Главная - Техника
Какие 5 чувств тактильных есть. Анализаторы человека. Основное органы чувств и их функции. Видео: Что управляет нашими органами чувств: анатомия человека

Что такое запах? Мозговой штурм

Общая характеристика чувств человеческого организма

Еще Аристотель в свое время выделил пять основных чувств , с помощью которых человек существует, это: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. С помощью этих психологических инструментов человек получает первичные образы об окружающем мире, которые затем анализируются головным мозгом и дают представление о месте нахождения, а также о дальнейших действиях организма .

Органы чувств можно условно разделить на две группы: дистанционные и тактильные . К дистанционным относятся:

  • зрение ;
  • слух ;
  • обоняние .

Все образы, получаемые этими чувствами, воспринимаются человеческим организмом на расстоянии и за восприятие, а также за создание образов отвечают определенные участи мозга, таким образом, создавая сложные аналитические цепочки.

Тактильные чувства можно назвать более простыми по своему механизму действия, ведь осязание и вкус на первичной стадии анализа информации мозгом, происходят только при непосредственном контакте.

Основные характеристики слуха

Слух можно назвать одним из самых первых сенсорных чувств, которое развивается, а также начинает функционировать еще до рождения человека . В утробе матери малыш уже ощущает вибрации голосов близких людей, воспринимает музыку, шум, а также ласковые тональности в голосе мамы. Рождаясь, маленький человечек уже имеет в памяти определенную систему звуков, на которые реагирует.

Орган слуха, очень сложный механизм, который подразумевает цепочку из определенных действий. Во-первых, человеческий организм способен услышать звук мощностью до 20 кГц . Во-вторых, звук попадает в организм в виде колебаний, которые воспринимаются барабанной перепонкой, которая в свою очередь начинает вибрировать, тем самым активизируя маленькие косточки. Система молоточков – косточек уже в свою очередь передает в определенном темпе колебания барабанной перепонки, во внутреннее ухо, сообщая информацию уже слуховому нерву и затем непосредственно в мозг, который воспроизводит в памяти ассоциацию соответствующую полученной информации.

К примеру, в мобильном телефоне множество мелодий, которые соответствуют определенному оппоненту, при каждом звонке человеку не обязательно смотреть на экран телефона, он и так знает имя звонившего, потому что в памяти имеется ассоциация мелодии с определенным лицом. Или человек слышит хлопок, он инстинктивно поворачивается либо пригибается, потому что резкий звук ассоциируется с опасностью. Таких примеров можно привести множество, но результат будет один, орган слуха дает человеку возможность воспроизвести ассоциируемый образ , который предоставит информацию о происходящем вокруг.

Основные характеристики зрения

Как и другие органы чувств, зрение начинает развиваться еще в утробе матери, но из-за отсутствия информации, а именно зрительных ассоциаций, орган зрения считается недоразвитым . Конечно, малыш после рождения видит, он способен реагировать на свет, на движение объектов, но нет информации, которая бы соотносила увиденные образы.

Зрение считается одним из основных чувств, которое дает человеку 90% информации об окружающем мире и конечно зрительная система в сравнении с другими чувствами считается самой сложной. Во-первых, зрительный орган не только воспроизводит объект, он попутно сообщает еще множество сопутствующих данных, к примеру, размер, цвет, место расположения, расстояние, это действие самого процесса. Затем все данные передаются в головной мозг с искажениями и ошибками, которые мозг исправляет или дополняет с помощью уже имеющейся информации.

К примеру, увидев мяч, человек скажет, что это игрушка, мозг же выдаст информацию о круглом предмете, допустим красного цвета, которым можно играть. Неосознанно в доли мгновения человек получит переработанную информацию на основании ранее полученного опыта . Или допустим, на водной глади вдалеке человек увидит маленькую точку, которую, имея предыдущий зрительный опыт, преобразует в лодку или корабль.

Основные характеристики обоняния

Орган обоняния, так же как и другие органы чувств развивается еще в утробе матери, но естественно из-за околоплодных вод ощущать запахи ребенок не может, соответственно к моменту рождения не имеет ассоциационной информации. Но вот после рождения уже через 10 дней он может по запаху определить присутствие матери рядом.

Конечно, орган обоняния нельзя в полной мере назвать одним из важнейших чувств, так как информация, получаемая посредством обоняния, по сравнению с другими органами, представлена в небольшом объеме. Тем не менее, даже несколько молекул на слизистой оболочке носа способны возродить в памяти человека множество воспоминаний посредством ассоциации между запахом и определенным . Возможно именно потому, что обоняние тесно связано с психологическим восприятием окружающей среды оно и считается самым загадочным и непредсказуемым человека.

Британскими учеными был проведен интересный эксперимент. В незнакомой обстановке, которая у многих людей вызывает дискомфорт, человек ощутил незнакомый аромат, который не был неприятным и в тоже время не вызывал восторга. В результате при повторном обонянии предложенного ранее запаха у человека стало портиться настроение, и проявился упадок сил. Посредством этого эксперимента было доказано, что, несмотря на то, что в основе обоняния лежат организма, результатом служат все психологические ассоциации .

Основные характеристики вкуса

  • Чувство вкуса развивается, а также начинает функционировать уже в утробе матери, когда малыш пробует околоплодные воды и ощущает вкус той пищи, которую принимает мама. Ученые провели интересный эксперимент, будущим мамам за два месяца до родов было предложено каждый день кушать конфеты с определенным вкусом, к примеру, малиновым. После рождения дети в череде предложенных ягод первыми узнали именно вкус малины;
  • В основе восприятия вкуса, так же как и запаха лежат химические реакции организма. Как известно вкуса служит язык, который покрыт вкусовыми луковицами, также за определения вкуса отвечают: задняя стенка глотки, небо и надгортанник. Полученная посредством луковиц с помощью языкоглоточного и лицевого нерва в головной мозг, где уже происходит соотношение имеющего опыта и соответственно полученной информации;
  • К примеру, ранее считалось, что человек определенными участками языка может ощущать только четыре вкуса, а именно горький, соленый, кислый и сладкий, но современные люди способны идентифицировать уже и ряд других вкусов, таких как мятный, щелочной, терпкий и металлический. Это вызвано не прогрессивным развитием вкусовых качеств человека, а всего лишь наличием большей информации, механизм действия остался прежний. Вкусовые луковички раздражаются при воздействии разных вкусов, а мгновенно выдает соответствующую информацию.

Основные характеристики осязания

  • Конечно осязание, так же как и другие чувства развиваются еще до рождения. Малыш с большим удовольствием щупает самого себя, пуповину и животик мамы. Таким образом он получает информацию об окружающей обстановке ведь остальные органы чувств ему еще не помогают. После рождения возможности осязания значительно увеличиваются, ведь теперь окружающий мир можно не только ощутить, но и увидеть, услышать и попробовать, а значит, и присвоить определенные ассоциации;
  • В основе чувства осязания лежат тактильные ощущения, которые воспроизводят полученную информацию с помощью нервных окончаний расположенных под кожей и в мышцах. О качестве получает информацию несколькими способами, путем давления, вибрации или ощущения текстуры объекта. В свою очередь мозг воспроизводит ассоциацию согласно полученной информации;
  • К примеру, для того чтобы определить на ощупь клочок ваты, человек не обязательно должен его видеть. С помощью прикосновения он почувствует мягкость и пошлет соответствующий сигнал в мозг, который воспроизведет соответствующий образ;
  • Однако с помощью осязания или другого чувства весь окружающий мир оценить не возможно для этого нужны все пять чувств в комплексе, которые являются системой воспроизведения окружающей обстановки с помощью ассоциационных реакций помогающей человеку существовать.

Появилась, благодаря медитации провидцев, истинных риши. Тысячелетиями их учения передавались устно от учителя к ученику, и позже эти учения стали предметом мелодичной санскритской поэзии. Хотя многие из этих текстов были со временем утеряны, большая часть аюрведического знания сохранилась.

Эта мудрость, берущая начало в Космическом Сознании, была воспринята сердцами риши. Они постигли, что сознание — это энергия, проявленная в пяти основных принципах или элементах: эфир (пространстве), воздух, огонь, вода и земля. В основе Аюрведы лежит эта концепция пяти элементов.

Риши постигли, что вначале мир существовал в виде непроявленного сознания. Из этого всеобщего сознания проявился беззвучный звук «АУМ», как тонкая космическая вибрация. Из этой вибрации первым возник элемент эфира.

Затем этот элемент эфира начал двигаться, и это тонкое движение создало воздух, который является подвижным эфиром. Движение эфира способствовало возникновению трения, которое генерировало теплоту. Частицы тепловой энергии соединились в форму интенсивного свечения, и из этого света проявился элемент огня.

Итак, эфир преобразился в воздух, и это был тот же эфир, который позже проявился в виде огня. Обычно от теплоты эфирные элементы растворяются и разжижаются, проявляя элемент воды, и затем затвердевают, формируя молекулы земли. Таким образом, эфир проявлен в четырех элементах: воздухе, огне, воде и земле.

Из земли были созданы все оригинальные живые тела, включая растительное и животное царства, а также человек. Земля также содержится в неорганических субстанциях, включающих в себя царство минералов. Таким образом, вся материя рождена из лона пяти элементов.

Во всей материи существуют эти 5 элементов. Вода — классический пример, доказывающий это: твердое состояние воды — лед — проявление принципа земли. Скрытое тепло (огонь) во льду, растапливает его, проявляя воду, и затем происходит превращение в пар, указывающее на принцип воздуха.

