Главная - История
Рабочая программа по предметам основывается на. Рабочие программы по предметам: рекомендации к составлению. Здоровья вам и творческих успехов

1. Программа учебного предмета разрабатывается детской школой искусств по различным видам искусств (далее по тексту – ДШИ) по каждому учебному предмету самостоятельно с учетом рекомендуемых Министерством культуры Российской Федерации примерных учебных планов, при этом по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (далее по тексту – предпрофессиональные программы) в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям их реализации (далее по тексту – ФГТ) и учебными планами ДШИ.
Программы учебных предметов являются частью предпрофессиональных и общеразвивающих программ.
Программы учебных предметов должны пройти обсуждение на заседаниях отделений (отделов) и методического совета ДШИ.
Программа учебного предмета разрабатывается педагогическим работником или группой педагогических работников ДШИ.
Программа учебного предмета выполняет следующие функции:
- нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков.
2. Программа учебного предмета должна содержать:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов);
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения.
3.Титульный лист программы учебного предмета должен содержать:
полное наименование ДШИ;
наименование учебного предмета с указанием наименования предпрофессиональной или общеразвивающей программы;
год разработки программы.
4. Оборотная сторона титульного листа программы учебного предмета должна содержать сведения о разработчике (разработчиках) программы и рецензентах. Рецензентов должно быть не менее двух из числа педагогических работников, один из которых может быть представителем другой образовательной организации, в том числе среднего профессионального или высшего образования, в которой реализуются профильные образовательные программы в области искусств.
На оборотной стороне титульного листа программы должны содержаться сведения о рассмотрении данной программы на заседании отделения (отдела) и методического совета, а также ее утверждении с указанием даты.
5. Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения, в котором дается характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
В пояснительнойзапискепрограммы учебного предмета также указываются:
- срок реализации учебного предмета;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, при необходимости объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия);
- форма проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная);
- цели и задачи учебного предмета.
В пояснительной записке могут быть отражены связь учебного предмета с другими учебными предметами учебного плана ДШИ (межпредметные связи), краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета и др.
6. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов) должен отражать последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета, в том числе из расчета максимальной учебной нагрузки и самостоятельной работы обучающегося (при необходимости), а также аудиторных занятий.
В ДШИ могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок, мастер-класс, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие и др.
Учебно-тематический план может быть представлен следующим образом:
№№ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
максимальная учебная нагрузка самостоятельная работа (при необходимости) аудиторные занятия

