Главная - Еда и напитки
Особенности этнической психологии. Предмет, понятийный аппарат, проблемы и задачи этнопсихологии. Общая характеристика основных методов этнопсихологии

Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области «психологии народов», «психологической антропологии», «сравнительно-культурной психологии» и т.п.

Наличие нескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано именно с тем, что она представляет собой междисциплинарную отрасль знания. В состав ее «близких и дальних родственников» включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается «родительских дисциплин» этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой – психология.

Немного истории.

Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота , Гиппократа , Тацита , Плиния Старшего , Страбона . Так, древнегреческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в 18 в. Так, французские просветители ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории 18 в. Один из ее виднейших представителей, И.Г.Гердер , рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «душа народа» и «народный характер» и утверждал, что душу народа можно познать через его чувства, речи, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный характер.

Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д.Юм , и великие немецкие мыслители И.Кант и Г.Гегель . Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них.

Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 в. к зарождению этнопсихологиикак самостоятельной науки. Создание новой дисциплины –психологии народов – было провозглашено в 1859 немецкими учеными М.Лацарусом и Х.Штейнталем . Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов (этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание.

Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д.Кавелина , который высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям.

Рубеж 19–20 вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В.Вундта , посвятившего двадцать лет жизни написанию десятитомной Психологии народов . Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов.

Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Г.Шпетом . Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?

Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией.

Три ветви этнопсихологии.

В результате разобщенности исследователей к концу 19 в. сформировались две этнопсихологии : этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией , и психологическая, для обозначения которой используют термин кросс-культурная (или сравнительно-культурная ) психология. Решая одни и те же проблемы, этнологи и психологи подходят к ним с разными концептуальными схемами.

Различия в двух исследовательских подходах можно постичь, используя старую философскую оппозицию понимания и объяснения или современные понятия emic иetic .Эти не переводимые на русский язык термины образованы американским лингвистом К.Пайком по аналогии с фонетикой , изучающей звуки, имеющиеся во всех языках, и фонемикой , изучающей звуки, специфичные для одного языка. В дальнейшем во всех гуманитарных науках, в том числе и в этнопсихологии emic стали называть культурно-специфичный подход, стремящийся понять явления, а etic – универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход.

Основными особенностями emic подхода в этнопсихологии являются: изучение психологических особенностей носителей одной культуры со стремлением их понять; использование специфичных для культуры единиц анализа и терминов; постепенное раскрытие изучаемого явления, а, следовательно, невозможность гипотез; необходимость перестройки образа мыслей и повседневных привычек, поскольку изучение любых процессов и явлений, будь то личность или способы социализации детей, осуществляется с точки зрения участника (изнутри группы); установка на возможность столкновения с новой для исследователя формой человеческого поведения.

Предметом психологической антропологии, опирающейся на emic подход, является изучение того, как индивид действует, мыслит, чувствует в данном культурном окружении. Этововсе не означает, что культуры не сравниваются между собой, но сравнения делаются лишь после их досконального изучения, проведенного, как правило, в полевых условиях.

В настоящее время главные достижения этнопсихологии связаны именно с этим подходом. Но он имеет и серьезные ограничения, так как существует опасность, что собственная культура исследователя окажется для него стандартом для сравнения. Всегда остается вопрос: может ли он столь глубоко погрузиться в чужую, часто очень отличающуюся от его собственной, культуру, чтобы понять особенности психики ее носителей и дать их безошибочное или хотя бы адекватное описание?

Основными особенностями etic - подхода, который характерен для кросс-культурной психологии, можно считать: изучение психологической жизни индивидов двух или нескольких этносов со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство; использование единиц анализа, которые считаются свободными от влияния культуры; занятие исследователем позиции внешнего наблюдателя со стремлением дистанцироваться от изучаемых этносов; предварительное конструирование психологом структуры исследования и категорий для ее описания, выдвижение гипотез.

Предмет кросс-культурной психологии, опирающейся на etic -подход, – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кросс-культурные исследованияпроводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей у разных народов. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения людей, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей.