Пар исчезает в эфире, или пространстве. Таким образом, в одной субстанции присутствуют 5 основных элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля.

Все 5 элементов возникают из энергии, исходящей из Космического Сознания, все 5 присутствуют в материи повсюду во Вселенной. Таким образом, энергия и материя представляют единое начало.

Человек, как микрокосм

Человек является микрокосмосом. Так же, как 5 элементов находятся повсюду в материи, также они существуют в каждом человеке. В человеческом теле много мест, где проявлен элемент эфира. Например, пространство есть во рту, в носу, в кишечно-желудочном тракте, дыхательных путях, животе, грудной клетке, капиллярах, лимфе, тканях и клетках.

Пространство в движении называется воздухом.

Воздух — второй космический элемент, элемент движения. В человеческом теле воздух проявляется в многообразных движениях мышц, пульсации сердца, расширении и сокращении легких, в движениях стенок желудка и кишечного тракта.

Под микроскопом можно видеть, что даже клетка пребывает в движении. Реакцией на раздражение является движение нервных импульсов, проявляющихся в сенсорном и моторном движениях. Все движения центральной нервной системы целиком управляются воздухом.

Третий элемент — огонь. Источником огня и света в солнечной системе является солнце. В теле человека источник огня — это обмен веществ, метаболизм. Огонь действует в системе пищеварения. Огонь проявляется, как интеллект в сером веществе клеток мозга.

Огонь проявляется также в сетчатке глаза, воспринимающей свет. Таким образом, температура тела, процесс пищеварения, мышление и способность видеть — все это функции огня. Весь метаболизм и ферментная система контролируются этим элементом.

Вода — четвертый важный элемент в теле. Она проявляется в секреции желудочного сока и слюнных желез, в слизистых оболочках, в плазме и протоплазме. Вода жизненно важна для функционирования тканей, органов и различных систем тела.

Например, обезвоживание организма, в результате рвоты и поноса, должно быть устранено немедленно для спасения жизни пациента. Так как вода столь жизненно важна, вода в теле называется Водой Жизни.

Земля — пятый и последний элемент космоса, который присутствует в микрокосмосе. Жизнь становится возможна на данном уровне, потому что земля держит все живое и неживое на своей поверхности.

Твердые структуры тела — кости, хрящи, ноги, мускулы, сухожилия, кожа и волосы — все произошло из земли.

Чувства (восприятия)

Эти 5 элементов проявляются в функциях пяти чувств человека, так же, как и в его физиологии. Эти элементы непосредственно связаны со способностью человека воспринимать окружающий его мир. Через органы чувств они также связаны с пятью действиями, соответствующими функциям сенсорных органов.

Основные элементы: эфир, воздух, огонь, вода и земля — связаны со слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием, соответственно.

Эфир является посредником, передающим звук. Этот эфирный элемент связан с функцией слуха. Ухо, орган слуха, выражает действие через органы речи, которые придают смысл человеческому звуку.

Воздух связан с чувством осязания; органом осязания является кожа. Органом, передающим чувство осязания, является рука. Кожа на руке очень чувствительна, рука наделена способностью держать, давать и принимать.

Огонь, проявленный, как свет, тепло и цвет, связан со зрением. Глаз, орган зрения, управляет ходьбой и, таким образом, связан с ногой. Слепой человек может ходить, но без выбора направления. Глаза дают направление действиям при ходьбе.

Вода связана с органом вкуса — без воды язык не может ощущать вкус. Язык тесно связан с функциями гениталий (пенис и клитер). В Аюрведе пенис или клитер считаются низшим языком, а язык во рту — высшим языком. Человек, контролирующий высший язык, естественно контролирует и низший язык.

Элемент земля связан с чувством обоняния. Нос, орган обоняния, функционально связан с действиями ануса, органа выделения. Эта связь проявляется у человека, имеющего запор или нечистую прямую кишку, — у него дурное дыхание, его обоняние притуплено.

Аюрведа относится к телу человека и его чувственным ощущениям, как к проявлению космической энергии, выраженной в пяти основных элементах. Древние риши постигли, что эти элементы берут начало из чистого Космического Сознания.

Аюрведа стремится дать возможность каждой индивидуальности привести свое тело в совершенную и гармоничную связь с этим Сознанием.

5 элементов, органы чувств и их действия

элемент чувства органы чувств действие орган действия
Эфир Слух Ухо Речь Органы речи (язык, голосовые связки, рот)
Воздух Осязание Кожа Держание Рука
Огонь Зрение Глаза Ходьба Нога
Вода Вкус Язык Воспроизведение Гениталии
Земля Обоняние Нос Выделение Анус

Органы чувств человека: основные органы, за что отвечают, как связаны с мозгом. Правила гигиены.

Благодаря наличию органов чувств мы можем без затруднений адаптироваться в окружающем нас мире. То, что дается от рождения и присутствует у нас всю жизнь мало цениться, и если вдруг по какому либо несчастному случаю, мы лишаемся одного или нескольких чувств — мы лишаемся частички себя. К сожалению, нас не всегда с детства рассказывают о том насколько это важно, но если вы читаете эту статью, значит, вы, как и мы решили заботиться о самом важном в мире — о своем организме!

Давайте на секунду задумаемся о своих ощущениях:

  • Закройте глаза и представьте, как живут люди, которые не имеют такого природного дара;
  • Представьте, что вы не слышите, запахав еды, аромата цветов и восхитительных ароматов любимых членов семьи;
  • Задумайтесь, если бы вы больше не смогли ощутить вкус любимого блюда, напитка;
  • Представьте, что вы погружаете руку в воду, она начинает покрываться волдырями, но вы не понимаете почему.

И это лишь малый перечень того, какие ограничения испытывают люди, у которых плохо работают или вовсе не работают некоторые органы чувств.

Что такое органы чувств человека?

Органы чувств человека это те самые органы при помощи, которых человек взаимодействует с окружающим миром. При помощи органов чувств человек может осознавать, что ожидает его в тот или иной момент при соприкосновении с окружающим миром, познавать его и получать наслаждение от жизни.

Сколько основных органов чувств у человека и сколько всего органов чувств?

В настоящее время учеными утверждено шесть чувств человека, но постоянно ведутся споры о том, что чувств у человека намного больше и это лишь сжатое понятие.

В перечень органов чувств человека входят:

  • Уши (благодаря ушам мы слышим звуки, а также вибрации);
  • Глаза (благодаря глазам мы видим);
  • Язык (благодаря этому органу мы ощущаем вкус и температуру всего что поглощаем);
  • Нос (нос помогает нам слышать запахи и ароматы);
  • Кожные покровы (они предоставляют тактильные ощущения, осязание, чувство боли и температуры окружающего мира);
  • Вестибулярный аппарат (благодаря этому органу чувств мы осознаем свое место в пространстве, сохраняем равновесие и ощущаем вес, положение).

5 основных органов чувств — вкус, зрение, слух, осязание, обоняние: их основные функции и значение

В этом разделе хотелось бы уделить внимание каждому из органов чувств по отдельности и выделить их значимость для жизни человека.

Глаза . При помощи зрения мы получаем в среднем около 90% информации. Зрачки, при помощи которых мы видим, закладываются еще в эмбрионе и продолжают развиваться до самого рождения непосредственно связанными с мозгом.

Зрение, а точнее зрительный анализ состоит из нескольких функций:

  • Глазные яблоки;
  • Зрительные нервы;
  • Подкорковые центры;
  • Высшие зрительные центры в затылочных зонах.

Представляете, какой долгий путь проходит сигнал за одно мгновение, чтобы мы видели и обрабатывали информацию в реальном времени без задержек? Как быстро глазные яблоки, распознав сигнал, передают его в мозг, а мозг моментально анализирует и выдает реакцию от увиденного.

Помимо этого глазные яблоки идеальный и уникальный в своем роде оптический прибор. Благодаря этому мы можем видеть на различных расстояниях, а также умеем видеть как всю картину в целом (например, комнату) так и мельчайшую деталь (например, царапину на мебели).

Принцип работы глаз весьма прост и в то же время весьма сложен: свет, проходя через роговицу глаза, преломляется и преломленный проходит через хрусталик, где вновь преломляется и стремиться к стекловидному телу, где сходится в фокусе на сетчатке глаза. Звучит сложно, но это необходимо знать, чтобы понимать, что острота зрения напрямую зависит от роговицы и хрусталика, а точнее их возможности в идеально преломлять свет.

Но и это не все! Глаза благодаря мышцам расположенным в них умеют двигаться в разные стороны, что значительно увеличивает скорость зрения, а также снимает нагрузку с позвоночника.


Органы вкуса . Этот орган отвечает за вкусовые рецепторы, благодаря которым человек может оценить пищу, которую он употребляет. Это защищает человека при приеме испорченных продуктов, позволяет насладиться новыми и хорошо знакомыми вкусами, а также сообщает головному мозгу наиболее приемлемые вкусы, а следовательно, в последствии мозг сигнализирует какую именно пищу он желает употребить.


Существует заблуждение, что за вкус отвечает язык, но почему то забывают рассказать о том что специальные соски и луковицы расположены не только на языке, но и на небе, надгортаннике, а также на верхней части пищевода.

Интересный факт: язык разделяется на несколько зон, которые определяют наилучшим образом тот или иной вкус. Но даже если зона не отвечает за данный вкус, это не значит что она его не почувствует, просто не настолько ярко. Пример: боковые дуги языка наиболее ярко ощущают горькое, но это не значит что остальной язык, небо и гортань не почувствуют перец.

