляет глубокий след в душе человека.

Очень важным фактором, активизирующим психическую жизнь человека, является энергетический заряд, психическая энергия. З. Фрейд писал, что должна существовать особая энергия, которую нужно положить в основу душевных процессов. Сам он считал главным видом стимулирующей энергии либидо, т. е. сексуальную энергию. Наука пока еще не нашла главных источников психической энергии.

Человек не один в мире, он живет в обществе и постоянно вступает в контакт с другими людьми, поэтому в психический мир каждого из нас постоянно входят другие люди, занимают там определенное место, создают нам хорошее или плохое настроение. Известный психоаналитик К. Хорни отмечала, что люди, взаимодействуя друг с другом, образуют некое социально-психологическое поле. Каждый человек имеет потребность в некотором количестве контактов, направленных на реализацию любовных, дружеских, товарищеских чувств. К. Хорни разделила потребности на три типа: направленные к людям, против людей и от людей. У большинства людей доминирует обычно какой-то один тип потребностей, благодаря чему различаются и психологические типы характера: по контактности, агрессивности, замкнутости, открытости. Но все эти потребности человек может реализовать только в обществе и через других людей. В одних ситуациях человек принуждается к постоянному общению и уступчивости, в других - к борьбе и доминированию, в третьих - к изоляции.

В зависимости от того, как именно деформируется социальное равновесие, в нем начинает усиливаться один из элементов «основного беспокойства» - страх, беспомощность, враждебность, чувство покинутости и одиночества. К. Хорни дала характеристику трем социальным типам.

Уступчивый тип направлен к людям, для него характерно стремление присоединиться к группе, к более влиятельной, сильной личности, свои агрессивные стремления он подавляет, но не очень любит людей.

Агрессивный тип направлен против людей, имеет представление о жизни как о борьбе всех против всех, другие люди для него враги. Главное для него - победа и контроль над другими, никому не доверяет. Привязанности и симпатии рассматривает как слабости.

Разобщенный тип направлен от людей, у него возникают эмоциональные барьеры по отношению к другим людям. Близкие контакты вызывают у него тревогу, он старается подавить свои эмоции и воздержаться от оценки других людей.

Глубинные пласты взаимодействия людей попытался раскрыть в своем учении основатель трансактного анализа Э. Берн. Основная идея его теории заключается в том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей и каждый из них в тот или иной момент управляет поведением человека. Эти три человеческих эго-состояния: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д).

«Родитель» является источником социальной преемственности, он включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой - вместилище предрассудков и предубеждений.

«Взрослый» - источник реалистичного, рационального поведения; это состояние, кстати, не связано с возрастом (вспомните детей, взрослеющих после какой-нибудь трагедии). Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, «взрослый» организованно, адаптивно, разумно действует, хладнокровно оценивая вероятность успеха и неуспеха этих действий.

«Дитя» - эмотивное начало в человеке; это состояние «Я» включает все импульсы, естественно присущие ребенку: доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и т. д. Сюда также входят ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые в отношении к себе и другим («Я - хороший, другие ко мне придираются» и т. д.). Внешне Д выражается, с одной стороны, как детски непосредственное отношение к миру (творческая увлеченность, наивность гения), с другой - как архаичное детское поведение (упрямство, легкомыслие и т. п.).

Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке, и тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого состояния. Он может вдруг начать воспринимать окружающее и действовать с точки зрения своего детского самоотношения («Я - милый мальчик, все должны мной восхищаться», «Я - слабый ребенок, меня все обижают») или смотреть на мир глазами своих родителей («Нужно помогать людям», «Нельзя доверять никому»).