Наиболее очевидная из стоящих перед кросс-культурной психологией задач – проверка универсальности существующих психологических теорий. Этой задаче было дано название «перенос и проверка», так как исследователи стремятся перенести свои гипотезы на все новые этнические группы, чтобы проверить, подтверждаются ли они во многих (а желательно, во всех) культурных контекстах. Предполагается, что лишь решив эту задачу, можно придти к конечной цели – попытаться собрать и интегрировать результаты и обобщить их в подлинно универсальной психологии.

Невозможно перечислить все моменты, влияющие на надежность результатов кросс-культурных исследований. Особенно опасно, если в работах этнопсихологов проявляются тенденции этноцентризма , когда стандарты своей культуры используются в качестве универсальных. Как отмечает канадский психолог Дж. Берри, достаточно часто этноцентризм в сравнительно-культурных исследованиях можно обнаружить при выборе предмета исследования без учета особенностей одной из изучаемых культур. Например, на Западе, как правило, изучается содержание общения, тогда как для восточных культур не менее важен контекст, в котором оно протекает.

Американский этнопсихолог Г.Триандис считает, что в большинстве кросс-культурных исследований мы имеем дело с псевдо-etic подходом, поскольку их авторы не могут освободиться от стереотипов мышления своей культуры. Как правило, специфика западной культуры «налагается» на феномены других культурных систем. Для достижения надежности кросс-культурных исследований необходимо сначала выделить универсальные (etic )явления и процессы, затем проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic )методов и, наконец, сравнивать, используя etic подход. Такое комбинированное исследование требует совместных усилий психологов и этнологов, а, следовательно, создания междисциплинарной этнопсихологии. Но хотя и наметилось сближение психологической антропологии и кросс-культурной психологии, пока этнопсихология не представляет собой единого целого.

Стремясь к развитию единой этнопсихологии, не следует забывать и о третьей ее ветви – психологии межэтнических отношений , находящейся на стыке социальной психологии и социологии. В наши дни в социальном контексте роста межэтнической напряженности и непрекращающихся межэтнических конфликтов как в мире в целом, так и в России именно эта ветвь этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания. Не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители других профессий должны способствовать оптимизации межэтнических отношений хотя бы на бытовом уровне. Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать в налаживании отношений между ними, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.

Татьяна Стефаненко

Этнопсихология – это отрасль психологической науки, изучающая псих. закономерности, факторы и факты этнических общностей и этнических процессов.

Факторы - изменчивые величины, которые влияют на протекание этнического процесса и на развитие этнической общности.

Факты – информация о тех псих. явлениях, которые уже происходят в тех или иных этнических группах.

Объектом исследования этнопсихологии являются нации, национальности, национальные общности.

Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

Задачи: Выявление закономерностей тех псих. процессов, которые происходят в этносах.

Этнос – общность основанная на национальной принадлежности, на единстве культурно-исторического развития, проживающая или сформировавшаяся в определенной местности и на определенной территории. Признак этноса - культурно религиозное единство. Этносы способны создавать государства, определенные типы политических систем, играть роль титульной(ведущей) нации.

Этнос – культурно-историческое объединение людей, связанное с определенным географическим происхождением, объединенное общей культурой, религией, традициями и как правило, языком.

Этнос - устойчивая группа в рамках которой человек рождается, растет и развивается.

Этнос в целом и его различные аспекты служат основой для формирования идентичости личности.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.

Этнопсихология - междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая:

1) особенности психики людей различных народов и культур;

2) проблемы характера национального;

3) проблемы национальных особенностей мировосприятия;

4) проблемы национальных особенностей взаимоотношений;

5) закономерности формирования и функции самосознания национального, стереотипов этнических;

6) закономерности формирования сообществ, и пр.

Современная этнопсихология выделяет ряд самостоятельных направлений:

1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, процессов когнитивных, памяти, эмоций, речи и прочего (кои теоретически и методически есть неотъемлемая часть соответственных разделов психологии общей и социальной);

2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ориентации ценностных народной культуры (неразрывно связаны с соответственными разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и пр.);

3) исследования сознания этнического и самосознания (заимствуют понятийный аппарат и методы из соответственных разделов психологии социальной, изучающих установки социальные, отношения межгрупповые и пр.);

4) исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы коих ближе всего к социологии и психологии детской).

Этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая:

1) особенности психики людей различных народов и культур;

2) проблемы национальных особенностей мировосприятия;

3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений;

4) проблемы национального характера;

5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов;

6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

Объектом исследования являются нации, национальности, национальные общности.

Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

Основные направления развития современной этнопсихологической науки

Существует два основных ответвления этнопсихологии: этнологическая (психологическая антропология) и психологическая (сравнительно-культурная или кросс-культурная психология).

При этом предметом первой является систематические связи между психологическими переменными (внутренним миром человека) и этнокультурными переменными на уровне этнической общности.

Предметом же второй – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кроме того существует еще психология межэтнических отношений, которая является составной частью социальной психологии.

Ментальность как интегральный психологический признак нации

Ментальность – спектр социально-психологических явлений, отображающих духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Дает возможность анализировать психический состав людей в социальном, политическом или этническом контексте. Ментальность охватывает различные уровни социальных целостностей.

В зарубежной литературе выделяют три структурных компонента ментальности: эмоциональный (эмотивный), когнитивный , (вербальный),поведенческий (конативный).

Эмоциональный компонент включает:

1) эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и поведенческого компонентов;

2) переживания, связанные с наиболее важными вербальными элементами.

Вербальный компонент состоит из знания об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения индивидуального жизненного опыта, то есть процессов обучения. Поведенческий компонент служит импульсом актуализации элементарных фиксированных установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей.

Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных взаимоотношений… Ментальность выступает целостным выражение духовных направлений (не только религии и искусства), специфическим отображением действительности, обусловленным процессом жизнедеятельности этноса в определенном географическом, историческом или культурном пространстве.

Общая характеристика основных методов этнопсихологии

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при котором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп

К способам исследования в этнопсихологие относят общепсихологические методы:наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности. тест .

Наблюдение – изучение внешних проявлений психики представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное условие - невмешательство).

Эксперимент – активный метод. Экспериментатор создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов. Повторяя исследования при одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор может установить психические особенности. Бывает лабораторным и естественным. В этнопсихологии лучше использовать естественный. Когда существуют две конкурирующие гипотезы, применяется решающий эксперимент.Метод беседы – основан на вербальной коммуникации и имеет частный характер. Применяется в основном при изучении этнической картины мира.Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения, фольклор ).

Тесты – должны являтся подлинным показателем изучаемого явления или процесса; давать возможность изучить именно то, что исследуют, а не похожее явление; важен не только результат решения, но и сам процесс; должен исключать попытки установления предела возможностей представителей этнических групп (Минус: психолог субъективен).

Психологические характеристики основных признаков этнического самосознания.

Под национальным сознанием следует понимать «сознание принадлежности людей к нации». Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. …Язык…

Этническое самосознание может также проявляться в виде осознания субъектом своей этнической общности. Наблюдается эффект, напоминающий приобщение человека к религиозным организациям. Осознавая себя членом какой- нибудь этнической группы, человек подавляет в себе страх перед обществом в целом… Члены данной группы представляются ему близкими людьми, на них возлагаются личностные надежды индивида. Он чувствует себя уверенней и ощущает «мнимую» поддержку.

Национальные чувства. Проявление национальных чувств в экономике, политике, общественной жизни нации

Национальные чувства – производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. Формируется внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке.

Под национализмом мы понимаем:

1) определенный комплекс этнопсихологических установок;

2) систему политических идей;

3) общественное движение.

Национализм может выступать в различных формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя целой нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом.

не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей.

Национальное самосознание включает в себя такойспектр чувств как:национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа.

Структура и содержание этнической установки, ее основные функции в регуляции социального поведения и деятельности

Этнической установкой является готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Э.У. фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни этнической общности, ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального начала. Всегда бывает либо негативной, либо позитивной относительно объекта… Субъективно всегда представляется ее носителю правильной и наилучшей. Формируется отдельными индивидами и подхватывается массами. Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии.

Установка изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи.

Этнические стереотипы. Их структура и содержание

В психологии понятие стереотипа обозначает устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз).

Э.С. подразделяется на два вида: автостереотипы (мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, содержат комплекс положительных оценок) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности).

Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом. Особенностях образа жизни и пр. Кроме того Э.С. содержит ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Этнический стереотип – отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов, особенно в таких сферах деятельности как торговля, с/х, пр.

Диалектика национального и общечеловеческого в национальном характере

Национальный характер

Национальные особенности заслуживают изучения не только ради познавательного, этнографического интереса. Знание этих особенностей помогает глубже вникать в сущность современных проблем, лучше понимать причину явлений и процессов, механику взаимодействия общественных и политических сил.

Националистическая психология обладает устойчивостью и заразительностью. Однажды воспринятая психикой, она с большим трудом поддается изменению. Далее установки и стереотипы такого рода сохраняются в психике людей в виду того, что поведение, построенное при их помощи облегчает групповую солидарность. Противопоставление «мы» - «они».

Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия возникновения

Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям, (хотя можно стремиться к разным целям, но для их реализации хотеть воспользоваться одними и теми же средствами). В конфликте всегда есть осознание противника. Рождаются на основе антагонизма (комлекса негативных установок и оценок, способных привести к действиям, направленным на устранение или подчинение противника). Может выступать в форме борьбы (стремятся показать свое превосходство) и форме войны (вооруженная борьба за реализацию политических целей).

Представители биологической теории и социал-дарвинизма: «законом жизни является борьба за существование, т.е конфликты необходимы...» - теория несостоятельна. Враждебность возникает под влиянием соответствующего воспитания и имеет определенные причины социального характера. Теория географических факторов связана с претензиями, обосновывающими историческую правомерность притязаний на ту или иную территорию…

Причины возникновения – психологические, связанные с явлением «этноцентризма» (совокупности массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные), т.е. это этнические и национальные предрассудки (установки предвзятого отношения без достаточных на то оснований) и националистические настроения. Решающим фактором в возникновении предрассудков является социально-экономические условия неравенства (отсюда ксенофобия – боязнь иностранцев вообще). Процесс перемещения (направление эмоциональной реакции на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции).

Социально-психологическая сущность понятия «нация». Основные этнические и культурологические признаки нации

Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры. Общность языка – характерна, но не определяющая черта (англичане и американцы). Общность территории также не доминирующий признак (Польша в период разделов не имела государственной организации). Общность экономической жизни – не доминанта

(интересы украинского инженера отличны от интересов немецкого). Осознание своей принадлежности к определенному политическому образованию как признак нации имеет право на существование, но не более того.

Только наличие всех признаков образует понятие «нация».

Национальное сознание как фактор оптимизации совместной деятельности людей.

Под национальным сознанием следует понимать «сознание принадлежности людей к нации». Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. Наиболее существенным состоянием народа является язык.

Настоящий национальный патриотизм заключается в осмыслении естественных требований своей нации, критическом понимании требований общечеловеческого прогресса.

Основные динамические характеристики этноса

Этнос (этническая общность) – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. Близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистической группы (русские, украинцы, белорусы, поляки – славяне). Этнос – не только ныне живущие, но и предки…

Психологическая характеристика этноса, условия его происхождения и модификации

Один из первых разработчиков определения этнической общности считает, что «этническая общность есть такая общность людей, которая основана но одном или нескольких следующих видов социальных связей: общности происхождения, языка территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии.» Большинство исследователей однозначно включают в понятие этнической общности лишь наличие языка и территории.Основными признаками этнической общности по мнению В.И.Козлова являются «этническое самосознание и самоназвание, язык. Территория, особенности культуры, определенная форма социально-территориальной организации или четко выраженное стремление к созданию такой организации». Но главным, скорее всего, является не перечень признаков, а выяснение характера связей между входящими в общность людьми и преломления этих связей в сознании.

Структурные компоненты психологического состава. К.Юнг про архетипы коллективного подсознательного как основы психологического состава этноса

Внутри каждой этнической общности существуют определенные правила ее функционирования и жизнедеятельности, проявляющиеся в морали, культуре, обычаях. Это в целом формирует специфические особенности этноса, отличающие данный этнос от прочих.

То есть можно в какой то степени рассматривать психику этнической общности, как психику отдельной личности и, отсюда, предполагать, что характеристика психики этноса будет распространятся и на всех лиц, составляющих эту общность.