Стоит обратить внимание, что органы вкуса тесно взаимосвязаны с органами обаяния. При простудных и вирусных заболеваниях вкусовые привычки могут значительно меняться и то, что доставляло наслаждение, может вызывать стойкое отвращение. После выздоровления ситуация стабилизируется и вернется в прежнее состояние.

Уши . Считается, что сложнее всего адаптироваться в мире людям, у которых сложности со зрением и слуховым аппаратом. Действительно, в нашем стремительном мире достаточно сложно прожить без острого слуха и поэтому важно тщательно заботиться о том, что дала нам природа.

Ухо состоит из трех взаимосвязанных частей: наружное, внутреннее и среднее. Наружное это знакомая всем раковина, которая так же индивидуальна у всех, как и отпечатки пальцев. Оно отвечает за локализацию звука, а также четко определяет источник звука.


В наружном проходе, которое идет от наружного уха к внутреннему органу, расположены сальные железы, которые вырабатывают ушную серу. Именно она, постоянно выходя наружу предотвращает засорение внутреннего уха. За ней следует барабанная перепонка, реагирующая на звуковые колебания. Далее следует барабанная полость — основа среднего уха. В этой полости расположились молоточек стремя и наковальня соединенное в единое целое. После них расположена улитка и полукруглые каналы, которые отвечают за равновесие.

Итак, слуховые волны ловятся наружным ухом, перемещаются в барабанную перепонку, с нее к трем слуховым косточкам и далее в улитку, от улитки идет раздражение к слуховому нерву и мозг воспринимает услышанное.

Органы осязания . Большинство даже не осознает, какую важную роль выполняет данная функция организма. Насколько нам важно понимать мы соприкасаемся с горячим или холодным, с гладким, шероховатым, мягким или твердым. Именно тактильные ощущения приносят эндорфины (гормоны радости) при соприкосновении с любимым человеком. Прикосновение к любимой вещи, животному и даже внешнему миру может сказать нам не меньше чем зрение! Обратите внимание что дети, у которых еще не накопилось достаточно жизненного опыта ко всему прикасаются и именно через прикосновение изучают мир и набираются того самого опыта.


Но стоит обратить внимание, что кожные покровы (именно они выступают органами осязания) исключительно «ловят» сигналы и передают их в мозг, а мозг уже проанализировав, сообщает о том, что почувствовали наши пальчики.

Нос или органы обоняния . В носовых ходах небольшую часть занимают обонятельные клетки. По форме клетки напоминают множество мельчайших волосков и при движении они улавливают тонкости всевозможных ароматов и запахов. Как и в случае осязания клетки обоняния ловят ароматы и передают сигнал в мозг, который уже обрабатывает информацию. Передаются сигналы таким образом: обонятельные клетки улавливают аромат и через ольфакторные нити и луковицы передают в центры головного мозга. Обоняние может временно притупляться при вирусно-респираторных заболеваниях и восстанавливаться в течение нескольких дней после выздоровления. В ином случае необходима помощь врачей.


Язык — какой орган чувств?

Язык, вместе с гортанью, небом и остальными частями ротовой полости относиться к органам вкуса. Детальнее об органах вкуса мы разобрали в разделе выше.


Какие органы чувств у человека отсутствуют?

У многих людей возникает вопрос, какие же органы чувств у человека отсутствуют? Для фантастов это просто благородная почва для создания супергероев или напротив злодеев. Мы выделили самые популярные органы чувств, которые отсутствуют у человека, но если бы они были, человеку жилось на порядок комфортнее.

  • Возможность улавливать ультразвуки — уникальный дар летучих мышей;
  • Четкое зрение в темноте — возможности кошек и не только восхитительны!
  • Электрорецепторы которыми одарены скаты и акулы;
  • Боковая линия рыб — идеальная чувствительность в пространстве что способствует как выживанию, так и охоте;
  • Термолокаторы которыми одарены змеи.

Это лишь малый перечень возможностей окружающего мира, которыми нас природа не одарила или же мы их утратили в процессе эволюции.

Органы чувств и головной мозг, нервная система: как взаимосвязаны?

Каждый орган чувств напрямую связан нервными окончаниями с головным мозгом и непрерывно подает сигналы. Мозг в свою очередь анализирует сигналы и выдает готовую информацию. Стоит обратить внимание, что мозгу крайне редко передается сигнал лишь одного органа чувств и чаще всего комплексно. Так, например, ребенок заходит на кухню и видит еду (зрение), слышит голос мамы «Садись кушать», ощущает аромат пищи, садясь за стол соприкасается со столовыми предметами (сигнал о том что сейчас будет поступать пища), и к моменту когда мама поставит тарелку на стол ребенок, скорее всего, знает какое блюдо будет на вкус.

Как органы чувств помогают человеку ориентироваться в мире?

Видели вы новорожденного котенка, как он тыкается в разные стороны, не понимая еще как ориентироваться в пространстве. Так и человек без органов чувств перемещался бы в пространстве не понимая где он и как добраться до нужного места, что нужно сделать чтобы не попасть в беду.

Например, чувство равновесия помогает человеку понимать, где земля, а где небо даже в комнате без единого окна. Также человек четко ориентируется благодаря этому чувству в пространстве, передвигаясь в желаемое направление без травм.

Органы слуха помогают услышать не только разговоры с семьей, но и звук движущегося транспорта, бегущего животного и т.д. Проанализировав данный звук человек может верно сориентироваться даже если он еще не видит данный объект.

Зрение в современной жизни один их ключевых органов чувств, ведь наш социум создан таким образом, что 99% информации мы получаем визуально. Согласно статистики люди с нарушениями зрения ограничены в современном мире наиболее сильно.

Благодаря осязанию и обаянию человек не только испытывает наиболее яркие и приятные эмоции, а еще может защититься от опасностей нашего мира. Так например отталкивающие запахи нам сигнализируют о том что пища уже не пригодна для употребления до того момента как попадет на язык. Запах дыма, гари зачастую спасает людей от пожаров и позволяет быстро потушить или покинуть помещение на стадии возгорания.

Правила гигиены основных органов чувств

Для того чтобы органы чувств служили нам верой и правдой долгие годы мы должны ответить им заботой и регулярным уходом. Ниже мы приводим основные правила гигиены для органов отвечающих за чувства.

  • Орган осязания: все наши кожные покровы нуждаются в ежедневной очистке (душ или ванна), по необходимости увлажнении и питании. Особое внимание стоит уделять ладоням и ступням, так как именно на их покровах расположено максимальное количество рецепторов передающих важнейшую информацию головному мозгу;
  • Орган обоняния: по мере необходимости требуется выполаскивать и вычищать носовые полости от загрязнения и выделяемых организмом веществ. В случае заболевания лечить согласно рекомендаций врача;
  • Органы вкуса: ротовая полость нуждается в ежедневной очистке зубов, по необходимости чистки стоматологическими нитками, а также полоскания ротовой полости утром и вечером, а также после каждого приема пищи;
  • Органы слуха: если в ушах нет проблем, то чистка наружного уха должна производиться после мытья готовы ватными тампонами или специальными палочками. В остальных случаях по мере необходимости необходимо вычищать серу, но исключительно на входе в ухо, глубже, как и ушные пробки должен вычищать исключительно врач ЛОР;
  • Глаза: вместе с кожными покровами глаза необходимо умывать утром и вечером, в случае ношения контактных линз — очищать их согласно инструкции. По мере возникновения слезоточивости, жжения или других неприятных ощущениях в глазах рекомендуется незамедлительно обращаться к врачу.

Видео: Что управляет нашими органами чувств: анатомия человека?

Органы чувств - это анатомические образования, которые воспринимают внешние раздражения (звук, свет, запах, вкус и др.), трансформируют их в нервный импульс и передают его в головной мозг.

Живой организм постоянно получает информацию об изменениях, которые происходят за его пределами и внутри организма, а также из всех частей тела. Раздражения из внешней и внутренней среды воспринимаются специализированными элементами, которые определяют специфику того или иного органа чувств и называются рецепторами.

Органы чувств служат живому организму для взаимосвязи и приспособления к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды и ее познания.

Согласно учению И. П. Павлова, каждый анализатор является сложным комплексным механизмом, который не только воспринимает сигналы из внешней среды, но и преобразует их энергию в нервный импульс, проводит высший анализ и синтез.

Каждый анализатор представляет собой сложную систему, которая включает следующие звенья: 1) периферический прибор, который воспринимает внешнее воздействие (свет, запах, вкус, звук, прикосновение) и преобразует его в нервный импульс; 2) проводящие пути, по которым нервный импульс поступает в соответствующий корковый нервный центр; 3) нервный центр в коре большого мозга (корковый конец анализатора). Все анализаторы делятся на два типа. Анализаторы, осуществляющие анализ и синтез окружающей среды, называются внешними или экстерорецептивны-ми. К ним относятся зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный и др. Анализаторы, осуществляющие анализ явлений, которые происходят внутри организма, называются внутренними или интерорецептивными. Они дают информацию о состоянии сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, органов дыхания и др. Одним из главных внутренних анализаторов является двигательный анализатор, который дает информацию в мозг о состоянии мышечно-суставного аппарата. Его рецепторы имеют сложное строение и расположены в мышцах, сухожилиях и суставах.