В жизненной перспективе эго-состояние развивается у человека в такой последовательности: у новорожденного на эмоционально-чувственной основе сразу же начинает формироваться «детское» состояние «Я» (здесь важен тактильный, визуальный и голосовой контакт с ребенком как форма признания факта его существования); затем развивается «родительское» состояние «Я» на базе подражания поведению родителей и воспитателей (здесь важно наличие наблюдаемых поведенческих моделей, в частности, видимое со стороны поведение родителей по отношению к братьям, сестрам, остальным членам семьи, другим людям и объектам вообще), включая свойственные им формы признания ценности людей и объектов; наконец, «взрослое» состояние «Я», хронологически заземленное в детстве, складывается по мере поиска растущим ребенком смысла в окружающей действительности, в значениях той научно-практической парадигмы, которая свойственна данному обществу, эпохе и ближайшей социальной микросреде. Признание «взрослого» в человеке осуществляется обществом (но через своих живых представителей!) путем наделения его различными символами социального успеха, открывающими путь к исполнению разнообразных должностных и профессиональных ролей.

Жесткое преобладание одной из позиций в человеке имеет свои минусы. Те, в ком превалирует «родитель», стараются постоянно давать советы и наставления, донимают окружающих различными указаниями. У «взрослого» серьезность и объективизм могут оборачиваться некоторой холодностью и сухостью. У «дитя» эмоциональность и неустойчивость порождают снисходительность к себе, самонадеянность, хвастливость. Оптимальным считается вариант, когда в человеке присутствуют все три состояния в равных пропорциях, что встречается крайне редко.

Само по себе наличие трех состояний, естественно, сказывается и на коммуникациях людей. Вступая в контакт с другим человеком, мы обычно неосознанно выбираем одну из трех позиций.

Так, выступая с позиции Р, мы начинаем учить, критиковать, направлять, оценивать, упрекать, осуждать; становимся людьми, знающими все на свете и имеющими на все свою точку зрения. Мы не сомневаемся ни в чем, за все отвечаем, со всех требуем, но в то же время всех защищаем, утешаем и т.д.

Выступая с позиции В, мы трезво мыслим, тщательно взвешиваем, логически анализируем, не поддаемся настроениям, не комплексуем и т. п.

Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа - общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:

  • условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
  • целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.

Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности. В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное - опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное - с основой на религиозные представления личности;
  3. научное - авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое - исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело - общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Знания – одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом. Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали. В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм - эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности. Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества. Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Мир вам...

Как следствие развития в христианине смирения и любви, в нем зарождается и душевный мир. Об этом так пишет : «Не может душа иметь мира, если не будет всеми силами просить у Господа дара любить всех людей».

Ап. Павел пишет: «Плод же духа: любовь, радость, мир...» (Гал. 5, 22). Итак, мир вместе с тем является плодом сопребывания с человеком Святого Духа и является также тем духовным сокровищем, которого должен искать всякий христианин.

При решении вопроса о нашем состоянии: «В духе ли мы?» – наличие мира в душе является одним из важнейших показателей. Мир в душе христианина должен царствовать постоянно, не нарушаясь ни при каких обстоятельствах и переживаниях.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) так характеризует значение мира для христианина: «Дверь в страну духа – мир Божий, превосходящий всякий ум, потопляющий все помышления человека в несказанной сладости своей. Этот мир Христов уничтожает все смущения и страхи, так сильно действующие на человека плотского...Есть действие от крови, кажущееся для неопытных действием благим, духовным, а оно не благое и не духовное, оно из падшего естества нашего и познается по тому, что порывисто, горячо нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рождается из мира и рождает мир».

Насколько важно для христианина постоянное сохранение всегда духовного мира, видно из слов старца прп. Алексия Зосимовского , сказанных толькочто поженившимся супругам (из своих духовных детей): «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир – вы будете счастливы».

Тот же старец утверждал, что «тогда только ты обрящешь мир, когда будешь верить в Промысл Божий».

Как говорил Оптинский старец Варсонофий : «У кого в душе – мир, тому и на каторге – рай».

Итак, мир есть такое сокровище, ради которого надо жертвовать всем житейским. Авва Дорофей велит оставлять всякое дело, если оно грозит потерей «устроения», т.е. мира души.

Как зарождается в душе мир? На этот вопрос ответ дает Сам Господь. Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28-29).

Итак, при следовании за Христом в Его кротости и смирении христианин получает здесь, на земле, награду – покой души. И наличие покоя есть вместе с тем показатель того, что человек действительно следует за Христом и в нем – Святой Дух. Наоборот, состояние раздражения говорит о болезни души и об отсутствии в ней Святого Духа.