В однородной этнической среде проявляются индивидуальные психологические особенности ее членов, в то время как в мультиэтническом обществе более заметны этнические особенности психики отдельных индивидов.

Этнические особенности психики отдельных народов необходимо рассматривать как результат функционирования совокупности культуры, обычаев, религии и морали данного этноса. Применение типологии личности К.Г.Юнга к этническим общностям, таким образом, описывает психические особенности этноса с точки зрения психологической оценки его культуры, религии, обычаев, морали.

Концепция Юнга представляет собой отражение информационной модели сознательного и подсознательного уровня человека. Однако и общество обладает сознательным и бессознательным уровнем психики. Таким образом можно соотнести отдельный этнос с определенным психологическим типом. При этом сохраняется структурная модель: сознание (формируется общественным мнением); бессознательное (коллективное бессознательное, в которое входят, например, архетипы).

При такой типологии можно отнести норвежцев, шведов, китайцев к чувствующим интровертам, японцев – к интуитивным интровертам, африканцев – к интуитивным экстравертам, арабов – к мыслительным интровертам, арабов – к мыслительным экстравертам, англичан к ощущающим интровертам, французов к чувствующим экстравертам и пр…

Язык и национальное сознание этноса

Национальное сознание – это осознание себя членом определенной нации, относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе, как о представителе определенной нации. Наиболее существенным состоянием, принадлежащим народу, самой активной его частью с мировой культурой является язык. Язык народа обладает способностью убеждения, принуждения. Зачастую достаточно несколько слов, чтобы определить в общих чертах характер народа – носителя языка. Язык играет роль посредника для человека при восприятии им большинства важнейших черт мировых явлений и представляет собой главное средство оказания обратного воздействия на внешний мир.

Этническое самосознание как условие гармонизации и развития этноса

Этническое самосознание может также проявляться в виде осознания субъектом своей этнической общности. Наблюдается эффект, напоминающий приобщение человека к религиозным организациям. Осознавая себя членом какой- нибудь этнической группы, человек подавляет в себе страх перед обществом в целом… Члены данной группы представляются ему близкими людьми, на них возлагаются личностные надежды индивида. Он чувствует себя уверенней и ощущает «мнимую» поддержку.

Этническое самосознание может также проявляться в моменты приобщения к культуре своих предков.

Д.Чижевский о чертах украинского национального характера

Попытка характеристики украинской психики была предпринята Чижевским в его труде «Очерки по истории философии в Украине». По мнению Ч. к характеристике национального типа существует три подхода: исследование народного творчества; анализ ярчайших исторических эпох; характеритстика наиболее значительных представителей данного народа. По этим трем параметрам он делает вывод, что для украинцев характерны эмоциональность, сентиментальность, чувственность и лиризм, наиболее ярко отражающиеся в народной жизни и обрядах, своеобразии украинского юмора. Национальными чертами (позитив) являются: трудолюбие, гостеприимность, стремление к образованию, статичность в семейных отношениях, стремление к духовной жизни, уважение старших, мужество, здоровый оптимизм, стремление к независимости, универсальность.(Негатив) : взаимное непонимание, склонность к анархизму, несогласованность между словами и делами, неопределенность, обособленность, мечтательность, импульсивность, индивидуализм.

Факторы развития национального характера

Национальный характер – это сумма признаков, отличающая людей одной от людей другой национальности, комплекс физических и духовных качеств, который отличает одну нацию от другой. Это компонент психического склада нации, который определяется как система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, закрепившаяся и проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом.

Национальные особенности часто проявляются в искусстве, особенно народном (танцы и пр.)

Характер каждого народа складывается на протяжении веков под влиянием географических, климатических, социально-политических, экономических и иных факторов.

Пути преодоления этнических конфликтов

Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям, (хотя можно стремиться к разным целям, но для их реализации хотеть воспользоваться одними и теми же средствами).

Психологические причины возникновения конфликтов чаще всего выступают в виде этнических и национальных предрассудков и националистических настроений. 1. Профилактика: не культивировать нац. предрассудки.