Известно, что некоторые анализаторы занимают промежуточное положение, например вестибулярный анализатор. Он находится внутри организма (внутреннее ухо), но возбуждается внешними факторами (ускорение и замедление вращательных и прямолинейных движений).

Периферическая часть анализатора превращает определенные виды энергии в нервное возбуждение, при этом для каждого из них существует собственная специализация (холод, тепло, запах, звук и т. д.).

Таким образом, при помощи органов чувств человек получает всю информацию об окружающей среде, изучает ее и дает соответствующий ответ на реальные воздействия.

Орган зрения

Орган зрения - один из главных органов чувств, он играет значительную роль в процессе восприятия окружающей среды. В многообразной деятельности человека, в исполнении многих самых тонких работ органу зрения принадлежит первостепенное значение. Достигнув совершенства у человека, орган зрения улавливает световой поток, направляет его на специальные светочувствительные клетки, воспринимает черно-белое и цветное изображение, видит предмет в объеме и на различном расстоянии.

Орган зрения расположен в глазнице и состоит из глаза и вспомогательного аппарата (рис. 144).

Рис. 144. Строение глаза (схема):

1 - склера; 2 - сосудистая оболочка; 3 - сетчатка; 4 - центральная ямка; 5 - слепое пятно; 6 - зрительный нерв; 7- конъюнктива; 8- цилиар-ная связка; 9-роговица; 10-зрачок; 11, 18- оптическая ось; 12 - передняя камера; 13 - хрусталик; 14 - радужка; 15 - задняя камера; 16 - ресничная мышца; 17- стекловидное тело

Глаз (oculus) состоит из глазного яблока и зрительного нерва с его оболочками. Глазное яблоко имеет округлую форму, передний и задний полюсы. Первый соответствует наиболее выступающей части наружной фиброзной оболочки (роговицы), а второй - наиболее выступающей части, которая находится латеральное выхода зрительного нерва из глазного яблока. Линия, соединяющая эти точки, называется наружной осью глазного яблока, а линия, соединяющая точку на внутренней поверхности роговицы с точкой на сетчатке, получила название внутренней оси глазного яблока. Изменения соотношений этих линий вызывают нарушения фокусировки изображения предметов на сетчатке, появление близорукости (миопия) или дальнозоркости (гиперметропия).

Глазное яблоко состоит из фиброзной и сосудистой оболочек, сетчатки и ядра глаза (водянистая влага передней и задней камер, хрусталик, стекловидное тело).

Фиброзная оболочка - наружная плотная оболочка, которая выполняет защитную и светопроводящую функции. Передняя ее часть называется роговицей, задняя - склерой. Роговица - это прозрачная часть оболочки, которая не имеет сосудов, а по форме напоминает часовое стекло. Диаметр роговицы - 12 мм, толщина - около 1 мм.

Склера состоит из плотной волокнистой соединительной ткани, толщиной около 1 мм. На границе с роговицей в толще склеры находится узкий канал - венозный синус склеры. К склере прикрепляются глазодвигательные мышцы.

Сосудистая оболочка содержит большое количество кровеносных сосудов и пигмента. Она состоит из трех частей: собственной сосудистой оболочки, ресничного тела и радужки. Собственно сосудистая оболочка образует большую часть сосудистой оболочки и выстилает заднюю часть склеры, срастается рыхло с наружной оболочкой; между ними находится околососудистое пространство в виде узкой щели.

Ресничное тело напоминает среднеутолщенный отдел сосудистой оболочки, который лежит между собственной сосудистой оболочкой и радужкой. Основу ресничного тела составляет рыхлая соединительная ткань, богатая сосудами и гладкими мышечными клетками. Передний отдел имеет около 70 радиально расположенных ресничных отростков, которые составляют ресничный венец. К последнему прикрепляются радиально расположенные волокна ресничного пояса, которые затем идут к передней и задней поверхности капсулы хрусталика. Задний отдел ресничного тела - ресничный кружок - напоминает утолщенные циркулярные полоски, которые переходят в сосудистую оболочку. Ресничная мышца состоит из сложнопереплетенных пучков гладких мышечных клеток. При их сокращении происходят изменение кривизны хрусталика и приспособление к четкому видению предмета (аккомодация).

Радужка - самая передняя часть сосудистой оболочки, имеет форму диска с отверстием (зрачком) в центре. Она состоит из соединительной ткани с сосудами, пигментных клеток, которые определяют цвет глаз, и мышечных волокон, расположенных радиально и циркулярно.

В радужке различают переднюю поверхность, которая формирует заднюю стенку передней камеры глаза, и зрачковый край, который офаничивает отверстие зрачка. Задняя поверхность радужки составляет переднюю поверхность задней камеры глаза, ресничный край соединяется с ресничным телом и склерой при помощи гребенчатой связки. Мышечные волокна радужки, сокращаясь или расслабляясь, уменьшают или увеличивают диаметр зрачков.

Внутренняя (чувствительная) оболочка глазного яблока - сетчатка - плотно прилегает к сосудистой. Сетчатка имеет большую заднюю зрительную часть и меньшую переднюю «слепую» часть, которая объединяет ресничную и радужковую части сетчатки. Зрительная часть состоит из внутренней пигментной и внутренней нервной частей. Последняя имеет до 10 слоев нервных клеток. Во внутреннюю часть сетчатки входят клетки с отростками в форме колбочек и палочек, которые являются светочувствительными элементами глазного яблока. Колбочки воспринимают световые лучи при ярком (дневном) свете и являются одновременно рецепторами цвета, а палочки функционируют при сумеречном освещении и играют роль рецепторов сумеречного света. Остальные нервные клетки выполняют связующую роль; аксоны этих клеток, соединившись в пучок, образуют нерв, который выходит из сетчатки.

На заднем отделе сетчатки находится место выхода зрительного нерва - диск зрительного нерва, а латеральное от него располагается желтоватое пятно. Здесь находится наибольшее количество колбочек; это место является местом наибольшего видения.

В ядро глаза входят передняя и задняя камеры, заполненные водянистой влагой, хрусталик и стекловидное тело. Передняя камера глаза - это пространство между роговицей спереди и передней поверхностью радужки сзади. Место по окружности, где находится край роговицы и радужки, ограничено гребенчатой связкой. Между пучками этой связки расположено пространство радужно-роговичного узла (фонтановы пространства). Через эти пространства водянистая влага из передней камеры оттекает в венозный синус склеры (шлеммов канал), а затем поступает в передние ресничные вены. Через отверстие зрачка передняя камера соединяется с задней камерой глазного яблока. Задняя камера в свою очередь соединяется с пространствами между волокнами хрусталика и ресничным телом. По периферии хрусталика лежит пространство в виде пояска (петитов канал), заполненное водянистой влагой.

Хрусталик - это двояковыпуклая линза, которая расположена сзади камер глаза и обладает светопреломляющей способностью. В нем различают переднюю и заднюю поверхности и экватор. Вещество хрусталика бесцветное, прозрачное, плотное, не имеет сосудов и нервов. Внутренняя его часть - ядро - намного плотнее периферической части. Снаружи хрусталик покрыт тонкой прозрачной эластичной капсулой, к которой прикрепляется ресничный поясок (циннова связка). При сокращении ресничной мышцы изменяются размеры хрусталика и его преломляющая способность.

Стекловидное тело - это желеобразная прозрачная масса, которая не имеет сосудов и нервов и покрыта мембраной. Расположено оно в стекловидной камере глазного яблока, сзади хрусталика и плотно прилегает к сетчатке. Сбоку хрусталика в стекловидном теле находится углубление, называемое стекловидной ямкой. Преломляющая способность стекловидного тела близка к таковой водянистой влаги, которая заполняет камеры глаза. Кроме того, стекловидное тело выполняет опорную и защитную функции.

Вспомогательные органы глаза . К вспомогательным органам глаза относятся мышцы глазного яблока (рис. 145), фасции глазницы, веки, брови, слезный аппарат, жировое тело, конъюнктива, влагалище глазного яблока.

Рис. 145. Мышцы глазного яблока:

А - вид с латеральной стороны: 1 - верхняя прямая мышца; 2 - мышца, поднимающая верхнее веко; 3 - нижняя косая мышца; 4 - нижняя прямая мышца; 5 - латеральная прямая мышца; Б - вид сверху: 1 - блок; 2 - влагалище сухожилия верхней косой мышцы; 3 - верхняя косая мышца; 4- медиальная прямая мышца; 5 - нижняя прямая мышца; 6 - верхняя прямая мышца; 7 - латеральная прямая мышца; 8 - мышца, поднимающая верхнее веко

Двигательный аппарат глаза представлен шестью мышцами. Мышцы начинаются от сухожильного кольца вокруг зрительного нерва в глубине глазницы и прикрепляются к глазному яблоку. Выделяют четыре прямые мышцы глазного яблока (верхняя, нижняя, латеральная и медиальная) и две косые (верхняя и нижняя). Мышцы действуют таким образом, что оба глаза поворачиваются согласованно и направлены в одну и ту же точку. От сухожильного кольца начинается также мышца, поднимающая верхнее веко. Мышцы глаза относятся к поперечнополосатым мышцам и сокращаются произвольно.

Глазница, в которой находится глазное яблоко, состоит из надкостницы глазницы, которая в области зрительного канала и верхней глазничной щели срастается с твердой оболочкой головного мозга. Глазное яблоко покрыто оболочкой (или теноновой капсулой), которая рыхло соединяется со склерой и образует эписклеральное пространство. Между влагалищем и надкостницей глазницы находится жировое тело глазницы, которое выполняет роль эластичной подушки для глазного яблока.