Как победить раздражение? Об этом прп. Паисий Великий спросил Господа. Господь сказал ему: «Если хочешь не раздражаться, то ничего не пожелай, никого не осуди и не возненавидь – и не будешь раздражаться».

Здесь под понятием «ничего не пожелай» следует понимать следующее: не пожелай даже того, чтокажется тебе добрым и совершенно необходимым. Человек часто ошибается в том, чего хочет от него Господь, и считает за доброе то, что противоречит в данный момент воле Господней.

О причинах раздражительности и потери мира душевного так пишет архиепископ Арсений Чудовской : «Иногда вдруг у тебя появляется какая-то раздражительность, недовольство окружающими тебя людьми, а то и просто дурное, угнетенное состояние духа, тоска, разочарование. Малейший повод – и твое настроение испортилось. Отчего это? Очевидно, ранее душевная твоя почва была подготовлена к такому настроению. Раздражительность, недовольство людьми вызываются завистью, недоброжелательством к ним. Тоска, уныние, угнетенное состояние духа вызываются предшествующими греховными помыслами, чувствами, делами. Благодать Божия, как утренняя роса, прогоняет все это, освежая сердце и все внутреннее существо человека. Счастлив тот, кто умеет или, лучше сказать, способен быстро привлекать к себе эту благодать Божию: тот легко освобождается от тех душевных страданий, о которых мы говорим».

Какими путями надо идти к миру душевному? Преподобный Святогорец Никодим говорит, что «смирение, мир сердечный и кротость так тесно соединены между собой, что где есть одно, там есть и другое». Поэтому мир душевный является прямым следствием развития в христианине смирения и кротости.

А прпп. Варсонофийи Иоанн так отвечают на этот вопрос: «Считай себя самым грешным и последним из всех и будешь иметь покой». И еще: «Узнай, что служит к успокоению брата, делай это и получишь и ты покой от Бога».

Говоря о способности стяжания мира душевного, нужно вспомнить и следующие слова прп. Серафима Саровского : «Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание, и сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая – с другими».

Что понимал преподобный под «непрестанною беседой с собой», поясняют его следующие слова: «Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем».

А чтобы замечать в себе ненормальность душевного состояния, преподобный давал такой совет: «К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я?» (т.е. анализировать свое душевное состояние в данный момент).

На этот же вопрос: как сохранять душевный мир? – старец Силуан из Старого Афона дает следующий подробный ответ:«Невозможно сохранять мир душевный, если не будем следить за умом, т.е. если не будем отгонять мысли, неугодные Богу и, наоборот, держаться мыслей, угодных Богу. Надо умом смотреть в сердце, что там делается: мирно или нет. Если нет, то рассмотрим, чем согрешил.

Для мира душевного нужно быть воздержанным, потому что и от нашего тела теряется мир. Не должно быть любопытным, не нужно читать ни газет, ни мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других, потому что часто случается, что не зная человека, говорят о нем плохо, а он по душе подобен ангелам. Не старайся знать чужих дел, кроме своего; заботьсятолько о том, что тебе поручено, и тогда за послушание Господь будет помогать тебе Своею благодатью, и ты увидишь в душе своей плоды послушания: мир и постоянную молитву... Если брат твой нанесет тебе оскорбление и ты в эту минуту примешь на него гневный помысл, или осудишь его, или возненавидишь, то почувствуешь, что благодать ушла и мир пропал. Для мира душевного нужно душу свою приучить, чтобы она любила оскорбившего и сразу молилась за него. Не может душа иметь мира, если не будет всеми силами просить у Господа дара любить всех людей. Господь сказал: «Любите врагов ваших», и мы, если не будем любить врагов, то и мира в душе не будет. Надостяжевать послушание, смирение и любовь, а то все наши большие подвиги и бдения пропадут даром».

Старец Силуан утверждал, что мир души у постоянно молящегося не зависит от внешней обстановки. Он рассказывал про св. прав. Иоанна Кронштадтского , что тот, выходя из храма в окружении народа, ищущего благословения, никогда не терял душевного покоя, несмотря на сутолоку, потому что любил народ и непрестанно за него молился Богу.