Основные задачи этнопсихологии в современном обществе

На сегодняшний день приоритетными становятся аспекты национального возрождения. Данная приоритетность связан с практическим значением этнической психологии, обусловленным активизацией пассивного большинства населения, которое всегда помогает политической реакции одержать победу, а также в устранении торможений, препятствующих развитию стремления к свободе, которое возникает благодаря социально-политической ситуации в той или иной стране.

Изучение особенностей этносов необходимо для анализа их деятельности, воспитательной работы с ними, а также повышения уровня их деятельности, развития, а также для организации цивилизованных отношений между народами.

Исследования должны помочь гармонически сочетать общие интересы граждан с интересами каждой отдельной нации.

Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России и Украине

Начало века сопровождалось активизацией многих идей, связанных с национальным вопросом. В частности идей о превосходстве наций и т.д. (Эти идеи в будущем, например, были приняты как политическая линия фашистской Германии.). Трудно представить последствия, к котрым могли привести ошибочные заключения этнопсихологов во время нового раздела мира на сферы влияния. Дискредитацию этнопсихологии в начале века следует рассматривать как своего рода временную необходимость, с одной стороны, и политическую необходимость с другой, так как политика советского государства предусматривала интернационализм, а попытки выделения особенностей одних народов вели бы к появлению идей «господствующих наций».

Роль массовой информации в формировании этнических стереотипов

Стереотип - обозначает устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз).

Могут формироваться под влиянием средств массовой информации. Это, например, освещение какого-либо события с оценками и комментариями, которые завершают формирование установки. Мнение СМИ продолжает усиливать свое влияние на общество. Оно может переходить на личности, национальности, обычаи, нравы… Возможности формирования СМИ стереотипов не ограничены как по масштабу так и по силе. Мнение СМИ – авторитетно. Зомбирование, вытеснение собственного мнения.

Роль практического психолога в решении проблем снижения этноцентризма

Этноцентризм – совокупность массовых иррациональных представлений, являющихся психологическими образованиями массового сознания, о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные этнические группы, представляемые в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа.

На уровне индивида этноцентризм приводит к национальной и этнической замкнутости, к обострению чувствительности и повышению ранимости психики, когда речь идет о национальной или этнической группе.

Пути преодоления националистических чувств

Националистические настроения – это частный случай предметно- ориентированных общественных настроений, для которых свойственны эмоциональный характер, импульсивность и динамичность. Являются продуктом отражения всей системы экономических отношений как непосредственно, так и опосредованно – через идеологию и политику. Направленные на этническую или национальную общность они могут стать националистическими или патриотическими.

1.1. Различия в предмете этнопсихологии и других наук 4
1.2. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии 10
1.3. Методология этнической психологии как науки 13
1.4. Задачи этнической психологии как науки 17
Глава вторая. Этническая психология в России и в СССР 24
2.1. Истоки проявления интереса к этнической психологии и особенности ее зарождения в России 24
2.2. Развитие этнической психологии в России в XX веке 34
Глава третья. Историческое развитие этнопсихологических взглядов за рубежом 49
3.1. Этнопсихологические представления в древности, Средневековье и эпоху Просвещения 49
3.2. Зарубежная этнопсихология в XIX веке 54
3.3. Зарубежная этнопсихология в XX веке 59
Глава четвертая. Психологическая характеристика этнических общностей 70
4.1. Человечество. Этнос. Нация 70
4.2. Психологическая основа нации 76
4.3. Специфика межнациональных отношений людей 88
4.4. Психологические предпосылки целостности нации 94
Глава пятая. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов 101
5.1. Содержание психологии нации 101
5.1.1. Системообразующая сторона психологии нации 102
5.1.2. Динамическая сторона психологии нации 106
5.2. Свойства национальной психологии 110
5.3. Функции национальной психики 114
Глава шестая. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов 119
6.1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей 120
6.2. Своеобразие проявления национальных установок 125
6.3. Психологические особенности этнической стсреотипизации .. 133
Глава седьмая. Национально-психологические особенности представителей разных народов России 144
7.1. Русские как представители славянского этноса 145
7.2. Тюркские и алтайские народы России 150
7.3. Финно-угорские народы России 153
7.4 Буряты и калмыки 155
7.5. Представители тунгусо-маньчжурской группы народов России 158
7.6. Представители еврейской национальности 160
7.7. Народы Северного Кавказа 162
Глава восьмая. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья... 169
8.1. Украинцы и белорусы 169
8.2. Народы Прибалтики 172
8.3. Народы Средней Азии и Казахстана 178
8.4. Народы Закавказья 187
Глава девятая. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья 192
9.1. Американцы 192
9.2. Англичане 195
9.3. Немцы 198
9.4. Французы 200
9.5. Испанцы 202
9.6. Финны 204
9.7. Греки 207
9.8. Турки 209
9.9. Арабы 210
9.10. Японцы 212
9.11. Китайцы 215
Глава десятая. Психологическая специфика этнических конфликтов 218
10.1. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов 219
10.2. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения 225
Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений 234
11.1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений 235
11.2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях 238
11.3. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях 242
Глава двенадцатая. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе 246
12.1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия 248
12.2. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе 252
12.3. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей 254
Глава тринадцатая. Профессионализм в межнациональных отношениях 259
13.1. Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях 259
13.2. Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений 262
13.3. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений 271
Глава четырнадцатая. Методы изучения национально-психологических особенностей людей 280
14.1. Логика и принципы этнопсихологических исследований 280
14.2. Основные методы этнопсихологических исследований 286
14.3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований 292
14.4. Надежность этнопсихологических исследований 295
Библиография 300