Веки (верхнее и нижнее) представляют собой образования, которые лежат впереди глазного яблока и прикрывают его сверху и снизу, а при смыкании - полностью его закрывают. Веки имеют переднюю и заднюю поверхность и свободные края. Последние, соединившись спайками, образуют медиальный и латеральные углы глаза. В медиальном углу находятся слезное озеро и слезное мясцо. На свободном крае верхнего и нижнего век около медиального угла видно небольшое возвышение - слезный сосочек с отверстием на верхушке, которая является началом слезного канальца.

Пространство между краями век называется глазной щелью. Вдоль переднего края век расположены ресницы. Основу века составляет хрящ, который сверху покрыт кожей, а с внутренней стороны - конъюнктивой века, которая затем переходит в конъюнктиву глазного яблока. Углубление, которое образуется при переходе конъюнктивы век на глазное яблоко, называется конъюнктивальным мешком. Веки, кроме защитной функции, уменьшают или перекрывают доступ светового потока.

На границе лба и верхнего века находится бровь, представляющая собой валик, покрытый волосами и выполняющий защитную функцию.

Слезный аппарат состоит из слезной железы с выводными протоками и слезоотводящих путей. Слезная железа находится в одноименной ямке в латеральном углу, у верхней стенки глазницы и покрыта тонкой соединительно-тканной капсулой. Выводные протоки (их около 15) слезной железы открываются в конъюнктивальный мешок. Слеза омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Движению слезы способствуют мигательные движения век. Затем слеза по капиллярной щели около края век оттекает в слезное озеро. В этом месте берут начало слезные канальцы, которые открываются в слезный мешок. Последний находится в одноименной ямке в нижнемедиальном углу глазницы. Книзу он переходит в довольно широкий носослезный канал, по которому слезная жидкость попадает в полость носа.

Проводящие пути зрительного анализатора (рис. 146). Свет, который попадает на сетчатку, проходит вначале через прозрачный светопреломляющий аппарат глаза: роговицу, водянистую влагу передней и задней камер, хрусталик и стекловидное тело. Пучок света на своем пути регулируется зрачком. Светопреломляющий аппарат направляет пучок света на более чувствительную часть сетчатки - место наилучшего видения - пятно с его центральной ямкой. Пройдя через все слои сетчатки, свет вызывает там сложные фотохимические преобразования зрительных пигментов. В результате этого в светочувствительных клетках (палочках и колбочках) возникает нервный импульс, который затем передается следующим нейронам сетчатки - биполярным клеткам (нейроцитам), а после них - нейроцитам ганглиозного слоя, ганглиозным нейроцитам. Отростки последних идут в сторону диска и формируют зрительный нерв. Пройдя в череп через канал зрительного нерва по нижней поверхности головного мозга, зрительный нерв образует неполный зрительный перекрест. От зрительного перекреста начинается зрительный тракт, который состоит из нервных волокон ганглиозных клеток сетчатки глазного яблока. Затем волокна по зрительному тракту идут к подкорковым зрительным центрам: латеральному коленчатому телу и верхним холмикам крыши среднего мозга. В латеральном коленчатом теле волокна третьего нейрона (ганглиозных нейроцитов) зрительного пути заканчиваются и вступают в контакт с клетками следующего нейрона. Аксоны этих нейроцитов проходят через внутреннюю капсулу и достигают клеток затылочной доли около шпорной борозды, где и заканчиваются (корковый конец зрительного анализатора). Часть аксонов ганглиозных клеток проходит через коленчатое тело и в составе ручки поступает в верхний холмик. Далее из серого слоя верхнего холмика импульсы идут в ядро глазодвигательного нерва и в дополнительное ядро, откуда происходит иннервация глазодвигательных мышц, мышц, которые суживают зрачки, и ресничной мышцы. Эти волокна несут импульс в ответ на световое раздражение и зрачки суживаются (зрачковый рефлекс), также происходит поворот в необходимом направлении глазных яблок.

Рис. 146. Схема строения зрительного анализатора:

1 - сетчатка; 2- неперекрещенные волокна зрительного нерва; 3 - перекрещенные волокна зрительного нерва; 4- зрительный тракт; 5- корковый анализатор

Механизм фоторецепции основан на поэтапном превращении зрительного пигмента родопсина под действием квантов света. Последние поглощаются группой атомов (хромофоры) специализированных молекул - хромолипо-протеинов. В качестве хромофора, который определяет степень поглощения света в зрительных пигментах, выступают альдегиды спиртов витамина А, или ретиналь. Последние всегда находятся в форме 11-цисретиналя и в норме связываются с бесцветным белком опсином, образуя при этом зрительный пигмент родопсин, который через ряд промежуточных стадий вновь подвергается расщеплению на ретиналь и опсин. При этом молекула теряет цвет и этот процесс называют выцветанием. Схема превращения молекулы родопсина представляется следующим образом.

Процесс зрительного возбуждения возникает в период между образованием люми- и метародопсина II. После прекращения воздействия света родопсин тотчас же ресинтезируется. Вначале полностью при участии фермента рети-нальизомеразы транс-ретиналь превращается в 11-цисретиналь, а затем последний соединяется с опсином, вновь образуя родопсин. Этот процесс беспрерывный и лежит в основе темновой адаптации. В полной темноте необходимо около 30 мин, чтобы все палочки адаптировались и глаза приобрели максимальную чувствительность. Формирование изображения в глазу происходит при участии оптических систем (роговицы и хрусталика), дающих перевернутое и уменьшенное изображение объекта на поверхности сетчатки. Приспособление глаза к ясному видению на расстоянии удаленных предметов называют аккомодацией. Механизм аккомодации глаза связан с сокращением ресничных мышц, которые изменяют кривизну хрусталика.

При рассмотрении предметов на близком расстоянии одновременно с аккомодацией действует и конвергенция, т. е. происходит сведение осей обоих глаз. Зрительные линии сходятся тем больше, чем ближе находится рассматриваемый предмет.

Преломляющую силу оптической системы глаза выражают в диоптриях («Д» - дптр). За 1 Д принимается сила линзы, фокусное расстояние которой составляет 1 м. Преломляющая сила глаза человека составляет 59 дптр при рассмотрении далеких предметов и 70,5 дптр при рассмотрении близких.

Существуют три главные аномалии преломления лучей в глазу (рефракции): близорукость, или миопия; дальнозоркость, или гиперметропия; старческая дальнозоркость, или пресбиопия (рис. 147). Основная причина всех дефектов глаза состоит в том, что не согласуются между собой преломляющая сила и длина глазного яблока, как в нормальном глазу. При близорукости (миопии) лучи сходятся перед сетчаткой в стекловидном теле, а на сетчатке вместо точки возникает круг светорассеяния, глазное яблоко при этом имеет большую длину, чем в норме. Для коррекции зрения используют вогнутые линзы с отрицательными диоптриями.

Рис. 147. Ход лучей света в нормальном глазу (А), при близорукости

(Б 1 и Б 2), при дальнозоркости (В 1 и В 2) и при астигматизме (Г 1 и Г 2):

Б 2 , В 2 - двояковогнутая и двояковыпуклая линзы для исправления дефектов близорукости и дальнозоркости; Г 2 - цилиндрическая линза для коррекции астигматизма; 1 - зона четкого видения; 2 - зона размытого изображения; 3 - корректирующие линзы

При дальнозоркости (гиперметропии) глазное яблоко короткое, и поэтому параллельные лучи, идущие от далеких предметов, собираются сзади сетчатки, а на ней получается неясное, расплывчатое изображение предмета. Этот недостаток может быть компенсирован путем использования преломляющей силы выпуклых линз с положительными диоптриями.

Старческая дальнозоркость (пресбиопия) связана со слабой эластичностью хрусталика и ослаблением натяжения цинновых связок при нормальной длине глазного яблока.

Исправлять это нарушение рефракции можно с помощью двояковыпуклых линз. Зрение одним глазом дает нам представление о предмете лишь в одной плоскости. Только при зрении одновременно двумя глазами возможно восприятие глубины и правильное представление о взаимном расположении предметов. Способность к слиянию отдельных изображений, получаемых каждым глазом, в единое целое обеспечивает бинокулярное зрение.

Острота зрения характеризует пространственную разрешающую способность глаза и определяется тем наименьшим углом, при котором человек способен различать раздельно две точки. Чем меньше угол, тем лучше зрение. В норме этот угол равен 1 мин, или 1 единице.

Для определения остроты зрения используют специальные таблицы, на которых изображены буквы или фигурки различного размера.

Поле зрения - это пространство, которое воспринимается одним глазом при неподвижном его состоянии. Изменение поля зрения может быть ранним признаком некоторых заболеваний глаз и головного мозга.

Цветоощущение - способность глаза различать цвета. Благодаря этой зрительной функции человек способен воспринимать около 180 цветовых оттенков. Цветовое зрение имеет большое практическое значение в ряде профессий, особенно в искусстве. Как и острота зрения, цветоощущение является функцией колбочкового аппарата сетчатки. Нарушения цветового зрения могут быть врожденными и передаваться по наследству и приобретенными.

Нарушение цветового восприятия носит название дальтонизма и определяется с помощью псевдоизохроматических таблиц, в которых представлена совокупность цветных точек, образующих какой-либо знак. Человек с нормальным зрением легко различает контуры знака, а дальтоник нет.