7. Раздел программы учебного предмета «Содержание учебного предмета» должен отражать объем знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимся в процессе освоения учебного предмета. При реализации предпрофессиональных программ устанавливаемый программой учебного предмета объем знаний, умений и навыков по учебному предмету основной части предпрофессиональной программы должен быть не ниже уровня, предусмотренного ФГТ.
Содержание учебного предмета должно соответствовать целям и задачам предпрофессиональных и общеразвивающих программ, в том числе:
создания условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
овладения детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
выявления одаренных детей в области соответствующего вида искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств.
Раздел «Содержание учебного предмета» должен отражатьраспределение учебного материала погодам обучения, содержать описание дидактических единиц по каждому разделу или теме учебного предмета, а также сведения о затратах учебного времени. Названия разделов и тем учебного предмета должны соответствовать учебно-тематическому плану (при его наличии).
Сведения о затратах учебного времени отражаются с учетом распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную, аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия (при необходимости).
При реализации предпрофессиональных программ аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части предпрофессиональной программы распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. При планировании самостоятельной работы обучающихся в программе учебного предмета указываются виды внеаудиторной работы, в число которых могут входить выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ. Согласно ФГТ в программах учебных предметов должно быть отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.
8. При реализации предпрофессиональных программ в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся»программы учебного предмета формулируются результаты учебного процесса в соответствии с ФГТ. Данный раздел содержит перечень знаний, умений, навыков, приобретение которых в процессе обучения должна обеспечивать программа учебного предмета.
9. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции вне зависимости от реализации ДШИ предпрофессиональных или общеразвивающих программ.
Содержание текущего контроля знаний, умений и навыков, содержание промежуточной аттестации, условия их проведения должны быть отражены в программе учебного предмета.
Формы текущего контроля (контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, творческий просмотр, творческий показ, спектакль, технические зачеты и пр.), а также формы промежуточной аттестации (контрольные уроки, зачеты и экзамены, проводимые в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, прослушивания, творческого просмотра, творческого показа, спектакля, письменных работ и устных опросов) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета.
При реализации предпрофессиональных программ оценка качества реализации учебного предмета является составной частью содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся, а также итоговую аттестацию обучающихся в случае, если по данному учебному предмету она предусмотрена ФГТ.
При планировании текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся необходимо руководствоваться Рекомендациями Министерства культуры Российской Федерации по организации промежуточной аттестации обучающихся при реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области искусств.
В соответствии с ФГТ ДШИ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся, а также создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Разрабатываемые ДШИ критерии и фонды оценочных средств должны соотноситься с содержанием программы учебного предмета.
В случае если ФГТ по учебному предмету предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, требования к ее содержанию определяются на основании соответствующих ФГТ и должны быть отражены либо в программе учебного предмета, либо в ином документе (локальном нормативном акте), который разрабатывается ДШИ самостоятельно.
10. Программа учебного предмета включает в себя раздел «Методическое обеспечение учебного процесса»,содержащий методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов организации образовательного процесса, самостоятельной работы обучающихся (при необходимости), способов достижения необходимого результата, описание тех или иных заданий и упражнений, а также перечень необходимого дидактического материала.
11. Заключительный раздел программы учебного предмета «Список литературы и средств обучения» должен содержать перечень учебной, учебно-методической, нотной и другой литературы (при необходимости - репертуарные списки), а также учебно-методических материалов, используемых при реализации и освоении учебного предмета, в том числе и для выполнения обучающимся домашнего задания.
Приложение 1
Примерная форма титульного листа программы учебного предмета.
Полное наименование образовательной организации
Наименование учебного предмета с указанием наименования дополнительной общеобразовательной программы в области искусств (предпрофессиональной или общеразвивающей)
год разработки программы
Приложение 2
Примерная форма оборотной стороны титульного листа программы учебного предмета.
«Рассмотрено»
Методическим советом
образовательной организации
____________________________
(дата рассмотрения) «Утверждаю»
Директор – ФИО
______________
(подпись)
______________________________
(дата утверждения)
Разработчик(и) – фамилия, имя, отчество, должность

Рецензент – фамилия, имя, отчество, должность
Приложение 3
Примерная структура программы учебного предмета.
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов).
3. Содержание учебного предмета.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
5. Формы и методы контроля, система оценок.
6. Методическое обеспечение учебного процесса (в том числе методические рекомендации педагогическим работникам и рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся).
7. Список литературы и средств обучения.

Учебный предмет - это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной/и в соответствии с их возрастными познаватель­ными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков (компетенций) по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и количества времени на их изучение.

Учебная программа определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов.

В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса.

Учебные программы могут быть

· типовыми,

· рабочими

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер.

На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы

В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного,технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы , учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские точки зрения на освещаемые явления и процессы. При наличии рецензии от ученых, представляющих данную предметную область, заключений, сделанных педагогами, психологами, методистами, они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента :

· первый - объяснительная записка , в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета;

· второй - собственно содержание образования : тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий;



· третий - некоторые методические указания , касающиеся глав­ным образом оценки знаний, умений, навыков.

Учебная литература

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные и методические пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник , который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для всех школ страны.

Как в действующем, так и в новом законе об образовании нет прямого определения рабочей программы по учебному предмету, но вместе с тем им устанавлива­ются ее место и значение в системе образования. Так, этот термин входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также понятия «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации, определяющей «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» (статья 2 главы 1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Понятие рабочей программы

Согласно закону об образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации, педагогическим работникам которой предоставлено «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ» . Они также обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Таким образом, рабочая программа по учебному предмету (далее – рабочая программа) является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации и представляет, по определению А.Б. Воронцова, совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.

Т.к. законом об образовании не определены требования к рабочей программе. педагог может выбрать самостоятельную форму записи, текстового варианта рабочей программы. Например, рабочая программа может быть составлена по аналогии с требованиями к типовой учебной программе, а учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учётом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Вместе с тем, как показывает педагогическая практика, на основе рекомендаций региональных методических служб рабочие программы включают следующее содержание:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  • личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  • описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
  • технологии преподавания и проверки достижения запланированных результатов;
  • рекомендуемая литература (для учителя и обучающихся).