По словам свщ. Александра Ельчанинова : «Чем больше человек будет, забывая о себе и своем, отдавать свое сердце Богу, делу и людям, тем легче будет ему становиться, пока он не достигнет мира, тишины и радости – удела простых и смиренных душ».

А подвижник благочестия И.И. Троицкий так говорил о возможностях сохранения мира в любой обстановке: «Истинные христиане и с бесами могут ужиться».

В некоторых случаях мир души христианина нарушается из-за беспокойства о близких. И хотя такое беспокойство и свидетельствует о любви христианина к близким, но и здесь нужна «рассудительность» в добродетели. Надобно иметь такую веру, чтобы предавать благому Промыслу Божию не только себя, но и судьбу своих близких.

По этому поводу прп. Никодим Святогорец дает такой совет: «Надлежит тебе осмотрительно умерять горячность ревности о других, да сохранит тебя Господь в мире и покое душевном. Смотри, не потерпела бы душа твоя ущерба в своем главном – в мире сердца – от неразумных забот о пользе других».

Средством же к восстановлению мира душевного при временной утрате является нерассеянная продолжительная молитва. Даже при невзгодах и трудности жизни такая молитва всегда несет в души успокоение и умиротворение.

К миру душевному может повести и глубокое изучение Священного Писания и по нему – судеб человеческих. Тогда христианин может понять и слова архиепископа Иоанна (Шаховского) : «Лишь глубокое метафизическое недовольство этой жизнью может дать человеку душевный мир. Человек – сын великой любви, и ничто малое ему не свойственно».

Как говорит старец Силуан из Старого Афона : «Когда мир Христов придет в душу, тогда она рада сидеть, как Иов, на гноище, а других видеть в славе... От любви души она всякому человеку хочет больше добра, чем себе, и радуется, когда видит, что другим лучше, и скорбит, когда видит, что они мучаются».

Мир души – это великое сокровище христианского сердца; это стальная броня против всех невзгод, несчастий и бедствий мира, которые бессильны разбить ее и проникнуть в сердце христианина.

«Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир», – пишет ап. Иаков (Иак. 3, 18).

Умиренный духом христианин все находит в мире целесообразным и нужным, во всем видит благость Промысла Божия, он в мире с Богом, со всеми людьми, со своей совестью – он в мире со всем миром.

Более того, при достижении мира и «устроении тихом», по словам прп. Варсонофия Великого : «в христианине почивает Бог».

Как говорил Оптинский старец Никон : «Когда на душе спокойно, тогда чего же еще искать?»

Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской) : «В духовной жизни большое значение имеет самоукорение. Оно облегчает прежде всего несение скорбей. Случилось со мной что-либо скорбное. Если я не стану укорять никого, возлагать вину на другого, а сам себя обвиню, внутренне скажу, что я достоин всего скорбного, то этим самым обличу себя и без смущения, с некоторым спокойствием, перенесу для меня трудное, тяжелое, так что можно сказать: укорение себя доставляет успокоение, умиротворение нашего духа.Самоукорением подавляются, так сказать, притупляются наши страсти, наши грехи. Самоукорение для страсти – то же, что вода для огня: водой заливается огонь, самоукорением– страсти. Самоукорение развивает тонкость различения нравственно доброго от скверного, дурного, так что у кого нет самоукорения, у того притуплено познание доброго. Самоукорение развивает, укрепляет смирение, ибо кто укоряет себя, тот все, что ни случается с ним доброго, будет считать делом Божия Промысла, а злое наказанием – за грехи наши. Самоукорение ведет к взаимному миру. Если бы все укоряли себя, то водворился бы мир, все бы мирствовали друг с другом и, наоборот, – укоряя друг друга, посеваем вражду и неприязнь. Самоукорение дает нам спокойно переносить оскорбления, не чувствовать их. Самоукорение есть узда, сдерживающая проявление, движение в нас всего дурного. Самоукорению противоположно самооправдание, которое развивает в нас тщеславие, самомнение и гордость».