Наука проявляет свою примитивность, относясь к человеческому телу как к разновидности сложного механизма, составленного из множества механических узлов, каждый из которых работает автоматически и в слаженности со всеми другими. Дескать, организм человека - это большая машина, а его разнообразные органы - это машины поменьше, и вся эта колымага, получив с рождения старт, катится как-то по жизни сама собой. А единственный «бог из машины», то бишь человеческие воля и разум, дескать, живет у нее в приживалах.

Таков ортодоксальный взгляд. Что касается души, то если мы и допускаем ее существование, то воспринимаем ее, как некую пустоту внутри машины, вечно ускользающую от точного определения. Ну, а если с машиной что-то не так, мы про душу вообще забываем. Мы тогда вызываем главного механика по машинам, то бишь врача. И этот мошенник с самым серьезным видом копается в нашей машине, то есть внутри нас. Нет, как механик человеческого устройства он вполне хорош. Беда только в том, что, пока он со знанием дела разбирает и паяет наш двигатель, жизнь наша по капельке угасает. Но, в самом деле, не винить же в этом врачей!

Очевидно, что, даже если смотреть на человеческое тело как на сложную, совершенную и прекрасно отлаженную машину, мы все же не сможем и на минуту заставить ее работать, если все ее функции и механизмы не будут самым тщательным образом контролироваться из какого-то центра. Еще сложнее вообразить себе самоэволюцию подобной машины. Мыслимое ли дело, чтобы машина, пусть даже простая прялка, автоматически сама себя совершенствовала? Видимо, все же «бог из машины» существовал еще до того, как стала существовать сама машина.

Вот так обстоят дела с человеческим телом. Некий центральный «бог из машины» должен постоянно присутствовать в каждом живом организме. Даже у маленького жучка должна быть своя крошечная душа, заставляющая его ползти вперед. Ну а душа homo sapiens, человека разумного, позволяет ему твердо стоять на своих двоих. Только не требуйте у меня определения понятия «душа». С таким же успехом вы можете требовать у велосипеда, чтобы он дал определение тому, что такое его наездница, с грациозностью юной богини направляющая его механическое тело неведомо куда и зачем. На самом деле юная леди мчится навстречу юному джентльмену - но откуда, скажите на милость, знать об этом велосипеду? Да и, говоря по правде, до этого юного джентльмена велосипеду и дела-то нет. Тем не менее сам велосипед не смог бы проделать долгий двадцатикилометровый путь из одного пункта в другой, не управляй им юная леди, спешащая на свидание со своим юным джентльменом.



Видимо, подобным же образом и наши с вами тела-машины оседланы каждое своим собственным божком-наездником. Вот его-то нам и придется назвать нашей индивидуальной душой и с тем оставить пребывать там, где он пребывает. Далеко ли уедет велосипед, если будет пытаться «дать определение» сидящей на нем юной леди? И все же будьте уверены, что он не станет отрицать тот факт, что эта юная леди уверенно сидит в его седле. Даже Солнце не стало бы описывать круги по небу, не будь и у него своего седока. Но поскольку Солнце - далеко не единственное светило на звездном небосклоне, мы не будем от него требовать, чтобы оно «дало определение» своему седоку исключительно с позиций нашей солнечной системы. И, тем не менее, какой-то седок должен быть - седок нашей многоколесной Вселенной.

Но оставим в покое Вселенную. Эта игрушка чересчур велика для меня. Давайте лучше поговорим обо мне. В самом начале моей жизни, раньше всего другого, возникло мое «я». Возникло (или было уже до того) таинственное маленькое целое, божок, построивший машину и затем отправившийся на ней в долгое путешествие лет этак на семьдесят. Но давайте пока поговорим о самой машине, а не о «боге из машины». Представьте себе на минуту, что вы - велосипед, а не наделенный разумом велосипедист. Так вот, согласитесь - единственное, что вы можете сделать, давая определение «велосипедисту» нашего тела, так это попытаться дать ему такое определение с позиций нашего же собственного тела. Иначе говоря, «велосипед» сказал бы примерно следующее:

Вот тут, на моем кожаном седле, помещается какая-то странная одушевленная сила, которую я называю Силой Гравитации, и эта величайшая сила управляет всей моей Вселенной… Впрочем, нет, если хорошенько подумать, то я бы скорее сказал, что эта величайшая сила не всегда находится в моем седле. Иногда ее просто нет - и тогда я стою, прислонившись к стене, беспомощный и неподвижный. Некоторые даже видели, как я лежу вверх тормашками, а вернее, колесами, оставленный в таком положении моей таинственной юной леди. Это наводит меня на мысль о теории относительности. Однако на протяжении большей части того времени, когда я жив и бодрствую, она, или, может быть, «оно», - эта таинственная сила или это таинственное явление - не покидает моего седла. И все то время, когда «оно» в седле, две подчиненные ему силы крутят мои педали то туда, то сюда с непостижимой и неизмеримой силой. Эта таинственная сила уверенной и твердой рукой направляет мой руль, направляет его совершенно непостижимым для меня образом, управляя всем моим движением. Это не грубо толкающая, а искусно направляющая сила, под чьим воздействием мое сияющее стальное тело легко и стремительно мчится по шоссе. Но иногда раздается внезапный щелчок, и мои мчащиеся колеса вдруг резко останавливаются. Ах, до чего же это болезненно и неприятно! Я себе весело мчусь вперед, полностью вверяя себя стремительному elan vital , как вдруг страшная судорога схватывает мое заднее колесо, или переднее колесо, или оба колеса сразу. Наступает ужасающее в своей непостижимости внезапное прекращение движения. Возникает впечатление, будто душа моя вырывается вперед, опережая тело, а сам я чувствую себя резко отброшенным назад. Все фибры моего тела издают болезненный стон. Но затем напряжение понемногу спадает…

Вот таким образом, безостановочно и увлеченно, «велосипед» готов разглагольствовать о себе хоть целую вечность. А в итоге его болтовни следует чуть ли не философский вывод:

Ах, если бы эта великая божественная сила никогда не покидала моего седла! Если бы рука этой таинственной воли, направляющая мой путь, вечно покоилась на моем руле! Тогда мои педали могли бы вращаться сами собой, и мое движение никогда бы не прекращалось, и никакие внезапные остановки не могли бы прервать моего вечного и бесконечного движения. Тогда - подумать только! - я стал бы бессмертен. Вечно мчался бы я по Вселенной, мчался в безграничную бесконечность, сливаясь с вечным движением великих звезд, великих небесных светил!..

Бедный старый «велосипед». Одна только мысль об этой несчастной машине заставляет меня подумывать об основании филантропического общества для предотвращения грубого обращения с велосипедами.

Итак, мы видим, что наше бренное тело можно уподобить велосипеду, а наше индивидуальное, непостижимое «я» - его седоку. Понимая, что Вселенная - тоже, по сути, несущийся на полной скорости велосипед, мы подумываем и о том, что у нее, должно быть, тоже есть свой седок. Хотя в то же время мы понимаем, что гадать, кто он такой, тщетно и бесполезно. Когда я вижу, как таракан уносит от меня ноги и прячется в щель, я оторопело стою и думаю: «Чудной у тебя, должно быть, седок! Ты вообще не имеешь права на седока, слышишь ты?..» А когда в июньском лесу я слышу монотонное и унылое «ку-ку», я думаю: «Кому понадобилось создавать такие часы?» Когда я вижу популярного политика на трибуне, бойко тарабанящего свою речь под одобрительные возгласы толпы, я думаю: «А ведь и у него есть свой седок. Господи, таким ли Ты представлял Себе венец Твоего творения?» Вот почему - уж увольте меня - я не стану в очередной раз пускаться во все эти бесполезные догадки о творце Вселенной.

Начнем уж лучше с себя: ведь мудрость, как и милосердие, начинается с нашего дома. В седле у каждого из нас есть свой седок - наша собственная душа. Но вся беда в том, что у большинства из нас этот седок не умеет толком ни рулить, ни крутить педали, так что человечество в целом подобно огромной команде безумных велосипедистов, и, чтобы никто из нас не упал, мы видим лишь один выход: рулить, прижимаясь плечом к плечу, держаться сплошной, плотной массой, где каждый поддерживает каждого и все поддерживают всех. О небо, какой кошмар!

Что до меня, то я прихожу в настоящий ужас от перспективы ездить толпой. Вот почему, усердно крутя педалями, я, как говорится, уношу от них ноги.

Ну что ж, мое тело - велосипед, а мое «я» - седло, в котором помещается мой седок. Грудная клетка - переднее колесо, солнечное сплетение - заднее. Тормозами мне служат волевые ганглии. Моя голова - это руль. Динамика правой и левой сторон моего тела, каким-то образом связанная с работой симпатического и волевого отделов, - это, соответственно, правая и левая педаль.

Представляя себя таким образом, я начинаю более или менее понимать, как именно мой седок приводит меня в движение и при помощи каких центров он контролирует это движение. То есть начинаю понимать, где располагаются точки жизнетворного контакта между моим седоком и моей машиной - моим видимым и моим невидимым «я». Я не пытаюсь угадывать, кто он, мой постоянный седок. Угадать это невозможно. С таким же успехом велосипед, отчаянно мотая рулем и звоня в свой звонок, мог бы пытаться угадать, кто она, его юная леди.

Однако возвратимся к нашему младенцу. Определившись с четырьмя первоначальными движениями, мы можем проследить и за дальнейшим его развитием. У младенца солнечное и грудное сплетения с соответствующими ганглиями уже пробуждены и деятельны. На основе этих центров развиваются и основные функции тела.