К рабочим программам могут прикладываться различные документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Структура рабочей программы

В соответствии с означенным содержанием рабочая программа может иметь следующую структуру:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты по окончании изучения курса;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • содержание учебного предмета по годам обучения;
  • внеурочная деятельность учащихся по предмету;
  • контрольные материалы (тесты, контрольные работы, задания и др).

Возможные затруднения

Создание рабочей программы достаточно трудоемкий процесс. Основные затруднения, особенно для молодого специалиста, связаны обычно с такими проблемами:

  • описание требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели – результаты обучения;
  • необходимость пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала;
  • разработка контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.

Администрирование рабочей программы

Порядок и сроки рассмотрения рабочей программы устанавливаются локальным актом общеобразовательной организации. Они могут быть, например, такими:

  • рассмотрение проекта рабочей программы на заседании методического объединения школы (научно-методического совета школы);
  • ШМО или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочей программы;
  • при необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) соответствующих профильных кафедр учреждений высшего профессионального образования, регионального института повышения квалификации;
  • при положительном решении представление рабочей программы в администрацию общеобразовательного учреждения для утверждения;
  • рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется соответствие учебника, предполагаемого для использования из рекомендованного перечня, даты контрольных работ, их количество в классе и соответствие требованиями СанПиН, положениям локальных актов общеобразовательного учреждения;
  • после согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения.

Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания и на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Гриф согласования заместителем директора также ставится на последней странице рабочей программы (внизу слева): СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Гриф утверждения ставится на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Утверждение рабочих программ осуществляется до начала учебного года. После утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном общеобразовательном учреждении.

Делопроизводство и контроль

Один экземпляр утверждённых рабочих программ обычно хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передаётся учителю для осуществления учебного процесса.

Администрация общеобразовательной организации осуществляет контроль за реализацией и выполнением рабочих программ в соответствии с планом ВШК.

Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Конечно, задача администрации не сводится только к контролю. Главное — помочь учителю в её составлении и реализации, особо начинающему учителю, не имеющему ни практики, ни опыта в написании подобных бумаг.

Рабочая программа по учебному предмету

Нарушевич А.Г.
Рабочая программа по русскому языку

в соответствии с требованиями ФГОС
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения касается различных сторон учебно-воспитательного процесса, в том числе и составления рабочей программы по предмету. Что такое программа учебного предмета? Каковы её цель и задачи? Каковы требования новых стандартов к программам? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на примере анализа содержания закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Что такое рабочая программа?

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, предназначенный для реализации требований ФГОС к условиям и результатам образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения.

Какова основная цель рабочей программы?

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Каковы основные задачи рабочей программы?

Можно сформулировать следующие задачи, которые призвана решить рабочая программа:


  • дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Каковы функции рабочей программы?

Функции рабочей программы:


  • нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания: определяет цели образовательной деятельности, на достижение которых ориентировано проектирование педагогического процесса;

  • определения содержания образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

  • процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная: выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Кто разрабатывает рабочие программы?

Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).
Какими документами должен руководствоваться учитель, составляющий рабочую программу?

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:


    • федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;

    • основной образовательной программе основного общего образования, составной частью которой является данная рабочая программа;

    • федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждается приказом Министерства образования и науки РФ каждый год).
Опубликованные примерные программы по предметам не являются нормативными документами, но в то же время будут хорошим подспорьем для учителя, поскольку они разработаны с учетом требований ФГОС определенной ступени, а также Фундаментального ядра содержания общего образования. Так, в книге Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011 впервые описаны формы учебной деятельности школьника по каждому разделу курса. 1

Особо следует сказать о так называемых «авторских программах». Ни закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ни ФГОС не содержат этого понятия, которое широко используется в сфере образования. Обычно под «авторскими программами» или «программами в авторской редакции» понимают рабочие программы, составленные авторами широко используемых учебно-методических комплектов и отражающие специфику преподавания предмета с использованием конкретных учебников и учебных пособий. Например: Русский язык. 5-9 классы. Рабочие программы . Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. ФГОС / Тростенцова Л.А., Шанский Н.М., Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2011 ; Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. М.: Просвещение, 2011; Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2009.

Учитель, работающий по конкретному УМК, может использовать «авторскую программу»целиком или взять ее за основу, изменив не более 20 % содержания.
Каковы требования ФГОС к структуре и содержанию рабочей программы?