Понятие «психика», «душа»

Психика является результатом взаимодействия мозга с окружающей средой и представляет собой особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность. Это свойство необходимо для того, чтобы ориентироваться и активно взаимодействовать с окружающей средой, а человеку еще и для управления своим поведением. И человеку, и животным психика свойственна, высшую форму психики человека можно обозначить понятием «сознание», но оно является более узким, потому что психика содержит в себе сферу подсознания и сверхсознания («Сверх-Я»).

Термин «психика», используемый в философии, психологии, медицине, достаточно сложный, и целый ряд его определений говорит только о том, что ученым однозначно сказать, что это такое, достаточно сложно. Определенно, о чем говорят ученые, так это то, что психику просто свести к нервной системе нельзя, хотя нервная система действительно является одним из органов психики. Когда деятельность нервной системы нарушена, нарушается и страдает психика.

Психика не дается в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается, так же, как человеческая душа не появляется сама собой, если ребенок изолирован от людей. Человеческая психика формируется в ходе общения и взаимодействия с другими людьми, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Все имеющиеся на сегодняшний день определения психики связаны с внутренним миром человека, его отношением к среде обитания или внешней среде. Наиболее понятное, простое и удачное определение этого сложного термина звучит следующим образом – психика есть не что иное, как субъективный внутренний мир человека, который определяется его взаимодействием с окружающим миром.

Определение

Таким образом, психика включает в себя несколько составляющих: внешний мир, природа, её отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры и способностей.

Понятие «психика» в наше время используется вместо понятия «душа». Тем не менее, в языке сохранилось достаточно много слов и целых выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, задушевный разговор и др. С точки зрения лингвистики «душа» и «психика» одно и то же. Но по мере развития культуры и науки значения этих понятий разошлись.

Каждый человек является сугубо индивидуальным феноменом, поэтому душа каждого человека представляет собой уникальные особенности его личности. Несмотря на уникальность каждого человека, все-таки можно обобщенно говорить о человеческой душе вообще. В религии и идеалистической философии, а также в психологии понятие «душа» рассматривается как нематериальная субстанция, независимая от тела, а наука определяет душу как особый внутренний мир человека. Это тот мир, в который вкладывается содержание, информационная «начинка» личности, имеющая краткое обозначение «Я». Это личное местоимение включает определенное мировоззрение, жизненные ценности, совокупность знаний и представлений об окружающей действительности. Все эти представления усваиваются человеком в процессе его взросления, обучения и практической жизнедеятельности и определяют отношение индивида к внешнему миру.

Ни философия, ни психология при рассмотрении души не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с деятельностью его мозга, поэтому человек есть душевно-телесное психофизическое существо. Душа в форме индивидуального субъекта выражается в особенностях темперамента, характера, таланта, а имея множество модификаций, отличает одного человека от другого, поэтому своеобразие душевного склада с неповторимыми чертами определяет уникальность личности. Эмоции, чувства, нравственность, законы морали относятся к сфере души. Для психологии понятие «душа» имеет принципиальную важность, это и понятно, потому что название самой науки есть не что иное, как «наука о душе».

Для людей понятие «душа» далеко неоднозначно – одни считают, что это функция мозга, для других душа рождается вместе с телом и продолжает существовать после смерти. Таким образом, человек – это синтез души, разума и тела, внутренний мир которого ассоциируется с понятием «дух».

Понятие «внутренний мир человека»

А. Мень в человеке самым главным считал то, что нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить. Это есть психическая реальность человека, организованное содержание его психики или внутренний мир.

Еще Сократ говорил о том, что жизнь, которая не познана, не стоит того, чтобы быть прожитой.

Психологи предпринимают попытки, чтобы установить общие закономерности психологической жизни человека, но это только один из путей познания собственного внутреннего мира. Лучшим психологом этого мира является каждый человек в отдельности, потому что, осознавая себя, человек получает минимум четыре удивительные возможности:

  • Узнать себя;
  • Оценить себя;
  • Изменить себя;
  • Принять себя.

В осознавании себя огромную роль играет психология и философия, которая пытается ответить на волнующие человека главные вопросы:

  • Что есть человек?
  • Цель и смысл существования человека;
  • Роль и место человека в мире.