Как мы видели, солнечное сплетение и поясничный ганглий контролируют большую динамическую систему, функционирование печени и почек. Любой излишек симпатического динамизма приводит к усилению работы печени, к нервному возбуждению и запорам. А срыв симпатического динамизма вызывает анемию. Резкое стимулирование волевого центра может привести к поносу. И так далее. Но все это целиком зависит от интенсивности поляризованного потока между индивидом и тем, с кем он связан, то есть между ребенком и матерью, ребенком и отцом, ребенком и его сестрами или братьями, ребенком и его учителем или же ребенком и окружающей природой. А это не поддается никаким общим законам, если только не предоставить человека полностью самому себе. Тем не менее общий контроль над основными органами нижнего тела осуществляют два нижних центра, и эти органы работают или хорошо, или плохо в зависимости от того, насколько проявляет себя истинная динамическая психическая деятельность двух изначальных центров сознания. Под истинной динамической психической деятельностью мы подразумеваем деятельность, соответствующую самому индивиду, особенностям и наклонностям его души. А динамическая психическая деятельность как таковая означает динамическую полярность между самим индивидом и другими жизненно значимыми для него индивидами, то есть между ним и его ближайшим окружением - человеческим, физическим и географическим.

На верхнем уровне грудное сплетение и спинной ганглий контролируют легкие и сердце. Любая неумеренность симпатической деятельности верхних центров постепенно сжигает легкие кислородом, ослабляет их стрессами и вызывает чахотку. Так что воспитывать ребенка чересчур любящим - это просто-таки преступление. Никогда не вынуждайте ребенка слишком много любить. Это приводит к болезням и в конце концов к преждевременной смерти.

Однако кроме основных физиологических функций (а изучением взаимосвязи между функционированием основных органов и динамической психической деятельностью четырех центров первичного сознания предоставим заниматься врачам), существует также деятельность полупсихическая и полуфункциональная.

Четыре из пяти наших органов чувств сосредоточены в районе головы. Пятое - осязание - распределено по всему телу. Однако все они коренятся в четырех больших первичных центрах сознания. Из скопления наших нервных узлов, из магнитных полей наших нервных полюсов нервы разбегаются по всем направлениям, оканчиваясь на поверхности тела. Внутри же организма они образуют сложнейшую систему разветвлений и связей.

Организм наш функционирует на разных уровнях, и разные уровни контролируются разными центрами. Острота осязания уменьшается на спине, где ему оказывают сопротивление волевые центры. Но в передней части тела грудь является первой из двух сплошных поверхностей симпатического осязания, а живот - второй. Однако стимулы прикосновения у каждой из этих двух поверхностей осязания существенно отличаются друг от друга, обладая различным психическим качеством и психическим результатом. Прикосновение к груди вызывает мелкую дрожь любопытства, прикосновение к животу - активный всплеск предвкушающей радости. Соответственно руки - инструменты нежного, прекрасного любопытства и в то же время сознательного мучительства. Через локти и запястья протекает динамический психический поток, так что нарушения в течении этого потока при общении двух индивидов вызывают в локтях и запястьях неприятные ощущения. На нижнем уровне ног - инструменты удовлетворения и отвержения. Бедра, колени, ступни так и дышат любовным желанием, в темной, великолепной истоме они слепо тянутся к любовному прикосновению. Но они же могут быть и главными центрами сопротивления, отвержения, отбрасывания. Внезапная вспышка неодолимого, томного симпатического желания во всем теле заставляет почувствовать слабость в коленях. А ненависть железом схватывает колени, превращает ступни в когтистые лапы. Таким образом, имеется четыре осязательных поля: два симпатических в передней части тела, от шеи до ступней, и два отталкивающих - в задней, от шеи до пят.

Однако есть еще две области осязания - лицо и ягодицы, которые трудно охарактеризовать каким-то одним типом осязательной реакции.

Лицо - это, конечно, главное окно для нашего «я»: через него мы видим весь мир, а весь мир видит нас. Впрочем, нижнее тело тоже имеет свое окно, а точнее, свои ворота. И все же основная часть нашего общения с внешним миром совершается через лицо.

Каждое отдельное «подокошко» на лице и каждая отдельная калитка на нем имеет прямую связь с каждым из четырех больших центров первичного сознания. Возьмем, например, рот, которому мы обязаны своими вкусовыми ощущениями. Рот - это прежде всего вход для двух основных чувствительных центров. Мы имеем в виду врата живота и врата чресл. Ртом мы едим и пьем. Ртом мы чувствуем вкус, губами целуем. А ведь поцелуй - это первая и, пожалуй, основная по значению чувственная связь.

Кроме того, во рту у нас имеются зубы, являющиеся инструментом нашей чувственной воли. Рост зубов всецело контролируется двумя большими центрами чувств ниже диафрагмы; их жизнь и состояние на протяжении отпущенных нам лет почти полностью зависят от поясничного ганглия. На то время когда у младенца режутся зубы, симпатический центр блокируется. Для младенца это время боли, поноса, страданий.

У нас, современных людей, с зубами сплошные проблемы. Все дело в том, что наши рты слишком малы. Веками мы подавляли в себе жадную, темную чувственную волю. Мы стремились превратить себя в каких-то идеальных существ, чье сознание сплошь духовно, в существ, динамически активных лишь на одном, верхнем, душевном уровне. В результате рот у нас сжался, а зубы стали хрупкими и безжизненными. Куда делись наши острые, живые волчьи зубы, способные нас защищать и разрывать на клочки пищу? Было бы у нас зубов побольше, мы были бы посчастливей. Где же наши белые негроидные зубы? Куда они подевались? Им попросту не хватило бы места в нашем маленьком сжатом рту. Мы насквозь пропитаны симпатическим, духовным, идеальным. За это мы поплатились своей горячей, чувственной силой. И вставными зубами во рту. Таким же точно образом, под давлением верхней воли и «идеальных» импульсов, губы - этот канал наших чувственных желаний - стали тонкими и невыразительными. Так сломаем же наш сознательный, слишком «умственный» идеал любви, и от этого мы станем только сильнее, у нас снова прорежутся зубы, да и прорезывание первых зубов нашей младенческой воли перестанет быть для нас тем адом, каким оно нынче является.

Время, когда у младенца режутся зубы, - это именно тот период, когда волевой центр нижнего уровня впервые приходит в состояние полной активности и одерживает временную победу.

Итак, рот - это главный чувственный вход для нижнего тела. Однако нельзя забывать, что это одновременно и дыхательное отверстие, и отверстие, через которое мы пользуемся невидимым, но действенным инструментом слова, и порог, на котором наш поцелуй встречается с другим поцелуем, нежным, любящим или страстным. Таким образом, этот главный чувственный вход для нижнего тела имеет также и прямое отношение к верхнему телу.

Вкус, вкусовые ощущения - это инструмент прямого общения между нами и объектами из внешнего мира. Вкусовые ощущения содержат в себе элемент осязания и в этом смысле относятся к грудному сплетению. Но вкус, чистый вкус, всецело относится к солнечному сплетению.

Теперь обоняние. Ноздри - это врата небес для легких, через которые в нас поступает вся полнота небесной атмосферы. Когда нам недостает воздуха, мы хватаем его даже ртом. Но тонкие носовые отверстия всегда открыты для воздуха, ощутимо связывающего нас с неощутимым, бесконечным космосом. И потому свою первую, основную функцию нос обретает в грудном сплетении, и это функция вдоха. А функция нежного, неспешного и гордого выдоха, функция отторжения, обретается в спинном ганглии. Но у ноздрей есть и другая функция - функция обоняния. Тонкие нервные окончания, обеспечивающие обоняние, исходят прямо из нижних центров - из солнечного сплетения и поясничного ганглия. И даже глубже. Когда запах приятен, происходит утонченный чувственный вдох. Когда же запах неприятен, происходит чувственное отторжение. И подобно тому как полнота губ и форма рта зависят от степени развитости нижних или верхних центров, чувственного или духовного, так и форма носа зависит от действенности контроля глубочайших центров сознания. Совершенный нос - это, видимо, результат гармонии между четырьмя типами нервной реакции. Но кто, скажите мне, видел совершенный нос и знает, что это вообще такое? Мы лишь знаем, что маленький, курносый нос обычно свойствен сугубо симпатическим натурам, натурам не слишком гордым, зато длинный нос как-то связан с верхним волевым центром, спинным ганглием, нашим главным центром любопытства и благожелательного или объективного контроля. Короткий, толстый нос - сенсуально-симпатический, а высокий, крючковатый нос - сенсуально-волевой, как если бы в его форме застыл изгиб отвращения, какое мы испытываем, когда отворачиваемся от дурного запаха, изгиб гордого высокомерия и субъективной власти. Нос - одна из важнейших примет характера. Иначе говоря, его форма почти во всех случаях отображает доминирующий тип динамического сознания данного индивида и точно указывает на доминирующий первичный центр, которым в основном и определяется его жизнь. Дикари заменяют поцелуй трением носами, и это - гораздо более острое, глубоко чувствуемое и чувственное ощущение, нежели наше соприкосновение губами.