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 содержание образования определяют образовательные программы. Обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов призваны осуществить основные образовательные программы (ООП) , в том числе основные образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определены требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, содержательный раздел которой включает:


  1. программу развития универсальных учебных действий;

  2. программы отдельных учебных предметов, курсов;

  3. программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

  4. программу коррекционной работы.
Таким образом, программа отдельного учебного предмета (рабочая программа) является составной частью комплексного документа – основной образовательной программы, разработанной в конкретном образовательном учреждении.

В п.18.2.2. ФГОС ООО описаны требования к программам отдельных учебных предметов:

«Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Схема 1. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:


  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

  2. общую характеристику учебного предмета, курса;

  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

  5. содержание учебного предмета, курса;

  6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

  7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса» 2 .
Прокомментируем содержание основных компонентов рабочей программы.
Пояснительная записка содержит следующие сведения:

  • название, автора и год издания учебно-методического комплекта и «авторской программы», на основе которой составлена рабочая программа учебного курса (гриф Министерства образования и науки РФ «Рекомендовано » свидетельствует о том, что данная программа и учебник, соответствующий ей, прошли полную апробацию с положительными результатами, действует 5 лет, гриф «Допущено» – о разрешении на апробацию – дается на 4 года.);

  • цель и задачи учебного курса;

  • особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс;

  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса;

  • характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся;

  • специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).

Общая характеристика учебного предмета, курса.


  • Значение русского языка как учебного предмета (метапредметная роль).

  • Формируемые компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая).

  • Направленность на формирование универсальных учебных действий.

  • Реализация системно-деятельностного подхода в рамках изучения данного предмета.
Требования ФГОС к обучению русскому языку связаны с актуализацией подхода, который в современной методике преподавания русского языка существует под разными названиями: коммуникативно-деятельностный, системно-деятельностный, наконец, когнитивно-коммуникативный. Общим для всех этих концепций преподавания является поступательное движение от грамматико-правописной направленности как основного аспекта преподавания и изучения русского языка к ориентации на коммуникативное развитие личности ученика на основе изучения системы языка и речи.

Компетентностный подход в преподавании русского языка предполагает взаимосвязанное формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. При изучении каждого раздела курса учащиеся получают не только соответствующие знания, касающиеся системы и структуры языка, речи и речевой деятельности, овладевают необходимыми учебными умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают жизненно необходимые коммуникативные умения, углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В этом разделе указывается количество часов по учебному плану, который входит в состав ООП, разработанной в данном образовательном учреждении.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. (Указаны в Федеральном государственном образовательном стандарте 3 .)

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении

моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать:

Русский язык. Родной язык:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,

основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков про ведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,

расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и

фразеологии языка, основными нормами литературного языка

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных

высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как

общечеловеческую ценность.
Содержание учебного предмета, курса.

В этой части программы перечисляются дидактические единицы, т.е. термины, определения, понятия и т. п., подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины и составляющие содержание учебного предмета.

Обычно при описании содержания курса русского языка разделы группируются по трем содержательным линиям:


  1. содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

  2. содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции;

  3. содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности может включать:


  • название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения;

  • количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса;

  • виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля;

  • направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся;

  • пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов.



Тема

Кол-во часов

Тип урока

Содержание

Основные виды деятельности

Планируемый результат

Вид контроля

План

Факт

1-2

Введение. «Язык и языкознание»(§1)

2

Вводные уроки

Знакомство с учебником. Язык как система знаков и средства человеческого общения. Основные разделы языкознания (лингвистики).

Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации

Осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; красоты, богатства, выразительности языка.

Составление схемы и рассказ по ней, выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы.

Структура календарно-тематического планирования может быть определена локальным актом на уровне образовательного учреждения, управления образованием или министерства образования субъекта федерации.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса может включать:


  • литературу (основную и дополнительную);

  • дидактические материалы;

  • учебное оборудование;

  • компьютерное оборудование;

  • программное обеспечение;

  • цифровые образовательные ресурсы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Планируемые результаты изучения учебного предмета оформляются с использованием формулировок ученик научится и ученик получит возможность научиться.

Первая формулировка отражает знания и учебные действия, которые принципиально необходимы для обучения в школе и могут быть освоены подавляющим большинством учеников.

Вторая формулировка связана со знаниями и учебными действиями, которые смогут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся или которые имеют пропедевтический характер. Например:


Раздел «Морфемика и словообразование».
Планируемые результаты


Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования;

  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;

  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Оформление программы обычно конкретизируется локальными актами образовательных учреждений, поэтому целесообразно ориентироваться на требования и образцы, разработанные в конкретной школе.
Титульный лист рабочей программы обычно включает:


  • полное наименование образовательного учреждения;

  • гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);

  • название учебного курса, для изучения которого написана программа;

  • указание параллели, класса, где реализуется программа;

  • фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационную категорию;

  • название города, населенного пункта;

  • год разработки программы.