Вопросы психологии немного проще:

  • Устройство психики человека;
  • Психологические свойства личности;
  • Схожесть и отличие людей друг от друга;
  • Как человек думает, чувствует, действует.

Основой внутреннего, духовного мира выступает интеллект. Благодаря интеллекту человек живет, определяет свои высшие потребности, познает мир, который его окружает и себя в этом мире, формирует свои ориентиры, ставит цели и задачи.

Внутренний мир человека, таким образом, имеет сложную структуру и представлен такими элементами, как:

  • Эмоции – самый яркий компонент внутреннего мира человека. В душе человека многие переживания оставляют глубокий след благодаря испытанным эмоциям, а события, незаряженные эмоциями, забываются быстро.
  • Чувства. Они тоже являются эмоциями, но только более постоянными. Как правило, они держатся довольно долго и в меньшей степени зависят от внешней «подзарядки». Чувства могут быть связаны с конкретным человеком, предметом или каким-либо явлением.
  • Мировоззрение. Его считают главным законом формирования внутреннего мира.

К мировоззрению относятся моральные ориентиры и принципы, взгляды на жизнь. Развитие и обогащение внутреннего мира человека происходит значительно быстрее, если человек имеет целостное и логически четкое мировоззрение. Сформировать мировоззрение можно самостоятельно, ориентируясь на собственные идеалы и устремления.

Внутренний мир людей индивидуален и уникален и возникает в результате отражения мира внешнего. Внутренний мир человека и внешний мир тесно связаны и зависят друг от друга.

В результате проведенных исследований специалисты определили самые распространенные состояния психики человека, характеризующие его внутренний мир:

  • «Самовыражения Я» – размышления человека о самом себе. Это монолог (монологическое мышление) с преобладанием во внутренней речи местоимения Я;
  • «Размышление о другом». Данное состояние представляет собой диалог, где преобладает местоимение «ты». Состояние характеризуется одобрением себя с возможной мысленной самокритикой;
  • «Необъективированность мысленных образов». Субъект этого состояния сосредоточен на себе, своих достоинствах, причем собственные недостатки отвергаются. Другие участники воображаются в абстрактной форме, как бы держатся в голове;
  • «Планирование будущего». В этом состоянии человек осмысливает свои перспективы, ставит определенные для себя цели, размышляет над проблемами их реализации, планирует будущее;
  • «Фиксация на препятствии». В данном состоянии возникает ощущение одиночества и отвергается возможность взаимодействия в разрешении ситуации. Это происходит, потому что человек сосредотачивает или фиксирует свое внимание на каких-либо препятствиях и трудностях;
  • «Чувственное восприятие мира». Мысли озвучиваются в виде голосов, а все образы представляются очень ярко и контрастно;
  • «Фантазии». Состояние творческое, препятствия представляются несущественными, потому что выход обязательно можно найти, а цели являются вполне достижимыми. Человек чувствует себя активным и полным сил.

Становится вполне понятно, что внутренний мир человека тесно связан с миром внешним и является его отражением в индивидуализированной форме. Внутренний мир каждого человека формируется и наполняется через жизненный опыт, в процессе познания.

 


Читайте:



Конспект урока на тему: "Степени сравнения имен прилагательных"(6класс) Конспект урока сравнительная степень прилагательных

Конспект урока на тему:

Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Степени сравнения имен прилагательных». Цель: изучить степени сравнения имен прилагательных,...

Places of Interest in London - Достопримечательности Лондона, устная тема по английскому языку с переводом

Places of Interest in London - Достопримечательности Лондона, устная тема по английскому языку с переводом

London Attractions – Достопримечательности Лондона London"s most famous places of interest Buckingham Palace Buckingham Palace is the...

Кладбище кораблей: последняя пристань гигантов (6 фото)

Кладбище кораблей: последняя пристань гигантов (6 фото)

Индустрия утилизации старых судов в Ситакунде зародилась в 1960 году. Благодаря дешевой рабочей силе и менее строгим правилам по отношению к...

Презентация по физике на тему "электрический ток в металлах"

Презентация по физике на тему

Как уже отмечалось в прошлой главе, металлы являются самой распространенной средой, проводящей электрический ток. И носителями зарядов являются...

feed-image RSS