Допущено
Учебно - методическим объединением по специальностям
педагогического образования в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений , обучающихся
по специальности 031000 - Педагогика и психология

УДК 159.922.4(075.8)
ББК88.5я73
К85

Рецензенты:
А. И. Крупнов;
доктор психологических наук, профессор Н. И. Конюхов
Крысько В. Г.
К85 Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.
ISBN 5-7695-0949-Х
Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллективах.
Книга может быть полезна педагогам, практическим психологам, политологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами межнационального общения.

УДК 159.922.4(075.8)
ББК 88.5я73
© Крысько В.Г., 2002
ISBN 5-7695-0949-Х
© Издательский центр «Академия», 2002

ОТ АВТОРА

Для любого человека естествен интерес к представителям других народов. Привлекают их необычный внешний облик, специфика действий, поведения и образа жизни. И мы начинаем задумываться об особенностях психологии представителей других этнических общностей, хотим их осмыслить.
Народов на земном шаре очень много, трудно изучить все их психологические характеристики и еще сложнее их сопоставить и сравнить. Трудно понять и то, как соотносятся национально-психологические черты представителей разных этнических общностей. На все эти вопросы ищет и находит ответы этническая психология - одна из интереснейших, но и сложнейших наук.
Этническая психология - еще и одна из самых молодых и перспективных наук, поскольку она может внести свой вклад в решение еще существующих сегодня межнациональных конфликтов и в строительство такого будущего мироустройства, где прогнозируемое многими учеными стирание различий между социальными группами будет происходить с учетом их национально-психологических особенностей.

Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллективах. Книга может быть полезна педагогам, практическим психологам, политологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами межнационального общения.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ И В СССР

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЗА РУБЕЖОМ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

ГЛАВА ПЯТАЯ. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СВОЕОБРАЗИЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

ГЛАВА ШЕСТАЯ. МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

Глава седьмая. Национально-психологические особенности представителей разных народов России

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 


Читайте:



Древние пирамиды на Луне, постройки аннунаков Сооружения на луне

Древние пирамиды на Луне, постройки аннунаков Сооружения на луне

Популярный уфолог Интернета, позиционирующий себя на видеохостинге YouTube под ником Streetcap1, которого в конце прошлого года российские...

Виды и размер стипендий студентам в россии

Виды и размер стипендий студентам в россии

Н.Б. Озерова, лауреат премии Президента России и Правительства России в области образования, почетный работник высшего профессионального...

Все о водороде и водородной воде

Все о водороде и водородной воде

Поговорим о химическом элементе, который лежит в основе всего нас окружающего. В таблице Менделеева водород (H) находится под атомным числом 1 и...

Творчество военных лет Твардовского А

Творчество военных лет Твардовского А

Сочинение В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи разви­тия советской страны: коллективизация, Великая Отечествен­ная война,...

feed-image RSS