Можно предложить следующий алгоритм создания и утверждения рабочей программы учебного предмета.


  1. Выбрать учебно-методический комплект по учебному предмету («авторская» рабочая является частью УМК).

  2. Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей и задач основной образовательной программы, разработанной в данном образовательном учреждении.

  3. Определить планируемые результаты освоения программы к концу изучения курса в соответствии с требованиями, сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте, и с требованиями, сформулированными в основной образовательной программе (ООП).

  4. Сформулировать цели-ориентиры освоения учебного курса обучающимися, используя формулировки: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться» .

  5. Сформулировать цели-ориентиры формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках изучения данного учебного курса.

  6. Подготовить краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, включенных в примерную программу по учебному курсу.

  7. Определить последовательность изучения тем, рассчитать количество часов на их изучение, составить календарно-тематический план.

  8. Составить перечень дидактических, справочных материалов, используемых в образовательном процессе в рамках учебного курса.

  9. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимого для реализации рабочей программы учебного курса.

  10. Определить средства контроля освоения обучающимися рабочей программы учебного курса.

  11. Представить рабочую программу учебного курса на экспертизу внешним экспертам и (или) методическому объединению учителей русского языка и литературы образовательного учреждения.

  12. Представить рабочую программу учебного курса на утверждение руководителю образовательного учреждения.

  13. Использовать рабочую программу учебного курса в практике преподавания предмета после приказа о ее утверждении руководителем образовательного учреждения.

  14. Разместить рабочую программу учебного курса на сайте образовательного учреждения или в любом другом информационном источнике, открытом для родительской общественности.

Литература


  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. // минобрнауки.рф/документы/2974

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

  4. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. М.: Просвещение, 2011.

1 Обращаю ваше внимание на то, что на данный момент Министерство образования и науки РФ не утвердило ни одной примерной программы по предмету, так что все опубликованные примерные программы имеют статус проектов и не являются нормативными документами.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. − М.: Просвещение, 2011. С. 31.

3 См, например, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. − М.: Просвещение, 2011. С. 4-8.


Одной из важных методических проблем, связанных с содержанием обучения, является проблема отбора содержания обучения.

В настоящее время такой отбор производится с учетом цели и этапа (сертификацион­ного уровня) обучения на основе двух принципов.

Первый принцип: необходимость и достаточность содержания для достижения поставленной цели обучения. Другими словами, предназна­ченный для усвоения материал должен обеспечивать владение языком (быть достаточным) в рамках поставленной цели.

Второй принцип: доступность содержания обучения для его усвое­ния. Здесь речь идет об учете возможностей учащегося для усвоения ото­бранного для занятий материала. Завышение объема учебного материа­ла, который должен быть усвоен учащимися в отведенный программой временной интервал, или труднодоступное изложение материала отрица­тельно сказываются на его усвоении и, следовательно, являются наруше­нием требований этого принципа.

а) средства общения (фонетические, лексические, грамматические, страноведческие, лингвострановедческие);

б) знания, как такими средствами пользоваться в процессе общения ;

в) навыки и умения, обеспечивающие возможность пользоваться языком ;

г) сферы, темы, ситуации общения, в пределах которых содержание обучения может быть реализовано (предметно-со­держательная сторона общения);

д) тексты, образующие материаль­ную основу содержания обучения.

Резюме. Так, в филологическом вузе содержание обучения языку будет полнее и шире в сравнении с нефилологическим:

в каче­стве цели обучения в филологическом вузе рассматривается знание системы языка и практиче­ское владение языком в границах, близких к уровню владения языком его носителями;

в нефилологическом вузе - владение языком в границах, обеспечиваю­щих профессиональную деятельность по избранной специальности.

Смысл же его заключается в том, чтобы создать для учащихся условия, в которых они участвовали бы в деятельности общения на иностранном языке, а сама эта деятельность производилась бы в рамках конкретных жизненных ситуаций, с которыми учащиеся могут встретиться вне школы, ибо в основе коммуникативного подхода лежит не реальность самой ситуации, а реальность деятельности в данной ситуации.