Глаза - третьи большие двери души. Именно через них душа выглядывает из тела, входит в него и выходит оттуда, подобно птице, которая то вылетает из гнезда, то вновь в него возвращается. Но корни «сознательного» зрения почти полностью пребывают в груди. Когда сквозь широко распахнутые окна глаз я радостно взираю на мир вне меня, то одновременно мир получает возможность взирать на мое внутреннее «я», живое и искрящееся. Чудо зрения, чудо смотрящих глаз дает моей душе эту удивительную возможность переселяться в любимое существо, в окружающий меня мир, и она, моя душа, устремляется к ним прямо из центра груди - устремляется через глаза. А любимое существо устремляется мне навстречу, глубоко заглядывая через глаза в мягкую тьму моего существа, наполненную до краев непостижимым моим присутствием. Но если я недоволен, мое «я» твердо и холодно восстает из глубин моих глаз, отвергая любое общение, любую симпатию; оно лишь пристально и недоверчиво всматривается в окружающий мир. Это импульс холодной объективности, исходящий из спинного ганглия. Повинуясь импульсу из того же самого волевого центра, мои глаза могут смотреть с холодным, но внимательным любопытством, как кошка на птицу. В мое любопытство вкрапливается по временам элемент теплого восхищения чудом, которое я вижу вне моего существа. А иногда мое любопытство полностью лишено тепла, превращаясь в объективный, чисто рассудочный интерес. Это бездушное любопытство верхней воли, исходящее из плечевого ганглия, острое, всевидящее, препарирующее любопытство ученого, проводящего эксперимент.

В то же время и у глаз есть свой чувственный корень. Однако его трудно описать словами нашего убогого, скудного языка, ибо все наше зрение, наше современное, северное зрение, ограничивается верхним уровнем зрения в узком смысле этого слова.

Существует такой вид обладания, как обладание с помощью одних только чувств. Таков темный, жаждущий взгляд дикаря, воспринимающий в мире лишь то, что имеет непосредственное отношение к нему самому и что возбуждает какое-либо определенное, темное желание в недрах его нижнего «я». Когда он видит такой объект, глаза его становятся бездонно-черными. А иногда его глаза сверкают огнем, и остающаяся в них темнота лишена глубины. Это быстрый, внимательный взгляд, наблюдающий и обладающий, но никогда по-настоящему не поддающийся обаянию внешнего объекта: так кошка наблюдает за потенциальной жертвой. Быстрый и темный взгляд, который знает, что предмет созерцания чужд, опасен и должен быть побежден. Это не тот широко открытый взгляд, который хочет знать и познавать, а мощный, гордый и осторожный взгляд, оценивающий степень опасности, исходящей от осматриваемого объекта, и в то же время степень его желательности. Дикарь весь в себе. Он едва замечает все остальное, считая его чем-то лишним, ненужным и странным, чем-то несуществующим. То, что мы называем зрением, у него попросту отсутствует.

Посмотрите, как смотрит конь и как смотрит корова. Коровий взгляд мягкий, бархатистый и впитывающий. Она стоит и глядит на нас со странно фиксированным вниманием. Она вся открыта навстречу чуду. Корень ее зрения - в желании ее груди. То же слышится и в ее мычании. Массивная тяжесть страсти таится и в груди быка - страсти, рвущейся наружу из глубин души через мычание и глаза. Сила быка - в груди. Оружие - на голове. Чудо - всегда вне коровы или быка.

А вот взгляд коня ярок и быстр. Взгляд осторожного любопытства, исполненный страха, одновременно агрессивный и перепуганный. Корень его зрения - в его животе, в солнечном сплетении. И оружие его не внешнее, как рога у быка, а скорее чувственное, телесное - копыта и зубы.

Однако у обоих этих животных доминирует симпатический тип нервной деятельности. А вот те животные, чья жизнедеятельность определяется в основном большими волевыми центрами, - кошки, волки, ястребы, тигры - почти лишены зрения в нашем понимании этого слова. Их взгляд широко раскрывается или хищно сужается лишь при виде цели, то есть намеченной жертвы. Он избирателен. Ничего, кроме этого, они не видят. И в то же время у них такое отличное, такое непостижимо острое зрение!

Большинство животных все, что видят, одновременно и обоняют: у них не слишком хорошо развито зрение. Они больше узнают благодаря обонянию, контакту с запахом, и этот контакт является более непосредственным по сравнению со зрением.

Что касается нас, людей, наше зрение все больше и больше подводит нас, ибо мы ограничили себя лишь одним типом нервной деятельности. Темный, избирательный взгляд напряженного, как струна, дикаря, суженное зрение кошки или сосредоточенный на одной точке взгляд ястреба - все это давно уже нам несвойственно. Мы в своей жизни слишком зависим от симпатических центров, не имея противовеса в центрах воли. Точно так же непропорционально активно действуют в нас верхние симпатический и волевой центры, так что мы постоянно пребываем в состоянии некоего отстраненного любопытства. Взгляд наш обладает минимальной чувственностью, во всех смыслах этого слова. Мы постоянно смотрим и смотрим, все пропуская сквозь наши глаза, настроенные на вечное отстраненное любопытство, но внутри у нас пустота, из которой мы смотрим на внешний мир. Вот почему глаза нас подводят, вот почему они нам изменяют. Мы все больше становимся близорукими, и это нечто вроде нашей самозащиты.

Слух - последний и, видимо, важнейший из наших органов чувств. Здесь у нас просто нет никакого выбора, тогда как во всех других областях мы обладаем властью отвержения. Так, в области зрения у нас есть выбор точки зрения. Можем, если хотим, настроить себя на радостное восприятие внешнего мира, мира света, в который мы устремляемся в поисках чуда, чтобы слиться с ним в нечто единое, влить свою душу в его душу. Или можем настроить себя таким образом, чтобы видеть глазами древних египтян, то есть все пропуская сквозь собственную темную душу; видеть странность созданий внешнего мира, пропасть между ними и своею собственною душой, живущей, в конце концов, по своим собственным законам. Древние египтяне видели все в полном соответствии со своей субъективной психологией, видели необъективно, не устремляясь прочь от самих себя в поисках внешнего чуда.

Таковы два основных способа симпатического зрения. Наш способ следует считать объективным, египетский - субъективным. Однако сами термины «объективный» и «субъективный» также всецело зависят от точки зрения, точки отсчета. Поэтому применимы более точные термины: «душевный» и «чувственный».

Но существуют, разумеется, и два способа волевого зрения. Мы можем все на свете рассматривать современным критическим, аналитическим или преувеличенно пессимистическим взглядом. Или же мы можем смотреть на все так, как смотрит ястреб, то есть сосредоточивать свой взгляд на той одной-единственной точке, где бьется сердце намеченной нами жертвы.

Так или иначе, мы можем, - конечно, до определенной степени, - выбирать тот или иной тип из четырех типов зрения. И мы можем, когда это от нас зависит, не прибегать к органам вкуса, обоняния или осязания.

Что до слуха, то здесь наш выбор сведен до минимума. Звуки обладают способностью прямого воздействия на большие аффективные центры. По собственной воле мы можем лишь внимательно прислушиваться или, наоборот, затыкать уши. Но в том, что именно мы слышим, у нас действительно нет выбора. Тут наша воля ограниченна. Звуки действуют на аффективные центры прямо, почти автоматически. А наша душа не может ни устремляться им навстречу, ни решительно вставать на пороге, как в случае зрения. В случае слуха мы полностью лишены выбора.

Тем не менее воздействие звука на нас достаточно многообразно и соответствует четырем главным полюсам сознания. Пение птиц почти целиком и полностью воздействует на область груди. Птицы, чей полет возможен благодаря совместным усилиям груди и плеч, становятся для нас символом духа, верхнего типа сознания. Ноги же их превратились в тонкие, почти незаметные прутики. Ну а хвостом они вертят непосредственно по сигналу из центра чувственной воли.

А вот их пение действует непосредственно на наш верхний, или душевный, уровень. Точно так же действует на него наша музыка - по своей тенденции христианская. Правда, современная музыка носит скорее аналитический, критический характер, она открыла всесилие уродливого в нашем мире. Подобно военной музыке, она также воспринимается верхним уровнем. Это военные песни, бравурные марши и духовые оркестры. Все это действует непосредственно на спинной ганглий. Было, однако, время, когда музыка действовала прямо на чувственные центры. Музыка дикарей, бой барабанов, а также рычание львов и вопли котов - вот немногие примеры этого рода, какие мы еще можем услышать. Даже в некоторых человеческих голосах иногда еще можно распознать глубокий отзвук чувственного поля сознания. Но общая тенденция состоит в том, что все в нашем восприятии продолжает подтягиваться к верхнему уровню, тогда как нижний уровень продолжает автоматически действовать по указке верхнего.

 


Читайте:



Конспект урока на тему: "Степени сравнения имен прилагательных"(6класс) Конспект урока сравнительная степень прилагательных

Конспект урока на тему:

Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Степени сравнения имен прилагательных». Цель: изучить степени сравнения имен прилагательных,...

Places of Interest in London - Достопримечательности Лондона, устная тема по английскому языку с переводом

Places of Interest in London - Достопримечательности Лондона, устная тема по английскому языку с переводом

London Attractions – Достопримечательности Лондона London"s most famous places of interest Buckingham Palace Buckingham Palace is the...

Кладбище кораблей: последняя пристань гигантов (6 фото)

Кладбище кораблей: последняя пристань гигантов (6 фото)

Индустрия утилизации старых судов в Ситакунде зародилась в 1960 году. Благодаря дешевой рабочей силе и менее строгим правилам по отношению к...

Презентация по физике на тему "электрический ток в металлах"

Презентация по физике на тему

Как уже отмечалось в прошлой главе, металлы являются самой распространенной средой, проводящей электрический ток. И носителями зарядов являются...

feed-image RSS