Деятельность общения в межкультурной ситуации представляет собой решение различных коммуникативных межкультурных задач, включающих:

· цель общения: сообщить, убедить, возразить, расспросить ит.д.;

· партнёра по общению;

· предмет общения (его тему);

· время и место общения.

Общие положения.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

1.1. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

1.2. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

– программы по учебным предметам;

– программы элективных курсов;

– программы факультативных курсов;

– дополнительных образовательных курсов.

1.4 . Рабочая программа разрабатывается в целях:

обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;

обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

1.5. Рабочие программы составляются на основе:

– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

1.6. Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

1.7. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).

1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.

1.9. Нормативные сроки освоения рабочей программы в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «Об образовании».

2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы

2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:

– требований федеральных государственных образовательных стандартов;

– обязательного минимума содержания учебных программ;

– требований к уровню подготовки выпускников;

– объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

– познавательных интересов учащихся;

– выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:

1.Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

4. Требования к уровню подготовки выпускников;

5. Перечень учебно-методического обеспечения.

6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)

2.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:

– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);

– гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));

– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);

– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;

– предмет, курс, дисциплина (модуль);

– год составления рабочей программы.

2.4. В пояснительной записке указываются:

– сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;

– цели и задачи данной программы

– нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;

– информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;

– определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

– информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

– формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

– название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:

раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);

определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;

определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.

3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:

- наименование темы (раздела);

- содержание учебного материала (дидактические единицы);

- требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения;

- перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.

4. Требования к уровню подготовки выпускников

4.1. Структурный компонент «Требования к уровню подготовки выпускников» прописывается по окончании ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерной учебной программой и представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

5.1.Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

5.2. Используемый перечень учебно-методического обеспечения может быть классифицирован на две группы: «Литература» (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), «Оборудование и приборы» (перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).

6. Календарно-тематический план

6.1. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.

6.2. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.

6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.

6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.

В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:

- темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);

- количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);

- даты прохождения темы, раздела;

- виды, формы контроля.

6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения

Примерный календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата прохождения

Виды, формы контроля

Всего

Контрольные, практические работы и т.д.

Раздел 1. ______________

___________

___________

Резервное время

Итого по разделу:

контрольная работа

Раздел 2. ______________

___________

___________

Итого по разделу:

тест

Всего

Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.

7. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

7.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются локальным нормативным актом образовательного учреждения.

7.2. Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления образовательного учреждения (срок 1 – 30 июня), которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия , по итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления образовательного учреждения принимает решение «рекомендовать к утверждению».

7.3. По итогам рассмотрения рабочих программ органом самоуправления образовательного учреждения рабочая программа утверждается приказом образовательного учреждения (срок 1 – 30 августа).

7.4. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.

7.5. Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании соответствующего органа самоуправления образовательного учреждения , утвердив их приказом образовательного учреждения.

7.6. После утверждения приказом образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

7.7. Рабочие программы должны быть сброшюрованы (прошиты).

8. Контроль за реализацией рабочих программ

Контроль над реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля образовательного учреждения.

При составлении развернутого тематического планирования по предмету Мировая художественная культура необходимо особое внимание уделить формам организации познавательной деятельности относительно не только ученика, но и учителя. В отдельную графу выведен планируемый результат, показателями которого выступают различные виды контроля. Выполнение домашнего задания лучше планировать как поисковую форму деятельности учащихся.

Развернутое тематическое планирование

Тема

№ урока

Тип урока

Цель урока

Форма организации познавательной деятельности

Планируемый результат (формы контроля)

Поисковое домашнее задание

Учитель

Ученик

 


Читайте:



Древние пирамиды на Луне, постройки аннунаков Сооружения на луне

Древние пирамиды на Луне, постройки аннунаков Сооружения на луне

Популярный уфолог Интернета, позиционирующий себя на видеохостинге YouTube под ником Streetcap1, которого в конце прошлого года российские...

Виды и размер стипендий студентам в россии

Виды и размер стипендий студентам в россии

Н.Б. Озерова, лауреат премии Президента России и Правительства России в области образования, почетный работник высшего профессионального...

Все о водороде и водородной воде

Все о водороде и водородной воде

Поговорим о химическом элементе, который лежит в основе всего нас окружающего. В таблице Менделеева водород (H) находится под атомным числом 1 и...

Творчество военных лет Твардовского А

Творчество военных лет Твардовского А

Сочинение В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи разви­тия советской страны: коллективизация, Великая Отечествен­ная война,...

feed-image RSS